Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Заместитель

Министра образования

Российской Федерации

В.Д.ШАДРИКОВ

17 марта 2000 года

 

Номер государственной

регистрации

169ен/сп

 

Вводится

с момента утверждения

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

013900 ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ РАДИОФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОНИКА

 

КВАЛИФИКАЦИЯ - ФИЗИК

 

1. Общая характеристика специальности 013900

Фундаментальная радиофизика и физическая электроника

 

1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.

1.2. Квалификация выпускника - физик.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки физика по специальности 013900 Фундаментальная радиофизика и физическая электроника при очной форме обучения - 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника по специальности 013900 Фундаментальная радиофизика и физическая электроника.

Деятельность специалиста направлена на исследование и изучение структуры и свойств природы на различных уровнях ее организации от элементарных частиц до Вселенной, полей и явлений, лежащих в основе физики, на освоение новых методов исследований основных закономерностей природы.

Специалист подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе, а при условии освоения дополнительной образовательной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.

Виды профессиональной деятельности специалиста:

- научно-исследовательская: экспериментальная, теоретическая и расчетная;

- педагогическая.

Специалист подготовлен к решению следующих задач:

а) научно-исследовательская (экспериментальная, теоретическая и расчетная деятельность):

- научные исследования поставленных проблем;

- формулировка новых задач, возникающих в ходе научных исследований;

- разработка новых методов исследований;

- выбор необходимых методов исследования;

- освоение новых методов научных исследований;

- освоение новых теорий и моделей;

- обработка полученных результатов научных исследований на современном уровне и их анализ;

- работа с научной литературой с использованием новых информационных технологий, слежение за научной периодикой;

- написание и оформление научных статей;

- составление отчетов и докладов о научно-исследовательской работе, участие в научных конференциях;

б) педагогическая деятельность:

- подготовка и чтение курсов лекций;

- подготовка и ведение семинарских занятий;

- ведение занятий в учебных лабораториях;

- руководство научной работой студентов;

- руководство дипломными работами студентов.

Сферами профессиональной деятельности являются высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, лаборатории, конструкторские и проектные бюро и фирмы, производственные предприятия и объединения, учреждения системы высшего и среднего специального образования.

Специалист может работать в должностях, предусмотренных законодательством РФ для лиц, имеющих высшее профессиональное образование (старшим лаборантом, младшим научным сотрудником, инженером в НИИ).

В соответствии с полученной за время обучения дополнительной квалификацией "Преподаватель" - может быть преподавателем средней школы и среднего профессионального учреждения, в соответствии с дополнительной квалификацией "Преподаватель высшей школы" - может быть также преподавателем вуза.

1.4. Возможности продолжения образования выпускника.

Физик, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 013900 Фундаментальная радиофизика и физическая электроника, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре преимущественно по научным специальностям в следующих научных областях: физико-математических наук, биологических наук, геолого-минералогических наук и по другим, близким по профилю, научным специальностям.

 

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

 

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

 

3. Общие требования к основной образовательной

программе подготовки выпускника по специальности 013900

Фундаментальная радиофизика и физическая электроника

 

3.1. Основная образовательная программа подготовки физика разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки физика, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки физика состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки физика должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

цикл ДС - дисциплины специализации;

цикл ФТД - факультативы.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки физика должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.

 

4. Требования к обязательному минимуму содержания

основной образовательной программы подготовки физика

по специальности 013900 Фундаментальная радиофизика

и физическая электроника

 

┌────────┬─────────────────────────────────────────────────┬─────┐

│ Индекс │  Наименование дисциплин и их основные разделы   │Всего│

                                                         │часов│

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

   1                            2                          3 

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ     │Общие гуманитарные и социально-экономические     │1800 │

        │дисциплины                                           

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Ф.00│Федеральный компонент:                           │1260 │

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Ф.01│Иностранный язык                                 │340 

        │Специфика артикуляции звуков, интонации,             

        │акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом │    

        │языке; основные особенности полного стиля произ- │    

        │ношения, характерные для сферы профессиональной      

        │коммуникации; чтение транскрипции. Лексический       

        │минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц │    

        │общего и терминологического характера. Понятие       

        │дифференциации лексики по сферам применения          

        │(бытовая, терминологическая, общенаучная, официа-│    

        │льная и другая). Понятие о свободных и устойчивых│    

        │словосочетаниях, фразеологических единицах. Поня-│    

        │тие об основных способах словообразования. Грам- │    

        │матические навыки, обеспечивающие коммуникацию       

        │без искажения смысла при письменном и устном         

        │общении общего характера; основные грамматические│    

        │явления, характерные для профессиональной речи.      

        │Понятие об обиходно-литературном, официально-        

        │деловом, научном стилях, стиле художественной        

        │литературы. Основные особенности научного стиля. │    

        │Культура и традиции стран изучаемого языка, пра- │    

        │вила речевого этикета. Говорение. Диалогическая      

        │и монологическая речь с использованием наиболее      

        │употребительных и относительно простых лексико-      

        │грамматических средств в основных коммуникативных│    

        │ситуациях неофициального и официального общения. │    

        │Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).│    

        │Аудирование. Понимание диалогической и монологи- │    

        │ческой речи в сфере бытовой и профессиональной       

        │коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные        

        │прагматические тексты и тексты по широкому и уз- │    

        │кому профилю специальности. Письмо. Виды речевых │    

        │произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообще-│    

        │ния, частное письмо, деловое письмо, биография       

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Ф.02│Физическая культура                              │408 

        │Физическая культура в общекультурной и профес-       

        │сиональной подготовке студентов. Ее социально-       

        │биологические основы. Физическая культура и спорт│    

        │как социальные феномены общества. Законодатель-      

        │ство Российской Федерации о физической культуре      

        │и спорте. Физическая культура личности. Основы       

        │здорового образа жизни студента. Особенности         

        │использования средств физической культуры для        

        │оптимизации работоспособности. Общая физическая      

        │и специальная подготовка в системе физического       

        │воспитания. Спорт, индивидуальный выбор видов        

        │спорта или систем физических упражнений. Профес- │    

        │сионально-прикладная физическая подготовка сту-      

        │дентов. Основы методики самостоятельных занятий      

        │и самоконтроль за состоянием своего организма        

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Ф.03│Отечественная история                                

        │Сущность, формы, функции исторического знания.       

        │Методы и источники изучения истории. Понятие и       

        │классификация исторического источника. Отечест-      

        │венная историография в прошлом и настоящем: общее│    

        │и особенное. Методология и теория исторической       

        │науки. История России - неотъемлемая часть           

        │всемирной истории. Античное наследие в эпоху         

        │Великого переселения народов. Проблема этногенеза│    

        │восточных славян. Основные этапы становления         

        │государственности. Древняя Русь и кочевники.         

        │Византийско-древнерусские связи. Особенности         

        │социального строя Древней Руси. Этнокультурные       

        │и социально-политические процессы становления        

        │русской государственности. Принятие христианства.│    

        │Распространение ислама. Эволюция восточнославянс-│    

        │кой государственности в XI - XII вв. Социально-      

        │политические изменения в русских землях в XIII - │    

        │XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.          

