Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской
Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
2 июня 2000 года
Согласовано
Заместитель
Министра
Российской
Федерации
по физической
культуре,
спорту и туризму
12 мая 2000 года
Номер государственной
регистрации
422 физ/сп
Вводится
с момента
утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 022300 - ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
КВАЛИФИКАЦИЯ - СПЕЦИАЛИСТ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
1. Общая
характеристика специальности 022300 -
Физическая культура
и спорт
1.1. Специальность
утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000
N 686.
1.2.
Квалификация выпускника - специалист по физической культуре и спорту.
Нормативный срок
освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по
специальности 022300 Физическая культура и спорт при очной форме обучения - 5
лет.
1.3.
Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Область и
объекты профессиональной деятельности.
Областью
профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту
являются физическая культура, спорт, включая детско-юношеский спорт, массовый
спорт, спорт высших достижений, профессиональный спорт,
спортивно-оздоровительный туризм, двигательная рекреация и реабилитация,
деятельность по оздоровлению населения средствами физической культуры и спорта.
Профессиональная
деятельность специалиста по физической культуре и спорту направлена на изучение
и совершенствование (вплоть до максимально возможного для данного индивида)
физических, психических и функциональных возможностей человека, на разработку и
утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическую
реализацию средствами физической культуры и спорта, на формирование личности,
ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и
спорта.
1.3.2. Виды
профессиональной деятельности.
Специалист по
физической культуре и спорту подготовлен:
- к педагогической
и тренерской деятельности во всех типах образовательных учреждений, в
организациях, на предприятиях различной формы собственности, в сборных командах
по видам спорта, включая сборные команды Российской Федерации;
- к управленческой
деятельности в сфере физической культуры и спорта на местном, региональном и
федеральном уровнях;
- к выполнению
рекреационных и реабилитационных задач средствами физической культуры и спорта
в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристских, лечебных,
реабилитационных и профилактических учреждениях любой формы собственности.
1.3.3. Задачи профессиональной
деятельности выпускника.
Специалист по
физической культуре и спорту подготовлен к решению следующих задач:
1. Педагогическая,
тренерская деятельность:
- оценивать
физическое и функциональное состояние индивида, его пригодность к занятиям тем или
иным видом физкультурно-спортивной деятельности;
- определять цели и
задачи учебного и тренировочного процессов;
- подбирать
адекватные поставленным задачам средства и методы тренировки;
- определять
величину нагрузок, адекватную возможностям индивида;
- оценивать
эффективность используемых средств и методов в учебном и тренировочном
процессе;
- с помощью систем
тестов осуществлять текущий и этапный контроль за
состоянием общей и специальной работоспособности занимающихся и вносить
коррективы в тренировочный процесс;
- обучать
двигательным действиям;
- контролировать
эффективность техники физкультурно-спортивных движений, разрабатывать и
использовать приемы ее совершенствования;
- использовать
компьютерную технику, компьютерные программы для планирования учебного и
тренировочного процессов, учета выполняемых тренировочных нагрузок, контроля за состоянием занимающихся, корректировки
тренировочного процесса, решения других практических задач;
- способствовать
формированию личности обучающихся в процессе занятий физической культурой и
спортом, ее приобщению к общечеловеческим ценностям, к здоровому образу жизни.
2.
Научно-исследовательская деятельность в сфере физической культуры и спорта:
- выделять и
формулировать актуальные проблемы в сфере физической культуры и спорта;
- формировать
логику и методологию научных исследований в сфере физической культуры и спорта;
- определять цели и
задачи исследования;
- применять
адекватные поставленным задачам методы и методики исследований;
- обрабатывать,
анализировать и оформлять результаты исследований, используя для этого
компьютерную технику и компьютерные программы.
3.
Организационно-управленческая деятельность:
- планировать и
прогнозировать развитие физической культуры и спорта на местном, региональном и
федеральном уровнях;
- принимать
управленческие решения;
- анализировать и
обобщать деятельность государственных и общественных органов управления в сфере
физической культуры и спорта;
- организовывать и
проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия;
- работать с
финансово-хозяйственной документацией.
4. Рекреационная и
реабилитационная деятельность:
- анализировать
ценности и эффективность видов рекреационной и реабилитационной деятельности;
- прогнозировать
условия и направление сферы досуга и активного отдыха различных категорий
населения;
- разрабатывать
программы для двигательной рекреации и реабилитации населения на региональном и
местном уровнях, подбирать соответствующие средства и методы их реализации.
1.4. Возможности
продолжения образования.
Выпускник,
освоивший основную образовательную программу по специальности 022300 -
Физическая культура и спорт, подготовлен для продолжения образования в
аспирантуре.
2.
Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий
уровень образования - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент
должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем
образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном
образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего
(полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
2.3. При приеме на
подготовку по специальности физическая культура и спорт высшее учебное
заведение имеет право проводить вступительные испытания профессиональной
направленности.
2.4. Перечень
дополнительных вступительных испытаний, связанных со спецификой направления.
2.4.1. Общая
физическая подготовка. С помощью нормативных требований, разрабатываемых вузом,
оценивается уровень развития основных двигательных качеств человека, имеющих важное значение для реализации программного материала по
дисциплинам учебного плана физкультурно-спортивной направленности, базирующихся
на школьной физической культуре.
2.4.2.
Специализированная подготовка по избранному виду физкультурно-спортивной
деятельности. С помощью специальных тестов, разрабатываемых вузом, оценивается
уровень развития физических качеств, степень владения двигательными умениями и
навыками, уровень специальных знаний, специфических для избранного вида
физкультурно-спортивной деятельности.
3. Общие
требования
к основной
образовательной программе специалиста
по специальности
022300 - Физическая культура и спорт
3.1. Основная
образовательная программа специалиста по физической культуре и спорту
разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного
стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплины, программы
учебных и производственных практик.
3.2. Требования к
обязательному минимуму содержания основной образовательной программы
специалиста по физической культуре и спорту, к условиям ее реализации и сроки
ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная
образовательная программа специалиста по физической культуре и спорту
формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин
национально-регионального компонента, дисциплин по выбору студента, а также
факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле
должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная
образовательная программа специалиста по физической культуре и спорту должна
предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую
государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие
гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие
математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД -
общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС -
дисциплины специальные;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание
национально-регионального компонента основной образовательной программы
подготовки специалиста по физической культуре и спорту должно обеспечивать
подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой,
установленной настоящим образовательным стандартом.
4.
Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной
программы специалиста по специальности
022300 - Физическая
культура и спорт
Индекс
|
Наименование дисциплин и их основные
разделы
|
Всего
часов
|
1
|
2
|
3
|
ГСЭ
|
Общие
гуманитарные и социально-экономические
дисциплины
|
1800
|
ГСЭ.Ф.00
|
Федеральный
компонент
|
1260
|
ГСЭ.Ф.01
|
Иностранный
язык
Специфика артикуляции звуков, интонации,
акцентуации и ритма нейтральной речи в
изучаемом языке; основные особенности полного
стиля произношения, характерные для сферы
профессиональной коммуникации; чтение
транскрипции.
Лексический минимум в объеме 4000 учебных
лексических единиц общего и терминологического
характера.
Понятие дифференциации лексики по сферам
применения (бытовая, терминологическая,
общенаучная, официальная и другая).
Понятие о свободных и устойчивых
словосочетаниях, фразеологических единицах.
Понятие об основных способах словообразования.
Грамматические навыки, обеспечивающие
коммуникацию без искажения смысла при
письменном и устном общении общего характера;
основные грамматические явления, характерные
для профессиональной речи.
Понятие об обиходно-литературном, официально-
деловом, научном стилях, стиле художественной
литературы. Основные особенности научного
стиля.
Культура и традиции стран изучаемого языка,
правила речевого этикета.
Говорение. Диалогическая и монологическая речь
с использованием наиболее употребительных и
относительно простых лексико-грамматических
средств в основных коммуникативных ситуациях
неофициального и официального общения. Основы
публичной речи (устное сообщение, доклад).
