Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской
Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
17 марта 2000 года
Номер
государственной
регистрации
169ен/сп
Вводится
с момента
утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
013900 ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ РАДИОФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКАЯ
ЭЛЕКТРОНИКА
КВАЛИФИКАЦИЯ - ФИЗИК
1. Общая
характеристика специальности 013900
Фундаментальная
радиофизика и физическая электроника
1.1. Специальность
утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000
N 686.
1.2.
Квалификация выпускника - физик.
Нормативный срок
освоения основной образовательной программы подготовки физика по специальности
013900 Фундаментальная радиофизика и физическая электроника при очной форме
обучения - 5 лет.
1.3.
Квалификационная характеристика выпускника по специальности 013900
Фундаментальная радиофизика и физическая электроника.
Деятельность
специалиста направлена на исследование и изучение структуры и свойств природы
на различных уровнях ее организации от элементарных частиц до Вселенной, полей
и явлений, лежащих в основе физики, на освоение новых методов исследований
основных закономерностей природы.
Специалист
подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и
профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе, а
при условии освоения дополнительной образовательной программы педагогического
профиля - к педагогической деятельности.
Виды
профессиональной деятельности специалиста:
-
научно-исследовательская: экспериментальная, теоретическая и расчетная;
- педагогическая.
Специалист
подготовлен к решению следующих задач:
а)
научно-исследовательская (экспериментальная, теоретическая и расчетная
деятельность):
- научные
исследования поставленных проблем;
- формулировка
новых задач, возникающих в ходе научных исследований;
- разработка новых
методов исследований;
- выбор необходимых
методов исследования;
- освоение новых
методов научных исследований;
- освоение новых
теорий и моделей;
- обработка
полученных результатов научных исследований на современном уровне и их анализ;
- работа с научной
литературой с использованием новых информационных технологий, слежение за
научной периодикой;
- написание и
оформление научных статей;
- составление
отчетов и докладов о научно-исследовательской работе, участие в научных
конференциях;
б) педагогическая
деятельность:
- подготовка и
чтение курсов лекций;
- подготовка и
ведение семинарских занятий;
- ведение занятий в
учебных лабораториях;
- руководство
научной работой студентов;
- руководство
дипломными работами студентов.
Сферами профессиональной
деятельности являются высшие учебные заведения, научно-исследовательские
институты, лаборатории, конструкторские и проектные бюро и фирмы,
производственные предприятия и объединения, учреждения системы высшего и
среднего специального образования.
Специалист может
работать в должностях, предусмотренных законодательством РФ для лиц, имеющих
высшее профессиональное образование (старшим лаборантом, младшим научным
сотрудником, инженером в НИИ).
В соответствии с
полученной за время обучения дополнительной квалификацией
"Преподаватель" - может быть преподавателем средней школы и среднего
профессионального учреждения, в соответствии с дополнительной квалификацией
"Преподаватель высшей школы" - может быть также преподавателем вуза.
1.4.
Возможности продолжения образования выпускника.
Физик, освоивший
основную образовательную программу высшего профессионального образования по
специальности 013900 Фундаментальная радиофизика и физическая электроника,
подготовлен для продолжения образования в аспирантуре преимущественно по
научным специальностям в следующих научных областях: физико-математических
наук, биологических наук, геолого-минералогических наук и по другим, близким по
профилю, научным специальностям.
2.
Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий
уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент
должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем
образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном
образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего
(полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие
требования к основной образовательной
программе
подготовки выпускника по специальности 013900
Фундаментальная
радиофизика и физическая электроника
3.1. Основная
образовательная программа подготовки физика разрабатывается на основании
настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя
учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных
практик.
3.2. Требования к
обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки
физика, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная
образовательная программа подготовки физика состоит из дисциплин федерального
компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента,
дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и
курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять
дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная
образовательная программа подготовки физика должна предусматривать изучение
студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие
гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие
математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД -
общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС -
дисциплины специализации;
цикл ФТД - факультативы.
3.5. Содержание
национально-регионального компонента основной образовательной программы
подготовки физика должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с
квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным
стандартом.
4.
Требования к обязательному минимуму содержания
основной
образовательной программы подготовки физика
по специальности
013900 Фундаментальная радиофизика
и физическая
электроника
┌────────┬─────────────────────────────────────────────────┬─────┐
│
Индекс │ Наименование дисциплин и
их основные разделы │Всего│
│ │
│часов│
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ 1
│
2 │ 3
│
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ГСЭ │Общие гуманитарные и
социально-экономические │1800
│
│ │дисциплины
│ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ГСЭ.Ф.00│Федеральный
компонент:
│1260 │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ГСЭ.Ф.01│Иностранный
язык
│340 │
│ │Специфика артикуляции звуков,
интонации, │ │
│ │акцентуации и ритма нейтральной
речи в изучаемом │ │
│ │языке; основные особенности
полного стиля произ- │ │
│ │ношения, характерные для сферы
профессиональной │ │
│ │коммуникации; чтение транскрипции.
Лексический │ │
│ │минимум в объеме 4000 учебных
лексических единиц │ │
│ │общего и терминологического
характера. Понятие │ │
│ │дифференциации лексики по сферам
применения │
│
│ │(бытовая, терминологическая,
общенаучная, официа-│ │
│ │льная и другая). Понятие о
свободных и устойчивых│ │
│ │словосочетаниях,
фразеологических единицах. Поня-│
│
│ │тие об основных способах
словообразования. Грам- │
│
│ │матические навыки,
обеспечивающие коммуникацию
│ │
│ │без искажения смысла при
письменном и устном │ │
│ │общении общего характера;
основные грамматические│
│
│ │явления, характерные для
профессиональной речи. │ │
│ │Понятие об
обиходно-литературном, официально-
│ │
│ │деловом, научном стилях, стиле
художественной │ │
│ │литературы. Основные особенности
научного стиля. │ │
│ │Культура и традиции стран
изучаемого языка, пра- │
│
│ │вила речевого этикета.
Говорение. Диалогическая │ │
│ │и монологическая речь с
использованием наиболее │ │
│ │употребительных и относительно
простых лексико- │ │
│ │грамматических средств в
основных коммуникативных│
│
│ │ситуациях неофициального и
официального общения. │ │
│ │Основы публичной речи (устное
сообщение, доклад).│ │
│ │Аудирование. Понимание
диалогической и монологи- │ │
│ │ческой речи в сфере бытовой и
профессиональной │ │
│ │коммуникации. Чтение. Виды
текстов: несложные │ │
│ │прагматические тексты и тексты
по широкому и уз- │ │
│ │кому профилю специальности.
Письмо. Виды речевых │ │
│ │произведений: аннотация,
реферат, тезисы, сообще-│
│
│ │ния, частное письмо, деловое
письмо, биография │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ГСЭ.Ф.02│Физическая
культура │408 │
│ │Физическая культура в
общекультурной и профес- │ │
│ │сиональной подготовке студентов.
Ее социально- │ │
│ │биологические основы. Физическая
культура и спорт│ │
│ │как социальные феномены
общества. Законодатель- │ │
│ │ство Российской Федерации о
физической культуре │ │
│ │и спорте. Физическая культура
личности. Основы │ │
│ │здорового образа жизни студента.
Особенности │ │
│ │использования средств физической
культуры для │ │
│ │оптимизации работоспособности.
Общая физическая │ │
│ │и специальная подготовка в
системе физического │ │
│ │воспитания. Спорт,
индивидуальный выбор видов
│ │
│ │спорта или систем физических
упражнений. Профес- │ │
│ │сионально-прикладная физическая
подготовка сту- │ │
│ │дентов. Основы методики
самостоятельных занятий │ │
│ │и самоконтроль за состоянием
своего организма │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ГСЭ.Ф.03│Отечественная
история
│ │
│ │Сущность, формы, функции
исторического знания. │ │
│ │Методы и источники изучения
истории. Понятие и │ │
│ │классификация исторического
источника. Отечест- │ │
│ │венная историография в прошлом и
настоящем: общее│ │
│ │и особенное. Методология и
теория исторической │ │
│ │науки. История России - неотъемлемая
часть │ │
│ │всемирной истории. Античное
наследие в эпоху │ │
│ │Великого переселения народов.
Проблема этногенеза│ │
│ │восточных славян. Основные этапы
становления │ │
│ │государственности. Древняя Русь
и кочевники. │ │
│ │Византийско-древнерусские связи.
Особенности │ │
│ │социального строя Древней Руси.
Этнокультурные │ │
│ │и социально-политические
процессы становления │ │
│ │русской государственности.
