Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 12 октября 2000 г. N 2925

 

О ФОРМИРОВАНИИ МЕЖВУЗОВСКОЙ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ

ПРОГРАММЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

 

С целью создания системы открытого образования Российской Федерации, обеспечивающей общенациональный доступ к образовательным ресурсам на основе широкого использования информационных образовательных технологий, в соответствий с Планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.07.2000 N 1072-р, и во исполнение Приказа Минобразования России от 02.08.2000 N 2389 приказываю:

1. Утвердить следующую структуру органов формирования и управления программы "Создание системы открытого образования" (далее именуется программа):

- руководящий совет программы;

- управляющий комитет программы;

- организаторы конкурса по подпрограммам;

- экспертные комиссии.

2. Возложить функции руководящего совета программы на президиум Совета по дистанционному обучению в сфере профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, созданного Приказом Минобразования России от 24.08.2000 N 2489.

3. Возложить функции управляющего комитета программы на управляющий комитет программы "Научное, научно - методическое, материально - техническое и информационное обеспечение системы образования", созданный Приказами Минобразования России от 28.10.1999 N 659 и от 11.07.2000 N 2110.

4. Утвердить структуру программы и перечень проектных заданий для объявления конкурса (Приложение).

5. Управлению информационных и образовательных технологий (А.А. Полякову) в недельный срок:

5.1. Опубликовать в печати объявление о конкурсе проектов научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ по подпрограммам:

(1) "Научное, научно - методическое и информационное обеспечение создания системы открытого образования";

(2) "Создание системы открытого профессионального образования";

(3) "Создание федеральной (национальной, межрегиональной и муниципальной) инфраструктуры открытого образования" (в рамках формирования тематических планов научно - исследовательских работ, проводимых по заданиям Минобразования России и финансируемых из средств федерального бюджета);

(4) "Создание единого информационного пространства общего среднего образования, приоритетно включая малокомплектные сельские школы" (по отдельной программе).

5.2. Представить на утверждение кандидатуры организаторов конкурса по подпрограммам "Научное, научно - методическое и информационное обеспечение создания системы открытого образования" и "Создание системы открытого профессионального образования".

6. Возложить функции конкурсной комиссии на управляющий комитет программы.

7. Назначить председателем экспертной комиссии по подпрограмме (1) "Научное, научно - методическое и информационное обеспечение создания системы открытого образования" В.П. Тихомирова, ректора Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

8. Назначить председателем экспертной комиссии по подпрограмме (2) "Создание системы открытого профессионального образования" И.Б. Федорова, ректора Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана.

9. Председателям экспертных комиссий В.П. Тихомирову, И.Б. Федорову в недельный срок сформировать персональные составы экспертных комиссий.

10. Утвердить в качестве головной организации по подпрограмме (3) "Создание федеральной (национальной, межрегиональной и муниципальной) инфраструктуры открытого образования" Санкт - Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" (ректор - Д.В. Пузанков).

11. Головной организации по подпрограмме (3) (Д.В. Пузанкову) обеспечить до 10 ноября 2000 г. представление в Управление развития и планирования научных исследований (М.Н. Стриханову) согласованного с Управлением информационных и образовательных технологий (А.А. Поляковым) перечня НИР по подпрограмме в рамках тематических планов вузов, имеющих плановый объем финансирования по заданиям министерства на 2001 год свыше 900 тыс. рублей, а также вузов, имеющих меньший плановый объем финансирования, но заявивших о готовности принять участие в подпрограмме.

12. Управлению планирования и развития научных исследований (М.Н. Стриханову) предусмотреть при формировании плана финансирования НИР, выполняемых вузами и подведомственными организациями Минобразования России, на 2001 год выделение средств на программу в соответствии с п. 3.1 Приказа Минобразования России от 02.08.2000 N 2389.

13. Управлению информационных и образовательных технологий (А.А. Полякову) при проведении конкурса и организации работ по программе "Научное, научно - методическое, материально - техническое и информационное обеспечение системы образования" предусмотреть на 2001 год выделение 10% средств от планового объема финансирования данной программы на подпрограмму (1) "Научное, научно - методическое и информационное обеспечение создания системы открытого образования".

14. Управлению научно - инновационной деятельности (А.В. Суворинову) совместно с Управлением информационных и образовательных технологий (А.А. Поляковым) при проведении конкурса и организации работ по программе "Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники" предусмотреть на 2001 год выделение 10% средств от планового объема финансирования данной программы на подпрограмму (2) "Создание системы открытого профессионального образования".

15. Управлению прогнозирования и развития системы образования (В.М. Зуеву) совместно с Управлением информационных и образовательных технологий (А.А. Поляковым) провести формирование заданий на НИОКР по Федеральной программе развития образования на 2001 - 2002 годы с учетом выделения согласованного объема средств на подпрограмму (1) "Научное, научно - методическое и информационное обеспечение создания системы открытого образования".

16. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

 

Министр

В.М.ФИЛИППОВ

 

 

 

 

 

 

Приложение

к Приказу

Минобразования России

от 12 октября 2000 г. N 2925

 

СТРУКТУРА

МЕЖВУЗОВСКОЙ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

"СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

НА 2001 - 2002 ГОДЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Назначение. Межвузовская научно - техническая программа "Создание системы открытого образования" (далее - Программа) является организационной основой политики Минобразования России в области стратегии развития образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы открытого образования во всех направлениях, обеспечивая ее воплощение в проектах, реализуемых учебными заведениями различных регионов. Программа может включать в свой состав республиканские, региональные и отраслевые программы развития образования, которые учитывают национальные и региональные, социально - экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности и реализуют мероприятия, отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и отраслевых ведомств.

