Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 19 декабря 2000 г. N 549/23-16

 

О ПЕРЕХОДЕ НА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ

ФИНАНСИРОВАНИЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В СООТВЕТСТВИИ С ИХ ВИДОМ И КАТЕГОРИЕЙ

 

В настоящее время в Министерство образования Российской Федерации поступает большое количество обращений работников органов управления образованием субъектов Федерации и руководителей дошкольных образовательных учреждений, связанных с обеспечением финансирования дошкольных образовательных учреждений в соответствии с их видом и категорией. Учредители дошкольных образовательных учреждений после получения учреждением свидетельства о государственной аккредитации оставляют его финансирование неизменным. Учитывая, что вопрос обеспечения финансирования дошкольных образовательных учреждений с момента их государственной аккредитации остается самым напряженным, Минобразование России разъясняет.

В соответствии со ст. 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ дошкольное образовательное учреждение финансируется учредителем на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому его виду и категории. В связи с этим органы местного самоуправления и (или) местные (муниципальные) органы управления образованием, являясь учредителями дошкольных образовательных учреждений, призваны обеспечить реализацию права дошкольных образовательных учреждений на финансирование по результатам их аттестации и государственной аккредитации.

Денежные средства бюджетов различных уровней, направляемые на решение этой задачи, должны обеспечивать вариативное дошкольное образование как по содержанию реализуемых дошкольными образовательными учреждениями образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.

Минобразование России считает необходимым осуществить переход на нормативное финансирование дошкольных образовательных учреждений в соответствии с их видом и категорией.

Дифференцированное финансирование дошкольных образовательных учреждений в зависимости от вида и категории позволяет учредителю перераспределять имеющиеся денежные ресурсы, направляемые на финансирование дошкольных образовательных учреждений, в соответствии с результатами государственной аккредитации.

В настоящее время Министерство образования Российской Федерации ведет работу над проектом "Методика расчетов федеральных нормативов бюджетного финансирования дошкольных образовательных учреждений", на основе которой субъекты Федерации смогут сформировать региональные и местные нормативы финансирования дошкольных образовательных учреждений.

Для решения указанных задач необходима разработка в территориях системы организационно - правовых, финансовых и управленческих мероприятий.

Представляется целесообразным разработка региональных целевых программ осуществления дифференцированного финансирования дошкольных образовательных учреждений в зависимости от вида и категории (далее - Программа).

Возможно включение указанной системы мероприятий в другие региональные целевые программы (в форме подпрограммы), например в целевые программы защиты прав и законных интересов, поддержки детства, разрабатываемые и осуществляемые органами исполнительной власти субъектов Федерации в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Реализация Программы будет способствовать созданию условий для обеспечения гарантий получения гражданами Российской Федерации дошкольного образования, определению основ региональной политики в интересах детей дошкольного возраста и стратегии развития системы дошкольного образования региона, обеспечению поддержки семьи в осуществлении полноценного развития и воспитания детей, защите их прав; обеспечит разработку нормативных правовых документов, определяющих статус, порядок разработки, утверждения и условия финансирования мероприятий Программы, установление порядка формирования и расходования внебюджетных источников финансирования учреждений в соответствии с их видом и категорией, разработку, утверждение и введение в действие регионального положения о категориях дошкольных образовательных учреждений.

На первом этапе работы над Программой необходимо обеспечить создание в регионе правовой основы для ее разработки и реализации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации разрабатывают и осуществляют региональные целевые программы в соответствии с их законодательством. Поэтому порядок разработки, утверждения и реализации такой Программы (подпрограммы) устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами субъекта Федерации.

Инициатором разработки целевой региональной программы может стать государственный орган управления образованием субъекта Федерации, который вправе координировать деятельность всех участников Программы, привлекая различных специалистов. Взаимодействие различных структур позволит учесть особенности и возможности соответствующих бюджетов; определить необходимые условия для привлечения средств на реализацию мероприятий Программы из внебюджетных источников; найти и сформировать источники осуществления дифференцированного финансирования; расширить возможности участия общественных структур в решении насущных потребностей дошкольного образования. Это в свою очередь придаст Программе межведомственный статус. Для ее разработки целесообразно создать межведомственную комиссию или рабочую группу.