        │Россия и средневековые государства Европы и Азии.│    

        │Специфика формирования единого российского госу- │    

        │дарства. Возвышение Москвы. Формирование сос-        

        │ловной системы организации общества. Реформы         

        │Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности│    

        │складывания российского абсолютизма. Дискуссии       

        │о генезисе самодержавия. Особенности и основные      

        │этапы экономического развития России. Эволюция       

        │форм собственности на землю. Структура феодаль-      

        │ного землевладения. Крепостное право в России.       

        │Мануфактурно-промышленное производство. Станов-      

        │ление индустриального общества в России: общее       

        │и особенное. Общественная мысль и особенности        

        │общественного движения России ХIХ в. Реформы         

        │и реформаторы в России. Русская культура ХIХ века│    

        │и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия      

        │в мировой истории. Глобализация общественных         

        │процессов. Проблема экономического роста и           

        │модернизации. Революции и реформы. Социальная        

        │трансформация общества. Столкновение тенденций       

        │интернационализма и национализма, интеграции и       

        │сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия       

        │в начале ХХ в. Объективная потребность индустри- │    

        │альной модернизации России. Российские реформы в │    

        │контексте общемирового развития в начале века.       

        │Политические партии России: генезис, классифика- │    

        │ция, программы, тактика. Россия в условиях миро- │    

        │вой войны и общенационального кризиса. Революция │    

        │1917 г. Гражданская война и интервенция, их          

        │результаты и последствия. Российская эмиграция.      

        │Социально-экономическое развитие страны в 20-е       

        │гг. НЭП. Формирование однопартийного политичес-      

        │кого режима. Образование СССР. Культурная жизнь      

        │страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на          

        │строительство социализма в одной стране и его        

        │последствия. Социально-экономические преобразо-      

        │вания в 30-е гг. Усиление режима личной власти       

        │Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне │    

        │и в начальный период второй мировой войны. Вели- │    

        │кая Отечественная война. Социально-экономическое │    

        │развитие, общественно-политическая жизнь, куль-      

       │тура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. │    

        │Холодная война. Попытки осуществления политичес- │    

        │ких и экономических реформ. НТР и ее влияние на      

        │ход общественного развития. СССР в середине 60 - │    

        │80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский│    

        │Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. Попытка          

        │государственного переворота 1991 г. и ее провал. │    

        │Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские │    

        │события 1993 г. Становление новой российской         

        │государственности (1993 - 1999 гг.). Россия на       

        │пути радикальной социально-экономической             

        │модернизации. Культура в современной России.         

        │Внешнеполитическая деятельность в условиях           

        │новой геополитической ситуации                       

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Ф.04│Культурология                                        

        │Структура и состав современного культурологичес- │    

        │кого знания. Культурология и философия культуры, │    

        │социология культуры, культурная антропология.        

        │Культурология и история культуры. Теоретическая      

        │и прикладная культурология. Методы культурологи- │    

        │ческих исследований. Основные понятия культуроло-│    

        │гии: культура, цивилизация, морфология культуры. │     

        │Функции культуры, субъект культуры, культуроге-      

        │нез, динамика культуры, язык и символы культуры, │    

        │культурные коды, межкультурные коммуникации,         

        │культурные ценности и нормы, культурные традиции,│    

        │культурная картина мира, социальные институты        

        │культуры, культурная самоидентичность, культурная│    

        │модернизация. Типология культур. Этническая и        

        │национальная, элитарная и массовая культуры.         

        │Восточные и западные типы культур. Специфические │    

        │и "серединные" культуры. Локальные культуры.         

        │Место и роль России в мировой культуре. Тенденции│    

        │культурной универсализации в мировом современном │    

        │процессе. Культура и природа. Культура и общест- │    

        │во. Культура и глобальные проблемы современности.│    

        │Культура и личность. Инкультурация и социализация│    

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Ф.05│Политология                                          

        │Объект, предмет и метод политической науки. Функ-│    

        │ции политологии. Политическая жизнь и властные       

        │отношения. Роль и место политики в жизни совре-      

        │менных обществ. Социальные функции политики. Ис- │    

        │тория политических учений. Российская политичес- │    

        │кая традиция: истоки, социокультурные основания, │    

        │историческая динамика. Современные политологичес-│    

        │кие школы. Гражданское общество, его происхожде- │    

        │ние и особенности. Особенности становления граж- │    

        │данского общества в России. Институциональные ас-│    

        │пекты политики. Политическая власть. Политическая│    

        │система. Политические режимы, политические           

        │партии, электоральные системы. Политические          

        │отношения и процессы. Политические конфликты и       

        │способы их разрешения. Политические технологии.      

        │Политический менеджмент. Политическая модерниза- │    

        │ция. Политические организации и движения. Поли-      

        │тические элиты. Политическое лидерство. Социо-       

        │культурные аспекты политики. Мировая политика и      

        │международные отношения. Особенности мирового по-│    

        │литического процесса. Национально-государственные│    

        │интересы России в новой геополитической ситуации.│    

        │Методология познания политической реальности.        

        │Парадигмы политического знания. Экспертное           

        │политическое знание; политическая аналитика          

        │и прогностика                                        

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Ф.06│Правоведение                                         

        │Государство и право. Их роль в жизни общества.       

        │Норма права и нормативно-правовые акты. Основные │    

        │правовые системы современности. Международное        

        │право как особая система права. Источники рос-       

        │сийского права. Закон и подзаконные акты. Система│    

        │российского права. Отрасли права. Правонарушение │    

        │и юридическая ответственность. Значение закон-       

        │ности и правопорядка в современном обществе.         

        │Правовое государство. Конституция Российской Фе- │    

        │дерации - основной закон государства. Особенности│    

        │федеративного устройства России. Система органов │    

        │государственной власти в Российской Федерации.       

        │Понятие гражданского правоотношения. Физические и│    

        │юридические лица. Право собственности. Обязатель-│    

        │ства в гражданском праве и ответственность за их │    

        │нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные │    

        │отношения. Взаимные права и обязанности супругов,│    

        │родителей и детей. Ответственность по семейному      

        │праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая         

        │дисциплина и ответственность за ее нарушение. Ад-│     

        │министративные правонарушения и административная │    

        │ответственность. Понятие преступления. Уголовная │    

        │ответственность за совершение преступлений. Эко- │    

        │логическое право. Особенности правового регули-      

        │рования будущей профессиональной деятельности.       

        │Правовые основы защиты государственной тайны.        

        │Законодательные и нормативно-правовые акты в         

        │области защиты информации и государственной тайны│    

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Ф.07│Психология и педагогика                              

        │Психология: предмет, объект и методы психологии. │    

        │Место психологии в системе наук. История развития│    

        │психологического знания и основные направления в │    

        │психологии. Индивид, личность, субъект, индиви-      

        │дуальность. Психика и организм. Психика, поведе- │    

        │ние и деятельность. Основные функции психики.        

        │Развитие психики в процессе онтогенеза и фило-       

        │генеза. Мозг и психика. Структура психики.           

        │Соотношение сознания и бессознательного. Основные│    

        │психические процессы. Структура сознания. Позна- │    

        │вательные процессы. Ощущение. Восприятие. Пред-      

        │ставление. Воображение. Мышление и интеллект.        

