Утверждаю
И.о. Министра
образования
Российской
Федерации
В.М.ЖУРАКОВСКИЙ
8 мая 2001 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
"ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ"
1. Общая
характеристика
образовательно -
профессиональной программы
подготовки
преподавателя высшей школы
1.1. Назначением
образовательно - профессиональной программы является комплексная психолого -
педагогическая, социально - экономическая и информационно - технологическая
подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении на основе
основной программы высшего профессионального образования.
1.2. Программа
рассчитана для подготовки к педагогической деятельности в высшем учебном
заведении магистрантов, аспирантов (адъюнктов), а также специалистов, имеющих
высшее профессиональное образование и стаж научно - педагогической работы не
менее 2 лет.
1.3. Квалификация
"Преподаватель высшей школы" удостоверяется дипломом "О
дополнительном (к высшему) образовании".
1.4. Нормативная
трудоемкость образовательно - профессиональной программы при очной форме
обучения - 1080 часов.
1.5. Целью
программы является подготовка будущего преподавателя высшей школы к учебной и
научно - исследовательской деятельности, включающей:
- реализацию
основных образовательных программ и учебных планов высшего профессионального
образования (ВПО) на уровне, отвечающем государственным образовательным
стандартам ВПО;
- разработку и
применение современных образовательных технологий, выбор оптимальной стратегии
преподавания и целей обучения, создание творческой атмосферы образовательного
процесса;
- выявление
взаимосвязей научно - исследовательского и учебного процессов в высшей школе,
использование результатов научных исследований для совершенствования
образовательного процесса;
- формирование
профессионального мышления, воспитание гражданственности, развитие системы
ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию
общества;
- проведение
исследований частных и общих проблем ВПО.
2.
Требования к уровню подготовки лиц,
желающих освоить
дополнительную профессиональную
образовательную
программу для получения дополнительной
квалификации
"Преподаватель высшей школы"
К освоению
программы допускаются:
2.1. Из числа
студентов - магистранты, зачисленные для обучения по
основной образовательной программе магистратуры.
2.2. Аспиранты и
адъюнкты высших учебных заведений, а также аспиранты, осваивающие основную
образовательную программу послевузовского профессионального образования в
научных учреждениях.
2.3. Слушатели
системы повышения квалификации и переподготовки специалистов, имеющие
академическую степень магистра, ученую ступень не ниже кандидата наук, а из
числа специалистов - имеющие стаж научно - педагогической деятельности не менее
2 лет.
3.
Требования к уровню подготовки лиц,
успешно завершивших обучение по дополнительной
профессиональной
образовательной программе для получения
квалификации
"Преподаватель высшей школы"
Преподаватель
высшей школы должен знать:
- основы психологии
личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в
высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия
и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, влияние на
результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов;
- основные
достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за
рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности;
- правовые и
нормативные основы функционирования системы образования;
- иметь
представление об экономических механизмах
функционирования системы высшего, послевузовского и дополнительного
профессионального образования.
Преподаватель
высшей школы должен уметь:
- использовать в
учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем
и тенденций развития соответствующей научной области; ее взаимосвязей с другими
науками;
- излагать
предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном
плане, осваиваемом студентами;
- использовать
знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов;
- владеть методами
научных исследований и организации коллективной научно - исследовательской
работы;
- основами научно -
методической и учебно - методической работы в высшей школе (структурирование и
психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал,
методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам,
систематика учебных и воспитательных задач);
- методами и
приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными
образовательными технологиями;
- основами
применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном
процессах;
- методами
формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального
мышления и развития их творческих способностей;
- методами эмоциональной саморегуляции;
- деловым
профессионально - ориентированным иностранным языком.
4.
Обязательный минимум содержания
дополнительной
профессиональной образовательной
программы для
получения дополнительной квалификации
"Преподаватель
высшей школы"
Индекс
|
Наименование дисциплин и их основные
разделы
|
Кол-во
часов
|
ОП.00.
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
320
|
ОП.01.
|
Психология
человека:
общая психология: объект и предмет психологии;
основные этапы развития психологии как науки;
основные разделы и методы психологии; психика,
поведение и деятельность; общее и индивидуальное
в психике человека;
психология личности и социальная психология:
психология развития; межличностное общение, жиз-
ненный путь личности; личностный и профессиональ-
ный рост; мотивация познания и обучения
|
60
|
ОП.02.
|
Педагогика:
предмет педагогики; цели образования и воспитания;
педагогический идеал и его конкретно - историчес-
кое воплощение; средства и методы педагогического
воздействия на личность; общие принципы дидактики
и их реализация в конкретных предметных методиках
обучения; нравственно - психологические и идейные
взаимоотношения поколений; семейное воспитание и
семейная педагогика; межличностные отношения в
коллективе; нравственно - психологический образ
педагога; формирование педагогического мастерства
|
60
|
ОП.03.
|
История,
философия и методология соответствующей
области науки (по программе кандидатского минимума
по соответствующей отрасли наук)
|
100
|
ОП.04.
|
Информационные
технологии в науке и образовании:
аппаратные и программные средства в новых информа-
ционных технологиях; технические средства ЭВМ;
операционная система; пути развития информационных
систем; обработка текстов; машинная графика; осо-
бенности разработки прикладных программ; програм-
мная документация; электронные таблицы; базы дан-
ных; примеры баз данных учебно - методического
назначения; экспертные системы; представление зна-
ний; примеры экспертных систем соответствующей на-
учной области; локальные и глобальные компьютерные
сети, телекоммуникации; технологии дистанционного
образования
|
100
|
СП.00.