Аудирование. Понимание диалогической и
монологической речи в сфере бытовой и
профессиональной коммуникации.
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические
тексты и тексты по широкому и узкому профилю
специальности.
Письмо. Виды речевых произведений: аннотация,
реферат, тезисы, сообщения, частное письмо,
деловое письмо, биография
|
340
|
ГСЭ.Ф.02
|
Физическая
культура
Основные понятия. Сущность и содержание.
Средства, методы и принцы построения занятий.
Представление о технике физических упражнений
и ее характеристики. Обучение двигательным
действиям и особенности методики. Физические
качества и методики их воспитания. Формы
построения занятий. Методика кондиционной
тренировки для различных категорий
занимающихся. Соревновательная деятельность.
Планирование и педагогический контроль.
Организация и судейство соревнований. Техника
безопасности и предупреждение травматизма при
занятиях физическими упражнениями
|
408
|
ГСЭ.Ф.03
|
Отечественная
история
Сущность, формы, функции исторического знания.
Методы и источники изучения истории. Понятие и
классификация исторического источника.
Отечественная историография в прошлом и
настоящем: общее и особенное. Методология и
теория исторической науки. История России -
неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения
народов. Проблема этногенеза восточных славян.
Основные этапы становления государственности.
Древняя Русь и кочевники. Византийско-
древнерусские связи. Особенности социального
строя Древней Руси. Этнокультурные и
социально-политические процессы становления
русской государственности. Принятие
христианства. Распространение ислама. Эволюция
восточнославянской государственности в XI - XII
вв. Социально-политические изменения в русских
землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы
взаимовлияния. Россия и средневековые
государства Европы и Азии. Специфика
формирования единого российского государства.
Возвышение Москвы. Формирование сословной
системы организации общества. Реформы Петра I.
Век Екатерины. Предпосылки и особенности
складывания российского абсолютизма. Дискуссии
о генезисе самодержания.
Особенности и основные этапы экономического
развития России. Эволюция форм собственности
на землю. Структура феодального землевладения.
Крепостное право в России. Мануфактурно-
промышленное производство. Становление
индустриального общества в России: общее и
особенное. Общественная мысль и особенности
общественного движения России XIX в. Реформы и
реформаторы в России. Русская культура XIX в.
и ее вклад в мировую культуру.
Роль XX столетия в мировой истории.
Глобализация общественных процессов. Проблема
экономического роста и модернизации. Революции
и реформы. Социальная трансформация общества.
Столкновение тенденций интернационализма и
национализма, интеграции и сепаратизма,
демократии и авторитаризма.
Россия в начале ХХ в. Объективная
потребность
индустриальной модернизации России. Российские
реформы в контексте общемирового развития в
начале века. Политические партии России:
генезис, классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и
общенационального кризиса. Революция 1917 г.
Гражданская война и интервенция, их результаты
и последствия. Российская эмиграция.
Социально-экономическое развитие страны в 20-е
годы. НЭП. Формирование однопартийного
политического режима. Образование СССР.
Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя
политика.
Курс на строительство социализма в одной стране
и ее последствия. Социально-экономические
преобразования в 30-е годы. Усиление режима
личной власти Сталина. Сопротивление
сталинизму. СССР накануне и в начальный период
Второй мировой войны. Великая Отечественная
война. Социально-экономическое развитие,
общественно-политическая жизнь, культура,
внешняя политика СССР в послевоенные годы.
Холодная война. Попытки осуществления
политических и экономических реформ.
НТР и ее влияние на ход общественного
развития. СССР в середине 60 - 80-х годов:
нарастание кризисных явлений. Советский Союз в
1985 - 1991 гг. Перестройка. Попытка
государственного переворота 1991 г. и ее
провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.
Октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности
(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной
социально-экономической модернизации.
Культура в современной России.
Внешнеполитическая деятельность в условиях
новой геополитической ситуации
|
|
ГСЭ.Ф.04
|
Культурология
Структура и состав современного
культурологического знания. Культурология и
философия культуры, социология культуры,
культурная антропология. Культурология и
история культуры. Теоретическая и прикладная
культурология. Методы культурологических
исследований. Основные понятия культурологии:
культура, цивилизация, морфология культуры,
функции культуры, субъект культуры,
культурогенез, динамика культуры, язык и
символы культуры, культурные коды,
межкультурные коммуникации, культурные
ценности и нормы, культурные традиции,
культурная картина мира, социальные институты
культуры, культурная самоидентичность,
культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и национальная,
элитарная и массовая культуры. Восточные и
западные типы культур. Специфические и
"серединные" культуры. Локальные культуры.
Место и роль России в мировой культуре.
Тенденции культурной универсализации в мировом
современном процессе.
Культура и природа. Культура и общество.
Культура и глобальные проблемы современности.
Культура и личность. Инкультурация и
социализация
|
|
ГСЭ.Ф.05
|
Политология
Объект, предмет и метод политической науки.
Функции политологии. Политическая жизнь и
властные отношения. Роль и место политики в
жизни современных обществ. Социальные функции
политики. История политических учений.
Российская политическая традиция: истоки,
социокультурные основания, историческая
динамика. Современные политологические школы.
Гражданское общество, его происхождение и
особенности. Особенности становления
гражданского общества России. Институциональные
аспекты политики. Политическая власть.
Политическая система. Политические режимы,
политические партии, электоральные системы.
Политические отношения и процессы. Политические
конфликты и способы их разрешения. Политические
технологии. Политический менеджмент.
Политическая модернизация. Политические
организации и движения. Политические элиты.
Политическое лидерство. Социокультурные аспекты
политики. Мировая политика и международные
отношения. Особенности мирового политического
процесса. Национально-государственные интересы
России в новой геополитической ситуации.
Методология познания политической реальности.
Парадигмы политического знания. Экспертное
политическое знание; политическая аналитика и
прогностика
|
|
ГСЭ.Ф.06
|
Правоведение
Государство и право. Их роль в жизни общества.
Норма права и нормативно-правовые акты.
Основные правовые системы современности.
Международное право как особая система права.
Источники российского права. Закон и
подзаконные акты.
Система российского права. Отрасли права.
Правонарушение и юридическая ответственность.
Значение законности и правопорядка в
современном обществе. Правовое государство.
Конституция Российской Федерации - основной
закон государства. Особенности федеративного
устройства России. Система органов
государственной власти в Российской Федерации.
Понятие гражданского правоотношения.
Физические и юридические лица. Право
собственности. Обязательства в гражданском
праве и ответственность за их нарушение.
Наследственное право.
Брачно-семейные отношения. Взаимные права и
обязанности супругов, родителей и детей.
Ответственность по семейному праву. Трудовой
договор (контракт). Трудовая дисциплина и
ответственность за ее нарушение.
Административные правонарушения и
административная ответственность.
Понятие преступления. Уголовная
ответственность за совершение преступлений.
Экологическое право. Особенности правового
регулирования будущей профессиональной
деятельности.
Правовые основы защиты государственной тайны.
Законодательные информативно-правовые акты в
области защиты информации и государственной
тайны
|
|
ГСЭ.Ф.07
|
Психология
и педагогика
Психология: предмет, объект и методы
психологии. Место психологии в системе наук.
История развития психологического знания и
основные направления в психологии. Индивид,
личность, субъект, индивидуальность. Психика и
организм. Психика, поведение и деятельность.
Основные функции психики. Развитие психики в
процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и
психика. Структура психики. Соотношение
сознания и бессознательного. Основные
психические процессы. Структура сознания.
Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие.
Представление. Воображение. Мышление и
интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические
процессы.
Эмоции и чувства. Психическая регуляция
поведения и деятельности. Общение и речь.
Психология личности. Межличностные отношения.
Психология малых групп. Межгрупповые отношения
и взаимодействия.
