Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 21 декабря 1999 г. N 22-52-182ин/22-23

 

О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ И ПРЕДМЕТНОЙ

(ЦИКЛОВОЙ) КОМИССИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Управление среднего профессионального образования Минобразования России подготовило и направляет для практического применения "Рекомендации по разработке Положения о педагогическом совете образовательного учреждения среднего профессионального образования" и "Рекомендации по разработке Положения о предметной (цикловой) комиссии образовательного учреждения среднего профессионального образования".

 

Управление среднего

профессионального образования

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

СОВЕТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. Педагогический совет образовательного учреждения среднего профессионального образования (далее - педагогический совет) является коллегиальным совещательным органом образовательного учреждения среднего профессионального образования (СПО), объединяющим педагогов и других его работников.

2. Педагогический совет создается в целях управления организацией образовательного процесса, развития содержания образования, реализации профессиональных образовательных программ, повышения качества обучения и воспитания студентов, совершенствования методической работы образовательного учреждения, а также содействия повышению квалификации его педагогических работников.

3. Основными направлениями деятельности педагогического совета являются:

3.1. Рассмотрение и обсуждение концепции развития образовательного учреждения.

3.2. Определение основных характеристик организации образовательного процесса: языка, на котором ведется обучение и воспитание; процедуры приема обучающихся; порядка и основания отчисления обучающихся; допуска студентов к экзаменационной сессии; формы, порядка и условий проведения промежуточной и итоговой государственной аттестации; системы оценок при промежуточной аттестации; режима занятий обучающихся; правил внутреннего распорядка; оказания платных образовательных услуг, порядка их предоставления, а также расходования внебюджетных средств; порядка регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся.

3.3. Рассмотрение и обсуждение планов учебно - воспитательной и методической работы образовательного учреждения в целом и его структурных подразделений в отдельности, при необходимости - плана развития и укрепления учебно - лабораторной и материально - технической базы образовательного учреждения.

3.4. Рассмотрение состояния, мер и мероприятий по реализации государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, в том числе учебно - программного, учебно - методического и экспериментально - технического обеспечения по специальностям, по которым осуществляется подготовка специалистов в образовательном учреждении.

3.5. Рассмотрение состояния и итогов учебной работы образовательного учреждения, результатов промежуточной и итоговой государственной аттестации, мер и мероприятий по их подготовке и проведению, причин и мер по устранению отсева обучающихся.

3.6. Рассмотрение состояния и итогов воспитательной работы образовательного учреждения, состояния дисциплины обучающихся, заслушивание отчетов работы классных руководителей, руководителей студенческих молодежных организаций и других работников образовательного учреждения.

3.7. Рассмотрение состояния и итогов методической работы образовательного учреждения, включая деятельность методического совета, совершенствования педагогических и информационных технологий, методов и средств обучения по реализуемым формам обучения.

3.8. Определение порядка формирования предметных (цикловых) комиссий, периодичности проведения их заседаний, полномочий председателя и членов предметных (цикловых) комиссий, если это не определено уставом образовательного учреждения, рассмотрение деятельности предметных (цикловых) комиссий (заслушивание и обсуждение опыта работы преподавателей в области новых педагогических и информационных технологий, авторских программ, учебников, учебных и методических пособий).

3.9. Рассмотрение состояния, мер и мероприятий по совершенствованию экспериментально - конструкторской работы, технического и художественного творчества обучающихся.

3.10. Рассмотрение и обсуждение вопросов, связанных с деятельностью филиалов, отделений, учебно - производственных и других подразделений образовательного учреждения, а также вопросов состояния охраны труда в учебном заведении.

3.11. Рассмотрение и обсуждение правовых мер и мероприятий по выполнению образовательным учреждением нормативно - правовых документов органов законодательной и исполнительной власти разных уровней по подготовке специалистов со средним профессиональным образованием.

