Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Заместитель

Министра образования

Российской Федерации

В.Д.ШАДРИКОВ

15 марта 2000 года

 

Номер государственной

регистрации

434 ЕН/СП

 

Вводится

с момента утверждения

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

014100 МИКРОЭЛЕКТРОНИКА И ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ ПРИБОРЫ

 

КВАЛИФИКАЦИЯ: ФИЗИК-МИКРОЭЛЕКТРОНЩИК

 

1. Общая характеристика специальности

014100 Микроэлектроника и полупроводниковые приборы

 

1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации по высшему образованию N 686 от 02.03.2000.

1.2. Квалификация выпускника - физик-микроэлектронщик, нормативный срок освоения программы при очной форме обучения - 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

1.3.1. Микроэлектроника и полупроводниковые приборы включает совокупность средств, приемов, способов и методов, направленных на фундаментальные физические исследования, использование и разработку физических принципов для получения новых материалов, приборов, технологий и устройств микроэлектроники и наноэлектроники.

Объектом профессиональной деятельности физика-микроэлектронщика по специальности 014100 Микроэлектроника и полупроводниковые приборы являются физические процессы и явления, определяющие функционирование и технологию изготовления приборов и устройств во всех направлениях современной электроники, микроэлектроники, физические свойства материалов и активных сред электроники, способы и методы исследования и контроля этих свойств, наукоемкое аналитическое и технологическое оборудование с применением систем автоматической регистрации и обработки данных, алгоритмы решения типовых задач твердотельной электроники, микроэлектроники и наноэлектроники.

Виды профессиональной деятельности специалиста в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой

Физик-микроэлектронщик может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

организационно-технологическая;

производственно-управленческая;

научно-исследовательская.

1.4. Возможности продолжения образования выпускника.

Физик-микроэлектронщик, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 014100 Микроэлектроника и полупроводниковые приборы, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

 

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

 

2.1. Предшествующий уровень образования - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

 

3. Общие требования к основной образовательной программе

выпускника по специальности 014100 Микроэлектроника

и полупроводниковые приборы

 

3.1. Основная образовательная программа специалиста разрабатывается на основании настоящего государственного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы специалиста и к условиям ее реализации и сроки ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки специалиста формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплина и курсы по выбору студента в каждом цикле должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста-геоинформатика должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:

ГСЭ - гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

ЕН - математические и естественнонаучные дисциплины;

ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;

СД - специальные дисциплины;

ФТД - факультативы.

3.5. Содержание регионального компонента основной образовательной программы подготовки специалиста-геоинформатика должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

 

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной

образовательной программы геоинформатика по специальности

014100 Микроэлектроника и полупроводниковые приборы

 

   Индекс   

   Наименование дисциплин и их основных   
                  разделов                

Всего
часов

ГСЭ.00      

Общие гуманитарные и социально-           
экономические дисциплины                  

 1800

ГСЭ.Ф.00    

Федеральный компонент                     

 1260

ГСЭ.Ф.01    

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК                          
Специфика артикуляции звуков, интонации,  
акцентуации и ритма нейтральной речи в изу-
чаемом языке; основные особенности полного
стиля произношения, характерные для сферы 
профессиональной коммуникации; чтение тран-
скрипции.                                 
Лексический минимум в объеме 4000 учебных 
лексических единиц общего и терминологичес-
кого характера.                            
Понятие дифференциации лексики по сферам  
применения (бытовая, терминологическая, об-
щенаучная, официальная и другая).         
Понятие о свободных и устойчивых словосоче-
таниях, фразеологических единицах.        
Понятие об основных способах словообразова-
ния.                                      
Грамматические  навыки,  обеспечивающие   
коммуникацию общего характера без искажения
смысла при письменном и устном общении; ос-
новные грамматические явления, характерные
для профессиональной речи.                
Понятие об обиходно-литературном, официаль-
но-деловом, научном стилях, стиле художест-
венной литературы. Основные особенности на-
учного стиля.                             
Культура и традиции стран изучаемого языка,
правила речевого этикета.                 
Говорение. Диалогическая и монологическая 
речь с использованием наиболее употреби-  
тельных и относительно простых лексико-   
грамматических средств в основных коммуни-
кативных ситуациях неофициального и офици-
ального общения. Основы публичной речи    
(устное сообщение, доклад).               
Аудирование. Понимание диалогической и мо-
нологической речи в сфере бытовой и профес-
сиональной коммуникации.                  
Чтение. Виды текстов: несложные прагмати- 
ческие тексты и тексты по широкому и узкому
профилю специальности.                    
Письмо. Виды речевых произведений: аннота-
ция, реферат, тезисы, сообщения, частное  
письмо, деловое письмо, биография         

