МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПИСЬМО
от 4 ноября 2000 г. N 33-3499-18
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОБУЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ НА 2001 - 2005 ГОДЫ
Анализ материалов,
поступающих с мест, результаты проверок показывают, что задачи обучения всех
групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
на 1998 - 2000 годы в основном выполнены.
Это позволило
повысить уровень подготовки должностных лиц гражданской обороны и РСЧС,
активизировать обучение учащейся молодежи, наладить подготовку гражданских
организаций гражданской обороны.
Более
качественно и полно обучение населения в области гражданской обороны и защиты
от чрезвычайных ситуаций осуществлялось в республиках Башкортостан, Татарстан,
Удмуртской Республике, Краснодарском и Красноярском краях, Воронежской,
Нижегородской, Новосибирской, Оренбургской, Тульской, Ульяновской областях, г.
Санкт - Петербурге.
Вместе с тем в ряде
регионов продолжают иметь место серьезные недостатки и упущения в организации и
осуществлении обучения населения по вопросам
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций:
не полностью
выполняется Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г.
N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций" в части подготовки руководителей федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в Академии гражданской защиты МЧС России;
нерегулярно
направляются должностные лица органов местного самоуправления и организаций на
подготовку в учебно - методические центры по гражданской обороне и чрезвычайным
ситуациям;
необоснованно
сокращается количество практических занятий, в особенности требующих
материальных затрат. Сроки проведения учений и тренировок часто переносятся,
планы их проведения разрабатываются формально и с опозданием;
подготовка гражданских
организаций гражданской обороны осуществляется без учета возможных условий их
применения;
отсутствует должный
учет переподготовки и повышения квалификации должностных лиц и специалистов
гражданской обороны и РСЧС в органах управления по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям, что приводит к занижению количества планируемых к
обучению;
не выполняются
планы комплектования из-за низкой исполнительской дисциплины и снижения
ответственности руководителей организаций за подготовку подчиненных;
недостаточное
внимание уделяется обучению населения, не занятого в сферах производства и
обслуживания;
медленно
обновляется и совершенствуется учебно - материальная база в учебно -
методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и на
курсах гражданской обороны, практически не совершенствуется учебно -
материальная база организаций.
Указанные
недостатки являются следствием продолжающегося недостаточного внимания
руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций к обучению населения в области гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций.
В целях улучшения
качества подготовки должностных лиц и обучения других групп населения в области
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций предлагаю:
1. Главной задачей на 2001 - 2005 годы по подготовке населения
Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных
ситуаций считать увеличение охвата и повышение эффективности обучения населения
способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и военного характера, на основе совершенствования
единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций и консолидации усилий федеральных органов
исполнительной власти Российской Федерации, других субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований и организаций.
2. Обучение
населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в
зависимости от степени участия в выполнении задач гражданской обороны и РСЧС, а следовательно и требований к уровню их знаний, умений и
навыков организовать и осуществлять по следующим группам:
должностные
лица гражданской обороны и РСЧС (начальники гражданской обороны, председатели
комиссий по чрезвычайным ситуациям и устойчивости, руководители эвакуационных
органов, руководители служб гражданской обороны, начальники (руководители)
органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления (далее - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) и их заместители,
руководители и заместители руководителей структурных подразделений федеральных
органов исполнительной власти и организаций, специально уполномоченных на
решение задач в области гражданской обороны (далее - структурные подразделения
гражданской обороны), начальники и заместители начальников учебно -
методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и курсов
гражданской обороны, начальники кафедр "Безопасность
жизнедеятельности");
специалисты
гражданской обороны и РСЧС (работники органов управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям и структурных подразделений гражданской
обороны, преподаватели учебно - методических центров по гражданской обороне и
чрезвычайным ситуациям и курсов гражданской обороны, преподаватели курса
"Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность
жизнедеятельности");
работники
организаций, входящие в состав гражданских организаций гражданской обороны
(далее - формирования), руководители и личный состав формирований;
работники
организаций, не входящие в состав формирований;
учащиеся и студенты
общего и профессионального образования;
население, не
занятое в сферах производства и обслуживания (далее - неработающее население).
3. Обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных
ситуаций организовать в рамках единой государственной системы подготовки в
области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и осуществлять в
учебных заведениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации федеральных
органов исполнительной власти и организаций, в учебно - методических центрах по
гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны, по
месту работы, учебы и жительства. Структура системы подготовки
представлена в приложении 1 <*>.
--------------------------------
<*>
Приложения не приводятся.