        │Творчество. Внимание. Мнемические процессы.          

        │Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения│    

        │и деятельности. Общение и речь. Психология лич-      

        │ности. Межличностные отношения. Психология малых │    

        │групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.      

        │Педагогика: объект, предмет, задачи. Функции,        

        │методы педагогики. Основные категории педагогики:│    

        │образование, воспитание, обучение, педагогическая│    

        │деятельность, педагогическое взаимодействие,         

        │педагогическая технология, педагогическая задача.│    

        │Образование как общечеловеческая ценность.           

        │Образование как социокультурный феномен и            

        │педагогический процесс. Образовательная система      

        │России. Цели, содержание, структура непрерывного │    

        │образования, единство образования и самообразо-      

        │вания. Педагогический процесс. Образовательная,      

        │воспитательная и развивающая функции обучения.       

        │Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы│    

        │организации учебной деятельности. Урок, лекция,      

        │семинарские, практические и лабораторные занятия,│     

        │диспут, конференция, зачет, экзамен, факульта-       

        │тивные занятия, консультация. Методы, приемы,        

        │средства организации и управления педагогическим │    

        │процессом. Семья как субъект педагогического         

        │взаимодействия и социокультурная среда воспитания│    

        │и развития личности. Управление образовательными │    

        │системами                                            

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Ф.08│Русский язык и культура речи                         

        │Стили современного русского литературного языка. │    

        │Языковая норма, ее роль в становлении и функцио- │    

        │нировании литературного языка. Речевое взаимо-       

        │действие. Основные единицы общения. Устная и         

        │письменная разновидности литературного языка.        

        │Нормативные, коммуникативные, этические аспекты      

        │устной и письменной речи. Функциональные стили       

        │современного русского языка. Взаимодействие          

        │функциональных стилей. Научный стиль. Специфика      

        │использования элементов различных языковых           

        │уровней в научной речи. Речевые нормы учебной        

        │и научной сфер деятельности. Официально-деловой      

        │стиль, сфера его функционирования, жанровое          

        │разнообразие. Языковые формулы официальных           

        │документов. Приемы унификации языка служебных        

        │документов. Интернациональные свойства русской       

        │официально-деловой письменной речи. Язык и стиль │    

        │распорядительных документов. Язык и стиль            

        │коммерческой корреспонденции. Язык и стиль           

        │инструктивно-методических документов. Реклама        

        │в деловой речи. Правила оформления документов.       

        │Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциа-│    

        │ция и отбор языковых средств в публицистическом      

        │стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор │    

        │и его аудитория. Основные виды аргументов.           

        │Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск        

        │материала, начало, развертывание и завершение        

        │речи. Основные приемы поиска материала и виды        

        │вспомогательных материалов. Словесное оформление │    

        │публичного выступления. Понятливость, информатив-│    

        │ность и выразительность публичной речи. Разговор-│    

        │ная речь в системе функциональных разновидностей │    

        │русского литературного языка. Условия функцио-       

        │нирования разговорной речи, роль внеязыковых         

        │факторов. Культура речи. Основные направления        

        │совершенствования навыков грамотного письма          

        │и говорения                                          

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Ф.09│Социология                                           

        │Предыстория и социально-философские предпосылки      

        │социологии как науки. Социологический проект         

        │О. Конта. Классические социологические теории.       

        │Современные социологические теории. Русская          

        │социологическая мысль. Общество и социальные ин- │    

        │ституты, мировая система и процессы глобализации.│    

        │Социальные группы и общности. Виды общностей.        

        │Общность и личность. Малые группы и коллективы.      

        │Социальная организация. Социальные движения. Со- │    

        │циальное неравенство, стратификация и социальная │    

        │мобильность. Понятие социального статуса.            

        │Социальное взаимодействие и социальные отношения.│    

        │Общественное мнение как институт гражданского об-│    

        │щества. Культура как фактор социальных изменений.│    

        │Взаимодействие экономики, социальных отношений и │    

        │культуры. Личность как социальный тип. Социальный│    

        │контроль и девиация. Личность как деятельный         

        │субъект. Социальные изменения. Социальные рево-      

        │люции и реформы. Концепция социального прогресса.│    

        │Формирование мировой системы. Место России в         

        │мировом сообществе. Методы социологического          

        │исследования                                         

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Ф.10│Философия                                            

        │Предмет философии. Место и роль философии в          

        │культуре. Становление философии. Основные направ-│    

        │ления, школы философии и этапы ее исторического      

        │развития. Структура философского знания. Учение о│    

        │бытии. Монистические и плюралистические концепции│    

        │бытия, самоорганизация бытия. Понятия материаль- │    

        │ного и идеального. Пространство, время. Движение │    

        │и развитие, диалектика. Детерминизм и индетер-       

        │минизм. Динамические и статистические закономер- │    

        │ности. Научные, философские и религиозные картины│    

        │мира. Человек, общество, культура. Человек и         

        │природа. Общество и его структура. Гражданское       

        │общество и государство. Человек в системе соци-      

        │альных связей. Человек и исторический процесс;       

        │личность и массы, свобода и необходимость. Форма-│    

        │ционная и цивилизационная концепции общественного│    

        │развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и       

        │ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль,        

        │справедливость, право. Нравственные ценности.        

        │Представления о совершенном человеке в различных │    

        │культурах. Эстетические ценности и их роль в че- │    

        │ловеческой жизни. Религиозные ценности и свобода │    

        │совести. Сознание и познание. Сознание, самосоз- │    

        │нание и личность. Познание, творчество, практика.│    

        │Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональ-│    

        │ное и иррациональное в познавательной деятельнос-│    

        │ти. Проблема истины. Действительность, мышление, │    

        │логика и язык. Научное и вненаучное знание. Кри- │    

        │терии научности. Структура научного познания, его│    

        │методы и формы. Рост научного знания. Научные        

        │революции и смены типов рациональности. Наука и      

        │техника. Будущее человечества. Глобальные проб-      

        │лемы современности. Взаимодействие цивилизаций       

        │и сценарии будущего                                  

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Ф.11│Экономика                                            

        │Введение в экономическую теорию. Блага.              

        │Потребности, ресурсы. Экономический выбор.           

        │Экономические отношения. Экономические системы.      

        │Основные этапы развития экономической теории.        

        │Методы экономической теории. Микроэкономика.         

        │Рынок. Спрос и предложение. Потребительские          

        │предпочтения и предельная полезность. Факторы        

        │спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект      

        │дохода и эффект замещения. Эластичность. Предло- │    

        │жение и его факторы. Закон убывающей предельной      

        │производительности. Эффект масштаба. Виды издер- │    

        │жек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимиза-│    

        │ции прибыли. Предложение совершенно конкурентной │    

        │фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рын- │    

        │ков. Рыночная власть. Монополия. Монополистичес- │    

        │кая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное ре- │    

        │гулирование. Спрос на факторы производства. Рынок│    

        │труда. Спрос и предложение труда. Заработная         

       │плата и занятость. Рынок капитала. Процентная        

        │ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее       

        │равновесие и благосостояние. Распределение дохо- │    

        │дов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные │    

        │блага. Роль государства. Макроэкономика. Нацио-      

        │нальная экономика как целое. Кругооборот доходов │    

        │и продуктов. ВВП и способы его измерения. Нацио- │    

        │нальный доход. Располагаемый личный доход. Ин-       

        │дексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее │    

        │виды. Экономические циклы. Макроэкономическое        

        │равновесие. Совокупный спрос и совокупное пред-      

        │ложение. Стабилизационная политика. Равновесие       

        │на товарном рынке. Потребление и сбережения.         