Педагогика: объект, предмет, задачи, функции,
методы педагогики. Основные категории
педагогики: образование, воспитание, обучение,
педагогическая деятельность, педагогическое
взаимодействие, педагогическая технология,
педагогическая задача. Образование как
общечеловеческая ценность. Образование как
социокультурный феномен и педагогический
процесс. Образовательная система России, цели,
содержание, структура непрерывного образования,
единство образования и самообразования.
Педагогический процесс. Образовательная,
воспитательная и развивающая функции обучения.
Воспитание в педагогическом процессе. Общие
формы организации учебной деятельности. Урок,
лекция, семинарские, практические и
лабораторные занятия, диспут, конференция,
зачет, экзамен, факультативные занятия,
консультация. Методы, приемы, средства
организации и управления педагогическим
процессом.
Семья как субъект педагогического
взаимодействия и социокультурная среда
воспитания и развития личности. Управление
образовательными системами
|
|
ГСЭ.Ф.08
|
Русский
язык и культура речи
Стили современного русского литературного
языка. Языковая норма, ее роль в становлении и
функционировании литературного языка.
Речевое взаимодействие. Основные единицы
общения. Устная и письменная разновидности
литературного языка. Нормативные,
коммуникативные, этические аспекты устной и
письменной речи. Функциональные стили
современного русского языка. Взаимодействие
функциональных стилей. Научный стиль. Специфика
использования элементов различных языковых
уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и
научной сфер деятельности. Официально-деловой
стиль, сфера его функционирования, жанровое
разнообразие. Языковые формы официальных
документов. Приемы унификации языка служебных
документов. Интернациональные свойства русской
официально-деловой письменной речи. Язык и
стиль распорядительных документов. Язык и стиль
коммерческой корреспонденции. Язык и стиль
инструктивно-методических документов. Реклама
в деловой речи. Правила оформления документов.
Речевой этикет в документе.
Жанровая дифференциация, отбор языковых
средств в публицистическом стиле. Особенности
устной публичной речи. Оратор и его аудитория.
Основные виды аргументов. Подготовка речи:
выбор темы, цель речи, поиск материала, начало,
развертывание и завершение речи. Основные
приемы поиска материала и виды вспомогательных
материалов. Словесное оформление публичного
выступления. Понятность, информативность и
выразительность публичной речи.
Разговорная речь в системе функциональных
разновидностей русского литературного языка.
Условия функционирования разговорной речи,
роль внеязыковых факторов. Культура речи.
Основные направления совершенствования навыков
грамотного письма и говорения
|
|
ГСЭ.Ф.09
|
Социология
Предыстория и социально-философские предпосылки
социологии как науки. Социологический проект
О. Конта. Классические социологические теории.
Современные социологические теории. Русская
социологическая мысль. Общество и социальные
институты. Мировая система и процессы
глобализации. Социальные группы и общности.
Виды общностей. Общность и личность. Малые
группы и коллективы. Социальная организация.
Социальные движения.
Социальное неравенство, стратификация и
социальная мобильность. Понятие социального
статуса.
Социальное взаимодействие и социальные
отношения. Общественное мнение как институт
гражданского общества. Культура как фактор
социальных изменений. Взаимодействие
экономики, социальных отношений и культуры.
Личность как социальный тип. Социальный
контроль и девиация. Личность как деятельный
субъект. Социальные изменения. Социальные
революции и реформы. Концепция социального
прогресса. Формирование мировой системы. Место
России в мировом сообществе. Методы
социологического исследования
|
|
ГСЭ.Ф.10
|
Философия
Предмет философии. Место и роль философии в
культуре. Становление философии. Основные
направления, школы философии и этапы ее
исторического развития. Структура философского
знания.
Учение о бытии. Монистические и
плюралистические концепции бытия,
самоорганизация бытия. Понятия материального и
идеального. Пространство, время. Движение и
развитие, диалектика. Детерминизм и
индетерминизм. Динамические и статистические
закономерности. Научные, философские и
религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и
природа. Общество и его структура. Гражданское
общество и государство. Человек в системе
социальных связей. Человек и исторический
процесс; личность и массы, свобода и
необходимость. Формационная и цивилизационная
концепции общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и
ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль,
справедливость, право. Нравственные ценности.
Представления о совершенном человеке в
различных культурах. Эстетические ценности и
их роль в человеческой жизни. Религиозные
ценности и свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и
личность. Познание, творчество, практика. Вера
и знание. Понимание и объяснение. Рациональное
и иррациональное в познавательной деятельности.
Проблема истины. Действительность, мышление,
логика и язык. Структура и вненаучное знание.
Критерии научности. Структура научного
познания, его методы и формы. Рост научного
знания. Научные революции и смены типов
рациональности. Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы
современности. Взаимодействие цивилизаций и
сценарии будущего
|
|
ГСЭ.Ф.11
|
Экономика
Введение в экономическую теорию. Блага.
Потребности, ресурсы. Экономический выбор.
Экономические отношения. Экономические
системы. Основные этапы развития экономической
теории. Методы экономической теории.
Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложения.
Потребительские предпочтения и предельная
полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и
рыночный спрос. Эффект дохода и эффект
замещения. Эластичность. Предложение и его
факторы. Закон убывающей предельной
производительности. Эффект масштаба. Виды
издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип
максимизации прибыли. Предложение совершенно
конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность
конкурентных рынков. Рыночная власть.
Монополия. Монополистическая конкуренция.
Олигополия. Антимонопольное регулирование.
Спрос на факторы производства. Рынок труда.
Спрос и предложение труда. Заработная плата и
занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и
инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее
равновесие и благосостояние. Распределение
доходов. Неравенство. Внешние эффекты и
общественные блага. Роль государства.
Макроэкономика. Национальная экономика как
целое. Круговорот доходов и продуктов. ВВП и
способы его измерения. Национальный доход.
Располагаемый личный доход. Индексы цен.
Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды.
Экономические циклы. Макроэкономическое
равновесие. Совокупный спрос и совокупное
предложение. Стабилизационная политика.
Равновесие на товарном рынке. Потребление и
сбережения. Инвестиции. Государственные расходы
и налоги. Эффект мультипликатора.
Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их
функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный
мультипликатор. Банковская система.
Денежно-кредитная политика. Экономический рост
и развитие. Международные экономические
отношения. Внешняя торговля и торговая
политика. Платежный баланс. Валютный курс.
Особенности переходной экономики России.
Приватизация. Формы собственности.
Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок
труда. Распределение и доходы. Преобразования
в социальной сфере.
Структурные сдвиги в экономике. Формирование
открытой экономики
|
|
ГСЭ.Р.00
|
Национально-региональный
(вузовский) компонент
|
270
|
ГСЭ.В.00
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом
|
270
|
EH
|
Общие
математические и естественнонаучные
дисциплины
|
760
|
ЕН.Ф.00
|
Федеральный
компонент
|
620
|
ЕН.Ф.01
|
Математика
Аналитическая геометрия и линейная алгебра.
Дифференциальное и интегральное исчисление.
Ряды. Дифференциальные уравнения.
Математическая статистика
|
140
|
ЕН.Ф.02
|
Информатика
Понятие информации, общая характеристика
процессов передачи, обработки и накопления
информации; технические и программные средства
реализации информационных процессов; модели
решения функциональных и вычислительных задач;
алгоритмизация и программирование: языки
программирования низкого и высокого уровня;
базы данных; программное обеспечение и
технологии программирования; локальные и
глобальные сети ЭВМ. Основы защиты информации
и сведений, составляющих государственную
тайну; методы защиты информации. Компьютерный
практикум
|
140
|
ЕН.Ф.03
|
Физика
Физические основы механики. Колебания и волны.
Молекулярная физика и термодинамика.