Принятие христианства.│ │
│ │Распространение ислама. Эволюция
восточнославянс-│ │
│ │кой государственности в XI - XII
вв. Социально- │ │
│ │политические изменения в русских
землях в XIII - │ │
│ │XV вв. Русь и Орда: проблемы
взаимовлияния. │ │
│ │Россия и средневековые
государства Европы и Азии.│
│
│ │Специфика формирования единого
российского госу- │ │
│ │дарства. Возвышение Москвы.
Формирование сос- │ │
│ │ловной системы организации
общества. Реформы │ │
│ │Петра I. Век Екатерины.
Предпосылки и особенности│
│
│ │складывания российского
абсолютизма. Дискуссии │ │
│ │о генезисе самодержавия.
Особенности и основные │ │
│ │этапы экономического развития
России. Эволюция │ │
│ │форм собственности на землю.
Структура феодаль- │ │
│ │ного землевладения. Крепостное
право в России. │ │
│ │Мануфактурно-промышленное
производство. Станов- │ │
│ │ление индустриального общества в
России: общее │ │
│ │и особенное. Общественная мысль
и особенности │ │
│ │общественного движения России
ХIХ в. Реформы │ │
│ │и реформаторы в России. Русская
культура ХIХ века│ │
│ │и ее вклад в мировую культуру.
Роль ХХ столетия │ │
│ │в мировой истории. Глобализация
общественных │ │
│ │процессов. Проблема
экономического роста и │ │
│ │модернизации. Революции и реформы.
Социальная │ │
│ │трансформация общества.
Столкновение тенденций │ │
│ │интернационализма и
национализма, интеграции и │ │
│ │сепаратизма, демократии и
авторитаризма. Россия │ │
│ │в начале ХХ в. Объективная
потребность индустри- │ │
│ │альной модернизации России.
Российские реформы в │ │
│ │контексте общемирового развития
в начале века. │ │
│ │Политические партии России:
генезис, классифика- │ │
│ │ция, программы, тактика. Россия
в условиях миро- │ │
│ │вой войны и общенационального
кризиса. Революция │ │
│ │1917 г. Гражданская война и
интервенция, их │ │
│ │результаты и последствия. Российская
эмиграция. │ │
│ │Социально-экономическое развитие
страны в 20-е │ │
│ │гг. НЭП. Формирование
однопартийного политичес- │ │
│ │кого режима. Образование СССР.
Культурная жизнь │ │
│ │страны в 20-е гг. Внешняя
политика. Курс на │ │
│ │строительство социализма в одной
стране и его │ │
│ │последствия.
Социально-экономические преобразо-
│ │
│ │вания в 30-е гг. Усиление режима
личной власти │ │
│ │Сталина. Сопротивление
сталинизму. СССР накануне │
│
│ │и в начальный период второй
мировой войны. Вели- │ │
│ │кая Отечественная война.
Социально-экономическое │
│
│ │развитие,
общественно-политическая жизнь, куль-
│ │
│
│тура, внешняя политика СССР
в послевоенные годы. │ │
│ │Холодная война. Попытки
осуществления политичес- │
│
│ │ких и экономических реформ. НТР
и ее влияние на │ │
│ │ход общественного развития. СССР
в середине 60 - │ │
│ │80-х гг.: нарастание кризисных
явлений. Советский│ │
│ │Союз в 1985 - 1991 гг.
Перестройка. Попытка │ │
│ │государственного переворота 1991
г. и ее провал. │ │
│ │Распад СССР. Беловежские
соглашения. Октябрьские │
│
│ │события 1993 г. Становление
новой российской │ │
│ │государственности (1993 - 1999
гг.). Россия на │ │
│ │пути радикальной
социально-экономической
│ │
│ │модернизации. Культура в
современной России. │ │
│ │Внешнеполитическая деятельность
в условиях │ │
│ │новой геополитической
ситуации │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ГСЭ.Ф.04│Культурология
│ │
│ │Структура и состав современного
культурологичес- │ │
│ │кого знания. Культурология и
философия культуры, │ │
│ │социология культуры, культурная
антропология. │ │
│ │Культурология и история
культуры. Теоретическая │ │
│ │и прикладная культурология.
Методы культурологи- │ │
│ │ческих исследований. Основные
понятия культуроло-│ │
│ │гии: культура, цивилизация,
морфология культуры. │ │
│ │Функции культуры, субъект
культуры, культуроге- │ │
│ │нез, динамика культуры, язык и
символы культуры, │ │
│ │культурные коды, межкультурные
коммуникации, │ │
│ │культурные ценности и нормы,
культурные традиции,│ │
│ │культурная картина мира,
социальные институты │ │
│ │культуры, культурная
самоидентичность, культурная│
│
│ │модернизация. Типология культур.
Этническая и │ │
│ │национальная, элитарная и массовая
культуры. │ │
│ │Восточные и западные типы
культур. Специфические │
│
│ │и "серединные"
культуры. Локальные культуры.
│ │
│ │Место и роль России в мировой
культуре. Тенденции│ │
│ │культурной универсализации в
мировом современном │ │
│ │процессе. Культура и природа.
Культура и общест- │ │
│ │во. Культура и глобальные
проблемы современности.│
│
│ │Культура и личность.
Инкультурация и социализация│
│
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ГСЭ.Ф.05│Политология
│ │
│ │Объект, предмет и метод
политической науки. Функ-│
│
│ │ции политологии. Политическая
жизнь и властные │ │
│ │отношения. Роль и место политики в
жизни совре- │ │
│ │менных обществ. Социальные
функции политики. Ис- │ │
│ │тория политических учений.
Российская политичес- │ │
│ │кая традиция: истоки,
социокультурные основания, │
│
│ │историческая динамика.
Современные политологичес-│
│
│ │кие школы. Гражданское общество,
его происхожде- │ │
│ │ние и особенности. Особенности
становления граж- │ │
│ │данского общества в России.
Институциональные ас-│ │
│ │пекты политики. Политическая
власть. Политическая│ │
│ │система. Политические режимы,
политические │ │
│ │партии, электоральные системы.
Политические │ │
│ │отношения и процессы. Политические
конфликты и │ │
│ │способы их разрешения.
Политические технологии. │ │
│ │Политический менеджмент.
Политическая модерниза- │
│
│ │ция. Политические организации и
движения. Поли- │ │
│ │тические элиты. Политическое
лидерство. Социо- │ │
│ │культурные аспекты политики.
Мировая политика и │ │
│ │международные отношения.
Особенности мирового по-│
│
│ │литического процесса.
Национально-государственные│
│
│ │интересы России в новой
геополитической ситуации.│
│
│ │Методология познания
политической реальности. │ │
│ │Парадигмы политического знания.
Экспертное │ │
│ │политическое знание;
политическая аналитика │ │
│ │и прогностика
│ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ГСЭ.Ф.06│Правоведение
│ │
│ │Государство и право. Их роль в
жизни общества. │ │
│ │Норма права и
нормативно-правовые акты. Основные │
│
│ │правовые системы современности.
Международное │ │
│ │право как особая система права.
Источники рос- │ │
│ │сийского права. Закон и подзаконные
акты. Система│ │
│ │российского права. Отрасли
права. Правонарушение │ │
│ │и юридическая ответственность.
Значение закон- │ │
│ │ности и правопорядка в
современном обществе. │ │
│ │Правовое государство.
Конституция Российской Фе- │
│
│ │дерации - основной закон
государства. Особенности│
│
│ │федеративного устройства России.
Система органов │ │
│ │государственной власти в
Российской Федерации. │ │
│ │Понятие гражданского
правоотношения. Физические и│
│
│ │юридические лица. Право
собственности. Обязатель-│
│
│ │ства в гражданском праве и
ответственность за их │ │
│ │нарушение. Наследственное право.
Брачно-семейные │ │
│ │отношения. Взаимные права и
обязанности супругов,│ │
│ │родителей и детей.
Ответственность по семейному
│ │
│ │праву. Трудовой договор
(контракт). Трудовая │ │
│ │дисциплина и ответственность за
ее нарушение. Ад-│ │
│ │министративные правонарушения и
административная │ │
│ │ответственность. Понятие
преступления. Уголовная │
│
│ │ответственность за совершение
преступлений. Эко- │ │
│ │логическое право. Особенности
правового регули- │ │
│ │рования будущей профессиональной
деятельности. │ │
│ │Правовые основы защиты
государственной тайны. │ │
│ │Законодательные и
нормативно-правовые акты в
│ │
│ │области защиты информации и
государственной тайны│ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ГСЭ.Ф.07│Психология
и педагогика
│ │
│ │Психология: предмет, объект и
методы психологии. │ │
│ │Место психологии в системе наук.