Финансирование Программы осуществляется за счет:

- плановых средств федерального бюджета на НИОКР Минобразования России;

- бюджетов всех уровней, необходимых для полноценного развития и функционирования системы открытого образования;

- дополнительного целевого финансирования Программы, обеспечивающего реализацию мероприятий и проектов, нацеленных на решение первоочередных задач развития системы на основе достижений науки и практики (инноваций).

Государственный заказчик: Министерство образования Российской Федерации.

Исполнители и соисполнители. Исполнителями являются государственные образовательные учреждения и научные организации, подведомственные Минобразованию России. Соисполнителями являются заинтересованные образовательные учреждения и научные организации любой ведомственной подчиненности и формы собственности. Роль системного интегратора работ возлагается на ГосНИИ системной интеграции.

Сроки реализации Программы: 2001 - 2005 годы.

Главная цель Программы - создание системы открытого образования (ОО), обеспечивающей общенациональный доступ к образовательным ресурсам путем широкого использования информационных образовательных технологий дистанционного обучения и на этой основе предоставляющей условия для наиболее полной реализации гражданами своих прав на образование, по структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

 

Система открытого образования

 

Переход от индустриального к информационному обществу приводит к существенным изменениям во многих сферах человеческой деятельности, в частности:

- меняется характер развития, приобретения и распространения знаний;

- открываются возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания;

- расширяется доступ к высшему образованию;

- изменяется роль преподавателя в учебном процессе (постоянный диалог, преобразовывающий информацию в знание и понимание).

В этой связи в мире происходят глубинные и объективные процессы формирования единого открытого образовательного пространства. Создаются специализированные открытые университеты (например, Каталонский открытый университет, Британский открытый университет и др.). Поиск соответствующей организационной структуры и учреждений образования (особенно образования взрослых), которые обеспечили бы переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь" - важнейшая проблема XXI века.

Обеспечение возможности для получения высшего образования и обучения на протяжении всей жизни, предоставление учащимся права свободного выбора места, времени и технологий обучения в рамках системы ОО наряду с индивидуальным развитием и социальной мобильностью позволяют сохранять, развивать и распространять национальные и региональные, международные и исторические культуры в условиях культурного плюрализма, содействовать воспитанию молодежи в духе ценностей, составляющих основу демократической гражданственности.

Открытость образования предполагает:

- открытое поступление в высшее учебное заведение (как правило, без анализа исходного уровня знаний, без вступительных испытаний; политика "открытых дверей");

- открытое планирование обучения (свобода составления индивидуальной образовательной траектории - модулей из системы учебных курсов соответствующей программы);

- свободу выбора преподавателя (определение того преподавателя, который в наибольшей степени потенциально соответствует потребностям, особенно в дальнейшем, когда обучение может перейти в образовательный консалтинг);

- свободу в выборе времени, ритма и темпа обучения (прием на обучение в течение всего года, отсутствие фиксированных сроков обучения);

- свободу в выборе места обучения (самостоятельный выбор территории обучения).

Система открытого образования ориентирована:

- на массовость и общедоступность независимо от социального статуса, территориального расположения, ограничения в гражданских правах и т.п.;

- обеспечение широкого доступа к национальным и мировым образовательным ресурсам;

- возможность получения второго образования, например экономического образования специалистами естественнонаучного профиля, технического образования специалистами медицинского профиля и т.п.

Система ОО должна стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставить человеку разнообразные образовательные услуги, позволяющие учиться непрерывно, и обеспечить возможность получения современного профессионального знания. Подобная система дает возможность каждому обучаемому выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, где бы территориально он ни находился. В итоге должна быть сформирована ассоциация (консорциум) связанных друг с другом учебных учреждений, которая обеспечивает создание пространства образовательных услуг, взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворять запросы и потребности населения. Таким образом создается возможность многомерного движения специалиста в образовательно - профессиональном пространстве, развития через обучение и функционирование постоянного образовательного профессионального консалтинга.

Ключевым элементом системы ОО является специализированная информационно - образовательная среда (ИОС), позволяющая реализовать технологии дистанционного обучения. ИОС представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно - программного и организационно - методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. Поэтому именно открытое образование способно наиболее эффективно содействовать подготовке обучающихся к полноценному участию в общественной и профессиональной областях деятельности в условиях современного информационного сообщества.

При этом следует иметь в виду, что система ОО не заменяет традиционную систему образования, включающую жестко регламентированные очную, очно - заочную (вечернюю), заочную формы и экстернат, но уже в настоящее время, может существенно дополнить указанные формы. В то же время, технологии дистанционного обучения, составляющие основу открытого образования, успешно интегрируются и в существующие формы образования, прежде всего в заочное (заочно - дистанционная форма), что в будущем может привести к конвергенции различных форм получения образования.

 

Принципы создания и функционирования

системы открытого образования

 

Реализация государственной политики России в части расширения возможностей личности для получения высшего профессионального образования и повышения доступности образования широким слоям населения, включая русскоязычное население стран ближнего и дальнего зарубежья, неизбежно приводит к необходимости создания открытого образовательного пространства, существенно дополняющего структуру существующей системы образования и позволяющего реализовать парадигму открытого образования.

Создание перспективной системы образования, способной подготовить российское общество в целом и каждого человека в отдельности к жизни в условиях конкурентоспособной экономики, - одна из важных и актуальных проблем, решение которой возможно лишь на уровне государственной политики. Развитие системы образования в нынешних условиях определяется необходимостью непрерывного, самостоятельного, опережающего, распределенного и, конечно, открытого образования.

При создании системы открытого образования должны быть в полной мере использованы накопленные в российской высшей школе научно - методический, кадровый и производственный потенциал, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующая телекоммуникационная инфраструктура (универсальные каналы связи) и организационные структуры высшей школы.