Электричество и магнетизм. Оптика. Атомная и
ядерная физика. Физический практикум
|
120
|
ЕН.Ф.04
|
Химия
Химические системы: растворы, дисперсные
системы, электрохимические системы,
катализаторы и каталитические системы,
полимеры и олигомеры, химическая термодинамика
и кинетика: энергетика химических процессов,
химическое и фазовое равновесие, скорость
реакции и методы ее регулирования,
колебательные реакции; реакционная способность
веществ: химия и периодическая система
элементов, кислотно-основные и окислительно-
восстановительные свойства веществ, химическая
связь, комплементарность; химическая
идентификация: качественный и количественный
анализ, аналитический сигнал, химический,
физико-химический и физический анализ.
Химический практикум
|
100
|
ЕН.Ф.05
|
Биология
с основами экологии
Живые системы, физиология и экология человека,
экология и охрана природы. Биолого-
экологический практикум
|
120
|
ЕН.Р.00
|
Национально-региональный
(вузовский) компонент
|
70
|
ЕН.В.00
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом
|
70
|
ОПД
|
Общепрофессиональные
дисциплины направления
|
3560
|
ОПД.Ф.00
|
Федеральный
компонент
|
2834
|
ОПД.Ф.01
|
Анатомия
Теоретическая, функциональная, возрастная и
динамическая анатомия систем исполнения
(скелета и мышц), обеспечения
(пищеварительной, дыхательной, выделительной,
сердечно-сосудистой, лимфатической), регуляции
и управления (нервной, эндокринной) движений;
анатомо-антропологические механизмы адаптации
к различным физическим нагрузкам систем
организма человека; анатомический анализ
различных положений и движений спортсменов по
видам спорта; анатомические основы учения о
конституции и пропорциях тела человека
|
220
|
ОПД.Ф.02
|
Физиология
Физиологические системы человека (дыхательная,
кровь и кровообращение, пищеварение, обмен
веществ и энергии), их нервная и гуморальная
регуляция в покое и во время выполнения
физических упражнений; физиология
двигательного аппарата и центральной нервной
системы; физиологические принципы управления
движениями. Работоспособность и утомление;
физиологические факторы, определяющие и
лимитирующие работоспособность человека;
физиологические основы тренировки силы,
быстроты, выносливости; физиологические
критерии спортивного отбора и ориентации;
физиологические основы здоровья человека,
физиологическое обоснование особенностей
занятий физической культурой с лицами разного
пола, возраста, функционального состояния
|
300
|
ОПД.Ф.03
|
Биохимия
Строение и свойства химических соединений,
входящих в состав организма человека и
поступающих с пищей; преобразования веществ и
энергии, лежащие в основе физиологических
функций, их регуляция; биохимические процессы
при мышечной деятельности, закономерности
биохимической адаптации в процессе спортивной
тренировки; биохимические основы силы,
быстроты, выносливости человека; возрастные и
половые особенности протекания биохимических
процессов при занятиях физическими
упражнениями;
биохимический контроль за
состоянием тренированности и
перетренированности; биохимические основы
питания лиц, занимающихся физическими
упражнениями и спортом
|
120
|
ОПД.Ф.04
|
Биомеханика
Биомеханика как учебная и научная дисциплина.
Направления развития биомеханики как науки.
Теоретические основы управления двигательными
действиями человека. Двигательный аппарат
человека, соединение звеньев и степени свободы,
биомеханика мышц. Двигательные качества
спортсмена, факторы, определяющие проявление
двигательных качеств и биомеханические
требования к их воспитанию. Сохранение
положения тела человека и движения на месте,
циклические и ациклические локомоции. Механизмы
создания и управления вращательными движениями;
биомеханика бросков и метаний; основные
показатели спортивно-технического мастерства;
особенности двигательных возможностей человека
|
100
|
ОПД.Ф.05
|
Гигиена
Гигиена как основа профилактики заболеваний и
здорового образа жизни; личная гигиена,
закаливание, гигиена одежды и обуви
физкультурника и спортсмена; гигиенические
требования к местам занятий физкультурно-
спортивной деятельностью; рациональное питание;
гигиенические средства восстановления
и повышения работоспособности; особенности
гигиенического обеспечения физкультурно-
спортивной деятельности лиц разного возраста и
пола; особенности гигиенического обеспечения
занятий различными видами физкультурно-
спортивной деятельности
|
100
|
ОПД.Ф.06
|
Спортивная
медицина
Основы общей патологии, понятие о здоровье,
болезни и иммунной реактивности. Морфо-
функциональные особенности систем организма
спортсмена; динамические медицинские
наблюдения за спортсменами с учетом возраста и
пола; врачебный контроль на тренировках и
соревнованиях; медицинское обеспечение
массовой физической культуры. Средства
повышения спортивной работоспособности и
ускорения восстановительных процессов.
Диагностика, лечение и профилактика спортивных
травм и заболеваний; неотложная помощь при
острых патологических состояниях в спорте
|
140
|
ОПД.Ф.07
|
Лечебная
физическая культура и массаж
Лечебная физическая культура как фактор
функциональной, патогенической терапии и
средство медицинской, социальной и трудовой
реабилитации. Основные принципы медицинской
реабилитации. Основы методики применения
физических упражнений с лечебной целью и в
системе физической реабилитации. Средства и
формы лечебной физической культуры. Частные
методики лечебной физической культуры при
заболеваниях сердечно-сосудистой системы,
дыхательной системы, органов пищеварения,
нарушениях обмена веществ, при заболеваниях и
повреждениях опорно-двигательного аппарата и
нервной системы, при деформациях опорно-
двигательного аппарата у детей. Спортивный,
лечебный и гигиенический массаж. Приемы и виды
спортивного, лечебного и гигиенического
массажа. Частные методики массажа в процессе
спортивной деятельности, реабилитации
|
160
|
ОПД.Ф.08
|
История физической культуры и спорта
Периодизация, историография, источники истории
физической культуры и спорта; исторические
условия и особенности развития физической
культуры и спорта в различных регионах мира;
исторические и социокультурные условия развития
физической культуры и спорта на разных этапах
Руси, России и Российской Федерации; развитие
спортивной науки; современный уровень развития
физической культуры и спорта в странах мира;
основные направления развития спорта:
олимпийский спорт, "спорт для всех", церковный
спорт, рабочий спорт, профессиональный,
предпринимательский спорт
|
110
|
ОПД.Ф.09
|
Теория физической культуры и спорта
История становления общей теории и методики
физической культуры и спорта, ее интегрирующая
роль и место в дисциплинах направления
"Физическая культура"; понятийный аппарат
теории физической культуры и спорта;
методология обобщающих теоретических
исследований по проблематике физической
культуры и спорта; научно-методические,
программно-нормативные основы системы
физического воспитания; систематика средств,
методов и форм физического воспитания; теория
и технология обучения двигательным действиям и
развивающего воздействия на физические качества
индивида; методические основы профилирования
физкультурных занятий в зависимости от
возрастных и других особенностей контингента
занимающихся; тенденции развития спорта,
направления спортивного движения и система
подготовки спортсмена; физкультурно-
кондиционная тренировка и другие формы
системного использования факторов физической
культуры в оздоровительных и иных социально
важных целях; суть и научно-методические
предпосылки профессионального мастерства
специалистов по физической культуре и спорту
|
280
|
ОПД.Ф.10
|
Психология
физической культуры и спорта
Психологические аспекты обучения, воспитания и
спортивного совершенствования; развитие
психомоторных, познавательных способностей
эмоционально-волевой сферы в процессе
физического воспитания; влияние спортивной
деятельности на психологическое состояние
личности и коллектива (команды), методы его
изучения и коррекции; психорегуляция,
спортивная психодиагностика; психология
спортивного отбора.
