Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской
Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
10 марта 2000 года
Номер государственной
регистрации
74 гум/маг
Вводится
с момента
утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 520300 - ФИЛОЛОГИЯ
СТЕПЕНЬ - МАГИСТР ФИЛОЛОГИИ
1. Общая
характеристика направления 520300 - Филология
1.1. Направление
утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000
N 686.
1.2.
Степень (квалификация) выпускника - магистр филологии.
Нормативный срок
освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению
520300 - Филология при очной форме обучения - 6 (шесть) лет. Основная
образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки
бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной
подготовки магистра (2 года).
1.3.
Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Область
профессиональной деятельности.
Практическая и
исследовательская деятельность магистра по направлению 520300 - Филология
сосредоточена в области гуманитарного знания, межъязыковой коммуникации,
образования и культуры.
1.3.2. Объекты
профессиональной деятельности:
- языки
(отечественные и иностранные) в их теоретическом и практическом, историческом и
диалектологическом аспектах;
- литература
(отечественная и зарубежная) с учетом закономерностей ее развития в различных
странах.
1.3.3. Виды
профессиональной деятельности.
Магистр по
направлению 520300 - Филология подготовлен к осуществлению
научно-исследовательской и практической деятельности, конкретные виды которой
определяются содержанием образовательной профессиональной программы,
разрабатываемой вузом.
Магистр по
направлению 520300 - Филология подготовлен к решению следующих задач.
В
научно-исследовательской сфере:
- исследование
языка и литературы в их современном состоянии и историческом развитии.
В практической
сфере:
- осуществление
практической деятельности, связанной с использованием знаний и умений в области
филологии в учреждениях образования, культуры, управления, в СМИ, в области
межкультурной коммуникации и других областях социально-гуманитарной
деятельности.
Магистр
подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной
подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе, а при условии
освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы
педагогического профиля - к педагогической деятельности.
1.4. Возможности
продолжения образования.
Магистр по
направлению 520300 - Филология подготовлен к обучению в аспирантуре
преимущественно по научным специальностям:
10.01.01 - Русская
литература
10.01.02 -
Литература народов РФ
10.01.03 -
Литература стран народов нового зарубежья
10.02.05 -
Литература народов Европы, Америки и Австралии
10.01.08 - Теория
литературы
10.01.09 -
Фольклористика
10.02.01 - Русский
язык
10.01.02 - Языки
народов РФ
10.02.03 -
Славянские языки
10.02.04 -
Германские языки
10.01.05 -
Романские языки
10.01.06 - Тюркские
языки
10.02.07 -
Финно-угорские и самодийские языки
10.02.14 -
Классическая филология
10.02.19 - Общее
языкознание, социолингвистика, психолингвистика
10.02.20 -
Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание,
теория перевода
10.02.21 -
Структурная, прикладная и математическая лингвистика.
1.5. Аннотированный
перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки).
1. Русская
литература.
Углубленное
изучение истории русской литературы и современного литературного процесса в
контексте отечественной и мировой истории и культуры с опорой на новейшие
достижения в области теории литературы; осмысление места русской литературы в
мировом литературном процессе; изучение истории и современного состояния науки
о русской литературе; освоение методологии, методики и практики
научно-исследовательской деятельности в области истории русской литературы и
преподавания соответствующих дисциплин в высшей школе.
2. Литература
народов России.
Совершенствование
знаний об историко-литературном процессе в контексте национальной, русской и
других культур с опорой на новейшие достижения в области теории литературы;
осмысление места национальной литературы в российском и мировом литературном
процессе; углубленное изучение истории и современного состояния отечественной и
зарубежной науки о национальной литературе; освоение методологии, методики и
практики научно-исследовательской деятельности в области конкретной
национальной литературы и преподавания соответствующих дисциплин в высшей
школе.
3. Литература
народов зарубежных стран.
Расширение и
углубление знаний по изучаемой зарубежной литературе на основе практического
владения соответствующим иностранным языком; углубленное изучение законов и
основных этапов литературного процесса в контексте истории и культуры;
приобретение фундаментальных знаний о природе, структуре и функциях
поэтического (литературного) творчества, включая знакомство со школами и
концепциями зарубежной науки о литературе; научное осмысление литературных
текстов, принадлежащих к различным художественным системам, изучение связей с
русской литературой; освоение методологии, методики и практики
научно-исследовательской деятельности в области зарубежных литератур и
преподавания соответствующих дисциплин в высшей школе.
