Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской
Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
29 мая 2000 года
Номер
государственной
регистрации
412 пед/сп
Вводится
с момента
утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 033200 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
КВАЛИФИКАЦИЯ - УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
1. Общая
характеристика специальности
033200 Иностранный
язык
1.1. Специальность
утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от
02.03.2000.
1.2.
Квалификация выпускника - учитель иностранного языка.
Нормативный срок
освоения основной образовательной программы подготовки учителя иностранного
языка по специальности 033200 Иностранный язык при очной форме обучения - 5
лет.
1.3. Квалификационная
характеристика выпускника.
Выпускник,
получивший квалификацию учитель иностранного языка, должен быть готовым
осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики
преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры
личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных
образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства
обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий
требованиям государственного образовательного стандарта; осознавать
необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом
Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка,
систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать
в деятельности методических объединений и в других формах методической работы,
осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и
нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать
охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.
Выпускник,
получивший квалификацию учитель иностранного языка, должен знать Конституцию
Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства
Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;
Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме,
необходимом для решения педагогических, научно-методических и
организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную
физиологию, школьную гигиену; методику преподавания предмета и воспитательной
работы; программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных
кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические
возможности; основные направления и перспективы развития образования и
педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы
охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Выпускник по
специальности Иностранный язык подготовлен для работы в образовательных учреждениях
различного типа.
Виды
профессиональной деятельности специалиста:
преподавательская;
научно-методическая;
социально-педагогическая;
воспитательная;
культурно-просветительская;
коррекционно-развивающая;
управленческая.
1.4.
Возможности продолжения образования выпускника - учителя иностранного языка,
освоившего основную образовательную программу высшего профессионального
образования по специальности 033200 Иностранный язык.
Выпускник
подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2.
Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий
уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент
должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем
образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном
профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие
требования к основной
образовательной
программе подготовки выпускника
по специальности
033200 Иностранный язык
3.1. Основная
образовательная программа подготовки учителя иностранного языка разрабатывается
на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает
в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и
производственных практик.
3.2. Требования к
обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки
учителя иностранного языка, к условиям ее реализации и срокам ее освоения
определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная
образовательная программа подготовки учителя иностранного языка состоит из
дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского)
компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.
Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно
дополнять дисциплины, указанные в федеральном комплекте цикла.
3.4. Основная
образовательная программа подготовки учителя иностранного языка должна
предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую
государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие
гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие
математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные
дисциплины;
цикл ДПП -
дисциплины предметной подготовки;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание
национально-регионального компонента основной образовательной программы
подготовки учителя иностранного языка должно обеспечивать подготовку выпускника
в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим
государственным образовательным стандартом.
4.
Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной
программы подготовки учителя иностранного
языка по специальности
033200 Иностранный язык
Индекс
|
Наименование дисциплин и их основные
разделы
|
Всего
часов
|
1
|
2
|
3
|
ГСЭ
|
Общие
гуманитарные и социально-экономические
дисциплины
|
1500
|
ГСЭ.Ф.00
|
Федеральный
компонент
|
1050
|
ГСЭ.Ф.01
|
Латинский
язык и античная культура
Латинский язык и античная культура - основа
европейской цивилизации.
Грамматический строй латинского языка. Части
речи. Лексика латинского языка. Фразеология.
Пословицы и поговорки. Латинские корни в
лексике европейских языков.
Влияние латыни на грамматический строй
романских языков.
Древняя Греция и Рим - колыбель европейской
цивилизации, их влияние в области религии,
литературы, искусства и языка
|
72
|
ГСЭ.Ф.02
|
Физическая
культура
Физическая культура в общекультурной и
профессиональной подготовке студентов. Ее
социально-биологические основы. Физическая
культура и спорт как социальные феномены
общества. Законодательство Российской Федерации
о физической культуре и спорте. Физическая
культура личности.
Основы здорового образа жизни студента.
Особенности использования средств физической
культуры для оптимизации работоспособности.
Общая физическая и специальная подготовка в
системе физического воспитания.
Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта
или систем физических упражнений.
Профессионально-прикладная физическая
подготовка студентов. Основы методики
самостоятельных занятий и самоконтроль за
состоянием своего организма
|
408
|
ГСЭ.Ф.03
|
Отечественная
история
Сущность, формы, функции исторического знания.
Методы и источники изучения истории. Понятие и
классификация исторического источника.
Отечественная историография в прошлом и
настоящем: общее и особенное. Методология и
теория исторической науки. История России -
неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения
народов. Проблема этногенеза восточных славян.
Основные этапы становления государственности.
Древняя Русь и кочевники. Византийско-
древнерусские связи. Особенности социального
строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-
политические процессы становления русской
государственности. Принятие христианства.
Распространение ислама. Эволюция
восточнославянской государственности в XI -
XII вв. Социально-политические изменения в
русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда:
проблемы взаимовлияния.
Россия и средневековые государства Европы и
Азии. Специфика формирования единого
российского государства. Возвышение Москвы.
Формирование сословной системы организации
общества. Реформы Петра I. Век Екатерины.
Предпосылки и особенности складывания
российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе
самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического
развития России. Эволюция форм собственности на
землю. Структура феодального землевладения.
Крепостное право в России. Мануфактурно-
промышленное производство.
Становление индустриального общества в России:
общее и особенное. Общественная мысль и
особенности общественного движения в России XIX
в. Реформы и реформаторы в России. Русская
культура XIX века и ее вклад в мировую
культуру.
Роль XX столетия в мировой истории.
Глобализация общественных процессов. Проблема
экономического роста и модернизации. Революции
и реформы. Социальная трансформация общества.
Столкновение тенденций интернационализма и
национализма, интеграции и сепаратизма,
демократии и авторитаризма.
Россия в начале XX в. Объективная потребность
индустриальной модернизации России. Российские
реформы в контексте общемирового развития в
начале века. Политические партии России:
генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и
общенационального кризиса. Революция 1917 г.
Гражданская война и интервенция, их результаты
и последствия. Российская эмиграция.
Социально-экономическое развитие страны в 20-е
гг. НЭП. Формирование однопартийного
политического режима. Образование СССР.
Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя
политика.
Курс на строительство социализма в одной стране
и его последствия. Социально-экономические
преобразования в 30-е гг. Усиление режима лич-
ной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период второй
мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-
политическая жизнь, культура, внешняя политика
СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и
экономических реформ. НТР и ее влияние на
ход общественного развития.
СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание
кризисных явлений.
Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка.
Попытка государственного переворота 1991 г. и
ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.
Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности
(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной
социально-экономической модернизации.
Культура в современной России.
Внешнеполитическая деятельность в условиях
новой геополитической ситуации
|
|
ГСЭ.Ф.04
|
Культурология
Структура и состав современного
культурологического знания. Культурология и
философия культуры, социология культуры,
культурная антропология. Культурология и
история культуры. Теоретическая и прикладная
культурология.
Методы культурологических исследований.
Основные понятия культурологии: культура,
цивилизация, морфология культуры, функции
культуры, субъект культуры, культурогенез,
динамика культуры, язык и символы культуры,
культурные коды, межкультурные коммуникации,
культурные ценности и нормы, культурные
традиции, культурная картина мира, социальные
институты культуры, культурная самоидентич-
ность, культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и национальная,
элитарная и массовая культуры. Восточные и
западные типы культур. Специфические и
"серединные" культуры. Локальные культуры.
Место и роль России в мировой культуре.
Тенденции культурной универсализации в мировом
современном процессе.
Культура и природа. Культура и общество.
Культура и глобальные проблемы современности.
Культура и личность. Инкультурация и
социализация
|
|
ГСЭ.Ф.05
|
Политология
Объект, предмет и метод политической науки.
Функции политологии.
Политическая жизнь и властные отношения.
Роль и место политики в жизни современных
обществ. Социальные функции политики.
История политических учений. Российская
политическая традиция: истоки, социокультурные
основания, историческая динамика. Современные
политологические школы.
Гражданское общество, его происхождение и
особенности. Особенности становления
гражданского общества в России.
Институциональные аспекты политики.
Политическая власть. Политическая система.
Политические режимы, политические партии,
электоральные системы.
Политические отношения и процессы. Политические
конфликты и способы их разрешения. Политические
технологии. Политический менеджмент.
Политическая модернизация.
Политические организации и движения.
Политические элиты. Политическое лидерство.
Социокультурные аспекты политики.
Мировая политика и международные отношения.
Особенности мирового политического процесса.
Национально-государственные интересы России в
новой геополитической ситуации.
Методология познания политической реальности.
Парадигмы политического знания. Экспертное
политическое знание; политическая аналитика и
прогностика
|
|
ГСЭ.Ф.06
|
Правоведение
Государство и право. Их роль в жизни общества.
Норма права и нормативно-правовые акты.
Основные правовые системы современности.
Международное право как особая система права.
Источники российского права.
Закон и подзаконные акты.
Система российского права. Отрасли права.
Правонарушение и юридическая ответственность.
Значение законности и правопорядка в
современном обществе. Правовое государство.
Конституция Российской Федерации - основной
закон государства.
Особенности федеративного устройства России.
Система органов государственной власти в
Российской Федерации.
Понятие гражданского правоотношения. Физические
и юридические лица. Право собственности.
Обязательства в гражданском праве и
ответственность за их нарушение. Наследственное
право.
Брачно-семейные отношения. Взаимные права и
обязанности супругов, родителей и детей.
Ответственность по семейному праву.
Трудовой договор (контракт). Трудовая
дисциплина и ответственность за ее нарушение.
Административные правонарушения и
административная ответственность.
Понятие преступления. Уголовная
ответственность за совершение преступлений.
Экологическое право.
Особенности правового регулирования будущей
профессиональной деятельности.
Правовые основы защиты государственной тайны.
Законодательные и нормативно-правовые акты в
области защиты информации и государственной
тайны
|
|
ГСЭ.Ф.08
|
Русский
язык и культура речи
Стили современного русского литературного
языка. Языковая норма, ее роль в становлении
и функционировании литературного языка.
Речевое взаимодействие. Основные единицы
общения. Устная и письменная разновидности
литературного языка. Нормативные,
коммуникативные, этические аспекты устной и
письменной речи.
Функциональные стили современного русского
языка. Взаимодействие функциональных стилей.
Научный стиль. Специфика использования
элементов различных языковых уровней в научной
речи. Речевые нормы учебной и научной сфер
деятельности.
Официально-деловой стиль, сфера его
функционирования, жанровое разнообразие.
Языковые формулы официальных документов. Приемы
унификации языка служебных документов. Интерна-
циональные свойства русской официально-деловой
письменной речи. Язык и стиль распорядительных
документов. Язык и стиль коммерческой коррес-
понденции. Язык и стиль инструктивно-методичес-
ких документов. Реклама в деловой речи. Правила
оформления документов. Речевой этикет в
документе.
Жанровая дифференциация и отбор языковых
средств в публицистическом стиле. Особенности
устной публичной речи. Оратор и его аудитория.
Основные виды аргументов. Подготовка речи:
выбор темы, цель речи, поиск материала, начало,
развертывание и завершение речи. Основные
приемы поиска материала и виды вспомогательных
материалов. Словесное оформление публичного
выступления. Понятливость, информативность и
выразительность публичной речи.
Разговорная речь в системе функциональных
разновидностей русского литературного языка.
Условия функционирования разговорной речи,
роль внеязыковых факторов.
Культура речи. Основные направления
совершенствования навыков грамотного письма
и говорения
|
|
ГСЭ.Ф.09
|
Социология
Предыстория и социально-философские предпосылки
социологии как науки. Социологический проект О.
Конта. Классические социологические теории.
Современные социологические теории. Русская
социологическая мысль.
Общество и социальные институты. Мировая
система и процессы глобализации.
Социальные группы и общности. Виды общностей.
Общность и личность. Малые группы и коллективы.
Социальная организация. Социальные движения.
Социальное неравенство, стратификация и
социальная мобильность. Понятие социального
статуса.
Социальное взаимодействие и социальные
отношения. Общественное мнение как институт
гражданского общества.
Культура как фактор социальных изменений.
Взаимодействие экономики, социальных
отношений и культуры.
Личность как социальный тип. Социальный
контроль и девиация. Личность как деятельный
субъект.
Социальные изменения. Социальные революции
и реформы. Концепция социального прогресса.
Формирование мировой системы. Место России
в мировом сообществе.