  340

ГСЭ.Ф.02    

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА                       
Физическая культура в общекультурной и про-
фессиональной подготовке студентов. Ее со-
циально-биологические основы. Физическая  
культура и спорт как социальные феномены  
общества. Законодательство Российской Феде-
рации о физической культуре и спорте. Физи-
ческая культура личности.                 
Основы здорового образа жизни студента.   
Особенности использования средств физичес-
кой культуры для оптимизации работоспособ-
ности. Общая физическая и специальная под-
готовка в системе физического воспитания. 
Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта  
или систем физических упражнений.         
Профессионально-прикладная физическая под-
готовка студентов. Основы методики самосто-
ятельных занятий и самоконтроль за состоя-
нием своего организма                     

  408

ГСЭ.Ф.03    

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ                     
Сущность, формы, функции исторического зна-
ния. Методы и источники изучения истории. 
Понятие и классификация исторического ис- 
точника. Отечественная историография в    
прошлом и настоящем: общее и особенное. Ме-
тодология и теория исторической науки. Ис-
тория России - неотъемлемая часть всемирной
истории.                                  
Античное наследие в эпоху Великого пересе-
ления народов. Проблема этногенеза восточ-
ных славян. Основные этапы становления го-
сударственности. Древняя Русь и кочевники.
Византийско-древнерусские связи. Особеннос-
ти социального строя Древней Руси. Этно-  
культурные и социально-политические процес-
сы становления русской государственности. 
Принятие христианства. Распространение ис-
лама.                                     
Эволюция восточнославянской государствен- 
ности в XI - XII вв. Социально-политические
изменения в русских землях в XIII - XV вв.
Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.      
Россия и средневековые государства Европы 
и Азии. Специфика формирования единого рос-
сийского государства. Возвышение Москвы.  
Формирование сословной системы организации
общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. 
Предпосылки и особенности складывания рос-
сийского абсолютизма. Дискуссии о генезисе
самодержавия. Особенности и основные этапы
экономического развития России. Эволюция  
форм собственности на землю. Структура фео-
дального землевладения. Крепостное право в
России. Мануфактурно-промышленное произ-  
водство. Становление индустриального об-  
щества в России: общее и особенное. Общест-
венная мысль и особенности общественного  
движения России XIX в. Реформы и реформато-
ры в России. Русская культура XIX века и ее
вклад в мировую культуру. Роль XX столетия
в мировой истории. Глобализация обществен-
ных процессов. Проблема экономического рос-
та и модернизации. Революции и реформы.   
Социальная трансформация общества. Столкно-
вение тенденций интернационализма и нацио-
нализма, интеграции и сепаратизма, демокра-
тии и авторитаризма. Россия в начале XX в.
Объективная потребность индустриальной мо-
дернизации России. Российские реформы в   
контексте общемирового развития в начале  
века. Политические партии России: генезис,
классификация, программы, тактика.        
Россия в условиях мировой войны и общенаци-
онального кризиса. Революция 1917 г. Граж-
данская война и интервенция, их результаты
и последствия. Российская эмиграция. Соци-
ально-экономическое развитие страны в 20-е
гг. НЭП. Формирование однопартийного поли-
тического режима. Образование СССР. Куль- 
турная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя по-
литика.                                   
Курс на строительство социализма в одной  
стране и его последствия. Социально-эконо-
мические преобразования в 30-е гг. Усиление
режима личной власти Сталина. Сопротивление
сталинизму. СССР накануне и в начальный пе-
риод второй мировой войны. Великая Отечест-
венная война. Социально-экономическое раз-
витие, общественно-политическая жизнь,    
культура, внешняя политика СССР в после-  
военные годы. Холодная война.             
Попытки осуществления политических и эконо-
мических реформ. НТР и ее влияние на ход  
общественного развития. СССР в середине 60
- 80-х гг.: нарастание кризисных явлений. 
Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестрой-
ка. Попытка государственного переворота   
1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловеж-
ские соглашения. Октябрьские события 1993 
г.                                        
Становление новой российской государствен-
ности (1993 - 1999 гг.). Россия на пути   
радикальной социально-экономической модер-
низации. Культура в современной России.   
Внешнеполитическая деятельность в условиях
новой геополитической ситуации            

 

ГСЭ.Ф.04    

КУЛЬТУРОЛОГИЯ                             
Структура и состав современного культуроло-
гического знания. Культурология и философия
культуры, социология культуры, культурная 
антропология. Культурология и история куль-
туры. Теоретическая и прикладная культуро-
логия.                                    
Методы культурологических исследований. Ос-
новные понятия культурологии: культура, ци-
вилизация, морфология культуры, функции   
культуры, субъект культуры, культурогенез,
динамика культуры, язык и символы культуры,
культурные коды, межкультурные коммуника- 
ции, культурные ценности и нормы, культур-
ные традиции, культурная картина мира, со-
циальные институты культуры, культурная са-
моидентичность, культурная модернизация.  
Типология культур. Этническая и националь-
ная, элитарная и массовая культуры. Восточ-
ные и западные типы культур. Специфические
и "серединные" культуры. Локальные куль-  
туры. Место и роль России в мировой культу-
ре. Тенденции культурной универсализации  
в мировом современном процессе.           
Культура и природа. Культура и общество.  
Культура и глобальные проблемы современно-
сти.                                      
Культура и личность. Инкультурация и социа-
лизация                                   