Обучение в зависимости
от групп обучаемых осуществлять путем привлечения на переподготовку и повышение
квалификации, обучения на плановых занятиях, проводимых по соответствующим
программам, самостоятельной подготовки, участия в учебно - методических сборах,
тренировках и учениях, а также с использованием других форм обучения.
Перечень
должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС, работников
организаций, подлежащих обучению в Академии гражданской защиты МЧС России, в
учебно - методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям,
на курсах гражданской обороны и периодичность повышения их квалификации
представлена в приложении 2.
4. В целях
организации и обучения всех групп населения в области гражданской обороны и
защиты от чрезвычайных ситуаций:
а) начальникам
гражданской обороны, председателям комиссий по чрезвычайным ситуациям:
в
федеральных органах исполнительной власти, в субъектах Российской Федерации,
органах местного самоуправления, а также в организациях обеспечить дальнейшую
реализацию положений Федеральных законов "О защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О
гражданской обороне", "Об образовании", Постановлений
Правительства Российской Федерации от 24.07.95 N 738 "О порядке подготовки
населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций", от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения
в области гражданской обороны" по обучению населения в области гражданской
обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
совершенствовать
систему обучения населения по гражданской обороне и
защите от чрезвычайных ситуаций;
на заседаниях
комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней рассмотреть вопросы
совершенствования системы подготовки населения в области гражданской обороны и
защиты от чрезвычайных ситуаций;
до начала учебного
года в системе обучения населения в области гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций разработать основные организационные документы
(организационные указания, приказы, планы);
установить сроки
издания приказов начальниками гражданской обороны муниципальных образований и
организаций о порядке обучения населения, оказать им методическую помощь и
организовать контроль за качеством их разработки;
приказами
определить порядок подготовки должностных лиц и работников центральных
аппаратов и подведомственных организаций в области гражданской обороны и защиты
от чрезвычайных ситуаций;
провести работу по
уточнению программ обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны
и РСЧС в учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров,
предусмотрев в них обязательный минимум содержания подготовки по вопросам
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
усилить контроль за ходом и качеством подготовки формирований в
организациях, повышать их готовность к выполнению задач по предназначению;
принять меры по
воссозданию и активизации деятельности учебно - консультационных пунктов при
жилищно - эксплуатационных органах;
оказывать
методическую и материально - финансовую помощь органам местного самоуправления
и организациям в совершенствовании учебно - материальной базы гражданской
обороны и РСЧС, подготовке и проведении учений и тренировок;
обеспечить
своевременное и полное выполнение планов комплектования учебных заведений,
осуществляющих повышение квалификации должностных лиц и специалистов
гражданской обороны и РСЧС;
ежегодно проводить
учебно - методические сборы с должностными лицами гражданской обороны и РСЧС,
руководителями органов местного самоуправления и организаций, на которых
подводить итоги за прошедший год и ставить задачи на следующий учебный год;
тематику
комплексных, командно - штабных и тактико - специальных учений, сроки
проведения региональных и территориальных соревнований "Школа
безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель" определить в
соответствующих организационных указаниях с учетом местных условий (тематику
объектовых тренировок определить руководителям организаций);
рассмотреть пути и
определить конкретные мероприятия по поддержанию и дальнейшему
совершенствованию учебно - материальной базы для подготовки всех групп
населения, ежегодному приобретению и обновлению учебной литературы и учебных
пособий (видео-, аудио-, печатных) по тематике
гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
б) Начальникам
региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий:
на ежегодных сборах
с начальниками органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям субъектов Российской Федерации анализировать организацию и качество
подготовки населения региона в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных
ситуаций и ставить задачи по их совершенствованию;
усилить
контроль за организацией и ходом обучения всех групп населения в области
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, выполнением планов
комплектования слушателями в учебно - методических центрах по гражданской
обороне и чрезвычайным ситуациям, оказывать необходимую помощь органам
управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, учебно -
методическим центрам по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, курсам
гражданской обороны и организациям в проведении учебных мероприятий;
продолжить
организационную работу по созданию и оснащению учебно - методических центров по
гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в автономных округах Российской
Федерации и развертыванию в них учебного процесса;
разработать
механизм формирования и приступить к созданию в регионах сети опорных учебно -
методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, курсов
гражданской обороны, учебно - консультационных пунктов, а совместно с органами
управления образованием субъектов Российской Федерации - сети опорных
образовательных учреждений по дисциплине "Безопасность
жизнедеятельности" и курсу "Основы безопасности
жизнедеятельности";
в 2001 - 2002 гг.