Ведущая роль в формировании системы открытого образования принадлежит именно вузам, поскольку они, являясь составной частью системы образования, начинающейся с дошкольного воспитания и начального образования и продолжающейся на протяжении всей жизни, должны:

- вести в своих стенах соответствующую работу, чтобы быть компонентом этой системы и содействовать ее развитию;

- работать в тесном сотрудничестве с родителями, школами, учащимися, социально - экономическими группами и общинами;

- оставить открытым доступ для тех, кто успешно оканчивает среднюю школу или представляет свидетельства, необходимые для поступления, в любом возрасте и без какой бы то ни было дискриминации.

Общее среднее образование при этом должно:

- готовить квалифицированных кандидатов для получения высшего образования путем развития у них способностей;

- открывать путь к активной жизни путем предоставления подготовки для самой различной работы.

Должно быть обеспечено эффективное объединение усилий вузов, других образовательных учреждений и организаций в области создания и внедрения в практику принципов открытого образования на основе:

- требований государственного образовательного стандарта;

- общих психолого - педагогических, методических и технических требований к учебно - методическим и информационным ресурсам ОО;

- единых требований к уровню психолого - педагогической компетентности) кадров системы ОО;

- создания единой информационно - образовательной среды ОО;

- объединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования на развитие ОО в целом;

- координации функционирования системы.

Информационно - образовательная среда (ИОС) системы ОО должна представлять собой совокупность региональных информационно - образовательных сред, объединяющих в своем составе виртуальные представительства учебных заведений своего региона. Единые принципы построения региональных информационно - образовательных сред позволят проводить каталогизацию ресурсов всей среды на федеральном уровне, осуществлять ее мониторинг и формировать статистические показатели работы на различных уровнях.

Согласованность работы всех компонентов среды ОО обеспечивается рядом общесистемных соглашений, охватывающих различные аспекты работы системы ОО от организационных до форматов баз данных.

В итоге выполнения Программы должна быть создана система открытого образования, реализующая следующие принципы функционирования:

Децентрализация. Предоставление образовательным учреждениям федерального и регионального уровня права самостоятельно решать вопросы организации учебного процесса в системе ОО. Создание условий взаимовыгодного обмена образовательными продуктами и услугами.

Демократизация. Создание равных прав всем образовательным учреждениям в решении нормативно - правовых вопросов и вопросов коммерциализации учебного процесса в системе ОО.

Глобализация. Открытость информационных ресурсов и организации учебных процессов во всех точках системы ОО на WWW-серверах для глобального взаимодействия и обмена передовым опытом.

Регионализация. Региональные соглашения, объединения и группировки для содействия торговой и экономической интеграции в качестве средств усиления их конкурентоспособности.

Непрерывность. Обеспечение в ОО всех уровней образования, принятых в системе непрерывного образования России: начального, среднего, среднего профессионального, довузовской подготовки, высшего, дополнительного, послевузовского.

Интеграция. Создание виртуальной электронной библиотеки учебных курсов, банков данных и баз знаний, распределенных по отраслям знания, с защитой авторских прав.

Структура Программы и перечень проектных заданий обеспечивают взаимоувязанное решение всего многообразия проблем создания системы ОО и обеспечивает создание реально действующей системы на федеральном и региональном уровнях.

 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ И ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАНИЙ

 

I. Подпрограмма "Научное, научно - методическое

и информационное обеспечение создания системы

открытого образования"

 

┌─────┬────────────┬──────────────┬──────────────────────────────┐

  N     Раздел     Подраздел         Проектные задания      

п/п │                                                        

├─────┼────────────┼──────────────┼──────────────────────────────┤

│ I.  │1.1. Научное│1.1.1.        │1. Особенности методологии   

     │и научно -  │Исследование  │преподавания различных       

     методическое│влияния       │дисциплин с использованием   

     │и           │сетевых       │информационных технологий    

     │концептуаль-│информационных├──────────────────────────────┤

     │ное         │технологий на │2. Психолого  - педагогические│

     │обеспечение │организацию   │принципы представления  знаний│

     │функциониро-│учебного      │в информационно              -│

     │вания       │процесса и    │образовательной среде        

     │системы     │формирование  ├──────────────────────────────┤

     открытого   │знаний        │3. Образовательные стратегии в

     │образования │              │ОО                           

                               ├──────────────────────────────┤

                               │4. Формы  и методы обеспечения│

                               │качества образования в системе│

                               │ОО                           

                               ├──────────────────────────────┤

                               │5. Педагогические  особенности│

                               │ОО для  различных   возрастных│

                               │групп             (непрерывное│

                               │образование)                 