Методы социологического исследования
|
|
ГСЭ.Ф.10
|
Философия
Предмет философии. Место и роль философии в
культуре. Становление философии. Основные
направления, школы философии и этапы ее
исторического развития. Структура философского
знания. Учение о бытии. Монистические и плюра-
листические концепции бытия, самоорганизация
бытия. Понятия материального и идеального.
Пространство, время. Движение и развитие, диа-
лектика. Детерминизм и индетерминизм. Динами-
ческие и статистические закономерности. Науч-
ные, философские и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа.
Общество и его структура. Гражданское общество
и государство. Человек в системе социальных
связей. Человек и исторический процесс:
личность и массы, свобода и необходимость.
Формационная и цивилизационная концепции
общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие.
Свобода и ответственность. Мораль, справедли-
вость, право. Нравственные ценности. Представ-
ления о совершенном человеке в различных
культурах. Эстетические ценности и их роль в
человеческой жизни. Религиозные ценности и
свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание
и личность. Познание, творчество, практика.
Вера и знание. Понимание и объяснение.
Рациональное и иррациональное в познавательной
деятельности. Проблема истины. Действитель-
ность, мышление, логика и язык. Научное и
вненаучное знание. Критерии научности. Структу-
ра научного познания, его методы и формы. Рост
научного знания. Научные революции и смены
типов рациональности. Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы
современности. Взаимодействие цивилизаций и
сценарии будущего
|
|
ГСЭ.Ф.11
|
Экономика
Введение в экономическую теорию. Блага.
Потребности, ресурсы. Экономический выбор.
Экономические отношения. Экономические
системы. Основные этапы развития экономической
теории. Методы экономической теории.
Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение.
Потребительские предпочтения и предельная
полезность. Факторы спроса. Индивидуальный
и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект
замещения. Эластичность. Предложение и его
факторы. Закон убывающей предельной производи-
тельности. Эффект масштаба. Виды издержек.
Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации
прибыли. Предложение совершенно конкурентной
фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных
рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополис-
тическая конкуренция. Олигополия. Антимонополь-
ное регулирование. Спрос на факторы производ-
ства. Рынок труда. Спрос и предложение труда.
Заработная плата и занятость. Рынок капитала.
Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли.
Рента. Общее равновесие и благосостояние.
Распределение доходов. Неравенство. Внешние
эффекты и общественные блага. Роль государства.
Макроэкономика. Национальная экономика как
целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП
и способы его измерения. Национальный доход.
Располагаемый личный доход. Индексы цен.
Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды.
Экономические циклы. Макроэкономическое равно-
весие. Совокупный спрос и совокупное предложе-
ние. Стабилизационная политика. Равновесие на
товарном рынке. Потребление и сбережения.
Инвестиции. Государственные расходы и налоги.
Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая
политика. Деньги и их функции. Равновесие на
денежном рынке. Денежный мультипликатор.
Банковская система. Денежно-кредитная политика.
Экономический рост и развитие. Международные
экономические отношения. Внешняя торговля и
торговая политика. Платежный баланс.
Валютный курс.
Особенности переходной экономики России.
Приватизация. Формы собственности. Предпринима-
тельство. Теневая экономика. Рынок труда.
Распределение и доходы. Преобразования в
социальной сфере. Структурные сдвиги в
экономике. Формирование открытой экономики
|
|
ГСЭ.Р.00
|
Национально-региональный
(вузовский)
компонент
|
225
|
ГСЭ.В.00
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом
|
225
|
ЕН
|
Общие
математические и естественнонаучные
дисциплины
|
400
|
ЕН.Ф.00
|
Федеральный
компонент
|
320
|
ЕН.Ф.01
|
Математика
и информатика
Аксиоматический метод, основные математические
структуры, вероятность и статистика, математи-
ческие модели, алгоритмы и языки программирова-
ния, стандартное программное обеспечение
профессиональной деятельности
|
100
|
ЕН.Ф.02
|
Концепции
современного естествознания
Естественнонаучная и гуманитарная культуры;
научный метод; история естествознания;
панорама современного естествознания;
тенденции развития; корпускулярная и
континуальная концепции описания природы;
порядок и беспорядок в природе; хаос;
структурные уровни организации материи; микро-,
макро- и мегамиры; пространство, время; принци-
пы относительности; принципы симметрии; законы
сохранения; взаимодействие; близкодействие,
дальнодействие; состояние; принципы суперпози-
ции, неопределенности, дополнительности; дина-
мические и статистические закономерности в
природе; законы сохранения энергии в макро-
скопических процессах; принцип возрастания
энтропии; химические процессы, реакционная
способность веществ; внутреннее строение и
история геологического развития Земли; совре-
менные концепции развития геосферных оболочек;
литосфера как абиотическая основа жизни;
экологические функции литосферы: ресурсная,
геодинамическая, геофизико-геохимическая;
географическая оболочка Земли; особенности
биологического уровня организации материи;
принципы эволюции, воспроизводства и развития
живых систем; многообразие живых организмов -
основа организации и устойчивости биосферы;
генетика и эволюция; человек: физиология,
здоровье, эмоции, творчество; работоспособ-
ность; биоэтика, человек, биосфера и космичес-
кие циклы: ноосфера, необратимость времени,
самоорганизация в живой и неживой природе;
принципы универсального эволюционизма; путь
к единой культуре
|
120
|
ЕН.Ф.03
|
Технические
и аудиовизуальные средства обучения
Аудиовизуальная информация: природа, источники,
преобразователи, носители. Аудиовизуальная
культура: история, концепции, структура,
функционирование. Психофизиологические основы
восприятия аудиовизуальной информации челове-
ком. Аудиовизуальные технологии: фотография и
фотографирование; оптическая проекция
(статическая и динамическая), звукозапись
(аналоговая и цифровая); телевидение и видео-
запись (аналоговая и цифровая); компьютеры и
мультимедийные средства.
Аудиовизуальные технологии обучения: типология
аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий;
типология учебных видеозаписей; банк аудио-,
видео-, компьютерных материалов; дидактические
принципы построения аудио-, видео-,
компьютерных учебных пособий. Интерактивные
технологии обучения
|
100
|
ЕН.Р.00
|
Национально-региональный
(вузовский) компонент
|
80
|
ОПД
|
Общепрофессиональные
дисциплины
|
1600
|
ОПД.Ф.00
|
Федеральный
компонент
|
1280
|
ОПД.Ф.01
|
Психология
Общая психология. Психология как наука.
Предмет, задачи, методы и структура современной
психологии. Методология психологии.
