МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 декабря 2000 г. N 2
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Настоящее
инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности
логопедического пункта как структурного подразделения государственного,
муниципального общеобразовательного учреждения.
Логопедический
пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи
обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного
характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному
языку).
Основными задачами
логопедического пункта являются:
коррекция нарушений
в развитии устной и письменной речи обучающихся;
своевременное
предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися
общеобразовательных программ;
разъяснение специальных
знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей)
обучающихся.
Логопедический
пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской
местности, при наличии пяти - десяти классов I ступени начального общего
образования и трех - восьми классов I ступени начального общего образования в
общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.
В
логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения,
имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее
недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико - фонематическое
недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки
произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением
строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия);
нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико - фонематическим,
фонематическим недоразвитием речи).
В первую очередь в
логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии
устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению
общеобразовательных программ (дети с общим фонетико - фонематическим и
фонематическим недоразвитием речи).
Зачисление в
логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по
30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и
письменной речи, регистрируются по форме согласно Приложению 1. Зачисление в
логопедический пункт обучающихся из числа
обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.
Предельная
наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения
не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения - не более 20
человек.
На каждого
обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель - логопед заполняет
речевую карту по форме согласно Приложению 2.
Выпуск обучающихся
из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения
у них нарушений в развитии устной и письменной речи.
Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе.
Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп
устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и
письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения
(Приложение 3).
Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило,
проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного
учреждения.
Коррекция
произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не
влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время
уроков (кроме уроков русского языка и математики).
Периодичность
групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого
развития.
Групповые занятия
проводятся:
с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения
чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, - не менее трех раз в
неделю;
с обучающимися, имеющими фонетико - фонематическое или
фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико
- фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, - не менее двух - трех
раз в неделю;
с обучающимися, имеющими фонетический дефект, - не менее
одного - двух раз в неделю;
с заикающимися обучающимися - не менее трех раз в неделю.
Индивидуальные занятия
проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися,
имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной, дефекты речи,
обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата
(дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих
обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом
занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с
заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных
звуков.
Продолжительность
группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального
занятия - 20 минут.
Темы групповых и
индивидуальных занятий с обучающимися и учет их
посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.
В случае
необходимости уточнения диагноза обучающиеся с
нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются
учителем - логопедом в соответствующее лечебно - профилактическое учреждение
для обследования врачами - специалистами (невропатологом, детским психиатром,
отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого - медико - педагогическую
комиссию.
Ответственность за
обязательное посещение обучающимися занятий в
логопедическом пункте несут учитель - логопед, классный руководитель и руководитель
общеобразовательного учреждения.
Учитель - логопед
оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и
родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин
неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель - логопед несет
ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с
первичной речевой патологией и за комплектование групп.
Учитель - логопед:
а) проводит занятия
с обучающимися по исправлению различных нарушений
устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по
предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной
первичным речевым нарушением;
б) осуществляет
взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися
общеобразовательных программ (особенно по родному языку);
в) поддерживает
связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными
(коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии, логопедами и врачами - специалистами детских
поликлиник и психолого - медико - педагогических комиссий;
г) участвует в
работе методических объединений учителей - логопедов;
д) представляет
руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве
обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в
общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте
по форме (Приложение 4).
Для логопедического
пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно - гигиеническим
нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием
(Приложение 5).
Заместитель
Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
Приложение 1
СПИСОК ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
(заполняется
учителем - логопедом после обследования
обучающихся)
N
п/п
|
Фамилия,
имя
обучающегося,
дата рождения
|
Класс
|
Дата
обс-
ледования
|
Реальная
успеваемость
по родному
языку
|
Заключение
учителя -
логопеда
|
Приме-
чания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение
2
РЕЧЕВАЯ
КАРТА
(заполняется
на каждого обучающегося, зачисленного
в логопедический
пункт)
1. Фамилия, имя,
возраст.
2. Класс.
3. Домашний адрес,
телефон.
4. Дата зачисления
в логопедический пункт.
5. Успеваемость по
родному языку (к моменту обследования).
6. Жалобы учителя
или родителей (законных представителей).
7. Заключение
психиатра.
8. Состояние слуха.