        │Инвестиции. Государственные расходы и налоги.        

        │Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая поли- │    

        │тика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном│    

        │рынке. Денежный мультипликатор. Банковская сис-      

        │тема. Денежно-кредитная политика. Экономический      

        │рост и развитие. Международные экономические         

        │отношения. Внешняя торговля и торговая политика. │    

        │Платежный баланс. Валютный курс. Особенности         

        │переходной экономики России. Приватизация. Формы │    

        │собственности. Предпринимательство. Теневая           

        │экономика. Рынок труда. Распределение и доходы.      

        │Преобразования в социальной сфере. Структурные       

        │сдвиги в экономике. Формирование открытой            

        │экономики                                            

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.Р.00│Национально-региональный (вузовский) компонент   │270 

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ГСЭ.В.00│Дисциплины и курсы по выбору студента,           │270 

        │устанавливаемые вузом                                

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ЕН      │Общие математические и естественнонаучные        │3440 │

        │дисциплины                                           

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ЕН.Ф.00 │Федеральный компонент                            │3140 │

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ЕН.Ф.01 │Общая физика                                     │1000 │

        │ Механика                                            

        │Пространство и время. Кинематика материальной        

        │точки. Преобразования Галилея. Динамика материа- │    

        │льной точки. Законы сохранения. Основы специа-       

        │льной теории относительности. Неинерциальные         

        │системы отсчета. Кинематика абсолютно твердого       

        │тела. Динамика абсолютно твердого тела. Колебате-│    

        │льное движение. Деформации и напряжения в твердых│    

        │телах. Механика жидкостей и газов. Волны в сплош-│    

        │ной среде и элементы акустики.                       

        │ Молекулярная физика                                 

        │Идеальный газ. Понятие температуры. Распределение│    

        │молекул газа по скоростям. Идеальный газ во          

        │внешнем потенциальном поле. Броуновское движение.│    

        │Термодинамический подход к описанию молекулярных │    

        │явлений. Первое начало термодинамики. Циклические│    

        │процессы. Второе начало термодинамики. Понятие       

        │энтропии термодинамической системы. Реальные газы│    

        │и жидкости. Поверхностные явления в жидкостях.       

        │Твердые тела. Фазовые переходы первого и второго │    

        │рода. Явления переноса.                              

        │ Электричество и магнетизм                           

        │Электростатика. Проводники в электростатическом      

        │поле. Диэлектрики в электростатическом поле.         

        │Постоянный электрический ток. Механизмы электро- │    

        │проводности. Контактные явления. Магнетики.          

        │Объяснение диамагнетизма. Объяснение парамагне-      

        │тизма по Ланжевену. Ферромагнетики и их основные │    

        │свойства. Электромагнитная индукция. Энергия         

        │магнитного поля. Электромагнитные колебания. Пе- │    

        │ременный ток. Технические применения переменного │    

        │тока. Уравнения Максвелла в интегральной и диф-      

        │ференциальной форме. Излучение электромагнитных      

        │волн.                                                

        │ Оптика                                              

        │Основы электромагнитной теории света. Модулиро-      

        │ванные волны. Явление интерференции. Когерент-       

        │ность волн. Многолучевая интерференция. Явление      

        │дифракции. Понятие о теории дифракции Кирхгофа.      

        │Дифракция и спектральный анализ. Дифракция волно-│    

        │вых пучков. Дифракция на многомерных структурах. │    

        │Поляризация света. Отражение и преломление света │    

        │на границе раздела изотропных диэлектриков. Све- │    

        │товые волны в анизотропных средах. Интерференция │    

        │поляризованных волн. Индуцированная анизотропия      

        │оптических свойств. Дисперсия света. Основы оп-      

        │тики металлов. Рассеяние света в мелкодисперсных │    

        │и мутных средах. Нелинейные оптические явления.      

        │Классические модели излучения разреженных сред.      

        │Тепловое излучение конденсированных сред. Основ- │    

        │ные представления о квантовой теории излучения       

        │света атомами и молекулами. Усиление и генерация │    

        │света.                                               

        │ Физика атомов и атомных явлений                     

        │Микромир. Волны и кванты. Частицы и волны. Основ-│    

        │ные экспериментальные данные о строении атома.       

        │Основы квантово-механических представлений о         

        │строении атома. Одноэлектронный атом. Многоэлект-│    

        │ронные атомы. Электромагнитные переходы в атомах.│    

        │Рентгеновские спектры. Атом в поле внешних сил.      

        │Молекула. Макроскопические квантовые явления.        

        │Статистические распределения Ферми - Дирака и Бо-│    

        │зе - Эйнштейна. Энергия Ферми. Сверхпроводимость │    

        │и сверхтекучесть и их квантовая природа.             

        │ Физика атомного ядра и частиц                       

        │Свойства атомных ядер. Радиоактивность. Нуклон-      

        │нуклонное взаимодействие и свойства ядерных сил. │    

        │Модели атомных ядер. Ядерные реакции. Взаимодей- │    

        │ствие ядерного излучения с веществом. Частицы        

        │и взаимодействия. Эксперименты в физике высоких      

        │энергий. Электромагнитные взаимодействия. Сильные│    

        │взаимодействия. Слабые взаимодействия. Дискретные│    

        │симметрии. Объединение взаимодействий. Современ- │    

        │ные астрофизические представления                    

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ЕН.Ф.02 │Общий физический практикум                       │650 

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ЕН.Ф.03 │Математика                                       │1150 │

        │ Математический анализ                               

        │Предмет математики. Физические явления как           

        │источник математических понятий. Пределы и           

        │непрерывность функции. Производная функции.          

        │Основные теоремы о непрерывных и дифференцируемых│    

        │функциях. Исследование поведения функций и пост- │    

        │роение их графиков. Неопределенный и определенный│    

        │интегралы. Функции нескольких переменных. Геомет-│    

        │рические приложения дифференциального исчисления.│    

        │Кратные интегралы. Криволинейные и поверхностные │    

        │интегралы. Ряды. Несобственные интегралы, интег- │    

        │ралы, зависящие от параметра. Ряд и интеграл         

        │Фурье. Элементы теории обобщенных функций.            

        │ Аналитическая геометрия                             

        │Определители второго и третьего порядка. Векторы │    

        │и координаты на плоскости и в пространстве.          

        │Прямые на плоскости и в пространстве. Кривые         

        │и поверхности второго порядка.                       

        │ Линейная алгебра                                    

        │Матрицы и определители. Линейные пространства.       

        │Системы линейных уравнений. Евклидовы и унитарные│    

        │пространства. Линейные операторы в конечномерном │    

        │пространстве. Билинейные и квадратичные формы.       

        │ Векторный и тензорный анализ                        

        │Тензоры и операции над ними. Скалярное и вектор- │    

        │ное поле. Основные операции векторного анализа.      