Проблема человека в психологии. Человек -
индивид - личность - индивидуальность -
субъект. Психика человека как предмет системно-
го исследования. Проблема и природа
психического.
Общее понятие о личности. Основные факторы
и механизмы развития личности. Жизненный
путь личности. Основные психологические теории
личности. Направленность и ее психологические
проявления. Потребности. Мотивация.
Деятельность: структура, виды, характеристики.
Деятельностный подход и общепсихологическая
теория деятельности. Системогенез деятельности.
Общение: функции, средства, структура,
психологические характеристики.
Познавательная сфера. Сенсорно-перцептивные
процессы.
Виды, свойства, закономерности ощущений.
Характеристика, свойства, особенности
восприятия. Процессы, виды, типы, качества,
закономерности памяти. Виды, процессы, формы,
свойства мышления. Мышление и речь. Виды,
функции, характеристики речи. Виды, функции,
свойства, природа воображения. Сущность, виды,
характеристики внимания. Эмоции, чувства, воля.
Темперамент. Характер. Мотивация и характер.
Способности: определение, структура, виды,
происхождение, характеристики, механизмы.
Экспериментальная психология. Предмет экспери-
ментальной психологии. Научное исследование:
принципы, структура, виды, этапы, направления,
типы. Валидность. Научная проблема. Гипотезы:
виды, типы, содержание. Общенаучные исследова-
тельские методы. Психологический эксперимент.
Психологическое измерение. Психологическое
тестирование. Тестовые нормы. Результаты
исследования: интерпретация, представление.
Этические принципы проведения исследований
человека.
Возрастная психология. Предмет, задачи и методы
возрастной психологии. Социально-историческая
природа детства. Биогенетические и социогенети-
ческие концепции, теория конвергенции двух фак-
торов. Психоаналитические теории детского раз-
вития. Эпигенетическая теория развития лично-
сти. Генетическая эпистемология: учение об ин-
теллектуальном развитии ребенка. Культурно-ис-
торическая концепция. Условия, источники и дви-
жущие силы психического развития. Проблема воз-
раста и возрастной периодизации психического
развития. Кризисы в психическом развитии ребен-
ка. Социальная ситуация развития. Ведущая дея-
тельность. Основные новообразования. Кризис но-
ворожденности. Младенчество. Комплекс оживле-
ния. Кризис одного года. Раннее детство. Разви-
тие предметно-орудийной деятельности. Кризис
трех лет. Игровая деятельность. Эгоцентризм
детского мышления. Развитие мотивов поведения и
формирование самосознания в дошкольном возрас-
те. Эмоциональная сфера дошкольника. Кризис се-
ми лет. Психологическая готовность к школьному
обучению. Младший школьный возраст. Учебная
деятельность. Подростковый возраст. Чувство
взрослости. Проблемы общения в подростковом
возрасте. Самосознание подростков. Потребность
в самоутверждении. Теоретическое мышление.
Период юности. Ранняя юность. Формирование
мировоззрения. Выбор профессии. Проблема
юношеского самоопределения. Этап взрослости.
Проблемы акмеологии. Кризисы на этапе взрослос-
ти. Возраст и проблемы смысла жизни. Пожилой
возраст. Старость как социальная и психологи-
ческая проблема. Жизненный путь личности.
Социальная психология. Предмет социальной
психологии. Теоретические и прикладные задачи
социальной психологии. Общение и деятельность.
Структура общения. Общение как обмен информаци-
ей. Речь как средство коммуникации. Невербаль-
ная коммуникация. Общение как взаимодействие.
Общение как познание людьми друг друга.
Социальная перцепция. Каузальная атрибуция.
Межличностная аттракция.
Группа как социально-психологический феномен.
Большие социальные группы. Стихийные группы и
массовые движения. Малые группы. Феномен
группового давления. Феномен конформизма.
Групповая сплоченность. Лидерство и руководст-
во. Стиль лидерства. Принятие группового реше-
ния. Эффективность деятельности малой группы.
Стадии и уровни развития группы. Феномен меж-
группового взаимодействия. Этнопсихология.
Проблемы личности в социальной психологии.
Социализация. Социальная установка и реальное
поведение. Межличностный конфликт.
Педагогическая психология. Педагогическая
психология в системе психологической науки
и человекознании. Предмет и задачи
педагогической психологии.
Психологическая сущность и структура процесса
учения. Проблема соотношения обучения и разви-
тия. Актуальные вопросы и трудности развивающе-
го обучения. Общие и частные цели обучения.
Уровни возможной обученности и их психологичес-
кая обусловленность.
Психологическая сущность программированного
обучения. Психологические вопросы компьютериза-
ции и информатизации учебного процесса.
Психологическая сущность и организация
проблемного обучения, этапы его протекания.
Поэтапное формирование умственных действий.
Проблема содержательного обобщения в обучении.
Психологические проблемы школьной отметки и
оценки. Психологические причины школьной
неуспеваемости. Мотивация учения.
Психологическая сущность воспитания, его крите-
рии. Воспитание как путь к сознанию и смыслу.
Психологическая сущность и специфика
педагогической деятельности, ее компоненты,
функции и формы. Понятие о стилях педагогичес-
кой деятельности.
Психология личности учителя. Проблемы
профессионально-психологической компетенции
и профессионально-личностного роста
|
300
|
ОПД.Ф.02
|
Педагогика
Введение в педагогическую деятельность.
Общая характеристика педагогической профессии.
Профессиональная деятельность и личность педа-
гога. Общая и профессиональная культура педаго-
га. Требования государственного образовательно-
го стандарта к личности и профессиональной
компетентности педагога. Профессионально-
личностное становление и развитие педагога.
Общие основы педагогики. Педагогика как наука,
ее объект. Категориальный аппарат педагогики:
образование, воспитание, обучение, самовоспита-
ние, социализация, педагогическая деятельность,
педагогическое взаимодействие, педагогическая
система, образовательный процесс. Образование
как общественное явление и педагогический
процесс. Образование как целенаправленный
процесс воспитания и обучения в интересах
человека, общества и государства. Взаимосвязь
педагогической науки и практики. Связь педаго-
гики с другими науками. Понятие "методология
педагогической науки". Методологическая
культура педагога. Научное исследование в
педагогике, его основные характеристики.
Методы и логика педагогического исследования.
