Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 30 ноября 1999 г. N 27/777-6

 

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

 

Переход к рыночной экономике в стране предъявляет существенно более высокие требования к трудовой активности и профессионализму работников производственного и обслуживающего труда, что значительно затрудняет трудоустройство и самостоятельную трудовую деятельность выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Сложившаяся практика обучения в настоящее время не отвечает в полной мере возросшим требованиям. Это делает в высшей степени актуальной проблему коренного изменения подготовки обучающихся с отклонениями в развитии к самостоятельной жизни и общественно полезному труду по ряду направлений. Данные катамнеза свидетельствуют о том, что большинство выпускников указанных образовательных учреждений Российской Федерации способны к овладению профессиями и могут успешно работать на многих производственных предприятиях. В то же время их возможности в профессиональной подготовке существенно ограничены. Это проявляется: во-первых, в сужении выбора видов доступного профессионального труда; во-вторых, в медленном темпе обучения и больших трудностях при овладении учебным материалом на уровне, достаточном для самостоятельной профессиональной деятельности.

Повышенные требования к качеству, производительности и мобильности труда рабочих в современных промышленных условиях сделали ранее существующую систему трудовой подготовки обучающихся с отклонениями в развитии мало эффективной.

Решением коллегии Минобразования России N 3/1 от 09.02.99 "О психолого - педагогической и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами образования" рекомендовано на базе учреждений начального профессионального образования продолжать трудовое обучение выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений в разных формах.

Первый вариант: обучение в специализированном учреждении начального профессионального образования, в котором обучение ведется по специальным учебным планам и программам, учитывающим особенности подростков с отклонениями в развитии.

Учебный план таких учреждений должен предполагать минимум часов на общеобразовательные программы и максимум на трудовую подготовку. Причем при обязательном изучении технологии производства следует давать только основные элементарные теоретические сведения. Основное внимание при обучении необходимо уделять отработке практических умений и навыков.

Преимущество таких специальных образовательных учреждений заключается в том, что в них легче решать финансовые проблемы и проблемы штатного расписания. В них легче сформировать учебные группы, приближенные к наполняемости классов специального (коррекционного) образовательного учреждения - 6 - 12 человек. Тогда как в обычных или смешанных учреждениях начального профессионального образования норма наполняемости группы 25 человек, а деление на подгруппы для практических занятий предусматривается только по особо сложным профессиям (12 - 15 человек). Заработная плата всех педагогов при этом повышена на 20%.

В настоящее время в ряде регионов распространен другой вариант начального профессионального обучения подростков с отклонениями в развитии. Это специализированные группы при учреждениях начального профессионального образования для подростков с сохранным интеллектом, получившие распространение практически во всех регионах страны.

В такой организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется свое преимущество. Своеобразная интеграция в среду сверстников способствует социальной адаптации воспитанников с отклонениями в развитии.

При обоих вариантах обучения подростков с отклонениями в развитии в учреждениях начального профессионального образования немаловажное значение для их общего развития должно придаваться правильной организации второй половины дня. В это время, кроме проведения занятий по самоподготовке, должны проводиться занятия воспитателей по культуре поведения и общения, развитию умений и навыков бытового труда (для чего следует адаптировать программу СБО). Подростки должны вовлекаться во все воспитательные мероприятия, организуемые образовательным учреждением (праздники, вечера, спортивные соревнования, работа кружков, секций и т.д.).

Проживание подростков возможно в общежитии учреждения начального профессионального образования, в интернате специального (коррекционного) образовательного учреждения или дома. Если подростки обучаются в специальных группах учреждения начального профессионального образования общего типа и живут в общежитии этого учреждения, желательно комплектовать воспитательские группы только из выпускников специальных (коррекционных) учреждений (во избежание отрицательного влияния на подростков и конфликтов).

Наиболее эффективной является ситуация, когда выпускник специальной школы - интерната, обучаясь в учреждении начального профессионального образования, продолжает проживать в интернате. Такая форма позволяет педагогам обоих образовательных учреждений закрепить у подростка нормы поведения, способствовать его социальной адаптации.

Обращаем внимание на необходимость не только совершенствования профессиональных навыков подростков с отклонениями в развитии, но и подготовки их к самостоятельной жизни в условиях современного общества. Приоритетом в любом из перечисленных вариантов начального профессионального образования подростков должно оставаться качество учебно - воспитательной работы, ее коррекционная направленность.

 

Заместитель Министра

Е.Е.ЧЕПУРНЫХ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024