Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Заместитель

Министра образования

Российской Федерации

В.Д.ШАДРИКОВ

10 марта 2000 года

 

Номер государственной

регистрации

76 гум/маг

 

Вводится

с момента утверждения

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

НАПРАВЛЕНИЕ 520600 - ЖУРНАЛИСТИКА

 

СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ЖУРНАЛИСТИКИ

 

1. Общая характеристика направления 520600 - Журналистика

 

1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.

1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр журналистики.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 520600 - Журналистика при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Магистр подготовлен для различных видов деятельности, требующих углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в соответствии со спецификой магистерской программы:

- к научно-исследовательской деятельности в области истории, теории, социологии, психологии и практики журналистики, методики журналистской деятельности, языка и стиля средств массовой информации и т.п.;

- к исследовательско-журналистской деятельности в конкретной проблемно-тематической области журналистики (экономика, политика, право, международная жизнь, экология, культура, искусство, наука, образование, социально-бытовая и семейная сферы, спорт и т.п.);

- к журналистской деятельности, связанной с выполнением профессиональных задач повышенной сложности и исследованиями в данной сфере (редакционный менеджер, продюсер, ведущий теле-, радиопередач, дизайнер, социолог, медиа-маркетолог, специалист по рекламе и паблик рилейшнз, редактор отдельных видов литературы и т.п.);

- к научно-педагогической деятельности в учебных заведениях журналистского профиля.

Магистр подготовлен для работы:

- в исследовательских центрах, учреждениях, подразделениях, занятых изучением функционирования средств массовой информации;

- в средствах массовой информации (газеты, журналы, телевидение, радио, информационные и рекламные агентства, службы паблик рилейшнз, издательства);

- в государственных и негосударственных учебных заведениях журналистского профиля.

1.4. Возможности продолжения образования.

Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:

10.00.00. Филологические науки

10.01.00. Литературоведение

10.01.01. Русская литература

10.01.05. Литература стран Западной Европы, Америки и Австралии

10.01.06. Литература народов зарубежных стран Азии и Африки

10.01.08. Теория литературы

10.01.09. Фольклористика

10.01.10. Журналистика

10.01.11. Текстология литературы и фольклора

10.02.00. Языкознание

10.02.01. Русский язык

10.02.14. Классическая филология

10.02.19. Теория языкознания

07.00.02. Исторические науки

07.00.02. История СССР

07.00.03. Всеобщая история

07.00.05. История международных отношений и внешней политики

07.00.09. Историография, источниковедение и методы исторического исследования

07.00.10. История науки и техники

07.00.12. История искусства

08.00.00. Экономические науки

08.00.05. Экономика, планирование, организация управления народным хозяйством и его отраслями

08.00.08. Эффективность капитальных вложений и новой техники

08.00.12. Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности

08.00.14. Мировое хозяйство и международные экономические отношения

08.00.19. Экономика природопользования и охраны окружающей среды

08.00.28. Организация производства (по отрасли)

09.00.00. Философские науки

09.00.03. История философии

09.00.04. Эстетика

09.00.05. Этика

09.00.07. Логика

09.00.10. Философские проблемы политики

12.00.00. Юридические науки

12.00.01. Теория и история государства и права; история политических и правовых учений

12.00.02. Государственное право и управление; советское строительство; административное право; финансовое право

12.00.03. Гражданское право; семейное право; гражданский процесс; международное частное право

12.00.10. Международное право

13.00.00. Педагогические науки

13.00.01. Теория и история педагогики

13.00.02 Методика преподавания (по отраслям)

13.00.05. Теория, методика и организация культурно-просветительной деятельности

17.00.00. Искусствоведение

17.00.01. Театральное искусство

17.00.02. Музыкальное искусство

17.00.03. Киноискусство. Телевидение.

17.00.04. Изобразительное искусство

17.00.08. Теория и история культуры

19.00.00. Психологические науки

19.00.01. Общая психология, история психологии

19.00.03. Психология труда; инженерная психология

19.00.05. Социальная психология, социология и психология личности

19.00.07. Педагогическая и возрастная психология

22.00.00. Социологические науки

22.00.01. Теория, методология и история социологии

22.00.02. Методы социологических исследований

22.00.04. Социальная структура, социальные институты и образ жизни

22.00.05. Социально-политические процессы, организация и управление

22.00.06. Социология культуры, образования, науки

22.00.07. Общественное мнение

23.00.00. Политические науки

23.00.02. Политические институты и процессы

23.00.03. Политическая культура и идеология

23.00.04. Политические проблемы международных систем и глобального развития

11.00.00. Географические науки

11.00.11. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

05.25.00. Информация и информационные системы

05.25.02. Документалистика, документоведение и архивоведение

05.25.03. Библиотековедение и библиографоведение

05.25.04. Книговедение

05.25.05. Информационные системы и процессы

05.13.00. Информатика, вычислительная техника и автоматизация

05.13.17. Теоретические основы информатики.

1.5. Перечень аннотированных магистерских программ (проблемное поле подготовки).

1.5.1. Исследовательская деятельность в области средств массовой информации.

Данная группа программ предусматривает подготовку к научно-исследовательской деятельности в избранной магистром области журналистской науки.

Подготовка магистров-исследователей предполагает также изучение ряда общих дисциплин независимо от специализации: история и философия гуманитарных наук, методология и методика современных научных исследований, в том числе источниковедение, методы работы с документами и банками данных, библиографией. Предусматривается углубленное изучение иностранных языков.

Предполагается стажировка во время учебы в научном коллективе, занимающимся исследованиями в соответствующей области, подготовка или опубликование не менее одной-двух научных работ. По желанию магистра-исследователя во время учебы он может сдавать кандидатские экзамены, а также пройти дополнительную подготовку преподавателя профильной для него дисциплины.

Программа подготовки магистра-исследователя в области определенной журналистской науки (история, теория СМИ, методика работы журналиста, язык и стиль, социология, психология и технология журналистики, правовые основы функционирования СМИ и т.д.) включает изучение специальных дисциплин и научных исследований в избранной области.

1.5.1.1. История отечественной журналистики.