3.12. Рассмотрение вопросов повышения квалификации педагогических работников образовательного учреждения, их аттестации, а в необходимых случаях и вопросов о соответствии их квалификации выполняемой ими работе в данном образовательном учреждении; внесение предложений о поощрении педагогических работников образовательного учреждения.

3.13. Рассмотрение вопросов приема, выпуска и исключения обучающихся, их восстановления на обучение, а также вопросов о награждении обучающихся, в том числе получения ими специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации.

3.14. Рассмотрение материалов самообследования образовательного учреждения при подготовке его к аттестации.

4. Педагогический совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ, законами субъекта Российской Федерации, другими законодательными актами Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.94 N 1168, уставом образовательного учреждения, нормативно - правовыми и другими документами по среднему профессиональному образованию федерального органа управления образованием, органа управления образованием министерства (ведомства), в ведении которого находится образовательное учреждение СПО, органа управления образованием субъекта Российской Федерации, на территории которого находится данное учебное заведение, непосредственно образовательного учреждения, а также собственным положением о педагогическом совете.

5. Педагогический совет организуется в составе директора (начальника) образовательного учреждения, заместителей директора (начальника), преподавателей, заведующих отделениями и библиотекой, руководителей предметных (цикловых) комиссий и руководителей физической культуры, методистов.

В состав педагогического совета входят руководители филиалов, заведующие учебными и учебно - производственными мастерскими, лабораториями, подготовительными курсами, других структурных подразделений.

6. Численность и состав педагогического совета определяются Уставом образовательного учреждения.

Все преподаватели образовательного учреждения являются членами педагогического совета, если их численность не превышает 50 человек. При количестве преподавателей более 50 человек в состав педагогического совета входит не менее 75% от их общей численности.

7. Состав педагогического совета утверждается директором (начальником) образовательного учреждения среднего профессионального образования сроком на один год.

Из состава педагогического совета избирается открытым голосованием секретарь.

8. Работой педагогического совета руководит председатель, которым является директор (начальник) образовательного учреждения.

План работы педагогического совета составляется на учебный год, рассматривается на заседании педагогического совета и утверждается директором (начальником) образовательного учреждения.

9. Периодичность проведения заседаний педагогического совета определяется уставом образовательного учреждения или директором (начальником) учебного заведения, но не реже одного раза в два месяца.

Конкретные даты заседаний педагогического совета устанавливает директор (начальник) образовательного учреждения.

10. По вопросам, обсуждаемым на заседаниях педагогического совета, выносятся решения с указанием сроков исполнения и лиц, ответственных за исполнение.

11. Решения педагогического совета принимаются простым большинством голосов. Решения вступают в силу, если на заседании присутствовало не менее 50% списочного состава членов педагогического совета, и становятся обязательными для исполнения всеми работниками и обучающимися образовательного учреждения после утверждения их директором (начальником) образовательного учреждения.

При несогласии директора (начальника) образовательного учреждения с решением, принятым педагогическим советом, окончательное решение принимает орган управления образованием, в ведении которого находится образовательное учреждение среднего профессионального образования.

12. Председатель педагогического совета организует систематическую проверку выполнения принятых решений и итоги проверки ставит на обсуждение педагогического совета.

13. Заседания педагогического совета оформляются протоколом, подписываемым председателем и секретарем педагогического совета.

В каждом протоколе указывается его номер, дата заседания совета, количество присутствующих, повестка заседания, краткая, но ясная и исчерпывающая запись выступлений и принятое решение по обсуждаемому вопросу.

Протоколы педагогического совета являются документами постоянного хранения, хранятся в делах образовательного учреждения и сдаются по акту при приеме и сдаче дел образовательного учреждения.

14. Каждый член педагогического совета обязан посещать все заседания совета, принимать активное участие в его работе, своевременно и точно выполнять возлагаемые на него поручения.