4. Античная литература.
Изучение корпуса
текстов античных авторов в контексте истории и культуры древних цивилизаций;
осмысление влияния античных литератур на отечественную и мировую литературу и
культуру последующих эпох; осознание места античной литературы в системе религиозных,
философских, эстетических воззрений различных эпох; освоение достижений
отечественной и зарубежной классической филологии; освоение методологии,
методики и практики научно-исследовательской деятельности в области античной
литературы и преподавания соответствующих дисциплин в высшей школе.
5. Теория
литературы.
Осмысление
художественной литературы как феномена культуры; изучение закономерностей
развития искусства слова, его специфической природы и многообразия форм
воплощения; овладение системой категорий и понятий теории литературы;
расширенное изучение истории и современных отечественных и зарубежных концепций
теоретического литературоведения; освоение методологии, методики и практики
научно-исследовательской деятельности в области теории литературы и
преподавания соответствующих дисциплин в высшей школе.
6. Фольклористика и
мифология.
Углубленное
изучение устного народного творчества в его связях с историей и культурой
определенного народа с учетом особенностей национального менталитета; освоение
научных концепций, школ и направлений отечественной и зарубежной
фольклористики; осмысление истории и теории мифа и мифологического сознания,
форм взаимодействия мифологии, фольклора и литературы в процессе развития
цивилизации; освоение методологии, методики и практики научно-исследовательской
деятельности в области фольклористики и преподавания соответствующих дисциплин
в высшей школе.
7. Теория и история
литературной критики.
Углубленное
изучение литературной критики как специфического феномена духовной жизни
общества; осознание специфической природы литературной критики в процессе
исторического развития культуры, во взаимодействии с искусством слова,
литературоведением, философией; изучение отечественных и зарубежных концепций
литературной критики; освоение методологии, методики и практики
научно-исследовательской деятельности в области теории и истории литературной
критики и преподавания соответствующих дисциплин в высшей школе.
8. Русский язык.
Углубленное
изучение структуры русского языка и особенностей его функционирования в
синхроническом и диахроническом аспектах; совершенствование теоретической
подготовки по актуальным проблемам русского языка в его истории и современном состоянии,
знаний о тенденциях развития русского языка, о социолингвистических,
исторических и типологических его характеристиках; изучение истории и
современных концепций отечественной и зарубежной русистики; освоение методологии, методики и практики научно-исследовательской
деятельности в области русского языкознания на основе современных подходов
(системного, деятельного и др.) с учетом своеобразия языковых уровней,
стилистического расслоения языка и аспектов его функционирования; приобретение
лингводидактических знаний и умений, необходимых для преподавания русского
языка в высшей школе.
9. Языки народов
России.
Углубление
и совершенствование знаний о строе и функционально-стилевом расслоении
литературного языка, диалектном разнообразии и взаимоотношениях литературного
языка и диалектов, исторической эволюции языка и его генетических связях,
социолингвистических условиях его существования; углубление теоретической
подготовки по проблемам анализа и описания национальных языков в синхронии и
диахронии, освоение методологии научно-исследовательской деятельности
применительно к изучаемому языку (языкам); изучение
развития науки о языках народов России, осмысление отечественных и зарубежных
концепций языкового развития и функционирования национальных языков; изучение
взаимоотношений и связей национальных языков народов России и русского языка;
приобретение лингводидактических знаний и умений, необходимых для преподавания
языка в вузе в родной и иноязычной среде.
10. Славянская
филология.
Углубленное
изучение инославянского языка или группы языков в современном состоянии и
исторической ретроспекции; теоретическое и практическое освоение всех ярусов
системы инославянского языка и их функционирования; осознание типологического
своеобразия инославянского языка (языков) в его (их) литературной форме и
диалектном варьировании; осмысление взаимоотношений и связей инославянских
языков и русского языка; изучение истории славянского языкознания и вклада в
него отечественных славистов; освоение
современных методов научного изучения и описания близкородственных языков,
овладение исследовательскими приемами сравнительно-исторического и
синхронно-сопоставительного языкознания; приобретение лингводидактических
знаний и умений, необходимых для преподавания инославянских языков в высшей
школе.
11. Романская и
германская филология.
