МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 октября 2000 г. N 2925
О ФОРМИРОВАНИИ МЕЖВУЗОВСКОЙ
НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ
ПРОГРАММЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
"СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
С целью
создания системы открытого образования Российской Федерации, обеспечивающей
общенациональный доступ к образовательным ресурсам на основе широкого
использования информационных образовательных технологий, в соответствий с
Планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной
политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы, утвержденным
распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.07.2000 N 1072-р, и во
исполнение Приказа Минобразования России от 02.08.2000 N 2389 приказываю:
1. Утвердить следующую
структуру органов формирования и управления программы "Создание системы
открытого образования" (далее именуется программа):
- руководящий совет
программы;
- управляющий
комитет программы;
- организаторы
конкурса по подпрограммам;
- экспертные
комиссии.
2. Возложить
функции руководящего совета программы на президиум Совета по дистанционному
обучению в сфере профессионального образования Министерства образования
Российской Федерации, созданного Приказом Минобразования России от 24.08.2000 N
2489.
3. Возложить
функции управляющего комитета программы на управляющий комитет программы
"Научное, научно - методическое, материально - техническое и
информационное обеспечение системы образования", созданный Приказами
Минобразования России от 28.10.1999 N 659 и от 11.07.2000 N 2110.
4. Утвердить
структуру программы и перечень проектных заданий для объявления конкурса
(Приложение).
5. Управлению
информационных и образовательных технологий (А.А. Полякову) в недельный срок:
5.1. Опубликовать в
печати объявление о конкурсе проектов научно - исследовательских, опытно -
конструкторских и технологических работ по подпрограммам:
(1) "Научное,
научно - методическое и информационное обеспечение создания системы открытого
образования";
(2) "Создание
системы открытого профессионального образования";
(3) "Создание
федеральной (национальной, межрегиональной и муниципальной) инфраструктуры
открытого образования" (в рамках формирования тематических планов научно -
исследовательских работ, проводимых по заданиям Минобразования России и
финансируемых из средств федерального бюджета);
(4) "Создание
единого информационного пространства общего среднего образования, приоритетно
включая малокомплектные сельские школы" (по отдельной программе).
5.2. Представить на
утверждение кандидатуры организаторов конкурса по подпрограммам "Научное,
научно - методическое и информационное обеспечение создания системы открытого
образования" и "Создание системы открытого профессионального
образования".
6. Возложить
функции конкурсной комиссии на управляющий комитет программы.
7. Назначить
председателем экспертной комиссии по подпрограмме (1) "Научное, научно -
методическое и информационное обеспечение создания системы открытого
образования" В.П. Тихомирова, ректора Московского государственного
университета экономики, статистики и информатики.
8. Назначить
председателем экспертной комиссии по подпрограмме (2) "Создание системы
открытого профессионального образования" И.Б. Федорова, ректора
Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана.
9. Председателям
экспертных комиссий В.П. Тихомирову, И.Б. Федорову в недельный срок
сформировать персональные составы экспертных комиссий.
10. Утвердить в
качестве головной организации по подпрограмме (3) "Создание федеральной
(национальной, межрегиональной и муниципальной) инфраструктуры открытого
образования" Санкт - Петербургский государственный электротехнический
университет "ЛЭТИ" (ректор - Д.В. Пузанков).
11. Головной организации по подпрограмме (3) (Д.В. Пузанкову)
обеспечить до 10 ноября 2000 г. представление в Управление развития и
планирования научных исследований (М.Н. Стриханову) согласованного с
Управлением информационных и образовательных технологий (А.А. Поляковым)
перечня НИР по подпрограмме в рамках тематических планов вузов, имеющих
плановый объем финансирования по заданиям министерства на 2001 год свыше 900
тыс. рублей, а также вузов, имеющих меньший плановый объем
финансирования, но заявивших о готовности принять участие в подпрограмме.
12. Управлению
планирования и развития научных исследований (М.Н. Стриханову) предусмотреть
при формировании плана финансирования НИР, выполняемых вузами и
подведомственными организациями Минобразования России, на 2001 год выделение
средств на программу в соответствии с п. 3.1 Приказа Минобразования России от
02.08.2000 N 2389.
13. Управлению информационных и образовательных технологий (А.А.
Полякову) при проведении конкурса и организации работ по программе
"Научное, научно - методическое, материально - техническое и
информационное обеспечение системы образования" предусмотреть на 2001 год
выделение 10% средств от планового объема финансирования данной программы на
подпрограмму (1) "Научное, научно - методическое и информационное
обеспечение создания системы открытого образования".
14. Управлению научно - инновационной деятельности (А.В. Суворинову)
совместно с Управлением информационных и образовательных технологий (А.А.
Поляковым) при проведении конкурса и организации работ по программе
"Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и
техники" предусмотреть на 2001 год выделение 10% средств от планового
объема финансирования данной программы на подпрограмму (2) "Создание
системы открытого профессионального образования".
15. Управлению прогнозирования и развития системы образования (В.М.
Зуеву) совместно с Управлением информационных и образовательных технологий
(А.А. Поляковым) провести формирование заданий на НИОКР по Федеральной
программе развития образования на 2001 - 2002 годы с учетом выделения
согласованного объема средств на подпрограмму (1) "Научное, научно -
методическое и информационное обеспечение создания системы открытого
образования".
16. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за
собой.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
Приложение
к Приказу
Минобразования
России
от 12 октября 2000
г. N 2925
СТРУКТУРА
МЕЖВУЗОВСКОЙ НАУЧНО
- ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
"СОЗДАНИЕ
СИСТЕМЫ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
НА 2001 - 2002 ГОДЫ
ВВЕДЕНИЕ
Назначение.
Межвузовская научно - техническая программа "Создание системы открытого
образования" (далее - Программа) является организационной основой политики
Минобразования России в области стратегии развития образования. Программа
определяет стратегию приоритетного развития системы открытого образования во
всех направлениях, обеспечивая ее воплощение в проектах, реализуемых учебными
заведениями различных регионов. Программа может включать в свой состав
республиканские, региональные и отраслевые программы развития образования,
которые учитывают национальные и региональные, социально - экономические, экологические,
культурные, демографические и другие особенности и реализуют мероприятия,
отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и отраслевых ведомств.