Программа включает следующие разделы: возникновение отечественной журналистики и ее развитие в разные исторические периоды; историческая динамика формирования типологической структуры журналистики, ее аудитории, экономических и правовых регуляторов; развитие жанровых журналистских специализаций; творческое наследие ведущих российских журналистов; исторический опыт функционирования отечественной журналистики и современность; процессы, характеризующие функционирование российской журналистики в современных социально-политических и экономических условиях.

1.5.1.2. Теория журналистики.

Программа включает следующие разделы: современные теории массовых коммуникаций и журналистики; журналистика в системе социальных отношений и проблемы ее функционирования в демократическом обществе; журналистика и гражданское общество; функции журналистики и ее эффективность; проблемы информационной безопасности; структура системы СМИ и факторы ее формирования; типология органов информации и их основные типологические группы; журналистика как массово-информационная деятельность; массово-информационный текст, его сущность и специфика; журналист как субъект массово-информационной деятельности, социально-профессиональные роли журналиста; проблемы свободы и социальной ответственности журналиста.

1.5.1.3. Организация редакционной деятельности.

Программа включает следующие разделы: организационно-правовые и структурно-функциональные принципы формирования редакций, редакционных комплексов (издательских домов, концернов и т.п.) как профессионально-творческих, производственно-технологических и коммерческих предприятий; принципы программирования редакционной деятельности, информационное обеспечение этого процесса, разработка концепции и модели издания; современные принципы редакционного управления, редакционный менеджмент; редакционные подразделения и журналистские организации; особенности взаимодействия творческих и технических структур; регламентация профессионально-должностных обязанностей редакционных сотрудников; типы редакционной деятельности; современные технологии подготовки, выпуска и распространения изданий; экономический аспект функционирования СМИ в условиях рыночной экономики, редакционный маркетинг.

1.5.1.4. Теория и методика журналистского творчества.

Программа включает следующие разделы: журналистское творчество в структуре профессиональной деятельности журналиста; современное понимание профессионализма в журналистике; журналистское произведение как особый вид текста, его структура, виды, тенденции изменения жанровых характеристик; профессиональные стили; особенности творческого процесса; система методов журналистского творчества; новые технологии сбора информации; функции электронной техники в журналистской деятельности и влияние современных технических средств на творческий процесс журналиста; характеристики личности журналиста как субъекта особого рода творчества; факторы, определяющие процесс формирования журналистского мастерства - высшей ступени профессионализма.

1.5.1.5. Функционирование печати.

Программа включает следующие разделы: история развития печати; печать в современном обществе; функции печати; печать в системе СМИ и ее специфика; типология печатных изданий и их основные типологические группы; аудитория прессы; критерии разработки концепции и модели издания; изобразительно-выразительные средства печати; методы работы журналистов разных профилей; технологические особенности выпуска печатных изданий, новые технологии; экономические и организационные основы функционирования прессы на современном этапе; правовое и этическое регулирование; региональная печать и особенности ее функционирования; психология печати; социология печати; опыт исследования практики печати в России и других странах; современные теории прессы.

1.5.1.6. Функционирование телевидения.

Программа включает следующие разделы: история развития телевидения; телевидение в современном обществе; телевидение в системе СМИ и его специфика; социальные функции телевидения; аудитория телевидения; типология вещательных каналов и программ; телевизионное программирование; изобразительно-выразительные средства телевидения; методы работы телевизионных журналистов разных профилей; технологические особенности телевизионного процесса; новые технологии телевидения; экономические и организационные основы функционирования телевидения на современном этапе; особенности правового и этического регулирования телевещания; региональное телевещание; социология телевидения; психология телевидения; опыт исследования практики телевещания в России и других странах; современные теории телевидения.

1.5.1.7. Функционирование радиовещания.

Программа включает следующие разделы: история развития радиовещания; функции радио в современном обществе; типология вещательных каналов и программ; аудитория радио; программирование вещания; выразительные средства радио; методы работы радиожурналистов разных профилей; жанры радиовещания, технологические особенности радиовещания; социология радиовещания; психология радиовещания; экономические и организационные основы функционирования радиовещания на современном этапе; особенности правового и этического регулирования радиовещания; региональное радиовещание; опыт исследования практики радиовещания в России и других странах; современные теории радиовещания.

1.5.1.8. Функционирование сетевых СМИ.

Программа включает следующие разделы: история возникновения и развития сетевых СМИ; функции и специфика сетевых СМИ; их отношения с традиционными средствами массовой информации; типология сетевых СМИ; изобразительно-выразительные средства сетевых СМИ; способы поиска, получения, производства, организации и распространения информации в сетевых СМИ; социология и психология сетевых СМИ; аудитория, способы ее взаимодействия с авторами текстов в сетевых СМИ; экономические и организационные основы функционирования сетевых СМИ; правовое и этическое регулирование сетевых СМИ; реклама в сетевых СМИ; опыт исследования сетевых СМИ в России и других странах.

1.5.1.9. Экономика и менеджмент средств массовой информации.

Программа включает следующие разделы: экономический фактор в процессе возникновения и развития журналистики; формирование и функционирование информационного рынка; массовая информация на информационном рынке; спрос и предложение; конкуренция и конкурентные ситуации; правовые и экономические формы организации информационного бизнеса; финансовый капитал на информационном рынке; информационный маркетинг; финансовая политика редакции и компании; финансовая база органа информации; редакционный бюджет и баланс; бизнес-планирование; рекламная политика; ценовая политика; понятие прибыли и экономической эффективности в СМИ; экономические основы труда журналиста; экономические методы управления редакционным коллективом.

1.5.1.10. Правовые основы функционирования СМИ.

Программа включает следующие разделы: история развития зарубежного и отечественного законодательства о прессе и других средствах массовой информации; право СМИ как специфическая часть правового законодательства и базовая основа функционирования СМИ; система современного российского законодательства о средствах массовой информации; области законодательного регулирования в сфере СМИ (учреждение органов информации, взаимоотношения владельцев, учредителей и редакций, органов информации и аудитории, организация редакционной деятельности, работа журналиста, авторское право и т.д.); правовой статус субъектов массово-информационного процесса; правоприменительная практика и связанные с ней проблемы; правовая культура журналиста; направления совершенствования законодательной базы; опыт российских и зарубежных исследований проблем правового регулирования в сфере СМИ.

