Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской
Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
15 марта 2000 года
Номер
государственной
регистрации
434 ЕН/СП
Вводится
с момента
утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
014100 МИКРОЭЛЕКТРОНИКА И ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ ПРИБОРЫ
КВАЛИФИКАЦИЯ: ФИЗИК-МИКРОЭЛЕКТРОНЩИК
1. Общая
характеристика специальности
014100
Микроэлектроника и полупроводниковые приборы
1.1. Специальность
утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации по высшему
образованию N 686 от 02.03.2000.
1.2.
Квалификация выпускника - физик-микроэлектронщик, нормативный срок освоения
программы при очной форме обучения - 5 лет.
1.3.
Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1.
Микроэлектроника и полупроводниковые приборы включает совокупность средств,
приемов, способов и методов, направленных на фундаментальные физические
исследования, использование и разработку физических принципов для получения
новых материалов, приборов, технологий и устройств микроэлектроники и
наноэлектроники.
Объектом
профессиональной деятельности физика-микроэлектронщика по специальности 014100
Микроэлектроника и полупроводниковые приборы являются физические процессы и
явления, определяющие функционирование и технологию изготовления приборов и
устройств во всех направлениях современной электроники, микроэлектроники,
физические свойства материалов и активных сред электроники, способы и методы
исследования и контроля этих свойств, наукоемкое аналитическое и
технологическое оборудование с применением систем автоматической регистрации и
обработки данных, алгоритмы решения типовых задач твердотельной электроники,
микроэлектроники и наноэлектроники.
Виды
профессиональной деятельности специалиста в соответствии с фундаментальной и
специальной подготовкой
Физик-микроэлектронщик
может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
организационно-технологическая;
производственно-управленческая;
научно-исследовательская.
1.4. Возможности
продолжения образования выпускника.
Физик-микроэлектронщик,
освоивший основную образовательную программу высшего профессионального
образования по специальности 014100 Микроэлектроника и полупроводниковые приборы,
подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2.
Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий
уровень образования - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент
должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем
образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном
профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие
требования к основной образовательной программе
выпускника по
специальности 014100 Микроэлектроника
и полупроводниковые
приборы
3.1. Основная
образовательная программа специалиста разрабатывается на основании настоящего
государственного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин,
программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к
обязательному минимуму содержания основной образовательной программы специалиста
и к условиям ее реализации и сроки ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная
образовательная программа подготовки специалиста формируется из дисциплин
федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента,
дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплина и
курсы по выбору студента в каждом цикле должны дополнять дисциплины, указанные
в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная
образовательная программа подготовки специалиста-геоинформатика должна
предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
ГСЭ - гуманитарные
и социально-экономические дисциплины;
ЕН - математические
и естественнонаучные дисциплины;
ОПД -
общепрофессиональные дисциплины направления;
СД - специальные
дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание
регионального компонента основной образовательной программы подготовки
специалиста-геоинформатика должно обеспечивать подготовку выпускника в
соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим
государственным образовательным стандартом.
4.
Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной
программы геоинформатика по специальности
014100
Микроэлектроника и полупроводниковые приборы
Индекс
|
Наименование дисциплин и их основных
разделов
|
Всего
часов
|
ГСЭ.00
|
Общие
гуманитарные и социально-
экономические дисциплины
|
1800
|
ГСЭ.Ф.00
|
Федеральный
компонент
|
1260
|
ГСЭ.Ф.01
|
ИНОСТРАННЫЙ
ЯЗЫК
Специфика артикуляции звуков, интонации,
акцентуации и ритма нейтральной речи в изу-
чаемом языке; основные особенности полного
стиля произношения, характерные для сферы
профессиональной коммуникации; чтение тран-
скрипции.
Лексический минимум в объеме 4000 учебных
лексических единиц общего и терминологичес-
кого характера.
Понятие дифференциации лексики по сферам
применения (бытовая, терминологическая, об-
щенаучная, официальная и другая).
Понятие о свободных и устойчивых словосоче-
таниях, фразеологических единицах.
Понятие об основных способах словообразова-
ния.
Грамматические навыки, обеспечивающие
коммуникацию общего характера без искажения
смысла при письменном и устном общении; ос-
новные грамматические явления, характерные
для профессиональной речи.
Понятие об обиходно-литературном, официаль-
но-деловом, научном стилях, стиле художест-
венной литературы. Основные особенности на-
учного стиля.
Культура и традиции стран изучаемого языка,
правила речевого этикета.
Говорение. Диалогическая и монологическая
речь с использованием наиболее употреби-
тельных и относительно простых лексико-
грамматических средств в основных коммуни-
кативных ситуациях неофициального и офици-
ального общения. Основы публичной речи
(устное сообщение, доклад).
Аудирование. Понимание диалогической и мо-
нологической речи в сфере бытовой и профес-
сиональной коммуникации.
Чтение. Виды текстов: несложные прагмати-
ческие тексты и тексты по широкому и узкому
профилю специальности.
Письмо. Виды речевых произведений: аннота-
ция, реферат, тезисы, сообщения, частное
письмо, деловое письмо, биография
|
340
|
ГСЭ.Ф.02
|
ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА
Физическая культура в общекультурной и про-
фессиональной подготовке студентов. Ее со-
циально-биологические основы. Физическая
культура и спорт как социальные феномены
общества. Законодательство Российской Феде-
рации о физической культуре и спорте. Физи-
ческая культура личности.