 

ГСЭ.Ф.05    

ПОЛИТОЛОГИЯ                               
Объект, предмет и метод политической науки.
Функции политологии. Политическая жизнь и 
властные отношения. Роль и место политики в
жизни современных обществ. Социальные функ-
ции политики. История политических учений.
Российская политическая традиция: истоки, 
социокультурные основания, историческая ди-
намика. Современные политологические школы.
Гражданское общество, его происхождение и 
особенности. Особенности становления граж-
данского общества в России.               
Институциональные аспекты политики. Полити-
ческая власть. Политическая система. Поли-
тические режимы, политические партии, элек-
торальные системы. Политические отношения и
процессы. Политические конфликты и способы
их разрешения. Политические технологии. По-
литический менеджмент. Политическая модер-
низация. Политические организации и движе-
ния. Политические элиты. Политическое ли- 
дерство.                                  
Социокультурные аспекты политики. Мировая 
политика и международные отношения. Особен-
ности мирового политического процесса. На-
ционально-государственные интересы России в
новой геополитической ситуации.            
Методология познания политической реальнос-
ти. Парадигмы политического знания. Экс-  
пертное политическое знание; политическая 
аналитика и прогностика                   

 

ГСЭ.Ф.06    

ПРАВОВЕДЕНИЕ                              
Государство и право. Их роль в жизни общес-
тва. Норма права и нормативно-правовые ак-
ты. Основные правовые системы современнос-
ти. Международное право как особая система
права. Источники российского права.       
Закон и подзаконные акты. Система россий- 
ского права. Отрасли права. Правонарушение
и юридическая ответственность. Значение за-
конности и правопорядка в современном об- 
ществе. Правовое государство. Конституция
Российской Федерации - основной закон госу-
дарства. Особенности федеративного устрой-
ства России. Система органов государствен-
ной власти в Российской Федерации. Понятие
гражданского правоотношения. Физические и 
юридические лица. Право собственности. Обя-
зательства в гражданском праве и ответст- 
венность за их нарушение. Наследственное  
право. Брачно-семейные отношения. Взаимные
права и обязанности супругов, родителей и 
детей. Ответственность по семейному праву.
Трудовой договор (контракт). Трудовая дис-
циплина и ответственность за ее нарушение.
Административные правонарушения и админист-
ративная ответственность. Понятие преступ-
ления. Уголовная ответственность за совер-
шение преступлений. Экологическое право.  
Особенности правового регулирования будущей
профессиональной деятельности. Правовые ос-
новы защиты государственной тайны. Законо-
дательные и нормативно-правовые акты в об-
ласти защиты информации и государственной 
тайны                                     

 

ГСЭ.Ф.07    

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА                   
Психология: предмет, объект и методы психо-
логии. Место психологии в системе наук. Ис-
тория развития психологического знания и  
основные направления в психологии. Индивид,
личность, субъект, индивидуальность. Психи-
ка и организм. Психика, поведение и дея-  
тельность. Основные функции психики. Разви-
тие психики в процессе онтогенеза и филоге-
неза. Мозг и психика. Структура психики.  
Соотношение сознания и бессознательного.  
Основные психические процессы. Структура  
сознания. Познавательные процессы. Ощуще- 
ние. Восприятие. Представление. Воображе- 
ние. Мышление и интеллект. Творчество. Вни-
мание. Мнемические процессы. Эмоции и чув-
ства. Психическая регуляция поведения и   
деятельности. Общение и речь. Психология  
личности. Межличностные отношения. Психоло-
гия малых групп. Межгрупповые отношения и 
взаимодействия.                           
Педагогика: объект, предмет, задачи, функ-
ции, методы педагогики. Основные категории
педагогики: образование, воспитание, обуче-
ние, педагогическая деятельность, педагоги-
ческое взаимодействие, педагогическая тех-
нология, педагогическая задача. Образование
как общечеловеческая ценность. Образование
как социокультурный феномен и педагогичес-
кий процесс. Образовательная система Рос- 
сии. Цели, содержание, структура непрерыв-
ного образования, единство образования и  
самообразования. Педагогический процесс.  
Образовательная, воспитательная и развиваю-
щая функции обучения. Воспитание в педаго-
гическом процессе. Общие формы организации
учебной деятельности. Урок, лекция, семи- 
нарские, практические и лабораторные заня-
тия, диспут, конференция, зачет, экзамен, 
факультативные занятия, консультация. Мето-
ды, приемы, средства организации и управле-
ния педагогическим процессом. Семья как   
субъект педагогического взаимодействия и  
социокультурная среда воспитания и развития
личности. Управление образовательными сис-
темами                                    

