Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской
Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
128 ЕН/бак
Вводится
с момента
утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 510500 - ХИМИЯ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР
1. Общая
характеристика направления 510500 - Химия
1.1. Направление
утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000
N 686.
1.2. Степень
(квалификация) выпускника - бакалавр.
Нормативный срок
освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению
510500 - Химия при очной форме обучения - 4 года.
1.3.
Квалификационная характеристика выпускника.
Бакалавр по
направлению 510500 - Химия подготовлен преимущественно:
- к
выполнению научно-исследовательской и научно-вспомогательной профессиональной
практической деятельности (выполнение экспериментальных исследований по
заданной методике, выбор технических средств и методов испытаний, обработка
результатов эксперимента; подготовка объектов исследований, отладка
экспериментальных установок; постановка новых исследований и разработка новых
методов в составе творческого коллектива);
- к работе в
установленном порядке в образовательных учреждениях;
- к работе в
соответствии с полученными за время обучения дополнительными квалификациями
("Преподаватель основной школы", "Патентовед",
"Переводчик в области профессиональной деятельности", "Менеджер
в профессиональной области" и др.).
Объектами
профессиональной деятельности бакалавра по направлению 510500 - Химия являются
научно-исследовательские и производственные организации химического и смежного
профиля, образовательные учреждения, сфера услуг, экономические и другие
учреждения, требующие специалистов с высшим химическим образованием.
Бакалавр может
работать в должностях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и
ведомственными документами для специалистов с высшим профессиональным
образованием с учетом направленности подготовки и стажа работы.
1.4.
Возможности продолжения образования.
Бакалавр
подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по
направлению 510500 - Химия;
- к освоению в
сокращенные сроки основной образовательной программы по специальности 011000 -
Химия.
2.
Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий
уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент
должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем
образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном
профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие
требования к основной образовательной программе
подготовки
бакалавра по направлению 510500 - Химия
3.1. Основная
образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании
настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя
учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных
практик.
3.2. Требования к
обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки
бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная
образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин
федерального компонента, национально-регионального (вузовского) (регионального
(вузовского)) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных
дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны
содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная
образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение
студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие
гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие
математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД -
общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД -
специальные дисциплины;
цикл ФТД -
факультативные дисциплины.
3.5. Содержание
национально-регионального (вузовского) (регионального (вузовского)) компонента
основной образовательной программы подготовки бакалавра определяется высшим
учебным заведением самостоятельно и должно обеспечивать подготовку выпускника в
соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим
Государственным образовательным стандартом. В случае финансирования его
реализации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации содержание
цикла согласовывается с соответствующим органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации.
4.
Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной
программы подготовки бакалавра
по направлению
510500 - Химия
Индекс
|
Наименование дисциплин и их основные
разделы
|
Всего
часов
|
1
|
2
|
3
|
ГСЭ
|
Общие
гуманитарные и социально-экономические
дисциплины
|
1800
|
ГСЭ.Ф.00
|
Федеральный
компонент
|
1400
|
ГСЭ.Ф.01
|
Иностранный
язык
Иметь представление об основных способах
сочетаемости лексических единиц и основных
словообразовательных моделях. Владеть навыками
и умениями речевой деятельности применительно к
сфере бытовой и профессиональной коммуникации,
основами публичной речи. Владеть формами
деловой переписки, навыками подготовки
текстовых документов в управленческой
деятельности. Уметь работать с оригинальной
литературой по специальности, иметь навык
работы со словарем, владеть основной иноязычной
терминологией специальности, знать русские
эквиваленты основных слов и выражений
профессиональной речи. Владеть основами
реферирования и аннотирования литературы по
специальности
|
340
|
ГСЭ.Ф.02
|
Физическая
культура
Физическая культура в общекультурной и
профессиональной подготовке студентов;
социально-биологические основы физической
культуры; основы здорового образа и стиля
жизни; оздоровительные системы и спорт (теория,
методика, практика); профессионально-прикладная
физическая подготовка студентов
|
408
|
ГСЭ.Ф.03
|
Отечественная
история
Сущность, формы, функции исторического знания.
Методы и источники изучения истории. Понятие и
классификация исторического источника.
Отечественная историография в прошлом и
настоящем: общее и особенное. Методология и
теория исторической науки. История России -
неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения
народов. Проблема этногенеза восточных славян.
Основные этапы становления государственности.
Древняя Русь и кочевники. Византийско-древне-
русские связи. Особенности социального строя
Древней Руси. Этнокультурные и социально-
политические процессы становления русской
государственности. Принятие христианства.
Распространение ислама. Эволюция
восточнославянской государственности в XI - XII
вв. Социально-политические изменения в русских
землях в XIII - ХV вв. Русь и Орда: проблемы
взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и
Азии. Специфика формирования единого
российского государства. Возвышение Москвы.
Формирование сословной системы организации
общества. Реформы Петра I. Век Екатерины.
Предпосылки и особенности складывания
российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе
самодержавия. Особенности и основные этапы
экономического развития России. Эволюция форм
собственности на землю. Структура феодального
землевладения. Крепостное право в России.
Мануфактурно-промышленное производство.
Становление индустриального общества в России:
общее и особенное. Общественная мысль и
особенности общественного движения России
XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская
культура XIX века и ее вклад в мировую
культуру.
Роль XX столетия в мировой истории.
Глобализация общественных процессов. Проблема
экономического роста и модернизации. Революции
и реформы. Социальная трансформация общества.