Основы здорового образа жизни студента.
Особенности использования средств физичес-
кой культуры для оптимизации работоспособ-
ности. Общая физическая и специальная под-
готовка в системе физического воспитания.
Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта
или систем физических упражнений.
Профессионально-прикладная физическая под-
готовка студентов. Основы методики самосто-
ятельных занятий и самоконтроль за состоя-
нием своего организма
|
408
|
ГСЭ.Ф.03
|
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
ИСТОРИЯ
Сущность, формы, функции исторического зна-
ния. Методы и источники изучения истории.
Понятие и классификация исторического ис-
точника. Отечественная историография в
прошлом и настоящем: общее и особенное. Ме-
тодология и теория исторической науки. Ис-
тория России - неотъемлемая часть всемирной
истории.
Античное наследие в эпоху Великого пересе-
ления народов. Проблема этногенеза восточ-
ных славян. Основные этапы становления го-
сударственности. Древняя Русь и кочевники.
Византийско-древнерусские связи. Особеннос-
ти социального строя Древней Руси. Этно-
культурные и социально-политические процес-
сы становления русской государственности.
Принятие христианства. Распространение ис-
лама.
Эволюция восточнославянской государствен-
ности в XI - XII вв. Социально-политические
изменения в русских землях в XIII - XV вв.
Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы
и Азии. Специфика формирования единого рос-
сийского государства. Возвышение Москвы.
Формирование сословной системы организации
общества. Реформы Петра I. Век Екатерины.
Предпосылки и особенности складывания рос-
сийского абсолютизма. Дискуссии о генезисе
самодержавия. Особенности и основные этапы
экономического развития России. Эволюция
форм собственности на землю. Структура фео-
дального землевладения. Крепостное право в
России. Мануфактурно-промышленное произ-
водство. Становление индустриального об-
щества в России: общее и особенное. Общест-
венная мысль и особенности общественного
движения России XIX в. Реформы и реформато-
ры в России. Русская культура XIX века и ее
вклад в мировую культуру. Роль XX столетия
в мировой истории. Глобализация обществен-
ных процессов. Проблема экономического рос-
та и модернизации. Революции и реформы.
Социальная трансформация общества. Столкно-
вение тенденций интернационализма и нацио-
нализма, интеграции и сепаратизма, демокра-
тии и авторитаризма. Россия в начале XX в.
Объективная потребность индустриальной мо-
дернизации России. Российские реформы в
контексте общемирового развития в начале
века. Политические партии России: генезис,
классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенаци-
онального кризиса. Революция 1917 г. Граж-
данская война и интервенция, их результаты
и последствия. Российская эмиграция. Соци-
ально-экономическое развитие страны в 20-е
гг. НЭП. Формирование однопартийного поли-
тического режима. Образование СССР. Куль-
турная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя по-
литика.
Курс на строительство социализма в одной
стране и его последствия. Социально-эконо-
мические преобразования в 30-е гг. Усиление
режима личной власти Сталина. Сопротивление
сталинизму. СССР накануне и в начальный пе-
риод второй мировой войны. Великая Отечест-
венная война. Социально-экономическое раз-
витие, общественно-политическая жизнь,
культура, внешняя политика СССР в после-
военные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и эконо-
мических реформ. НТР и ее влияние на ход
общественного развития. СССР в середине 60
- 80-х гг.: нарастание кризисных явлений.
Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестрой-
ка. Попытка государственного переворота
1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловеж-
ские соглашения. Октябрьские события 1993
г.
Становление новой российской государствен-
ности (1993 - 1999 гг.). Россия на пути
радикальной социально-экономической модер-
низации. Культура в современной России.
Внешнеполитическая деятельность в условиях
новой геополитической ситуации
|
|
ГСЭ.Ф.04
|
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Структура и состав современного культуроло-
гического знания. Культурология и философия
культуры, социология культуры, культурная
антропология. Культурология и история куль-
туры. Теоретическая и прикладная культуро-
логия.
Методы культурологических исследований. Ос-
новные понятия культурологии: культура, ци-
вилизация, морфология культуры, функции
культуры, субъект культуры, культурогенез,
динамика культуры, язык и символы культуры,
культурные коды, межкультурные коммуника-
ции, культурные ценности и нормы, культур-
ные традиции, культурная картина мира, со-
циальные институты культуры, культурная са-
моидентичность, культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и националь-
ная, элитарная и массовая культуры. Восточ-
ные и западные типы культур. Специфические
и "серединные" культуры. Локальные куль-
туры. Место и роль России в мировой культу-
ре. Тенденции культурной универсализации
в мировом современном процессе.
Культура и природа. Культура и общество.
Культура и глобальные проблемы современно-
сти.
Культура и личность. Инкультурация и социа-
лизация
|
|
ГСЭ.Ф.05
|
ПОЛИТОЛОГИЯ
Объект, предмет и метод политической науки.
Функции политологии. Политическая жизнь и
властные отношения. Роль и место политики в
жизни современных обществ. Социальные функ-
ции политики. История политических учений.