История развития│ │
│ │психологического знания и
основные направления в │
│
│ │психологии. Индивид, личность,
субъект, индиви- │ │
│ │дуальность. Психика и организм.
Психика, поведе- │ │
│ │ние и деятельность. Основные
функции психики. │ │
│ │Развитие психики в процессе
онтогенеза и фило- │ │
│ │генеза. Мозг и психика.
Структура психики. │ │
│ │Соотношение сознания и
бессознательного. Основные│
│
│ │психические процессы. Структура
сознания. Позна- │ │
│ │вательные процессы. Ощущение.
Восприятие. Пред- │ │
│ │ставление. Воображение. Мышление
и интеллект. │ │
│ │Творчество. Внимание.
Мнемические процессы. │
│
│ │Эмоции и чувства. Психическая
регуляция поведения│ │
│ │и деятельности. Общение и речь.
Психология лич- │ │
│ │ности. Межличностные отношения.
Психология малых │ │
│ │групп. Межгрупповые отношения и
взаимодействия. │ │
│ │Педагогика: объект, предмет,
задачи. Функции, │ │
│ │методы педагогики. Основные
категории педагогики:│ │
│ │образование, воспитание,
обучение, педагогическая│
│
│ │деятельность, педагогическое
взаимодействие, │ │
│ │педагогическая технология,
педагогическая задача.│ │
│ │Образование как общечеловеческая
ценность. │ │
│ │Образование как социокультурный
феномен и │ │
│ │педагогический процесс.
Образовательная система │ │
│ │России. Цели, содержание,
структура непрерывного │
│
│ │образования, единство
образования и самообразо- │ │
│ │вания. Педагогический процесс.
Образовательная, │ │
│ │воспитательная и развивающая функции
обучения. │ │
│ │Воспитание в педагогическом
процессе. Общие формы│ │
│ │организации учебной
деятельности. Урок, лекция, │ │
│ │семинарские, практические и
лабораторные занятия,│ │
│ │диспут, конференция, зачет,
экзамен, факульта- │ │
│ │тивные занятия, консультация.
Методы, приемы, │ │
│ │средства организации и
управления педагогическим │
│
│ │процессом. Семья как субъект
педагогического │ │
│ │взаимодействия и социокультурная
среда воспитания│ │
│ │и развития личности. Управление
образовательными │ │
│ │системами
│ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ГСЭ.Ф.08│Русский
язык и культура речи
│ │
│ │Стили современного русского
литературного языка. │ │
│ │Языковая норма, ее роль в
становлении и функцио- │
│
│ │нировании литературного языка.
Речевое взаимо- │ │
│ │действие. Основные единицы
общения. Устная и │ │
│ │письменная разновидности
литературного языка. │ │
│ │Нормативные, коммуникативные,
этические аспекты │ │
│ │устной и письменной речи.
Функциональные стили │ │
│ │современного русского языка.
Взаимодействие │ │
│ │функциональных стилей. Научный
стиль. Специфика │ │
│ │использования элементов
различных языковых │ │
│ │уровней в научной речи. Речевые
нормы учебной │ │
│ │и научной сфер деятельности.
Официально-деловой │ │
│ │стиль, сфера его
функционирования, жанровое
│ │
│ │разнообразие. Языковые формулы
официальных │
│
│ │документов. Приемы унификации
языка служебных │ │
│ │документов. Интернациональные
свойства русской │ │
│ │официально-деловой письменной
речи. Язык и стиль │ │
│ │распорядительных документов.
Язык и стиль │ │
│ │коммерческой корреспонденции.
Язык и стиль │ │
│ │инструктивно-методических
документов. Реклама │ │
│ │в деловой речи. Правила
оформления документов. │ │
│ │Речевой этикет в документе.
Жанровая дифференциа-│ │
│ │ция и отбор языковых средств в
публицистическом │ │
│ │стиле. Особенности устной
публичной речи. Оратор │
│
│ │и его аудитория. Основные виды
аргументов. │ │
│ │Подготовка речи: выбор темы,
цель речи, поиск │ │
│ │материала, начало, развертывание
и завершение │ │
│ │речи. Основные приемы поиска
материала и виды │ │
│ │вспомогательных материалов.
Словесное оформление │ │
│ │публичного выступления.
Понятливость, информатив-│
│
│ │ность и выразительность
публичной речи. Разговор-│
│
│ │ная речь в системе
функциональных разновидностей │
│
│ │русского литературного языка.
Условия функцио- │ │
│ │нирования разговорной речи, роль
внеязыковых │ │
│ │факторов. Культура речи.
Основные направления │ │
│ │совершенствования навыков
грамотного письма │ │
│ │и говорения │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ГСЭ.Ф.09│Социология
│ │
│ │Предыстория и
социально-философские предпосылки
│ │
│ │социологии как науки. Социологический
проект │ │
│ │О. Конта. Классические
социологические теории. │ │
│ │Современные социологические
теории. Русская │ │
│ │социологическая мысль. Общество
и социальные ин- │ │
│ │ституты, мировая система и
процессы глобализации.│ │
│ │Социальные группы и общности.
Виды общностей. │ │
│ │Общность и личность. Малые
группы и коллективы. │ │
│ │Социальная организация.
Социальные движения. Со- │
│
│ │циальное неравенство,
стратификация и социальная │
│
│ │мобильность. Понятие социального
статуса. │ │
│ │Социальное взаимодействие и
социальные отношения.│ │
│ │Общественное мнение как институт
гражданского об-│ │
│ │щества. Культура как фактор
социальных изменений.│ │
│ │Взаимодействие экономики,
социальных отношений и │
│
│ │культуры. Личность как
социальный тип. Социальный│
│
│ │контроль и девиация. Личность
как деятельный │ │
│ │субъект. Социальные изменения.
Социальные рево- │ │
│ │люции и реформы. Концепция
социального прогресса.│ │
│ │Формирование мировой системы.
Место России в │ │
│ │мировом сообществе. Методы
социологического │ │
│ │исследования
│ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ГСЭ.Ф.10│Философия
│ │
│ │Предмет философии. Место и роль
философии в │ │
│ │культуре. Становление философии.
Основные направ-│ │
│ │ления, школы философии и этапы
ее исторического │ │
│ │развития. Структура философского
знания. Учение о│ │
│ │бытии. Монистические и
плюралистические концепции│
│
│ │бытия, самоорганизация бытия.
Понятия материаль- │ │
│ │ного и идеального. Пространство,
время. Движение │ │
│ │и развитие, диалектика.
Детерминизм и индетер- │ │
│ │минизм. Динамические и
статистические закономер- │
│
│ │ности. Научные, философские и
религиозные картины│ │
│ │мира. Человек, общество,
культура. Человек и │ │
│ │природа. Общество и его
структура. Гражданское │ │
│ │общество и государство. Человек
в системе соци- │ │
│ │альных связей. Человек и
исторический процесс; │ │
│ │личность и массы, свобода и
необходимость. Форма-│ │
│ │ционная и цивилизационная
концепции общественного│
│
│ │развития. Смысл человеческого
бытия. Насилие и │ │
│ │ненасилие. Свобода и
ответственность. Мораль, │ │
│ │справедливость, право.
Нравственные ценности. │ │
│ │Представления о совершенном
человеке в различных │ │
│ │культурах. Эстетические ценности
и их роль в че- │ │
│ │ловеческой жизни. Религиозные
ценности и свобода │ │
│ │совести. Сознание и познание.
Сознание, самосоз- │ │
│ │нание и личность. Познание,
творчество, практика.│ │
│ │Вера и знание. Понимание и
объяснение. Рациональ-│ │
│ │ное и иррациональное в
познавательной деятельнос-│
│
│ │ти. Проблема истины.
Действительность, мышление, │
│
│ │логика и язык. Научное и
вненаучное знание. Кри- │
│
│ │терии научности. Структура
научного познания, его│ │
│ │методы и формы. Рост научного
знания. Научные │ │
│ │революции и смены типов
рациональности. Наука и │ │
│ │техника. Будущее человечества.
Глобальные проб- │ │
│ │лемы современности.
Взаимодействие цивилизаций │ │
│ │и сценарии будущего │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ГСЭ.Ф.11│Экономика
│ │
│ │Введение в экономическую теорию.
Блага. │ │
│ │Потребности, ресурсы.
Экономический выбор. │ │
│ │Экономические отношения.
Экономические системы. │ │
│ │Основные этапы развития
экономической теории. │ │
│ │Методы экономической теории.
Микроэкономика. │ │
│ │Рынок. Спрос и предложение.
Потребительские │ │
│ │предпочтения и предельная полезность.
Факторы │ │
│ │спроса. Индивидуальный и
рыночный спрос. Эффект │ │
│ │дохода и эффект замещения.