Финансирование
Программы осуществляется за счет:
- плановых средств
федерального бюджета на НИОКР Минобразования России;
- бюджетов всех
уровней, необходимых для полноценного развития и функционирования системы
открытого образования;
- дополнительного
целевого финансирования Программы, обеспечивающего реализацию мероприятий и
проектов, нацеленных на решение первоочередных задач развития системы на основе
достижений науки и практики (инноваций).
Государственный
заказчик: Министерство образования Российской Федерации.
Исполнители и
соисполнители. Исполнителями являются государственные образовательные
учреждения и научные организации, подведомственные Минобразованию России.
Соисполнителями являются заинтересованные образовательные учреждения и научные
организации любой ведомственной подчиненности и формы собственности. Роль
системного интегратора работ возлагается на ГосНИИ системной интеграции.
Сроки реализации
Программы: 2001 - 2005 годы.
Главная цель
Программы - создание системы открытого образования (ОО), обеспечивающей
общенациональный доступ к образовательным ресурсам путем широкого использования
информационных образовательных технологий дистанционного обучения и на этой
основе предоставляющей условия для наиболее полной реализации гражданами своих
прав на образование, по структуре и качеству соответствующее потребностям
развития экономики и гражданского общества.
Система
открытого образования
Переход от индустриального к информационному обществу приводит к
существенным изменениям во многих сферах человеческой деятельности, в
частности:
- меняется характер
развития, приобретения и распространения знаний;
- открываются
возможности для обновления содержания обучения и методов преподавания;
- расширяется
доступ к высшему образованию;
- изменяется роль
преподавателя в учебном процессе (постоянный диалог, преобразовывающий
информацию в знание и понимание).
В этой связи в мире
происходят глубинные и объективные процессы формирования единого открытого
образовательного пространства. Создаются специализированные открытые
университеты (например, Каталонский открытый университет, Британский открытый
университет и др.). Поиск соответствующей организационной структуры и
учреждений образования (особенно образования взрослых), которые обеспечили бы
переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу
"образование через всю жизнь" - важнейшая проблема XXI века.
Обеспечение
возможности для получения высшего образования и обучения на протяжении всей жизни,
предоставление учащимся права свободного выбора места, времени и технологий
обучения в рамках системы ОО наряду с индивидуальным развитием и социальной
мобильностью позволяют сохранять, развивать и распространять национальные и
региональные, международные и исторические культуры в условиях культурного
плюрализма, содействовать воспитанию молодежи в духе ценностей, составляющих
основу демократической гражданственности.
Открытость
образования предполагает:
- открытое
поступление в высшее учебное заведение (как правило, без анализа исходного
уровня знаний, без вступительных испытаний; политика "открытых
дверей");
- открытое
планирование обучения (свобода составления индивидуальной образовательной
траектории - модулей из системы учебных курсов соответствующей программы);
- свободу выбора
преподавателя (определение того преподавателя, который в наибольшей степени
потенциально соответствует потребностям, особенно в дальнейшем, когда обучение
может перейти в образовательный консалтинг);
- свободу в выборе
времени, ритма и темпа обучения (прием на обучение в течение всего года,
отсутствие фиксированных сроков обучения);
- свободу в выборе
места обучения (самостоятельный выбор территории обучения).
Система открытого
образования ориентирована:
- на массовость и
общедоступность независимо от социального статуса, территориального
расположения, ограничения в гражданских правах и т.п.;
- обеспечение
широкого доступа к национальным и мировым образовательным ресурсам;
- возможность
получения второго образования, например экономического образования
специалистами естественнонаучного профиля, технического образования
специалистами медицинского профиля и т.п.
Система ОО должна
стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставить
человеку разнообразные образовательные услуги, позволяющие учиться непрерывно,
и обеспечить возможность получения современного профессионального знания.
Подобная система дает возможность каждому обучаемому выстроить ту
образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его
образовательным и профессиональным способностям, где бы территориально он ни
находился. В итоге должна быть сформирована ассоциация (консорциум) связанных
друг с другом учебных учреждений, которая обеспечивает создание пространства
образовательных услуг, взаимосвязь и преемственность программ, способных
удовлетворять запросы и потребности населения. Таким образом
создается возможность многомерного движения специалиста в образовательно -
профессиональном пространстве, развития через обучение и функционирование
постоянного образовательного профессионального консалтинга.
Ключевым элементом
системы ОО является специализированная информационно - образовательная среда
(ИОС), позволяющая реализовать технологии дистанционного обучения. ИОС
представляет собой системно организованную совокупность средств передачи
данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно -
программного и организационно - методического обеспечения, ориентированную на
удовлетворение образовательных потребностей пользователей. Поэтому
именно открытое образование способно наиболее эффективно содействовать
подготовке обучающихся к полноценному участию в общественной и профессиональной
областях деятельности в условиях современного информационного сообщества.
При этом
следует иметь в виду, что система ОО не заменяет традиционную систему образования,
включающую жестко регламентированные очную, очно - заочную (вечернюю), заочную
формы и экстернат, но уже в настоящее время, может существенно дополнить
указанные формы. В
то же время, технологии дистанционного обучения, составляющие основу открытого образования,
успешно интегрируются и в существующие формы образования, прежде всего в
заочное (заочно - дистанционная форма), что в будущем может привести к
конвергенции различных форм получения образования.
Принципы
создания и функционирования
системы открытого
образования
Реализация
государственной политики России в части расширения возможностей личности для
получения высшего профессионального образования и повышения доступности
образования широким слоям населения, включая русскоязычное население стран ближнего
и дальнего зарубежья, неизбежно приводит к необходимости создания открытого
образовательного пространства, существенно дополняющего структуру существующей
системы образования и позволяющего реализовать парадигму открытого образования.