1.5.1.11. Этика журналистики.

Программа включает следующие разделы: журналистика и морально-нравственные отношения в обществе; система ценностей общества, функции журналистики и профессиональные роли журналиста; профессиональная мораль журналиста в структуре морально-этических отношений в обществе, ее зарождение, развитие и особенности функционирования; возникновение профессиональной этики и основные этапы ее развития; теоретическая и нормативная этика, влияние нормативной этики на профессиональную мораль; структура профессионально-этических представлений журналистского сообщества; пути формирования комплекса профессионально-этических представлений в индивидуальном сознании журналиста; проблемы ответственности журналиста; ступени профессионально-нравственной зрелости журналиста; взаимозависимость между нравственным уровнем общества, профессионально-этическим сознанием журналистского содружества и журналистской практикой; этические коллизии в журналистской практике, их основные источники и пути разрешения.

1.5.1.12. Социология журналистики.

Программа включает следующие разделы: история социологии журналистики; теория социологии журналистики, методология и методика научных исследований в данной сфере; социальные факторы и регуляторы функционирования журналистики; социальные функции СМИ, социологические основания типологии прессы; аудитория средств массовой информации как объект социологического анализа; информационный маркетинг; медиаметрические исследования; социология общественного мнения; социологические методы анализа текстов массовой информации; социология редакционной деятельности; социологические методы и информация в современной практике работы редакции и журналиста; социология журналистской профессии и журналистского образования.

1.5.1.13. Психология журналистики.

Программа включает следующие разделы: теория психологии журналистики; методология и методика научных исследований в деловой сфере; функции СМИ и их психологический аспект; психологические характеристики СМИ и их типология; психологические особенности массово-информационных текстов; психологические механизмы их восприятия; психологические эффекты и последствия (позитивные и негативные) деятельности средств массовой информации; психология личности журналиста; психологические аспекты функционирования редакционного коллектива; отечественные и зарубежные психологические исследования в области журналистики и современные психологические теории средств массовой информации.

1.5.1.14. Язык и стиль СМИ.

Программа включает следующие разделы: особенности текста массовой информации; текст как объект лингвостилистического анализа; язык и стиль как знаковая система и как система выразительных средств в журналистике; социопсихолингвистика; типология текстов; стили СМИ; аудитория журналистики; психология восприятия разных типов текстов; риторика, культура речевого общения; коммуникативная стратегия журналистского дискурса; языковое мастерство журналиста; методы стилистического анализа текстов СМИ.

1.5.1.15. Реклама.

Программа включает следующие разделы: история развития рекламы; современное состояние рекламного дела в России и за рубежом; реклама в системе массовых коммуникаций; функции журналистики и функции рекламы; принципы функционирования рекламных структур; процесс рекламной деятельности; рекламное творчество; рекламные специализации; специфика, структура и виды рекламных текстов; аудитория рекламы; социология и психология рекламы; экономика, маркетинг и менеджмент в рекламном деле; законодательная база; этическое регулирование; опыт исследования рекламы в России и других странах.

1.5.1.16. Паблик рилейшнз.

Программа включает следующие разделы: история развития PR как сферы специализированной деятельности; PR в системе социальных отношений; понятия "общественность" и "общественное мнение"; функции PR; типы, виды PR-служб; особенности организации процесса связей с общественностью и его основные этапы; содержание, форма и методы PR-деятельности; сферы применения PR-технологий и их особенности в сфере СМИ; экономические основы, правовые и этические регуляторы; социология и психология PR; опыт исследования PR в России и за рубежом.

1.5.1.17. Зарубежная журналистика.

Программа включает следующие разделы: история, развитие и функционирование СМИ в разных странах; типология, модели зарубежных СМИ; теории, методы и приемы современной зарубежной журналистики; журналистика в различных регионах мира в условиях информационной революции и формирования информационного общества; экономическая база; правовое регулирование; современные компьютерные технологии в практике зарубежных СМИ; значение опыта зарубежной журналистики для развития российских СМИ; опыт исследований в области зарубежной журналистики; современные зарубежные теории журналистики.

1.5.2. Исследовательско-журналистская деятельность в конкретной проблемно-тематической области журналистики.

Данная группа программ предусматривает подготовку к исследовательско-журналистской деятельности, связанной с изучением и глубоким, квалифицированным освещением в средствах массовой информации определенных сфер общественной жизни: политики, экономики, права, международных отношений, экологии, культуры, науки, образования, социально-бытовой и семейной сфер, спорта и т.д. (в соответствии с избранной магистром тематической специализацией).

Обучающиеся по данным программам должны овладеть системой знаний и навыков, необходимых для подготовки аналитических материалов в разных жанрах по избранной специализации, ведения аналитических колонок, рубрик, полос в печатных изданиях, теле- или радиопрограмм, исполнения обязанностей редакционного специалиста по данной тематике (комментатора, обозревателя, ведущего, консультанта, научного редактора и т.п.), руководителя соответствующих отделов и редакций.

Программы подготовки журналистов-исследователей предполагают также изучение круга общих дисциплин независимо от тематической специализации: методология и методика современных социальных научных исследований, в том числе источниковедение, методы работы с экспертами, документами, банками данных.

Предусматривается практическое овладение методами и методикой работы журналиста-эксперта, аналитика, комментатора, ведущего телевизионных и радиопередач (для магистров телевизионных специализаций), изучение опыта зарубежных и отечественных журналистов - мастеров данного профиля, а также стажировка в органах информации по избранной специализации.

1.5.2.1. Политическая проблематика.

Программа подготовки предусматривает углубленное изучение политической структуры общества (политические субъекты, институты, партии, движения и т.д.), политических процессов, особенностей современной политической системы России, политики как сферы общественных отношений (внутригосударственных, межгосударственных, в том числе национально-политических); философии политики; социологии (изучение общественного мнения, поведения политической элиты и электората, рейтинги политических деятелей и т.д.); политической психологии, конфликтологии, а также имиджелогии, законодательства в данной сфере. Особое внимание уделяется изучению таких вопросов, как политика и средства массовой информации; типология политической журналистики; методы политического анализа в журналистике, в том числе работа с политическими документами; жанры политической журналистики (информация, комментарий, политическая публицистика, политическая экспертиза, политическая реклама), парламентская журналистика. В программу обучения включается также изучение функционирования СМИ в разных политических системах и режимах, опыта политической журналистики зарубежных стран.