Эластичность. Предло- │ │
│ │жение и его факторы. Закон
убывающей предельной │ │
│ │производительности. Эффект
масштаба. Виды издер- │ │
│ │жек. Фирма. Выручка и прибыль.
Принцип максимиза-│ │
│ │ции прибыли. Предложение
совершенно конкурентной │
│
│ │фирмы и отрасли. Эффективность
конкурентных рын- │ │
│ │ков. Рыночная власть. Монополия.
Монополистичес- │ │
│ │кая конкуренция. Олигополия.
Антимонопольное ре- │ │
│ │гулирование. Спрос на факторы
производства. Рынок│ │
│ │труда. Спрос и предложение
труда. Заработная │ │
│
│плата и занятость. Рынок
капитала. Процентная │ │
│ │ставка и инвестиции. Рынок
земли. Рента. Общее │ │
│ │равновесие и благосостояние.
Распределение дохо- │ │
│ │дов. Неравенство. Внешние
эффекты и общественные │
│
│ │блага. Роль государства.
Макроэкономика. Нацио- │ │
│ │нальная экономика как целое.
Кругооборот доходов │ │
│ │и продуктов. ВВП и способы его
измерения. Нацио- │ │
│ │нальный доход. Располагаемый
личный доход. Ин- │ │
│ │дексы цен. Безработица и ее
формы. Инфляция и ее │ │
│ │виды. Экономические циклы.
Макроэкономическое │ │
│ │равновесие. Совокупный спрос и
совокупное пред- │ │
│ │ложение. Стабилизационная
политика. Равновесие │ │
│ │на товарном рынке. Потребление и
сбережения. │ │
│ │Инвестиции. Государственные
расходы и налоги. │ │
│ │Эффект мультипликатора.
Бюджетно-налоговая поли- │
│
│ │тика. Деньги и их функции.
Равновесие на денежном│ │
│ │рынке. Денежный мультипликатор.
Банковская сис- │ │
│ │тема. Денежно-кредитная
политика. Экономический │ │
│ │рост и развитие. Международные
экономические │ │
│ │отношения. Внешняя торговля и
торговая политика. │ │
│ │Платежный баланс. Валютный курс.
Особенности │ │
│ │переходной экономики России.
Приватизация. Формы │ │
│ │собственности.
Предпринимательство. Теневая
│ │
│ │экономика. Рынок труда.
Распределение и доходы. │ │
│ │Преобразования в социальной
сфере. Структурные │ │
│ │сдвиги в экономике. Формирование
открытой │ │
│ │экономики │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ГСЭ.Р.00│Национально-региональный
(вузовский) компонент │270 │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ГСЭ.В.00│Дисциплины
и курсы по выбору студента,
│270 │
│ │устанавливаемые вузом │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ЕН │Общие математические и
естественнонаучные │3440
│
│ │дисциплины │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ЕН.Ф.00
│Федеральный компонент │3140 │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ЕН.Ф.01
│Общая физика
│1000 │
│ │ Механика
│ │
│ │Пространство и время. Кинематика
материальной │ │
│ │точки. Преобразования Галилея.
Динамика материа- │ │
│ │льной точки. Законы сохранения.
Основы специа- │ │
│ │льной теории относительности.
Неинерциальные │ │
│ │системы отсчета. Кинематика
абсолютно твердого │ │
│ │тела. Динамика абсолютно
твердого тела. Колебате-│
│
│ │льное движение. Деформации и
напряжения в твердых│ │
│ │телах. Механика жидкостей и
газов. Волны в сплош-│ │
│ │ной среде и элементы
акустики. │ │
│ │ Молекулярная физика │ │
│ │Идеальный газ. Понятие
температуры. Распределение│
│
│ │молекул газа по скоростям.
Идеальный газ во │ │
│ │внешнем потенциальном поле.
Броуновское движение.│ │
│ │Термодинамический подход к
описанию молекулярных │ │
│ │явлений. Первое начало
термодинамики. Циклические│
│
│ │процессы. Второе начало
термодинамики. Понятие │ │
│ │энтропии термодинамической
системы. Реальные газы│ │
│ │и жидкости. Поверхностные
явления в жидкостях. │ │
│ │Твердые тела. Фазовые переходы
первого и второго │ │
│ │рода. Явления переноса. │ │
│ │ Электричество и магнетизм │ │
│ │Электростатика. Проводники в
электростатическом │ │
│ │поле. Диэлектрики в
электростатическом поле. │ │
│ │Постоянный электрический ток.
Механизмы электро- │ │
│ │проводности. Контактные явления.
Магнетики. │ │
│ │Объяснение диамагнетизма.
Объяснение парамагне- │ │
│ │тизма по Ланжевену.
Ферромагнетики и их основные │
│
│ │свойства. Электромагнитная
индукция. Энергия │ │
│ │магнитного поля.
Электромагнитные колебания. Пе- │
│
│ │ременный ток. Технические
применения переменного │
│
│ │тока. Уравнения Максвелла в
интегральной и диф- │ │
│ │ференциальной форме. Излучение
электромагнитных │ │
│ │волн. │ │
│ │ Оптика
│ │
│ │Основы электромагнитной теории
света. Модулиро- │ │
│ │ванные волны. Явление
интерференции. Когерент- │ │
│ │ность волн. Многолучевая
интерференция. Явление │ │
│ │дифракции. Понятие о теории
дифракции Кирхгофа. │ │
│ │Дифракция и спектральный анализ.
Дифракция волно-│ │
│ │вых пучков. Дифракция на
многомерных структурах. │
│
│ │Поляризация света. Отражение и
преломление света │ │
│ │на границе раздела изотропных
диэлектриков. Све- │ │
│ │товые волны в анизотропных
средах. Интерференция │ │
│ │поляризованных волн.
Индуцированная анизотропия │ │
│ │оптических свойств. Дисперсия света.
Основы оп- │ │
│ │тики металлов. Рассеяние света в
мелкодисперсных │ │
│ │и мутных средах. Нелинейные
оптические явления. │ │
│ │Классические модели излучения
разреженных сред. │ │
│ │Тепловое излучение
конденсированных сред. Основ- │
│
│ │ные представления о квантовой
теории излучения │ │
│ │света атомами и молекулами.
Усиление и генерация │ │
│ │света. │ │
│ │ Физика атомов и атомных
явлений │ │
│ │Микромир. Волны и кванты.
Частицы и волны. Основ-│
│
│ │ные экспериментальные данные о
строении атома. │ │
│ │Основы квантово-механических
представлений о │ │
│ │строении атома. Одноэлектронный
атом. Многоэлект-│ │
│ │ронные атомы. Электромагнитные
переходы в атомах.│ │
│ │Рентгеновские спектры. Атом в
поле внешних сил. │ │
│ │Молекула. Макроскопические
квантовые явления. │ │
│ │Статистические распределения
Ферми - Дирака и Бо-│ │
│ │зе - Эйнштейна. Энергия Ферми.
Сверхпроводимость │ │
│ │и сверхтекучесть и их квантовая
природа. │ │
│ │ Физика атомного ядра и
частиц │ │
│ │Свойства атомных ядер.
Радиоактивность. Нуклон- │ │
│ │нуклонное взаимодействие и
свойства ядерных сил. │ │
│ │Модели атомных ядер. Ядерные
реакции. Взаимодей- │ │
│ │ствие ядерного излучения с
веществом. Частицы │ │
│ │и взаимодействия. Эксперименты в
физике высоких │ │
│ │энергий. Электромагнитные
взаимодействия. Сильные│
│
│ │взаимодействия. Слабые
взаимодействия. Дискретные│
│
│ │симметрии. Объединение
взаимодействий. Современ- │
│
│ │ные астрофизические
представления │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ЕН.Ф.02
│Общий физический практикум │650 │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ЕН.Ф.03
│Математика
│1150 │
│ │ Математический анализ │ │
│ │Предмет математики. Физические
явления как │ │
│ │источник математических понятий.
Пределы и │ │
│ │непрерывность функции.
Производная функции. │ │
│ │Основные теоремы о непрерывных и
дифференцируемых│ │
│ │функциях. Исследование поведения
функций и пост- │ │
│ │роение их графиков.
Неопределенный и определенный│
│
│ │интегралы. Функции нескольких
переменных. Геомет-│ │
│ │рические приложения
дифференциального исчисления.│
│
│ │Кратные интегралы. Криволинейные и
поверхностные │ │
│ │интегралы. Ряды. Несобственные
интегралы, интег- │ │
│ │ралы, зависящие от параметра.