Российская политическая традиция: истоки,
социокультурные основания, историческая ди-
намика. Современные политологические школы.
Гражданское общество, его происхождение и
особенности. Особенности становления граж-
данского общества в России.
Институциональные аспекты политики. Полити-
ческая власть. Политическая система. Поли-
тические режимы, политические партии, элек-
торальные системы. Политические отношения и
процессы. Политические конфликты и способы
их разрешения. Политические технологии. По-
литический менеджмент. Политическая модер-
низация. Политические организации и движе-
ния. Политические элиты. Политическое ли-
дерство.
Социокультурные аспекты политики. Мировая
политика и международные отношения. Особен-
ности мирового политического процесса. На-
ционально-государственные интересы России в
новой геополитической ситуации.
Методология познания политической реальнос-
ти. Парадигмы политического знания. Экс-
пертное политическое знание; политическая
аналитика и прогностика
|
|
ГСЭ.Ф.06
|
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Государство и право. Их роль в жизни общес-
тва. Норма права и нормативно-правовые ак-
ты. Основные правовые системы современнос-
ти. Международное право как особая система
права. Источники российского права.
Закон и подзаконные акты. Система россий-
ского права. Отрасли права. Правонарушение
и юридическая ответственность. Значение за-
конности и правопорядка в современном об-
ществе. Правовое государство. Конституция
Российской Федерации - основной закон госу-
дарства. Особенности федеративного устрой-
ства России. Система органов государствен-
ной власти в Российской Федерации. Понятие
гражданского правоотношения. Физические и
юридические лица. Право собственности. Обя-
зательства в гражданском праве и ответст-
венность за их нарушение. Наследственное
право. Брачно-семейные отношения. Взаимные
права и обязанности супругов, родителей и
детей. Ответственность по семейному праву.
Трудовой договор (контракт). Трудовая дис-
циплина и ответственность за ее нарушение.
Административные правонарушения и админист-
ративная ответственность. Понятие преступ-
ления. Уголовная ответственность за совер-
шение преступлений. Экологическое право.
Особенности правового регулирования будущей
профессиональной деятельности. Правовые ос-
новы защиты государственной тайны. Законо-
дательные и нормативно-правовые акты в об-
ласти защиты информации и государственной
тайны
|
|
ГСЭ.Ф.07
|
ПСИХОЛОГИЯ
И ПЕДАГОГИКА
Психология: предмет, объект и методы психо-
логии. Место психологии в системе наук. Ис-
тория развития психологического знания и
основные направления в психологии. Индивид,
личность, субъект, индивидуальность. Психи-
ка и организм. Психика, поведение и дея-
тельность. Основные функции психики. Разви-
тие психики в процессе онтогенеза и филоге-
неза. Мозг и психика. Структура психики.
Соотношение сознания и бессознательного.
Основные психические процессы. Структура
сознания. Познавательные процессы. Ощуще-
ние. Восприятие. Представление. Воображе-
ние. Мышление и интеллект. Творчество. Вни-
мание. Мнемические процессы. Эмоции и чув-
ства. Психическая регуляция поведения и
деятельности. Общение и речь. Психология
личности. Межличностные отношения. Психоло-
гия малых групп. Межгрупповые отношения и
взаимодействия.
Педагогика: объект, предмет, задачи, функ-
ции, методы педагогики. Основные категории
педагогики: образование, воспитание, обуче-
ние, педагогическая деятельность, педагоги-
ческое взаимодействие, педагогическая тех-
нология, педагогическая задача. Образование
как общечеловеческая ценность. Образование
как социокультурный феномен и педагогичес-
кий процесс. Образовательная система Рос-
сии. Цели, содержание, структура непрерыв-
ного образования, единство образования и
самообразования. Педагогический процесс.
Образовательная, воспитательная и развиваю-
щая функции обучения. Воспитание в педаго-
гическом процессе. Общие формы организации
учебной деятельности. Урок, лекция, семи-
нарские, практические и лабораторные заня-
тия, диспут, конференция, зачет, экзамен,
факультативные занятия, консультация. Мето-
ды, приемы, средства организации и управле-
ния педагогическим процессом. Семья как
субъект педагогического взаимодействия и
социокультурная среда воспитания и развития
личности. Управление образовательными сис-
темами
|
|
ГСЭ.Ф.08
|
РУССКИЙ
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Стили современного русского литературного
языка. Языковая норма, ее роль в становле-
нии и функционировании литературного языка.