9. Данные о ходе
развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
10. Состояние
артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
11. Общая
характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
а) словарный запас:
словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно
употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому
сходству (привести примеры);
б) грамматический
строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести
примеры);
в) произношение и
различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение
отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с
различным звуко - слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.
12. Уровень
сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
13. Письмо: наличие
и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы
и т.д.) в письменных работах обучающихся - диктантах, изложениях, сочинениях,
выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом
пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).
14. Чтение: уровень
овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении;
понимание прочитанного.
15. Проявление заикания: а) предполагаемая причина; выраженность
заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски); б)
сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический
строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность,
общительность, замкнутость, импульсивность); г) адаптация к условиям общения.
16. Краткая
характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность,
самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность,
отношение к имеющемуся нарушению речи).
17. Заключение
учителя - логопеда.
18. Результаты
исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из
логопедического пункта).
Приложение
3
ПРЕДЕЛЬНАЯ
НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ
УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ
РЕЧИ
Группы обучающихся
|
Предельная
наполняемость (чел.)
|
общеобразова-
тельное учреж-
дение, располо-
женное в городе
|
общеобразова-
тельное учреж-
дение, располо-
женное в сель-
ской местности
|
с
общим недоразвитием речи (ОНР)
|
до 4
|
до 3
|
с
нерезко выраженным общим
недоразвитием речи (НВОНР)
|
до 5
|
до 4
|
с
фонетико - фонематическим
недоразвитием речи (ФФН) и
фонематическим недоразвитием
речи (ФН)
|
до 6
|
до 5
|
с
недостатками чтения и письма,
обусловленными общим недоразви-
тием речи
|
до 5
|
до 4
|
с
недостатками чтения и письма,
обусловленными фонетико - фоне-
матическим (фонематическим)
недоразвитием речи
|
до 6
|
до 5
|
заикающиеся
|
до 4
|
до 3
|
с
недостатками произношения
отдельных звуков
|
до 7
|
до 6
|
Примечание.
Минимальная наполняемость группы - 3 обучающихся.
Приложение
4
ОТЧЕТ О
КОЛИЧЕСТВЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ,
В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОБУЧЕНИЯ
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ
ЗА _____ УЧЕБНЫЙ ГОД
|
Классы
|
Нарушения устной речи
|
Нарушения
письменной речи
|
ОНР
|
ФФН
|
фоне-
мати-
ческое
недо-
разви-
тие
|
фоне-
тичес-
кий
дефект
|
за-
ика-
ние
|
наруше-
ния чте-
ния и
письма,
обуслов-
ленные
ОНР
|
наруше-
ния чте-
ния и
письма,
обуслов-
ленные
ФФН
|
наруше-
ния чте-
ния и
письма,
обуслов-
ленные
фонема-
тическим
недораз-
витием
|
Выявлено
обучаю-
щихся
|
1
класс
2 - 4
классы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зачислено
в логопе-
дический
пункт
|
1
класс
2 - 4
классы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отчислено
из лого-
педичес-
кого пун-
кта
|
1
класс
2 - 4
классы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставлено
в логопе-
дическом
пункте
|
1
класс
2 - 4
классы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выбыло
|
1
класс
2 - 4
классы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 5
СПИСОК
РЕКОМЕНДУЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО
ПУНКТА
1.
Настенное зеркало для логопедических занятий
(50 x
100)
1 шт.
2. Зеркало
для индивидуальной работы (9 x 12)
8 шт.
3. Логопедические зонды, шпатели
4.
Разрезная азбука (настенная) 1 шт.
5. Кассы
букв (индивидуальные)
8 шт.
6. Учебно
- методические пособия
7.
Настольные игры, игрушки, конструкторы
8. Умывальник 1 шт.
9.
Классная доска 1 шт.
10. Шкафы
для пособий
2 - 3 шт.
11. Стол
канцелярский
1 шт.
12. Стулья 5
шт.
13.
Комплект "парта - стул" 8 шт.
14.
Песочные часы 1 шт.
15.
Секундомер 1 шт.
16.
Метроном 1 шт.
17.
Магнитофон 1 шт.
18.
Проигрыватель 1 шт.
19. Набор
пластинок
20.
Диапроектор (или фильмоскоп) 1 шт.
21.
Кодоскоп 1 шт.
22.
Экран 1
шт.
23.
Видеомагнитофон 1 шт.
24.
Компьютер 1 шт.
25. Дискеты