Ряд и интеграл │ │
│ │Фурье. Элементы теории
обобщенных функций. │ │
│ │ Аналитическая геометрия │ │
│ │Определители второго и третьего
порядка. Векторы │ │
│ │и координаты на плоскости и в
пространстве. │ │
│ │Прямые на плоскости и в
пространстве. Кривые │ │
│ │и поверхности второго
порядка. │ │
│ │ Линейная алгебра │ │
│ │Матрицы и определители. Линейные
пространства. │ │
│ │Системы линейных уравнений. Евклидовы
и унитарные│ │
│ │пространства. Линейные операторы
в конечномерном │ │
│ │пространстве. Билинейные и
квадратичные формы. │ │
│ │ Векторный и тензорный
анализ │ │
│ │Тензоры и операции над ними.
Скалярное и вектор- │ │
│ │ное поле. Основные операции
векторного анализа. │ │
│ │Формулы Грина, Гаусса -
Остроградского, Стокса. │ │
│ │Элементы теории групп. │ │
│ │ Теория функций комплексного
переменного │ │
│ │Комплексные числа. Аналитические
функции и их │ │
│ │свойства. Интеграл по
комплексной переменной. │ │
│ │Интеграл Коши. Ряды
аналитических функций. │ │
│ │Основные понятия теории конформных
отображений. │ │
│ │Преобразование Лапласа. │ │
│ │ Дифференциальные уравнения │ │
│ │Понятие обыкновенного
дифференциального уравне- │ │
│ │ния. Уравнения первого порядка.
Уравнения высших │ │
│ │порядков. Системы обыкновенных
дифференциальных │ │
│ │уравнений. Теория устойчивости.
Краевые задачи │ │
│ │для линейных уравнений второго
порядка. Численные│ │
│ │методы решения дифференциальных
уравнений. Урав- │ │
│ │нения в частных производных
первого порядка. │ │
│ │ Интегральные уравнения и
вариационное исчисление│
│
│ │Линейные операторы в гильбертовом
пространстве. │ │
│ │Однородное и неоднородное
уравнения Фредгольма │ │
│ │второго рода. Задача Штурма -
Лиувилля. Принцип │ │
│ │сжатых отображений. Уравнение
Вольтерра. Понятие │ │
│ │о корректно и некорректно
поставленных задачах. │ │
│ │Необходимое и достаточные
условия экстремума │ │
│ │функционала, задачи на условный
экстремум, задачи│ │
│ │с закрепленными границами и с
подвижной границей.│ │
│ │ Теория вероятностей и
математическая статистика │
│
│ │Основные понятия теории
вероятностей. Аксиомати- │
│
│ │ческое определение вероятности.
Условная вероят- │ │
│ │ность и независимость.
Последовательность незави-│ │
│ │симых испытаний. Случайные
величины и их характе-│ │
│ │ристики. Законы больших чисел.
Характеристическая│ │
│ │функция. Центральные предельные
теоремы. Конечные│ │
│ │однородные цепи Маркова.
Случайные процессы. │ │
│ │Распределения Гаусса, Пирсона,
Фишера, Стьюдента.│ │
│ │Интервальные и точечные оценки.
Задача проверки │ │
│ │статистических гипотез. Метод
максимального прав-│ │
│ │доподобия. Регрессионный анализ.
Статистический │ │
│ │анализ модели и статистические
задачи решения │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ЕН.Ф.04
│Информатика
│200 │
│ │ Программирование │ │
│ │Влияние новых физических идей на
развитие │ │
│ │компьютерной техники.
Компьютерный эксперимент │ │
│ │в физике.
│ │
│ │1. Операционные системы и
операционные оболочки. │
│
│ │Типовые операционные системы.
Файлы и файловая │ │
│ │система. Операционные оболочки.
Пользовательский │ │
│ │интерфейс, основные команды.
Системные утилиты. │ │
│ │Локальные и глобальные сети.
Архитектура сетей. │ │
│ │Internet. Электронная почта и
электронные │ │
│ │конференции. World Wide
Web. │ │
│ │ ~ │ │
│ │2. Программирование (язык
N,C++/Pascal). │ │
│ │Характеристики языка. Структура
программы. │ │
│ │Принципы структурного
программирования. Алгорит- │
│
│ │мы. Типы данных. Переменные и
константы. Описание│ │
│ │переменных. Массивы. Основные
арифметические │ │
│ │операции. Циклы. Условные
операторы. Стандартные │
│
│ │функции ввода/вывода. Передача
параметров при вы-│ │
│ │зове функций. Глобальные и
локальные переменные. │ │
│ │Строки. Указатели. Структуры.
Работа с файлами. │ │
│ │Интерактивная графика.
Компьютерная анимация. │ │
│ │Современные методы
программирования. Понятие об
│ │
│ │объектном программировании. │ │
│ │3. Компьютер в лаборатории.
Текстовые редакторы. │ │
│ │Элементы издательских систем.
Подготовка научной │ │
│ │статьи к печати. Обработка
данных. Электронные │ │
│ │таблицы. Системы управления
базами данных (СУБД).│ │
│ │Языки программирования СУБД.
Аналитические вычис-│ │
│ │ления на компьютере.
Автоматизация физического │ │
│ │эксперимента.
│ │
│ │ Вычислительная физика
(Практикум на ЭВМ) │ │
│ │Предмет вычислительной физики.
Элементы численных│ │
│ │методов: вычисление определенных
интегралов, ре- │ │
│ │шение трансцендентных уравнений,
задачи линейной │ │
│ │алгебры, задача Коши для системы
обыкновенных │ │
│ │дифференциальных уравнений.
Компьютерное модели- │ │
│ │рование в физике: численный
эксперимент в задачах│ │
│ │механики, электричества и
статистической физики │ │
│ │(задача преследования, движение
в центральном по-│ │
│ │ле, негармонические колебания,
фазовые портреты, │ │
│ │визуализация полей системы
электрических зарядов,│ │
│ │кинематическая модель газа и
др.). │ │
│ │ Численные методы и
математическое моделирование │
│
│ │Приближенные числа, погрешности.
Вычисление │ │
│ │значений простейших функций.
Интерполяция и │ │
│ │приближение функций.
Интерполяционные полиномы. │ │
│ │Наилучшее приближение.
Среднеквадратичное приб- │ │
│ │лижение. Равномерное
приближение. Ортогональные │ │
│ │многочлены. Сплайн-интерполяция.
Быстрое преобра-│ │
│ │зование Фурье. Поиск корней нелинейных
уравнений.│ │
│ │Итерационные методы. Метод
Ньютона. Отделение │ │
│ │корней. Комплексные корни.
Решение систем урав- │ │
│ │нений. Вычислительные методы
линейной алгебры. │ │
│ │Прямые и итерационные процессы.
Задачи на собст- │ │
│ │венные значения. Численное
дифференцирование. │ │
│ │Численное интегрирование.
Численное интегрирова- │
│
│ │ние быстро осциллирующих
функций. Многомерные │ │
│ │интегралы. Методы Монте-Карло.
Задача Коши для │ │
│ │обыкновенных дифференциальных
уравнений. Интег- │ │
│ │рирование уравнений второго и
высших порядков. │ │
│ │Численные методы решения краевой
задачи и задач │ │
│ │на собственные значения для
обыкновенных диф- │ │
│ │ференциальных уравнений.
Вычислительные методы │ │
│ │решения краевых задач
математической физики. │ │
│ │Разностные схемы. Аппроксимация.
Устойчивость. │ │
│ │Сходимость.
Вариационно-разностные методы, метод │
│
│ │конечных элементов. Численные
методы решения │ │
│ │интегральных уравнений. Поиск
экстремума, одно- │ │
│ │мерная и многомерная
оптимизация. Методы матема- │
│
│ │тического программирования.
Вычисление псевдо- │ │
│ │обратных матриц и псевдорешений.
Сингулярное │ │
│ │разложение. Обработка
экспериментальных данных │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ЕН.Ф.05
│Химия
│70 │
│ │Строение атомов и периодическая
система элементов│ │
│ │Д.И. Менделеева. Химические
связи и строение │
│
│ │молекул. Стереохимия.
Конформационный анализ. │ │
│ │Модель Гиллеспи-Найхолма. Химия
координационных │ │
│ │соединений. Бионеорганическая
химия. Топохимия. │ │
│ │Растворы.
Окислительно-восстановительные реакции │ │
│ │и электрохимия. Химическая
кинетика. Катализ. │ │
│ │Поверхностные явления и
коллоидная химия. │ │
│ │Пространственно-временная
самоорганизация в │ │
│ │открытых физико-химических
системах │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ЕН.Ф.06
│Экология
│70 │
│ │Биосфера и человек: структура
биосферы, │ │
│ │экосистемы, взаимоотношения
организма и среды, │ │
│ │экология и здоровье человека.