Столкновение тенденций интернационализма и
национализма, интеграции и сепаратизма,
демократии и авторитаризма. Россия в начале
XX в. Объективная потребность индустриальной
модернизации России. Российские реформы в
контексте общемирового развития в начале века.
Политические партии России: генезис,
классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и
общенационального кризиса. Революция 1917 г.
Гражданская война и интервенция, их результаты
и последствия. Российская эмиграция. Социально-
экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП.
Формирование однопартийного политического
режима. Образование СССР. Культурная жизнь
страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на
строительство социализма в одной стране и его
последствия. Социально-экономические
преобразования в 30-е гг. Усиление режима
личной власти Сталина. Сопротивление
сталинизму.
СССР накануне и в начальный период второй
мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-
политическая жизнь, культура, внешняя политика
СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и
экономических реформ. НТР и ее влияние на ход
общественного развития. СССР в середине 60 -
80-х гг.: нарастание кризисных явлений.
Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка.
Попытка государственного переворота 1991 г. и
ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.
Октябрьские события 1993 г. Становление новой
российской государственности (1993 - 1999 гг.).
Россия на пути радикальной социально-
экономической модернизации. Культура в
современной России. Внешнеполитическая
деятельность в условиях новой геополитической
ситуации
|
136
|
ГСЭ.Ф.04
|
Культурология
Структура и состав современного
культурологического знания. Культурология и
философия культуры, социология культуры,
культурная антропология.
Культурология и история культуры. Теоретическая
и прикладная культурология. Методы
культурологических исследований.
Основные понятия культурологии: культура,
цивилизация, морфология культуры, функции
культуры, субъект культуры, культурогенез,
динамика культуры, язык и символы культуры,
культурные коды, социальные институты культуры,
культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и национальная,
элитарная и массовая культуры. Локальные
культуры. Место и роль современной России в
мировой культуре. Тенденции культурной
универсализации в мировом современном процессе.
Культура и природа. Культура и общество.
Культура и глобальные проблемы современности.
Культура и личность. Инкультурация и
социализация
|
|
ГСЭ.Ф.05
|
Политология
Объект, предмет и метод политической науки.
Функции политологии. Политическая жизнь и
властные отношения. Роль и место политики в
жизни современных обществ. Социальные функции
политики.
Истории политических учений. Гражданское
общество, его происхождение и особенности.
Особенности становления гражданского общества в
России. Институциональные аспекты политики.
Политическая власть. Политическая система.
Политические системы, политические партии,
электоральные системы. Политические отношения и
процессы. Политические конфликты и способы их
разрешения. Политические технологии.
Политический менеджмент. Политическая
модернизация.
Политические организации и движения.
Политические элиты. Политическое лидерство.
Мировая политика и международные отношения.
Особенности мирового политического процесса.
Национально-государственные интересы России в
новой геополитической ситуации.
Методология познания политической реальности.
Парадигмы политического знания. Экспертные
политические знания: политическая аналитика
и прогностика
|
|
ГСЭ.Ф.06
|
Правоведение
Государство и право. Их роль в жизни общества.
Норма права и нормативно-правовые акты.
Основные правовые системы современности.
Международное право как особая система права.
Источники российского права. Закон и
подзаконные акты. Система российского права.
Отрасли права. Правонарушения и юридическая
ответственность. Конституция Российской
Федерации - основной закон государства.
Особенности федеративного устройства России.
Система органов государственной власти в
Российской Федерации.
Понятие гражданского правоотношения. Физические
и юридические лица. Обязательства в гражданском
праве и ответственность за их нарушение.
Наследственное право.
Брачно-семейные отношения. Взаимные права и
обязанности супругов, родителей и детей.
Трудовой договор (контракт). Административные
нарушения и административная ответственность.
Понятие преступления. Уголовная ответственность
за совершение преступлений.
Экологическое право.
Правовые основы защиты государственной тайны.
Законодательные и нормативно-правовые акты в
области защиты информации и государственной
тайны
|
|
ГСЭ.Ф.07
|
Психология
и педагогика
Психология: предмет, объект и методы
психологии. Место психологии в системе наук.
История развития психологического знания и
основные направления в психологии. Индивид,
личность, субъект, индивидуальность. Психика и
организм. Мозг и психика. Структура психики.
Соотношение сознательного и бессознательного.
Познавательные процессы. Эмоции и чувства.
Психология личности. Межличностные отношения.
Психология малых групп.
Педагогика: предмет, объект, задачи, функции,
методы педагогики. Основные категории
педагогики: образование, воспитание, обучение,
педагогическая деятельность. Образование как
общечеловеческая ценность. Цели, содержание,
структура непрерывного образования, единство
образования и самообразования. Воспитание в
педагогическом процессе. Общие формы
организации учебной деятельности. Методы,
приемы, средства организации и управления
педагогическим процессом. Управление
образовательными системами
|
170
|
ГСЭ.Ф.08
|
Русский
язык и культура речи
Стили современного русского литературного
языка. Языковая норма, ее роль в становлении и
функционировании литературного языка. Речевое
взаимодействие. Основные единицы общения.
Устная и письменная разновидности литературного
языка. Нормативные, коммуникативные, этические
аспекты устной и письменной речи.
Функциональные стили современного русского
языка. Взаимодействие функциональных стилей.
Научный стиль. Специфика использования
элементов различных языковых уровней в научной
речи. Речевые нормы учебной и научной сфер
деятельности. Официально-деловой стиль, сфера
его функционирования, жанровое разнообразие.
Языковые формулы официальных документов. Приемы
унификации языка служебных документов.
Интернациональные свойства русской официально-
деловой письменной речи. Язык и стиль
распорядительных документов. Язык и стиль
коммерческой корреспонденции. Язык и стиль
инструктивно-методических документов. Реклама в
деловой речи. Правила оформления документов.