Теория обучения. Сущность, движущие силы,
противоречия и логика образовательного процес-
са. Закономерности и принципы обучения. Анализ
современных дидактических концепций. Единство
образовательной, воспитательной и развивающей
функций обучения. Проблемы целостности учебно-
воспитательного процесса. Двусторонний и
личностный характер обучения. Единство препода-
вания и учения. Обучение как сотворчество
учителя и ученика. Содержание образования как
фундамент базовой культуры личности. Государст-
венный образовательный стандарт. Базовая,
вариативная и дополнительная составляющие
содержания образования. Методы обучения.
Современные модели организации обучения.
Типология и многообразие образовательных
учреждений. Авторские школы. Инновационные
образовательные процессы. Классификация
средств обучения.
Теория и методика воспитания. Сущность воспита-
ния и его место в целостной структуре образова-
тельного процесса. Движущие силы и логика
воспитательного процесса. Базовые теории воспи-
тания и развития личности. Закономерности и
принципы воспитания: персонификация, природо-
сообразность, культуросообразность, гуманиза-
ция, дифференциация. Национальное своеобразие
воспитания. Система форм и методов воспитания.
Понятие о воспитательных системах. Педагогичес-
кое взаимодействие в воспитании. Коллектив как
объект и субъект воспитания. Функции и основные
направления деятельности классного
руководителя.
Педагогика межнационального общения. Цель и
задачи воспитания культуры межнационального
общения. Воспитание патриотизма и интернациона-
лизма, веротерпимости, толерантности.
История образования и педагогической мысли.
История образования и педагогической мысли как
область научного знания. Школьное дело и
зарождение педагогической мысли на ранних
этапах развития человечества. Воспитание и
школа в античном мире. Воспитание и образование
в эпоху Средневековья. Воспитание и педагоги-
ческая мысль в эпоху Возрождения. Воспитание и
обучение в Киевской Руси и Русском государстве
(до XVIII века). Образование и педагогическая
мысль Западной Европы и США в XIX веке (до
80-х годов). Школа и педагогика в России до
90-х гг. XIX века. Зарубежная педагогика и
школа в конце XIX века. Школа и педагогика в
России в конце XIX и начале XX вв. (до 1917
г.). Зарубежная школа и педагогика в период
между первой и второй мировыми войнами.
Развитие школы и педагогики в России после
Октябрьской революции (1917 г.). Образование и
педагогическая мысль в России после второй
мировой войны. Ведущие тенденции современного
развития мирового образовательного процесса.
Социальная педагогика. Социальное воспитание и
социализация личности. Сущность, принципы,
ценности, механизмы и факторы социального
воспитания. Взаимодействие в социальном
воспитании. Жизнедеятельность институтов
социального воспитания. Семья как субъект
педагогического взаимодействия и социокультур-
ная среда воспитания и развития ребенка.
Оказание индивидуальной помощи в различных
институтах воспитания.
Коррекционная педагогика с основами специальной
психологии. Предмет, задачи, принципы, катего-
рии, основные научные теории коррекционной
педагогики. Норма и отклонение в физическом,
психологическом, интеллектуальном и моторном
развитии человека. Первичный и вторичный
дефект. Комбинированные нарушения, их причины.
Профилактика, диагностика, коррекция недостат-
ков личностного развития детей. Девиантное
поведение детей. Система консультативно-
диагностической, коррекционно-педагогической,
реабилитационной работы.
Педагогические технологии. Понятие педагогичес-
ких технологий, их обусловленность характером
педагогических задач. Виды педагогических
задач: стратегические, тактические, оператив-
ные. Проектирование и процесс решения педагоги-
ческих задач. Репродуктивные, продуктивные,
алгоритмические педагогические технологии.
Технология педагогического регулирования и
коррекции образовательного процесса. Технология
контроля образовательного процесса.
Управление образовательными системами. Понятие
управления и педагогического менеджмента.
Государственно-общественная система управления
образованием. Основные функции педагогического
управления: педагогический анализ, целеполага-
ние, планирование, организация, регулирование и
контроль. Принципы управления педагогическими
системами. Школа как педагогическая система и
объект управления. Службы управления. Управлен-
ческая культура руководителя. Взаимодействие
социальных институтов в управлении образова-
тельными системами. Повышение квалификации и
аттестация работников школы.
Психолого-педагогический практикум. Решение
психолого-педагогических задач, конструирование
различных форм психолого-педагогической дея-
тельности, моделирование образовательных и
педагогических ситуаций. Психолого-педагогичес-
кие методики диагностики, прогнозирования и
проектирования, накопления профессионального
опыта. Развитие интеллектуально-творческого,
диагностического, коммуникационного,
мотивационно-профессионального потенциала
личности педагога
|
300
|
ОПД.Ф.03
|
Основы
специальной педагогики и психологии
Предмет, цели, задачи, принципы и методы
специальной психологии.
Специальная психология как наука о психофизио-
логических особенностях развития аномальных
детей, закономерностях их психического развития
в процессе воспитания и образования. Категории
развития в специальной психологии. Психическое
развитие и деятельность. Понятие аномального
развития (дизонтогенеза). Параметры дизонтоге-
неза. Типы нарушений психического развития:
недоразвитие, задержанное развитие, поврежден-
ное развитие, искаженное развитие, дисгармони-
ческое развитие. Понятие "аномальный ребенок".
Особенности аномального развития. Отрасли
специальной психологии - олигофренопсихология,
тифлопсихология, сурдопсихология, логопсихоло-
гия, психология детей с задержкой психического
развития (ЗПР), нарушениями опорно-двигательно-
го аппарата (ДЦП), психология детей дошкольного
возраста с аномалиями развития.
Предмет, цели, задачи, принципы и методы
специальной педагогики. Основные категории спе-
циальной педагогики. Воспитание, образование и
развитие аномальных детей как целенаправленный
процесс формирования личности и деятельности,
передачи и усвоения знаний, умений и навыков,
основное средство подготовки их к жизни и тру-
ду. Содержание, принципы, формы и методы воспи-
тания и образования аномальных детей. Понятия
коррекции и компенсации. Социальная реабилита-
ция и социальная адаптация. Основные отрасли
специальной педагогики: сурдопедагогика, олиго-
френопедагогика, логопедия, специальная до-
школьная педагогика
|
72
|
ОПД.Ф.04
|
Теория
и методика обучения иностранному
языку
Роль и место иностранных языков в системе
иноязычного образования. Возможности учебного
предмета "Иностранный язык" для развития лич-
ности учащегося, его способностей к самопозна-
нию и самоучению. Приобщение учащихся к культу-
ре страны изучаемого языка на уроках и во
внеурочное время. Теоретические основы методики
обучения иностранному языку. Система обучения
иностранному языку в средней школе. Цели,
содержание, принципы, методы и средства обуче-
ния иностранному языку в разных типах учебных
заведений. Концептуальные основы учебника
иностранного языка. Урок как основная единица
учебного процесса. Типы, виды уроков, техноло-
гия их проведения. Система упражнений. Обучение
основным видам иноязычной речевой деятельности.