                 ├──────────────┼──────────────────────────────┤

                 │1.1.2.        │1. Вариативные учебные планы и│

                 Методическое  │программы в ОО               

                 │обеспечение   ├──────────────────────────────┤

                 │открытого     │2. Разработка     методических

                 │образования   │рекомендаций для   организации│

                               │системы психолого            -│

                               │педагогической       поддержки│

                               │обучающегося                 

                               ├──────────────────────────────┤

                               │3. Учебные  планы  и программы│

                               │для подготовки  преподавателей│

                              │системы ОО                   

                               ├──────────────────────────────┤

                               │4. Типовые            методики│

                               │использования    интерактивных

                               │средств в ОО                 

                               ├──────────────────────────────┤

                               │5. Создание федерального фонда│

                               │учебных курсов системы ОО    

                               ├──────────────────────────────┤

                               │6. Разработка      методологии│

                               │создания курсов дистанционного│

                               │обучения по        техническим

                               │дисциплинам, основанной     на│

                               │проективной педагогике       и│

                               │продуктивных знаниях         

                               ├──────────────────────────────┤

                               │7. Создание виртуального фонда│

                               │физических,        химических,│

                               │биологических,  геометрических│

                               │и других  эффектов  и  явлений│

                               │для обеспечения   обучения  по

                               │естественнонаучным           и│

                               │техническим дисциплинам ОО   

                 ├──────────────┼──────────────────────────────┤

                 │1.1.3.        │1. Модели организации учебного

                 Концептуальные│процесса в системе ОО        

                 │основы        ├──────────────────────────────┤

                 │открытого     │2. Модели организации  учебных

                 │образования   │заведений и                 их│

                               │представительств в системе ОО │

                               ├──────────────────────────────┤

                               │3. Модели организации учебного

                               │процесса по       интегральным

                               │(распределенным)       учебным│

                               │планам                       

                 ├──────────────┼──────────────────────────────┤

                 │1.1.4.        │1. Эргономические требования к

                 │Исследование и│экранным элементам  управления│

                 │разработка    │в программных    обучающих   и│

                 │научно        │тестирующих комплексах       

                 │обоснованных  ├──────────────────────────────┤

                 │рекомендаций  │2. Критерии             оценки│

                 │по медико -   │психоэмоционального напряжения│

                 │физиологичес- │при работе  за  компьютером  в│

                 │ким и         │системе ОО                   

                 │психофизичес- ├──────────────────────────────┤

                 │ким           │3. Медико   -  физиологические│

                 │требованиям к │критерии организации занятий в

                 │организации   │системе ОО                   

                 │учебного      ├──────────────────────────────┤

                 │процесса в    │4. Разработка        критериев│

                 открытом      │ограничения работы           с│

                 образовании   │компьютером в системе ОО     

     ├────────────┼──────────────┼──────────────────────────────┤

     │1.2.        │1.2.1.        │1. Принципы         построения│

     │Дидактика   │Разработка    │учебного материала для системы│

     открытого   │дидактических │ОО по гуманитарным дисциплинам│

     │образования │принципов     ├──────────────────────────────┤

                 │открытого     │2. Принципы         построения│

                 │образования   │учебного материала для системы│

                               │ОО по   естественнонаучным   и│

                               │инженерным дисциплинам       

                               ├──────────────────────────────┤

                               │3. Организация       групповой

                               │работы учащихся в системе ОО 

                               ├──────────────────────────────┤

                               │4. Организация          работы│

                               │преподавателей в системе ОО  в

                               │зависимости от     контингента│

                               │учащихся                     

                               ├──────────────────────────────┤

                               │5. Разработка        дидактики│

                               │креативной       (проективной)│

                               │педагогики в ОО              

                               ├──────────────────────────────┤

                               │6. Разработка   технологий   и│

                               │средств развития    творческих│

                               │способностей обучаемых       в

                               │системе ОО                   

                 ├──────────────┼──────────────────────────────┤

                 │1.2.2.        │1. Инструментальные   средства│

                 │Создание      │для подготовки  информационных

                 │инструменталь-│ресурсов системы ОО          

                 │ных средств   ├──────────────────────────────┤

                 │разработки    │2. Инструментальные   средства│

                 электронных   │интерактивного взаимодействия │

                 │средств       ├──────────────────────────────┤

                 │обучения      │3. Электронные  справочники  и│

                               │энциклопедии                 

                               ├──────────────────────────────┤

                               │4. Экспертные системы        

                               ├──────────────────────────────┤

                               │5. Рекомендации             по

                               │использованию инструментальных│

                               │средств в учебном процессе   

                 ├──────────────┼──────────────────────────────┤

                 │1.2.3.        │1. Разработка         методики│

                 │Исследования  │обучения с      использованием│

                 дидактических │электронной библиотеки       и│

                 │особенностей  │электронной почты            и│

                 │использования │исследование            границ│

                 сетевых       │применимости данного подхода 

                 │сервисных     ├──────────────────────────────┤

                 │средств с     │2. Рекомендации             по

                 │учетом        │использованию  телеконференций│

                 различных     │(off-line) в  зависимости   от│

                 │факторов      │профиля дисциплины           и│

                               │контингента учащихся         

                               ├──────────────────────────────┤

                               │3. Рекомендации             по

                               │использованию групповой работы│

                               │в ЧАТ (on-line) в  зависимости│

                               │от профиля     дисциплины    и│

                               │контингента учащихся         

                               ├──────────────────────────────┤

                               │4. Рекомендации             по

                               │использованию аудио-         и│

                               │видеоконференций в зависимости│

                               │от профиля     дисциплины    и│

                               │контингента учащихся         

                               ├──────────────────────────────┤

                               │5. Рекомендации             по

                               │использованию очных  семинаров│

                               │в зависимости    от    профиля│

                               │дисциплины и       контингента│

                               │учащихся                     

     ├────────────┼──────────────┼──────────────────────────────┤

     │1.3.        │1.3.1.        │1. Принципы      каталогизации│

     │Информацион-│Каталогизация │ресурсов, порядок актуализации│

     │ное и       │всех ресурсов │каталога и      предоставления│

    │маркетинго- │системы       │ресурсов пользователям       

     │вое         открытого     ├──────────────────────────────┤

     │обеспечение │образования и │2. Создание         подсистемы│

     открытого   │организация   │"электронный киоск"        для│

     │образования │доступа к ним │распространения учебно       -│

                               │методических материалов      в

                               любом               исполнении│

                               │(полиграфическое, электронное,│

                               │CD-ROM)                      

                               ├──────────────────────────────┤

                               │3. Создание        WWW-сервера│

                               │каталогов системы ОО и системы│

                               │on-line заказов ресурсов     

                               ├──────────────────────────────┤

                               │4. Создание        виртуальной

                              │библиотеки      полнотекстовых

                               │(гипертекстовых) учебников   и│

                               │учебных пособий системы ОО   

                               ├──────────────────────────────┤

                               │5. Создание       виртуального

                               │каталога     библиографических

                               │описаний основных   источников│

                               │информации по ОО              

                               ├──────────────────────────────┤

                               │6. Создание                  

                               │автоматизированного   кадастра│

                               │информационных        ресурсов│

                               │учебного назначения          

                 ├──────────────┼──────────────────────────────┤

                 │1.3.2.        │1. Мониторинг                и│

                 │Создание      │прогнозирование         спроса│

                 │системы       │населения России            на

                 │мониторинга   │образовательные        услуги,│

                 │потребностей  предоставляемые с      помощью│

                 │населения     │технологий      дистанционного│

                 │России в      │обучения                     

                 │обучении в    ├──────────────────────────────┤

                 │системе ОО и  │2. Мониторинг     возможностей│

                 │возможностей  │образовательных учреждений   в

                 │образователь- │предоставлении услуг ОО      

                 │ных                                        

                 │учреждений по                             

                 │обеспечению                                

                 │этих                                       

                 │потребностей                               

                 ├──────────────┼──────────────────────────────┤

                 │1.3.3. Сетевой│1. Создание       центрального

                 │маркетинг в   │информационного        сервера│

                 открытом      │"Открытое образование"       

