МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 3 августа 2000 г. N 2400
О ПРИСВОЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОФИЛЯ ВЫПУСКНИКАМ ВУЗОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В целях
совершенствования подготовки преподавательских кадров в высших учебных
заведениях Российской Федерации для лицеев, гимназий, школ, учреждений
начального и среднего профессионального образования в части дисциплин базисного
учебного плана и в связи с пересмотром перечня направлений и специальностей
высшего профессионального образования приказываю:
1. Утвердить
Перечень специальностей высшего профессионального образования,
предусматривающих присвоение выпускникам высших учебных заведений
дополнительной квалификации "Преподаватель" (Приложение N 1).
2. Присваивать
дополнительную квалификацию "Преподаватель" выпускникам, оканчивающим
вузы по специальностям высшего профессионального образования, указанным в
Приложении N 1, при условии выполнения ими за время обучения, кроме основной
образовательной программы высшего профессионального образования,
Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной
подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации
"Преподаватель" (Приложение N 2).
3. Удостоверять присвоение дополнительной квалификации
"Преподаватель" документом государственного образца, утвержденным
Приказом Минобразования России от 02.11.1999 N 754 "Об утверждении формы
диплома о дополнительном (к высшему) образовании" (зарегистрирован
распоряжением Минюста России от 28.01.2000 N 2065).
4. Считать утратившими силу Приказ Госкомвуза России от 30.03.1995 N
439 "О введении в действие Государственных требований к минимуму
содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения
дополнительной квалификации "Преподаватель" по специальностям высшего
образования" и Приказ Минобразования России от 31.01.1997 N 163 "О
присвоении дополнительной квалификации "Преподаватель" выпускникам
вузов по специальностям высшего профессионального образования".
5. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за
собой.
Заместитель
Министра
В.Д.ШАДРИКОВ
Приложение
N 1
к Приказу
Минобразования России
от 3 августа 2000
г. N 2400
ПЕРЕЧЕНЬ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ПРИСВОЕНИЕ ВЫПУСКНИКАМ
ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОФИЛЯ
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Код и наименование
специальности │
├────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 010000 Естественнонаучные
специальности │
├──────┬─────────────────────────────────────────────────────────┤
│010100│Математика
│
│010200│Прикладная
математика и информатика
│
│010400│Физика │
│010500│Механика
│
│010600│Физика
конденсированного состояния вещества │
│010700│Физика
атомного ядра и частиц │
│010800│Физика
кинетических явлений │
│010900│Астрономия
│
│011000│Химия
│
│011100│Геология
│
│011200│Геофизика
│
│011300│Геохимия
│
│011400│Гидрогеология
и инженерная геология
│
│011500│Геология
и геохимия горючих ископаемых │
│011600│Биология
│
│011700│Антропология
│
│011800│Зоология
│
│011900│Ботаника │
│012000│Физиология
│
│012100│Генетика
│
│012200│Биофизика
│
│012300│Биохимия │
│012400│Микробиология
│
│012500│География
│
│013000│Почвоведение
│
│013100│Экология │
│013300│Экологическая
геология
│
│013400│Природопользование │
│013500│Биоэкология
│
│013600│Геоэкология
│
│013800│Радиофизика
и электроника
│
│013900│Фундаментальная
радиофизика и физическая электроника
│
│014000│Медицинская
физика
│
│014200│Биохимическая
физика
│
│014300│Физика
Земли и планет │
├──────┴─────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 020000 Гуманитарно - социальные
специальности │
├──────┬─────────────────────────────────────────────────────────┤
│020100│Философия
│
│020200│Политология
│
│020300│Социология │
│020600│Культурология
│
│020700│История
│
│020800│Историко
- архивоведение
│
│021000│Музеология │
│021100│Юриспруденция
│
│021700│Филология
│
│022300│Физическая
культура и спорт
│
│022500│Физическая
культура для лиц с отклонениями в состоянии
│
│ │здоровья (Адаптивная физическая
культура) │
│022600│Лингвистика
и межкультурная коммуникация
│
│022800│Востоковедение,
африканистика
│
├──────┴─────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 050000 Специальности культуры и
искусства │
├──────┬─────────────────────────────────────────────────────────┤
│050200│Режиссура (область применения
050200.02 Театрализованные │
│ │представления и празднества) │
│050900│Инструментальное
исполнительство (по видам инструментов) │
│051000│Вокальное
искусство (по видам вокального искусства)
│
│051100│Дирижирование
(по видам) │
│051200│Композиция
│
│051300│Музыкальное
искусство эстрады (по видам)
│
│051400│Музыковедение
│
│051800│Живопись │
│051900│Графика
