МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 августа 2000 г. N 22-06-916
О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ УСЫНОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В соответствии с п.
3 Приказа Министерства образования Российской Федерации от 26.08.99 N 214
"О нарушениях законодательства об усыновлении детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей", Управлением инспекционно -
аналитической работы осуществлен ряд инспекционных проверок по данной проблеме
в 1999/2000 учебном году.
Инспекционные
проверки показали, что, несмотря на то, что Министерство образования Российской
Федерации неоднократно обращало внимание руководителей на эту проблему, еще
низка эффективность принимаемых мер.
В
результате недостаточной активности органов опеки и попечительства, ослабления
исполнительской дисциплины и правовой неграмотности должностных лиц,
занимающихся вопросами усыновления детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, а также сложного материального положения семей уменьшается
число усыновлений детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
российскими гражданами, в то время как международное усыновление растет из года
в год.
В ходе проверок
были выявлены многочисленные факты нарушений Семейного кодекса Российской
Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.96 N 919
"Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения
родителей" органами опеки и попечительства, руководителями образовательных
учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.
В частности, не
выполняются положения о постановке на централизованный учет детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь детей старше 6 лет,
находящихся в детских домах и школах - интернатах, детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Некоторые
руководители учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, специальных (коррекционных) учреждений для детей с отклонениями в
развитии не направляют сведений о воспитанниках в органы опеки и
попечительства, ссылаясь на то, что эти дети не имеют перспективы усыновления.
К наиболее
характерным недостаткам деятельности органов опеки и попечительства относятся:
задержка сроков
установления правового статуса ребенка (что увеличивает срок передачи сведений
о ребенке в региональный банк данных);
несвоевременная
передача органами опеки и попечительства сведений о детях, подлежащих
усыновлению, в региональный и федеральный банк данных;
недостаточное
использование информации о детях, подлежащих усыновлению, опубликованной в
информационных бюллетенях Минобразования России;
слабая
информированность населения о практике усыновления, недостаточное использование
средств массовой информации;
отсутствие
информации об условиях жизни и воспитания детей, усыновленных иностранными гражданами
или лицами без гражданства и вывезенных за рубеж;
ненадлежащее
оформление журналов учета усыновителей как документов строгой отчетности,
отсутствие в них необходимых данных (нарушение требований Постановления
Правительства Российской Федерации от 15.09.95 N 917);
большая
задолженность по выплате денежных средств на детей, находящихся под опекой
(попечительством), которая достигает в некоторых районах одного года - полутора
лет.
В целях защиты прав
и законных интересов несовершеннолетних, повышения эффективности контроля
органов управления образованием субъектов Российской Федерации за соблюдением
законодательства об усыновлении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, устранения отмеченных недостатков Управление полагает
целесообразным.
Органам управления
образованием субъектов Российской Федерации:
взять на контроль,
провести выборочные проверки исполнения должностными лицами органов управления
образованием местного самоуправления, детских домов и школ - интернатов
законодательства Российской Федерации по усыновлению детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
провести совместную
коллегию или семинар - совещание со специалистами органов опеки и попечительства
по вопросам охраны прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, с приглашением всех заинтересованных ведомств.
Рекомендовать
руководителям структурных подразделений, в функции которых входят вопросы опеки
и попечительства:
принять меры по
неукоснительному соблюдению законодательства Российской Федерации об устройстве
детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
руководствоваться
принципами приоритета усыновителей из числа российских граждан при решении
вопросов, связанных с усыновлением;
направить в
региональный банк данных сведения о детях, подлежащих усыновлению, своевременно
и в полном объеме;
систематически
контролировать исполнение должностными лицами домов ребенка, детских домов,
школ - интернатов законодательства Российской Федерации об усыновлении;
проверить состояние
работы по выявлению и учету детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, и принять меры по защите прав воспитанников;
организовать цикл
радиопередач и публикаций в местной печати, направленных на формирование
позитивного отношения общества к обеспечению прав детей жить и воспитываться в
семье.
Начальник
Управления
инспекционно -
аналитической работы
В.Ф.САУТКИН