В процессе работы над Программой определяются ее конкретные цели и задачи. Программа должна предусматривать несколько направлений.

1. Обеспечение условий распределения финансовых средств для дифференцированного финансирования дошкольных образовательных учреждений на этапе разработки графиков проведения аттестации и государственной аккредитации.

Для этого необходим нормативный правовой документ, устанавливающий порядок подготовки и утверждения графиков проведения аттестации и государственной аккредитации. Определяя потребность в денежных средствах на основе графиков проведения аттестации и государственной аккредитации, необходимо соблюдать важное требование, установленное законодательством, заключающееся в том, что финансирование дошкольного образовательного учреждения в соответствии с его видом и категорией должно начинаться с момента получения им свидетельства о государственной аккредитации. При этом необходимо учитывать и тот факт, что в регионах функционируют дошкольные образовательные учреждения, которые вновь должны быть аккредитованы в текущем году, так как получали государственную аккредитацию в 1995 г. и не финансировались по ее результатам. Поэтому в Программу целесообразно включать перспективные графики проведения аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений в регионе с одновременным планированием финансовых средств, обеспечивающих реализацию решений государственной комиссии по аккредитации.

2. Научно - исследовательское направление Программы.

В рамках Программы (подпрограммы) необходимо проведение прикладных исследований, обеспечивающих разработку и установление местных (региональных) нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому виду и категории дошкольного образовательного учреждения. Планирование и распределение финансовых средств на основе расчета минимально необходимой потребности в них для реализации программы дошкольного образования определенной направленности в учреждении является одним из главных экономических условий его перехода на дифференцированное финансирование.

В мероприятиях Программы целесообразно предусмотреть проведение анализа расходования дошкольным образовательным учреждением финансовых средств на реализацию общеобразовательной программы определенной направленности. Анализ позволит выявить ту часть финансовых средств, которая обеспечивает финансирование дошкольного образовательного учреждения в соответствии с его видом и категорией.

Определение объема минимальных расходов для каждого вида дошкольных образовательных учреждений в конкретном регионе позволит обосновать местные региональные нормативы бюджетного финансирования.

3. Направление Программы "Финансовые ресурсы и механизмы реализации дифференцированного финансирования дошкольных образовательных учреждений".

Первоочередной задачей в этом направлении является обеспечение возможности введения единого порядка планирования финансовых средств для осуществления дифференцированного финансирования дошкольных образовательных учреждений. Назревшая необходимость изменения условий формирования источников финансирования образовательных учреждений может быть реализована путем привлечения к участию в Программе различных внебюджетных фондов как системы образования, так и других инновационных региональных фондов. Целесообразны разработка механизмов привлечения их ресурсов к финансированию учреждений дошкольного образования; определение условий взаимодействия с банковскими и другими финансовыми структурами. Для этого, возможно, потребуется создание региональной межведомственной организационной структуры (комиссии, фонда и пр.).

Созданию сети региональных внебюджетных фондов в целях использования их ресурсов для финансирования как мероприятий Программы, так и самих учреждений может быть посвящен отдельный раздел Программы. В качестве ресурсов рассматриваются не только финансовые средства, но и материально - техническое обеспечение дошкольных образовательных учреждений (оборудование, инвентарь, капремонт и др.).

Одновременно Минобразование России сообщает, что информационно - методическое и иное содействие органам управления образованием субъектов Федерации, осуществляющим деятельность по разработке и реализации региональных программ, обеспечивающих переход на дифференцированное финансирование дошкольных образовательных учреждений в зависимости от вида и категории, в пределах своих полномочий будут оказывать Управление дошкольного образования и Управление экономики.

 

Первый заместитель Министра

А.Ф.КИСЕЛЕВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024