Создание перспективной
системы образования, способной подготовить российское общество в целом и
каждого человека в отдельности к жизни в условиях конкурентоспособной
экономики, - одна из важных и актуальных проблем, решение которой возможно лишь
на уровне государственной политики. Развитие системы образования в нынешних
условиях определяется необходимостью непрерывного, самостоятельного,
опережающего, распределенного и, конечно, открытого образования.
При создании
системы открытого образования должны быть в полной мере использованы
накопленные в российской высшей школе научно - методический, кадровый и
производственный потенциал, информационные ресурсы и технологии, опыт
проведения дистанционного обучения, существующая телекоммуникационная
инфраструктура (универсальные каналы связи) и организационные структуры высшей
школы.
Ведущая роль в
формировании системы открытого образования принадлежит именно вузам, поскольку
они, являясь составной частью системы образования, начинающейся с дошкольного
воспитания и начального образования и продолжающейся на протяжении всей жизни,
должны:
- вести в своих
стенах соответствующую работу, чтобы быть компонентом этой системы и
содействовать ее развитию;
- работать в тесном
сотрудничестве с родителями, школами, учащимися, социально - экономическими
группами и общинами;
- оставить открытым
доступ для тех, кто успешно оканчивает среднюю школу или представляет
свидетельства, необходимые для поступления, в любом возрасте
и без какой бы то ни было дискриминации.
Общее среднее
образование при этом должно:
- готовить
квалифицированных кандидатов для получения высшего образования путем развития у
них способностей;
- открывать путь к
активной жизни путем предоставления подготовки для самой различной работы.
Должно быть
обеспечено эффективное объединение усилий вузов, других образовательных
учреждений и организаций в области создания и внедрения в практику принципов
открытого образования на основе:
- требований
государственного образовательного стандарта;
- общих психолого -
педагогических, методических и технических требований к учебно - методическим и
информационным ресурсам ОО;
- единых требований
к уровню психолого - педагогической компетентности) кадров системы ОО;
- создания единой
информационно - образовательной среды ОО;
- объединения
бюджетных и внебюджетных источников финансирования на развитие ОО в целом;
- координации
функционирования системы.
Информационно -
образовательная среда (ИОС) системы ОО должна представлять собой совокупность
региональных информационно - образовательных сред, объединяющих в своем составе
виртуальные представительства учебных заведений своего региона. Единые принципы
построения региональных информационно - образовательных сред позволят проводить
каталогизацию ресурсов всей среды на федеральном уровне, осуществлять ее
мониторинг и формировать статистические показатели работы на различных уровнях.
Согласованность
работы всех компонентов среды ОО обеспечивается рядом общесистемных соглашений,
охватывающих различные аспекты работы системы ОО от организационных до форматов
баз данных.
В итоге выполнения
Программы должна быть создана система открытого образования, реализующая следующие
принципы функционирования:
Децентрализация.
Предоставление образовательным учреждениям федерального и регионального уровня
права самостоятельно решать вопросы организации учебного процесса в системе ОО.
Создание условий взаимовыгодного обмена образовательными продуктами и услугами.
Демократизация.
Создание равных прав всем образовательным учреждениям в решении нормативно -
правовых вопросов и вопросов коммерциализации учебного процесса в системе ОО.
Глобализация.
Открытость информационных ресурсов и организации учебных процессов во всех
точках системы ОО на WWW-серверах для глобального взаимодействия и обмена
передовым опытом.
Регионализация.
Региональные соглашения, объединения и группировки для содействия торговой и
экономической интеграции в качестве средств усиления их конкурентоспособности.
Непрерывность.
Обеспечение в ОО всех уровней образования, принятых в системе непрерывного
образования России: начального, среднего, среднего профессионального,
довузовской подготовки, высшего, дополнительного, послевузовского.
Интеграция.
Создание виртуальной электронной библиотеки учебных курсов, банков данных и баз
знаний, распределенных по отраслям знания, с защитой авторских прав.
Структура Программы
и перечень проектных заданий обеспечивают взаимоувязанное решение всего
многообразия проблем создания системы ОО и
обеспечивает создание реально действующей системы на федеральном и региональном
уровнях.
СТРУКТУРА
ПРОГРАММЫ И ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАНИЙ
I. Подпрограмма "Научное, научно -
методическое
и информационное
обеспечение создания системы
открытого
образования"
┌─────┬────────────┬──────────────┬──────────────────────────────┐
│ N
│ Раздел │
Подраздел │ Проектные задания │
│
п/п │
│ │ │
├─────┼────────────┼──────────────┼──────────────────────────────┤
│
I. │1.1. Научное│1.1.1. │1. Особенности методологии │
│ │и научно - │Исследование │преподавания различных │
│ │методическое│влияния │дисциплин с использованием │
│ │и │сетевых │информационных технологий │
│ │концептуаль-│информационных├──────────────────────────────┤
│ │ное │технологий на │2.