Речевой этикет в документе. Жанровая
дифференциация и отбор языковых средств в
публицистическом стиле. Особенности устной
публичной речи. Оратор и его аудитория.
Основные виды аргументов. Подготовка речи:
выбор темы, цель речи, поиск материала, начало,
развертывание и завершение речи. Основные
приемы поиска материала и виды вспомогательных
материалов. Словесное оформление публичного
выступления. Понятливость, информативность и
выразительность публичной речи. Разговорная
речь в системе функциональных разновидностей
русского литературного языка. Условия
функционирования разговорной речи, роль
внеязыковых факторов. Культура речи. Основные
направления совершенствования навыков
грамотного письма и говорения
|
|
ГСЭ.Ф.09
|
Социология
Знать основные этапы развития социологической
мысли и современные направления социологической
теории. Уяснить определение общества как
надындивидуальной реальности и целостной
саморегулирующейся системы; знать предпосылки
функционирования и воспроизводства
общественного целого. Иметь представление об
основных социальных институтах, обеспечивающих
воспроизводство социальных отношений. Уметь
анализировать основные проблемы стратификации
российского общества, возникновения классов,
причины бедности и неравенства, взаимоотношений
социальных групп, общностей, этносов
|
|
ГСЭ.Ф.10
|
Философия
Предмет философии. Место и роль философии в
культуре. Становление философии. Основные
направления, школы философии и этапы ее
исторического развития. Структура философского
знания. Учение о бытии. Монистические и
плюралистические концепции бытия,
самоорганизация бытия. Понятия материального и
идеального. Пространство, время. Движение и
развитие, диалектика. Детерминизм и
индетерминизм. Динамические и статистические
закономерности. Научные, философские и
религиозные картины мира. Человек, общество,
культура. Человек и природа. Общество и его
структура. Гражданское общество и государство.
Человек в системе социальных связей. Человек и
исторический процесс; личность и массы, свобода
и необходимость. Формационная и цивилизационная
концепции общественного развития. Смысл
человеческого бытия. Насилие и ненасилие.
Свобода и ответственность. Мораль,
справедливость, право. Нравственные ценности.
Представления о совершенном человеке в
различных культурах. Эстетические ценности и их
роль в человеческой жизни. Религиозные ценности
и свобода совести. Сознание и познание.
Сознание, самосознание и личность. Познание,
творчество, практика. Вера и знание. Понимание
и объяснение. Рациональное и иррациональное в
познавательной деятельности. Проблема истины.
Действительность, мышление, логика и язык.
Научное и вненаучное знание. Критерии
научности. Структура научного познания, его
методы и формы. Рост научного знания. Научные
революции и смены типов рациональности. Наука и
техника. Будущее человечества. Глобальные
проблемы современности. Взаимодействие
цивилизаций и сценарии будущего
|
136
|
ГСЭ.Ф.11
|
Экономика
Введение в экономическую теорию. Блага.
Потребности, ресурсы. Экономический выбор.
Экономические отношения. Экономические системы.
Основные этапы развития экономической теории.
Методы экономической теории. Микроэкономика.
Рынок. Спрос и предложение. Потребительские
предпочтения и предельная полезность. Факторы
спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект
дохода и эффект замещения. Эластичность.
Предложение и его факторы. Закон убывающей
предельной производительности. Эффект масштаба.
Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль.
Принцип максимизации прибыли. Предложение
совершенно конкурентной фирмы и отрасли.
Эффективность конкурентных рынков. Рыночная
власть. Монополия. Монополистическая
конкуренция. Олигополия. Антимонопольное
регулирование. Спрос на факторы производства.
Рынок труда. Спрос и предложение труда.
Заработная плата и занятость. Рынок капитала.
Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли.
Рента. Общее равновесие и благосостояние.
Распределение доходов. Неравенство. Внешние
эффекты и общественные блага. Роль государства.
Макроэкономика. Национальная экономика как
целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и
способы его измерения. Национальный доход.
Располагаемый личный доход. Индексы цен.
Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды.
Экономические циклы. Макроэкономическое
равновесие. Совокупный спрос и совокупное
предложение. Стабилизационная политика.
Равновесие на товарном рынке. Потребление и
сбережения. Инвестиции. Государственные расходы
и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-
налоговая политика. Деньги и их функции.
Равновесие на денежном рынке. Денежный
мультипликатор. Банковская система. Денежно-
кредитная политика. Экономический рост и
развитие. Международные экономические
отношения. Внешняя торговля и торговая
политика. Платежный баланс. Валютный курс.
Особенности переходной экономики России.
Приватизация. Формы собственности.
Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок
труда. Распределение и доходы. Преобразования в
социальной сфере. Структурные сдвиги в
экономике. Формирование открытой экономики
|
|
ГСЭ.Р.00
|
Национально-региональный
(вузовский) компонент
|
200
|
ГСЭ.В.00
|
Дисциплины
по выбору студента
|
200
|
ЕН
|
Общие
математические и естественнонаучные
дисциплины
|
2040
|
ЕН.Ф.00
|
Федеральный
компонент
|
1640
|
ЕН.Ф.01
|
Математика
Аналитическая геометрия и основы алгебры:
прямая линия, линии второго порядка на
плоскости, плоскость, прямая, простейшие
поверхности в пространстве; матрицы,
определители, системы линейных уравнений;
векторная алгебра; линейные пространства,
линейные операторы; основы теории групп, основы
теории представлений групп, приложения к
кристаллографии; математический анализ:
предельный переход, дифференциальное и
интегральное исчисление функций одного и
нескольких переменных; векторный анализ,
элементы теории поля; числовые и функциональные
последовательности и ряды, ряды Фурье;
обыкновенные дифференциальные уравнения;
уравнения с частными производными; основы
математического моделирования природных
процессов; теория вероятностей, математическая
статистика и ее приложения к обработке
результатов наблюдений
|
700
|
ЕН.Ф.02
|
Информатика
Теория информации и типичные информационные
технологии; компьютер, элементы
программирования и основные языки
программирования; программное обеспечение,
операционные системы; обработка текста и
экспериментальных данных, визуализация;
математические модели и особенности вычислений
на ЭВМ; решение различных математических задач
в химии; базы данных и компьютерные сети,
основы защиты информации и сведений,
составляющих государственную тайну; методы
защиты информации; компьютерный практикум
|
200
|
ЕН.Ф.03
|
Физика
Механика; кинематика и динамика материальной
точки, твердого тела; законы сохранения
энергии, импульса и момента импульса; колебания
и волны; молекулярная физика; молекулярно-
кинетическая теория; основы термодинамики;
свойства газов, жидкостей и твердых тел;
электричество и магнетизм; электростатика;
электрические токи в средах; теория
электростатического поля Максвелла; оптика;
интерференция, дифракция, поляризация и
дисперсия света; тепловое излучение; лазер;
атомная и ядерная физика; теория атома Бора;
квантовомеханическое описание атома;
элементарные частицы; строение ядра
|
600
|
ЕН.Ф.04
|
Биология
с основами экологии
Живые системы; особенности биологического
уровня организации материи; принципы
воспроизведения и развития живых систем; законы
генетики, их роль в эволюции; клетки, их
размножение и специализация; разнообразие
организмов, их классификация; гомеостаз и
адаптация, регуляция и функциональные системы,
связь с окружающей средой; физиология, экология
и здоровье, биосоциальные особенности человека;
биоэтика; надорганизменные системы; экосистемы
и биосфера, их структура, динамика,
устойчивость; роль антропогенных воздействий;
охрана природы и ее рациональное использование;
перспективы развития биологии; биотехнология
|
140
|
ЕН.Р.00
|
Региональный
(вузовский) компонент
|
200
|
ЕН.В.00
|
Дисциплины
по выбору студента
|
200
|
ОПД
|
Общепрофессиональные
дисциплины направления
|
2886
|
ОПД.Ф.00
|
Федеральный
компонент
|
2686
|
ОПД.Ф.01
|
Неорганическая
химия
Основы химической термодинамики, растворы,
кинетика и механизм химических реакций,
строение атома, химическая связь,
конденсированное состояние вещества,
периодический закон, химия элементов VII А - III
А групп, инертные газы, общие представления о
металлах, строение комплексных соединений,
химия элементов I А - II А групп, химия
элементов IV Б - VIII Б групп, химия элементов
I Б - II Б групп, лантаноиды, актиноиды, основы
химии твердого тела
|
620
|
ОПД.Ф.02
|
Аналитическая
химия
Метрологические основы химического анализа,
автоматизация анализа и использование ЭВМ в
аналитической химии, теория и практика
пробоотбора, типы реакций и процессов в
аналитической химии, кислотно-основные реакции,
реакции комплексообразования, окислительно-
восстановительные реакции, методы выделения,
разделения и концентрирования (экстракция,
хроматография, осаждение и соосаждение и др.),
гравиметрический, титриметрические,
кинетические, электрохимические и
спектроскопические методы анализа, основные
объекты анализа
|
611
|
ОПД.Ф.03
|
Органическая
химия
Предмет органической химии, классификация
реагентов и реакций, углеводороды (алканы,
циклоалканы, алкены, алкадиены, алкины, арены),
оптическая изомерия органических соединений,
галогенопроизводные углеводородов, магний- и
литийорганические соединения,
гидроксилпроизводные углеводородов, простые
эфиры, карбонильные соединения, карбоновые
кислоты и их производные, нитросоединения,
амины, азосоединения, гетерофункциональные и
гетероциклические соединения
|
605
|
ОПД.Ф.04
|
Физическая химия
Постулаты и законы химической термодинамики,
термохимия, термодинамические функции и
фундаментальные уравнения Гиббса;
термодинамическая теория растворов; правило фаз
Гиббса и его применение к гетерогенным
равновесиям; химические и адсорбционные
равновесия; основы линейной неравновесной
термодинамики; постулаты статистической
термодинамики, сумма по состояниям, вычисления
термодинамических функций, статистическая
термодинамика реального газа и
конденсированного состояния вещества;
химическая кинетика, кинетические уравнения
различных типов реакций, теория кинетики;
гомогенный и гетерогенный катализ, теории
катализа; теория электролитов, термодинамика и
кинетика электрохимических процессов
|
590
|
ОПД.Ф.05
|
Химические основы жизни
Биомолекулы (аминокислоты, пептиды, белки),
сахара, нуклеозиды, нуклеиновые кислоты, жирные
кислоты, витамины и микроэлементы, биокатализ,
метаболизм, биополимеры и наследственность,
молекулярные аспекты физиологии человека,
химические аспекты происхождения жизни
|
100
|
ОПД.Ф.06
|
Высокомолекулярные
соединения
Предмет и задачи курса, классификация
полимеров, конфигурационная и конформационная
изомерия, макромолекулы и их поведение в
растворах, синтез, структура полимерных тел,
основные физико-механические свойства аморфных
и кристаллических полимеров, химические
свойства и химические превращения
|
80
|
ОПД.Ф.07
|
Химическая
технология
Химическое производство как сложная система,
сырьевая и энергетическая база химической
промышленности, критерии эффективности химико-
технологических процессов, процессы и аппараты
химических производств, гидромеханические,
тепловые, массообменные и химические
реакционные процессы, классификация химических
реакторов, основы математического моделирования
и оптимизация режимов их работы, важнейшие
химические производства
|
80
|
ОПД.В.00
|
Дисциплины
по выбору студента
|
200
|
СД
|
Специальные
дисциплины
|
600
|
СД.Р.00
|
Региональный
(вузовский) компонент
|
600
|
ФТД
|
Факультативные
дисциплины
|
450
|
ФТД.Р.00
|
Региональный
(вузовский) компонент
|
450
|
ФТД.Р.01
|
Военная
подготовка
|
450
|
|
Всего
часов теоретического обучения
|
7776
|
|
Практики
|
216
|
|
Итого
|
7992
|
5. Сроки
освоения основной образовательной программы
подготовки
бакалавра по направлению 510500 - Химия
5.1. Срок освоения
основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме
обучения составляет 208 недель, в том числе:
Теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные 144 недели
Экзаменационные сессии 22 недели
Практики 4
недели
Итоговая государственная аттестация:
- государственный выпускной экзамен 3 недели
- защита выпускной квалификационной
работы 2 недели
Каникулы, включая 4 недели отпуска
после окончания вуза 33 недели.