        │Формулы Грина, Гаусса - Остроградского, Стокса.      

        │Элементы теории групп.                               

        │ Теория функций комплексного переменного             

        │Комплексные числа. Аналитические функции и их        

        │свойства. Интеграл по комплексной переменной.        

        │Интеграл Коши. Ряды аналитических функций.           

        │Основные понятия теории конформных отображений.      

        │Преобразование Лапласа.                              

        │ Дифференциальные уравнения                          

        │Понятие обыкновенного дифференциального уравне-      

        │ния. Уравнения первого порядка. Уравнения высших │    

        │порядков. Системы обыкновенных дифференциальных      

        │уравнений. Теория устойчивости. Краевые задачи       

        │для линейных уравнений второго порядка. Численные│    

        │методы решения дифференциальных уравнений. Урав- │    

        │нения в частных производных первого порядка.         

        │ Интегральные уравнения и вариационное исчисление│    

        │Линейные операторы в гильбертовом пространстве.      

        │Однородное и неоднородное уравнения Фредгольма       

        │второго рода. Задача Штурма - Лиувилля. Принцип      

        │сжатых отображений. Уравнение Вольтерра. Понятие │    

        │о корректно и некорректно поставленных задачах.      

        │Необходимое и достаточные условия экстремума         

        │функционала, задачи на условный экстремум, задачи│    

        │с закрепленными границами и с подвижной границей.│    

        │ Теория вероятностей и математическая статистика │    

        │Основные понятия теории вероятностей. Аксиомати- │    

        │ческое определение вероятности. Условная вероят- │    

        │ность и независимость. Последовательность незави-│    

        │симых испытаний. Случайные величины и их характе-│    

        │ристики. Законы больших чисел. Характеристическая│    

        │функция. Центральные предельные теоремы. Конечные│    

        │однородные цепи Маркова. Случайные процессы.         

        │Распределения Гаусса, Пирсона, Фишера, Стьюдента.│    

        │Интервальные и точечные оценки. Задача проверки      

        │статистических гипотез. Метод максимального прав-│    

        │доподобия. Регрессионный анализ. Статистический      

        │анализ модели и статистические задачи решения        

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ЕН.Ф.04 │Информатика                                      │200 

        │ Программирование                                    

        │Влияние новых физических идей на развитие            

        │компьютерной техники. Компьютерный эксперимент       

        │в физике.                                            

        │1. Операционные системы и операционные оболочки. │    

        │Типовые операционные системы. Файлы и файловая       

        │система. Операционные оболочки. Пользовательский │    

        │интерфейс, основные команды. Системные утилиты.      

        │Локальные и глобальные сети. Архитектура сетей.      

        │Internet. Электронная почта и электронные            

        │конференции. World Wide Web.                         

                                  ~                          

        │2. Программирование (язык N,C++/Pascal).             

        │Характеристики языка. Структура программы.           

        │Принципы структурного программирования. Алгорит- │    

        │мы. Типы данных. Переменные и константы. Описание│    

        │переменных. Массивы. Основные арифметические         

        │операции. Циклы. Условные операторы. Стандартные │    

        │функции ввода/вывода. Передача параметров при вы-│    

        │зове функций. Глобальные и локальные переменные. │    

        │Строки. Указатели. Структуры. Работа с файлами.      

        │Интерактивная графика. Компьютерная анимация.        

        │Современные методы программирования. Понятие об      

        │объектном программировании.                          

        │3. Компьютер в лаборатории. Текстовые редакторы. │    

        │Элементы издательских систем. Подготовка научной │    

        │статьи к печати. Обработка данных. Электронные       

        │таблицы. Системы управления базами данных (СУБД).│    

        │Языки программирования СУБД. Аналитические вычис-│    

        │ления на компьютере. Автоматизация физического       

        │эксперимента.                                        

        │ Вычислительная физика (Практикум на ЭВМ)            

        │Предмет вычислительной физики. Элементы численных│    

        │методов: вычисление определенных интегралов, ре- │    

        │шение трансцендентных уравнений, задачи линейной │    

        │алгебры, задача Коши для системы обыкновенных        

        │дифференциальных уравнений. Компьютерное модели- │    

        │рование в физике: численный эксперимент в задачах│    

        │механики, электричества и статистической физики      

        │(задача преследования, движение в центральном по-│    

        │ле, негармонические колебания, фазовые портреты, │    

        │визуализация полей системы электрических зарядов,│    

        │кинематическая модель газа и др.).                   

        │ Численные методы и математическое моделирование │    

        │Приближенные числа, погрешности. Вычисление          

        │значений простейших функций. Интерполяция и          

        │приближение функций. Интерполяционные полиномы.      

        │Наилучшее приближение. Среднеквадратичное приб-      

        │лижение. Равномерное приближение. Ортогональные      

        │многочлены. Сплайн-интерполяция. Быстрое преобра-│    

        │зование Фурье. Поиск корней нелинейных уравнений.│    

        │Итерационные методы. Метод Ньютона. Отделение        

        │корней. Комплексные корни. Решение систем урав-      

        │нений. Вычислительные методы линейной алгебры.        

        │Прямые и итерационные процессы. Задачи на собст- │    

        │венные значения. Численное дифференцирование.        

        │Численное интегрирование. Численное интегрирова- │    

        │ние быстро осциллирующих функций. Многомерные        

        │интегралы. Методы Монте-Карло. Задача Коши для       

        │обыкновенных дифференциальных уравнений. Интег-      

        │рирование уравнений второго и высших порядков.       

        │Численные методы решения краевой задачи и задач      

        │на собственные значения для обыкновенных диф-        

        │ференциальных уравнений. Вычислительные методы       

        │решения краевых задач математической физики.         

        │Разностные схемы. Аппроксимация. Устойчивость.       

        │Сходимость. Вариационно-разностные методы, метод │    

        │конечных элементов. Численные методы решения         

        │интегральных уравнений. Поиск экстремума, одно-      

        │мерная и многомерная оптимизация. Методы матема- │    

        │тического программирования. Вычисление псевдо-       

        │обратных матриц и псевдорешений. Сингулярное         

        │разложение. Обработка экспериментальных данных       

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ЕН.Ф.05 │Химия                                            │70  

        │Строение атомов и периодическая система элементов│    

        │Д.И. Менделеева. Химические связи и строение         

        │молекул. Стереохимия. Конформационный анализ.        

        │Модель Гиллеспи-Найхолма. Химия координационных      

        │соединений. Бионеорганическая химия. Топохимия.      

        │Растворы. Окислительно-восстановительные реакции │    

        │и электрохимия. Химическая кинетика. Катализ.        

        │Поверхностные явления и коллоидная химия.            

        │Пространственно-временная самоорганизация в          

        │открытых физико-химических системах                  

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ЕН.Ф.06 │Экология                                         │70  

        │Биосфера и человек: структура биосферы,              

        │экосистемы, взаимоотношения организма и среды,       

        │экология и здоровье человека. Глобальные проблемы│    

        │окружающей среды, экологические принципы рациона-│    

        │льного использования природных ресурсов и охраны │    

        │природы. Основы экономики природопользования.        