Психолого - педагогические│
│ │обеспечение │организацию │принципы представления знаний│
│ │функциониро-│учебного │в информационно -│
│ │вания │процесса и │образовательной среде │
│ │системы │формирование
├──────────────────────────────┤
│ │открытого │знаний │3. Образовательные стратегии в│
│ │образования │ │ОО │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │4. Формы и методы обеспечения│
│ │ │ │качества образования в
системе│
│ │ │ │ОО │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │5. Педагогические особенности│
│ │ │ │ОО для различных
возрастных│
│
│ │ │групп (непрерывное│
│ │ │ │образование) │
│ │
├──────────────┼──────────────────────────────┤
│ │ │1.1.2. │1. Вариативные учебные планы
и│
│ │ │Методическое │программы в ОО │
│ │ │обеспечение
├──────────────────────────────┤
│ │ │открытого │2. Разработка методических│
│ │ │образования │рекомендаций для организации│
│ │ │ │системы психолого -│
│ │ │ │педагогической поддержки│
│ │ │ │обучающегося │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │3. Учебные планы
и программы│
│ │ │ │для подготовки преподавателей│
│ │ │ │системы ОО │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │4. Типовые методики│
│ │ │ │использования интерактивных│
│ │ │ │средств в ОО │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │5. Создание федерального
фонда│
│ │ │ │учебных курсов системы
ОО │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │6. Разработка методологии│
│ │ │ │создания курсов
дистанционного│
│ │ │ │обучения по техническим│
│ │ │ │дисциплинам, основанной
на│
│ │ │ │проективной
педагогике и│
│ │ │ │продуктивных знаниях
│
│ │ │ ├──────────────────────────────┤
│ │ │ │7. Создание виртуального
фонда│
│ │ │ │физических, химических,│
│ │ │ │биологических, геометрических│
│ │ │ │и других эффектов
и явлений│
│ │ │ │для обеспечения обучения
по│
│ │ │ │естественнонаучным и│
│ │ │ │техническим дисциплинам
ОО │
│ │
├──────────────┼──────────────────────────────┤
│ │ │1.1.3. │1. Модели организации учебного│
│ │ │Концептуальные│процесса
в системе ОО │
│ │ │основы
├──────────────────────────────┤
│ │ │открытого │2. Модели организации учебных│
│ │ │образования │заведений и их│
│ │ │ │представительств в системе
ОО │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │3. Модели организации учебного│
│ │ │ │процесса по интегральным│
│ │ │ │(распределенным) учебным│
│ │ │ │планам │
│ │
├──────────────┼──────────────────────────────┤
│ │ │1.1.4. │1. Эргономические требования к│
│ │ │Исследование
и│экранным элементам
управления│
│ │ │разработка │в программных обучающих
и│
│ │ │научно │тестирующих комплексах │
│ │ │обоснованных
├──────────────────────────────┤
│ │ │рекомендаций │2. Критерии оценки│
│ │
│по медико - │психоэмоционального напряжения│
│ │ │физиологичес- │при работе
за компьютером в│
│ │ │ким и │системе ОО │
│ │ │психофизичес-
├──────────────────────────────┤
│ │ │ким │3. Медико -
физиологические│
│ │ │требованиям к
│критерии организации занятий в│
│ │ │организации │системе ОО │
│ │ │учебного
├──────────────────────────────┤
│ │ │процесса в │4. Разработка критериев│
│ │ │открытом │ограничения работы с│
│ │ │образовании │компьютером в системе ОО │
│
├────────────┼──────────────┼──────────────────────────────┤
│ │1.2. │1.2.1. │1. Принципы построения│
│ │Дидактика │Разработка │учебного материала для
системы│
│ │открытого │дидактических │ОО по
гуманитарным дисциплинам│
│ │образования │принципов
├──────────────────────────────┤
│ │ │открытого │2. Принципы построения│
│ │ │образования │учебного материала для системы│
│ │ │ │ОО по естественнонаучным и│
│ │ │ │инженерным
дисциплинам │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │3. Организация групповой│
│ │ │ │работы учащихся в системе
ОО │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │4. Организация работы│
│ │ │ │преподавателей в системе
ОО в│
│ │ │ │зависимости от контингента│
│ │ │ │учащихся │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │5. Разработка дидактики│
│ │ │ │креативной (проективной)│
│ │ │ │педагогики в ОО │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │6. Разработка технологий
и│
│ │ │ │средств развития творческих│
│ │ │ │способностей
обучаемых в│
│ │ │ │системе ОО │
│ │
├──────────────┼──────────────────────────────┤
│ │ │1.2.2. │1. Инструментальные средства│
│ │ │Создание │для подготовки информационных│
│ │ │инструменталь-│ресурсов системы ОО │
│ │ │ных средств
├──────────────────────────────┤
│ │
│разработки │2. Инструментальные средства│
│ │ │электронных │интерактивного взаимодействия │
│ │ │средств
├──────────────────────────────┤
│ │ │обучения │3. Электронные справочники
и│
│ │ │ │энциклопедии │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │4. Экспертные системы │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │5. Рекомендации по│
│ │ │ │использованию
инструментальных│
│ │ │ │средств в учебном
процессе │
│ │
├──────────────┼──────────────────────────────┤
│ │ │1.2.3. │1. Разработка методики│
│ │ │Исследования │обучения с использованием│
│ │ │дидактических
│электронной библиотеки
и│
│ │ │особенностей │электронной почты и│
│ │ │использования
│исследование
границ│
│ │ │сетевых │применимости данного подхода │
│ │ │сервисных
├──────────────────────────────┤
│ │ │средств с │2. Рекомендации по│
│ │ │учетом │использованию телеконференций│
│ │ │различных │(off-line) в зависимости
от│
│ │ │факторов │профиля дисциплины и│
│ │ │ │контингента учащихся │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │3. Рекомендации по│
│ │ │ │использованию групповой
работы│
│ │ │ │в ЧАТ (on-line) в зависимости│
│ │ │ │от профиля дисциплины и│
│ │ │ │контингента учащихся │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │4. Рекомендации по│
│ │ │ │использованию аудио- и│
│ │ │ │видеоконференций в
зависимости│
│ │ │ │от профиля дисциплины и│
│ │ │ │контингента учащихся │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │5. Рекомендации по│
│ │ │ │использованию очных семинаров│
│ │ │ │в зависимости от
профиля│
│ │ │ │дисциплины и контингента│
│ │ │ │учащихся │
│
├────────────┼──────────────┼──────────────────────────────┤
│ │1.3. │1.3.1. │1. Принципы каталогизации│
│ │Информацион-│Каталогизация
│ресурсов, порядок актуализации│
│ │ное и │всех ресурсов │каталога
и предоставления│
│
│маркетинго-
│системы │ресурсов
пользователям │
│ │вое │открытого
├──────────────────────────────┤
│ │обеспечение │образования и
│2. Создание
подсистемы│
│ │открытого │организация │"электронный киоск" для│
│ │образования │доступа к ним
│распространения учебно
-│
│ │ │ │методических
материалов в│
│ │ │ │любом исполнении│
│
│ │ │(полиграфическое,
электронное,│
│
│ │ │CD-ROM) │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │3. Создание WWW-сервера│
│ │ │ │каталогов системы ОО и системы│
│ │ │ │on-line заказов
ресурсов │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │4. Создание виртуальной│
│ │ │ │библиотеки полнотекстовых│
│ │ │ │(гипертекстовых)
учебников и│
│ │ │ │учебных пособий системы
ОО │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │
│ │5. Создание виртуального│
│ │ │ │каталога библиографических│
│ │ │ │описаний основных источников│
│ │ │ │информации по ОО │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │6. Создание │
│ │ │ │автоматизированного кадастра│
│ │ │ │информационных ресурсов│
│ │ │ │учебного назначения │
│ │
├──────────────┼──────────────────────────────┤
│ │ │1.3.2. │1. Мониторинг и│
│ │ │Создание │прогнозирование спроса│
│ │ │системы │населения России на│
│ │ │мониторинга │образовательные услуги,│
│ │ │потребностей │предоставляемые
с помощью│
│ │ │населения │технологий дистанционного│
│ │ │России в │обучения │
│ │ │обучении в
├──────────────────────────────┤
│ │ │системе ОО и │2. Мониторинг возможностей│
│ │ │возможностей │образовательных учреждений в│
│ │ │образователь- │предоставлении услуг ОО │
│ │ │ных │ │
│ │ │учреждений по │ │
│ │ │обеспечению │ │
│ │ │этих │ │
│ │ │потребностей │ │
│ │
├──────────────┼──────────────────────────────┤
│ │ │1.3.3. Сетевой│1.