Углубленное
изучение структуры изучаемого иностранного языка в его литературной норме, в
теоретическом, историческом, функциональном аспектах и устной, письменной
разновидностях; изучение современных концепций отечественной и зарубежной
романской и/или германской филологии; освоение методологии, методики
научно-исследовательской работы в области зарубежной (романской и германской)
филологии на основе современных подходов; приобретение лингводидактических знаний
и умений, необходимых для преподавания иностранного языка в высшей школе.
12. Классическая
филология.
Углубленное
изучение одного или совокупности древних литературных языков, осознание их роли
в истории мировой культуры, освоение всех элементов системы классического языка
(языков), овладение навыками чтения и перевода текстов любой трудности;
освоение методов анализа и комментирования древних текстов; достижение
основательной осведомленности о совокупности текстов на изучаемом языке
(языках) и о произведениях, игравших особо значительную роль в развитии мировой
литературы; изучение истории науки
о классических языках, ее современного состояния и перспектив развития;
достижение ясного представления об использовании материала классических языков
в сравнительно-исторических исследованиях; приобретение сведений о влиянии
классических языков на формирование современных литературных языков, их
лексического состава и словообразовательных моделей, а также о стилистическом
использовании речевых единиц классических языков в литературно-языковом обиходе
нашего времени; получение лингводидактической подготовки, необходимой
для преподавания классических языков.
13. Общее
языкознание, социолингвистика и психолингвистика.
Углубление
представлений о языке как объекте лингвистической теории, о генетическом и
типологическом разнообразии языков мира, о системе языка и составляющих ее
компонентах и уровнях, о процессе речеобразования и восприятия речи, о
письменности в ее многообразии; освоение методологии, совокупности методов и
приемов анализа, интерпретации и описания языковых систем и их фрагментов в
синхронии и диахронии; основательное
изучение истории лингвистических учений с античности до наших дней и
современных лингвистических теорий; изучение связей и взаимоотношений языка и
мышления, осмысление существующих теоретических воззрений по проблеме языка и
мышления; осмысление роли языка в истории и современной жизни общества,
освоение и критический анализ различных социолингвистических и
психолингвистических концепций; расширение языковой компетентности, изучение
ряда родственных и неродственных языков; приобретение навыков
преподавания лингвистической теории и истории языкознания в вузе.
14. Сравнительное
языкознание.
Углубленное
изучение группы родственных или неродственных языков, совершенствование знаний
об особенностях типологии данных языков в синхроническом и диахроническом
аспектах, осознание тождества и своеобразия всех уровней
сопоставляемых языков; установление генетического родства и языковых контактов,
осмысление процесса взаимодействия языков; освоение методологии и современных
методов сравнительного языкознания, овладение научно-исследовательским
аппаратом соответствующего профиля и навыками научно-педагогической
деятельности.
15. Русский язык
как иностранный.
Углубленное
изучение русского языка и особенностей его функционирования в синхронии и
диахронии; фундаментальная подготовка по общему языкознанию, в частности по
сравнительной грамматике и фонологии; овладение знаниями о тенденциях развития
современного русского языка, о социо- и психолингвистических его
характеристиках; изучение классических и современных концепций отечественной и
зарубежной русистики; углубленное изучение иностранного
языка, овладение навыками бытового и дидактического общения на иностранном
языке; изучение теории перевода, овладение практическими навыками перевода с
русского языка на иностранный и с иностранного на русский; освоение
методологии, методики и практики самостоятельной научно-исследовательской
деятельности в области лингвистики на основе современных концепций и подходов;
приобретение лингводидактических знаний и умений, необходимых для преподавания
русского языка иностранным учащимся и студентам.
16. Иностранные
языки.
Углубленное
изучение строя языка и его функционирования с учетом социолингвистических
факторов и стилистического расслоения литературного языка, совершенствование
представлений об исторической эволюции языка и его диалектном разнообразии, о
взаимоотношениях с другими языками, тенденциях современного развития; совершенствование теоретической подготовки в сфере описательного и
сравнительно-исторического языкознания применительно к данному языку в
синхронии и диахронии, освоение методологии научно-исследовательской
деятельности в области языкознания на основе современных методов; изучение
истории науки и перспективных научных подходов к исследованию иностранного
языка; приобретение лингводидактических знаний и умений, необходимых для
преподавания иностранного языка в вузе в родной и иноязычной среде.