 

ГСЭ.Ф.08    

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ              
Стили современного русского литературного 
языка. Языковая норма, ее роль в становле-
нии и функционировании литературного языка.
Речевое взаимодействие. Основные единицы  
общения. Устная и письменная разновидности
литературного языка. Нормативные, коммуни-
кативные, этические аспекты устной и пись-
менной речи. Функциональные стили современ-
ного русского языка. Взаимодействие функ- 
циональных стилей. Научный стиль. Специфика
использования элементов различных языковых
уровней в научной речи. Речевые нормы учеб-
ной и научной сфер деятельности. Официаль-
но-деловой стиль, сфера его функционирова-
ния, жанровое разнообразие. Языковые форму-
лы официальных документов. Приемы унифика-
ции языка служебных документов. Интернацио-
нальные свойства русской официально-деловой
письменной речи. Язык и стиль распоряди-  
тельных документов. Язык и стиль коммерчес-
кой корреспонденции. Язык и стиль инструк-
тивно-методических документов. Реклама в  
деловой речи. Правила оформления докумен- 
тов. Речевой этикет в документе. Жанровая 
дифференциация и отбор языковых средств в 
публицистическом стиле. Особенности устной
публичной речи. Оратор и его аудитория. Ос-
новные виды аргументов. Подготовка речи:  
выбор темы, цель речи, поиск материала, на-
чало, развертывание и завершение речи. Ос-
новные приемы поиска материала и виды     
вспомогательных материалов. Словесное офор-
мление публичного выступления. Понятли-   
вость, информативность и выразительность  
публичной речи. Разговорная речь в системе
функциональных разновидностей русского ли-
тературного языка. Условия функционирования
разговорной речи, роль внеязыковых факто- 
ров. Культура речи. Основные направления  
совершенствования навыков грамотного письма
и говорения                               

 

ГСЭ.Ф.09    

СОЦИОЛОГИЯ                                
Предыстория и социально-философские предпо-
сылки социологии как науки. Социологический
проект О. Конта. Классические социологичес-
кие теории. Современные социологические те-
ории. Русская социологическая мысль. Общес-
тво и социальные институты. Мировая система
и процессы глобализации. Социальные группы
и общности. Виды общностей. Общность и лич-
ность. Малые группы и коллективы. Социаль-
ная организация. Социальные движения. Со- 
циальное неравенство, стратификация и соци-
альная мобильность. Понятие социального   
статуса. Социальное взаимодействие и соци-
альные отношения. Общественное мнение как 
институт гражданского общества. Культура  
как фактор социальных изменений. Взаимо-  
действие экономики, социальных отношений и
культуры. Личность как социальный тип. Со-
циальный контроль и девиация. Личность как
деятельный субъект. Социальные изменения. 
Социальные революции и реформы. Концепция 
социального прогресса. Формирование мировой
системы. Место России в мировом сообществе.
Методы социологического исследования      

 

ГСЭ.Ф.10    

ФИЛОСОФИЯ                                 
Предмет философии. Место и роль философии в
культуре. Становление философии. Основные 
направления, школы философии и этапы ее ис-
торического развития. Структура философско-
го знания. Учение о бытии. Монистические и
плюралистические концепции бытия, самоорга-
низация бытия. Понятия материального и    
идеального. Пространство, время. Движение и
развитие, диалектика. Детерминизм и инде- 
терминизм. Динамические и статистические  
закономерности. Научные, философские и ре-
лигиозные картины мира. Человек, общество,
культура. Человек и природа. Общество и его
структура. Гражданское общество и государс-
тво. Человек в системе социальных связей. 
Человек и исторический процесс; личность и
массы, свобода и необходимость. Формацион-
ная и цивилизационная концепции обществен-
ного развития. Смысл человеческого бытия. 
Насилие и ненасилие. Свобода и ответствен-
ность. Мораль, справедливость, право. Нрав-
ственные ценности. Представления о совер- 
шенном человеке в различных культурах. Эс-
тетические ценности и их роль в человечес-
кой жизни. Религиозные ценности и свобода 
совести. Сознание и познание. Сознание, са-
мосознание и личность. Познание, творчест-
во, практика. Вера и знание. Понимание и  
объяснение. Рациональное и иррациональное в
познавательной деятельности. Проблема исти-
ны. Действительность, мышление, логика и  
язык. Научное и вненаучное знание. Критерии
научности. Структура научного познания, его
методы и формы. Рост научного знания. Науч-
ные революции и смены типов рациональности.
Наука и техника. Будущее человечества. Гло-
бальные проблемы современности. Взаимодей-
ствие цивилизаций и сценарии будущего     

 

