МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 июня 2000 г. N 22-06-687
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
В последнее время в
Министерство образования Российской Федерации поступают письма от
педагогических работников, образовательных учреждений с жалобами на органы
социальной защиты населения, отказывающие в назначении пенсии за выслугу лет.
Причиной отказа является отсутствие у образовательного учреждения статуса
юридического лица.
Анализ оперативной
информации показал, что в настоящее время органы управления образованием не
владеют достаточной и объективной информацией о количестве образовательных
учреждений, являющихся юридическими лицами, не принимают мер для получения
образовательными учреждениями статуса юридического лица, а иногда сами
препятствуют в получении образовательными учреждениями статуса юридического
лица.
В целях защиты
законных прав и интересов педагогических работников, руководствуясь
законодательными и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими
деятельность образовательных учреждений, Министерство образования Российской
Федерации разъясняет.
Согласно п. 2 ст.
12 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное
учреждение является юридическим лицом.
В
соответствии с п. 1 ст. 48; ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации
юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности,
хозяйственном ведении или в оперативном управлении обособленное имущество и
отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени
приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести
обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.
Юридическое лицо
считается созданным с момента его государственной регистрации.
Таким образом,
каждое образовательное учреждение должно пройти государственную регистрацию для
получения статуса юридического лица. В государственной регистрации
образовательного учреждения не может быть отказано по мотивам
нецелесообразности. Отказ в регистрации, а также уклонение от нее могут быть
обжалованы в суд.
Для государственной
регистрации образовательного учреждения учредитель представляет заявление на
регистрацию, решение учредителя о создании образовательного учреждения или
учредительный договор, устав образовательного учреждения, утвержденный
учредителем, документ об уплате государственной регистрационной пошлины.
Уполномоченный орган в месячный срок производит регистрацию образовательного
учреждения, о чем в письменной форме уведомляет заявителя, финансовые органы,
соответствующий государственный орган управления образованием.
Образовательное
учреждение, не имеющее государственную регистрацию, не является юридическим
лицом и не может претендовать на получение лицензии на
право ведения образовательной деятельности и последующие аттестацию и
государственную аккредитацию.
Образовательное
учреждение с момента его государственной регистрации имеет права юридического
лица.
Образовательное
учреждение согласно п. 1 ст. 43 Закона Российской Федерации "Об
образовании" имеет самостоятельный баланс и расчетный счет. В соответствии
с п. 2 ст. 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете" в
зависимости от объема учетной работы руководители образовательных учреждений
могут: создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое
главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных
началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии,
специализированной организации или бухгалтеру - специалисту; вести
бухгалтерский учет лично.
За образовательным
учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с
его уставом закрепляются объекты права собственности (земля, здания,
сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество
потребительского, социального, культурного и иного назначения). Земельные
участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными
учреждениями в бессрочное бесплатное пользование.
Объекты
собственности, закрепленные за образовательным учреждением, находятся в
оперативном управлении этого учреждения (ст. 39 Закона Российской Федерации
"Об образовании").
Между учредителем и
образовательным учреждением в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона Российской
Федерации "Об образовании" заключается договор о взаимоотношениях.
В целях устранения
нарушений Закона Российской Федерации "Об образовании" Министерство
образования Российской Федерации предлагает:
органам управления
образованием и образовательным учреждениям осуществить в установленном порядке
государственную регистрацию образовательных учреждений, принять меры по
обеспечению получения образовательными учреждениями статуса юридического лица
до 01.01.2001;
органам управления
образованием субъектов Российской Федерации рассмотреть на коллегии вопрос об
активизации работы по получению образовательными учреждениями статуса
юридического лица и проинформировать Минобразование России (Управление
инспекционно - аналитической работы, Сауткин В.Ф.) о приведении образовательных
учреждений в статус юридического лица по прилагаемой форме в сроки, указанные в
ней.
Первый заместитель
Министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ
Приложение
к письму
Минобразования России
от 14 июня 2000 г.
N 22-06-687
Наи-
мено-
вание
обра-
зова-
тель-
ного
уч-
реж-
дения
|
В
с
е
г
о
|
Имеют:
|
Договор с
|
Бух.
учет
ве-
дет-
ся
ру-
ков.
обр.
учр.
|
госу-
дарств.
регист-
рацию
|
собствен-
ность в
оператив.
управлен.
|
с
м
е
т
у
|
бух-
гал-
тера
|
бухгал-
тер.
службу
как
структ.
подраз.
|
цент-
рал.
бух-
гал-
тер.
|
спе-
циа-
лиз.
ор-
ган
|
бухгал-
тером -
специа-
листом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание.
Информацию по состоянию на 01.09.2000, 01.11.2000, 31.01.2000 просим
представлять в Управление инспекционно - аналитической работы Министерства
образования РФ.
Контактный телефон
(095) 924-92-48, отдел инспектирования образовательных учреждений (Аннушкина
Лариса Дмитриевна).