5.2. Максимальный
объем учебной нагрузки студентов устанавливается 54 часа в неделю, включая все
виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.3. Объем
аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в
среднем за период теоретического обучения 32 часов в неделю. При этом в
указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической
культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.4. Общий объем
каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том
числе не менее 2 недель в зимний период.
6.
Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной
программы подготовки бакалавра
по направлению
510500 - Химия
6.1. Требования к
разработке основной образовательной программы подготовки бакалавра.
6.1.1. Высшее
учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную
образовательную программу вуза для подготовки бакалавра на основе настоящего
Государственного образовательного стандарта бакалавра.
Дисциплины по
выбору студента, самостоятельно выбранные студентами в пределах часов,
указанных в циклах дисциплин, являются обязательными. Факультативные
дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не
являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы
рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах
часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам
и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна
выставляться итоговая оценка.
6.1.2. При
разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет
право:
- изменять объем
часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в
пределах 5% и для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10% без превышения
максимального недельного объема нагрузки студента и при выполнении требований к
содержанию, указанных в настоящем стандарте;
- формировать цикл
ГСЭ из числа дисциплин, приведенных в настоящем Государственном стандарте. При
этом дисциплины "Иностранный язык", "Физическое
воспитание", "Отечественная история" и "Философия"
являются обязательными, а "Психология и педагогика" рекомендована
Советом по химии УМО университетов РФ;
- осуществлять
преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских
лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных
практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную и профессиональную специфику, а также научно-исследовательские
предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение
тематики дисциплин цикла;
- устанавливать
необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы
общих гуманитарных и социально-экономических, математических и
естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных
дисциплин. Содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально
ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать
реализации задач в их профессиональной деятельности;
- реализовывать
основную образовательную программу подготовки бакалавра в сокращенные сроки для
студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное
образование химического профиля или высшее профессиональное образование
смежного профиля. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний,
умений и навыков студента, полученных на предыдущем этапе образования. При этом
продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень
образования или способности которых являются для этого достаточным основанием;
- присваивать
квалификацию "Преподаватель основной школы" бакалавру при выполнении
им за счет времени, отводимого на дисциплины по выбору студентов,
дополнительных требований, предъявляемых Государственным стандартом для этой
квалификации (утвержден Приказом Министерства общего и профессионального
образования от 31.12.97 N 2730), с выдачей соответствующего документа;
- создавать условия
для получения выпускником дополнительной квалификации в соответствии с п. 1.3
настоящего стандарта.
6.2. Требования к
кадровому обеспечению учебного процесса:
- по всем
дисциплинам циклов ГСЭ, ЕН и ОПД лекторами могут быть только профессора и доценты,
имеющие ученую степень доктора или кандидата наук по специальности дисциплины;
- к преподаванию на
семинарских и лабораторных занятиях допускаются преподаватели, не имеющие
ученой степени, но имеющие опыт работы со студентами по данной дисциплине;
- по всем
дисциплинам цикла СД все виды занятий могут вести преподаватели и научные
сотрудники, рекомендованные профильными кафедрами.
6.3. Требования к
учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Все дисциплины
циклов ГСЭ, ЕН и ОПД должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями в
соответствии с утвержденными программами учебных дисциплин в количестве не
менее 1 единицы на 2 студентов. Лабораторные работы (включая цикл СД) должны
быть обеспечены методическими разработками к задачам в количестве, достаточном
для проведения групповых занятий.
Примерный
рекомендуемый список учебной литературы для цикла ОПД приводится ниже:
Неорганическая
химия
Ахметов Н.С. Общая
и неорганическая химия: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1988.
639 с.
Спицын В.И.,
Мартыненко Л.И. Неорганическая химия: Учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991,
1994. Ч. 1, 2.
Коттон Ф.,
Уилкинсон Дж. Современная неорганическая химия. М.: Мир, 1969. Т. 1, 2, 3.
Практикум по
неорганической химии / Воробьева О.И., Дунаева К.М., Ипполитова Е.А., Тамм Н.С.
М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
Воробьева О.И.,
Лавут Е.А., Тамм Н.С. Вопросы, упражнения и задачи по неорганической химии:
Учеб. пособие. М.: Изд-во
Моск. ун-та, 1985. 175 с.
Полторак О.М.,
Ковба Л.М. Термодинамические основы неорганической химии. М.: Мир, 1984.