Научно-исследовательская
составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению ученого
совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские
специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические
школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2.
Требования к уровню подготовки, необходимой для освоения
программы
специализированной подготовки магистра,
и условия
конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие
освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее
профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом
государственного образца.
2.2. Лица,
имеющие диплом бакалавра по направлениям:
520300 - Филология
520500 -
Лингвистика,
зачисляются на специализированную
магистерскую программу на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора
определяются вузом на основе Государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования бакалавра по направлению 520300 -
Филология.
2.3. Лица, желающие
освоить программу специализированной подготовки магистра по направлению 520300
- Филология и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не
указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по
дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и
предусмотренным Государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра
по данному направлению.
3. Общие
требования к основной образовательной программе
подготовки магистра
по направлению 520300 - Филология
3.1. Основная
образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании
настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя
учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
(научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы
научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к
обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки
магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
Государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как
правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная
образовательная программа подготовки магистра (далее - образовательная
программа) состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и
программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется
из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального
(вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и
научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле
должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте
цикла.
3.4. Основная образовательная
программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с
программой подготовки бакалавра:
ГСЭ - общие
гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
ЕН - общие
математические и естественнонаучные дисциплины;
ОПД -
общепрофессиональные дисциплины;
СД - специальные
дисциплины;
ФТД - факультативы;
ИГА - итоговая
государственная аттестация бакалавра;
- в соответствии с
программой специализированной подготовки:
ДНМ - дисциплины
направления специализированной подготовки;
СДМ - специальные
дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или)
научно-педагогическая);
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Образовательная
программа может предусматривать получение дополнительной квалификации
"Преподаватель высшей школы" при условии выполнения требований к
минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника
магистратуры для получения данной квалификации за счет времени, отведенного на
изучение дисциплин ДНМ.04, ДНМ.05, ДВМ, и вводимых вузом факультативов.
3.6. Содержание
национально-регионального компонента основной образовательной программы
подготовки бакалавра призвано обеспечивать подготовку выпускника в соответствии
с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным
образовательным стандартом.
4.
Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной
программы подготовки магистра
по направлению
520300 - Филология
Индекс
|
Наименование дисциплин и их основные
разделы
|
Всего
часов
|
1
|
2
|
3
|
|
Требования
к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы бакалавра по
данному направлению определены в
Государственном образовательном стандарте
высшего профессионального образования
подготовки бакалавра по направлению
520300 - Филология
|
8856
|
|
Итого
часов подготовки бакалавра
|
8856
|
|
Требования
к обязательному минимуму содержания
специализированной подготовки
|
|
ДНМ
|
Дисциплины
направления
|
1134
|
|
Федеральный
компонент
|
700
|
ДНМ.01
|
Современные проблемы филологии
Коммуникативная деятельность
посредством языка
(текста) как объект современной филологии;
парадигмы научного знания в современной
филологии, их множественность; основные идеи,
принципы и концепции филологии; антропоцентризм
современной филологии как ее отличительная
черта; место современной филологии в
гуманитарном знании; филология и негуманитарные
науки; взаимодействие отечественной и
зарубежной филологии на современном этапе ее
развития
|
|
ДНМ.02
|
История
и методология филологии
История возникновения и основные
этапы
развития филологии; вклад выдающихся ученых в
развитие филологии; филология и философия;
филологическое исследование, его специфика;
методология филологических исследований как
совокупность исходных принципов и совокупность
методов; методологический аспект развития
филологии; конкретные технологии филологических
исследований в их развитии
|
|
ДНМ.03
|
Компьютерные
технологии в филологии
Отечественные и зарубежные базы
данных,
филологические ресурсы Интернет. Вторичная
обработка первичной эмпирической информации.
Современные компьютерные технологии обработки
данных и анализа статистической информации.