создать базовые учебно - методические центры по гражданской обороне и
чрезвычайным ситуациям для подготовки спасателей, переподготовки и повышения
квалификации преподавателей - организаторов "Основ безопасности
жизнедеятельности";
ежегодно проводить
смотр - конкурс на лучший учебно - методический центр по гражданской обороне и
чрезвычайным ситуациям в регионе;
обеспечить
выполнение планов проведения командно - штабных и тактико - специальных учений
с целью отработки вопросов гражданской обороны и защиты от чрезвычайных
ситуаций;
совместно с
органами исполнительной власти и органами местного самоуправления рассмотреть
вопросы развития и совершенствования учебно - материальной базы гражданской
обороны и РСЧС;
совместно с
органами управления образованием субъектов Российской Федерации и местными
организациями детско - юношеского туризма ежегодно проводить региональные
соревнования "Школа безопасности", а с учащимися кадетских корпусов,
школ, классов "Юный спасатель" - полевые лагеря "Юный
спасатель".
в) Начальнику
Академии гражданской защиты МЧС России:
совершенствовать
переподготовку и повышение квалификации должностных лиц и специалистов
федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных
ситуаций;
комплектование
слушателями учебных групп факультета переподготовки и повышения квалификации
осуществлять в соответствии с расчетом комплектования слушателями по программам
переподготовки и повышения квалификации и планом переподготовки и повышения
квалификации руководящего состава и специалистов РСЧС в Академии гражданской
защиты МЧС России на очередной учебный год;
при обучении
слушателей особое внимание обращать на их подготовку к практическому выполнению
своих функциональных обязанностей при выполнении мероприятий гражданской
обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в объеме занимаемой должности;
принять необходимые
меры по совершенствованию учебно - материальной базы и созданию нормальных
бытовых условий для слушателей.
г) Начальникам (руководителям)
органов, специально уполномоченных решать задачи по гражданской обороне, задачи
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
совместно с
органами управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований, а также организациями и общественными объединениями обеспечить
функционирование и развитие системы подготовки населения в области гражданской
обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
пропагандистскую
работу направить на убедительное и аргументированное разъяснение социально -
экономической значимости мероприятий гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций, их целей, задач, роли в общей системе политических,
экологических, правовых, военных и иных мер, используя в этих целях средства
массовой информации, возможности местной печати, радио и телевидения,
многотиражных газет организаций;
пропаганду знаний в
области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций вести в тесной
связи с обучением населения, предусматривая разработку и распространение
информационно - справочных учебных печатных пособий (брошюр, листовок,
плакатов);
активно
использовать такие формы работы, как беседы за круглым столом, вечера вопросов
и ответов, диспуты и викторины, встречи с ветеранами гражданской обороны и
участниками ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий;
организовать
тематические показы фильмов в учебно - методических центрах по гражданской
обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны, в
организациях, в учебно - консультационных пунктах, по местному телевидению;
осуществлять
контроль и практическую помощь по обязательному включению, в установленном
порядке, в основную образовательную программу вузов дисциплины
"Безопасность жизнедеятельности" <*>;
--------------------------------
<*> Письмо
первого заместителя Минобразования России от 04.09.2000 N 3855-40/38-02
"Об изучении дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в вузах".