ГСЭ.Ф.11    

ЭКОНОМИКА                                 
Введение в экономическую теорию. Блага.   
Потребности, ресурсы. Экономический выбор.
Экономические отношения. Экономические сис-
темы. Основные этапы развития экономической
теории. Методы экономической теории. Микро-
экономика. Рынок. Спрос и предложение. Пот-
ребительские предпочтения и предельная по-
лезность. Факторы спроса. Индивидуальный и
рыночный спрос. Эффект дохода и эффект за-
мещения. Эластичность. Предложение и его  
факторы. Закон убывающей предельной произ-
водительности. Эффект масштаба. Виды издер-
жек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип мак-
симизации прибыли. Предложение совершенно 
конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность
конкурентных рынков. Рыночная власть. Моно-
полия. Монополистическая конкуренция. Оли-
гополия. Антимонопольное регулирование.   
Спрос на факторы производства. Рынок труда.
Спрос и предложение труда. Заработная плата
и занятость. Рынок капитала. Процентная   
ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента.  
Общее равновесие и благосостояние. Распре-
деление доходов. Неравенство. Внешние эф- 
фекты и общественные блага. Роль государст-
ва. Макроэкономика. Национальная экономика
как целое. Кругооборот доходов и продуктов.
ВВП и способы его измерения. Национальный 
доход. Располагаемый личный доход. Индексы
цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее
виды. Экономические циклы. Макроэкономичес-
кое равновесие. Совокупный спрос и совокуп-
ное предложение. Стабилизационная политика.
Равновесие на товарном рынке. Потребление и
сбережения. Инвестиции. Государственные   
расходы и налоги. Эффект мультипликатора. 
Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их  
функции. Равновесие на денежном рынке. Де-
нежный мультипликатор. Банковская система.
Денежно-кредитная политика. Экономический 
рост и развитие. Международные экономичес-
кие отношения. Внешняя торговля и торговая
политика. Платежный баланс. Валютный курс.
Особенности переходной экономики России.  
Приватизация. Формы собственности. Предпри-
нимательство. Теневая экономика. Рынок тру-
да. Распределение и доходы. Преобразования
в социальной сфере. Структурные сдвиги в  
экономике. Формирование открытой экономики

 

ГСЭ.Р.00    

Национально-региональный (вузовский) компо-
нент                                       

  540

ГСЭ.В.01    

Дисциплины и курсы по выбору студента, ус-
танавливаемые вузом (факультетом)         

до 270
часов

ЕН.00       

Общие математические и естественнонаучные 
дисциплины                                

 3370

ЕН.Ф.00     

Федеральный компонент                     

 1190

ЕН.Ф.01     

МАТЕМАТИКА                                
Аналитическая геометрия и линейная алгебра,
дифференциальное и интегральное исчисления;
ряды; дифференциальные уравнения, элементы
теории вероятностей; элементы функциональ-
ного анализа; статистические методы обра- 
ботки экспериментальных данных            

 1050

ЕН.Ф.02     

ИНФОРМАТИКА                               
Понятие информации, общая характеристика  
процессов сбора, передачи, обработки, на- 
копления информации; технические и програм-
мные средства реализации информационных   
процессов. Основные понятия: алгоритм для 
ЭВМ, базовые конструкции для записи алго- 
ритмов, циклы "для", "пока", "если-то-ина-
че", выбор, условный и безусловный переход;
простейшие типы данных: целый, веществен- 
ный, символьный, логический и их представ-
ление в ЭВМ, массивы доступа и прямого    
доступа, форматный и бесформатный ввод/вы-
вод; простейшие алгоритмы обработки данных:
вычисление по формулам, последовательный и
бинарный поиск, сортировка, итерационные  
алгоритмы поиска корней уравнения, индук- 
тивная обработка последовательностей дан- 
ных, рекуррентные вычисления; структуры   
данных: вектор, матрица, запись (структу- 
ра), стек, дек, очередь, последователь-   
ность, список, множество, бинарное дерево,
реализация структур данных, реализация мно-
жества (битовая, непрерывная, хеш-реализа-
ция), алгоритмы обработки коллизий в хеш- 
реализации; рекурсивные и итерационные ал-
горитмы обработки данных, условия, обеспе-
чивающие завершение последовательности ре-
курсивных вызовов, идеи реализации рекур- 
сивных вызовов в подпрограммах, инвариант-
ная функция и инвариант цикла, взаимосвязь
итерации и рекурсии, индуктивное вычисление
функции на последовательности данных;     
структуры данных в прикладных программах: 
примеры использования и реализации различ-
ных структур (редактор текстов, стековой  
калькулятор), принципы построения файловых
систем, каталог, таблица размещения файлов,
распределение блоков файла по диску; компи-
ляция и интерпретация: основные этапы ком-
пиляции, лексический семантический анализ 
выражения, формальная грамматика, компиля-
тор формулы, дерево синтаксического разбо-
ра; понятие об операционной системе: их ус-
транения; надежность программного обеспече-
ния: методы тестирования и отладки прог-  
рамм, переносимость программ, технология  
программирования, принципы создания пакетов
стандартных программ, принципы обеспечения
дружественного интерфейса прикладных прог-
рамм; понятие об архитектуре ЭВМ: процессор
и система его команд, структура памяти ЭВМ
и способы адресации, выполнение команды в 
процессоре, взаимодействие процессора памя-
ти и периферийных устройств. Локальные и  
глобальные сети ЭВМ, основы защиты информа-
ции и сведений, составляющих государствен-
ную тайну; методы защиты информации. Ком- 
пьютерный и вычислительный практикум: реа-
лизация алгоритмов обработки данных, возни-
кающих в задачах алгебры, математического 
анализа, математической статистики, задачах
обработки изображений, задачах линейного  
программирования, сети и работа в них     