                 образовании   ├──────────────────────────────┤

                               │2. Создание       электронного

                               │журнала "Открытое образование"│

                               ├──────────────────────────────┤

                               │3. Разработка   принципов    и│

                               │методик сетевого маркетинга ОО│

                               ├──────────────────────────────┤

                               │4. Разработка        принципов│

                               │маркетинга российского      ОО│

                               │среди русскоязычного населения│

                               │зарубежных стран             

                 ├──────────────┼──────────────────────────────┤

                 │1.3.4.        │1. Разработка          системы│

                 │Создание      │показателей для   формирования│

                 │системы       │рейтинга учебных  заведений  в

                 │рейтинга по   │системе ОО                   

                 │всем          ├──────────────────────────────┤

                 │категориям    │2. Разработка          системы│

                 │ресурсов      │показателей для   формирования│

                               │рейтинга              качества│

                               │информационных ресурсов      и│

                               │методического обеспечения    

                               ├──────────────────────────────┤

                               │3. Создание            системы│

                               │формирования рейтингов      по

                               │определенным показателям     

     ├────────────┼──────────────┼──────────────────────────────┤

     │1.4.        │1.4.1.        │1. Разработка  новой  редакции│

     │Нормативно -│Нормативная   │закона об    образовании    (с│

     правовое    │база открытого│учетом            особенностей│

     │обеспечение │образования   │информационного общества)    