организовать и
провести учебно - методические сборы с ректорами вузов, заведующими и профессорско - преподавательским составом кафедр
"Безопасность жизнедеятельности", в ходе которых обсудить вопросы
повышения качества обучения студентов в области гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций;
совместно с
органами управления образованием субъектов Российской Федерации ежегодно
разрабатывать планы совместных мероприятий по дальнейшему развитию и изучению
учащимися основ безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях;
организовать ежегодные целевые проверки образовательных учреждений, принять
участие в разработке методических рекомендаций по оснащению кабинетов, классов,
лабораторий по безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях,
оказывая всестороннюю помощь в их создании и оснащении;
принять активное
участие в обсуждении проекта базисного учебного плана для 12-летней школы по
вопросу изучения предмета "Основы безопасности жизнедеятельности";
организовать в
учебно - методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям,
на курсах гражданской обороны в каникулярное время на двухдневных сборах
повышение квалификации преподавателей начальных классов и преподавателей -
организаторов "Основ безопасности жизнедеятельности";
продолжать практику
привлечения преподавателей учебно - методических центров по гражданской обороне
и чрезвычайным ситуациям и курсов гражданской обороны для проведения занятий в
образовательных учреждениях по наиболее сложным темам гражданской обороны и
защиты от чрезвычайных ситуаций;
усилить контроль за планированием, комплектованием и ходом обучения
всех групп населения, организовать учет подготовки по всем категориям;
реализовать планы
развития и совершенствования учебно - материальной базы гражданской обороны и
РСЧС;
обеспечить в
учебном процессе эффективное использование всего имеющегося комплекса учебно -
материальной базы, в том числе и созданной с долевым участием организаций;
по согласованию с
региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий использовать существующие полигоны и
учебные городки воинских частей войск гражданской обороны для обучения
специализированных формирований постоянной готовности и отработки вопросов
взаимодействия с силами, привлекаемыми к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
активизировать
работу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию
при жилищно - эксплуатационных органах учебно - консультационных пунктов для
обучения неработающего населения и их оснащению;
организовать
разработку компьютерных учебных и информационных программ, деловых игр, учебных
тренажеров для проведения практических занятий по вопросам гражданской обороны
и защиты от чрезвычайных ситуаций;
предусмотреть
разработку необходимой литературы и пособий для обучения всех групп населения,
а также их издание в необходимых объемах и номенклатуре, в том числе и на
языках народов Российской Федерации;
ежегодно проводить
смотры на лучшие курсы гражданской обороны, лучшую учебно - материальную базу
организации и лучший учебно - консультационный пункт;
усилить
контроль и помощь организациям в подготовке и проведении учений и тренировок,
привлекая для этих целей личный состав учебно - методических центров по гражданской
обороне и чрезвычайным ситуациям, курсов гражданской обороны, а также
работников гражданской обороны отраслевых органов; ежегодно обобщать и
распространять положительный опыт организации и проведения комплексных учений и
тренировок в организациях;
ежегодно в рамках
"Дня города" организовывать и проводить "Дни (месячники)
гражданской защиты" как смотра готовности гражданской обороны и защиты
населения от чрезвычайных ситуаций.
5. При организации
обучения различных групп населения руководствоваться следующим:
а) подготовку
должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС осуществлять путем:
переподготовки и
повышения квалификации в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения
квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно -
методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и на
курсах гражданской обороны;
участия в штабных и
объектовых тренировках, командно - штабных и комплексных учениях по гражданской
обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также других оперативных
мероприятиях;
самостоятельной
подготовки.
Основное
внимание в ходе обучения сосредоточить на изучении нормативных правовых и
планирующих документов, совершенствовании практических навыков в выполнении
функциональных обязанностей по организации и проведению мероприятий гражданской
обороны, предупреждении чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий,
обеспечении готовности сил и средств гражданской обороны и РСЧС, организации и
проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ.
Первичную
подготовку руководителей и специалистов структурных подразделений гражданской
обороны, созданных (назначенных) в соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 782 "О создании (назначении) в
организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных
на решение задач в области гражданской обороны", осуществить в учебно -
методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и на
курсах гражданской обороны в течение 2001 года.
б) Подготовку
работников организаций, входящих в состав гражданских организаций гражданской
обороны, осуществлять путем:
повышения
квалификации руководителей формирований в учебно - методических центрах по
гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и на курсах гражданской
обороны;
проведения занятий
с личным составом формирований по месту работы по программам подготовки
формирований;
участия в учениях и
тренировках по гражданской обороне.
При подготовке
руководителей формирований особое внимание обратить на выработку у них умений и
навыков по поддержанию подчиненных формирований в готовности к их применению.
Добиться освоения
личным составом формирований наиболее эффективных приемов, способов действий с
применением техники и оборудования, состоящих на оснащении формирований, при
выполнении задач в зонах чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
военного характера.
При проведении
практических занятий и учений обратить внимание на вопросы морально -
психологической подготовки личного состава формирований и приобретение обучаемыми практических навыков по ликвидации чрезвычайных
ситуаций, наиболее характерных для данной организации.
Начальникам ГО
разрешается вносить в программы (раздел специальной подготовки) уточнения и
дополнения с учетом специфики решаемых задач без сокращения общего количества
часов, отводимых на подготовку.
в) Обучение
работников организаций, не входящих в состав формирований, осуществлять путем:
проведения занятий
по месту работы;
участия в учениях и
тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;
индивидуального
изучения способов защиты от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий.
Для проведения
занятий в структурных подразделениях организаций и учебных заведениях создавать
учебные группы.
К проведению
занятий привлекать должностных лиц, инженерно - технических работников
организаций, руководителей цехов, участков, членов комиссий по чрезвычайным
ситуациям, а также других подготовленных лиц.