Речевое взаимодействие. Основные единицы
общения. Устная и письменная разновидности
литературного языка. Нормативные, коммуни-
кативные, этические аспекты устной и пись-
менной речи. Функциональные стили современ-
ного русского языка. Взаимодействие функ-
циональных стилей. Научный стиль. Специфика
использования элементов различных языковых
уровней в научной речи. Речевые нормы учеб-
ной и научной сфер деятельности. Официаль-
но-деловой стиль, сфера его функционирова-
ния, жанровое разнообразие. Языковые форму-
лы официальных документов. Приемы унифика-
ции языка служебных документов. Интернацио-
нальные свойства русской официально-деловой
письменной речи. Язык и стиль распоряди-
тельных документов. Язык и стиль коммерчес-
кой корреспонденции. Язык и стиль инструк-
тивно-методических документов. Реклама в
деловой речи. Правила оформления докумен-
тов. Речевой этикет в документе. Жанровая
дифференциация и отбор языковых средств в
публицистическом стиле. Особенности устной
публичной речи. Оратор и его аудитория. Ос-
новные виды аргументов. Подготовка речи:
выбор темы, цель речи, поиск материала, на-
чало, развертывание и завершение речи. Ос-
новные приемы поиска материала и виды
вспомогательных материалов. Словесное офор-
мление публичного выступления. Понятли-
вость, информативность и выразительность
публичной речи. Разговорная речь в системе
функциональных разновидностей русского ли-
тературного языка. Условия функционирования
разговорной речи, роль внеязыковых факто-
ров. Культура речи. Основные направления
совершенствования навыков грамотного письма
и говорения
|
|
ГСЭ.Ф.09
|
СОЦИОЛОГИЯ
Предыстория и социально-философские предпо-
сылки социологии как науки. Социологический
проект О. Конта. Классические социологичес-
кие теории. Современные социологические те-
ории. Русская социологическая мысль. Общес-
тво и социальные институты. Мировая система
и процессы глобализации. Социальные группы
и общности. Виды общностей. Общность и лич-
ность. Малые группы и коллективы. Социаль-
ная организация. Социальные движения. Со-
циальное неравенство, стратификация и соци-
альная мобильность. Понятие социального
статуса. Социальное взаимодействие и соци-
альные отношения. Общественное мнение как
институт гражданского общества. Культура
как фактор социальных изменений. Взаимо-
действие экономики, социальных отношений и
культуры. Личность как социальный тип. Со-
циальный контроль и девиация. Личность как
деятельный субъект. Социальные изменения.
Социальные революции и реформы. Концепция
социального прогресса. Формирование мировой
системы. Место России в мировом сообществе.
Методы социологического исследования
|
|
ГСЭ.Ф.10
|
ФИЛОСОФИЯ
Предмет философии. Место и роль философии в
культуре. Становление философии. Основные
направления, школы философии и этапы ее ис-
торического развития. Структура философско-
го знания. Учение о бытии. Монистические и
плюралистические концепции бытия, самоорга-
низация бытия. Понятия материального и
идеального. Пространство, время. Движение и
развитие, диалектика. Детерминизм и инде-
терминизм. Динамические и статистические
закономерности. Научные, философские и ре-
лигиозные картины мира. Человек, общество,
культура. Человек и природа. Общество и его
структура. Гражданское общество и государс-
тво. Человек в системе социальных связей.
Человек и исторический процесс; личность и
массы, свобода и необходимость. Формацион-
ная и цивилизационная концепции обществен-
ного развития. Смысл человеческого бытия.
Насилие и ненасилие. Свобода и ответствен-
ность. Мораль, справедливость, право. Нрав-
ственные ценности. Представления о совер-
шенном человеке в различных культурах. Эс-
тетические ценности и их роль в человечес-
кой жизни. Религиозные ценности и свобода
совести. Сознание и познание. Сознание, са-
мосознание и личность. Познание, творчест-
во, практика. Вера и знание. Понимание и
объяснение. Рациональное и иррациональное в
познавательной деятельности. Проблема исти-
ны. Действительность, мышление, логика и
язык. Научное и вненаучное знание. Критерии
научности. Структура научного познания, его
методы и формы. Рост научного знания. Науч-
ные революции и смены типов рациональности.
Наука и техника. Будущее человечества. Гло-
бальные проблемы современности. Взаимодей-
ствие цивилизаций и сценарии будущего
|
|
ГСЭ.Ф.11
|
ЭКОНОМИКА
Введение в экономическую теорию. Блага.
Потребности, ресурсы. Экономический выбор.
Экономические отношения. Экономические сис-
темы. Основные этапы развития экономической
теории. Методы экономической теории. Микро-
экономика. Рынок. Спрос и предложение. Пот-
ребительские предпочтения и предельная по-
лезность. Факторы спроса. Индивидуальный и
рыночный спрос. Эффект дохода и эффект за-
мещения. Эластичность. Предложение и его
факторы. Закон убывающей предельной произ-
водительности. Эффект масштаба. Виды издер-
жек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип мак-
симизации прибыли. Предложение совершенно
конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность
конкурентных рынков. Рыночная власть. Моно-
полия. Монополистическая конкуренция. Оли-
гополия. Антимонопольное регулирование.
Спрос на факторы производства. Рынок труда.
Спрос и предложение труда. Заработная плата
и занятость. Рынок капитала. Процентная
ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента.
Общее равновесие и благосостояние. Распре-
деление доходов. Неравенство. Внешние эф-
фекты и общественные блага. Роль государст-
ва. Макроэкономика. Национальная экономика
как целое. Кругооборот доходов и продуктов.
ВВП и способы его измерения. Национальный
доход. Располагаемый личный доход. Индексы
цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее
виды. Экономические циклы. Макроэкономичес-
кое равновесие. Совокупный спрос и совокуп-
ное предложение. Стабилизационная политика.
Равновесие на товарном рынке. Потребление и
сбережения. Инвестиции. Государственные
расходы и налоги. Эффект мультипликатора.
Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их
функции. Равновесие на денежном рынке. Де-
нежный мультипликатор. Банковская система.
Денежно-кредитная политика. Экономический
рост и развитие. Международные экономичес-
кие отношения. Внешняя торговля и торговая
политика. Платежный баланс. Валютный курс.
Особенности переходной экономики России.
Приватизация. Формы собственности. Предпри-
нимательство. Теневая экономика. Рынок тру-
да. Распределение и доходы. Преобразования
в социальной сфере. Структурные сдвиги в
экономике. Формирование открытой экономики
|
|
ГСЭ.Р.00
|
Национально-региональный
(вузовский) компо-
нент
|
540
|
ГСЭ.В.01
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента, ус-
танавливаемые вузом (факультетом)
|
до
270
часов
|
ЕН.00
|
Общие
математические и естественнонаучные
дисциплины
|
3370
|
ЕН.Ф.00
|
Федеральный
компонент
|
1190
|
ЕН.Ф.01
|
МАТЕМАТИКА
Аналитическая геометрия и линейная алгебра,
дифференциальное и интегральное исчисления;
ряды; дифференциальные уравнения, элементы
теории вероятностей; элементы функциональ-
ного анализа; статистические методы обра-
ботки экспериментальных данных
|
1050
|
ЕН.Ф.02
|
ИНФОРМАТИКА
Понятие информации, общая характеристика
процессов сбора, передачи, обработки, на-
копления информации; технические и програм-
мные средства реализации информационных
процессов. Основные понятия: алгоритм для
ЭВМ, базовые конструкции для записи алго-
ритмов, циклы "для", "пока", "если-то-ина-
че", выбор, условный и безусловный переход;
простейшие типы данных: целый, веществен-
ный, символьный, логический и их представ-
ление в ЭВМ, массивы доступа и прямого
доступа, форматный и бесформатный ввод/вы-
вод; простейшие алгоритмы обработки данных:
вычисление по формулам, последовательный и
бинарный поиск, сортировка, итерационные
алгоритмы поиска корней уравнения, индук-
тивная обработка последовательностей дан-
ных, рекуррентные вычисления; структуры
данных: вектор, матрица, запись (структу-
ра), стек, дек, очередь, последователь-
ность, список, множество, бинарное дерево,
реализация структур данных, реализация мно-
жества (битовая, непрерывная, хеш-реализа-
ция), алгоритмы обработки коллизий в хеш-
реализации; рекурсивные и итерационные ал-
горитмы обработки данных, условия, обеспе-
чивающие завершение последовательности ре-
курсивных вызовов, идеи реализации рекур-
сивных вызовов в подпрограммах, инвариант-
ная функция и инвариант цикла, взаимосвязь
итерации и рекурсии, индуктивное вычисление
функции на последовательности данных;
структуры данных в прикладных программах:
примеры использования и реализации различ-
ных структур (редактор текстов, стековой
калькулятор), принципы построения файловых
систем, каталог, таблица размещения файлов,
распределение блоков файла по диску; компи-
ляция и интерпретация: основные этапы ком-
пиляции, лексический семантический анализ
выражения, формальная грамматика, компиля-
тор формулы, дерево синтаксического разбо-
ра; понятие об операционной системе: их ус-
транения; надежность программного обеспече-
ния: методы тестирования и отладки прог-
рамм, переносимость программ, технология
программирования, принципы создания пакетов
стандартных программ, принципы обеспечения
дружественного интерфейса прикладных прог-
рамм; понятие об архитектуре ЭВМ: процессор
и система его команд, структура памяти ЭВМ
и способы адресации, выполнение команды в
процессоре, взаимодействие процессора памя-
ти и периферийных устройств. Локальные и
глобальные сети ЭВМ, основы защиты информа-
ции и сведений, составляющих государствен-
ную тайну; методы защиты информации. Ком-
пьютерный и вычислительный практикум: реа-
лизация алгоритмов обработки данных, возни-
кающих в задачах алгебры, математического
анализа, математической статистики, задачах
обработки изображений, задачах линейного
программирования, сети и работа в них
|
150
|
ЕН.Ф.03
|
ФИЗИКА
Физические основы механики, электричество и
магнетизм, физика колебаний и волн, кванто-
вая физика, статистическая физика и термо-
динамика
|
870
|
ЕН.Ф.04
|
ХИМИЯ
Химические системы, химическая термодинами-
ка и кинетика, реакционная способность ве-
ществ, их идентификация
|
90
|
ЕН.Ф.05
|
БИОЛОГИЯ
С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ
Биологические знания и теория эволюции, жи-
вые системы, уровни организации живых сис-
тем; клетки и организмы, анатомия, морфоло-
гия и систематика растений, животных и че-
ловека, геоботаника, учение о биосфере
|
70
|
ЕН.Ф.06
|
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ФИЗИКА
Теоретическая механика, основы механики
сплошных сред, электродинамика, квантовая
теория, термодинамика, статфизика
|
600
|
ЕН.Ф.06
|
Физический
практикум
|
650
|
ЕН.Р.00
|
Региональный
(вузовский) компонент, в том
числе дисциплины и курсы по выбору студента
|
320
|
ОПД
|
Общепрофессиональные
дисциплины
|
1750
|
ОПД.Ф.00
|
Федеральный
компонент
|
1400
|
ОПД.Ф.01
|
ФИЗИКА
ТВЕРДОГО ТЕЛА
Кристаллография и кристаллофизика; кристал-
лохимия; электронное строение кристалличе-
ских и неупорядоченных сред
|
320
|
ОПД.Ф.02
|
ФИЗИКА