Создание центрального│
│ │ │маркетинг в │информационного сервера│
│ │ │открытом │"Открытое
образование" │
│ │ │образовании
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │2. Создание электронного│
│ │ │ │журнала "Открытое
образование"│
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │3. Разработка принципов
и│
│ │ │ │методик сетевого
маркетинга ОО│
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │4. Разработка принципов│
│ │ │ │маркетинга российского ОО│
│ │ │ │среди русскоязычного
населения│
│ │ │ │зарубежных стран │
│ │
├──────────────┼──────────────────────────────┤
│ │
│1.3.4. │1. Разработка системы│
│ │ │Создание │показателей для формирования│
│ │ │системы │рейтинга учебных заведений
в│
│ │ │рейтинга по │системе ОО │
│ │ │всем
├──────────────────────────────┤
│ │ │категориям │2. Разработка системы│
│ │ │ресурсов │показателей для формирования│
│ │ │ │рейтинга качества│
│ │ │ │информационных
ресурсов и│
│ │ │ │методического
обеспечения │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │3. Создание системы│
│ │ │ │формирования
рейтингов по│
│ │ │ │определенным
показателям │
│
├────────────┼──────────────┼──────────────────────────────┤
│ │1.4. │1.4.1. │1. Разработка новой
редакции│
│
│Нормативно -│Нормативная
│закона об
образовании (с│
│ │правовое │база открытого│учетом особенностей│
│ │обеспечение │образования │информационного общества) │
│ │системы │
├──────────────────────────────┤
│ │открытого │ │2. Документы,
регламентирующие│
│ │образования │ │лицензирование,
аттестацию и│
│ │ │ │аккредитацию учебных│
│ │ │ │заведений, для работы
по│
│ │ │ │системе ОО │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │3. Разработка нормативно
-│
│ │ │ │методического сопровождения│
│ │ │ │государственных │
│ │ │ │образовательных стандартов
для│
│ │ │ │направлений и специальностей,│
│ │ │ │которые реализуются с│
│ │ │ │полномасштабным
использованием│
│ │ │ │информационно -│
│ │ │ │коммуникационных
технологий в│
│ │ │ │учебном процессе │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │4. Государственные │
│ │ │ │(отраслевые) стандарты ОО │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │5. Порядок работы Федерального│
│ │ │ │экспертного совета по│
│ │ │ │электронным изданиям с│
│ │ │ │системой ОО │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │6. Сертификация учебных
курсов│
│ │ │ │и порядок признания│
│ │ │ │сертификатов (перезачет)
иными│
│ │ │ │учебными заведениями │
│ │
├──────────────┼──────────────────────────────┤
│ │ │1.4.2. │1. Субъекты авторского права в│
│ │ │Авторское │системе ОО и
порядок│
│ │ │право и его │правопреемственности │
│ │ │защита в
├──────────────────────────────┤
│ │ │системе │2. Принципы использования│
│ │ │открытого │ресурсов без передачи│
│ │ │образования │авторского права в системе ОО │
│ │ │ ├──────────────────────────────┤
│ │ │ │3. Разработка типовых│
│ │ │ │авторских договоров различного│
│ │ │ │уровня │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │4. Принципы и
порядок│
│ │ │ │ответственности
субъектов за│
│ │ │ │нарушение авторских
прав │
│ │ ├──────────────┼──────────────────────────────┤
│ │ │1.4.3. │1. Принципы стандартизации│
│ │
│Стандартизация│представления ресурсов в│
│ │ │в системе │системе
ОО │
│ │ │открытого
├──────────────────────────────┤
│ │ │образования │2. Корпоративные стандарты ОО│
│ │ │ │на технологии практических│
│ │ │ │работ в системе
открытого│
│ │ │ │инженерного
образования │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │3. Стандартный набор сервисных│
│ │ │ │служб в виртуальном│
│ │ │ │представительстве учебного│
│ │ │ │заведения в системе
ОО │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │4. Рекомендации по
набору│
│ │ │ │инструментальных
средств для│
│ │ │ │подготовки информационных│
│ │ │ │ресурсов в системе ОО │
│
├────────────┼──────────────┼──────────────────────────────┤
│ │1.5. │1.5.1. │1. Разработка концепции│
│ │Принципы и │Принципы и │русскоязычного учебного
центра│
│ │программы │технологии │системы ОО в
зарубежных│
│ │международ-
│работы с │странах и
принципы его работы│
│
│ной
│русскоязычными│с базовыми вузами │
│ │деятельности│диаспорами
├──────────────────────────────┤
│ │в открытом │различных │2. Разработка принципов
работы│
│ │образовании │стран и │и
методик обучения на│
│ │ │регионов мира
│иностранных языках через│
│ │ │ │виртуальное представительство│
│ │ │ │учебного заведения в
системе│
│ │ │ │ОО │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │3. Разработка финансовых и│
│ │ │ │организационных механизмов
для│
│ │ │ │работы зарубежного учебного│
│ │ │ │центра с базовыми
вузами │
│ │
├──────────────┼──────────────────────────────┤
│ │ │1.5.2. │1. Концепция виртуального│
│ │ │Принципы │представительства зарубежного│
│ │ │интеграции │учебного заведения в
ИОС│
│ │ │зарубежных │системы ОО России │
│ │
│учебных
├──────────────────────────────┤
│ │ │заведений в │2. Сопоставительный анализ│
│ │ │информацион- │возможностей виртуальных│
│ │ │но - образова-│представительств
зарубежных│
│ │ │тельную среду │вузов
с представительствами в│
│ │ │(ИОС) │ИОС ОО │
│ │ │открытого
├──────────────────────────────┤
│ │ │образования в │3.