Глобальные проблемы│ │
│ │окружающей среды, экологические
принципы рациона-│ │
│ │льного использования природных
ресурсов и охраны │ │
│ │природы. Основы экономики
природопользования. │ │
│ │Экозащитная техника и
технологии. Основы экологи-│
│
│ │ческого права, профессиональная
ответственность. │ │
│ │Международное сотрудничество в
области окружающей│ │
│ │среды
│ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ЕН.Р.00
│Национально-региональный (вузовский) компонент │150
│
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ЕН.В.00
│Дисциплины и курсы по выбору студента, │150 │
│ │устанавливаемые вузом │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД │Общепрофессиональные дисциплины │1310 │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Ф.00│Федеральный
компонент
│1110 │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Ф.01│Теоретическая
физика
│870 │
│ │ Механика
│ │
│ │Частица и материальная точка.
Теория относитель- │ │
│ │ности Галилея и Эйнштейна.
Нерелятивистские и │ │
│ │релятивистские уравнения
движения частицы. │ │
│ │Взаимодействия частиц, поля.
Законы сохранения. │ │
│ │Общие свойства одномерного
движения. Колебания. │ │
│ │Движение в центральном поле.
Система многих взаи-│ │
│ │модействующих частиц. Рассеяние
частиц. Механика │ │
│ │частиц со связями, уравнения
Лагранжа. Принцип │ │
│ │наименьшего действия. Движение
твердого тела. │ │
│ │Движение относительно
неинерциальных систем │ │
│ │отсчета. Колебания систем со
многими степенями │ │
│ │свободы. Нелинейные колебания.
Канонический │ │
│ │формализм, уравнения Гамильтона,
канонические │ │
│ │преобразования, теорема
Лиувилля. Метод │ │
│ │Гамильтона - Якоби,
адиабатические инварианты. │ │
│ │ Основы механики сплошных
сред │ │
│ │Система многих частиц как
континуум. Скалярные, │ │
│ │векторные и тензорные поля.
Явления переноса. │ │
│ │Континуальные уравнения
сохранения, уравнение │ │
│ │состояния, замкнутая система
уравнений гидро- │ │
│ │динамики. Течения в идеальной
жидкости. Вязкость,│ │
│ │турбулентность, закон подобия.
Звуковые волны. │ │
│ │Ударные волны. Сверхзвуковые
течения. │ │
│ │ Электродинамика │ │
│ │Микроскопические уравнения
Максвелла. Сохранение │ │
│ │заряда, энергии, импульса,
момента импульса. │ │
│ │Потенциалы электромагнитного
поля; калибровочная │ │
│ │инвариантность. Мультипольные
разложения потен- │ │
│ │циалов. Решения уравнений для
потенциалов (за- │ │
│ │паздывающие потенциалы).
Электромагнитные волны │ │
│ │в вакууме. Излучение и
рассеяние, радиационное │ │
│ │трение.
│ │
│ │Принцип относительности.
Релятивистская кинема- │ │
│ │тика и динамика, четырехмерный
формализм. Преоб- │ │
│ │разования Лоренца. Тензор
электромагнитного поля.│
│
│ │Тензор энергии-импульса
электромагнитного поля. │ │
│ │Ковариантная запись уравнений и законов
сохра- │ │
│ │нения для электромагнитного поля
и для частиц. │ │
│ │Законы преобразования для
напряженностей полей, │ │
│ │для частоты и волнового вектора
электромагнитной │ │
│ │волны. │ │
│ │ Электродинамика сплошных
сред │ │
│ │Усреднение уравнений Максвелла в
среде, поляриза-│ │
│ │ция и намагниченность среды,
векторы индукции и │ │
│ │напряженностей полей. Граничные
условия. Электро-│ │
│ │статика проводников и
диэлектриков. Пондеромотор-│
│
│ │ные силы. Постоянное магнитное
поле. Ферромаг- │ │
│ │нетизм. Сверхпроводимость.
Квазистационарное │ │
│ │электромагнитное поле, скин-эффект.
Магнитная │ │
│ │гидродинамика. Уравнения
электромагнитных волн. │ │
│ │Дисперсия диэлектрической
проницаемости, погло- │ │
│ │щение, формулы Крамерса -
Кронига. Фазовая и │ │
│ │групповая скорости в
диспергирующей среде. Отра- │
│
│ │жение и преломление.
Распространение в неоднород-│
│
│ │ной среде. Электромагнитные
волны в анизотропных │ │
│ │средах. Электромагнитные
флуктуации (флуктуацион-│
│
│ │но-диссипативная теорема).
Элементы нелинейной │ │
│ │электродинамики. │ │
│ │ Квантовая теория │ │
│ │Дуализм явлений микромира, дискретные
свойства │ │
│ │волн, волновые свойства частиц.
Принцип неопре- │ │
│ │деленностей. Принцип
суперпозиции. Наблюдаемые и │
│
│ │состояния. Чистые и смешанные
состояния. Эволюция│ │
│ │состояний и физических величин.
Соотношения между│ │
│ │классической и квантовой
механикой. Теория пред- │
│
│ │ставлений. Общие свойства
одномерного движения │ │
│ │гармонического осциллятора.
Туннельный эффект. │ │
│ │Квазиклассическое движение.
Теория возмущений. │ │
│ │Теория момента. Движение в
центрально-симметрич- │ │
│ │ном поле. Спин. Принцип
тождественности одинако- │
│
│ │вых частиц. Релятивистская
квантовая механика. │ │
│ │Атом. Периодическая система
элементов Менделеева.│ │
│ │Химическая связь, молекулы.
Квантование электро- │ │
│ │магнитного поля. Общая теория
переходов. Вторич- │ │
│ │ное квантование, системы с
неопределенным числом │ │
│ │частиц. Теория рассеяния. │ │
│ │ Физика конденсированного
состояния │ │
│ │Адиабатический принцип Борна -
Эренфеста. Состоя-│ │
│ │ния электронов в кристаллической
решетке. Зоны │ │
│ │Бриллюэна, энергетические зоны.
Примеси и примес-│ │
│ │ные уровни. Дефекты. Статистика
носителей заряда.│ │
│ │Неравновесные электроны и дырки.
Рассеяния │ │
│ │носителей заряда, проводимость и
кинетические │ │
│ │свойства диэлектриков, металлов
и полупровод- │ │
│ │ников. Квазичастицы.
Акустические и оптические │ │
│ │фононы, плазмоны, экситоны
Френкеля и Ванье. │ │
│ │Конденсация бозонов.
Сверхтекучесть. Электрон- │ │
│ │фононные взаимодействия. Полярон
Фрелиха. │ │
│ │Взаимодействие света с
кристаллической решеткой, │
│
│ │поляритоны. Оптические свойства
диэлектриков, │ │
│ │металлов и полупроводников.
Поверхностные состоя-│ │
│ │ния электронов. Состояния
электронов в структурах│
│
│ │с пониженной размерностью. │ │
│ │ Термодинамика │ │
│ │Основные законы и методы
термодинамики, начала │ │
│ │термодинамики, термодинамические
потенциалы, │ │
│ │уравнения и неравенства. Условия
устойчивости и │ │
│ │равновесия, фазовые переходы.
Основы термодина- │ │
│ │мики необратимых процессов,
соотношения Онсагера,│ │
│ │принцип Ле-Шателье. │ │
│ │ Статистическая физика │ │
│ │Основные представления, квантовые
и классические │ │
│ │функции распределения. Общие
методы равновесной │ │
│ │статистической механики,
канонические распреде- │ │
│ │ления. Теория идеальных систем.
Статистическая │ │
│ │теория неидеальных систем.
Теория флуктуаций. │ │
│ │Броуновское движение и случайные
процессы. │ │
│ │ Физическая кинетика │ │
│ │Общая структура кинетического
уравнения для │ │
│ │одночастичной функции
распределения. Диффузионное│
│
│ │приближение, уравнение Фоккера -
Планка. Цепочка │ │
│ │уравнений Боголюбова.
Приближение самосогласован-│
│
│ │ного поля, уравнение Власова,
плазменные колеба- │ │
│ │ния, затухание Ландау. Уравнение
Больцмана, │ │
│ │Н-теорема. Столкновения в
плазме, интегралы │ │
│ │столкновений, кинетические
коэффициенты. Локаль- │ │
│ │ное распределение Максвелла,
построение уравнений│ │
│ │гидродинамического приближения.
Кинетическое │ │
│ │уравнение для легкой компоненты.