ПОЛУПРОВОДНИКОВ И НИЗКОМЕРНЫХ СИСТЕМ
Явления переноса в объеме и на поверхности
полупроводника
|
180
|
ОПД.Ф.03
|
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ И
МИКРОСХЕМОТЕХНИКИ
Общие сведения об электронных цепях и сиг-
налах; активные линейные и нелинейные цепи
и устройства; методы расчета сложных цепей;
резонансные явления и переходные процессы в
электронных цепях; импульсные и цифровые
электронные цепи; элементы общей теории
усилителей и генераторов электрических сиг-
налов; особенности работы различных типов
генераторов и усилителей; преобразователь-
ные электронные цепи и устройства; схемо-
техника аналоговых и цифровых микросхем;
микропроцессорные устройства; аналого-циф-
ровые и цифро-аналоговые преобразователи;
функциональные узлы на основе логических
микросхем
|
180
|
ОПД.Ф.04
|
ТВЕРДОТЕЛЬНАЯ
ЭЛЕКТРОНИКА И ИНТЕГРАЛЬНЫЕ
СХЕМЫ
Приборы на основе контактных явлений; бипо-
лярные тринзисторы, тиристоры, полевые
транзисторы и приборы с зарядовой связью,
приборы на основе объемных эффектов, опто-
электронные приборы. Физические основы тех-
нологии интегральных схем (ИС). Проектиро-
вание и конструирование активных и пассив-
ных элементов ИС. Цифровые ИС на биполярных
и полевых транзисторах. Аналоговые ИС. Ав-
томатизированное проектирование БИС и СБИС
|
130
|
ОПД.Ф.05
|
ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
ДЛЯ МИКРО- И НАНОЭЛЕКТРОНИКИ
Фазовые переходы; фазовые равновесия в
одно- и многокомпонентных системах; законо-
мерности образования полупроводниковых,
сверхпроводящих, диэлектрических, магнитных
и металлических фаз с заданными свойствами
для электронной техники; физико-химические
принципы технологии
|
150
|
ОПД.Ф.06
|
ФИЗИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ МИКРОЭЛЕКТРОНИКИ
Физическая, схемная и технологическая ин-
теграция; классификация ИС по функциональ-
ному назначению; пределы микроэлектроники;
предельная производительность микроэлек-
тронной аппаратуры и цифровых схем; физи-
ческое и конструктивное ограничение; полу-
проводниковые ИС; трехмерные ИС; пленочные
и гибридные ИС; качество и надежность ИС;
виды и механизмы отказов БИС и СБИС; СВЧ-
электронные устройства; функциональная мик-
роэлектроника; перспективные направления
развития
|
200
|
ОПД.Ф.07
|
ФИЗИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ НАНОЭЛЕКТРОНИКИ
Свойства двумерного электронного газа в
МДП-структурах; полупроводниковые сверхре-
шетки; энергетический спектр электронов в
квантовых ямах; электронная структура леги-
рованных сверхрешеток; оптические переходы
и явления переноса в сверхрешетках; кванто-
вые провода и квантовые точки; пористый
кремний
|
120
|
ОПД.Ф.08
|
ОСНОВЫ
ТЕХНОЛОГИИ НИЗКОРАЗМЕРНЫХ СИСТЕМ
Молекулярно-лучевая эпитаксия; рост из га-
зовой фазы; использование металлоорганики;
квантовые нити; квантовые цепочки; пористый
кремний; квантовые точки; металлические
кластеры в диэлектрической среде; примене-
ние ионной имплантации
|
120
|
ОПД.Ф.09
|
Регионально-вузовский
компонент
Дисциплины и курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом (факультетом)
|
320
|
СД.00
|
Специальные
дисциплины
|
892
|
ФТД.00
|
Факультативы
|
450
|
ФТД.01
|
Военная
подготовка
|
450
|
ФТД.02
|
Дисциплины
дополнительных квалификаций
|
450
|
|
Всего
часов теоретического обучения:
|
8262
|
5. Сроки
освоения основной образовательной программы
выпускника по
специальности 014100 Микроэлектроника
и полупроводниковые
приборы
5.1. Срок освоения
основной образовательной программы подготовки геоинформатика при очной форме
обучения составляет 260 недель, в том числе:
-
теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные работы 156 недель
-
экзаменационные сессии 29 недель
-
практики 16
недель
- итоговая
государственная аттестация,
включая
подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы 16 недель
- каникулы
(включая 8 недель последипломного
отпуска) 43
недели.
5.2. Для лиц,
имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной
образовательной программы подготовки геоинформатика по очно-заочной (вечерней)
и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения
могут быть увеличены до одного года относительно нормативного срока,
установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный
объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все
виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем
аудиторных занятий студента при очной форме обучения ввиду сокращенного срока
теоретического обучения и большой длительности практик не должен превышать в
среднем за период теоретического обучения 32 часов в неделю. При этом в
указанный объем не входят полевые практики, обязательные практические занятия
по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При
очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не
менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной
форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с
преподавателем не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем
каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том
числе не менее двух недель в зимний период.