Некрасов Б.В.
Основы общей химии. М.: Химия, 1973. Т. 1 - 3.
Угай Я.А.
Неорганическая химия: Учебник. М.: Высш. шк., 1989. 462 с.
Аналитическая химия
Основы
аналитической химии: В 2-х кн. (под ред. Ю.А. Золотова). М.: Высш. шк., 1996.
383, 461 с.
Скуг Д., Уэст Д.
Основы аналитической химии: В 2-х т. М.: Мир, 1979. 918 с.
Васильев В.П.
Аналитическая химия: В 2-х т. М.: Высш. шк., 1989. 320 с.
Дорохова Е.Н.,
Прохорова Г.В. Задачи и вопросы по аналитической химии. М.: Изд-во Моск. ун-та,
1984. 215 с.
Органическая химия
Робертс Дж., Кассерио М. Основы органической химии: В 2-х т. М.:
Мир, 1978. Т. 1, 2.
Терней А.
Современная органическая химия: В 2-х т. М.: Мир, 1981. Т. 1, 2.
Несмеянов А.Н.,
Несмеянов Н.А. Начала органической химии: В 2 кн. М.: Химия, 1974. Кн. 1, 2.
Нейланд О.Я.
Органическая химия. М.: Высш. шк., 1990. 750 с.
Сайкс П. Механизмы
реакций в органической химии. М.: Мир, 1977. 319 с.
Физическая химия
Физическая химия / Под ред. Б.Н. Никольского. Л.: Химия, 1987. 472 с.
Физическая химия / Под ред. К.С. Краснова. М.: Высш. шк., 1982. 687 с.
Полторак О.М.
Термодинамика в физической химии: Учеб. М.: Высш. шк., 1991. 319 с.
Эмануэль Н.М.,
Кнорре Д.Г. Курс химической кинетики: Учеб. М.: Высш. шк., 1984. 463 с.
Дамаскин Б.Б.,
Петрий О.А. Электрохимия: Учеб. пособие.
М.: Высш. шк., 1983. 295 с.
Герасимов Я.И. и
др. Курс физической химии: В 2 т. М.: Госхимиздат, 1963, 1969. Т. 1. 592 с. Т.
2. 624 с.
Химические основы
жизни
Ленинджер А. Основы
биохимии: В 3 т. М.: Мир, 1985. Т. 1 - 3. 1056 с.
Овчинников Ю.А.
Биоорганическая химия. М.: Просвещение, 1987. 815 с.
Кнорре Д.Г., Мызина
С.Д. Биологическая химия. М.: Высш. шк., 1992. 416 с.
Высокомолекулярные
соединения
Киреев В.В.
Высокомолекулярные соединения. М.: Высш. шк., 1992.
Семчиков Ю.Д.,
Жильцов С.Ф., Кашаева В.Н. Введение в химию полимеров: Учеб.
пособие. М.: Высш. шк., 1988. 148 с.
Кулезнев В.Н.,
Шершнев В.А. Химия и физика полимеров: Учеб. М.: Высш. шк., 1988. 311 с.
Шур А.М.
Высокомолекулярные соединения: Учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк.,
1981. 656 с.
Химическая
технология
Кутепов А.М.,
Бондарева Т.И., Беренгартен М.Г. Общая химическая технология. М.: Высш. шк.,
1990. 520 с.
Общая химическая
технология / Мухленов И.П. и др.: В 2 ч. М.: Высш. шк., 1984.
Дытнерский Ю.И.
Процессы и аппараты химической технологии: В 2 т. М.: Химия, 1992. 993.
6.4. Требования к
материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Проведение учебного
процесса должно быть обеспечено:
лекции - различной
аппаратурой, помогающей лектору демонстрировать иллюстративный материал;
семинарские занятия
- компьютерами для проведения вычислений или использования информационных
систем;
лабораторные работы
- химическими реактивами, лабораторной посудой и учебным (научно-учебным)
оборудованием в соответствии с программой лабораторных работ.
6.5. Требования к
организации и проведению производственной практики.
Производственная
химико-технологическая практика предназначена для ознакомления студентов с
реальным технологическим процессом и закрепления теоретических знаний,
полученных в ходе обучения. Проводится на предприятиях химического профиля, на
полузаводских и макетных установках в лабораториях научно-исследовательских
институтов. Сроки проведения практики утверждаются ректоратом (деканатом) в
соответствии с требованиями к учебному плану. По окончании практики
студент-практикант отчитывается о проделанной работе
перед комиссией вуза и представителями принимающей организации. Форма оценки
(зачет, дифференцированный зачет с оценкой) предусматривается учебным планом.
7.
Требования к уровню подготовки бакалавра
по направлению
510500 - Химия
7.1. Требования к
профессиональной подготовленности бакалавра.
7.1.1. Общие
требования к образованности бакалавра.
Бакалавр отвечает
следующим требованиям:
- знаком с
основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук,
способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать
методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- имеет целостное
представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе,
понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими
на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание
и возникающих при выполнении профессиональных функций;
- способен
продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде
(требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);
- имеет научное
представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического
самосовершенствования;
- владеет культурой
мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно
(логично) оформить его результаты;
- умеет на научной
основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и
обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его
профессиональной деятельности;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной
практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет
приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные
технологии;
- понимает сущность
и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин,
определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в
целостной системе знаний;
- умеет
использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений,
осуществлять их качественный и количественный анализ;
- способен формулировать задачи, связанные с реализацией
профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им
наук;
- готов к
кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет
находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений, знает
основы педагогической деятельности;
- методически и
психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной
деятельности, работе над междисциплинарными проектами.
