МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 декабря 2000 г. N 24-58-303/10
О ФОРМЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
О ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВУЗА К РЕАЛИЗАЦИИ ОТКРЫВАЕМЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
В
соответствии с решением Аккредитационной коллегии
Минобразования России от 12.04.2000 N 3-2000-09-22 и учитывая вступление в силу
государственных образовательных стандартов высшего профессионального
образования согласно Перечню направлений и специальностей высшего
профессионального образования, утвержденному Приказом Минобразования России от
02.03.2000 N 686, с частичным изменением, утвержденным Приказом Минобразования
России от 14.11.2000 N 3260, Минобразование России
направляет примерную форму заключения Учебно - методического объединения (УМО) о подготовленности вуза к реализации открываемых основных
образовательных программ высшего профессионального образования (Приложение 1).
Заключение должно
быть подготовлено на бланке УМО, а при его отсутствии - на бланке базового вуза
с указанием даты и исходящего номера.
К заключению УМО
прилагается выписка из протокола заседания Президиума или Совета УМО, на
котором рассмотрено данное заключение.
Информируем, что
Приказом Минобразования России от 08.11.2000 N 3207 утвержден показатель
государственной аккредитации высшего учебного заведения "Процент
преподавателей, работающих в вузе на полную ставку (штатных
преподавателей)" и его критериальные значения:
для вузов,
существующих до года, - не менее 15%,
для вузов,
существующих от года до трех лет, - не менее 20%,
для вузов,
существующих от трех до пяти лет, - не менее 30%,
для вузов,
существующих от пяти до девяти лет, - не менее 40%,
для вузов,
существующих более девяти лет, - не менее 50%.
При подготовке
заключения УМО по дополнительным профессиональным программам, предусматривающим
присвоение дополнительной квалификации, также следует пользоваться приведенной
примерной формой заключения.
Письмо
Минобразования России от 07.10.1997 N 06-58-70ин/25-06 считать утратившим силу.
Заместитель
Министра
В.Д.ШАДРИКОВ
Приложение
к письму
Минобразования России
от 19 декабря 2000
г. N 24-58-303/10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
УЧЕБНО -
МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ О ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ВУЗА К
РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебно -
методическое объединение ____________________________
__________________________________________________________________
(полное
наименование Учебно - методического объединения)
провело экспертизу подготовленности
______________________________
__________________________________________________________________
(полное наименование вуза, филиала вуза)
к реализации
основной образовательной программы
подготовки
дипломированного специалиста (бакалавра)
_________________________
__________________________________________________________________
(код и наименование направления подготовки и (или)
специальности)
По
заявленной основной образовательной программе подготовки
кадров вузом представлены:
-
ходатайство Ученого совета вуза и выписка
из протокола от
_________ N ____ его заседания о введении соответствующей основной
образовательной программы;
- рабочий
учебный план;
- рабочие
программы дисциплин;
-
сведения об обеспечении
образовательного процесса учебной
литературой;
- сведения
об информационном обеспечении;
- сведения
о материально - техническом оснащении;
- сведения
о кадровом обеспечении образовательного процесса;
- сведения
о местах проведения производственной практики.
Рассмотрев
представленные в УМО материалы и ознакомившись
с
рабочим учебным планом, рабочими программами
дисциплин, состоянием
кадровой,
информационно - библиографической, материально
-
технической
подготовленности вуза к
реализации новой основной
образовательной программы подготовки кадров и
сведениями о местах
проведения
производственных практик, УМО
пришло к следующим
выводам:
1. Структура и содержание рабочего учебного плана
(федеральная
компонента)
по направлению (и/или
специальности) отвечают (не
отвечают) требованиям к обязательному минимуму
содержания основной
образовательной
программы подготовки государственного
образовательного стандарта и примерному учебному
плану.
При
отклонении от обязательного минимума
содержания
указывается процент отклонения по
каждому циклу (при необходимости
по дисциплинам).
Национально -
региональная (вузовская) компонента
государственного
образовательного стандарта данной основной
образовательной программы представлена
в рабочем учебном плане ___
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
и
обеспечивает (не обеспечивает) подготовку
выпускника в
соответствии с
квалификационной
характеристикой, установленной
государственным образовательным стандартом.
Дисциплины
по выбору студентов,
а также факультативные
дисциплины данной основной образовательной
программы представлены
в рабочем учебном плане
__________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
и
содержательно дополняют (не дополняют) дисциплины, указанные в
федеральной компоненте каждого цикла дисциплин.
Срок
освоения основной образовательной программы подготовки
дипломированного специалиста (бакалавра) при очной
форме обучения
составляет
____ недель, что
соответствует (не соответствует)
требованиям государственного образовательного
стандарта.
Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается
_________ часов в
неделю, включая все
виды его аудиторной и
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
Объем
аудиторных занятий студентов при очной форме обучения не
превышает
_______ часов в
неделю, при очно
- заочной форме
обучения не менее ________ часов
в неделю, при
заочной форме
обучения
студенту обеспечена возможность занятий с преподавателем
не менее ________ часов в год.