        │Экозащитная техника и технологии. Основы экологи-│    

        │ческого права, профессиональная ответственность. │    

        │Международное сотрудничество в области окружающей│     

        │среды                                                

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ЕН.Р.00 │Национально-региональный (вузовский) компонент   │150 

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ЕН.В.00 │Дисциплины и курсы по выбору студента,           │150 

        │устанавливаемые вузом                                

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ОПД     │Общепрофессиональные дисциплины                  │1310 │

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ОПД.Ф.00│Федеральный компонент                            │1110 │

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ОПД.Ф.01│Теоретическая физика                             │870 

        │ Механика                                            

        │Частица и материальная точка. Теория относитель- │    

        │ности Галилея и Эйнштейна. Нерелятивистские и        

        │релятивистские уравнения движения частицы.           

        │Взаимодействия частиц, поля. Законы сохранения.      

        │Общие свойства одномерного движения. Колебания.      

        │Движение в центральном поле. Система многих взаи-│    

        │модействующих частиц. Рассеяние частиц. Механика │    

        │частиц со связями, уравнения Лагранжа. Принцип       

        │наименьшего действия. Движение твердого тела.        

        │Движение относительно неинерциальных систем          

        │отсчета. Колебания систем со многими степенями       

        │свободы. Нелинейные колебания. Канонический          

        │формализм, уравнения Гамильтона, канонические        

        │преобразования, теорема Лиувилля. Метод              

        │Гамильтона - Якоби, адиабатические инварианты.       

        │ Основы механики сплошных сред                       

        │Система многих частиц как континуум. Скалярные,      

        │векторные и тензорные поля. Явления переноса.        

        │Континуальные уравнения сохранения, уравнение        

        │состояния, замкнутая система уравнений гидро-        

        │динамики. Течения в идеальной жидкости. Вязкость,│    

        │турбулентность, закон подобия. Звуковые волны.       

        │Ударные волны. Сверхзвуковые течения.                

        │ Электродинамика                                     

        │Микроскопические уравнения Максвелла. Сохранение │    

        │заряда, энергии, импульса, момента импульса.         

        │Потенциалы электромагнитного поля; калибровочная │    

        │инвариантность. Мультипольные разложения потен-      

        │циалов. Решения уравнений для потенциалов (за-       

        │паздывающие потенциалы). Электромагнитные волны      

        │в вакууме. Излучение и рассеяние, радиационное       

        │трение.                                              

        │Принцип относительности. Релятивистская кинема-      

        │тика и динамика, четырехмерный формализм. Преоб- │    

        │разования Лоренца. Тензор электромагнитного поля.│    

        │Тензор энергии-импульса электромагнитного поля.      

        │Ковариантная запись уравнений и законов сохра-       

        │нения для электромагнитного поля и для частиц.       

        │Законы преобразования для напряженностей полей,      

        │для частоты и волнового вектора электромагнитной │    

        │волны.                                               

        │ Электродинамика сплошных сред                       

        │Усреднение уравнений Максвелла в среде, поляриза-│    

        │ция и намагниченность среды, векторы индукции и      

        │напряженностей полей. Граничные условия. Электро-│    

        │статика проводников и диэлектриков. Пондеромотор-│    

        │ные силы. Постоянное магнитное поле. Ферромаг-       

        │нетизм. Сверхпроводимость. Квазистационарное         

        │электромагнитное поле, скин-эффект. Магнитная        

        │гидродинамика. Уравнения электромагнитных волн.      

        │Дисперсия диэлектрической проницаемости, погло-      

        │щение, формулы Крамерса - Кронига. Фазовая и         

        │групповая скорости в диспергирующей среде. Отра- │    

        │жение и преломление. Распространение в неоднород-│    

        │ной среде. Электромагнитные волны в анизотропных │    

        │средах. Электромагнитные флуктуации (флуктуацион-│    

        │но-диссипативная теорема). Элементы нелинейной       

        │электродинамики.                                     

        │ Квантовая теория                                    

        │Дуализм явлений микромира, дискретные свойства       

        │волн, волновые свойства частиц. Принцип неопре-      

        │деленностей. Принцип суперпозиции. Наблюдаемые и │    

        │состояния. Чистые и смешанные состояния. Эволюция│    

        │состояний и физических величин. Соотношения между│    

        │классической и квантовой механикой. Теория пред- │    

        │ставлений. Общие свойства одномерного движения       

        │гармонического осциллятора. Туннельный эффект.       

        │Квазиклассическое движение. Теория возмущений.       

        │Теория момента. Движение в центрально-симметрич- │    

        │ном поле. Спин. Принцип тождественности одинако- │    

        │вых частиц. Релятивистская квантовая механика.       

        │Атом. Периодическая система элементов Менделеева.│    

        │Химическая связь, молекулы. Квантование электро- │    

        │магнитного поля. Общая теория переходов. Вторич- │    

        │ное квантование, системы с неопределенным числом │    

        │частиц. Теория рассеяния.                            

        │ Физика конденсированного состояния                  

        │Адиабатический принцип Борна - Эренфеста. Состоя-│    

        │ния электронов в кристаллической решетке. Зоны       

        │Бриллюэна, энергетические зоны. Примеси и примес-│    

        │ные уровни. Дефекты. Статистика носителей заряда.│    

        │Неравновесные электроны и дырки. Рассеяния           

        │носителей заряда, проводимость и кинетические        

        │свойства диэлектриков, металлов и полупровод-        

        │ников. Квазичастицы. Акустические и оптические       

        │фононы, плазмоны, экситоны Френкеля и Ванье.         

        │Конденсация бозонов. Сверхтекучесть. Электрон-       

        │фононные взаимодействия. Полярон Фрелиха.            

        │Взаимодействие света с кристаллической решеткой, │    

        │поляритоны. Оптические свойства диэлектриков,        

        │металлов и полупроводников. Поверхностные состоя-│    

        │ния электронов. Состояния электронов в структурах│    

        │с пониженной размерностью.                           

        │ Термодинамика                                        

        │Основные законы и методы термодинамики, начала       

        │термодинамики, термодинамические потенциалы,         

        │уравнения и неравенства. Условия устойчивости и      

        │равновесия, фазовые переходы. Основы термодина-      

        │мики необратимых процессов, соотношения Онсагера,│    

        │принцип Ле-Шателье.                                  

        │ Статистическая физика                               

        │Основные представления, квантовые и классические │    

        │функции распределения. Общие методы равновесной      

        │статистической механики, канонические распреде-      

        │ления. Теория идеальных систем. Статистическая       

        │теория неидеальных систем. Теория флуктуаций.        

        │Броуновское движение и случайные процессы.           

        │ Физическая кинетика                                 

        │Общая структура кинетического уравнения для          

        │одночастичной функции распределения. Диффузионное│    

        │приближение, уравнение Фоккера - Планка. Цепочка │    

        │уравнений Боголюбова. Приближение самосогласован-│    

        │ного поля, уравнение Власова, плазменные колеба- │    

        │ния, затухание Ландау. Уравнение Больцмана,          

        │Н-теорема. Столкновения в плазме, интегралы          

        │столкновений, кинетические коэффициенты. Локаль- │    

        │ное распределение Максвелла, построение уравнений│    

        │гидродинамического приближения. Кинетическое         

        │уравнение для легкой компоненты. Уравнение           

        │кинетического баланса                                

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ОПД.Ф.02│Методы математической физики                     │240 

        │Линейные и нелинейные уравнения физики               

        │Физические задачи, приводящие к уравнениям в         

        │частных производных. Классификация уравнений в       

        │частных производных второго порядка. Общая схема │    

        │метода разделения переменных. Специальные функции│    

        │математической физики. Краевые задачи для урав-      

        │нения Лапласа. Уравнения параболического типа.       