7.1.2. Требования к
бакалавру по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.
Бакалавр должен:
в области
философии, истории, педагогики и психологии:
- иметь
представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности,
назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания,
соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и
иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования
знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значении в
творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;
- понимать роль
науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними
современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и
ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их
эволюцию;
- быть знакомым с
важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и
социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями,
концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;
- понимать смысл
взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в
человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху
технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;
- знать условия
формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни,
природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом
поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому
себе;
- иметь
представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным,
роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей,
формировании личности;
- понимать природу
психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы,
соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать
значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных
механизмов в поведении человека;
- уметь дать
психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей),
интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами
психической саморегуляции;
- понимать
соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и
культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;
- знать формы,
средства и методы педагогической деятельности;
- владеть
элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и
решения педагогических задач;
- иметь научное
представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии; знать
основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;
- уметь выражать и
обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к
историческому прошлому;
в области
физической культуры:
- понимать роль
физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
- знать основы
физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой
практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья,
развитие, совершенствование психофизических способностей и качеств,
самоопределение в физической культуре;
- приобрести опыт
использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и
профессиональных целей;
в области
филологии:
- свободно владеть
государственным языком Российской Федерации - русским языком;
- знать и уметь грамотно
использовать в своей деятельности профессиональную лексику;
- владеть
лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200 - 2000 лексических
единиц, то есть слов и словосочетаний, обладающих наибольшей частотностью и
семантической ценностью) и грамматическим минимумом, включающим грамматические
структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;
- уметь вести на
иностранном языке беседу-диалог общего характера, пользоваться правилами
речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска
информации, переводить тексты со словарем, составлять аннотации, рефераты и
деловые письма на иностранном языке.
7.1.3. Требования к
бакалавру по общим математическим и естественнонаучным дисциплинам.
Бакалавр должен иметь
представление о:
- математическом моделировании;
- информации,
способах ее хранения, обработки и представления;
- возможностях применения фундаментальных законов физики и
химии для объяснения свойств и поведения сложных многоатомных систем, включая
биологические объекты;
- происхождении и эволюции Вселенной;
- свойствах ядер атомов и элементарных частиц;
- физических,
химических и биологических методах исследований;
- современных достижениях естественных наук, физических принципах работы
современных технических устройств;
- экологических принципах рационального природопользования;
- роли
биологических законов в решении социальных проблем.
Бакалавр должен
знать и уметь использовать:
- основы
математического анализа;
- основы алгебры,
геометрии и дискретной математики;
- основы теории
дифференциальных уравнений и численных методов;
- основы теории
вероятности и математической статистики;
- понятие
информации, способы ее хранения и обработки;
- структуру,
принципы работы и основные возможности ЭВМ;
- основные типы
алгоритмов;
- языки
программирования и стандартные программные обеспечения своей профессиональной
деятельности;
- физические основы
механики: кинематику и законы динамики материальной точки, твердого тела, жидкостей
и газов, законы сохранения, основы релятивистской механики;
- физику колебаний
и волн: кинематику гармонических колебаний, интерференцию и дифракцию волн,
спектральное разложение;
- статистическую
физику и термодинамику: молекулярно-кинетическую теорию, свойства
статистических ансамблей, функции распределения частиц по скоростям и
координатам, законы термодинамики, элементы термодинамики открытых систем,
свойства газов, жидкостей и кристаллов;
- электричество и
магнетизм: постоянные и переменные электрические поля в вакууме и веществе,
теорию Максвелла, свойства и распространение электромагнитных волн, в т.ч.
оптического диапазона;
- квантовую физику:
состояния частиц в квантовой механике, дуализм волн и частиц, соотношения
неопределенностей, электронное строение атомов, молекул и твердых тел, теорию
химической связи;
- живые системы:
особенности биологического уровня организации материи, принципы воспроизводства
и развития живых систем; законы генетики, их роль в эволюции; клетки, их цикл;
разнообразие живых организмов, принципы их классификации, основные
функциональные системы, связь с окружающей средой, надорганизменные системы;
- физиологию,
экологию и здоровье, биосоциальные особенности человека;
- экологию и охрану
природы: экосистемы, их структуру, динамику, пределы устойчивости, роль
антропогенных воздействий; принципы рационального
природоиспользования.
7.1.4. Требования к
бакалавру по общепрофессиональным дисциплинам.
Сформированность
химического мышления бакалавра определяется пониманием особенностей химической
формы организации материи, места неорганических и органических систем в
эволюции Земли, единства литосферы, гидросферы и атмосферы и роли химического
многообразия веществ на Земле.
Знакомство с
концептуальной базой и экспериментальными методами современной химии должно
служить основанием для сравнения и критической оценки естественнонаучных и
теоретических построений, технологических решений, а также для прогноза
последствий своей профессиональной деятельности для окружающей природы и человека.
Методологическая
подготовленность подразумевает знание уровней организации вещества и химических
систем, умение для каждого из уровней идентифицировать исходные структуры,
определять их взаимосвязи, принципы организации, условие функционирования, механизмы
сохранения и пределы устойчивости.
На основе освоения
основных химических объектов и закономерностей бакалавр должен уметь
моделировать течение биологических процессов и прогнозировать последствия
антропогенных воздействий на окружающую среду.
Зрелость
химического мировоззрения бакалавра определяется также пониманием того, что
химия является основой производительной силы общества и четкой ценностной
ориентацией на охрану окружающей среды.