│
│052000│Скульптура
│
│052100│История
и теория изобразительного искусства
│
│052200│Монументально
- декоративное искусство
│
│052300│Декоративно
- прикладное искусство и народные промыслы
│
│052400│Дизайн
│
│052500│Интерьеры
и оборудование
│
│052600│Литературное
творчество
│
│052700│Библиотековедение
и библиография
│
│052800│Музейное
дело и охрана памятников
│
│053000│Народное
художественное творчество
│
├──────┴─────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 060000 Экономика и
управление │
├──────┬─────────────────────────────────────────────────────────┤
│060100│Экономическая
теория │
│060400│Финансы
и кредит
│
│060500│Бухгалтерский
учет, анализ и аудит
│
│060600│Мировая
экономика
│
│060700│Национальная
экономика │
│061000│Государственное
и муниципальное управление
│
│061100│Менеджмент
организации
│
│061500│Маркетинг
│
│061700│Статистика │
│061800│Математические
методы в экономике
│
├──────┴─────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 075000 Специальности в области
информационной безопасности │
├──────┬─────────────────────────────────────────────────────────┤
│075100│Криптография
│
│075200│Компьютерная
безопасность
│
│075300│Организация
и технология защиты информации
│
├──────┴─────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 350000 Междисциплинарные
специальности │
├──────┬─────────────────────────────────────────────────────────┤
│351400│Прикладная
информатика (по областям) │
├──────┴─────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 650000 Техника и
технологии │
├──────┬─────────────────────────────────────────────────────────┤
│070200│Техника
и физика низких температур │
│070400│Физика
пучков заряженных частиц и ускорительная техника │
│070700│Теплофизика
│
│070800│Физикохимия
процессов и материалов
│
│070900│Физика
металлов │
│071400│Физическая
электроника
│
│071500│Радиофизика
и электроника
│
│071700│Физика
и техника оптической связи │
│071900│Информационные
системы в технике и технологиях
│
│072300│Лазерная
техника и технологии
│
│072600│Физика
конденсированного состояния вещества │
│072700│Физика
атомного ядра и частиц │
│072800│Физика
кинетических явлений │
│080100│Геологическая
съемка и поиски месторождений полезных
│
│ │ископаемых
│
│080200│Геология
и разведка месторождений полезных ископаемых
│
│080300│Поиски
и разведка подземных вод и инженерно - │
│ │геологические
│
│080500│Геология
нефти и газа
│
│080600│Прикладная
геохимия, петрология, минералогия │
│190700│Оптико
- электронные приборы и системы │
│210100│Управление
и информатика в технических системах
│
│210800│Автономные
информационные и управляющие системы
│
│220100│Вычислительные
машины, комплексы, системы и сети
│
│220200│Автоматизированные
системы обработки информации
│
│ │и управления
│
│220300│Системы
автоматизированного проектирования
│
│220400│Программное
обеспечение вычислительной техники и
│
│ │автоматизированных систем │
│250100│Химическая
технология органических веществ
│
│250200│Химическая
технология неорганических веществ
│
│250500│Химическая
технология высокомолекулярных соединений
│
│250900│Химическая
технология материалов современной энергетики
│
│300200│Астрономогеодезия │
│320700│Охрана
окружающей среды и рациональное использование │
│ │природных ресурсов │
│330100│Безопасность
жизнедеятельности в техносфере
│
└──────┴─────────────────────────────────────────────────────────┘
Приложение
N 2
к Приказу
Минобразования России
от 3 августа 2000
г. N 2400
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
КВАЛИФИКАЦИИ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ"
1. Общая
характеристика
образовательно -
профессиональной программы подготовки
преподавателя на
базе специальности
______________________________
(наименование
специальности)
1.1. Нормативная
трудоемкость образовательно - профессиональной программы подготовки
преподавателя при очной форме 1400 часов. Дополнительная квалификация -
"Преподаватель".
1.2. Характеристика
сферы и объектов профессиональной деятельности преподавателя.
Деятельность
преподавателя направлена на:
- реализацию
образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым
государственным стандартам образования;
- проектирование,
разработку и проведение типовых мероприятий, связанных с преподаванием (уроков,
лекций, семинарских и практических занятий, консультаций, аттестационных
мероприятий);
- проведение
исследований проблем, связанных с преподаванием, разработку рекомендаций по их
разрешению;
- анализ частных и
общих проблем преподавания, управления образовательными учреждениями;
- использование
современных технологий образования для выбора оптимальной стратегии
преподавания в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения;
- воспитание и
интеллектуальное развитие личности.