     │системы                   ├──────────────────────────────┤

     │открытого                 │2. Документы, регламентирующие│

     │образования │              │лицензирование, аттестацию   и│

                               │аккредитацию           учебных

                               │заведений, для    работы    по

                               │системе ОО                   

                               ├──────────────────────────────┤

                               │3. Разработка   нормативно   -│

                               │методического    сопровождения│

                               │государственных              

                               │образовательных стандартов для

                               │направлений и  специальностей,│

                               │которые реализуются          с│

                               │полномасштабным использованием│

                               │информационно                -│

                               │коммуникационных технологий  в

                               │учебном процессе             

                               ├──────────────────────────────┤

                               │4. Государственные           

                               │(отраслевые) стандарты ОО    

                               ├──────────────────────────────┤

                               │5. Порядок работы Федерального

                               │экспертного совета          по

                               │электронным изданиям         с

                               │системой ОО                  

                               ├──────────────────────────────┤

                               │6. Сертификация учебных курсов│

                               │и порядок            признания│

                               │сертификатов (перезачет) иными│

                               │учебными заведениями         

                 ├──────────────┼──────────────────────────────┤

                 │1.4.2.        │1. Субъекты авторского права в

                 Авторское     │системе ОО      и      порядок│

                 │право и его   │правопреемственности         

                 │защита в      ├──────────────────────────────┤

                 │системе       │2. Принципы      использования│

                 открытого     │ресурсов без          передачи│

                 │образования   │авторского права в системе ОО │

                               ├──────────────────────────────┤

                               │3. Разработка          типовых

                               │авторских договоров различного

                               │уровня                       

                               ├──────────────────────────────┤

                               │4. Принципы     и      порядок│

                               │ответственности субъектов   за

                               │нарушение авторских прав     

                ├──────────────┼──────────────────────────────┤

                 │1.4.3.        │1. Принципы     стандартизации│

                 │Стандартизация│представления ресурсов       в

                 │в системе     системе ОО                    

                 │открытого     ├──────────────────────────────┤

                 │образования   │2. Корпоративные стандарты  ОО│

                               │на технологии     практических

                               │работ в   системе    открытого

                               │инженерного образования      

                               ├──────────────────────────────┤

                               │3. Стандартный набор сервисных

                               │служб в            виртуальном

                               │представительстве     учебного

                               │заведения в системе ОО       

                               ├──────────────────────────────┤

                               │4. Рекомендации   по    набору│

                               │инструментальных средств   для

                               │подготовки      информационных

                               │ресурсов в системе ОО        

     ├────────────┼──────────────┼──────────────────────────────┤

     │1.5.        │1.5.1.        │1. Разработка        концепции│

     │Принципы и  │Принципы и    │русскоязычного учебного центра│

     │программы   │технологии    │системы ОО     в    зарубежных

     │международ- │работы с      │странах и принципы его  работы│

     │ной         │русскоязычными│с базовыми вузами            

     │деятельности│диаспорами    ├──────────────────────────────┤

     │в открытом  │различных     │2. Разработка принципов работы│

     │образовании │стран и       и методик     обучения      на│

                 │регионов мира │иностранных языках       через

                               │виртуальное  представительство│

                               │учебного заведения  в  системе│

                               │ОО                           

                               ├──────────────────────────────┤

                               │3. Разработка   финансовых   и│

                               │организационных механизмов для

                               │работы зарубежного    учебного│

                               │центра с базовыми вузами     

                 ├──────────────┼──────────────────────────────┤

                 │1.5.2.        │1. Концепция      виртуального

                 │Принципы      │представительства  зарубежного│

                 │интеграции    │учебного заведения    в    ИОС│

                 зарубежных    │системы ОО России            

                 │учебных       ├──────────────────────────────┤

                 │заведений в   │2. Сопоставительный     анализ│

                 │информацион-  │возможностей       виртуальных│

                 │но - образова-│представительств    зарубежных│

                 │тельную среду │вузов с  представительствами в

                 │(ИОС)         │ИОС ОО                       

                 │открытого     ├──────────────────────────────┤

                 │образования в │3. Разработка  предложений  об

                 │России        │организации        конверторов│

                               │зарубежных         виртуальных│

                               │представительств вузов   в  их

                               │представительство в ИОС России│

                               ├──────────────────────────────┤

                               │4. Разработка        концепции│

                               │зарубежного учебного    центра│

                               │системы ОО России  на  примере│

                               │2 - 3     стран    и    2 -  3│

                               │отечественных вузов          

                               ├──────────────────────────────┤

                               │5. Участие   в   международных

                               проектах по проблемам ОО     

                               ├──────────────────────────────┤

                               │6. Разработка          методов│

                               │обеспечения      академической

                               │мобильности    преподавателей,│

                               │специалистов и   учащихся    в

                               │системе ОО                    

                 ├──────────────┼──────────────────────────────┤

                 │1.5.3.        │1. Концепция        "двойного"│

                 │Принципы и    │диплома и     принципы      ее│

                 │программы     │реализации в   ИОС  российской│

                 │реализации    │системы ОО                   

                 │"двойного"    ├──────────────────────────────┤

                 │диплома с     │2. Анализ     зарубежных     и│

                 зарубежными   │отечественных вузов    и    их│

                 учебными      │учебных программ для отработки│

                 │заведениями   │концепции "двойного"   диплома│

                 │через систему │на практике                  

                 │открытого     ├──────────────────────────────┤

                 │образования   │3. Создание  в  ИОС   пилотных│

                               │представительств        вузов,│

                               реализующих принцип  "двойного│

                               │диплома", и  запуск  реального│

                               │учебного процесса           по

                               │интегральным   (согласованным)│

                               │учебным планам               

├─────┼────────────┼──────────────┼──────────────────────────────┤

     │1.6. Система│1.6.1         │Система свободно распространя-│

     │свободно                  │емых программных средств     

     │распростра-              │универсальных учебно - методи-│

     │няемых прог-              │ческих комплексов электронной │

     │раммных                   │поддержки всех этапов изучения│

     │средств ин-              │учебных дисциплин в режиме   

     │формационных│              │удаленного коллективного     

     │и телекомму-              │доступа к территориально рас- │

     │никационных │              │пределенным образовательным  

     │технологий                │ресурсам                     

     │электронного├──────────────┼──────────────────────────────┤

     │обучения    │1.6.2         │Библиотека свободно распро-  

                               │страняемых программных средств│

                               │организации и проведения авто-│

                               │матизированных лабораторных  

                               │практикумов в режиме много-  

                               │пользовательского удаленного 

                               │доступа по сети Интернет     

                 ├──────────────┼──────────────────────────────┤

                 │1.6.3         │Библиотека свободно распро-  

                               │страняемых программных средств│

                               │поддержки виртуальных тренаже-│

                               │ров технологических процессов │

                               │на базе универсальных программ│

                               │моделирования                

└─────┴────────────┴──────────────┴──────────────────────────────┘

 

II. Подпрограмма "Создание системы открытого

профессионального образования"

 

 II.

2.1.       
Организаци-
онное      
обеспечение
открытого  
образования

2.1.1. Виды  
организации  
учебного     
процесса в   
открытом     
образовании  

1. Элементы    ОО    в   очном
образовании                  

2. Технологии ОО в вечернем  и
заочном обучении             

3. Экстернат       и       ОО,
исследование преемственности и
возможности перехода  только к
ОО                           

2.1.2.       
Организацион-
ные формы    
учебных      
заведений и их
объединений в
среде        
открытого    
образования. 
Принципы     
контроля и   
обеспечения  
качества в   
системе      
открытого     
образования  

1. Правовые              формы
представительств       учебных
заведений в среде ОО         

2. Разработка        структуры
открытого         университета
(локального и    регионального
масштаба)                    

3. Принципы        партнерства
учебных заведений в системе ОО

4. Учебные центры системы  ОО,
структура и            порядок
сертификации                 

5. Учебные  центры   открытого
инженерного образования      

6. Структура        ассоциации
(консорциума)          учебных
заведений и научных учреждений
"Открытый          университет
Российской Федерации"        в
системе ОО                   

7. Педагогические            и
методологические возможности и
организация      использования
тестового контроля   знаний  в
системе ОО                   

8. Педагогические            и
методологические возможности и
организация      использования
интерактивных средств контроля
знаний (ЧАТ,  теле-,  аудио- и
видеоконференции) в системе ОО

9. Очный   контроль  знаний  в
системе ОО                   

10. Требования  к  организации
мониторинга учебного  процесса
в системе ОО                 

11. Система        показателей
качества учебного  процесса  в
ОО                           

2.2.       
Особенности
открытого  
инженерного
и естествен-
но - научно-
го образова-
ния        

2.2.1.       
Инструменталь-
ные средства 
подготовки   
электронных  
средств      
обучения     

1. Системы  моделирования,  БД
типовых моделей   и   средства
адаптации моделей  под   нужды
учебного процесса (САПР)     

2. Автоматизированные        
лабораторные практикумы      

3. Создание     сервера     по
открытому          инженерному
образованию и     практическим
работам в    системе    ОО   с
демоверсиями            лучших
электронных средств обучения и
примерами методик      ведения
учебного процесса            

2.2.2.       
Методология  
открытого    
инженерного  
образования  

1. Методики        организации
курсового и         дипломного
проектирования в    инженерном
образовании                  

2. Методики        организации
научной работы учащихся      

3. Методики         выполнения
удаленных практикумов        

4. Методики         выполнения
практических и  иных  работ на
базе региональных      центров
открытого          инженерного
образования                  