Уравнение │ │
│ │кинетического баланса │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Ф.02│Методы
математической физики
│240 │
│ │Линейные и нелинейные уравнения
физики │ │
│ │Физические задачи, приводящие к
уравнениям в │ │
│ │частных производных. Классификация
уравнений в │ │
│ │частных производных второго
порядка. Общая схема │ │
│ │метода разделения переменных.
Специальные функции│ │
│ │математической физики. Краевые
задачи для урав- │ │
│ │нения Лапласа. Уравнения
параболического типа. │ │
│ │Уравнения гиперболического типа.
Краевые задачи │ │
│ │для уравнения Гельмгольца.
Понятие о нелинейных │ │
│ │уравнениях математической
физики. Метод конечных │
│
│ │разностей
│ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Р.00│Национально-региональный
(вузовский) компонент │100 │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.В.00│Дисциплины
и курсы по выбору студента,
│100 │
│ │устанавливаемые вузом │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ДС.00 │Дисциплины специализации │1532 │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ДС.01 │Теория колебаний │ │
│ │Линейные и нелинейные
колебательные системы, │ │
│ │автоколебательные системы, колебательные
системы │ │
│ │со многими степенями свободы,
вынужденные коле- │ │
│ │бания, параметрическое
воздействие, колебания │ │
│ │распределенных систем, усиление
и генерация │ │
│ │колебаний, хаотические
колебания │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ДС.02 │Теория волн
│ │
│ │Основы теории волн, линейные
акустические и │ │
│ │электромагнитные волны в
диссипативных, диспер- │ │
│ │гирующих, анизотропных и
неоднородных средах, │ │
│ │дифракция волновых пучков,
нелинейные акустичес- │ │
│ │кие и электромагнитные волны,
взаимодействие │ │
│ │и самовоздействие волновых пакетов и
пучков │ │
│ │в нелинейной среде │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ДС.03 │Колебания и волны в плазменных
средах │ │
│ │Основы физики плазмы, спектры
колебаний однород- │ │
│ │ной изотропной плазмы,
плазменные волны, ионный │ │
│ │звук, волны в магнитоактивной
плазме, плазменная │ │
│ │СВЧ-электроника, явления
переноса в плазме, ос- │ │
│ │новы нелинейной электродинамики
плазмы, кинетика │ │
│ │низкотемпературной плазмы,
корпускулярные пучки │ │
│ │большой плотности, спонтанное и
вынужденное │ │
│ │излучение потоков заряженных
частиц │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ДС.04 │Физическая электроника │ │
│ │Основы вакуумной, газовой и
твердотельной │ │
│ │электроники, электронная
микроскопия и спектро- │ │
│ │скопия, эмиссионная электроника,
взаимодействие │ │
│ │атомных частиц с твердыми
телами, физика поверх- │
│
│ │ности и тонких пленок │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ДС.05 │Статистическая радиофизика │ │
│ │Случайные процессы и их модели,
отклик на │ │
│ │шумовое воздействие, уравнение
Фоккера - Планка, │ │
│ │флуктуационно-диссипативная
теорема, выделение │ │
│ │сигнала из шума, дифракция и
взаимодействие │ │
│ │случайных волн, рассеяние волн в
случайно- │ │
│ │неоднородных средах │
│
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ДС.06 │Квантовая электроника │ │
│ │Взаимодействие электромагнитного
излучения с │ │
│ │атомными системами и
конденсированным веществом, │
│
│ │основы квантовой оптики,
основные типы лазеров, │ │
│ │механизмы оптической
нелинейности сред, основные │
│
│ │эффекты нелинейной оптики,
мезоскопические │ │
│ │эффекты, многофотонные процессы,
лазерная │ │
│ │спектроскопия
│ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ДС.07 │Спецпрактикум
│ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ДС.08 │Курсовая работа │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ДС.В.00
│Дисциплины, устанавливаемые вузом │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ФТД.00 │Факультативы
│450 │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ФТД.01 │Военная подготовка │450 │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ │Всего часов теоретического
обучения │8532 │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ │Практики │648 │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ │Итого
│9180 │
└────────┴─────────────────────────────────────────────────┴─────┘
5. Сроки
освоения основной образовательной программы
выпускника по
специальности 013900 Фундаментальная
радиофизика и
физическая электроника
5.1. Срок
освоения основной образовательной программы подготовки физика при очной форме
обучения составляет 260 недель, в том числе:
- теоретическое
обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные - 158 недель
-
экзаменационные сессии
- 28 недель
- практики
(научно-производственные) - 12 недель
- итоговая
государственная аттестация, включая
подготовку и защиту выпускной квалификационной
работы и
сдачу государственного экзамена, -
20 недель
- каникулы
(включая последипломный отпуск) -
42 недели.
5.2. Для лиц,
имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной
образовательной программы подготовки специалиста-физика при очно-заочной
(вечерней) форме обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения
увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока,
установленного в п. 1.2 настоящего образовательного стандарта.
Для более
углубленного освоения основной образовательной программы подготовки
специалиста-физика сроки подготовки при очной форме обучения могут быть
увеличены (в особых случаях) на один год относительно нормативного срока,
установленного в п. 1.2 настоящего образовательного стандарта, по согласованию
с Министерством образования РФ.
5.3. Максимальный
объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все
виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем
аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в
среднем за период теоретического обучения 32 часа в неделю. При этом в
указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической
культуре и занятия по факультативным дисциплинам, а также относимые к категории
самостоятельной работы студента общий физический практикум, компьютерный
практикум, лаборатории специализации и спецпрактикум.
5.5. При
очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не
менее 10 часов в неделю.
5.6. Общий объем
каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том
числе не менее двух недель в зимний период.
6.
Требования к разработке и условиям
реализации основной
образовательной программы подготовки
выпускника по
специальности 013900 Фундаментальная
радиофизика и
физическая электроника
6.1.
Требования к разработке основной образовательной программы подготовки физика
6.1.1. Высшее
учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную
образовательную программу вуза для подготовки физика на основе настоящего
государственного образовательного стандарта.
Дисциплины "по
выбору студента" являются обязательными, а факультативные дисциплины,
предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными
для изучения студентом.
Курсовые работы
(проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в
пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам
и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна
выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно,
неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
Специализации
являются частью специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают
получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в
различных областях деятельности по профилю данной специальности.
6.1.2. При
реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет
право:
- изменять объем
часов, отводимых на освоение учебного материала, для циклов дисциплин в
пределах 10% и для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10% при сохранении
минимального содержания, указанного в программе;
- формировать цикл
гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из
одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем Государственном
образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие дисциплины:
"Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая
культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история",
"Философия", и в качестве рекомендованной УМС по физике УМО
университетов России (далее - УМО) "Психология и педагогика".
Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза с учетом
общего отведенного на цикл времени. При этом возможно их объединение в
междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания;
- занятия по
дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней) форме
обучения могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;
- формировать цикл
дисциплин специализации, который должен включать не менее пяти обязательных
дисциплин из восьми, приведенных в настоящем Государственном образовательном
стандарте. При этом в перечень выбранных дисциплин обязательно должны входить
курсовая работа и спецпрактикум в объеме не менее 70 часов. Объем часов по
каждой из трех выбранных дисциплин предусматривается не менее 36 часов.
Остальные часы используются на специальные дисциплины и дисциплины
специализации по выбору вуза;
- осуществлять
преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских
лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных
практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную
специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей,
обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
- осуществлять
преподавание естественнонаучных дисциплин в форме авторских курсов по
программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза,
учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации
содержания дисциплин, определяемых настоящим стандартом;
- устанавливать
необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы
гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных
дисциплин в соответствии с профилем цикла дисциплин специализации;
- согласовывать
наименование специализаций по специальностям высшего профессионального
образования с Учебно-методическим объединением, устанавливать наименование
дисциплин специализаций, их объем и содержание сверх указанного в настоящем
Государственном образовательном стандарте, а также форму контроля их усвоения
студентами;
- реализовывать
основную образовательную программу подготовки физика в сокращенные сроки для
студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное
образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.
Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков
студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При
этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в
сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или
способности которых являются для этого достаточным основанием;
- осуществлять
подготовку специалистов-физиков с целью получения квалификации дополнительного
образования на базе высшего профессионального образования. Наименования
дополнительных квалификаций высшего профессионального образования, содержание
программ и учебных планов подготовки устанавливаются УМО;
- устанавливать вид
практик (производственных, научно-исследовательских, практик по дополнительной
квалификации) и заменять число часов (недель), отводимых на каждый вид практик,
включая практику по дополнительной квалификации. При этом общая длительность
всех видов практик должна соответствовать п. 5.1.
6.2.
Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
Реализация основной
образовательной программы подготовки специалиста должна обеспечиваться
педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины, и соответствующую квалификацию (степень), систематически
занимающимися научно-исследовательской и научно-методической деятельностью.
По всем дисциплинам
естественнонаучного, общепрофессионального циклов и дисциплинам специализации
лекторами могут быть только профессора и доценты, имеющие научную степень доктора
или кандидата наук по специальности дисциплины.
К преподаванию на
семинарских и лабораторных занятиях допускаются преподаватели, не имеющие
ученой степени, но имеющие опыт работы со студентами по данной дисциплине (не
более 50%).
6.3.
Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса
Учебно-методическое
обеспечение учебного процесса при подготовке специалиста-физика должно включать
лабораторно-практическую и информационную базу, предусматриваемую основными
разделами циклов естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных
дисциплин настоящего стандарта, обеспечивающую подготовку
высококвалифицированного выпускника. Вуз должен располагать основными
отечественными академическими и отраслевыми научными журналами специальности,
сводным реферативным журналом "Физика", иметь известные иностранные
журналы. Вуз должен быть обеспечен научной литературой в области физики, а
также иметь программы по всем курсам дисциплин, предусмотренным настоящим
стандартом. Вуз должен иметь выход в INTERNET и предоставить студенту свободный
доступ к информационным базам и сетевым источникам физической информации.
Реализация основной
образовательной программы подготовки специалиста-физика должна обеспечиваться
доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию
соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы
специальности 013900 Фундаментальная радиофизика и физическая электроника,
наличием методических пособий и рекомендаций по теоретическим и практическим
разделам всех дисциплин и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и
дипломному проектированию, практикам. Вуз должен обладать наглядными пособиями,
а также мультимедийными, аудио-, видеоматериалами. Лабораторные работы должны
быть обеспечены методическими разработками к задачам в количестве, достаточном
для проведения групповых занятий. Библиотека вуза должна располагать учебниками
и учебными пособиями, включенными в основной список литературы, приводимый в
программах естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин,
утвержденных НМС и УМО. К моменту аттестации специальности уровень
обеспеченности учебно-методической литературой должен составлять не менее 0,5
экземпляра на 1 студента дневного отделения.
6.4.
Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса
Высшее учебное
заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки
специалиста-физика, должно располагать соответствующей действующим
санитарно-техническим нормам материально-технической базой, обеспечивающей
проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и
междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов,
предусмотренных примерным учебным планом. Учебный процесс должен быть обеспечен
лабораторным оборудованием, вычислительной техникой, программными средствами в
соответствии с содержанием основных естественнонаучных и общепрофессиональных
дисциплин. Вуз должен обладать специальным оборудованием, техническими
средствами и лабораторной базой (с учетом возможностей филиалов вуза и
учебно-научных центров в академических и отраслевых физических институтах),
позволяющими осуществлять профессиональную подготовку.
Количество
студентов в подгруппах лабораторных практикумов, связанных с работами
высокочастотных установок, ультрафиолетовым, лазерным и ионизирующим
излучениями, высоким напряжением, вакуумным оборудованием, а также занятиями в
дисплейных классах, устанавливается в соответствии с правилами техники
безопасности.
6.5.
Требования к организации практик
Производственная
практика предназначена для ознакомления студентов с реальным технологическим
процессом и закрепления теоретических знаний, полученных в ходе обучения.
Производственная практика проводится на предприятиях физического профиля, на
полузаводских и макетных установках в лабораториях научно-исследовательских
институтов. Научно-исследовательская практика проводится в
научно-исследовательских лабораториях. Практика по дополнительной квалификации
проводится в соответствии с ее спецификой в порядке, установленном вузом
(факультетом). Сроки проведения практики утверждаются ректоратом (деканатом) в
соответствии с требованиями к учебному плану. По окончании практики
студент-практикант отчитывается о проделанной работе перед комиссией вуза и
представителями принимающей организации. Форма оценки (зачет,
дифференцированный зачет) предусматривается учебным планом.
7.
Требования к уровню подготовки выпускника
по специальности
013900 Фундаментальная радиофизика
и физическая
электроника
7.1.
Требования к профессиональной подготовленности специалиста
Выпускник должен
уметь решать задачи, соответствующие его степени, указанной в п. 1.2 настоящего
Государственного образовательного стандарта, которая с учетом итоговой
государственной аттестации обеспечивает выполнение должностных обязанностей в
соответствии с квалификационной характеристикой, изложенной в п. 1.3.
Специалист должен
знать и уметь использовать в объеме, предусмотренном настоящим стандартом по
общим гуманитарным и социально-экономическим, математическим,
естественнонаучным и общепрофессиональным дисциплинам, дисциплинам
специальностей и специализаций:
- основные учения в
области гуманитарных и социально-экономических наук, основные понятия, законы и
модели механики, молекулярной физики, электричества и магнетизма, оптики,
атомной физики, физики атомного ядра и частиц, колебаний и волн, квантовой
механики, термодинамики и статистической физики, методы теоретических и
экспериментальных исследований в физике;
- современное
состояние, теоретические работы и результаты экспериментов в избранной области
исследований, явления и методы исследований в объеме дисциплин специализаций;
- фундаментальные
явления и эффекты в области физики, экспериментальные, теоретические и
компьютерные методы исследований в этой области;
- математический
анализ, теорию функций комплексной переменной, аналитическую геометрию,
векторный и тензорный анализ, дифференциальные и интегральные уравнения,
вариационное исчисление, теорию вероятностей и математическую статистику;
- основные положения
теории информации, принципы построения систем обработки и передачи информации,
основы подхода к анализу информационных процессов, современные аппаратные и
программные средства вычислительной техники, принципы организации
информационных систем, современные информационные технологии;
- основы экологии и
здоровья человека, структуру экосистем и биосферы, взаимодействие человека и
среды, экологические принципы охраны природы и рационального
природопользования.
Дополнительные
требования к специальной подготовке специалиста-физика определяются высшим
учебным заведением с учетом специализации.
7.2.
Требования к итоговой государственной аттестации специалиста-физика
7.2.1. Общие
требования к государственной итоговой аттестации.
Итоговая
государственная аттестация физика по специальности 013900 Фундаментальная
радиофизика и физическая электроника включает защиту выпускной квалификационной
работы и государственный экзамен.
Итоговые
аттестационные испытания предназначены для определения практической и
теоретической подготовленности физика к выполнению профессиональных задач,
установленных настоящим Государственным образовательным стандартом, и
продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 настоящего
стандарта.
Аттестационные
испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника,
должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего
профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
7.2.2. Требования к
дипломной работе специалиста.
Дипломная работа
специалиста-физика должна быть представлена в форме рукописи.
Выпускная дипломная
работа специалиста по специальности 013900 Фундаментальная радиофизика и
физическая электроника является квалификационной; ее тематика и содержание
должны соответствовать уровню знаний, полученных выпускником в объеме дисциплин
специальности и специальных дисциплин (согласно учебному плану). Работа должна
содержать реферативную часть, отражающую общую профессиональную эрудицию
автора, а также самостоятельную исследовательскую часть, выполненную
индивидуально или в составе творческого коллектива по материалам, собранным или
полученным самостоятельно студентом в период прохождения
научно-производственной практики. В их основе могут быть материалы
научно-исследовательских или научно-производственных работ кафедры, факультета,
научных или производственных физических организаций. Самостоятельная часть
должна быть законченным исследованием, свидетельствующим об уровне
профессиональной подготовки автора.
Требования к
содержанию, объему и структуре дипломной работы определяются высшим учебным
заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации
выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования
России, государственного образовательного стандарта по специальности физика и
методических рекомендаций УМО. Время, отводимое на подготовку квалификационной
работы специалиста, составляет не менее 16 недель.
7.2.3. Требования к
государственному экзамену по специальности 013900 Фундаментальная радиофизика и
физическая электроника.
В качестве
государственного экзамена проводится экзамен, оценивающий общепрофессиональную
подготовку и квалификацию специалиста по специальности 013900 Фундаментальная
радиофизика и физическая электроника.
Государственный
экзамен по специальности имеет целью определение степени соответствия уровня
подготовленности выпускников требованиям данного образовательного стандарта.
Порядок проведения
и программа государственного экзамена по специальности 013900 Фундаментальная
радиофизика и физическая электроника определяются вузом на основании
методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных
УМО, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных
заведений, утвержденного Министерством образования России, и данного
Государственного образовательного стандарта.
Составители:
Учебно-методическое
объединение университетов, Отделение физики.
Государственный
образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на
заседании Президиума Отделения физики УМО университетов России 23 - 24 ноября
1999 г. (г. Тверь).