Психологическое значение возрастно-половых
факторов в физической культуре и спорте
|
140
|
ОПД.Ф.11
|
Педагогика физической культуры и спорта
Роль физической культуры и спорта в развитии
личности; педагогические процессы в сфере
физической культуры и спорта; педагогические
аспекты деятельности специалистов по
физической культуре и спорту; формы
организации педагогического процесса; средства
и методы педагогического процесса; управление
педагогическим процессом; педагогические
технологии и инновации в сфере физической
культуры и спорта; диагностика готовности
специалиста в области физической культуры и
спорта к профессиональной деятельности;
непрерывное образование и самообразование,
система воспитательной работы, педагогическое
творчество, основные условия и факторы
продуктивной педагогической деятельности в
сфере физической культуры и спорта
|
120
|
ОПД.Ф.12
|
Менеджмент
и экономика физической культуры и
спорта
Физическая культура и спорт в системе рыночных
отношений; управленческие отношения в сфере
физической культуры и спорта; цели и функции
управления физической культурой и спортом;
технология принятия управленческих решений и
методы их реализации в различных физкультурно-
спортивных организациях; особенности
менеджмента в государственных и коммерческих
организациях, общественных объединениях
физкультурно-спортивной направленности;
система подготовки специалистов физической
культуры и спорта и управление персоналом в
различных организациях физкультурно-спортивной
направленности; участие национальных
физкультурно-спортивных организаций в
международном спортивном движении.
Физическая культура и спорт как отрасль
народного хозяйства; экономика материально-
технической базы и трудовых ресурсов сферы
физической культуры и спорта; экономический
анализ деятельности физкультурно-спортивных
организаций; основы и специфические
особенности маркетинговой деятельности в сфере
физической культуры и спорта
|
180
|
ОПД.Ф.13
|
Правовые основы в сфере физической культуры и
спорта
Нормативно-правовая база в сфере физической
культуры и спорта; правовые основы деятельности
международных физкультурно-спортивных
организаций; законодательство Российской
Федерации о физической культуре и законы о
физической культуре и спорте субъектов
Российской Федерации; правовое регулирование
создания и организации деятельности
государственных организаций, общественных
объединений, коммерческих организаций
физкультурно-спортивной направленности; защита
прав потребителей физкультурно-спортивных
товаров и услуг в условиях рыночных отношений
|
90
|
ОПД.Ф.14
|
Акмеология
физической культуры и спорта
Предмет акмеологии. Основные понятия. Объект и
методы. Профессионально-педагогическая
деятельность специалиста по физической
культуре и спорту, структура профессионально-
педагогического мастерства. Современные теории
обучения и воспитания и их использование в
практической деятельности. Коммуникативная
компетентность специалиста. Особенности
профессионального обращения. Педагогическая
техника и технология педагогического общения.
Технология воспитывающей деятельности.
Педагогическая диагностика
|
90
|
ОПД.Ф.15
|
Информационные
технологии в физической
культуре и спорте
Понятия и предпосылки развития информационного
обеспечения физической культуры и спорта,
моделирование и прогнозирование. Математизация
знаний по физической культуре и спортивной
тренировке. Формальное описание
закономерностей, существующих в физической
культуре и спорте
|
90
|
ОПД.Ф.16
|
Технологии
физкультурно-спортивной
деятельности
Теоретико-методические особенности построения
занятий базовыми видами физкультурно-спортивной
деятельности. Особенности методики воспитания
силовых, скоростных, скоростно-силовых,
координационных способностей, выносливости и
гибкости. Виды подготовки (физическая,
техническая, тактическая и психологическая).
Закономерности тренировки в базовых видах и ее
построения. Проблемы периодизации тренировки.
Соревновательная деятельность. Планирование и
контроль. Организация судейства соревнований.
Техника безопасности и предупреждение
травматизма при занятиях базовыми видами
физкультурно-спортивной деятельности
|
524
|
ОПД.Ф.17
|
Спортивные
сооружения
Сооружения, оборудование и инвентарь для
занятий различными видами физкультурно-
спортивной деятельности, особенности их
эксплуатации. Требования к экологической
обстановке в местах занятий физической
культурой и спортом. Тренажеры, используемые
на занятиях физической культурой и спортом. Их
назначение, конструктивные особенности.
Эксплуатационные характеристики. Требования к
сооружениям, оборудованию и инвентарю с
позиции техники безопасности
|
70
|
ОПД.Р.00
|
Национально-региональный
(вузовский) компонент
|
360
|
ОПД.В.00
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом
|
360
|
СД.00
|
Дисциплины
специализации
|
2132
|
ФТД
|
Факультативы
|
450
|
ФТД.01
|
Военная
подготовка
|
450
|
Всего
часов теоретического обучения - 9146 час.
Практики (18 недель) - 720 час.
Итого - 9866 час.
|
5. Сроки
освоения основной образовательной программы
специалиста по
специальности 022300 - Физическая
культура и спорт
5.1. Срок освоения
основной образовательной программы подготовки специалиста по физической
культуре и спорту при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:
- теоретическое
обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том
числе лабораторные, - 169 недель; экзаменационные сессии - 18 недель;
- практики:
педагогическая в общеобразовательной школе - не менее 6 недель;
профессионально-ориентированная - не менее 6 недель;
по специализации -
не менее 6 недель;
- итоговая
государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы, - не менее 13 недель;
- каникулы (включая
8 недель последипломного отпуска) - не менее 42 недель.
5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения
основной образовательной программы подготовки специалиста по физической
культуре и спорту по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также
в случае сочетания различных форм обучения могут быть увеличены до одного года
относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего
государственного образовательного стандарта.
5.3. Максимальный
объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все
виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем
аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в
среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в
указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При
очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не
менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной
форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с
преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общий объем
каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том
числе не менее двух недель в зимний период.
6.
Требования к разработке и условиям реализации
основной
образовательной программы подготовки выпускника
по специальности
022300 - Физическая культура и спорт
6.1. Требования к
разработке основной образовательной программы подготовки специалиста по
физической культуре и спорту
6.1.1. Высшее
учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную
образовательную программу вуза для специалиста на основе настоящего
государственного образовательного стандарта специалиста по физической культуре
и спорту и примерной образовательной программы, утвержденных
Минобразованием России.
Факультативные
дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не
являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы
(проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в
пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам,
включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться
итоговая оценка.
Специализации
являются частью специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают
получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в
различных областях деятельности по профилю данной специальности.
6.1.2. При
разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет
право:
- изменять объем
часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, - в пределах
5%;
- формировать цикл
гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из 11
базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном
стандарте, в качестве обязательных следующие четыре дисциплины: "Иностранный
язык" в объеме не менее 340 часов, "Физическая культура" в
объеме не менее 408 часов, "Отечественная история",
"Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по
усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при
сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью
общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные
на их изучение часы могут перераспределяться на изучение других
дисциплин в рамках цикла;
- осуществлять преподавание
гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных
курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических
занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и
учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а
также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих
квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать
необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы
гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных
дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин;
- реализовывать
основную образовательную программу специалиста в сокращенные сроки для студентов
высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование
соответствующего профиля. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся
знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе
профессионального образования. Обучение по сокращенной
программе допускается также для лиц, уровень образования или способности
которых являются для этого достаточным основанием.
6.2. Требования к
кадровому обеспечению учебного процесса
Учебный процесс по
циклам общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин,
естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин должен обеспечиваться
педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически
занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.
Доля
преподавателей, имеющих ученые степени и ученые звания, должна составлять:
- по циклу
гуманитарных и социально-экономических дисциплин не менее 40 - 50 процентов;
- по циклу
естественнонаучных дисциплин не менее 40 - 50 процентов;
- по циклу
общепрофессиональных дисциплин не менее 50 - 60 процентов.
Учебный процесс по
циклу специальных дисциплин должен обеспечиваться преподавательским
кадрами, имеющими базовое образование, как правило, ученую степень и/или ученое
звание, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и/или опыт
деятельности в соответствующей профессиональной сфере, систематически
занимающимися научной, научно-методической или иной профессиональной
деятельностью, соответствующей профилю преподаваемой дисциплины.
Доля преподавателей
специальных дисциплин, имеющих ученую степень и/или ученое звание, должна
составлять не менее 50 процентов.