Бакалавр должен:
- знать
теоретические основы неорганической химии, состав, строение и химические
свойства основных простых веществ и химических соединений; понимать принципы
строения вещества и протекания химических процессов; владеть методами и
способами синтеза неорганических веществ, описанием свойств веществ на основе
закономерностей, вытекающих из периодического закона и периодической системы
элементов;
- понимать роль
аналитической химии в системе наук; знать метрологические основы химического
анализа, типы реакций и процессов в аналитической химии, основные методы
анализа (выделения, разделения и концентрирования, гравиметрических,
титриметрических, кинетических, электрохимических, спектроскопических; знать
основные объекты анализа; владеть методологией выбора необходимого метода
анализа и методикой его проведения;
- владеть
теоретическими представлениями органической химии, иметь знания о составе,
строении и свойствах органических веществ - представителей основных классов
органических соединений (углеводородов, гомофункциональных соединений,
гетерофункциональных соединений, гетероциклических соединений); владеть
основами органического синтеза;
- понимать основы
физической химии как теоретического фундамента современной химии, владеть
основами химической термодинамики, теории растворов и фазовых равновесий, элементами
статистической термодинамики, знать основы химической кинетики и катализа,
механизма химических реакций, электрохимии, владеть основными законами
физической химии;
- понимать
принципы и основы химии живой материи, быть знакомым с химическими основами
биологических процессов и важнейшими принципами молекулярной логики живого,
знать основные химические компоненты клетки, молекулярные основы биокатализа,
метаболизма, наследственности, иммунитета, нейроэндокринной регуляции и
фоторецепции, иметь представление о структуре и свойствах важнейших типов
биомолекул в связи с их биологической функцией, понимать химические аспекты
происхождения жизни;
- знать основные
особенности свойств высокомолекулярных соединений, отличающие их от свойств
низкомолекулярных соединений, иметь общие представления о принципах синтеза
полимеров, их структуре, физико-механических свойствах и областях их
применения;
- иметь общее
представление о структуре химико-технологических систем, обладать знанием
типовых химико-технологических процессов и производств и пониманием
взаимодействия технологий и окружающей среды;
- обладать
теоретическими знаниями и практическими навыками, позволяющими ему работать в
различных областях химической науки и современной технологии, уметь
самостоятельно повышать свой образовательный уровень знаний при изменении
направлений профессиональной деятельности в связи с научно-техническим
прогрессом.
7.1.5. Требования к
бакалавру по специальным дисциплинам.
Бакалавр должен
иметь глубокие знания и владеть методами научных исследований в области одного
из более узких направлений химии (аналитическая химия, неорганическая химия,
органическая химия, физическая химия, электрохимия, радиохимия, коллоидная
химия, химическая энзимология, лазерная химия, нефтехимия и др.).
Конкретные
требования к специальной подготовке бакалавра устанавливаются высшим учебным
заведением с учетом особенностей региона и специфики образовательной программы.
7.2. Требования к
итоговой государственной аттестации бакалавра.
7.2.1. Общие
требования к государственной итоговой аттестации.
Итоговая
государственная аттестация бакалавра включает: государственный экзамен по химии
и защиту выпускной квалификационной работы.
Итоговые
аттестационные испытания предназначены для определения практической и
теоретической подготовленности бакалавра химии к выполнению профессиональных
задач, установленных настоящим Государственным образовательным стандартом, и
продолжению образования в соответствии с п. 1.4 данного стандарта.
Аттестационные
испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации, должны
соответствовать основной образовательной программе подготовки бакалавра химии.
7.2.2. Требования к
государственному экзамену.
Государственный
выпускной экзамен по химии является основным видом итоговой государственной
аттестации бакалавра и призван дать возможность установить уровень
образованности, полноту знаний и навыков, приобретенных выпускником в рамках
образовательной программы направления; уровень интеллектуальных способностей
бакалавра, его творческие возможности для дальнейшего продолжения образования в
магистратуре или по специальности.
Требования к
бакалавру, сдающему государственный экзамен, определяются требованиями
Государственного образовательного стандарта по направлению 510500 - Химия и
критериями, устанавливаемыми Государственными аттестационными комиссиями.
В материалах,
выносимых на государственный экзамен, представляются все основные разделы
дисциплин цикла ОПД, причем в них прежде всего должны
найти отражение фундаментальные составляющие этих дисциплин. Примерное
соотношение объемов дисциплин, выносимых на экзамен, представлено ниже:
Неорганическая химия 20%
Аналитическая химия 20%
Органическая химия 20%
Физическая химия 20%
Химические основы жизни 7%
Высокомолекулярные соединения 6%
Химическая технология 7%.
Продолжительность
государственного экзамена устанавливается ГАК по согласованию с вузом.
7.2.3. Требования к
выпускной (квалификационной) работе бакалавра.
Выпускная
квалификационная работа, представляемая в виде рукописи, является
дополнительной к государственному экзамену итоговой оценкой деятельности
студента и предназначена для получения опыта постановки и проведения научного
исследования. По форме представляет собой углубленную курсовую работу
(экспериментальную, расчетную или теоретическую) по одной из специальных
дисциплин и должна отражать умение выпускника в составе научного коллектива решать
поставленную научную проблему.
Тема выпускной
работы определяется кафедрой в соответствии с разрабатываемой тематикой и
утверждается заведующим кафедрой.
Защита выпускной
работы проводится на заседании ГАК.
7.2.4. Результаты
государственного экзамена и защиты квалификационной работы учитываются высшим
учебным заведением при рекомендациях бакалавра для продолжения образования.
Составители:
Учебно-методическое
объединение университетов РФ.
Государственный
образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен Пленумом
Совета по химии УМО университетов РФ 25 ноября 1999 года.