Разработка предложений об│
│ │ │России │организации конверторов│
│ │ │ │зарубежных виртуальных│
│ │ │ │представительств
вузов в их│
│ │ │ │представительство в ИОС
России│
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │4. Разработка концепции│
│ │ │ │зарубежного учебного центра│
│ │ │ │системы ОО России на
примере│
│ │ │ │2 - 3 стран
и 2 - 3│
│ │ │ │отечественных вузов │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │5. Участие в международных│
│ │ │ │проектах
по проблемам ОО │
│ │ │
├──────────────────────────────┤
│ │ │ │6. Разработка методов│
│ │ │ │обеспечения академической│
│ │ │ │мобильности преподавателей,│
│ │ │ │специалистов и учащихся
в│
│ │ │ │системе ОО │
│ │
├──────────────┼──────────────────────────────┤
│ │ │1.5.3. │1. Концепция "двойного"│
│ │ │Принципы и │диплома и принципы ее│
│ │ │программы │реализации в ИОС
российской│
│ │ │реализации │системы ОО │
│ │ │"двойного"
├──────────────────────────────┤
│ │ │диплома с │2. Анализ зарубежных и│
│ │ │зарубежными │отечественных вузов и
их│
│ │ │учебными │учебных программ для
отработки│
│ │ │заведениями │концепции "двойного" диплома│
│ │ │через систему │на
практике │
│ │ │открытого
├──────────────────────────────┤
│ │ │образования │3. Создание в
ИОС пилотных│
│ │ │ │представительств вузов,│
│ │ │ │реализующих
принцип "двойного│
│ │
│ │диплома", и запуск
реального│
│ │ │ │учебного процесса по│
│ │ │ │интегральным (согласованным)│
│ │ │ │учебным планам │
├─────┼────────────┼──────────────┼──────────────────────────────┤
│ │1.6. Система│1.6.1 │Система свободно
распространя-│
│ │свободно │ │емых программных
средств │
│ │распростра-
│ │универсальных
учебно - методи-│
│ │няемых прог-│ │ческих комплексов
электронной │
│ │раммных │ │поддержки всех этапов
изучения│
│ │средств ин-
│ │учебных
дисциплин в режиме │
│ │формационных│ │удаленного
коллективного │
│ │и телекомму-│ │доступа к территориально
рас- │
│ │никационных │ │пределенным
образовательным │
│ │технологий │ │ресурсам │
│
│электронного├──────────────┼──────────────────────────────┤
│ │обучения │1.6.2 │Библиотека свободно
распро- │
│ │ │ │страняемых программных
средств│
│ │ │ │организации и проведения
авто-│
│ │ │ │матизированных
лабораторных │
│ │ │ │практикумов в режиме
много- │
│ │ │ │пользовательского
удаленного │
│ │ │ │доступа по сети
Интернет │
│ │
├──────────────┼──────────────────────────────┤
│ │ │1.6.3 │Библиотека свободно
распро- │
│ │ │ │страняемых программных
средств│
│ │ │ │поддержки виртуальных тренаже-│
│ │ │ │ров технологических
процессов │
│ │ │ │на базе универсальных
программ│
│ │ │ │моделирования │
└─────┴────────────┴──────────────┴──────────────────────────────┘
II. Подпрограмма "Создание системы открытого
профессионального
образования"
II.
|
2.1.
Организаци-
онное
обеспечение
открытого
образования
|
2.1.1.
Виды
организации
учебного
процесса в
открытом
образовании
|
1.
Элементы ОО в
очном
образовании
|
2.
Технологии ОО в вечернем и
заочном обучении
|
3.
Экстернат и ОО,
исследование преемственности и
возможности перехода только к
ОО
|
2.1.2.
Организацион-
ные формы
учебных
заведений и их
объединений в
среде
открытого
образования.
Принципы
контроля и
обеспечения
качества в
системе
открытого
образования
|
1.
Правовые формы
представительств учебных
заведений в среде ОО
|
2.
Разработка структуры
открытого университета
(локального и регионального
масштаба)
|
3.
Принципы партнерства
учебных заведений в системе ОО
|
4.
Учебные центры системы ОО,
структура и порядок
сертификации
|
5.
Учебные центры открытого
инженерного образования
|
6.
Структура ассоциации
(консорциума) учебных
заведений и научных учреждений
"Открытый университет
Российской Федерации" в
системе ОО
|
7.
Педагогические и
методологические возможности и
организация использования
тестового контроля знаний в
системе ОО
|
8.
Педагогические и
методологические возможности и
организация использования
интерактивных средств контроля
знаний (ЧАТ, теле-, аудио- и
видеоконференции) в системе ОО
|
9.
Очный контроль знаний
в
системе ОО
|
10.
Требования к организации
мониторинга учебного процесса
в системе ОО
|
11.
Система показателей
качества учебного процесса в
ОО
|
2.2.