6.3. Требования к
учебно-методическому обеспечению учебного процесса при реализации основной
образовательной программы по специальности "Физическая культура и
спорт"
Библиотечный фонд
вуза должен содержать по всем дисциплинам федерального и
национально-регионального вузовского компонентов учебные программы, учебники,
учебные и методические пособия, лабораторные практикумы из расчета не менее 0,5
экземпляра на одного студента.
По дисциплинам и
курсам по выбору студентов должны быть рабочие учебные программы в количестве
не менее 0,5 экземпляра на одного студента, доступные студентам пособия, циклы
лекций и/или доступная периодическая литература (журналы, сборники) и другие
учебные и методические материалы.
Библиотека
(читальный зал) вуза должна располагать периодическими изданиями по профилю
специальности и дисциплин гуманитарного и социально-экономического блока,
блоков естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Перечень таких
изданий должен содержать, как минимум, следующие журналы:
- Теория и практика
физической культуры;
- Тренер;
- Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка;
- Физическая
культура в школе;
- Физкультура и
спорт;
- Студенческий
спорт;
- Спорт для всех;
- Спорт за рубежом;
- Спортивная жизнь
России;
- Олимпийская
панорама;
- Олимпийский
вестник;
- Вестник
физической культуры;
- журналы и
периодические издания по видам спорта, по которым в вузе ведется подготовка
специалистов;
- Вопросы истории;
- Вопросы
философии;
- Вопросы
экономики;
- Вопросы
психологии;
- Культурология;
- Педагогика;
- Психологический
журнал;
- Социологические
исследования;
- Общественные
науки и современность;
- Высшее
образование в России;
- Вестник
спортивной медицины России;
- Вопросы
курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры;
- Успехи
физиологических наук;
- Физиология
человека;
- Экология.
Введение новых
дисциплин по выбору студентов может проводится только
при наличии достаточного количества учебных программ и доступных студентам
источников информации (учебных и методических пособий, периодических изданий по
профилю вводимой дисциплины).
Студенты вуза
должны иметь свободный доступ к электронным ресурсам библиотеки:
- электронному
каталогу книжного фонда;
- электронному
каталогу статей;
- электронному
каталогу периодических изданий.
Информационная база
вуза должна обеспечивать студентам доступ к информационным ресурсам крупнейших
библиотек России и международной информационной сети Интернет.
Кроме того,
библиотека вуза должна иметь издания и базы данных на CD-ROM.
Методические
кабинеты кафедр, общевузовские видеоклассы должны содержать аудио-, видео- и мультимедийные материалы, а также наглядные пособия по
всем дисциплинам учебного плана.
6.4. Требования к
материально-техническому обеспечению учебного процесса
Высшее
учебное заведение, реализующее основную образовательную программу специалиста
по направлению 022300 "Физическая культура и спорт", должно
располагать материально-технической базой, необходимой для проведения всех
видов учебных занятий: лекционных, семинарских, лабораторных, практических
занятий по физкультурно-спортивным дисциплинам, для проведения
научно-исследовательской работы студентов, предусмотренной настоящим
стандартом, учебным планом или программами по дисциплинам учебного плана, и
соответствующей действующим санитарным нормам.
Практические
занятия по спортивно-педагогическим дисциплинам должны проходить в
приспособленных для этого спортивных залах, помещениях, сооружениях, отвечающих
действующим санитарным нормам и принадлежащих вузу или арендуемых им.
Площадь учебно-лабораторных
зданий в расчете на 1 студента должна составлять не менее 24 кв. м.
В обязательном
порядке вузы должны иметь соответствующие условия для выполнения студентами
лабораторно-практических работ по дисциплинам федерального компонента:
1. Естественнонаучным:
- математика;
- информатика;
- физика;
- химия;
- биология с
основами экологии.
2.
Общепрофессиональным:
- анатомия;
- физиология;
- биохимия;
- биомеханика;
- гигиена;
- спортивная
медицина;
- лечебная
физическая культура и массаж;
- психология;
- компьютерные
технологии в физической культуре и спорте.
В вузе должны быть
условия для выполнения студентами лабораторно-практических работ по циклу
специальных дисциплин:
- дисциплинам
специализации;
- дисциплинам,
входящим в блок теория и методика базовых видов физкультурно-спортивной
деятельности.
В случае, если программами дисциплин, планируемым для включения в
национально-региональный (вузовский) компонент или в компонент по выбору
студентов, предусмотрено выполнение лабораторно-практических работ, они могут
вводиться только при наличии соответствующих материально-технических условий
для этого.
6.5. Требования к
организации практик
Высшее учебное
заведение, реализующее основную образовательную программу специалиста по
физической культуре и спорту, должно обеспечить студентам возможность
эффективного прохождения практик, предусмотренных настоящим образовательным
стандартом: педагогической, профессионально-ориентированной и по специализации.
Педагогическая
практика у студентов 3 курса должна проходить в общеобразовательных школах или
других средних учебных заведениях, имеющих необходимое для проведения уроков
физической культуры материально-техническое оснащение и квалифицированных
учителей-методистов.
Практика у
студентов 4 курса должна проходить в детско-юношеских спортивных школах или
других физкультурно-спортивных организациях с начинающим контингентом
занимающихся, имеющих необходимую материально-техническую базу, необходимые для
организации практики условия и высококвалифицированных специалистов, способных
выполнять обязанности методистов.
Практика по
специализации у студентов 5 курса должна обеспечивать закрепление навыков
углубленной профессиональной подготовки по избранной специализации. Конкретное
содержание практики зависит от специализации и определяется вузом.
Объекты практики
должны иметь условия, обеспечивающие решение поставленных задач, и
квалифицированных специалистов, способных выполнять функции методистов.
Как и школьная,
профессионально-ориентированная практика должна проходить в три этапа:
ознакомительный этап работы в качестве помощника тренера, когда практикант
самостоятельно проводит отдельные части учебно-тренировочного занятия, и этап
самостоятельного проведения целого тренировочного занятия.
Каждый вид практики
должен завершаться методической конференцией с участием методистов и
студентов-практикантов, на которой
обсуждаются итоги практики, отмечаются недостатки, намечаются мероприятия по ее
совершенствованию.
По каждому виду
практики студенты-практиканты разрабатывают учебно-методическую документацию,
предусмотренную программой практики.
7.