1.5.2.2. Экономическая проблематика.

Программа подготовки предусматривает углубленное изучение экономики как области общественных отношений; экономических учений; особенностей формирования рыночной экономики России; методов экономического анализа; экономической статистики; экономической социологии; маркетинга; менеджмента; законодательства в данной сфере. Центральный блок программы включает такие вопросы, как экономика средств массовой информации, типология экономической журналистики, методология и методы анализа экономических проблем в журналистике, работа с источниками информации, экономическими документами, жанры аналитической экономической журналистики. Предусматривается изучение опыта освещения данной проблематики в зарубежных СМИ.

1.5.2.3. Правовая проблематика.

Программа подготовки предусматривает углубленное изучение права и таких его разделов, как история правоведения, теория государства и права, гражданское, уголовное, административное, международное право; особенностей современного российского законодательства. Специальный раздел посвящен правовым основам деятельности средств массовой информации. Центральные вопросы программы - роль СМИ в формировании правового гражданского общества, правовой культуры населения, защите прав и свобод личности; методология и методы анализа правовых проблем в журналистике; работа журналиста с источниками информации; методы анализа области правовых отношений в обществе, практики нормотворчества, судопроизводства и т.д.; этико-правовые основы журналистского "расследования"; типология юридических изданий и программ; жанры аналитической журналистики в этой сфере. Предусматривается изучение опыта зарубежных СМИ по освещению правовой проблематики.

1.5.2.4. Международная проблематика.

Программа подготовки предусматривает углубленное изучение сферы международных отношений, международной жизни; основных проблем экономики, политики, культуры и социальной сферы конкретного региона (в соответствии со специализацией магистра); международного права и законодательных основ функционирования СМИ в разных странах, а также организационно-экономических форм, типологических моделей зарубежных СМИ. Особое внимание уделяется роли международной проблематики в СМИ; типологии изданий и программ, специализирующихся по данной проблематике; особенностям их аудитории; методам работы журналиста-международника; использованию глобальных информационных сетей; специфике форм и жанров освещения данной тематики, проблематики в разных средствах массовой информации. Предусматривается углубленное изучение двух иностранных языков.

1.5.2.5. Экологическая проблематика.

Программа подготовки предусматривает углубленное изучение экологии как отрасли научного знания и сферы взаимодействия человеческого общества и природы; этапов развития экологической проблематики в средствах массовой информации; системы экологических специализированных изданий России; основных направлений экологической журналистики; актуальных аспектов экологической проблематики в прессе; жанров экологической публицистики; профессиональных методов деятельности журналиста-эколога; опыта освещения данной проблематики в зарубежных СМИ.

1.5.2.6. Проблемы культуры.

Программа подготовки предусматривает углубленное изучение культуры как сферы духовного производства и области общественной жизни; истории и специфики того вида искусства, в котором собирается специализироваться магистр (театр, кино, видеоискусство, живопись, музыка, эстрадное искусство и т.п.); социологии культуры и законодательства в области культуры. Особое внимание уделяется проблемам освещения вопросов культуры в СМИ; типологии СМИ данного направления; методам работы с источниками информации в этой сфере; специфике журналистских жанров (рецензия, обзор событий культурной жизни, аналитический материал, очерк, эссе и т.п.). Предусматривается также изучение опыта освещения культурной проблематики в печати, на телевидении и радио зарубежных стран.

1.5.2.7. Проблемы образования и науки.

Программа подготовки предусматривает углубленное изучение истории развития системы образования и науки в нашей стране и за рубежом, ее современного состояния; педагогики и возрастной психологии; социологии образования и науки; законодательства в этих сферах; специфики освещения данной тематики в средствах массовой информации; типологии педагогических и научных изданий и программ; особенностей работы журналиста, специализирующегося в данной сфере; специфики жанров педагогической и научной журналистики. Предусматривается изучение опыта освещения проблем науки и образования в зарубежных СМИ.

1.5.2.8. Бытовая и семейная проблематика.

Программа подготовки предусматривает углубленное изучение социальной сферы жизни общества (социальное обеспечение, здравоохранение, торговля, коммунальное хозяйство, обслуживание населения и т.д.); его социально-демографической структуры; семьи как важнейшего элемента социума; социологии и психологии семейных и социально-бытовых отношений; педагогики; возрастной психологии; законодательства в этой области; вопросов социальной защиты населения. Особое внимание уделяется особенностям освещения семейно-бытовой проблематики в средствах массовой информации, специфике жанров соответствующих публикаций, радио-, телепередач. Предусматривается изучение опыта освещения данной проблематики в зарубежных СМИ.

1.5.2.9. Досуговая проблематика.

Программа подготовки предусматривает углубленное изучение досуговой сферы как социально значимого вида жизнедеятельности; социально-демографической структуры современного российского общества и особенностей образа жизни различных социальных слоев и групп; моделей потребления и создания продуктов культуры и искусства в структуре досуга; психологии и социологии сферы свободного времени и образа жизни. Особое внимание уделяется изучению рекреативных, релаксационных, культурно-просветительских функций СМИ; типологии досуговых, развлекательных изданий и программ; соответствующих форм, методов, жанров журналистики; особенностей аудитории, ее ожиданий и предпочтений. Предусматривается изучение опыта зарубежной журналистики в данной сфере.

1.5.2.10. Спортивная проблематика.

Программа подготовки предусматривает углубленное изучение актуальных проблем профессионального и массового спорта и различных его аспектов (социального, оздоровительного, профессионально-творческого, экономического); социологии и психологии спорта; законодательства в этой области; типов спортивных изданий и программ; специфики освещения спортивной тематики в средствах массовой информации; методов работы спортивного журналиста и аналитических жанров спортивной журналистики (обозрение, комментарий, репортаж, очерк, проблемная статья и т.п.); особенностей освещения спортивной проблематики в зарубежных СМИ.