        │Уравнения гиперболического типа. Краевые задачи      

        │для уравнения Гельмгольца. Понятие о нелинейных      

        │уравнениях математической физики. Метод конечных │    

        │разностей                                            

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ОПД.Р.00│Национально-региональный (вузовский) компонент   │100 

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ОПД.В.00│Дисциплины и курсы по выбору студента,           │100 

        │устанавливаемые вузом                                

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ДС.00   │Дисциплины специализации                         │1532 │

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ДС.01   │Теория колебаний                                     

        │Линейные и нелинейные колебательные системы,         

        │автоколебательные системы, колебательные системы │    

        │со многими степенями свободы, вынужденные коле-      

        │бания, параметрическое воздействие, колебания        

        │распределенных систем, усиление и генерация          

        │колебаний, хаотические колебания                     

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ДС.02   │Теория волн                                          

        │Основы теории волн, линейные акустические и          

        │электромагнитные волны в диссипативных, диспер-      

        │гирующих, анизотропных и неоднородных средах,        

        │дифракция волновых пучков, нелинейные акустичес- │    

        │кие и электромагнитные волны, взаимодействие         

        │и самовоздействие волновых пакетов и пучков          

        │в нелинейной среде                                   

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ДС.03   │Колебания и волны в плазменных средах                

        │Основы физики плазмы, спектры колебаний однород- │    

        │ной изотропной плазмы, плазменные волны, ионный      

        │звук, волны в магнитоактивной плазме, плазменная │    

        │СВЧ-электроника, явления переноса в плазме, ос-      

        │новы нелинейной электродинамики плазмы, кинетика │    

        │низкотемпературной плазмы, корпускулярные пучки      

        │большой плотности, спонтанное и вынужденное          

        │излучение потоков заряженных частиц                  

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ДС.04   │Физическая электроника                               

        │Основы вакуумной, газовой и твердотельной            

        │электроники, электронная микроскопия и спектро-      

        │скопия, эмиссионная электроника, взаимодействие      

        │атомных частиц с твердыми телами, физика поверх- │    

        │ности и тонких пленок                                

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ДС.05   │Статистическая радиофизика                           

        │Случайные процессы и их модели, отклик на            

        │шумовое воздействие, уравнение Фоккера - Планка, │    

        │флуктуационно-диссипативная теорема, выделение       

        │сигнала из шума, дифракция и взаимодействие          

        │случайных волн, рассеяние волн в случайно-           

        │неоднородных средах                                  

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ДС.06   │Квантовая электроника                                

        │Взаимодействие электромагнитного излучения с         

        │атомными системами и конденсированным веществом, │    

        │основы квантовой оптики, основные типы лазеров,      

        │механизмы оптической нелинейности сред, основные │    

        │эффекты нелинейной оптики, мезоскопические           

        │эффекты, многофотонные процессы, лазерная            

        │спектроскопия                                        

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ДС.07   │Спецпрактикум                                        

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ДС.08   │Курсовая работа                                      

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ДС.В.00 │Дисциплины, устанавливаемые вузом                    

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ФТД.00  │Факультативы                                     │450 

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

│ФТД.01  │Военная подготовка                               │450 

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

        │Всего часов теоретического обучения              │8532 │

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

        │Практики                                         │648 

├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤

        │Итого                                            │9180 │

└────────┴─────────────────────────────────────────────────┴─────┘

 

5. Сроки освоения основной образовательной программы

выпускника по специальности 013900 Фундаментальная

радиофизика и физическая электроника

 

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки физика при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

    - теоретическое обучение, включая

      научно-исследовательскую работу студентов,

      практикумы, в том числе лабораторные            - 158 недель

    - экзаменационные сессии                          - 28 недель

    - практики (научно-производственные)              - 12 недель

    - итоговая государственная аттестация, включая

      подготовку и защиту выпускной квалификационной

      работы и сдачу государственного экзамена,       - 20 недель

    - каникулы (включая последипломный отпуск)        - 42 недели.

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки специалиста-физика при очно-заочной (вечерней) форме обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного в п. 1.2 настоящего образовательного стандарта.

Для более углубленного освоения основной образовательной программы подготовки специалиста-физика сроки подготовки при очной форме обучения могут быть увеличены (в особых случаях) на один год относительно нормативного срока, установленного в п. 1.2 настоящего образовательного стандарта, по согласованию с Министерством образования РФ.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32 часа в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам, а также относимые к категории самостоятельной работы студента общий физический практикум, компьютерный практикум, лаборатории специализации и спецпрактикум.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

6. Требования к разработке и условиям

реализации основной образовательной программы подготовки

выпускника по специальности 013900 Фундаментальная

радиофизика и физическая электроника

 

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки физика

 

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки физика на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины "по выбору студента" являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

Специализации являются частью специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала, для циклов дисциплин в пределах 10% и для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10% при сохранении минимального содержания, указанного в программе;

- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем Государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история", "Философия", и в качестве рекомендованной УМС по физике УМО университетов России (далее - УМО) "Психология и педагогика". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза с учетом общего отведенного на цикл времени. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания;

- занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней) форме обучения могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

- формировать цикл дисциплин специализации, который должен включать не менее пяти обязательных дисциплин из восьми, приведенных в настоящем Государственном образовательном стандарте. При этом в перечень выбранных дисциплин обязательно должны входить курсовая работа и спецпрактикум в объеме не менее 70 часов. Объем часов по каждой из трех выбранных дисциплин предусматривается не менее 36 часов. Остальные часы используются на специальные дисциплины и дисциплины специализации по выбору вуза;

- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

- осуществлять преподавание естественнонаучных дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим стандартом;

- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин в соответствии с профилем цикла дисциплин специализации;

- согласовывать наименование специализаций по специальностям высшего профессионального образования с Учебно-методическим объединением, устанавливать наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание сверх указанного в настоящем Государственном образовательном стандарте, а также форму контроля их усвоения студентами;

- реализовывать основную образовательную программу подготовки физика в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием;

- осуществлять подготовку специалистов-физиков с целью получения квалификации дополнительного образования на базе высшего профессионального образования. Наименования дополнительных квалификаций высшего профессионального образования, содержание программ и учебных планов подготовки устанавливаются УМО;

- устанавливать вид практик (производственных, научно-исследовательских, практик по дополнительной квалификации) и заменять число часов (недель), отводимых на каждый вид практик, включая практику по дополнительной квалификации. При этом общая длительность всех видов практик должна соответствовать п. 5.1.

 

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

 

Реализация основной образовательной программы подготовки специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и соответствующую квалификацию (степень), систематически занимающимися научно-исследовательской и научно-методической деятельностью.