Требования к уровню подготовки выпускников
по специальности
022300 "Физическая культура и спорт"
7.1. Требования к
профессиональной подготовленности выпускника
Специалист по
физической культуре и спорту должен:
в области
философии, истории, культурологии, психологии, педагогики:
- иметь
представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных,
философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле
жизни человека;
- понимать смысл
взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в
человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования
человека в ней;
- знать условия
формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни,
природы, культуры; понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом
поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому
себе;
- иметь
представление о многообразии форм человеческого значения, соотношения истины и
заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой
жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе,
о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;
- понимать роль
науки в развитии цивилизации, взаимодействие науки и техники и связанные с ними
современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и
ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их
эволюцию;
- иметь
представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания,
владеть основами исторического мышления;
- иметь
представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними;
- иметь научное
представление об основных этапах в истории человечества и их хронологии;
- уметь выражать и
обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к
историческому прошлому;
- понимать и уметь
охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и
общества;
- иметь
представление о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах
порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в
качестве социокультурного опыта;
- знать
исторические и региональные типы культуры, их динамику; основные достижения в
различных областях культурной практики; развитие культуры в XX веке;
- понимать и
использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к
культуре и обществу;
- знать основные
категории и понятия психологической науки, иметь представление о предмете и
методе психологии, о месте психологии в системе наук и ее основных отраслях;
- знать основные
функции психики, ориентироваться в основных проблемах психологической науки;
- иметь
представление о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения;
- иметь
представление о мотивации поведения и деятельности, психической регуляции
поведения и деятельности;
- знать основные
потребности человека, эмоции и чувства;
- знать основы
социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и
малых групп;
- владеть
понятийно-категориальным аппаратом педагогической науки, инструментарием
педагогического анализа и проектирования;
- владеть системой
знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных
процессов;
- знать объективные
связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и
социуме;
- владеть
современными образовательными технологиями, способами применения педагогической
теории в различных сферах жизни;
в области
социологии, экономики, политологии и права:
- знать основные
этапы развития социологической мысли и современные направления социологической
теории;
- уяснить
определение общества как надындивидуальной реальности и целостной
саморегулирующейся системы; знать предпосылки функционирования и
воспроизводства общественного целого;
- иметь
представление об основных социальных институтах, обеспечивающих воспроизводство
социальных отношений;
- иметь
представление об основных этапах культурно-исторического развития общества,
механизмах и формах социальных изменений;
- освоить
социологическое понимание личности как социально-типического в индивидах,
понятия социализации и социального контроля; иметь представление о личности как
субъекте социального действия и социальных взаимодействий;
- понимать
групповую динамику и особенности межличностных отношений в группах; знать
особенности формальных и неформальных отношений, природу лидерства и функциональной
ответственности;
- понимать механизм
возникновения и разрешения социальных конфликтов;
- знать
культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации; иметь
представление о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;
- уметь
анализировать основные проблемы стратификации российского общества,
возникновение классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношения
социальных групп, общностей, этносов;
- иметь
представление о процессе и методах эмпирического социологического исследования;
- знать типы
экономических систем и основные экономические институты; понимать суть
экономических моделей;
- разделять микро-
и макроэкономические проблемы;
- перечислять
основные экономические институты и объяснять принципы их функционирования;
- различать
элементы экономического анализа и экономической политики;
- выделять
(определять) элементы традиционной, централизованной (командной) и рыночной
систем смешанной экономики;
- уметь
анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за
ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для
ориентирования в основных текущих проблемах экономики;
- знать характерные
признаки переходной экономики; понимать суть и приводить примеры либерализации,
структурных и институциональных преобразований;
- знать
понятийно-категориальный аппарат, методологию, структуру политической науки,
понимать ее место в системе социальных наук, иметь представление об истории
политических учений;
- знать основные
разновидности современных систем и режимов; иметь научные представления о
сущности власти и ее функциях;
- разбираться в
особенностях современного политического процесса, взаимоотношениях различных
субъектов политики, соотношении федеральных и региональных центров принятия решений,
специфике административно-территориального устройства Российской Федерации;
- разбираться в
современной системе международных отношений, геополитической обстановке, в
национально-государственных интересах России и ее
новой роли в международной политике;
- иметь научное
представление о государстве и праве, системах права и особенностях их
функционирования, о теориях права, его сущности и формах;
- знать основные
особенности российской правовой системы и российского законодательства; системы
и организации государственных органов Российской Федерации;
- знать основы
правового статуса человека в обществе, основные права, свободы и обязанности
гражданина Российской Федерации;
- знать
основы законодательного регулирования будущей профессиональной деятельности,
правовые и этические нормы в сфере профессиональной деятельности; уметь
составлять документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;
в области
иностранного языка, русского языка и культуры речи:
- иметь
представление об основных способах сочетаемости лексических единиц и основных
словообразовательных моделях;
- владеть навыками
и умениями речевой деятельности применительно к сфере бытовой и
профессиональной коммуникации, основами публичной речи;
- владеть формами
деловой переписки, иметь представление о форме договоров, контрактов, патентов;
- владеть навыками
подготовки текстовых документов в управленческой деятельности;
- освоить нормы
официально-деловой письменной речи, международные и национальные стандарты
видов и разновидностей служебных документов;
- изучить
характерные способы и приемы отбора языкового материала в соответствии с
различными видами речевого общения;
- уметь
отредактировать текст, ориентированный на ту или иную форму речевого общения;
- владеть навыками
самостоятельного порождения стилистически мотивированного текста, способами
установления лингвистических связей между языками;
- уметь работать с
оригинальной литературой по специальности;
- иметь навык
работы со словарем (читать транскрипцию, различать прямое и переносное значение
слов, находить перевод фразеологических единиц);
- владеть основной
иноязычной терминологией специальности, знать русские эквиваленты основных слов
и выражений профессиональной речи;
- владеть основами
реферирования и аннотирования литературы по специальности.
В области
естественнонаучных дисциплин:
Специалист по
физической культуре и спорту должен иметь представление о:
- основных
математических структурах и методах;
- математическом моделировании;
- информации,
способах ее хранения, обработки и представления, о правовом регулировании
отношений в сфере защиты информации и государственной тайны в Российской
Федерации;
- возможностях применения фундаментальных законов физики и
химии для объяснения свойств и поведения сложных многоатомных систем, включая
биологические объекты;
- происхождении и эволюции Вселенной;
- свойствах ядер атомов и элементарных частиц;
- физических,
химических и биологических методах исследований;
- современных
достижений естественных наук, физических принципах
работы современных технических устройств;
- экологических принципах рационального природопользования;
- роли
биологических законов в решении социальных проблем.
Специалист должен
знать и уметь использовать:
в области
математики:
- основы
математического анализа;
- основы алгебры,
геометрии и дискретной математики;
- основы теории
дифференциальных уравнений и численных методов;
- основы теории
вероятности и математической статистики;
в области
информатики:
- понятие
информации, способы ее хранения и обработки;
- структуру,
принципы работы и основные возможности ЭВМ;
- основные типы
алгоритмов, языки программирования и стандартные программные обеспечения своей
профессиональной деятельности;
в области физики:
- физические основы
механики: кинематику и законы динамики материальной точки, твердого тела,
жидкостей и газов, законы сохранения, основы релятивистской механики;
- физику колебаний
и волн: кинематику гармонических колебаний, интерференцию и дифракцию волн,
спектральное разложение;
- статистическую
физику и термодинамику: молекулярно-кинетическую теорию свойства статистических
ансамблей, функции распределения частиц по скоростям и координатам, законы
термодинамики, элементы термодинамики, элементы термодинамики открытых систем,
свойства газов, жидкостей и кристаллов;
- электричество и
магнетизм: постоянные и переменные электрические поля в вакууме и веществе,
теорию Максвелла, свойства и распространение электромагнитных волн, в том числе
оптического диапазона;
- основы оптики,
атомной и ядерной физики;
- квантовую физику:
состояние частиц в квантовой механике, дуализм волн и частиц, соотношение
неопределенностей, электронное строение атомов, молекул и твердых тел, теорию
химической связи;
в области химии:
- химические
системы: дисперсные, растворы, электрохимические, каталитические;
- реакционную
способность веществ;
- методы химической
идентификации веществ;
- энергетику и
кинетику химических процессов, колебательные реакции;
- основы
органической химии, свойства полимеров и биополимеров;
в области биологии
с основами экологии:
- живые системы:
особенности биологического уровня организации материи, принципы воспроизводства
и развития живых систем, законы генетики, их роль в эволюции; клетки, их цикл;
разнообразие живых организмов, принципы их классификации, основные
функциональные системы, связь с окружающей средой, надорганизменные системы;
- физиологию,
экологию и здоровье, биосоциальные особенности человека;
- экологию и охрану
природы: экосистемы, их структуру, динамику, пределы устойчивости, роль
антропогенных воздействий, принципы рационального
природоиспользования.
В области
общепрофессиональных дисциплин:
Специалист по
физической культуре и спорту должен знать:
- историю,
закономерности, принципы и методы отечественной и зарубежных систем физического
воспитания, их роль и место в общей системе физической культуры;
- отечественный и
зарубежный опыт массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма;
- эффективность
средств и методов физического воспитания людей разного возраста и пола;
- морфо-функциональные особенности людей разного возраста и
пола, санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и
спорта, важнейшие методы проведения педагогического и медико-биологического
контроля, профилактику травматизма;
-
психолого-педагогические, социально-психологические и медико-биологические
закономерности развития физических качеств и двигательных умений субъектов
профессиональной физкультурно-спортивной деятельности;
- психические
особенности людей разного возраста и пола, социально-психические особенности
групп людей, спортивных команд, психопедагогические средства и способы
организации и управления индивидом, группой людей, командой;
- организационную
структуру профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта;
-
психолого-педагогические основы организации учебно-воспитательной и
тренировочной работы, массовых физкультурно-оздоровительных занятий;
- факторы,
определяющие профессиональное мастерство в избранном виде
физкультурно-спортивной деятельности;
-
психолого-педагогические особенности профессионального общения;
- специальную
терминологию физкультурно-спортивной отрасли;
- состояние
информационного обеспечения в сфере физической культуры и спорта;
- основы
моделирования и прогнозирования различных сторон физкультурно-спортивной
деятельности;
- основы
математизации и формализации знаний о физической культуре и спорте;
- компьютерные
программы, обеспечивающие решение практических задач в сфере физической
культуры и спорта.