2.3.       
Технологи- 
ческое     
обеспечение
и инфра-   
структура  
открытого  
образования

2.3.1.       
Структура и  
состав       
федеральной  
информационно
- образова-  
тельной среды
(ИОС)        
открытого    
образования и
принципы ее  
создания     

1. Разработка      федеральной
"карты" подключений    учебных
заведений к   Интернет   через
региональные компьютерные сети

2. Ядро      администрирования
информационно                -
образовательной среды  системы
ОО                           

3. Принципы           создания
региональных центров открытого
инженерного образования      и
учебных центров системы ОО   

2.3.2.       
Программный  
комплекс     
федеральной  
информационно
- образова-  
тельной среды
открытого    
образования  

1. Структура      программного
комплекса и           принципы
администрирования на различных
уровнях                      

2. Принципы    и    технологии
создания, хранения           и
предоставления ресурсов      

3. Принципы    и    технология
взаимодействия    региональных
ИОС в составе федеральной ИОС

4. Технология        генерации
виртуальных   представительств
учебных заведений в ИОС      

2.3.3.       
Сервисные    
средства     
виртуального 
представитель-
ства учебного
заведения в  
информационно
- образова-  
тельной среде

1. Электронная      библиотека
виртуального представительства
и ее                подсистема
администрирования            

2. Административный  компонент
представительства (электронный
отдел кадров)                

3. Планирование  и  мониторинг
учебного процесса (электронный
деканат)                     

4. Сетевая   тестовая  система
контроля знаний              

5. Интерактивные      средства
взаимодействия               

6. Информационная   подсистема
представительства            

2.3.4.       
Подсистема   
безопасности,
мониторинга  
работы       
виртуального 
представитель-
ства и       
тарификации  
работ        

1. Подсистема     безопасности
информационных        ресурсов
виртуального представительства
по всем видам ресурсов       

2. Подсистема      мониторинга
виртуального представительства
с формированием  справочных  и
статистических показателей его
работы                       

3. Финансовая       подсистема
представительства            с
формированием          ценовых
параметров и      тарификацией
работы пользователей         

2.3.5.       
Материально -
техническое  
обеспечение  
открытого    
образования  

1. Материально  -  техническое
обеспечение региональных   ИОС
(региональных      виртуальных
университетов)               

2. Материально  -  техническое
обеспечение        виртуальных
представительств       учебных
заведений в ИОС              

3. Требования  к материально -
техническому       обеспечению
базовых вузов        открытого
инженерного                  и
естественнонаучного          
образования                  

4. Требования к материально  -
техническому       обеспечению
центров открытого  инженерного
и          естественнонаучного
образования                  

5. Требования к материально  -
техническому       обеспечению
учебных центров системы ОО   

6. Материально  -  техническое
обеспечение       издательской
деятельности в ОО            

7. Материально  -  техническое
обеспечение мультимедиа и иных
лабораторий для     подготовки
учебно -         методического
обеспечения ОО               

2.3.6.       
Подсистема   
профессиональ-
ного общения 
и обмена     
опытом       

1. Разработка          системы
профессиональных             
телеконференций и      порядка
обеспечения доступа к ним    

2. Электронная      библиотека
открытых публикаций         по
различным научным направлениям

2.3.7.       
Принципы     
администриро-
вания        
информационно
- образова-  
тельной среды
в целом и    
работы ее    
консалтингово-
го центра    

1. Принципы    построения    и
функционирования          ядра
администрирования ИОС        -
консалтингового центра       

2. Подсистема     оперативного
взаимодействия администраторов
всех региональных    ИОС     и
консалтингового центра       

3. Принципы    и    технология
формирования        глобальных
каталогов ресурсов ИОС в целом

4. Система        интегральных
показателей работы    ИОС    и
средства их мониторинга      

2.3.8.       
Принципы и   
технология   
мониторинга  
информационно
- образова-  
тельной среды
и ее         
взаимодействие
с ИАИС       

1. Разработка          системы
показателей и       технологии
обмена ими между ИОС и ИАИС на
региональном уровне          

2. Разработка          системы
показателей и      нормативной
информации, подлежащей  обмену
между ИОС     и     ИАИС    на
федеральном уровне           

3. Организация      подсистемы
оперативной              связи
административных служб ИАИС  и
ИОС                          

2.4.       
Экономика  
открытого  
образования

2.4.1.       
Финансовые   
потоки в     
системе ОО.  
Принципы     
ценообразова-
ния в системе
ОО           

1. Финансовые     потоки     в
виртуальном  представительстве
вуза в ИОС                   

2. Финансовые            связи
представительств       учебных
заведений с  ИОС регионального
и федерального уровней       

3. Организация      финансовых
потоков при      работе      с
зарубежными учащимися        и
учебными центрами            

4. Комплект типовых договоров,
регламентирующих    финансовые
взаимоотношения в системе ОО 

5. Оплата                труда
преподавателей  и         иных
специалистов,   обеспечивающих
учебный процесс в системе ОО 

6. Принципы ценообразования  в
системе ОО  с учетом различных
факторов                     

7. Методики ценообразования  в
системе ОО  по различным видам
образовательных услуг        

8. Методика расчета  стоимости
услуг для зарубежных учащихся

2.4.2.       
Экономические
показатели   
системы ОО   

1. Разработка          системы
экономических      показателей
работы учебного   заведения  в
системе ОО                   

2. Создание  подсистемы   ИОС,
реализующей            систему
экономических показателей    

3. Создание       компьютерной
поддержки        инновационной
деятельности в ОО            

2.5.       
Кадровое и 
методическое
обеспечение
системы ОО 

2.5.1.       
Программы и  
методики     
подготовки   
преподаватель-
ского состава
для открытого
образования  