Таким образом
структура и содержание рабочего
учебного плана
по
направлению (и/или специальности) отвечают
(не отвечают)
требованиям
государственного
образовательного стандарта и
примерному учебному плану.
2. К преподаванию общих гуманитарных и
социально -
экономических, общих математических и
естественнонаучных дисциплин
будут
привлечены преподаватели, имеющие ученые степени и ученые
звания (___% докторов наук, профессоров;
___% кандидатов наук,
доцентов).
Из них на
штатной основе привлекается
___%
преподавателей (___% докторов наук, профессоров; ___% кандидатов
наук, доцентов).
К
преподаванию общепрофессиональных и специальных
дисциплин
будут
привлечены преподаватели, имеющие ученые степени и ученые
звания (___% докторов наук, профессоров;
___% кандидатов наук,
доцентов).
Из них на
штатной основе привлекаются
___%
преподавателей (___% докторов наук, профессоров; ___% кандидатов
наук, доцентов).
Для
ведения ряда дисциплин
будут привлечены преподаватели
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(перечислить вузы
и другие организации,
из которых будут
привлечены преподаватели, форма привлечения).
В целом к преподаванию
по вводимой специальности
(и/или
направлению) привлечены преподаватели, имеющие ученые степени
и
ученые звания (___% докторов наук, профессоров;
___% кандидатов
наук,
доцентов), на штатной
основе привлекается ___%
преподавателей,
из них доля
лиц с учеными степенями и званиями
составляет ___%.
Таким
образом, реализация основной образовательной программы
подготовки дипломированного специалиста (бакалавра)
обеспечивается
(не
обеспечивается)
квалифицированными
педагогическими кадрами,
имеющими базовое
образование,
соответствующее профилю
преподаваемой
дисциплины, и занимающимися
научной и/или научно -
методической деятельностью.
3. Собственная
библиотека вуза соответствует (не
соответствует) требованиям "Примерного положения
о формировании
фондов
библиотеки высшего учебного
заведения", утвержденного
Приказом Минобразования России от 27.04.2000 N 1246.
По
дисциплинам всех циклов
рабочего учебного плана
вуз
располагает основными учебниками и учебными
пособиями.
Вуз
обеспечивает (не обеспечивает)
доступ обучающихся к
справочной,
научной литературе, в
том числе монографической,
периодическим
научным изданиям по
профилю образовательной
программы.
Вуз
имеет (не имеет)
современную информационную базу,
обеспечивающую
возможность оперативного получения
и обмена
информацией с отечественными и зарубежными вузами,
предприятиями и
организациями.
Кроме
того, __________________________________________________
(добавочные
сведения по информационно -
__________________________________________________________________
библиографической обеспеченности)
Компьютеризация учебного
процесса по циклам
основной
образовательной программы обеспечивается
_________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(указать количество компьютеров
и обеспечение компьютерным
временем на одного студента, наличие компьютерных
образовательных
программ, выхода в Интернет).
Вуз
обеспечен (не обеспечен) основной
учебной
и учебно -
методической литературой,
методическими пособиями,
необходимыми
для организации образовательного процесса - в
рамках новой для
вуза
профессиональной образовательной
программы в соответствии с
требованиями государственного образовательного
стандарта.
4. В вузе имеются следующие лаборатории естественнонаучного и
общепрофессионального циклов:
____________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Выпускающие кафедры имеют следующие лаборатории: _____________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Учебно
- научные помещения
и лаборатории в полной мере
обеспечены (не обеспечены) приборами и оборудованием
специального
назначения.
В
целом обеспеченность учебно
- лабораторным оборудованием
отвечает
(не отвечает) требованиям государственного
образовательного стандарта и рабочим программам
учебных дисциплин.
5.
Основными базами практики студентов являются ______________
_________________________________________________________________,
(перечислить
основные организации, являющиеся базами практики)
с которыми у вуза оформлены
(не оформлены) договорные отношения.
Имеющиеся базы
практики студентов обеспечивают (не
обеспечивают)
возможность прохождения практики всех студентов в
соответствии с учебным
планом.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
На
основании проведенной экспертизы Учебно
- методического
объединения вузов России
_________________________________________
можно сделать заключение, что кадровое,
информационное, учебно -
методическое
и материально -
техническое обеспечение
образовательного процесса в
______________________________________
(полное
наименование вуза)
позволяет начать с ____ года реализацию основной образовательной
программы
подготовки дипломированного
специалиста (бакалавра) по
образовательной программе
________________________________________
_________________________________________________________________.
Эксперты:
(с указанием ученой ______________ Ф.И.О.
степени, звания и должности) ______________ Ф.И.О.
______________ Ф.И.О.
Заключение рассмотрено и одобрено
________________________________
(дата и
номер протокола)
Председатель УМО ______________
Ф.И.О.
Примечания. 1. При
подготовке отрицательного заключения следует указывать конкретные замечания и
рекомендации по п. п. 1 - 4 и в разделе "Общие выводы".