Особенности
открытого
инженерного
и естествен-
но - научно-
го образова-
ния
|
2.2.1.
Инструменталь-
ные средства
подготовки
электронных
средств
обучения
|
1.
Системы моделирования, БД
типовых моделей и средства
адаптации моделей под нужды
учебного процесса (САПР)
|
2.
Автоматизированные
лабораторные практикумы
|
3.
Создание сервера по
открытому инженерному
образованию и практическим
работам в системе ОО
с
демоверсиями лучших
электронных средств обучения и
примерами методик ведения
учебного процесса
|
2.2.2.
Методология
открытого
инженерного
образования
|
1.
Методики организации
курсового и дипломного
проектирования в инженерном
образовании
|
2.
Методики организации
научной работы учащихся
|
3.
Методики выполнения
удаленных практикумов
|
4.
Методики выполнения
практических и иных работ на
базе региональных центров
открытого инженерного
образования
|
2.3.
Технологи-
ческое
обеспечение
и инфра-
структура
открытого
образования
|
2.3.1.
Структура и
состав
федеральной
информационно
- образова-
тельной среды
(ИОС)
открытого
образования и
принципы ее
создания
|
1.
Разработка федеральной
"карты" подключений
учебных
заведений к
Интернет через
региональные компьютерные сети
|
2.
Ядро администрирования
информационно -
образовательной среды системы
ОО
|
3.
Принципы создания
региональных центров открытого
инженерного образования и
учебных центров системы ОО
|
2.3.2.
Программный
комплекс
федеральной
информационно
- образова-
тельной среды
открытого
образования
|
1.
Структура программного
комплекса и принципы
администрирования на различных
уровнях
|
2.
Принципы и технологии
создания, хранения и
предоставления ресурсов
|
3.
Принципы и технология
взаимодействия региональных
ИОС в составе федеральной ИОС
|
4.
Технология генерации
виртуальных представительств
учебных заведений в ИОС
|
2.3.3.
Сервисные
средства
виртуального
представитель-
ства учебного
заведения в
информационно
- образова-
тельной среде
|
1.
Электронная библиотека
виртуального представительства
и ее подсистема
администрирования
|
2.
Административный компонент
представительства (электронный
отдел кадров)
|
3.
Планирование и мониторинг
учебного процесса (электронный
деканат)
|
4.
Сетевая тестовая система
контроля знаний
|
5.
Интерактивные средства
взаимодействия
|
6.
Информационная подсистема
представительства
|
2.3.4.
Подсистема
безопасности,
мониторинга
работы
виртуального
представитель-
ства и
тарификации
работ
|
1.
Подсистема безопасности
информационных ресурсов
виртуального представительства
по всем видам ресурсов
|
2.
Подсистема мониторинга
виртуального представительства
с формированием справочных и
статистических показателей его
работы
|
3.
Финансовая подсистема
представительства с
формированием ценовых
параметров и тарификацией
работы пользователей
|
2.3.5.
Материально -
техническое
обеспечение
открытого
образования
|
1.
Материально - техническое
обеспечение региональных ИОС
(региональных виртуальных
университетов)
|
2.
Материально - техническое
обеспечение виртуальных
представительств учебных
заведений в ИОС
|
3.
Требования к материально -
техническому обеспечению
базовых вузов открытого
инженерного и
естественнонаучного
образования
|
4.
Требования к материально -
техническому обеспечению
центров открытого инженерного
и естественнонаучного
образования
|
5.
Требования к материально -
техническому обеспечению
учебных центров системы ОО
|
6.
Материально - техническое
обеспечение издательской
деятельности в ОО
|
7.
Материально - техническое
обеспечение мультимедиа и иных
лабораторий для подготовки
учебно - методического
обеспечения ОО
|
2.3.6.
Подсистема
профессиональ-
ного общения
и обмена
опытом
|
1.
Разработка системы
профессиональных
телеконференций и порядка
обеспечения доступа к ним
|
2.
Электронная библиотека
открытых публикаций по
различным научным направлениям
|
2.3.7.
Принципы
администриро-
вания
информационно
- образова-
тельной среды
в целом и
работы ее
консалтингово-
го центра
|
1.
Принципы построения и
функционирования ядра
администрирования ИОС -
консалтингового центра
|
2.
Подсистема оперативного
взаимодействия администраторов
всех региональных ИОС и
консалтингового центра
|
3.
Принципы и технология
формирования глобальных
каталогов ресурсов ИОС в целом
|
4.
Система интегральных
показателей работы ИОС и
средства их мониторинга
|
2.3.8.
Принципы и
технология
мониторинга
информационно
- образова-
тельной среды
и ее
взаимодействие
с ИАИС
|
1.
Разработка системы
показателей и технологии
обмена ими между ИОС и ИАИС на
региональном уровне
|
2.
Разработка системы
показателей и нормативной
информации, подлежащей обмену
между ИОС и ИАИС
на
федеральном уровне
|
3.
Организация подсистемы
оперативной связи
административных служб ИАИС и
ИОС
|
2.4.
Экономика
открытого
образования
|
2.4.1.
Финансовые
потоки в
системе ОО.
Принципы
ценообразова-
ния в системе
ОО
|
1.
Финансовые потоки в
виртуальном представительстве
вуза в ИОС
|
2.
Финансовые связи
представительств учебных
заведений с ИОС регионального
и федерального уровней
|
3.
Организация финансовых
потоков при работе с
зарубежными учащимися и
учебными центрами
|
4.
Комплект типовых договоров,
регламентирующих финансовые
взаимоотношения в системе ОО
|
5.
Оплата труда
преподавателей и иных
специалистов, обеспечивающих
учебный процесс в системе ОО
|
6.
Принципы ценообразования в
системе ОО с учетом различных
факторов
|
7.
Методики ценообразования в
системе ОО по различным видам
образовательных услуг
|
8.
Методика расчета стоимости
услуг для зарубежных учащихся
|
2.4.2.
Экономические
показатели
системы ОО
|
1.
Разработка системы
экономических показателей
работы учебного заведения в
системе ОО
|
2.