Использование компьютерных программ в
филологическом образовании. Интернет и
филологическое образование
|
|
|
Национально-региональный
(вузовский) компонент
|
434
|
ДНМ.04
|
Дисциплины,
устанавливаемые вузом (факультетом)
|
|
ДНМ.05
|
Дисциплины
по выбору студента
|
|
СДМ
|
Специальные
дисциплины
|
900
|
СДМ.00,
СДМ.01
и т.д.
|
Состав
и содержание специальных дисциплин
определяется требованиями специализации
магистра при реализации конкретной магистерской
программы
|
|
НИРМ.00
|
Научно-исследовательская
работа
Научно-исследовательская работа в семестре
Научно-исследовательская практика
Научно-педагогическая практика
Подготовка магистерской диссертации
|
2034
|
ИГАМ
|
Итоговая
государственная аттестация, в том
числе защита выпускной квалификационной работы
(магистерской диссертации)
|
4
недели
|
|
Итого
часов специализированной подготовки
магистра
|
4068
|
|
Всего
|
12924
|
5. Сроки
реализации основной образовательной программы
подготовки магистра
по направлению 520300 - Филология
5.1. Срок освоения
основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения
составляет 312 недель, в том числе:
Образовательная программа
подготовки бакалавра 208 недель
Специализированная программа
подготовки магистра 104 недели
из них:
Теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные,
подготовку выпускной квалификационной
работы,
а также экзаменационные сессии 64 недели
Практики
- научно-исследовательская 14 недель
- научно-педагогическая 6 недель
Итоговая государственная аттестация,
включая защиту выпускной
квалификационной
работы и сдачу государственных
экзаменов 4 недели
Каникулы (включая 4
недели
последипломного отпуска) 16 недель.
5.2. Сроки освоения
основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной
(вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм
обучения увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока,
установленного п. 1.2 настоящего Государственного образовательного стандарта, в
том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный
объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все
виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем
аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в
среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю, в период
специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом, в указанный объем не входят обязательные практические
занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При
очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не
менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной
форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с
преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем
каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том
числе не менее двух недель в зимний период.
6.
Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной
программы подготовки магистра
по направлению
520300 - Филология
Образовательные
технологии, принятые в вузе, должны обеспечивать получение студентами
полноценного и качественного профессионального образования, профессиональной
компетентности в области филологии, овладение гуманитарной культурой, культурой
мышления и умением на научной основе организовывать свой труд; возможность постоянно
приобретать новые знания, используя фонды библиотек, компьютерную и
аудиовизуальную технику; возможность выбора студентами индивидуальной программы
образования.
6.1. Требования к
разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее
научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее
учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную
образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе
настоящего Государственного образовательного стандарта магистра.
Дисциплины по
выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые
учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для
изучения студентом.
Курсовые работы
(проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в
пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам
и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна
выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно,
неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
В период действия
данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен
в установленном порядке.
Требования к
научно-исследовательской части программы.
Осмысление
области исследования, определение объекта, предмета и аспекта исследования,
постановка проблемы, формулирование цели и задач, разработка методологии
исследования, включая методы и приемы, обоснование гипотезы исследования, сбор
фактического материала, проведение эксперимента, сбор, обработка научной
информации по теме исследования, целевое планирование научно-исследовательской
деятельности и ее структурирование, участие в научной коммуникации (устные
выступления, публикации и др.), подготовка магистерской диссертации. Научно-исследовательская и научно-педагогическая практика.
6.1.2. При
реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет
право:
- изменять объем
часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в
пределах 5%, при условии выполнения требований к содержанию, указанных в
настоящем стандарте;
- предоставлять
студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2
- 4 часа в неделю;
- осуществлять
преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов по программам,
составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих
региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания
дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к
условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее
научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Обучение в
магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы
студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя
магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий
магистранта. Индивидуальный учебный план для магистранта утверждается деканом
факультета.
6.2. Требования к
кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной
образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться
педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины, и соответствующую квалификацию (степень),
систематически занимающимися научно-исследовательской и научно-методической
деятельностью; не менее 90% из них должны иметь ученую степень и звание.
6.3. Требования к
учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Учебный процесс по
основной образовательной программе подготовки магистра должен обеспечиваться
необходимыми учебно-методическими материалами. К ним
относятся соответствующие библиотечные фонды, включающие необходимое количество
учебников и учебных пособий по дисциплинам образовательной программы,
монографий и сборников работ, изданных по наиболее актуальным вопросам
филологии, профессиональных журналов, реферативных журналов и библиографических
указателей по литературоведению и лингвистике; ресурсы Интернет и иной
информационный материал.