1. Программы    и     методики
подготовки учебно            -
методического материала    для
системы ОО                   

2. Программы   и  методики  по
организации учебного  процесса
в системе ОО                 

3. Методики    и    технологии
оценки качества    знаний    в
системе ОО                   

4. Программы                по
профессиональной    ориентации
преподавателей в Интернет    

5. Организация в ИОС института
повышения         квалификации
преподавателей по     вопросам
открытого образования        

2.5.2.       
Программы и  
методики     
подготовки   
менеджеров для
системы      
открытого    
образования  

1. Организация        учебного
процесса в ИОС               

2. Привлечение  учащихся  и их
подготовка к обучению в ИОС  

3. Организация  взаимодействия
учебных заведений в ИОС ОО   

4. Финансовые    механизмы   в
системе ОО                   

2.5.3.       
Семинары по  
распростране-
нию опыта    
работы в     
системе ОО   

 

 

III. Подпрограмма "Создание федеральной (национальной,

межрегиональной) инфраструктуры открытого образования"

 

 III.

3.1.       
Научные    
основы     
федерально -
региональной
политики в 
области    
открытого  
образования

3.1.1.       
Организацион-
ные принципы 
создания     
региональных 
информационно
- образова-  
тельных сред и
их           
взаимодействия
в составе    
федеральной   
ИОС          

1. Структура    взаимодействия
региональной ИОС  с   органами
местной власти    и    советом
ректоров                     

2. Разработка   принципов    и
технологии         привлечения
региональных учебных заведений
к работе в ИОС ОО             

3. Разработка       технологии
проведения штатной и резервных
технологий      взаимодействия
региональной ИОС   в   составе
федеральной ИОС              

4. Разработка       финансовых
принципов       взаимодействия
региональной ИОС с федеральной
ИОС и технологии их реализации

3.1.2. Типовая
структура    
региональной 
информационно
- образова-  
тельной среды,
ее оснащение и
принципы     
работы с     
региональными
учебными     
заведениями  

1. Типовая           структура
региональной               ИОС
(административная, техническая
и организационная)           

2. Принципы     взаимодействия
учебных заведений            и
распределение полномочий между
всеми субъектами  региональной
ИОС                           

3. Финансовые         принципы
взаимодействия       субъектов
региональной ИОС  и технология
их реализации                

3.1.3.       
Создание и   
развитие     
региональных 
и межрегио-  
нальных      
ассоциаций   
(консорциумов)
учебных      
заведений на 
базе         
региональных 
виртуальных  
университетов

1. Принципы участия ассоциаций
учебных заведений в работе ИОС

2. Принципы   формирования  на
базе региональных          ИОС
ассоциаций учебных заведений 

3. Разработка  и проведение на
регулярной основе     открытых
уроков для  учебных  заведений
региона                      

3.1.4.       
Организация  
регулярных   
региональных 
школ -       
семинаров по 
практике     
внедрения и  
использования
технологий   
открытого    
образования  

1. Организация     регулярного
федерального         выездного
семинара по практике внедрения
технологий ОО    в     учебных
заведениях                   

2. Разработка          системы
региональных семинаров      по
обмену опытом  работы  в ИОС с
региональной спецификой      

3. Организация      регулярных
показательных уроков       для
школьников через ИОС ОО      

3.2. Созда-
ние регио- 
нальных    
ИОС системы
ОО и их    
интеграция в
федеральную
систему ОО 

3.2.1.       
Создание     
региональных 
информационно
- образова-  
тельных сред 

1. Структура  первой   очереди
ИОС из 7 - 8 региональных ИОС

2. Создание    сети    учебных
центров открытого  образования
в различных  регионах России с
ориентацией на    определенные
базовые вузы                 

3. Проведение  распределенного
набора и      обучения      по
программам
     дополнительного
образования через систему ОО 

4. Распространение  опыта  1-й
очереди на     следующие    15
регионов                     

5. Проведение набора и  начало
обучения по программам высшего
образования                  

6. Распространение       опыта
внедрения ИОС по всем регионам
России                       

7. Создание профильных ИОС  по
определенным направлениям    

8. Рекомендации             по
взаимодействию    региональной
ИОС с            региональными
коммерческими структурами  
том числе         провайдерами
Интернет)                    

3.2.2.       
Мониторинг   
федеральной  
ИОС и ее     
совершенство-
вание        

1. Организация         системы
оперативной        взаимосвязи
администраторов           всех
региональных ИОС             

2. Мониторинг    работы    ИОС
регионального и   федерального
уровней (на             основе
утвержденной           системы
показателей                  и
сертифицированных      средств
мониторинга)                 

3. Создание  системы  обратной
связи "пользователь          -
администратор" и  формирования
плана совершенствования  среды
ОО                           

4. Создание   системы  анализа
качества учебного  процесса  в
ИОС и выработки мероприятий по
его повышению                

3.2.3.       
Повышение    
квалификации 
эксплуатацион-
ного         
(технического)
персонала    
региональных 
ИОС          

1. Создание сетевого  учебного
центра                        

2. Создание  сетевого учебного
центра         администраторов
региональных ИОС             

3. Организация      постоянной
телеконференции по   проблемам
совершенствования     учебного
процесса в системе ОО        

 

IV. Подпрограмма "Создание единого

информационного пространства общего среднего

образования, приоритетно включая малокомплектные

сельские школы" (реализуется в рамках

отдельной программы)

 

 IV.

4.1. Организация поставок компьютеров в сельские школы   

 

4.2. Обеспечение доступа школ в национальную  компьютерную
     сеть    и   в   Интернет   и  развитие   национальной
     образовательной сети                                

 

4.3. Переподготовка        научно   -      педагогических,
     педагогических и административных кадров            

 

4.4. Организация сервисной службы для монтажа, ремонта   и
     сопровождения создаваемой инфраструктуры            

 

4.5. Обеспечение полноценного методического сопровождения

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024