15. Положение о педагогическом совете утверждается директором (начальником) образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДМЕТНОЙ (ЦИКЛОВОЙ)

КОМИССИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. Предметная (цикловая) комиссия образовательного учреждения среднего профессионального образования (далее - предметная (цикловая) комиссия) является объединением педагогических работников данного учебного заведения.

Предметная комиссия - объединение преподавателей одной и той же учебной дисциплины; цикловая комиссия - объединение преподавателей нескольких учебных дисциплин цикла.

2. Предметные (цикловые) комиссии создаются в целях учебно - программного и учебно - методического обеспечения освоения учебных дисциплин по специальностям, оказания помощи преподавателям и мастерам производственного обучения в реализации государственного образовательного стандарта в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования (далее - Государственные требования), повышения профессионального уровня педагогических работников, реализации инновационных педагогических и информационных технологий, направленных на улучшение качества подготовки специалистов со средним профессиональным образованием (СПО), конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках труда выпускников средних специальных учебных заведений.

3. Основными направлениями деятельности предметных (цикловых) комиссий являются:

3.1. Учебно - методическое и учебно - программное обеспечение учебных дисциплин Государственных требований по специальностям, реализуемых образовательным учреждением (разработка рабочих учебных планов и программ по учебным дисциплинам, в том числе индивидуальных, программ производственной (профессиональной) практики, тематики и содержания курсового и дипломного проектирования, лабораторных работ и практических занятий, содержания учебного материала дисциплин для самостоятельного изучения обучающимися, методических пособий, рекомендаций по изучению отдельных тем и разделов дисциплин, выполнению лабораторных и практических работ, курсовых работ (проектов), организации самостоятельной работы обучающихся и др.).

3.2. Определение технологии обучения (выбор средств и методов обучения, инновационных педагогических технологий), внесение предложений по корректировке плана учебного процесса в части перераспределения по семестрам объема часов на изучаемые дисциплины, в том числе их соотношения между теоретическими и практическими занятиями, в пределах, установленных Государственными требованиями исходя из конкретных целей образовательного процесса.

3.3. Обеспечение проведения промежуточной аттестации обучающихся (определение формы и условий аттестации, выработка единых требований к оценке знаний и умений обучающихся по отдельным дисциплинам, разработка содержания экзаменационных материалов: билетов, контрольных и зачетных работ, тестов и др. материалов, тематики курсовых работ (проектов).

3.4. Участие в формировании программы итоговой государственной аттестации выпускников образовательного учреждения (соблюдение формы и условий проведения аттестации, разработка программы итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам, итогового междисциплинарного экзамена по специальностям, тематики квалификационных выпускных работ, требований к выпускным квалификационным работам, критериев оценки знаний выпускников на аттестационных испытаниях).

3.5. Совершенствование методического и профессионального мастерства преподавателей, пополнение их профессиональных знаний, оказание помощи начинающим преподавателям, внесение предложений по аттестации преподавателей, входящих в состав предметной (цикловой) комиссии, распределению их педагогической нагрузки.

3.6. Изучение, обобщение и введение в образовательный процесс новых педагогических и информационных технологий, средств и методов обучения и воспитания. Подготовка, проведение и обсуждение открытых учебных занятий, а также организация учебных занятий взаимопосещения.

3.7. Организация экспериментально - конструкторской работы, технического (художественного) творчества обучающихся.

3.8. Рассмотрение и рецензирование учебно - программной и учебно - методической документации, учебников, плакатов, кино- и видеофильмов, других средств обучения.

3.9. Выработка единых требований к содержанию работы кабинетов учебных дисциплин, учебных лабораторий, рассмотрение и обсуждение планов работы преподавателей, календарно - тематических планов, других материалов, относящихся к компетенции предметной (цикловой) комиссии.

