МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 мая 2000 г. N 14-52-357ин/13
Направляем для
практического использования в работе письмо, разъясняющее порядок формирования
основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных
образовательных стандартов по направлениям подготовки и специальностям.
При разработке
документа использовались результаты научных исследований по данной проблеме,
проведенных под научным руководством профессора Татура
Ю.Г. в рамках программы "Государственный образовательный стандарт в
системе непрерывного образования", а также другие, опубликованные в
печати, материалы, касающиеся проектирования образовательных программ.
Заместитель
Министра
В.Д.ШАДРИКОВ
О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО
УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
1. Основная
образовательная программа (далее - ООП) вуза по направлению подготовки или по
специальности представляет собой комплект нормативных документов, определяющий
цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания.
ООП разрабатывается
на основе государственного образовательного стандарта по соответствующему
направлению подготовки или по специальности и с учетом примерных учебных планов
и примерных программ дисциплин, утвержденных Минобразованием
России.
2. На первом этапе
проектирования ООП определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в
ходе обучения и воспитания. Основанием для этого являются социальные ожидания
общества к интеллектуальным, личностным и поведенческим качествам и умениям
выпускника, определяющих его готовность к самостоятельной
жизни, продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе.
Цели
обучения при этом формируются на основании требований к уровню подготовки
выпускника, содержащиеся в ГОС, конкретизированных и дополненных, исходя из
того, к каким из указанных в ГОС видам деятельности будет в основном готовиться
выпускник данного вуза, что он должен приобрести из профессионального опыта в
результате освоения вузовского компонента ГОС.
Установленные цели
должны стать основой для всей многогранной деятельности академического
сообщества вуза.
3. На втором этапе
проектирования ООП в вузе разрабатывается ее содержательная часть и порядок
реализации, которые в совокупности составляют программу действий по достижению
установленных целей.
На этом этапе необходимо
решить следующие задачи:
- определить полный
перечень дисциплин ООП (дисциплины национально - регионального компонента,
специализаций, по выбору студента);
- обеспечить
необходимую целостность образовательной программы, сочетающую фундаментальность
подготовки с междисциплинарным характером профессиональной деятельности
специалиста;
- определить
соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой студента;
-
установить целесообразное соотношение между теоретической и практической
составляющими содержания образования;
- найти наиболее
эффективные с точки зрения достижения поставленных целей виды учебных занятий,
образовательные технологии и др.
4. В структуру ООП
входят:
- перечень
специализаций профессиональной подготовки, согласованный с соответствующим
УМО <*>;
--------------------------------
<*> Названия
специализаций не должны содержать ключевые слова, относящиеся к другим
образовательным областям, например, слово "менеджмент" может
характеризовать специализации только по соответствующим специальностям группы
060000 Экономика и управление, слово "дизайн" - только по
соответствующим специальностям в области культуры и искусства и т.д.
- цели ООП;
- учебный план вуза
по направлению подготовки или по специальности;
- совокупность
вузовских программ учебных дисциплин и практик, определяющих полное содержание
ООП;
- материалы,
устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых
аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации ГОС).
5. Учебный план,
формируемый вузом, должен обеспечить:
-
последовательность изучения дисциплин, основанную на их преемственности;
- рациональное
распределение дисциплин по семестрам с позиций равномерности учебной работы
студента;
- эффективное
использование кадрового и материально - технического потенциала вуза.
Обязательными
структурными элементами учебного плана являются:
- график учебного
процесса;
- сводные данные по
бюджету времени студента;
- план учебного
процесса, включающий в себя перечень, объемы и последовательность изучения
дисциплин, их распределение по видам учебных занятий, формы промежуточного и
итогового контроля и итоговой аттестации.
Учебный план
утверждается ученым советом и подписывается ректором (деканом факультета).
6. Каждая программа
учебной дисциплины, как правило, должна содержать:
- цели изучения
дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП, в том числе имеющими
междисциплинарный характер или связанными с задачами воспитания;
- содержание
дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов;
- учебно -
методическое обеспечение дисциплины, включая перечень основной и дополнительной
литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю <*>, и
методические указания студентам <**>, рекомендации по использованию
информационных технологий;
- требования к
уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового
контроля.
--------------------------------
<*>
Методические рекомендации (материалы) преподавателю могут оформляться в виде
приложения к программе дисциплины и должны указывать на средства, методы
обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или
иных тем наиболее эффективно.
<**>
Методические указания студентам могут оформляться в виде приложения к программе
дисциплины и должны раскрывать рекомендуемый режим и характер учебной работы,
особенно в части выполнения домашних заданий.
7. Механизм
реализации ООП, постоянной актуализации ее содержания должен предусматривать
содействие активному, заинтересованному, творческому подходу субъектов
образовательного процесса к его осуществлению, с тем, чтобы их деятельность в конечном счете определяла развитие всей
системы.
Объем дисциплин,
предлагаемых на выбор студентам в каждом цикле ООП, должен, как правило, в два
раза превышать суммарно объем, предусмотренный для этих целей в ГОС.
8. Государственные
образовательные стандарты предусматривают возможность унификации первых двух -
трех лет обучения по образовательным программам
родственных направлений подготовки и специальностей высшего профессионального
образования. Такое построение образовательных программ позволит оптимизировать
учебную нагрузку профессорско - преподавательского
состава, а также обеспечит реальную возможность студентам решать для себя
вопрос о продолжении образования по конкретной образовательной траектории.
Студентам следует своевременно разъяснять, как избранные ими курсы по выбору, а
также дисциплины, устанавливаемые вузом, влияют на формирование образовательной
программы, будущую специализацию выпускника.
9. Достижению
установленных целей при реализации ООП во многом способствует работа
структурных подразделений вуза, чья деятельность создает мотивацию и условия
для физического и духовного развития личности, поэтому ученому совету вуза
необходимо определять направления их функционирования и развития. Вузом должны
разрабатываться программы, определяющие создание в вузе условий для
удовлетворения потребности личности в интеллектуальном, культурном и
нравственном развитии (программы воспитательной работы, планы работы
библиотеки, клубов, музеев и т.п.).