МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 декабря 1999 г. N 16-52-151ин/16-13
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
(ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ
СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Министерство
образования Российской Федерации направляет для практического применения
Рекомендации по планированию и организации производственной (профессиональной)
практики по техническим специальностям в условиях действия Государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Приложение
к письму
Минобразования России
от 2 декабря 1999
г. N 16-52-151ин/16-13
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ)
ПРАКТИКИ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рекомендации
составлены в соответствии с Положением о производственной (профессиональной)
практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего
профессионального образования (далее - Положение), утвержденным Приказом
Минобразования России от 21.07.1999 N 1991.
1. Общие
положения
1.1. Производственная (профессиональная) практика студентов, курсантов
образовательных учреждений среднего профессионального образования по
техническим специальностям организуется в соответствии с Государственным
образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее - ГОС
СПО) в части государственных требований к минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования,
Положением по производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов
образовательных учреждений среднего профессионального образования и включает
следующие этапы практики:
- практику для
получения первичных профессиональных умений и навыков (учебную);
- практику по
профилю специальности (технологическую);
- практику
преддипломную (квалификационную или стажировку).
2.
Организация практики
2.1. Руководителем
производственной (профессиональной) практики является заместитель директора по
учебно - производственной работе, который осуществляет планирование,
организацию, обеспечение и контроль производственной (профессиональной)
практики студентов образовательных учреждений среднего профессионального
образования.
2.2. Заместитель
директора по учебно - производственной работе координирует работу мастеров
производственного обучения, руководителей практики от учебного заведения,
определяет цели и задачи методической работы цикловой комиссии по
производственной (профессиональной) практике по вопросам совершенствования
организации производственного обучения.
2.3. Организация
практики на всех этапах направлена на выполнение государственных требований к минимуму
содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с получаемой
специальностью и присваиваемой квалификацией.
2.4. Общий объем
времени определяется ГОС СПО по специальности и примерным учебным планом.
2.5.
Производственная (профессиональная) практика может проводиться как
концентрированно, так и рассредоточенно, чередуясь с
теоретическими занятиями.
2.6. Закрепление
баз практик осуществляется администрацией учебного заведения на основе прямых
связей, договоров с организациями независимо от их организационно - правовых
форм и форм собственности.
3. Практика
для получения первичных профессиональных
умений и навыков (учебная)
3.1. На практике
для получения первичных профессиональных умений и навыков студенты готовятся к
осознанному и углубленному изучению дисциплин общепрофессионального и
специального цикла, получают практические и профессиональные знания по
избранной специальности.
3.2. В период
практики у студентов формируется представление о культуре труда, культуре и
этике межличностных отношений, бережном отношении к рабочему времени,
соблюдении требований охраны труда, промышленной безопасности.
3.3. Практика для
получения первичных (профессиональных) умений и навыков (учебная) проводится в
учебных, учебно - производственных мастерских, учебных хозяйствах, учебно -
опытных участках и других вспомогательных объектах учебного заведения.
3.4. Практическое
обучение первичным профессиональным навыкам, как правило, проводится мастерами
производственного обучения.
3.5. В примерный
комплект документов мастера производственного обучения входят:
Положение о
производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов
образовательных учреждений среднего профессионального образования;
рекомендации по
применению Положения;
рабочая программа
практики;
рабочая программа
вида практики и календарно - тематический план;
перечень учебно -
производственных работ и упражнений;
методические
разработки.
3.6. Рабочая
программа вида практики и календарно - тематический план определяют умения и
навыки по каждой теме практики, перечень учебно - производственных работ и
видов упражнений, а также формы теоретических занятий.
Календарно -
тематический план разрабатывается на основе рабочей программы практики и
перечня учебно - производственных работ. При составлении календарно -
тематического плана мастер производит разбивку теоретических вопросов на
отдельные темы, состоящие из нескольких занятий.
Перечень учебно -
производственных работ и упражнений является обязательным приложением к рабочей
программе вида практики и разрабатывается с учетом ее требований на учебный год
по каждой специальности, а перед началом учебного года уточняется и
корректируется (Приложение 1).