Система формирования фонетических, грамматичес-
ких и лексических навыков. Контроль в обучении
иностранному языку. Текущий, итоговый контроль.
Функции и формы контроля. Анализ и обобщение
педагогического опыта. Основные направления
в теории и практике обучения иностранному языку
в истории отечественной и зарубежной школы.
Современные технологии обучения иностранному
языку
|
392
|
ОПД.Ф.05
|
Возрастная
анатомия, физиология и гигиена
Предмет и содержание курса. Общие закономернос-
ти роста и развития организма. Анатомия и
физиология нервной системы. Высшая нервная
деятельность. Нейрофизиологические основы
поведения человека. Анатомия, физиология и
гигиена сенсорных систем. Гигиена учебно-
воспитательного процесса в школе. Гигиенические
основы режима дня учащихся. Анатомия и физиоло-
гия желез внутренней секреции. Анатомия, фи-
зиология и гигиена опорно-двигательного аппара-
та. Гигиенические требования к оборудованию
школ.
Анатомия и физиология органов пищеварения.
Обмен веществ и энергии. Возрастные особенности
крови. Анатомия, физиология и гигиена сердечно-
сосудистой системы, органов дыхания. Гигиени-
ческие требования к воздушной среде учебных
заведений. Анатомия, физиология и гигиена кожи
ребенка. Гигиена одежды и обуви. Состояние
здоровья детей и подростков.
Гигиена трудового обучения и производительного
труда учащихся. Гигиенические требования к пла-
нировке школьного здания, земельного участка
|
72
|
ОПД.Ф.06
|
Основы
медицинских знаний
Понятие о неотложных состояниях. Причины и
факторы, их вызывающие. Оказание первой
медицинской помощи при неотложных состояниях.
Физиологические пробы определения здоровья.
Применение лекарственных средств. Характеристи-
ка детского травматизма. Меры профилактики.
Терминальные состояния. Реанимация.
Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиоло-
гии. Меры профилактики инфекционных болезней.
Здоровый образ жизни как биологическая и
социальная проблема. Человек и окружающая
среда. Система "природа - человек". Здоровье и
факторы, его определяющие. Социально-психологи-
ческие аспекты здорового образа жизни. Этапы
формирования здоровья. Психолого-педагогические
аспекты здорового образа жизни. Мотивация и
здоровье. Понятие о стрессе и дистрессе. Роль
учителя и его место в первичной, вторичной и
третичной профилактике заболеваний
|
72
|
ОПД.Ф.07
|
Безопасность
жизнедеятельности
Теоретические основы безопасности жизнедеятель-
ности. Экологические аспекты безопасности жиз-
недеятельности. Классификация чрезвычайных
ситуаций. Российская система предупреждения и
действий в чрезвычайных ситуациях. Окружающий
мир. Опасности, возникающие в повседневной
жизни, и безопасное поведение. Транспорт и его
опасности. Экстремальные ситуации в природных и
городских условиях. Чрезвычайные ситуации
природного и техногенного характера и защита
населения от их последствий. Действия учителя
при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
Гражданская оборона и ее задача. Современные
средства поражения. Средства индивидуальной
защиты. Защитные сооружения гражданской оборо-
ны. Организация защиты населения в мирное и
военное время. Приборы радиационной и химиче-
ской разведки, дозиметрический контроль. Орга-
низация гражданской обороны в образовательных
учреждениях. Средства и способы защиты
|
72
|
ОПД.Р.00
|
Национально-региональный
(вузовский)
компонент
|
160
|
ОПД.В.00
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом
|
160
|
ДПП
|
Дисциплины
предметной подготовки
|
4934
|
ДПП.Ф.00
|
Федеральный
компонент
|
4534
|
ДПП.Ф.01
|
Языкознание
Введение в языкознание. Предмет и задачи
языкознания. Отрасли языкознания. Взаимосвязь
языка и общества, языка и мышления. Язык как
система знаков. Уровни и единицы языка и речи.
Речевая деятельность. Особенности вербальной
коммуникации. Исторические изменения внутренней
структуры языка. Территориальная и социальная
дифференциация языка. Языковая ситуация в
странах изучаемого языка. Генеалогическая и
типологическая классификация языков.
Общее языкознание. Языкознание как гуманитарная
дисциплина и его место в системе научного
знания о человеке. Современная структура знаний
о языке. Основные лингвистические направления.
Методы современного языкознания. Социальная
обусловленность языка. Специфика обслуживания
языком общества. Актуальные проблемы языковой
политики на современном этапе. Языковая картина
мира. Языковая личность, вторичная языковая
личность
|
150
|
ДПП.Ф.02
|
История
языка
Предмет истории языка. Основные законы
исторического развития языка, сравнительно-
исторический метод изучения языков, основные
этапы исторического развития изучаемого языка,
становление национального литературного языка в
связи со становлением нации, формирование
системы изучаемого языка в различные историчес-
кие периоды его развития (фонетика, грамматика,
лексика, графика), литературный язык и диалекты
|
120
|
ДПП.Ф.03
|
Теоретическая
фонетика
Предмет фонетики, разделы фонетики. Фонема
как единица языка, звук как единица речи.
Фонологические школы. Методы фонологического
анализа. Морфология. Интонация и ее функции.
Фоностилистическая вариативность на сегментном
и сверхсегментном уровнях. Фонетические стили.
Произносительная норма. Варианты произношения
|
100
|
ДПП.Ф.04
|
Лексикология
Предмет лексикологии. Слово - основная
структурно-семантическая единица языка. Теория
знака и слова. Функции слова. Лексическое и
грамматическое значение слова. Типы лексических
значений. Роль семантической эволюции слов в
обогащении словарного состава. Многозначность и
однозначность слов. Значение и употребление
слов. Роль словообразования в пополнении
словарного состава. Роль заимствования в
обогащении словарного состава. Источники
заимствований. Устойчивые словосочетания
фразеологического и нефразеологического
характера. Классификация фразеологических
единиц. Лексические пласты и группы в словарном
составе языка и их роль в процессе коммуника-
ции. Территориальная и социальная дифференциа-
ция лексики. Неологизмы, архаизмы и историзмы.