По всем дисциплинам естественнонаучного, общепрофессионального циклов и дисциплинам специализации лекторами могут быть только профессора и доценты, имеющие научную степень доктора или кандидата наук по специальности дисциплины.

К преподаванию на семинарских и лабораторных занятиях допускаются преподаватели, не имеющие ученой степени, но имеющие опыт работы со студентами по данной дисциплине (не более 50%).

 

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

 

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса при подготовке специалиста-физика должно включать лабораторно-практическую и информационную базу, предусматриваемую основными разделами циклов естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин настоящего стандарта, обеспечивающую подготовку высококвалифицированного выпускника. Вуз должен располагать основными отечественными академическими и отраслевыми научными журналами специальности, сводным реферативным журналом "Физика", иметь известные иностранные журналы. Вуз должен быть обеспечен научной литературой в области физики, а также иметь программы по всем курсам дисциплин, предусмотренным настоящим стандартом. Вуз должен иметь выход в INTERNET и предоставить студенту свободный доступ к информационным базам и сетевым источникам физической информации.

Реализация основной образовательной программы подготовки специалиста-физика должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы специальности 013900 Фундаментальная радиофизика и физическая электроника, наличием методических пособий и рекомендаций по теоретическим и практическим разделам всех дисциплин и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам. Вуз должен обладать наглядными пособиями, а также мультимедийными, аудио-, видеоматериалами. Лабораторные работы должны быть обеспечены методическими разработками к задачам в количестве, достаточном для проведения групповых занятий. Библиотека вуза должна располагать учебниками и учебными пособиями, включенными в основной список литературы, приводимый в программах естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, утвержденных НМС и УМО. К моменту аттестации специальности уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен составлять не менее 0,5 экземпляра на 1 студента дневного отделения.

 

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

 

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки специалиста-физика, должно располагать соответствующей действующим санитарно-техническим нормам материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом. Учебный процесс должен быть обеспечен лабораторным оборудованием, вычислительной техникой, программными средствами в соответствии с содержанием основных естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин. Вуз должен обладать специальным оборудованием, техническими средствами и лабораторной базой (с учетом возможностей филиалов вуза и учебно-научных центров в академических и отраслевых физических институтах), позволяющими осуществлять профессиональную подготовку.

Количество студентов в подгруппах лабораторных практикумов, связанных с работами высокочастотных установок, ультрафиолетовым, лазерным и ионизирующим излучениями, высоким напряжением, вакуумным оборудованием, а также занятиями в дисплейных классах, устанавливается в соответствии с правилами техники безопасности.

 

6.5. Требования к организации практик

 

Производственная практика предназначена для ознакомления студентов с реальным технологическим процессом и закрепления теоретических знаний, полученных в ходе обучения. Производственная практика проводится на предприятиях физического профиля, на полузаводских и макетных установках в лабораториях научно-исследовательских институтов. Научно-исследовательская практика проводится в научно-исследовательских лабораториях. Практика по дополнительной квалификации проводится в соответствии с ее спецификой в порядке, установленном вузом (факультетом). Сроки проведения практики утверждаются ректоратом (деканатом) в соответствии с требованиями к учебному плану. По окончании практики студент-практикант отчитывается о проделанной работе перед комиссией вуза и представителями принимающей организации. Форма оценки (зачет, дифференцированный зачет) предусматривается учебным планом.

 

7. Требования к уровню подготовки выпускника

по специальности 013900 Фундаментальная радиофизика

и физическая электроника

 

7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста

 

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его степени, указанной в п. 1.2 настоящего Государственного образовательного стандарта, которая с учетом итоговой государственной аттестации обеспечивает выполнение должностных обязанностей в соответствии с квалификационной характеристикой, изложенной в п. 1.3.

Специалист должен знать и уметь использовать в объеме, предусмотренном настоящим стандартом по общим гуманитарным и социально-экономическим, математическим, естественнонаучным и общепрофессиональным дисциплинам, дисциплинам специальностей и специализаций:

- основные учения в области гуманитарных и социально-экономических наук, основные понятия, законы и модели механики, молекулярной физики, электричества и магнетизма, оптики, атомной физики, физики атомного ядра и частиц, колебаний и волн, квантовой механики, термодинамики и статистической физики, методы теоретических и экспериментальных исследований в физике;

- современное состояние, теоретические работы и результаты экспериментов в избранной области исследований, явления и методы исследований в объеме дисциплин специализаций;

- фундаментальные явления и эффекты в области физики, экспериментальные, теоретические и компьютерные методы исследований в этой области;

- математический анализ, теорию функций комплексной переменной, аналитическую геометрию, векторный и тензорный анализ, дифференциальные и интегральные уравнения, вариационное исчисление, теорию вероятностей и математическую статистику;

- основные положения теории информации, принципы построения систем обработки и передачи информации, основы подхода к анализу информационных процессов, современные аппаратные и программные средства вычислительной техники, принципы организации информационных систем, современные информационные технологии;

- основы экологии и здоровья человека, структуру экосистем и биосферы, взаимодействие человека и среды, экологические принципы охраны природы и рационального природопользования.

Дополнительные требования к специальной подготовке специалиста-физика определяются высшим учебным заведением с учетом специализации.

 

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста-физика

 

7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.

Итоговая государственная аттестация физика по специальности 013900 Фундаментальная радиофизика и физическая электроника включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности физика к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим Государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 настоящего стандарта.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

7.2.2. Требования к дипломной работе специалиста.

Дипломная работа специалиста-физика должна быть представлена в форме рукописи.

Выпускная дипломная работа специалиста по специальности 013900 Фундаментальная радиофизика и физическая электроника является квалификационной; ее тематика и содержание должны соответствовать уровню знаний, полученных выпускником в объеме дисциплин специальности и специальных дисциплин (согласно учебному плану). Работа должна содержать реферативную часть, отражающую общую профессиональную эрудицию автора, а также самостоятельную исследовательскую часть, выполненную индивидуально или в составе творческого коллектива по материалам, собранным или полученным самостоятельно студентом в период прохождения научно-производственной практики. В их основе могут быть материалы научно-исследовательских или научно-производственных работ кафедры, факультета, научных или производственных физических организаций. Самостоятельная часть должна быть законченным исследованием, свидетельствующим об уровне профессиональной подготовки автора.

Требования к содержанию, объему и структуре дипломной работы определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования России, государственного образовательного стандарта по специальности физика и методических рекомендаций УМО. Время, отводимое на подготовку квалификационной работы специалиста, составляет не менее 16 недель.

7.2.3. Требования к государственному экзамену по специальности 013900 Фундаментальная радиофизика и физическая электроника.

В качестве государственного экзамена проводится экзамен, оценивающий общепрофессиональную подготовку и квалификацию специалиста по специальности 013900 Фундаментальная радиофизика и физическая электроника.

Государственный экзамен по специальности имеет целью определение степени соответствия уровня подготовленности выпускников требованиям данного образовательного стандарта.

Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальности 013900 Фундаментальная радиофизика и физическая электроника определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования России, и данного Государственного образовательного стандарта.

 

Составители:

Учебно-методическое объединение университетов, Отделение физики.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Президиума Отделения физики УМО университетов России 23 - 24 ноября 1999 г. (г. Тверь).

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024