МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 августа 2000 г. N 22-06-862
ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА
СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ
НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Организованные
прокуратурой России инспекционные проверки в ряде территорий субъектов
Российской Федерации выявили грубые нарушения законодательства в части осуществления контроля органами управления образованием за
соблюдением конституционных прав детей с отклонениями в развитии на получение
соответствующего образования.
Управление
инспекционно - аналитической работы Минобразования России совместно с органами
управления образованием субъектов Российской Федерации (Ставропольского края,
Нижегородской, Ростовской областей) провело проверки деятельности муниципальных
органов управления образованием и специальных (коррекционных) образовательных
учреждений по исполнению законодательства в части соблюдения конституционных
прав детей с отклонениями в развитии на получение соответствующего образования,
выполнения законодательства Российской Федерации, ведомственных нормативных
правовых документов по социальной защите обучающихся с отклонениями в развитии (в соответствии с
представлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11.02.99 N
1-ГП-24-99 "О практике использования Закона Российской Федерации "О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и во
исполнение Приказа Министерства образования Российской Федерации от 22.08.99 N
706 "О проведении инспекционной проверки по соблюдению конституционного
права детей с отклонениями в развитии на получение соответствующего
образования").
Проанализирована
информация по результатам проверок по данному вопросу органами управления
образованием Ульяновской области, Республики Бурятия и г. Сургута Ханты -
Мансийского автономного округа.
Проверка показала,
что нарушения, которые были выявлены Генпрокуратурой России, имеют место и в
настоящее время.
Так,
руководители ряда образовательных учреждений игнорируют мнение психолого -
педагогической и медико - педагогической комиссий о возможности обучения детей
в общеобразовательных учреждениях и вопреки интересам несовершеннолетних
оформляют их в коррекционные классы. В личных
делах обучающихся отсутствуют не только заявления родителей (законных
представителей), но и заключения психолого - педагогических и медико - педагогических
комиссий.
Имеют место случаи
обучения детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью в
общеобразовательных школах по общеобразовательным программам. В связи с этим
обучающиеся данной категории не получают образование, адекватное их развитию,
так как обучение не всегда проводится с учетом рекомендуемых образовательных
программ и психофизических особенностей обучающихся.
Деятельность
коррекционных учреждений регламентируется нормативной правовой основой,
разработанной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с
тем отдельные образовательные учреждения на данный момент не имеют лицензии
из-за отсутствия средств на выполнение предписаний Пожнадзора,
особенно при установке пожарной сигнализации, невыполнения предписаний СЭС и
несоответствия уставов коррекционных учреждений статье 13 Закона Российской
Федерации "Об образовании" и типовым положениям об образовательных
учреждениях.
Также отмечены
недостатки в оформлении нормативно - правовой документации, личные дела детей -
сирот и находящихся под опекой оформлены с нарушениями требований к ведению
данной документации.
В некоторых личных
делах детей - сирот и оставшихся без опеки и попечительства нет описи имущества
или отсутствует информация об имуществе (примерной оценки имущества,
характеристики предметов и степени их изношенности).
Имеются нарушения
санитарных требований к хранению продуктов, суточных проб и маркировки кухонных
принадлежностей; в оформлении меню - раскладок (не имелось подписей повара и
кладовщика).
В пищеблоках
образовательных учреждений отсутствуют инструкции по технике безопасности и
эксплуатации.
Остается актуальным
вопрос профессиональной подготовки детей и подростков с отклонениями в
развитии, их трудоустройство.
Недостаточна сеть
коррекционных учреждений начального профессионального образования, слабо
используется опыт создания адаптивных условий для обучения подростков с
отклонениями в развитии в учреждениях среднего и высшего профессионального
образования.
Муниципальные
органы управления образованием зачастую не располагают полной и объективной
информацией о деятельности подведомственных коррекционных учреждений.
В связи с тем, что
положение дел с момента проверок Генеральной прокуратурой Российской Федерации
в 1999 году (представление от 11.02.99 N 1-ГП-24-99) коренным образом не
изменилось, Минобразование России предлагает:
1. Государственным
органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
1.1. Разработать
план мероприятий по предупреждению и устранению отмеченных нарушений и
недостатков.
1.2. Провести в
учреждениях дополнительного профессионального образования семинары для
специалистов органов управления образованием и руководителей коррекционных
учреждений по изучению и исполнению норм действующего законодательства
Российской Федерации.
1.3. Обеспечить
эффективный контроль за исполнением ст. 50 Закона
Российской Федерации "Об образовании" в части:
разработки
индивидуальных программ для интегрированного обучения детей с нарушениями в
развитии в общеобразовательных учреждениях;
предоставления
рабочих мест на рынке труда для выпускников специальных (коррекционных)
образовательных учреждений в соответствии с существующим законодательством;
соответствия
учредительных документов, регламентирующих деятельность коррекционных
учреждений, законодательству Российской Федерации в области образования;
комплектования
коррекционных классов в общеобразовательных учреждениях и коррекционных
учреждений в соответствии с типовым положением о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении;
использования
имеющегося опыта создания адаптивных условий для обучения подростков с
отклонениями в развитии в учреждениях среднего и высшего профессионального
образования;
выполнения правил
техники безопасности в коррекционных учреждениях.
Первый заместитель
Министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