1.5.3. Журналистская деятельность, связанная с выполнением профессиональных задач повышенной сложности и исследованиями в данной области.

Данная группа программ предусматривает подготовку обучающихся к выполнению профессиональных задач повышенной сложности и исследованиям в избранной сфере: программирование и выпуск изданий, теле-, радиопрограмм; функционирование сетевых СМИ; менеджмент в области СМИ; продюсерская деятельность; дизайн; социология и психология СМИ; информационный маркетинг; организационно-аналитическая деятельность в области рекламы, паблик рилейшнз, работа ведущего телевизионной, радиопередачи; редактирование отдельных видов литературы. Предусматривается практика по избранной специализации.

1.5.3.1. Программирование и выпуск печатных изданий, теле-, радиопрограмм.

Программа предусматривает подготовку в области теории управления; психологии и социопсихологии; информационного маркетинга; менеджмента и овладение (на базе полученных знаний о системе факторов, определяющих тип и профиль издания, особенностях аудитории и т.д.) методами программирования, моделирования работы органа информации; методикой редактирования; компьютерной версткой, графикой, дизайном. Магистры, подготовленные по данной программе, должны хорошо разбираться в особенностях технологии производственного процесса выпуска изданий, программ, технической базе. Программа предусматривает подготовку магистра (в соответствии с конкретной программой обучения) к исполнению обязанностей руководителя важнейших редакционных управленческих подразделений, прежде всего секретариатов газетных и журнальных редакций, дирекции программ телевизионных и радиокомпаний и т.д.

1.5.3.2. Менеджмент в СМИ.

Программа предусматривает овладение системой знаний по теории, социологии и психологии управления; экономике и организации деятельности СМИ; менеджменту, маркетингу, рекламе и PR. Магистры, подготовленные по данной программе, должны хорошо разбираться в организационно-производственной структуре газетных, журнальных редакций, агентств, теле-, радиокомпаний (в соответствии со специализацией); задачах и содержании деятельности различных категорий сотрудников, в особенностях функционирования творческого коллектива; знать законодательство в сфере деятельности СМИ; уметь применять его в практической деятельности органа информации; быть знакомым с зарубежным опытом в области редакционного менеджмента; знать основы научной организации труда; владеть компьютерной техникой. Обучающиеся должны овладеть методикой управленческой деятельности, быть подготовлены к выполнению соответствующих должностных обязанностей в редакциях газет, журналов, других печатных периодических изданий, информационных агентств, радио- или телевизионных компаний, а также издательств и издательских домов.

1.5.3.3. Организация телевещания (продюсерская деятельность).

Программа подготовки предусматривает углубленное изучение типологии телевизионных вещательных организаций, телепрограмм; телевизионной техники и технологии создания телепередач; критериев их оценки; социологии телеаудитории; экономики и организации телевизионного производства; методов организации работы творческого коллектива; правового регулирования в области СМИ; современного опыта работы телекомпаний, в том числе зарубежных; а также практическое овладение методами продюсерской деятельности в сфере телевещания.

1.5.3.4. Дизайн в СМИ.

Программа предусматривает изучение основ изобразительного искусства, фотографии, компьютерной графики; социологии и психологии восприятия газетных, журнальных, телевизионных материалов; основ моделирования издания, радио-, телепрограммы, их структуры и композиции; факторов, определяющих оформительскую модель; теории и практики газетного, журнального или телевизионного дизайна, в том числе зарубежного опыта. Магистры, прошедшие подготовку по данной программе, должны хорошо разбираться в технологическом процессе выпуска издания, телепрограммы (в соответствии со специализацией); овладеть системой знаний и навыков, необходимых для выполнения соответствующих обязанностей в редакции газеты, журнала, телестудии.

1.5.3.5. Социология СМИ.

Программа подготовки предусматривает углубленное изучение истории и основных разделов теоретической социологии; программирования и организации социологических исследований; методов сбора социологической информации, обеспечения ее надежности, достоверности, обработки и анализа. Центральный раздел программы - социология журналистики: социологические аспекты функционирования средств массовой информации; социальные функции СМИ; методология и методика изучения эффективности их деятельности, аудитории и общественного мнения, организации работы редакционного коллектива. Особое внимание уделяется проблемам анализа и интерпретации результатов социологических исследований в области СМИ; методам использования социологической информации в деятельности редакции и журналистов; формам представления на страницах газет, в теле-, радиопередачах. Включается изучение вопросов информационного маркетинга и менеджмента, организации и функционирования редакционных информационных систем (банков данных). Магистры, прошедшие подготовку по данной программе, должны владеть системой знаний и навыков, необходимых для выполнения задач по организации и проведению социологических исследований, работы с социологической информацией, быть способными выполнять обязанности руководителя и сотрудника социологической службы редакции или консультанта в области социологии журналистики, а также сотрудника других исследовательских социологических организаций.

1.5.3.6. Информационный маркетинг.

Магистр, специализирующийся по данному виду деятельности, должен обладать системой знаний в области экономики отдельных СМИ (в соответствии со специализацией); информационного маркетинга (методы анализа структуры рынка существующих органов информации и перспектив его развития, рынка труда в сфере журналистики); владеть методикой получения необходимой информации (социологические методы, работа со статистическими данными), использования полученных знаний в качестве исходной базы при программировании работы органа информации, определении его "информационной ниши", уточнении типа и профиля, решении задач расширения рынка информационных продуктов и услуг.

Магистры, освоившие данную программу, должны быть подготовлены к выполнению обязанностей специалиста данного профиля в редакциях газет, журналов, агентств, издательств, радио, телевидения.

1.5.3.7. Реклама.

Программа подготовки предусматривает изучение места и роли рекламы в системе информационной и экономической деятельности, истории и тенденций развития рекламы, специфики рекламы как одной из важнейших форм маркетинговых коммуникаций, особенностей рекламы в средствах массовой информации. Магистры, прошедшие подготовку по данной программе, должны овладеть знаниями в области социологии и психологии рекламы в объеме, позволяющем с максимальной результативностью использовать данные исследований в практической работе; свободно ориентироваться в специфике различных видов рекламной деятельности, рекламных сообщений; профессионально заниматься вопросами планирования и осуществления разномасштабных рекламных кампаний; уметь оптимально организовывать работу рекламного агентства или иной рекламной службы, опираясь на глубокое понимание проблем рекламной отрасли и зарубежного опыта.