6.
Требования к разработке основной
образовательной
программы выпускника по специальности
014100
Микроэлектроника и полупроводниковые приборы
6.1. Требования к
разработке основной образовательной программы по специальности 014100
Микроэлектроника и полупроводниковые приборы
6.1.1. Высшее
учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную
образовательную программу вуза для подготовки специалиста-геоинформатика на
основе настоящего образовательного стандарта.
Дисциплины по
выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины,
предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются
обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы
(проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в
пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем
дисциплинам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна
выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно,
неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
Специализации
являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают
получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в
различных областях деятельности по профилю данной специальности.
Специализации
вводятся по решению Ученого совета вуза и по согласованию с УМО.
6.1.2. При
реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет
право:
- изменять объем
часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов и отдельных
дисциплин, в пределах 10%;
- формировать цикл
гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать не
менее пяти обязательных дисциплин из одиннадцати, приведенных в настоящем
государственном образовательном стандарте. При этом в перечень выбранных вузом
дисциплин должны входить дисциплины "Иностранный язык" в объеме не
менее 340 часов и "Физическая культура" в объеме не менее 408 часов,
"Философия" и "Отечественная история". Объем часов по
каждой из последних дисциплин предусматривается не менее 136. Если вуз выбирает
более пяти дисциплин, объем часов по отдельным из них может быть сокращен;
- занятия по
дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной
формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания
студентов;
- осуществлять
преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских
лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных
практических занятий, заданий и семинаров, по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную
специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей,
обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать
необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы
гуманитарных и социально- экономических дисциплин в соответствии с профилем
цикла специальных дисциплин;
- при формировании
основной образовательной программы вуз (факультет) обязан выделить:
по каждой
естественнонаучной дисциплине (при очной форме обучения) - не менее 50%
трудоемкости для аудиторных занятий со студентами, из них на лабораторные
работы (практикум) - не менее 30% объема часов;
в состав
регионального (вузовского) компонента - половину количества часов на дисциплины
по выбору студента;
- реализовать основную
образовательную программу подготовки специалиста в сокращенные сроки для
студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное
образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.
Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков
студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При
этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в
сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или
способности которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к
кадровому обеспечению учебного процесса
Реализация основной
образовательной программы подготовки специалиста должна обеспечиваться
педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины, и соответствующую квалификацию (степень),
систематически занимающимися научно-исследовательской и научно-методической
деятельностью.
По всем дисциплинам
естественнонаучного, общепрофессионального циклов и дисциплинам специализации
лекторами могут быть только профессора и доценты, имеющие научную степень
доктора или кандидата наук по специальности дисциплины.
К преподаванию на
семинарских и лабораторных занятиях допускаются преподаватели, не имеющие
ученой степени, но имеющие опыт работы со студентами по данной дисциплине (не
более 50%).
6.3. Требования к
учебно-методическому обеспечению учебного процесса
Учебно-методическое
обеспечение учебного процесса при подготовке специалиста-физика должно включать
лабораторно-практическую и информационную базу, предусматриваемую основными
разделами циклов естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных
дисциплин настоящего стандарта, обеспечивающую подготовку
высококвалифицированного выпускника. Вуз должен располагать основными
отечественными академическими и отраслевыми научными журналами специальности,
сводным реферативным журналом "Физика", иметь известные иностранные
журналы. Вуз должен быть обеспечен научной литературой в области физики, а
также иметь программы по всем курсам дисциплин, предусмотренным настоящим
стандартом. Вуз должен иметь выход в Internet и предоставить студенту свободный
доступ к информационным базам и сетевым источникам физической информации.
Реализация основной
образовательной программы подготовки специалиста-физика должна обеспечиваться
доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию
соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы
специальности 014100 Микроэлектроника и полупроводниковые приборы, наличием
методических пособий и рекомендаций по теоретическим и практическим разделам
всех дисциплин и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному
проектированию, практикам. Вуз должен обладать наглядными пособиями, а также
мультимедийными, аудио-, видеоматериалами. Лабораторные работы должны быть
обеспечены методическими разработками к задачам в количестве, достаточном для
проведения групповых занятий. Библиотека вуза должна располагать учебниками и
учебными пособиями, включенными в основной список литературы, приводимый в
программах естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин,
утвержденных НМС и УМО. К моменту аттестации специальности уровень
обеспеченности учебно-методической литературой должен составлять не менее 0,5
экземпляра на 1 студента дневного отделения.
6.4. Требования к
материально-техническому обеспечению учебного процесса
Высшее учебное
заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки
специалиста, должно располагать соответствующей действующим
санитарно-техническим нормам материально-технической базой, обеспечивающей
проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и
междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов,
предусмотренных примерным учебным планом. Учебный процесс должен быть обеспечен
лабораторным оборудованием, вычислительной техникой, программными средствами в
соответствии с содержанием основных естественнонаучных и общепрофессиональных
дисциплин. Вуз должен обладать специальным оборудованием, техническими
средствами и лабораторной базой (с учетом возможностей филиалов вуза и
учебно-научных центров в академических и отраслевых физических институтах),
позволяющими осуществлять профессиональную подготовку.