Реализация основной
образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться доступом
каждого магистранта к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию
соответствующим перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием
методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий
и практик, курсовому и дипломному проектированию, а также наглядными пособиями,
аудио-, видео- и мультимедийными материалами.
6.4. Требования к
материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное
заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки магистра,
должно располагать материально-технической базой (аудио- и видеоаппаратурой,
компьютерными классами, соответствующим аудиторным фондом), обеспечивающей
проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и
междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы магистрантов,
предусмотренных образовательной программой.
6.5. Требования к
организации практик.
В качестве практик
рассматриваются следующие виды работ: проведение семинарских, практических и
лабораторных занятий по дисциплинам ОПД, консультирование и проверка письменных
работ студентов, самостоятельное исследование по теме диссертации, подготовка
научных публикаций. Конкретное содержание практики определяется вузом.
7.
Требования к уровню подготовки магистра
по направлению
520300 - Филология
7.1. Требования к
профессиональной подготовленности бакалавра.
7.1.1. Общие
требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного
раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными
специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра
изложены в п. 7 Государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования бакалавра по направлению 520300 - Филология.
7.1.2. Требования,
обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:
владение навыками
самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности,
требующими широкого образования в соответствующем направлении;
умения:
- формулировать и
решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической
деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
- выбирать
необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать
новые методы исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать
полученные результаты, анализировать и осмыслять их с учетом имеющихся литературных
данных;
- вести
библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- представлять
итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в
соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств
редактирования и печати.
Магистр
филологии должен обладать фундаментальной подготовкой в области избранной
специальности и специализации и пограничных, смежных проблем, быть способным
вычленять, формулировать и разрешать научную проблему, вести общение в
соответствующей отрасли филологической науки, владеть
профессионально-практическими умениями и навыками обучения языку или литературе
в вузе (и других типах учебных заведений), владеть двумя иностранными языками
(европейскими, славянскими); ориентируясь
на состояние современной филологической науки, педагогики, психологии,
лингводидактики и их новейшие достижения в осуществлении различных видов
деятельности, магистр филологии должен уметь: оценивать состояние и факторы
развития литературно-языковых процессов и их исследования; выдвигать,
обосновывать и решать научные проблемы современными методами и средствами
научного познания в области филологии, включая ЭВТ(М),
активно используя достижения современной информационной культуры; работать в
научном коллективе, осуществлять коммуникацию в науке, овладевать информацией
об организации научно-исследовательского процесса и научно-исследовательской
деятельности; использовать современные методы, технологии и средства обучения,
включая ЭВМ, в высшей школе, а также в средних учебных заведениях нового типа.
7.1.3. Специальные
требования.
Требования к
подготовке магистра по научно-исследовательской части программы
специализированной подготовки определяются вузом.
7.2. Требования к
итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Итоговая
государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной
работы (магистерской диссертации) и государственный экзамен по программе
спецподготовки магистра. Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень
аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации
выпускников. Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах,
должен обеспечивать возможность засчитывать их результаты в качестве
вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям.
При выборе итоговых
государственных испытаний выпускников необходимо руководствоваться следующим:
основным
обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является
защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);
программа и порядок
проведения государственных аттестационных испытаний принимается ученым советом
вуза (факультета) на основе содержания проблемного поля
программ подготовки магистра в соответствии с Положением о
государственной итоговой аттестации.
7.2.2. Требования к
выпускной квалификационной работе.
Магистерская
диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования,
должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и
необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков
в избранной области профессиональной деятельности.
Вид выпускной
квалификационной работы, ее объем и состав
определяются вузом в соответствии с Положением о государственной итоговой
аттестации.
При экспертизе
выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется
привлечение внешнего рецензента.
7.2.3. Требования к
другим видам обязательных аттестационных испытаний выпускников.
К другим видам
обязательных аттестационных испытаний выпускников относятся государственные
экзамены по философии и иностранному языку в соответствии с программой
вступительных экзаменов в аспирантуру.
Составители:
Научно-методический
совет по филологии Учебно-методического объединения университетов РФ.
Государственный
образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на
заседании Президиума НМС по филологии УМО университетов РФ 2 декабря 1999 года
(г. Москва).