Магистр, специализирующийся в данной сфере, получает углубленную профессиональную подготовку, предоставляющую возможность занимать руководящие должности в рекламных агентствах полного цикла, а также возглавлять ведущие отделы и иные структурные подразделения, занимающиеся исследованиями, концептуальными разработками и планированием рекламных кампаний и других видов рекламной деятельности в СМИ.

1.5.3.8. Паблик рилейшнз.

Программа предусматривает изучение истории, места и специфики PR в системе массовых коммуникаций; функций и моделей PR; общественного мнения и методов его исследования; социологии и социальной психологии; психологии общения; рекламного дела, его содержания, этапов и методов; методов организации деятельности PR-служб (проведение пресс-конференций, брифингов, подготовка пресс-релизов и пресс-коммюнике, других материалов); технических средств связи, тиражирования и распространения информации. Магистры, прошедшие подготовку по данной программе, должны овладеть системой знаний и навыков, позволяющих занимать различные должности в PR-службах: руководитель пресс-службы, пресс-секретарь, ведущий специалист и т.д.

1.5.3.9. Работа ведущего теле-, радиопередач.

Программа подготовки предусматривает овладение системой знаний в конкретной предметной области (политика, экономика, культура, молодежные проблемы и т.д.), а также знаний, касающихся специфики телевидения или радио (в соответствии со специализацией), типа программы (новостная, общественно-политическая, развлекательная, молодежная, детская и т.п.) и вида деятельности (ведущий, комментатор, аналитик, шоумен, модератор, интервьюер и т.п.), освоение методики ведения определенных передач, общения в кадре. Программа подготовки включает формирование профессиональных навыков, профессиональный тренинг (отработка монологических и диалогических элементов программы перед камерой и микрофоном, техники и культуры речи, работы в эфире); овладение опытом мастеров теле-, радиожурналистики (в форме творческой мастерской, просмотров и анализа фильмотечных материалов). Магистры, прошедшие подготовку по данной программе, должны владеть основами теле-, радиорежиссуры, взаимодействовать с участниками творческой бригады (режиссер, оператор, звукорежиссер, редактор, представители других телевизионных и радиопрофессий).

1.5.3.10. Редактирование отдельных видов литературы.

Программа предусматривает углубленную подготовку в области литературоведения, книговедения, текстологии, истории книги; включает изучение теории и практики редакционно-издательской деятельности; типологии изданий; организации и экономики издательского дела; книжного маркетинга; новых технологий полиграфического производства; книжного дизайна; овладение компьютерной версткой, компьютерной графикой, спецификой редактирования определенного вида литературы; освоение навыков руководства редакционным коллективом. Магистры, прошедшие подготовку по программе редактирования отдельных видов литературы (научной, научно-популярной, научно-информационной, производственно-технической, учебной, справочно-энциклопедической, художественной, детской и т.п.), должны быть подготовлены для работы в должности ведущего редактора, заведующего редакцией, руководителя отдела или бюро научно-технической информации.

1.5.4. Научно-педагогическая деятельность в учебных заведениях данного профиля.

Основу программы подготовки магистров-преподавателей определенных видов журналистских предметов (история журналистики, теория, технология СМИ, мастерство журналиста, язык и стиль СМИ, экономика, социология, психология, этика журналистики и т.д.) составляет изучение специальных дисциплин. Одновременно данная программа подготовки предполагает изучение круга учебных предметов, общих для программ подготовки магистров-преподавателей: педагогика, психология педагогической деятельности, возрастная психология; социология образования; мастерство лектора; методология и методика современных научных исследований; источниковедение, работа с банками данных и библиографией. Предусматривается углубленное изучение иностранных языков. Магистры, прошедшие подготовку по данному виду программы, должны получить систему знаний и навыков, необходимых для преподавания избранной ими журналистской дисциплины и научных исследований в определенной сфере. Предусматривается обязательная педагогическая практика, а для преподавателей методики журналистского творчества - практическая работа в СМИ.

Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.

 

2. Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения

программы специализированной подготовки магистра,

и условия конкурсного отбора

 

2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.

 

2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям:

филология - 520300;

книговедение - 520700;

менеджмент - 521500;

социальная работа - 521100;

политология - 520900;

социология - 521200;

психология - 521000;

культурология - 520100;

философия - 520400;

лингвистика - 520500;

книговедение - 520700;

история - 520800;

юриспруденция - 521400;

экономика - 521600;

искусствоведение - 521800;

конфликтология - 522700;

международные отношения - 522800,

зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.

2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным Государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.

 

3. Общие требования к основной образовательной программе

магистра по направлению 520600 - Журналистика

 

3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (профессиональной, научно-исследовательской, профессиональной и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.

3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:

в соответствии с программой подготовки бакалавра:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;

цикл ФТД - факультативные дисциплины;

цикл СД - специальные дисциплины;

ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;

в соответствии с программой специализированной подготовки:

цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;

цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;

НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;

ПП - профессиональная практика;

ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.

 

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной

образовательной программы подготовки магистра

по направлению 520600 - Журналистика

 

┌───────┬──────────────────────────────────────────────┬─────────┐

│ Индекс│ Наименование дисциплин и их основные разделы  Всего 

                                                       часов 

├───────┼──────────────────────────────────────────────┼─────────┤

   1                         2                           3   

├───────┴──────────────────────────────────────────────┼─────────┤

│ Требования к обязательному минимуму содержания               

│основной образовательной программы подготовки                 

│бакалавра по данному направлению определены в                 

│Государственном образовательном стандарте высшего             

│профессионального образования подготовки бакалавра            

│по направлению 520600 - Журналистика                          

├──────────────────────────────────────────────────────┼─────────┤

│Итого часов подготовки бакалавра (включая 15 недель   │9450    

│практики):                                                    