Классификация синонимов. Типология антонимов и
омонимов. Основные типы словарей
|
130
|
ДПП.Ф.05
|
Теоретическая
грамматика
Предмет грамматики как науки; грамматический
строй языка, грамматическая форма и граммати-
ческое значение, грамматические категории,
морфология и синтаксис, основные единицы морфо-
логии и синтаксиса, виды морфем, морфемный
состав слова, части речи и их морфологические
категории, предложение в его отношении к языку
и речи, типы предложений, структура предложе-
ний, члены предложения, порядок слов, граммати-
ка текста. Теория актуализации. Понятие ядра и
периферии в языке. Методы грамматического ана-
лиза. Этапы развития теоретической грамматики
|
140
|
ДПП.Ф.06
|
Стилистика
Предмет стилистики как науки. Социолингвисти-
ческие и прагматические аспекты стилистики.
Классификация стилей и виды стилистических
значений. Языковые и стилистические нормы.
Проблема выбора слова. Стилистически дифферен-
цированная лексика. Стилистическая характерис-
тика устойчивых словосочетаний. Морфология,
синтаксис и словообразование в стилистическом
аспекте. Фоностилистика, микро- и макростилис-
тика. Смысловая и стилистическая интерпретация
художественного текста
|
100
|
ДПП.Ф.07
|
Лингвострановедение
и страноведение
Введение в страноведение и лингвострановедение.
Роль страноведческой и лингвострановедческой
компетенции в реализации адекватного общения и
взаимопонимания представителей разных культур.
Языковые реалии со страноведческой направлен-
ностью. Основные этапы истории страны изучаемо-
го языка. Памятники культуры, сохранившиеся на
ее территории. Языковые реалии, связанные с
важнейшими историческими событиями, культурно-
историческими и социальными ассоциациями.
Страноведение и лингвострановедение.
Географическое положение и природные условия
страны изучаемого языка. Заповедники, нацио-
нальные и региональные парки. Проблема охраны
окружающей среды. Национальный и социальный
состав населения. Демографические и социальные
проблемы. Государственное устройство и
общественно-политическая жизнь страны.
Административно-территориальное деление страны
и местные органы самоуправления. Общая
характеристика экономики страны.
Основные этапы образования Европейского Союза и
отношение к нему разных слоев населения (для
европейских стран). Переход к единой европей-
ской валюте (для стран Европы). Культура
страны.
Национальные традиции и праздники страны
изучаемого языка. Языковые реалии, связанные с
географическими понятиями (названия морей и
океанов, особенности береговой линии, рельефа,
климата и растительности и т.п.), особенностями
национальной культуры, общественно-политической
жизни, государственным устройством, экономикой,
традициями и обычаями страны изучаемого языка
|
230
|
ДПП.Ф.08
|
Практический
курс иностранного языка
Иноязычная культура как содержание иноязычного
образования. Фонетический материал, необходимый
для коррекции и постановки правильного произно-
шения и интонации; грамматический материал,
необходимый для формирования лингвистической
компетенции обучаемых. Лексический материал,
необходимый для проявления коммуникативной
компетенции в наиболее распространенных ситуа-
циях в официальной и неофициальной сферах. Виды
речевой деятельности (аудирование, говорение,
чтение и письмо, перевод с иностранного языка
на родной, с родного на иностранный)
|
2774
|
ДПП.Ф.09
|
Теория
и практика перевода
Объект теории перевода. Одноязычная и
двуязычная коммуникация. Процесс перевода.
Становление и история теории перевода.
Современные теории перевода. Теория машинного
перевода. Проблема переводимости и адекватности
текста. Единицы перевода. Классификация видов и
форм перевода. Компетенция переводчика.
Лексикологический, грамматический, стилистиче-
ский аспекты перевода
|
72
|
ДПП.Ф.10
|
Сравнительная
типология
Место сравнительной типологии среди других
отраслей языкознания. Языковые универсалии;
всеобщее, общее и особенное в языках. Понятие
типа. Виды типологических исследований. Задачи
сравнительной типологии. Методика типологиче-
ских исследований. Сравнительная фонетика и
сравнительная фонология. Способы грамматическо-
го выражения. Основные типы сходства и расхож-
дений между языками в плане форм, значений и
функционирования грамматических категорий. Типы
синтаксической связи. Члены предложения и части
речи в языках. Порядок слов. Номинативные
средства языка. Словообразование. Объем
значения слова. Мотивированное слово в языках.
Асимметрия лексического знака. Фразеология.
Специфические модели фразеологизмов
|
108
|
ДПП.Ф.11
|
Зарубежная
литература и литература страны
изучаемого языка
Периодизация литературного процесса. Литература
средних веков. Предвозрождение. Литература
Возрождения. Литература XVII в.: барокко,
классицизм. Литература XVIII в.: просвещение,
предромантизм. Литература XIX в.: романтизм,
реализм. Литература рубежа XIX - XX вв. Литера-
тура XX в.: реализм, модернизм, постмодернизм.
Русско-зарубежные связи
|
110
|
ДПП.ДС
|
Дисциплины
специализации
|
500
|
ДПП.Р.00
|
Национально-региональный
(вузовский)
компонент
|
200
|
ДПП.В.00
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом
|
200
|
ФТД.00
|
Факультативы
|
450
|
ФТД.01
|
Военная
подготовка
|
450
|
Итого
|
8884
ч
|
5. Сроки
освоения основной образовательной программы
выпускника по
специальности 033200 Иностранный язык
5.1. Срок освоения
основной образовательной программы подготовки учителя иностранного языка при
очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:
теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные - 156 недель;
экзаменационные сессии - 27 недель;
практики - не
менее 20
недель;
итоговая
государственная аттестация,
включая
подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы - не менее 8
недель;
каникулы
(включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее 38
недель.
5.2. Для лиц,
имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной
образовательной программы подготовки учителя иностранного языка по очно-заочной
(вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм
обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока,
установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный
объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все
виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем
аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в
среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в
указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической
культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При
очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не
менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной
форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с
преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем
каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том
числе не менее 2 недель в зимний период.
6.
Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной
программы подготовки выпускника
по специальности
033200 Иностранный язык
6.1. Требования к
разработке основной образовательной программы подготовки учителя иностранного
языка
6.1.1. Высшее
учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную
образовательную программу вуза для подготовки учителя иностранного языка на
основе настоящего государственного образовательного стандарта.
Дисциплины по
выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины,
предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются
обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы
рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах
часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам
и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна
выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно,
неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
Специализации являются
частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение
более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных
областях деятельности по профилю данной специальности.
Часы, отводимые на
дисциплины специализации, могут использоваться для углубления предметной
подготовки.
6.1.2. При
реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет
право:
изменять объем
часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в
пределах 5%;
формировать цикл
гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из
десяти базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном
образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины:
"Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов), "Латинский
язык и античная культура" (в объеме 72 часов), "Отечественная
история", "Философия". Остальные базовые дисциплины могут
реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в
междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если
дисциплины являются частью общепрофессиональной или предметной подготовки,
выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла.
Занятия по
дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной
формах обучения могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;
осуществлять
преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских
лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных
практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом
вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную
специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей,
обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
устанавливать
необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы
гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных
дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин предметной подготовки;
устанавливать
наименование специализаций по специальностям высшего профессионального
образования, наименование дисциплин специализаций, их объем и содержание, а
также форму контроля за их освоением студентами;
реализовать основную
образовательную программу подготовки учителя иностранного языка в сокращенные
для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное
образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование.
Обучение в сокращенные
сроки допускается для лиц, уровень образования или способности которых являются
для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к
кадровому обеспечению учебного процесса
Реализация основной
образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна
обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически
занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели
специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт
деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
6.3. Требования к
учебно-методическому обеспечению учебного процесса
Реализация основной
образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна
обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных,
по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной
образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем
дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному
проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными,
аудио-, видеоматериалами.
Учебно-методическое
обеспечение должно включать в себя:
необходимый минимум
лабораторно-практических работ по вводно-фонетическому курсу по коррекции и
постановке правильного произношения и интонации, состоящему из аутентичных
фонетических и интонационных упражнений, текстов для аудирования и
воспроизведения;
набор аутентичных
текстов, представляющих различные функциональные и фонетические стили речи;
тренировочные
упражнения по данному направлению;
видеотеку,
содержащую минимум видеоматериалов страноведческого, социокультурного и
культурологического содержания;
необходимый минимум
основных профессиональных реферативных журналов и научной литературы;
вуз должен
обеспечить необходимый минимум научной и учебно-методической литературы в
соответствии с аудио- и видеоматериалами.
6.4. Требования к
материально-техническому обеспечению учебного процесса
Высшее учебное
заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки
дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой,
соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей
проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и
междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов,
предусмотренных примерным учебным планом.
6.5. Требования к
организации практик
Педагогическая
практика проводится в школах и других учебно-образовательных учреждениях.
7.
Требования к уровню подготовки выпускника
по специальности
033200 Иностранный язык
7.1. Требования к
профессиональной подготовленности специалиста
Выпускник должен
уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.2
настоящего государственного образовательного стандарта.
Специалист должен
знать:
государственный
язык Российской Федерации - русский язык;
свободно владеть
языком, на котором ведется преподавание.
Специалист должен
уметь:
осуществлять
процесс обучения учащихся с ориентацией на задачи обучения, воспитания и
развития личности школьников и с учетом специфики преподаваемого предмета;
стимулировать
развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических
требований, предъявляемых к образованию и обучению;
анализировать
собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей
квалификации;
выполнять
методическую работу в составе школьных методических объединений;
выполнять работу
классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся (лицами, их
заменяющими) и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания.
Специалист владеет:
иностранным языком
(свободно);
знаниями о системе
и структуре иностранного языка, возможностях их реализации; о социологических,
исторических и типологических характеристиках иностранного языка в сравнении с
русским и родным; об основных этапах развития иностранного языка; о роли
иностранных языков в современном обществе;
знаниями о языковом
строе в целом и отдельных языковых уровнях: фонетической системе,
грамматической системе, словарном составе, стилистических особенностях;
знаниями о
литературной форме языка и диалектном разнообразии языка, его вариантах.
Специалист должен:
иметь представление
о современных направлениях в науке о языке;
продемонстрировать
определенный уровень билингвальной коммуникативной компетенции, включающий
лингвистическую, социолингвистическую, социокультурную, дискурсивную, в
соответствии с общеевропейской шкалой требований по всем видам речевой
деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо);
знать язык реалий,
связанных с важнейшими историческими событиями, культурно-историческими
ассоциациями, особенностями общественно-политической жизни, государственным
устройством, экономикой, традициями и обычаями стран изучаемого языка, и уметь
передавать эту информацию учащимся.
7.2. Требования к
итоговой государственной аттестации специалиста
7.2.1. Общие
требования к итоговой государственной аттестации
Итоговая
государственная аттестация учителя иностранного языка включает защиту выпускной
квалификационной работы и государственный экзамен.
Итоговые
аттестационные испытания предназначены для определения практической и
теоретической подготовленности учителя иностранного языка к выполнению
профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным
стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4.
Аттестационные
испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника,
должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего
профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
7.2.2. Требования к
выпускной квалификационной (дипломной) работе специалиста
Дипломная работа
специалиста должна быть представлена в форме рукописи.
Требования к
объему, содержанию и структуре дипломной работы определяются высшим учебным
заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации
выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России,
государственного образовательного стандарта по специальности 033200 Иностранный
язык и методических рекомендаций УМО вузов Российской Федерации по
педагогическому образованию.
Время, отводимое на
подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, составляет не менее
восьми недель.
7.2.3. Требования к
государственному экзамену учителя иностранного языка
Порядок проведения
и программа государственного экзамена по специальности 033200 Иностранный язык
определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей
примерной программы, разработанных УМО вузов Российской Федерации по
педагогическому образованию, Положения об итоговой государственной аттестации
выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и
государственного образовательного стандарта по специальности 033200 Иностранный
язык.
Составители:
Учебно-методическое
объединение высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому
образованию.
Государственный
образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на
заседании Учебно-методического совета по лингвистике и межкультурной
коммуникации 10 ноября 1999 г., протокол N 3.