Сферами
профессиональной деятельности преподавателя являются:
- учреждения
системы образования различных форм собственности (школы, лицеи, гимназии,
колледжи);
- учреждения,
организации, предприятия, деятельность которых связана с различными аспектами
преподавания.
2.
Требования к уровню подготовки лиц,
успешно завершивших обучение по программе подготовки
специалиста с
дополнительной квалификацией
"Преподаватель"
2.1. Требования к
профессиональной компетентности преподавателя
Преподаватель
должен:
- понимать роль
учебных заведений в обществе, основные проблемы дисциплин, определяющих
конкретную область его деятельности;
- знать основные
законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и
обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей,
учащихся и их родителей);
- понимать
концептуальные основы (предмета), его место в общей системе знаний и ценностей
и в школьном учебном плане;
- учитывать в
педагогической деятельности индивидуальные различия учащихся, включая
возрастные, социальные, психологические и культурные;
- обладать знаниями
(предмета), достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации
образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их
потребностям, а также требованиям общества.
Преподаватель
должен знать:
- сущность процессов
обучения и воспитания, их психологические основы;
- воспитательные и
образовательные системы прошлого и настоящего; общие вопросы организации
педагогических исследований, методы исследований и их возможности, способы
обобщения и оформления результатов исследовательского поиска;
- пути
совершенствования мастерства учителя и способы самосовершенствования;
- дидактику
(предмета);
- содержание и
структуру школьных учебных планов, программ и учебников;
- требования к
минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по (предмету), устанавливаемые
государственным образовательным стандартом;
- вопросы частных
методик школьных курсов по (предмету);
- различные подходы
к изучению основных тем школьного курса, новые технологии обучения;
- методы
формирования навыков самостоятельной работы и развития творческих способностей
и логического мышления учащихся;
- научные основы
отдельного курса (предмета), историю и методологию соответствующей науки;
- структуру и
архитектуру ПЭВМ, основные операционные системы, компьютерные инструментальные
средства, методы компьютерной обработки информации.
Преподаватель
должен уметь:
- проектировать,
конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую
деятельность;
- планировать
учебные занятия в соответствии с учебным планом и на основе его стратегии;
- обеспечивать
последовательность изложения материала и междисциплинарные связи (предмета) с
другими дисциплинами;
- разрабатывать и
проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при
изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным
уровням подготовки учащихся;
- ясно, логично
излагать содержание нового материала, опираясь на знания и опыт учащихся;
- отбирать и
использовать соответствующие учебные средства для построения технологии
обучения;
- анализировать
учебную и учебно - методическую литературу и использовать ее для построения
собственного изложения программного материала;
- организовывать
учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты;
- применять основные
методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы
в процесс обучения с учетом данных диагностики;
- использовать
сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства
ПЭВМ для подготовки учебно - методических материалов, владеть методикой
проведения занятий с применением компьютера;
- создавать и
поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей
обучения;
- развивать интерес
учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.
Преподаватель
должен иметь представление о:
- связях школьных разделов (предмета) с соответствующими
вузовскими дисциплинами;
- методических аспектах (предмета) в целом, отдельных тем и понятий;
- методах и приемах составления задач, упражнений, тестов по
различным темам;
- возможностях применения компьютерной техники в учебном
процессе;
- принципах построения обучающих и контролирующих программ
разного уровня сложности.
2.2. Требования к
знаниям и умениям по общим гуманитарным и социально - экономическим
дисциплинам, по общим математическим и естественнонаучным, а также специальным
дисциплинам устанавливаются государственными образовательными стандартами
высшего профессионального образования по соответствующей специальности из числа
перечисленных в Приложении N 1 к настоящему Приказу.
Конкретные
требования с учетом выполнения перечисленных выше
устанавливаются высшим учебным заведением.
3.