  150

ЕН.Ф.03     

ФИЗИКА                                     
Физические основы механики, электричество и
магнетизм, физика колебаний и волн, кванто-
вая физика, статистическая физика и термо-
динамика                                  

  870

ЕН.Ф.04     

ХИМИЯ                                      
Химические системы, химическая термодинами-
ка и кинетика, реакционная способность ве-
ществ, их идентификация                   

   90

ЕН.Ф.05     

БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ              
Биологические знания и теория эволюции, жи-
вые системы, уровни организации живых сис-
тем; клетки и организмы, анатомия, морфоло-
гия и систематика растений, животных и че-
ловека, геоботаника, учение о биосфере    

   70

ЕН.Ф.06     

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА                      
Теоретическая механика, основы механики   
сплошных сред, электродинамика, квантовая 
теория, термодинамика, статфизика         

  600

ЕН.Ф.06     

Физический практикум                      

  650

ЕН.Р.00     

Региональный (вузовский) компонент, в том 
числе дисциплины и курсы по выбору студента

  320

ОПД         

Общепрофессиональные дисциплины           

 1750

ОПД.Ф.00    

Федеральный компонент                     

 1400

ОПД.Ф.01    

ФИЗИКА ТВЕРДОГО ТЕЛА                      
Кристаллография и кристаллофизика; кристал-
лохимия; электронное строение кристалличе-
ских и неупорядоченных сред               

  320

ОПД.Ф.02    

ФИЗИКА ПОЛУПРОВОДНИКОВ И НИЗКОМЕРНЫХ СИСТЕМ
Явления переноса в объеме и на поверхности
полупроводника                            

  180

ОПД.Ф.03    

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ И   
МИКРОСХЕМОТЕХНИКИ                         
Общие сведения об электронных цепях и сиг-
налах; активные линейные и нелинейные цепи
и устройства; методы расчета сложных цепей;
резонансные явления и переходные процессы в
электронных цепях; импульсные и цифровые  
электронные цепи; элементы общей теории   
усилителей и генераторов электрических сиг-
налов; особенности работы различных типов 
генераторов и усилителей; преобразователь-
ные электронные цепи и устройства; схемо- 
техника аналоговых и цифровых микросхем;  
микропроцессорные устройства; аналого-циф-
ровые и цифро-аналоговые преобразователи; 
функциональные узлы на основе логических   
микросхем                                 

  180

ОПД.Ф.04    

ТВЕРДОТЕЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА И ИНТЕГРАЛЬНЫЕ  
СХЕМЫ                                     
Приборы на основе контактных явлений; бипо-
лярные тринзисторы, тиристоры, полевые    
транзисторы и приборы с зарядовой связью, 
приборы на основе объемных эффектов, опто-
электронные приборы. Физические основы тех-
нологии интегральных схем (ИС). Проектиро-
вание и конструирование активных и пассив-
ных элементов ИС. Цифровые ИС на биполярных
и полевых транзисторах. Аналоговые ИС. Ав-
томатизированное проектирование БИС и СБИС

  130

ОПД.Ф.05    

ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ 
ДЛЯ МИКРО- И НАНОЭЛЕКТРОНИКИ              
Фазовые переходы; фазовые равновесия в    
одно- и многокомпонентных системах; законо-
мерности образования полупроводниковых,   
сверхпроводящих, диэлектрических, магнитных
и металлических фаз с заданными свойствами
для электронной техники; физико-химические
принципы технологии                        

  150

ОПД.Ф.06    

ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИКРОЭЛЕКТРОНИКИ        
Физическая, схемная и технологическая ин- 
теграция; классификация ИС по функциональ-
ному назначению; пределы микроэлектроники;
предельная производительность микроэлек-  
тронной аппаратуры и цифровых схем; физи- 
ческое и конструктивное ограничение; полу-
проводниковые ИС; трехмерные ИС; пленочные
и гибридные ИС; качество и надежность ИС; 
виды и механизмы отказов БИС и СБИС; СВЧ- 
электронные устройства; функциональная мик-
роэлектроника; перспективные направления  
развития                                  