Создание подсистемы ИОС,
реализующей систему
экономических показателей
|
3.
Создание компьютерной
поддержки инновационной
деятельности в ОО
|
2.5.
Кадровое и
методическое
обеспечение
системы ОО
|
2.5.1.
Программы и
методики
подготовки
преподаватель-
ского состава
для открытого
образования
|
1.
Программы и методики
подготовки учебно -
методического материала для
системы ОО
|
2.
Программы и методики
по
организации учебного процесса
в системе ОО
|
3.
Методики и технологии
оценки качества знаний в
системе ОО
|
4.
Программы по
профессиональной ориентации
преподавателей в Интернет
|
5.
Организация в ИОС института
повышения квалификации
преподавателей по вопросам
открытого образования
|
2.5.2.
Программы и
методики
подготовки
менеджеров для
системы
открытого
образования
|
1.
Организация учебного
процесса в ИОС
|
2.
Привлечение учащихся и их
подготовка к обучению в ИОС
|
3.
Организация взаимодействия
учебных заведений в ИОС ОО
|
4.
Финансовые механизмы в
системе ОО
|
2.5.3.
Семинары по
распростране-
нию опыта
работы в
системе ОО
|
|
III. Подпрограмма "Создание федеральной
(национальной,
межрегиональной)
инфраструктуры открытого образования"
III.
|
3.1.
Научные
основы
федерально -
региональной
политики в
области
открытого
образования
|
3.1.1.
Организацион-
ные принципы
создания
региональных
информационно
- образова-
тельных сред и
их
взаимодействия
в составе
федеральной
ИОС
|
1.
Структура взаимодействия
региональной ИОС с органами
местной власти и советом
ректоров
|
2.
Разработка принципов и
технологии привлечения
региональных учебных заведений
к работе в ИОС ОО
|
3.
Разработка технологии
проведения штатной и резервных
технологий взаимодействия
региональной ИОС в составе
федеральной ИОС
|
4.
Разработка финансовых
принципов взаимодействия
региональной ИОС с федеральной
ИОС и технологии их реализации
|
3.1.2.
Типовая
структура
региональной
информационно
- образова-
тельной среды,
ее оснащение и
принципы
работы с
региональными
учебными
заведениями
|
1.
Типовая структура
региональной ИОС
(административная, техническая
и организационная)
|
2.
Принципы взаимодействия
учебных заведений и
распределение полномочий между
всеми субъектами региональной
ИОС
|
3.
Финансовые принципы
взаимодействия субъектов
региональной ИОС и технология
их реализации
|
3.1.3.
Создание и
развитие
региональных
и межрегио-
нальных
ассоциаций
(консорциумов)
учебных
заведений на
базе
региональных
виртуальных
университетов
|
1.
Принципы участия ассоциаций
учебных заведений в работе ИОС
|
2.
Принципы формирования на
базе региональных ИОС
ассоциаций учебных заведений
|
3.
Разработка и проведение на
регулярной основе открытых
уроков для учебных заведений
региона
|
3.1.4.
Организация
регулярных
региональных
школ -
семинаров по
практике
внедрения и
использования
технологий
открытого
образования
|
1.
Организация регулярного
федерального выездного
семинара по практике внедрения
технологий ОО в учебных
заведениях
|
2.
Разработка системы
региональных семинаров по
обмену опытом работы в ИОС с
региональной спецификой
|
3.
Организация регулярных
показательных уроков для
школьников через ИОС ОО
|
3.2.
Созда-
ние регио-
нальных
ИОС системы
ОО и их
интеграция в
федеральную
систему ОО
|
3.2.1.
Создание
региональных
информационно
- образова-
тельных сред
|
1.
Структура первой очереди
ИОС из 7 - 8 региональных ИОС
|
2.
Создание сети учебных
центров открытого образования
в различных регионах России с
ориентацией на определенные
базовые вузы
|
3.
Проведение распределенного
набора и обучения по
программам дополнительного
образования через систему ОО
|
4.
Распространение опыта 1-й
очереди на
следующие 15
регионов
|
5.
Проведение набора и начало
обучения по программам высшего
образования
|
6.
Распространение опыта
внедрения ИОС по всем регионам
России
|
7.
Создание профильных ИОС по
определенным направлениям
|
8.
Рекомендации по
взаимодействию региональной
ИОС с региональными
коммерческими структурами (в
том числе провайдерами
Интернет)
|
3.2.2.
Мониторинг
федеральной
ИОС и ее
совершенство-
вание
|
1.
Организация системы
оперативной взаимосвязи
администраторов всех
региональных ИОС
|
2.
Мониторинг работы ИОС
регионального и федерального
уровней (на основе
утвержденной системы
показателей и
сертифицированных средств
мониторинга)
|
3.
Создание системы обратной
связи "пользователь -
администратор" и формирования
плана совершенствования среды
ОО
|
4.
Создание системы анализа
качества учебного процесса в
ИОС и выработки мероприятий по
его повышению
|
3.2.3.
Повышение
квалификации
эксплуатацион-
ного
(технического)
персонала
региональных
ИОС
|
1.
Создание сетевого учебного
центра
|
2.
Создание сетевого учебного
центра администраторов
региональных ИОС
|
3.
Организация постоянной
телеконференции по проблемам
совершенствования учебного
процесса в системе ОО
|
IV. Подпрограмма "Создание единого
информационного
пространства общего среднего
образования,
приоритетно включая малокомплектные
сельские
школы" (реализуется в рамках
отдельной
программы)
IV.
|
4.1.
Организация поставок компьютеров в сельские школы
|
|
4.2.
Обеспечение доступа школ в национальную
компьютерную
сеть и
в Интернет и
развитие национальной
образовательной сети
|
|
4.3.
Переподготовка научно -
педагогических,
педагогических и административных
кадров
|
|
4.4.
Организация сервисной службы для монтажа, ремонта и
сопровождения создаваемой
инфраструктуры
|
|
4.5.
Обеспечение полноценного методического сопровождения
|