МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 августа 2000 г. N 237/23-16
О ПОСТРОЕНИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРОГРАММАХ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В настоящее время в
ряде дошкольных образовательных учреждений возникает негативная тенденция
дублирования целей, задач, форм и методов начальной школы. Содержание дошкольного
образования выстраивается в "школьной логике" - логике будущих
учебных предметов, практикуется раннее обучение детей письму, чтению,
усложненной для дошкольников математике и т.п. Создается неправомерная
диспропорция в ведущих содержательных линиях образования, состоящая в
преобладании познавательного развития над художественно - эстетическим,
физическим и социально - личностным. Игра и другие
специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются занятиями, которые
становятся преобладающей формой обучения и воспитания. При этом игнорируются
объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для
дошкольного возраста, а значит, и интересы самого ребенка.
Данные медицины
также свидетельствуют о том, что подобное раннее обучение приводит к
переутомлению и перегрузкам маленьких детей, отрицательно сказывается на
состоянии их здоровья, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления при
переходе к школьному образованию.
Подобные явления в
значительной степени провоцируются требованиями родителей, которые считают, что
раннее обучение ребенка в дошкольном возрасте обеспечит ему в дальнейшем
успешность школьного образования, позитивное отношение учителей и признание со
стороны сверстников. Именно поэтому родители стремятся к тому, чтобы их ребенок
в любом образовательном учреждении, будь то начальная школа или детский сад,
наращивал знания, умения, навыки на протяжении всего периода детства - чем
раньше он начнет школьное обучение, тем лучше. При этом недооцениваются такие
негативные последствия, как потеря у детей интереса к учебе.
Ситуация
усугубляется неоправданной практикой приема детей в общеобразовательные
учреждения (особенно в лицеи и гимназии) на основе особых требований к учебным
знаниям, предъявляемым к ребенку при поступлении в первый класс. В этих случаях
образовательное учреждение, "прикрываясь" интересами ребенка,
фактически выбирает удобных ему детей. Тем самым ущемляется конституционное
право ребенка на образование, и одновременно нарушаются законные права родителей
выбирать школу для своих детей.
Министерство
образования России неоднократно обращало внимание на необходимость строить
программно - методическое обеспечение дошкольного образования на основе
специфики возрастных особенностей ребенка, о чем свидетельствует ряд документов:
инструктивно -
методические письма Министерства образования РФ:
- от 25.03.94 N
35-М "Об организации взаимодействия образовательных учреждений и
обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования";
- от 24.04.95 N
46/19-15 "Рекомендации по экспертизе образовательных программ для
дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации";
- от 24.03.95 N
42/19-15 "О программно - методическом обеспечении дошкольного образования
- в контексте педагогики развития";
- от 07.04.99 N
70/23-16 "О практике проведения диагностики развития ребенка в системе
дошкольного образования";
- от 14.03.2000 N
65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей
дошкольного возраста в организованных формах обучения";
- Приказ Минобразования
России от 22.08.96 N 448 "Об утверждении документов по проведению
аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных
учреждений" и другие документы.
В настоящее время
Министерство образования Российской Федерации приступило к пересмотру
содержания непрерывного образования (дошкольное звено и начальное) в связи с
подготовкой перехода школы на 12-летнее образование. С этой целью проведен
анализ действующих программ дошкольного и начального образования. По
результатам мониторинга, с одной стороны, в дошкольных образовательных
учреждениях выявлены факты дублирования части учебных материалов и программ
начального обучения. С другой стороны, отмечается, что образование, которое
получает ребенок в детском саду, остается невостребованным начальной школой в
полной мере. В первую очередь это касается художественно - эстетического
развития и физического воспитания, которое в детском саду сочетается с
комплексом оздоровительных мер и закаливающих процедур.
Минобразованием России проведены координационные совещания с представителями ряда
издательств и авторскими коллективами действующих программ дошкольного и
начального образования. На совещаниях были приняты совместные решения о
пересмотре определенных разделов некоторых программ воспитания и обучения, а
также о подготовке их новых изданий. Издательства выразили готовность
скорректировать сроки своих планов подготовки и издания данных программ с целью
их доработки. Авторы, в свою очередь, взяли на себя обязательства внести в эти
программы соответствующие изменения. Сущность вносимых изменений обусловлена
необходимостью установления преемственности содержания дошкольного и школьного
образования и устранения неоправданного дублирования учебного материала
начального общего образования в программах для дошкольных образовательных
учреждений.
Минобразованием России также организована работа по созданию новых программ
непрерывного дошкольного - начального образования в соответствии с
подготовленным проектом Концепции непрерывного образования (дошкольное и
начальное звено), который будет опубликован в журналах "Дошкольное
воспитание" и "Начальная школа".
Минобразование особо отмечает, что утверждение указанной Концепции, над которой
работали и пришли к согласованному мнению авторы как дошкольного, так и
начального образования, откроет новые возможности для совершенствования
программно - методического обеспечения этих ступеней образования на основе
объективных закономерностей развития ребенка.
Первый заместитель
Министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