├──────────────────────────────────────────────────────┴─────────┤

        Требования к обязательному минимуму содержания         

                 специализированной подготовки                 

├───────┬──────────────────────────────────────────────┬─────────┤

│ДНМ.00 │Дисциплины направления                        │1134    

       │Федеральный компонент                         │700     

│ДНМ.01 │Актуальные проблемы совр. науки и             │72      

       │журналистика                                          

│ДНМ.02 │Методология и методы исследования в сфере СМИ │96      

│ДНМ.03 │Современные теории массовой коммуникации      │108     

│ДНМ.04 │Компьютерные технологии в журналистике и      │424     

       │научных исследованиях                                 

       │Национально-региональный (вузовский) компонент│434     

│ДНМ.05 │Дисциплины, устанавливаемые вузом             │216     

       │(факультетом)                                         

│ДНМ.06 │Дисциплины по выбору студента                 │218     

├───────┼──────────────────────────────────────────────┼─────────┤

│СДМ.00 │Специальные дисциплины                        │1350    

       │Состав и содержание специальных дисциплин             

       │определяется требованиями специализации               

       │магистра при реализации конкретной магистер-          

       │ской программы                                        

│СДМ.01 │Современные зарубежные СМИ                    │108     

│СДМ.02 │Актуальные проблемы современности и           │108     

       │журналистика                                          

│СДМ.03 │Риторика                                      │72      

│СДМ.04 │Дисциплины специализации (в соответствии с    │470     

       │магистерскими программами)                            

│СДМ.05 │Журналистское мастерство (работа в творческих │256     

       студиях в соответствии с видами магистерских          

       │программ)                                             

│ДВМ.00 │Дисциплины по выбору студента                 │336     

├───────┼──────────────────────────────────────────────┼─────────┤

│НИРМ.00│Научно-исследовательская и профессиональная   │1620    

       │работа                                        │(10 сем. │

                                                     │- 2 нед.;│

│НИРМ.01│Научно-исследовательская работа в семестре    │11 сем. 

                                                     │- 2 нед.)│

│НИРМ.02│Научно-исследовательская и профессиональная   │8 нед.  

       │практики (в соответствии с видами магистерских│        

       │программ)                                             

│НИРМ.03│Преддипломная практика (научно-исследова-     │3 нед.  

       │тельская, журналистская или педагогическая)           

├───────┼──────────────────────────────────────────────┼─────────┤

│НИРМ.04│Подготовка магистерской диссертации           │15 нед. 

├───────┼──────────────────────────────────────────────┼─────────┤

│ИГАМ   │Итоговая государственная аттестация, в том    │162     

       │числе защита выпускной квалификационной       │3 нед.  

       │работы (магистерской диссертации)                     

├───────┼──────────────────────────────────────────────┼─────────┤

       │Итого часов специализированной подготовки     │4266    

       │магистра                                              

├───────┼──────────────────────────────────────────────┼─────────┤

       │Всего                                         │13716   

└───────┴──────────────────────────────────────────────┴─────────┘

 

5. Срок освоения основной образовательной программы

подготовки магистра по направлению 520600 - Журналистика

 

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения - 312 недель, в том числе:

    - образовательная программа

    подготовки бакалавра                             - 208 недель;

    - специализированная программа

    подготовки магистра                              - 104 недели,

    из них:

    теоретическое обучение, включая

    научно-исследовательскую работу студентов,

    практикумы, подготовку выпускной

    квалификационной работы,

    а также экзаменационные сессии                    - 74 недели;

    - практики                                        - 11 недель,

    в том числе:

    научно-исследовательская

    и профессиональная практики                        - 8 недель;

    преддипломная практика                             - 3 недели;

    - итоговая государственная аттестация,

    включая защиту выпускной

    квалификационной работы                            - 3 недели;

    - каникулы, включая 8 недель

    последипломного отпуска                           - 16 недель.

5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего Государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 20 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 6 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

6. Требования к разработке и условиям реализации основной

образовательной программы подготовки магистра

по направлению 520600 - Журналистика

 

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего Государственного образовательного стандарта.

Дисциплины "по выбору" являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

В период действия данного документа Перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.

Требования к научно-исследовательской части программы.

В процессе обучения в магистратуре студент должен овладеть методологией и методикой научного исследования и провести самостоятельное исследование по теме, связанной с его магистерской специализацией и программой подготовки.

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;

- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю;

- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.

6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.

6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.

6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, ученую степень и систематически занимающимися научно-исследовательской и научно-методической деятельностью; преподаватели профессиональных дисциплин, как правило, должны иметь опыт деятельности в средствах массовой информации. Руководители программ подготовки магистра, как правило, должны быть докторами наук и ведущими профессорами.

Формирование контингента преподавателей должно определяться потребностями качественной профессиональной подготовки магистров в соответствии с магистерскими программами.

6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.

Учебный процесс должен быть обеспечен необходимой документацией (учебным и рабочим планами, расписанием занятий, графиками прохождения практик, перечнем зачетов и экзаменов по всем дисциплинам, расписанием экзаменационных сессий, графиками защиты выпускных работ и т.д.).

Дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебными программами, учебниками и учебными пособиями, методическими разработками по всем видам занятий (в том числе практикумам, творческим мастерским, работе над магистерским сочинением), а также аудио-, видео- и мультимедийными материалами.

Реализация основной образовательной программы специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам (учебной и научной литературы, периодических изданий). В них обязательно предусматривается наличие профессиональных журналов ("Вестник Московского университета. Серия "Журналистика", "Журналист", "Профессия: журналист", "Среда", "Четвертая власть", "Читающая Россия", "Тэфи" и др.), а также научной периодики по тематике магистерских программ. Магистранты должны иметь доступ к информационным базам данных, сетевым источникам информации.

6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу магистра, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.

Предполагается соблюдение ориентировочных нормативов. Обеспеченность учебными площадями должна быть не менее 15,5 кв. м на 1 студента. Дисплейное время на 1 студента в год - не менее 60 часов. Диктофоны (не менее 0,5 ед. на 1 студента). Видеомагнитофоны, техника кино- и видеосъемки - исходя из количества студентов, обучающихся по соответствующей программе. Необходимо наличие лингафонных кабинетов, компьютерного оборудования и специализированных компьютерных классов с подключением к Интернету, настольной издательской системы, лаборатории магнитной записи, фотолаборатории.