  200

ОПД.Ф.07    

ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАНОЭЛЕКТРОНИКИ         
Свойства двумерного электронного газа в   
МДП-структурах; полупроводниковые сверхре-
шетки; энергетический спектр электронов в 
квантовых ямах; электронная структура леги-
рованных сверхрешеток; оптические переходы
и явления переноса в сверхрешетках; кванто-
вые провода и квантовые точки; пористый   
кремний                                    

  120

ОПД.Ф.08    

ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ НИЗКОРАЗМЕРНЫХ СИСТЕМ   
Молекулярно-лучевая эпитаксия; рост из га-
зовой фазы; использование металлоорганики;
квантовые нити; квантовые цепочки; пористый
кремний; квантовые точки; металлические   
кластеры в диэлектрической среде; примене-
ние ионной имплантации                    

  120

ОПД.Ф.09    

Регионально-вузовский компонент           
Дисциплины и курсы по выбору студента,    
устанавливаемые вузом (факультетом)       

  320

СД.00       

Специальные дисциплины                    

  892

ФТД.00      

Факультативы                              

  450

ФТД.01      

Военная подготовка                        

  450

ФТД.02      

Дисциплины дополнительных квалификаций    

  450

 

Всего часов теоретического обучения:      

 8262

 

5. Сроки освоения основной образовательной программы

выпускника по специальности 014100 Микроэлектроника

и полупроводниковые приборы

 

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки геоинформатика при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

    - теоретическое обучение, включая

    научно-исследовательскую работу студентов,

    практикумы, в том числе лабораторные работы        156 недель

    - экзаменационные сессии                            29 недель

    - практики                                          16 недель

    - итоговая государственная аттестация,

    включая подготовку и защиту выпускной

    квалификационной работы                             16 недель

    - каникулы (включая 8 недель последипломного

    отпуска)                                            43 недели.

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки геоинформатика по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут быть увеличены до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения ввиду сокращенного срока теоретического обучения и большой длительности практик не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят полевые практики, обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

6. Требования к разработке основной

образовательной программы выпускника по специальности

014100 Микроэлектроника и полупроводниковые приборы

 

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы по специальности 014100 Микроэлектроника и полупроводниковые приборы

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки специалиста-геоинформатика на основе настоящего образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

Специализации вводятся по решению Ученого совета вуза и по согласованию с УМО.

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов и отдельных дисциплин, в пределах 10%;

- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать не менее пяти обязательных дисциплин из одиннадцати, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте. При этом в перечень выбранных вузом дисциплин должны входить дисциплины "Иностранный язык" в объеме не менее 340 часов и "Физическая культура" в объеме не менее 408 часов, "Философия" и "Отечественная история". Объем часов по каждой из последних дисциплин предусматривается не менее 136. Если вуз выбирает более пяти дисциплин, объем часов по отдельным из них может быть сокращен;

- занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров, по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально- экономических дисциплин в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин;

- при формировании основной образовательной программы вуз (факультет) обязан выделить:

по каждой естественнонаучной дисциплине (при очной форме обучения) - не менее 50% трудоемкости для аудиторных занятий со студентами, из них на лабораторные работы (практикум) - не менее 30% объема часов;

в состав регионального (вузовского) компонента - половину количества часов на дисциплины по выбору студента;

- реализовать основную образовательную программу подготовки специалиста в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и соответствующую квалификацию (степень), систематически занимающимися научно-исследовательской и научно-методической деятельностью.

По всем дисциплинам естественнонаучного, общепрофессионального циклов и дисциплинам специализации лекторами могут быть только профессора и доценты, имеющие научную степень доктора или кандидата наук по специальности дисциплины.

К преподаванию на семинарских и лабораторных занятиях допускаются преподаватели, не имеющие ученой степени, но имеющие опыт работы со студентами по данной дисциплине (не более 50%).

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса при подготовке специалиста-физика должно включать лабораторно-практическую и информационную базу, предусматриваемую основными разделами циклов естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин настоящего стандарта, обеспечивающую подготовку высококвалифицированного выпускника. Вуз должен располагать основными отечественными академическими и отраслевыми научными журналами специальности, сводным реферативным журналом "Физика", иметь известные иностранные журналы. Вуз должен быть обеспечен научной литературой в области физики, а также иметь программы по всем курсам дисциплин, предусмотренным настоящим стандартом. Вуз должен иметь выход в Internet и предоставить студенту свободный доступ к информационным базам и сетевым источникам физической информации.