С руководителями
занятий (учебных групп), назначенными приказами начальников гражданской обороны
организаций, перед началом нового учебного года проводить одно - двухдневные
сборы на базе учебно - методических центров по гражданской обороне, курсов
гражданской обороны, в ходе которых отрабатывать методику проведения занятий и
тренировок по тематике обучения.
При обучении шире
использовать технические средства, современные образцы защитных средств,
измерительной аппаратуры, специальной техники, применяемых при проведении
аварийно - спасательных и других неотложных работ.
Начальникам
гражданской обороны организаций постоянно оказывать методическую и
организационную помощь руководителям занятий и осуществлять контроль
за подготовкой к занятиям и их проведением.
г) Обучение
неработающего населения осуществлять по месту жительства путем:
проведения занятий
в учебно - консультационных пунктах по программе, утвержденной МЧС России;
посещения
пропагандистских и агитационных мероприятий (беседы, лекции, вечера вопросов и
ответов, консультации, показ учебных фильмов и другие), проводимых по планам
должностных лиц гражданской обороны и РСЧС;
чтения памяток,
листовок и пособий, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм по
тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
участия, в
установленном порядке, в комплексных учениях по гражданской обороне и защите от
чрезвычайных ситуаций.
Основное внимание
при обучении этой группы населения обращать на морально - психологическую
подготовку и умелые действия в чрезвычайных ситуациях, характерных для мест его
проживания, воспитание у него чувства высокой ответственности за свою
подготовку и подготовку своей семьи к защите от опасных явлений.
Подготовку
организаторов (консультантов) учебно - консультационных пунктов осуществлять на
курсах гражданской обороны.
Практиковать
проведение тренировок с населением, на которых отрабатывать действия по
сигналам оповещения.
д) Обучение
учащихся и студентов образовательных учреждений осуществлять в учебное время по
программам курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины
"Безопасность жизнедеятельности", а также путем участия, в
установленном порядке, в проведении "Дней защиты детей", в учениях и
тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.
На всех уровнях
планировать и проводить полевые лагеря "Юный спасатель" и
соревнования "Школа безопасности".
При подготовке этой
группы обучаемых основное внимание обратить на формирование у учащихся и
студентов чувства личной безопасности, привитие навыков безопасного поведения
дома, на улице, в учебном заведении, а также умелым действиям при чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и военного характера.
Перечень учебных
программ представлен в приложении 3.
е) В целях
практической подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных
ситуаций планировать и проводить:
командно - штабные
учения продолжительностью до трех суток;
в федеральных
органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов
Российской Федерации - один раз в два года;
в органах местного
самоуправления - один раз в три года.
Командно - штабные
учения или штабные тренировки в организациях - ежегодно продолжительностью до
одних суток.
Основной задачей
при проведении командно - штабных учений и штабных тренировок считать выработку
у руководителей и специалистов всех уровней навыков управления силами и
средствами при проведении мероприятий гражданской обороны в ходе угрозы и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Тактико -
специальные учения продолжительностью до восьми часов проводить:
с формированиями
повышенной готовности - один раз в год;
с остальными
формированиями - один раз в три года.
Комплексные учения
продолжительностью до двух суток с периодичностью один раз в три года
проводить:
в органах местного
самоуправления;
в организациях,
отнесенных к категории по гражданской обороне.
На объектах с
численностью работающих 5 тыс. и более комплексные учения проводить по
производствам, цехам, группам цехов.
Комплексные учения
с органами управления сельских администраций проводить один раз в три года в
ходе командно - штабных учений, проводимых органами местного самоуправления.
В других
организациях один раз в три года проводить объектовые тренировки
продолжительностью до восьми часов.
Тренировки с
учащимися образовательных учреждений проводить ежегодно.
Одной из важнейших
задач при проведении комплексных учений и тренировок считать отработку действий
по защите людей и материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий, а также от последствий возможных
чрезвычайных ситуаций.
Перед комплексными
учениями (тренировками) на объектах, где они предусмотрены, проводить командно
- штабные учения.
6. Итоговые доклады
о состоянии подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций представлять в соответствии с "Табелем срочных
донесений МЧС России", введенным в действие Приказом МЧС России от
25.07.96 N 427. Копии организационных указаний руководителей органов
исполнительной власти (начальников гражданской обороны) субъектов Российской
Федерации по обучению населения в области гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций представить через Отдел обучения населения, подготовки
руководящего состава и гражданских организаций гражданской обороны МСЧ России к
10 декабря 2000 г.
Министр
С.К.ШОЙГУ