Обязательный минимум содержания программы
профессиональной
подготовки преподавателя
Ин-
декс
|
Наименование дисциплин и их основные
разделы
|
Всего
часов
|
ОД.00
|
ОБЩИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|
360
|
ОД.01
|
Психология и педагогика (см. обязательный
минимум
содержания цикла "Общие гуманитарные и социально -
экономические
дисциплины",
определяемый
государственным стандартом высшего
профессионального образования)
|
100
|
ОД.02
|
Дополнительный цикл психолого
- педагогических
дисциплин (конкретный перечень
определяется
вузом): возникновение и развитие
педагогической
профессии; своеобразие педагогической
деятельности; роль учителя
в обществе;
педагогическое призвание, творчество и
новаторство; мотивы выбора
педагогической
профессии; требования к
личности учителя;
профессиограммы учителя; системы
профессиональной
педагогической подготовки; самосовершенствование
учителя; основные принципы возрастной периодизации
психического развития; типы ведущей деятельности и
психологические особенности
возрастных периодов;
кризисы возрастного развития; условия, механизмы и
закономерности развития и формирования
психики в
процессе онтогенеза; психология обучения
и
воспитания; обучение и развитие; психологическая
сущность развивающего обучения; психология
инновационного обучения; структура учебной
деятельности и проблема
ее формирования; этапы
формирования умственных действий; характеристика
теоретического и эмпирического мышления:
психология оценки и
самооценки; история
отечественных и зарубежных
педагогических учений;
методологические и психологические основы процесса
воспитания; проблема взаимоотношений личности и
коллектива; планирование и
осуществление
воспитательного процесса; проблема педагогического
мастерства; педагогическая
культура; современное
педагогическое мышление; пути
формирования
педагогического мастерства; техника
речи,
экспрессивные средства учителя;
педагогика
сотрудничества как технология обучения и
воспитания; современные концепции образования и их
отражение в нормативных документах; научная
организация педагогического труда; текущее
и
перспективное
планирование; методы
психодиагностики, диагностика мотивационной
познавательной, эмоционально -
волевой сфер
личности учащихся; диагностика
знаний, умений,
навыков и способностей школьников;
диагностика
межличностных отношений и
психологического
климата; методика воспитательной работы;
методы
педагогических исследований; системный
подход к
исследованию педагогических явлений
и процессов;
технологические проблемы современной дидактики
|
180
|
ОД.03
|
Новые информационные технологии в
учебном
процессе; структура аудио- и
видеосредств и
методика их применения; структура и
архитектура
ПЭВМ, практические навыки
работы с компьютером;
принципы построения автоматизированных обучающих и
контролирующих систем; применение пакетов
прикладных программ в
учебном процессе по
(предмету); текстовые и
графические редакторы,
электронные таблицы; базы данных; информационные и
телекоммуникационные сети
|
80
|
СД.00
|
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|
340
|
СД.01
|
История и
методология
(соответствующей отрасли
науки): история возникновения и
развития (науки);
основные понятия и
категории. Методологические
аспекты науки и ее
приложений; место (науки) в
системе научного знания;
междисциплинарные связи;
роль наиболее выдающихся ученых
в развитии
(науки); возникновение новых
научных направлений
(особенно в двадцатом
столетии); современные
проблемы и перспективы развития (науки)
|
60
|
СД.02
|
Методика преподавания (предмета): основы
дидактики (предмета); содержание
и структура
школьных программ и учебников;
вопросы частных
методик, относящихся к
основным темам школьного
курса; различные подходы к изучению
основных тем
школьного курса (предметов);
межпредметные связи;
методы организации самостоятельной работы
и
развития творческих способностей учащихся;
таксономия учебных задач;
новые технологии
обучения; методы диагностики
знаний учащихся;
анализ учебников и
методической литературы по
предмету; организация учебной
деятельности
учащихся, разработка планов и конспектов занятий
|
120
|
СД.03
|
Научные основы школьных курсов (предмета):
анализ
школьного курса (предметов) с
точки зрения
современной науки; логическая структура
(предмета): приложение общих концепций и выводов
науки к конкретным задачам преподавания
|
80
|
СД.04
|
Практикум.
Развитие и закрепление практических
навыков по предметам
|
80
|
СД.05
|
Дисциплины по выбору студентов
|
100
|
|
Итого часов теоретической подготовки:
|
800
|
ПП.00
|
Педагогическая практика
|
10
нед.
(540
часов)
|
И.00
|
Итоговая государственная аттестация
|
60
|
И.01
|
Государственные квалификационные экзамены
по
методике преподавания и
защита выпускной
квалификационной работы
|
60
|
|
Всего часов трудоемкости программы
|
1400
|
4. Условия
реализации программы
При реализации
программы высшее учебное заведение имеет право:
1. Изменять объем
часов, отводимых на освоение учебного материала при сохранении минимального
содержания, определяемого данным документом.
2. Вводить в
дополнительный цикл психолого - педагогических дисциплин (ОД.02) элективные
курсы.
3. Осуществлять
преподавание цикла профессионально - педагогических дисциплин в форме авторских
лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных
практических занятий, заданий и семинаров по программам, обеспечивающим
реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данным документом.
Государственные
требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для
получения дополнительной квалификации "Преподаватель" согласованы с
Учебно - методическим объединением университетов.