Реализация основной образовательной программы подготовки специалиста-физика должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы специальности 014100 Микроэлектроника и полупроводниковые приборы, наличием методических пособий и рекомендаций по теоретическим и практическим разделам всех дисциплин и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам. Вуз должен обладать наглядными пособиями, а также мультимедийными, аудио-, видеоматериалами. Лабораторные работы должны быть обеспечены методическими разработками к задачам в количестве, достаточном для проведения групповых занятий. Библиотека вуза должна располагать учебниками и учебными пособиями, включенными в основной список литературы, приводимый в программах естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, утвержденных НМС и УМО. К моменту аттестации специальности уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен составлять не менее 0,5 экземпляра на 1 студента дневного отделения.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки специалиста, должно располагать соответствующей действующим санитарно-техническим нормам материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом. Учебный процесс должен быть обеспечен лабораторным оборудованием, вычислительной техникой, программными средствами в соответствии с содержанием основных естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин. Вуз должен обладать специальным оборудованием, техническими средствами и лабораторной базой (с учетом возможностей филиалов вуза и учебно-научных центров в академических и отраслевых физических институтах), позволяющими осуществлять профессиональную подготовку.

Количество студентов в подгруппах лабораторных практикумов, связанных с работами высокочастотных установок, ультрафиолетовым, лазерным и ионизирующим излучениями, высоким напряжением, вакуумным оборудованием, а также занятиями в дисплейных классах, устанавливается в соответствии с правилами техники безопасности.

6.5. Требования к организации практик

Производственная практика предназначена для ознакомления студентов с реальным технологическим процессом и закрепления теоретических знаний, полученных в ходе обучения. Производственная практика проводится на предприятиях физического профиля, на полузаводских и макетных установках в лабораториях научно-исследовательских институтов. Научно-исследовательская практика проводится в научно-исследовательских лабораториях. Практика по дополнительной квалификации проводится в соответствии с ее спецификой в порядке, установленном вузом (факультетом). Сроки проведения практики утверждаются ректоратом (деканатом) в соответствии с требованиями к учебному плану. По окончании практики студент-практикант отчитывается о проделанной работе перед комиссией вуза и представителями принимающей организации. Форма оценки (зачет, дифференцированный зачет) предусматривается учебным планом.

 

7. Требования к уровню подготовки выпускника

по специальности 014100 Микроэлектроника

и полупроводниковые приборы

 

7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его степени, указанной в п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, которая с учетом итоговой государственной аттестации обеспечивает выполнение должностных обязанностей в соответствии с квалификационной характеристикой, изложенной в п. 1.3.

Специалист должен знать и уметь использовать в объеме, предусмотренном настоящим стандартом по общим гуманитарным и социально-экономическим, математическим, естественнонаучным и общепрофессиональным дисциплинам, дисциплинам специальностей и специализаций:

- основные учения в области гуманитарных и социально-экономических наук, основные понятия, законы и модели механики, молекулярной физики, электричества и магнетизма, оптики, атомной физики, физики атомного ядра и частиц, колебаний и волн, квантовой механики, термодинамики и статистической физики, методы теоретических и экспериментальных исследований в физике;

- современное состояние, теоретические работы и результаты экспериментов в избранной области исследований, явления и методы исследований в объеме дисциплин специализаций;

- фундаментальные явления и эффекты в области физики, экспериментальные, теоретические и компьютерные методы исследований в этой области;

- математический анализ, теорию функций комплексной переменной, аналитическую геометрию, векторный и тензорный анализ, дифференциальные и интегральные уравнения, вариационное исчисление, теорию вероятностей и математическую статистику;

- основные положения теории информации, принципы построения систем обработки и передачи информации, основы подхода к анализу информационных процессов, современные аппаратные и программные средства вычислительной техники, принципы организации информационных систем, современные информационные технологии;

- основы экологии и здоровья человека, структуру экосистем и биосферы, взаимодействие человека и среды, экологические принципы охраны природы и рационального природопользования.

Дополнительные требования к специальной подготовке специалиста-физика определяются высшим учебным заведением с учетом специализации.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста

7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации

Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности специалиста к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

7.2.2. Требования к дипломной работе специалиста

Дипломная работа должна быть представлена в форме рукописи.

Требования к содержанию, объему и структуре дипломной работы определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по специальности 014100 Микроэлектроника и полупроводниковые приборы и методических рекомендаций УМО.

Время, отводимое на подготовку дипломной работы специалиста, составляет не менее шестнадцати недель.

7.2.3. Требования к государственному экзамену

Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальности 014100 Микроэлектроника и полупроводниковые приборы определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по специальности 014100 Микроэлектроника и полупроводниковые приборы.

7.3. Специализации

7.3.1. Наименование дисциплин специализаций и их объем устанавливаются высшим учебным заведением.

7.3.2. Примерный перечень специализаций

1. Физика и технология полупроводниковых приборов и интегральных схем.

2. Физика поверхности конденсированных сред и интерфейсы.

3. Микроэлектроника в медицине.

4. Физика и технология низкоразмерных систем.

5. Низкоразмерные структуры и приборы.

6. Наноэлектроника.

7. Материаловедение элементной базы электронной техники.

8. Компьютерные технологии в микроэлектронике.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024