Специалист по
физической культуре и спорту должен уметь:
- определять цели и
задачи физического воспитания, спортивной подготовки и
физкультурно-оздоровительной работы как факторов гармонического развития
личности, укрепления здоровья человека;
- планировать
уроки, другие формы физкультурно-спортивных занятий с учетом возраста и пола
занимающихся, санитарно-гигиенических основ физкультурно-спортивной и
физкультурно-оздоровительной деятельности, климатических, региональных,
национальных особенностей;
- применять в
профессиональной деятельности современные методы, приемы, технические средства
(аудиовизуальную технику, тренажеры, микропроцессорную технику и т.п.);
- с позиций
достижений психолого-педагогической науки и передовой практики изучать
коллектив и индивидуальные особенности занимающихся физкультурно-спортивной
деятельностью и использовать полученную информацию при построении и
планировании занятий;
- использовать
накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности,
полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания
патриотизма, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных
физкультурно-спортивных занятиях;
- организовать и проводить
научные исследования в сфере профессиональной деятельности;
- используя
педагогические, медико-биологические методы, контролировать состояние
занимающихся, влияние на них физических нагрузок и в зависимости от результатов
контроля корректировать их;
- оказывать первую
доврачебную помощь пострадавшим в процессе физкультурно-спортивных занятий;
- использовать в
профессиональной деятельности передовые приемы обучения и воспитания;
- использовать
компьютерную технику для решения конкретных задач физкультурно-спортивной
направленности;
- владеть методами
и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях
физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по
вовлечению населения к занятиям спортивно-рекреационной деятельности;
- владеть образной
эмоциональной речью как средством воздействия на занимающихся физической культурой и спортом, использовать
приемы межличностных отношений и общения в коллективе;
- уметь
корректировать собственную преподавательскую, тренерско-педагогическую и
спортивно-организаторскую деятельность в зависимости от результатов контроля за деятельностью занимающихся;
- иметь навык
самоанализа собственной личности в тесной связи с духовной культурой.
В области
специальных дисциплин:
Специалист по
физической культуре и спорту должен знать:
- содержание, формы
и методы планирования и организации учебно-тренировочной и соревновательной
работы по базовым видам физкультурно-спортивной деятельности и воспитательной
работы в коллективе занимающихся;
- основы теории и
методики обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности;
- историю, теорию и
методику избранной физкультурно-спортивной специализации;
- принципы
устройства основных спортивно-оздоровительных сооружений и оборудования и
правила их эксплуатации;
- основные
требования, предъявляемые к личности специалиста в области физической культуры
и спорта, основы формирования профессионального мастерства специалиста;
- приемы общения
специалиста по физической культуре и спорту с коллективом занимающихся
и каждым индивидуумом и межличностного общения в коллективе;
- технику
безопасности при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью;
- медико-биологические
и психические факторы, определяющие уровень мастерства в избранном виде
физкультурно-спортивной деятельности;
-
медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в сфере
высшего спортивного мастерства;
- организационные и
экономические основы профессионального спорта.
Специалист по
физической культуре и спорту должен уметь:
- в зависимости от
возраста, пола, подготовленности занимающихся формировать цели и задачи
физкультурно-спортивных занятий;
- планировать
уроки, учебно-тренировочные занятия, другие формы занятий с учетом
медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ
физкультурно-спортивной, оздоровительной, рекреационной деятельности, а также
возрастных, половых и других особенностей занимающихся;
- организовывать и
проводить физкультурно-спортивные занятия с различными контингентами
занимающихся от новичков до квалифицированных спортсменов и физкультурников;
- применять на
занятиях по физической культуре и спорту средства и методы, адекватные поставленным
задачам;
- использовать
разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфо-функциональных
и индивидуально-психических особенностей занимающихся, уровня их физической и
спортивной подготовленности, состояния здоровья;
- с помощью
комплекса тестов оценивать уровень общей и специальной работоспособности
занимающихся и на основе этого вносить коррективы в тренировочный процесс;
- оценивать
эффективность используемых средств и методов тренировки;
- использовать
технические средства и инвентарь для повышения эффективности
физкультурно-спортивных занятий;
- определять
причины типичных ошибок у лиц, вовлеченных в физкультурно-спортивную
деятельность, определять приемы и средства к их устранению, создавать условия
самоанализа и самосовершенствования;
- уметь применять
комплекс методов и средств для формирования у
обучающихся представлений и потребности в здоровом образе жизни, навыков
соблюдения личной гигиены, профилактики и контроля за состоянием своего
организма;
- критически
оценивать и корректировать свою профессиональную деятельность;
- разрабатывать и
составлять финансовую отчетность, заключать договора на аренду и приобретать
физкультурно-спортивный инвентарь;
- организовывать и
проводить в доступных формах научные исследования в сфере профессиональной
деятельности.
Дополнительные
требования к специальной подготовке специалистов по физической культуре и
спорту определяются высшим учебным заведением с учетом особенностей каждой
специализации.
7.2. Требования к
итоговой государственной аттестации
7.2.1. Итоговая
государственная аттестация специалиста по физической культуре и спорту включает
в себя защиту выпускной квалификационной работы и итоговый государственный
междисциплинарный экзамен по специализации.
7.2.2. Требования к
выпускной квалификационной работе.
Выпускная
квалификационная работа специалиста представляет собой законченную
научно-исследовательскую разработку или проект учебно-методической
деятельности, в которых решается актуальная для отрасли физической культуры и
спорта задача. В работе выпускник должен показать умение
выявлять и формулировать актуальные для теории и практики физической культуры и
спорта цели и задачи исследования на основе анализа учебной, научной и
методической литературы, материалов, отражающих практику физкультурно-спортивной
деятельности; подбирать адекватные поставленным задачам методы исследования;
организовывать и осуществлять экспериментальные исследования; осуществлять
необходимую обработку полученных результатов; интерпретировать и
оформлять результаты исследования; делать выводы и давать практические
рекомендации.
Работа должна
включать разделы с обоснованием выбора темы, ее актуальности, постановкой цели
и задач исследования, литературным образом по теме исследования, описанием
методов исследования, результатов исследования, их обсуждения, выводов и
практических рекомендаций, списка использованной литературы.
Объем работы, как
правило, не должен превышать 70 страниц машинописного текста.
Выпускная
квалифицированная работа специалиста по физической культуре и спорту может
также представлять собой теоретическое исследование и выполняться в форме
обобщенного научного обзора с анализом новейших, малодоступных научных работ,
связанных единой тематикой. Итогом такой работы должны быть обобщающие выводы,
имеющие научное и (или) практическое значение.
7.2.3. Требования к
государственному междисциплинарному экзамену.
Междисциплинарный
экзамен должен выявить умение выпускников использовать знания, полученные в
процессе изучения различных дисциплин (медико-биологических,
психолого-педагогических, гуманитарных, социально-экономических и других), для
решения конкретных практических задач в области специализации. Ответы на
вопросы теории и практики физкультурно-спортивной специализации должны
содержать глубокое обоснование с позиций других дисциплин, связанных с данной
проблемой.
Составители:
Учебно-методическое
объединение по образованию в области физической культуры.
Государственный
образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на
заседании Учебно-методического объединения по образованию в области физической
культуры (дата проведения заседания УМО и номер протокола) 18.02.2000, N 4.