МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 апреля 2001 г. N 408/13-13
Министерство
образования Российской Федерации направляет для использования в работе письмо
"Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный
период", подготовленное совместно с научно - исследовательским институтом
гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра
здоровья детей Российской академии медицинских наук. Письмо является
дополнением к письму Минобразования России от 25.09.2000 N 2021/11-13 "Об
организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы".
Первый заместитель
Министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Начальный период
обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации
ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение
и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального
образования.
Согласно п. 2.9.5
Санитарных правил 2.4.2.782-99 "Гигиенические требования к условиям
обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных
учреждений", введенных Приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г. N
309, в первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока 35 минут
каждый. В письме "Об организации обучения в первом классе четырехлетней
начальной школы" сказано: "...в сентябре - октябре проводится
ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками,
экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми". Чтобы
выполнить задачу снятия статического напряжения школьников предлагается на
четвертых уроках использовать не классно - урочную, а иные формы организации
учебного процесса.
В течение восьми
недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а
также уроки по другим предметам в форме уроков - игр, уроков - театрализаций,
уроков - экскурсий, уроков - импровизаций и т.п. Поскольку эти уроки также
являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или
закрепляется программный материал.
В классном журнале
целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в
классно - урочной форме.
Уроки физического
воспитания в течение первых двух месяцев (16 уроков, по два урока в неделю)
направлены, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей и
по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные
игры и игровые ситуации.
При проведении трех
уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать
иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1
уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры
и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами,
использовав гибко расписание уроков. Например,
провести последними уроками в течение сентября - октября 4 - 5 экскурсий по
окружающему миру, 3 - 4 - по изобразительному искусству, 4 - 6 - по труду, 4 -
5 уроков - театрализаций по музыке и 6 - 7 уроков - игр и экскурсий по
математике.
Помимо общих
рекомендаций по организации уроков в адаптационный период, выявляется специфика
организации уроков по отдельным предметам.
Организация
уроков математики
Начальный период
адаптации (приблизительно один месяц) совпадает с проведением подготовительной
работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и
др. (так называемый дочисловой период). Дети в этот
период учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группами
предметов в ходе их сравнения, расположения в пространстве, классификации по
признакам (цвет, форма, размер), получая при этом количественные и
пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора
и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием
личностных качеств специальное внимание уделяется
развитию математической речи детей, их общелогическому
развитию.
Дальнейшая
работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе
полной предметной наглядности в ходе проведения игр, практических работ,
экскурсий и др. В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать
из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам,
книгам и т.д. На уроках часто
используются игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математикой
следует отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая
смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений
у первоклассников полезно использовать разнообразные дидактические материалы
(строительные наборы, конструкторы и пр.).
Изучение некоторых
вопросов курса математики в этот период может проходить не только на уроках в
классе, но и уроках - играх в хорошо оборудованной игровой комнате и уроках -
экскурсиях. Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на
воздухе.
Перечисленные формы
организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих
вопросов программы:
1. Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме):
экскурсии по школе, школьному двору и на спортивную площадку с включением игр
"Как найти свою группу", "Кто первый",
"Угадай-ка", "Кто дальше, кто выше, кто больше",
"Научи другого" и др.; экскурсия в кабинет математики.
2. Пространственные
представления, взаимное расположение предметов: экскурсии в парк, по улицам
города, на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.
3. Сравнение групп
предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе, в парк,
магазин.
Организация
уроков окружающего мира
Адаптационный
период совпадает по времени с сезоном года, когда в большинстве регионов страны
имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок,
в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром.
Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких
впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Следует однако отметить, что замена всех уроков окружающего мира
прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку в этом случае эффективность
последних может значительно снизиться. Проведенные наблюдения должны быть
осмыслены, обобщены, встроены в формирующуюся систему представлений ребенка о
мире, а это возможно именно на уроке.
Экскурсии и целевые
прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники.
На порядок проведения экскурсий могут повлиять погода, социальная обстановка,
творческие задумки учителя, содержание занятий по другим учебным предметам.
Кроме экскурсий и
целевых прогулок, целесообразно на уроках окружающего мира изучение части
материала в форме подвижных игр и игр - театрализаций. Подвижные игры, игры -
театрализации проводятся в классной комнате, рекреации, спортивном зале, в
хорошую погоду - на пришкольном участке.
Все перечисленные
формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении
следующих вопросов программы:
1. Признаки осени:
экскурсии "Золотая осень", "Природа вокруг нас", "Во саду ли в огороде".
2. Разнообразие
природы: экскурсии и целевые прогулки "Разнообразие растений",
"Деревья твоего двора", "Что за дерево"; через подвижные
игры "Комнатные растения".