Для вузов, имеющих соответствующие программы подготовки магистров: типолаборатории, учебные теле-, радиостудии (или базы практики).

6.2.5. Требования к организации практик.

В зависимости от видов программ предусматриваются следующие практики.

1. Научно-исследовательская практика в исследовательских центрах, институтах и научных подразделениях вузов, в программу которой входит ознакомление с научными исследованиями в области, соответствующей программе магистерской подготовки, и их результатами, освоение методологии и методов научных исследований, участие в исследовательском проекте или обсуждение в научном коллективе хода работы.

2. Журналистская профессиональная практика в средствах массовой информации, в программу которой входит изучение опыта работы органа информации по освещению определенной проблемно-тематической сферы или практики деятельности редакционных сотрудников (в форме творческой мастерской), выполняющих профессиональные обязанности повышенной сложности, соответствующие специализированной программе подготовки магистра, а также освоение методов профессиональной работы. Данный вид практики предусматривает подготовку магистрантом по избранной тематике, разработку проекта концепции, модели издания, программы, рубрики и участие в их реализации, подготовку собственных аналитических публикаций, теле-, радиопрограмм и т.д.

3. Педагогическая практика в учебных заведениях журналистского профиля, в программу которой входит изучение опыта преподавания журналистской дисциплины, соответствующей специализированной программе подготовки магистра. Данный вид практики предусматривает практическое освоение методов педагогической деятельности в процессе выполнения обязанностей ассистента преподавателя, а также как итог практики - подготовку проекта программы спецсеминара, спецкурса, разработку плана и конспекта лекции.

4. Преддипломная практика в исследовательских организациях, высших учебных заведениях журналистского профиля, средствах массовой информации - в зависимости от вида программ магистерской подготовки. Конкретная программа преддипломной практики должна быть непосредственно связана с тематикой и характером магистерской диссертации.

 

7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению

520600 - Журналистика

 

7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.

7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 520600 - Журналистика.

7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра по соответствующим видам программ (см. п. п. 1.3 и 1.5), включают:

Исследовательская деятельность в конкретной науке о журналистике.

Магистр, специализирующийся по данному виду деятельности, должен иметь соответствующие способности, обладать системой знаний и навыков, необходимых для научных исследований в избранной им области журналистской науки (истории, теории, экономики, права, этики, социологии, психологии и т.д.).

Магистр должен уметь разработать концептуально-методологические основы исследования; выделить его проблему; определить объект и предмет; сформулировать задачи исследования; разработать его план; вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; выбирать необходимые методы исследования исходя из его задач; обрабатывать полученные результаты; анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных источников; представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

Исследовательско-журналистская деятельность в конкретной проблемно-тематической области журналистики.

Магистр, прошедший подготовку в конкретной проблемно-тематической области журналистики (экономика, политика, право, экология, культура, искусство, наука, образование, социально-бытовая и семейная сфера, спорт и т.д.), должен обладать углубленной системой знаний (фундаментальных и прикладных) в избранной сфере (современное состояние, основные проблемы, научные исследования, тенденции развития); владеть методологией и методикой ее изучения, методами получения, переработки и накопления необходимой информации, методами ее квалифицированного освещения в прессе, телевидении, радио; быть способным готовить аналитические материалы по данной проблематике, вести соответствующие колонки, рубрики, полосы, авторские теле- или радиопрограммы.

Журналистская деятельность, связанная с выполнением профессиональных задач повышенной сложности, и исследования в данной сфере деятельности.

Магистр, прошедший подготовку по данной программе, должен иметь систему теоретических знаний в определенной сфере редакционной деятельности (специфика, функции, содержание, виды, этапы профессиональной деятельности, ее психологические особенности, модели профессионального поведения); владеть информацией о научных разработках в данной сфере, накопленном профессиональном опыте, профессиональной технологией, методами; быть способным квалифицированно выполнять в соответствии с полученной специализацией и конкретной программой подготовки определенный вид редакционной деятельности (ведущий теле-, радиопередачи, ответственный секретарь, дизайнер, редакционный социолог, менеджер, маркетолог, продюсер, редактор отдельных видов литературы, специалист по рекламе в СМИ и паблик рилейшнз).

Магистр данного профиля подготовлен также к выполнению исследований, связанных с научным анализом теории и практики данного вида деятельности.

Научно-педагогическая деятельность в учебных заведениях журналистского профиля.

Магистр по этой программе подготовки должен иметь систему знаний и навыков, необходимых для преподавания избранной им журналистской дисциплины и научных исследований в данной области. Он должен обладать системой знаний в области педагогики и психологии педагогической деятельности, социологии образования, владеть накопленным профессиональным опытом в области педагогики высшей школы, новейшими образовательными технологиями, методикой преподавания журналистских дисциплин.

7.1.3. Специальные требования.

Конкретные требования к подготовке магистра по программам специализированной подготовки определяются вузом.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.

7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра предусматривает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и должна включать государственные экзамены, устанавливаемые в соответствии с предложениями УМО. Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен обеспечивать возможность засчитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям.

Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации выпускников.

При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необходимо руководствоваться следующим:

основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);

программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний принимаются Ученым советом вуза на основе примерных программ, разработанных УМО, в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.

Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.

Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации.

При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.

7.2.3. Требования к другим видам обязательных аттестационных испытаний выпускников.

Для выпускников, прошедших подготовку по определенным видам магистерских программ, учебное заведение имеет право вводить другие, дополнительные виды аттестационных испытаний:

- по программам "исследовательско-журналистская деятельность в конкретной проблемно-тематической области" - представление и защита серии (цикла) аналитических материалов для печати, телевидения, радиовещания соответствующей тематики;

- по программе "журналистская деятельность, связанная с выполнением профессиональных задач повышенной сложности" - представление и защита соответствующих видов журналистской продукции (разработанный проект концепции, модели издания, программы, теле-, радиопередач, где выпускник выступает в качестве организатора и ведущего, продюсерский проект и т.п.).

 

Составители:

Научно-методический совет по специальности - Журналистика УМО государственных университетов.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Научно-методического совета по специальности - Журналистика УМО государственных университетов 23 сентября 1999 года, протокол N 3.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024