3.8. Методические
разработки по отдельным темам или разделам программы практики могут
разрабатываться мастерами производственного обучения в рамках методической
работы, опыта работников отраслевых (министерств, ведомств), методических
служб, а также исходя из опыта других учебных заведений в порядке обмена
передовым опытом.
3.9. Практика для
получения первичных профессиональных навыков проводится в форме практических
занятий или уроков производственного обучения.
Мастер
производственного обучения планирует ход занятий. Планирование хода занятий
заключается в выборе последовательных видов работ и ориентировочном определении
затрат времени на каждый вид работы.
При планировании
урока производственного обучения мастер определяет цель урока и решаемые на нем
задачи, содержание и организацию урока, расстановку студентов по местам
практик, распределение работ между практикантами (Приложение 2).
Мастер
производственного обучения составляет план урока производственного обучения.
Форма плана урока, как и его построение, может и должна изменяться в
зависимости от решаемых на нем задач, применяемых методов и средств обучения.
Из рабочей
программы вида практики мастер в план урока вписывает: тему, цель, задачи и
содержание урока (упражнения и учебно - производственные работы),
приспособления и инструменты, документацию и учебно - наглядные пособия.
Изучив
рекомендуемую литературу, мастер производственного обучения определяет
структуру урока, раскрывает методику проведения каждого урока.
3.10. Урок
производственного обучения состоит из вводной части, основной части и
заключительной части:
на вводную часть
урока отводится до 13 - 15% времени от всего времени, отводимого на урок.
Мастер производственного обучения проводит инструктаж по технике безопасности,
охране труда. Вводная часть урока направлена на подготовку студентов к освоению
умений и навыков, определенных рабочей программой вида практики. Урок
начинается с сообщения темы, цели ознакомления с образцами изделий, применяемым
оборудованием, материалами, приспособлениями, инструментами, приемами и
последовательностью выполнения работ;
на основную часть
урока отводится до 70 - 75% времени.
На основной части
урока у практикантов формируются умения и навыки. Мастер производственного
обучения объясняет назначение и содержание задания, показывает наиболее
рациональные безопасные приемы выполнения работ, сообщает нормы времени на
выполнение работ и критерии оценок. Студенты выполняют работу, предусмотренную
программой практики, отрабатывают приемы и действия. Мастер производственного
обучения следит за выполнением студентами требований охраны труда;
на заключительную
часть урока отводится до 5 - 7% времени.
На заключительной
части урока подводятся итоги.
4. Практика
по профилю специальности
(технологическая) и
практика преддипломная
(квалификационная
или стажировка)
4.1. Содержание
практики по профилю специальности (технологической) и преддипломной
(квалификационной или стажировки) направлено на овладение студентами
профессиональной деятельности по специальности, закрепление, расширение,
углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении дисциплин
общепрофессионального и специального циклов.
Содержание практики
предполагает приобретение первоначального практического опыта, развитие
профессионального мышления, а также овладение первоначальным профессиональным
опытом, проверку профессиональной готовности к самостоятельной трудовой деятельности будущего специалиста и сбор материалов к
дипломному проекту (работе).
4.2. Практика по
профилю специальности (технологическая) и преддипломная (квалификационная или
стажировка) проводится, как правило, в организациях различных организационно -
правовых форм или на базе учебного заведения.
4.3. Успешная
реализация программы практики зависит от организации производственной
(профессиональной) практики, знания целей и задач практики, качества контроля
практики.
4.4. Приказом по
учебному заведению назначаются руководители практики от учебного заведения из
числа преподавателей специальных дисциплин.
4.5. Руководители практики от учебного заведения устанавливают связь с
руководителями практики от организации и совместно с ними принимают участие в
распределении студентов по местам практик в соответствии с требованиями
программы практики, проводят индивидуальные и групповые консультации в учебном
заведении и в организации по безопасным методам и приемам выполнения работ,
инструктаж по охране труда, промышленной безопасности.