3. Социальное
окружение: экскурсия по школе для знакомства с различными помещениями, их
назначением, с работниками школы, с некоторыми правилами поведения в школе;
экскурсия по улицам города, в общественное учреждение (детская библиотека,
магазин, почта). Тематика экскурсий может быть самая различная, например
"Наш город (село)", "Дорога от школы до..." (особое
внимание обращается на места опасного перехода). Ознакомление с социальным
окружением также может проходить через подвижные игры, раскрывающие правила
дорожного движения, правила поведения в школе, общественных учреждениях, в
транспорте; можно провести игры "Поздравляем с днем рождения",
"Давайте знакомиться".
4. 3доровье:
подвижные игры, например "Чистота - залог здоровья".
Организация
уроков музыки
Игровой элемент
присущ внутренней природе искусства. Поэтому занятия искусством несут в себе
огромное компенсирующее воздействие.
Основой изучения
закономерностей музыкального искусства учащимися являются простейшие
музыкальные жанры - песня, танец, марш, их интонационно - образные особенности.
В связи с этим учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может
включать в себя ярко выраженные игровые элементы.
Учителем могут
использоваться следующие образно - игровые приемы:
- пластическое
интонирование;
- музыкально -
ритмические движения;
- свободное дирижирование;
- игра на
элементарных музыкальных инструментах;
- разыгрывание и
инсценировки стихов и музыки и др.
Эти приемы
позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным,
интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что
устранит двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их
обучения.
Организация
уроков изобразительного искусства
В период адаптации
к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям
принадлежит особая роль. Художественная деятельность органически присуща всей
жизнедеятельности ребенка. Игры детей всегда связаны с организацией
специального пространства. Потребность что-то изображать, рисовать,
рассматривать - необходимый и специфический способ познания мира. Ребенок не
столько создает некое произведение, сколько выражает свое состояние. В это
время учитель имеет возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним
создавать особую реальность на листе бумаги или в куске пластилина.
Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на
творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера
и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.
Художественные
занятия в период адаптации должны иметь различные формы:
- прогулки и
экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического
любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших
художественных занятий (например, тема урока "Золотые краски осени");
- экскурсия в мастерскую
народных умельцев своего края или в художественно - краеведческий музей (уголок
школьного музея народного декоративно - прикладного искусства) (например, тема
урока "Красота изделий народных умельцев");
- игры (например,
тема урока "Игра в художника и зрителя"). Чтобы ребенок понял и
создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, изобразить его через
движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту
впечатлений на уроках изо, способствуя снятию напряжения.
Организация
уроков труда
Основные
направления работы на первых уроках труда включают в себя расширение сенсорного
опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов
(восприятия, внимания, памяти, мышления и др.), координации движений, формирование
первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.
Так же, как и
другие уроки, часть уроков труда рекомендуется провести в форме экскурсий или
игр:
1. Подготовительная
работа к созданию художественного образа на уроках труда может проходить на
таких экскурсиях, как "Красота окружающей природы", "Образы
родного края", "Сказочные животные", "Птичий базар".
Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах,
которые в последствии дети будут воплощать в своих
работах.
2. Сбор природного
материала целесообразно провести на экскурсии "Природа - художник и
скульптор" ("Что нам дарит природа?"). Дети заготовят для
дальнейшей работы на уроках листья, семена, корни, шишки, веточки, плоды и
другой природный материал.
Экскурсия может
включать игры - соревнования на развитие глазомера, чувства цвета, формы.
Например, можно предложить игры "Собери листочки одинаковой формы",
"Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки (желудя и
др.)", "Из каких природных материалов можно сделать фигурку
лисички".
Уроки на свежем
воздухе могут включать игры и конкурсы, связанные с подбором природного
материала: "Кого тебе напоминает эта веточка (шишка?)", "Найди
листочки, напоминающие по форме перо птицы" и т.д.
3. Можно предложить
уроки - конкурсы с использованием изготовленных поделок, например
театрализованный конкурс "Озвучь тот персонаж, который ты изобразил"
или урок - игра "Бумажная авиация", включающий в себя запуск моделей
самолетов из бумаги, и игры - соревнования, например, на дальность полетов.
4. Если позволяют
местные условия, хорошо провести экскурсию "Искусство на радость
людям" на местное производство, где используются текстиль, бумага, глина и
пр.
5. Работа на
пришкольном участке, в цветнике, уборка сухих листьев может также стать
содержанием уроков труда при наличии инвентаря, соответствующего возрасту
ребенка.
Данные Рекомендации
по проведению уроков помогут учителю в реализации требований Санитарных правил,
в создании благоприятных условий для адаптации детей к школе, снятии
статического напряжения школьников при одновременном выполнении образовательных
программ по всем предметам.
Руководитель
Департамента
образовательных
программ
и стандартов общего
образования
Минобразования
России
М.Р.ЛЕОНТЬЕВА
Директор
Научно -
исследовательского
института гигиены и
охраны
здоровья детей и
подростков
НЦЗД РАМН
В.Р.КУЧМА