4. Предметные (цикловые) комиссии в своей работе руководствуются Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.94 N 1168, уставом образовательного учреждения, государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям, по которым в образовательном учреждении ведется обучение, примерной учебно - программной документацией по этим специальностям, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Госкомвуза России от 27.12.95 N 10, нормативными документами по промежуточной и итоговой государственной аттестации, производственной (профессиональной) практике, курсовому и дипломному проектированию, другим составляющим государственного стандарта среднего профессионального образования, а также собственным положением о предметной (цикловой) комиссии.

5. Предметные (цикловые) комиссии создаются в каждом образовательном учреждении среднего профессионального образования и его филиалах.

6. Порядок формирования предметных (цикловых) комиссий, периодичность проведения их заседаний (но не реже одного раза в два месяца), полномочия председателя и членов комиссии определяется уставом образовательного учреждения или его советом (методическим, педагогическим).

Численность членов предметной (цикловой) комиссии должна быть не менее 5 человек.

Педагогический работник может быть включен только в одну комиссию. При необходимости он может привлекаться к участию в работе другой комиссии (других комиссий), не являясь ее (их) списочным членом.

7. Предметные (цикловые) комиссии формируются из числа преподавателей, мастеров производственного обучения и других категорий педагогических работников, работающих в данном образовательном учреждении, как на очном, так и на заочном (вечернем) отделениях, в том числе по совместительству и другим формам неосновной (внештатной) работы, а также представителей работодателей.

8. Непосредственное руководство предметной (цикловой) комиссией осуществляет ее председатель.

Председатель предметной (цикловой) комиссии назначается директором (начальником) образовательного учреждения. Председатель предметной (цикловой) комиссии является членом методического совета образовательного учреждения.

На председателя предметной (цикловой) комиссии возлагается составление планов работы комиссии, рассмотрение календарно - тематических планов преподавателей, организация и руководство работой по учебно - программному и учебно - методическому обеспечению учебных дисциплин, по разработке материалов для проведения промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников образовательного учреждения по дисциплинам, курируемым данной предметной (цикловой) комиссией, организация контроля за качеством проводимых членами комиссии занятий, руководство подготовкой и обсуждением открытых учебных занятий (уроков, лекций, лабораторных и практических занятий), организация взаимопосещения занятий преподавателями и других мероприятий, входящих в компетенцию предметной (цикловой) комиссии.

Работа по выполнению обязанностей председателя предметной (цикловой) комиссии подлежит дополнительной оплате в установленном директором (начальником) учебного заведения порядке в пределах фонда оплаты труда.

Из состава предметной (цикловой) комиссии избирается открытым голосованием секретарь. Он ведет протоколы заседаний комиссии и ее делопроизводство.

9. Перечень предметных (цикловых) комиссий, их председатели и члены предметных (цикловых) комиссий утверждаются приказом директора (начальника) образовательного учреждения сроком на один учебный год.

10. Общее руководство работой предметных (цикловых) комиссий осуществляет заместитель директора (начальника) по учебной работе.

11. Решения предметной (цикловой) комиссии принимаются простым большинством голосов и вступают в силу после утверждения их директором (начальником) образовательного учреждения или заместителем директора (начальника) по учебной работе.

При несогласии председателя предметной (цикловой) комиссии с решением членов комиссии окончательное решение принимает заместитель директора (начальника) по учебной работе.

12. Члены предметной (цикловой) комиссии обязаны посещать заседания комиссии, принимать активное участие в ее работе, выступать с педагогической инициативой, вносить предложения по совершенствованию организации образовательного процесса, выполнять принятые комиссией решения и поручения председателя комиссии.

13. Каждая предметная (цикловая) комиссия в соответствии с номенклатурой дел образовательного учреждения ведет следующую документацию на текущий учебный год:

а) план работы;

б) контрольные экземпляры всей действующей учебно - методической документации, входящей в круг деятельности комиссии;

в) протоколы заседаний, решения, отчеты и другие документы, отражающие деятельность комиссии.

Необходимость ведения иной документации определяется комиссией самостоятельно.

14. Положение о предметной (цикловой) комиссии утверждается директором (начальником) образовательного учреждения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024