4.6. В примерный
комплект документов руководителя практики от учебного заведения входят:
Положение о
производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов
образовательных учреждений среднего профессионального образования;
рекомендации по
применению Положения;
договор с
организацией о проведении практики;
приказ о назначении
руководителя практики от учебного заведения;
приказ о
распределении студентов по местам практик;
рабочая программа
практики;
график
производственной (профессиональной) практики;
график
консультаций;
график целевых
проверок.
4.7. Рабочая
программа производственной (профессиональной) практики разрабатывается
предметными (цикловыми) комиссиями, согласовывается с руководителем практики от
организации и утверждается руководителем учебного заведения (Приложение 3).
Рабочая программа
практики определяет содержание, сроки, объекты практики и виды работ, а также
формы организации теоретических занятий студентов.
Консультантами от
учебных заведений являются руководители курсовых и дипломных проектов (работ),
которые определяют конкретные задания студентам на период практики.
4.8. График
производственной (профессиональной) практики в организации составляют на основе
рабочей программы с учетом количества предоставляемых рабочих мест и числа
студентов, направляемых на практику. График определяет срок работы практикантов
в отдельных подразделениях; приложением к нему является график консультаций и
теоретических занятий, предусмотренный рабочей программой практики, график
целевых проверок, график консультаций.
4.9. Текущий
контроль практики по профилю специальности (технологической) и преддипломной
практики (квалификационной или стажировки) рекомендуется осуществлять на основе
разработанного графика целевых проверок, в которых указывают сроки, цели
контроля и фамилии проверяющих.
Приложение 1
_________________________________ Утверждаю
(наименование учебного заведения) Замдиректора по учебно -
производственной работе
________________________
"__" ___________ 1999 г.
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ
На период
___________________________________________ практики для
(слесарной, станочной)
получения первичных профессиональных умений и
навыков
курса ____________________________________________________________
специальности
____________________________________________________
N
п/п
|
Наименование
темы, объекта
работы
|
Наименование
изготовляемой
продукции
|
Норма
времени
на выполнение
работы
|
Примечание
|
1.
2.
3.
и т.д.
|
|
|
|
|
Мастер производственного обучения
________________________________
(подпись)
Рассмотрен на заседании
предметной (цикловой)
комиссии, протокол N _____ от "__"
_________ 1999 г.
Председатель предметной
(цикловой) комиссии ____________
(подпись)
Приложение 2
_________________________________ Утверждаю
(наименование учебного заведения) Замдиректора по учебно -
производственной работе
________________________
"__" ___________ 1999 г.
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА
ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
"__" __________ 1999 г.
Группа
___________________________________________________________
Мастер производственного обучения
________________________________
Тема вида практики
_______________________________________________
Тема занятия
_____________________________________________________
Цель
_____________________________________________________________
Продолжительность
________________________________________________
Учебные и воспитательные задачи: (указывается
конечный результат)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Содержание упражнения
____________________________________________
Учебно - производственные работы
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Материально - техническое
обеспечение (перечисляются необходимые
инструменты,
приспособления, приборы, оборудование, материалы и
наглядные пособия)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Литература (перечисляется необходимая
учебная и справочно
-
техническая литература)
Приложение 3
Министерство (ведомство)
_________________________________________
__________________________________________________________________
Учебное заведение
________________________________________________
__________________________________________________________________
Согласовано: Утверждаю:
Руководитель практики Руководитель
по производственной работе
__________________________ __________________________
"__" ____________ 1999 г. "__" ____________ 1999
г.
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
НА _____________ 1999 Г.
По специальности _________________________________________________
Организация
______________________________________________________
(наименование)
Рабочая программа составлена
_____________________________________
__________________________________________________________________
(кем составлена программа)
в соответствии с примерной программой практики,
утвержденной _____
__________________________________________________________________
(кем утверждена программа, дата утверждения)
Количество студентов
_____________________________________________
Этапы практики:
практика для получения первичных профессиональных
умений и навыков
с ____________________ по ________________
практика по профилю специальности с
____________ по ______________
практика преддипломная (квалификационная или
стажировка)
с ____________________ по ________________
Руководитель практики от учебного заведения
______________________
Руководитель практики от организации
_____________________________