Количество
студентов в подгруппах лабораторных практикумов, связанных с работами
высокочастотных установок, ультрафиолетовым, лазерным и ионизирующим
излучениями, высоким напряжением, вакуумным оборудованием, а также занятиями в
дисплейных классах, устанавливается в соответствии с правилами техники
безопасности.
6.5. Требования к
организации практик
Производственная
практика предназначена для ознакомления студентов с реальным технологическим
процессом и закрепления теоретических знаний, полученных в ходе обучения.
Производственная практика проводится на предприятиях физического профиля, на
полузаводских и макетных установках в лабораториях научно-исследовательских
институтов. Научно-исследовательская практика проводится в
научно-исследовательских лабораториях. Практика по дополнительной квалификации
проводится в соответствии с ее спецификой в порядке, установленном вузом
(факультетом). Сроки проведения практики утверждаются ректоратом (деканатом) в
соответствии с требованиями к учебному плану. По окончании практики
студент-практикант отчитывается о проделанной работе перед комиссией вуза и
представителями принимающей организации. Форма оценки (зачет,
дифференцированный зачет) предусматривается учебным планом.
7.
Требования к уровню подготовки выпускника
по специальности
014100 Микроэлектроника
и полупроводниковые
приборы
7.1. Требования к
профессиональной подготовленности специалиста
Выпускник должен
уметь решать задачи, соответствующие его степени, указанной в п. 1.2 настоящего
государственного образовательного стандарта, которая с учетом итоговой
государственной аттестации обеспечивает выполнение должностных обязанностей в
соответствии с квалификационной характеристикой, изложенной в п. 1.3.
Специалист должен
знать и уметь использовать в объеме, предусмотренном настоящим стандартом по
общим гуманитарным и социально-экономическим, математическим,
естественнонаучным и общепрофессиональным дисциплинам, дисциплинам
специальностей и специализаций:
- основные учения в
области гуманитарных и социально-экономических наук, основные понятия, законы и
модели механики, молекулярной физики, электричества и магнетизма, оптики,
атомной физики, физики атомного ядра и частиц, колебаний и волн, квантовой
механики, термодинамики и статистической физики, методы теоретических и
экспериментальных исследований в физике;
- современное
состояние, теоретические работы и результаты экспериментов в избранной области
исследований, явления и методы исследований в объеме дисциплин специализаций;
- фундаментальные
явления и эффекты в области физики, экспериментальные, теоретические и
компьютерные методы исследований в этой области;
- математический
анализ, теорию функций комплексной переменной, аналитическую геометрию,
векторный и тензорный анализ, дифференциальные и интегральные уравнения,
вариационное исчисление, теорию вероятностей и математическую статистику;
- основные
положения теории информации, принципы построения систем обработки и передачи
информации, основы подхода к анализу информационных процессов, современные
аппаратные и программные средства вычислительной техники, принципы организации
информационных систем, современные информационные технологии;
- основы экологии и
здоровья человека, структуру экосистем и биосферы, взаимодействие человека и
среды, экологические принципы охраны природы и рационального
природопользования.
Дополнительные
требования к специальной подготовке специалиста-физика определяются высшим
учебным заведением с учетом специализации.
7.2. Требования к
итоговой государственной аттестации специалиста
7.2.1. Общие
требования к государственной итоговой аттестации
Итоговая
государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы и
государственный экзамен.
Итоговые
аттестационные испытания предназначены для определения практической и
теоретической подготовленности специалиста к выполнению профессиональных задач,
установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и
продолжению образования в аспирантуре.
Аттестационные
испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника,
должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего
профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
7.2.2. Требования к
дипломной работе специалиста
Дипломная работа
должна быть представлена в форме рукописи.
Требования к
содержанию, объему и структуре дипломной работы определяются высшим учебным
заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации
выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России,
государственного образовательного стандарта по специальности 014100
Микроэлектроника и полупроводниковые приборы и методических рекомендаций УМО.
Время, отводимое на
подготовку дипломной работы специалиста, составляет не менее шестнадцати
недель.
7.2.3. Требования к
государственному экзамену
Порядок проведения
и программа государственного экзамена по специальности 014100 Микроэлектроника
и полупроводниковые приборы определяются вузом на основании методических
рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО,
Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных
заведений, утвержденного Минобразованием России, и государственного
образовательного стандарта по специальности 014100 Микроэлектроника и
полупроводниковые приборы.
7.3. Специализации
7.3.1. Наименование
дисциплин специализаций и их объем устанавливаются высшим учебным заведением.
7.3.2. Примерный
перечень специализаций
1. Физика и
технология полупроводниковых приборов и интегральных схем.
2. Физика
поверхности конденсированных сред и интерфейсы.
3. Микроэлектроника
в медицине.
4. Физика и
технология низкоразмерных систем.
5. Низкоразмерные
структуры и приборы.
6. Наноэлектроника.
7. Материаловедение
элементной базы электронной техники.
8. Компьютерные
технологии в микроэлектронике.