|
Специальные
дисциплины
|
520
|
СП.01.
|
Дополнительные
психолого - педагогические дисцип-
лины по психологии и педагогике высшей школы
(конкретный перечень определяется образовательным
учреждением):
- основные достижения, проблемы и тенденции разви-
тия отечественной и зарубежной психологии и педа-
гогики высшей школы; биологические и психологичес-
кие основы развития и обучения; психологические
особенности юношеского возраста; психологические
основы проектирования и организации ситуаций сов-
местной продуктивной деятельности преподавателя и
студентов; развитие личности студентов в процессе
обучения и воспитания; движущие силы, условия и
механизмы развития личности; личность и коллектив;
функционирование малых социальных групп;
- психологические закономерности структурирования
предметно - содержательного знания и системной ор-
ганизации учебных задач; систематика учебных и
воспитательных задач (по дисциплине); методология
научного творчества; взаимосвязь репродуктивной и
творческой деятельности в научном познании; взаи-
мосвязь интуитивного, неосознанного и сознательно-
го в научном творчестве; социальные и индивидуаль-
но - психологические мотивы научного творчества;
проблемы нравственной оценки результатов научного
творчества; методы развития творческой личности в
процессе обучения и воспитания; психологические
проблемы формирования профессионализма (в научном
направлении); системный подход к исследованию пе-
дагогических явлений и процессов; структура и ме-
тоды психолого - педагогических исследований; пути
формирования педагогического мастерства
|
60
|
СП.02.
|
Технологии
профессионально - ориентированного
обучения:
- виды учебной деятельности преподавателя в вузе:
лекции, семинары, практикумы и практики, их общие
и частные цели; содержание, методы и средства обу-
чения каждого вида занятий и примеры их реализа-
ции; методические и технологические проблемы сов-
ременной дидактики высшей школы (на примере конк-
ретной дисциплины);
- основы научно - методической работы: методы и
примеры методической проработки профессионально -
ориентированного материала; трансформация, струк-
турирование и психологически грамотное преобразо-
вание научного знания в учебный материал и его мо-
делирование на конкретных примерах;
- основы учебно - методической работы: методы и
приемы составления задач, упражнений, тестов по
различным темам, систематика учебных и воспита-
тельных задач; отбор и структурирование информации
на материале конкретной дисциплины; использование
различных заданий как инструмента диагностики и
метода формирования нового знания по дисциплине;
методическая обработка различных примеров предмет-
ного материала;
- влияние содержания конкретных дисциплин на выбор
технологии обучения; способы создания требователь-
но - доброжелательной обстановки образовательного
процесса, обзор современных образовательных техно-
логий; совместная исследовательская деятельность
преподавателя и студентов (конкретная реализация);
методы организации самостоятельной работы студен-
тов; цели, методы и приемы оценки качества образо-
вания и качества образовательного процесса, методы
анализа учебно - социального состояния студенчес-
кой группы; способы математической обработки ре-
зультатов учебной работы и психолого - педагоги-
ческого анализа
|
60
|
СП.03.
|
Организационные
основы системы образования (конк-
ретные дисциплины устанавливаются образовательным
учреждением)
|
60
|
СП.04.
|
Иностранный
язык (в соответствии с программой кан-
дидатского минимума по соответствующей отрасли на-
ук)
|
140
|
СП.05.
|
Современные
главы дисциплин научной отрасли
|
140
|
СП.06.
|
Тренинг
профессионально - ориентированных ритори-
ки, дискуссий и общения: основные проблемы поста-
новки голоса, техника и артикуляция речи, развитие
способности воздействия на людей своей речью, ана-
лиз и управление специфическими языковыми барьера-
ми (на профессионально - ориентированном материа-
ле); основы создания понятного текста (восприятие
основных параметров текста, взаимодействие текста
и иллюстраций)
|
60
|
|
Итого
часов теоретической подготовки
|
840
|
ПП.00.
|
Педагогическая
практика:
лекции, семинары, практикумы и практики
|
100
|
И.00.
|
Итоговая
государственная аттестация
|
140
|
И.01.
|
Защита
выпускной квалификационной работы и,
по усмотрению вуза, квалификационный экзамен
|
140
|
|
Всего
часов
|
1080
|
5.
Требования к разработке
и условиям
реализации дополнительной профессиональной
образовательной
программы, предназначенной для получения
квалификации
"Преподаватель высшей школы"
5.1. Требования к
разработке дополнительной профессиональной образовательной программы подготовки
преподавателя высшей школы
5.1.1.
Образовательное учреждение разрабатывает содержание дополнительной
профессиональной образовательной программы подготовки преподавателя высшей
школы на основе настоящих Государственных требований.
По всем дисциплинам
и практикам, включенным в учебный план, должна выставляться итоговая оценка
(отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено,
незачтено).
5.1.2. При
реализации программы образовательное учреждение имеет право:
- осуществлять
преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных
видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров,
обеспечивающих реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данной
программой;
- перезачитывать
лицам, осваивающим настоящую программу, дисциплины, которые изучались ими в
период обучения по основным образовательным программам
высшего и послевузовского профессионального образования.
5.2. Требования к
условиям реализации дополнительной профессиональной образовательной программы,
предназначенной для получения квалификации "Преподаватель высшей
школы"
5.2.1. Требования к
кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация
программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень
не ниже кандидата наук. Профессиональная основная
деятельность преподавателей должна быть, как правило, связана с
непосредственной работой в области научных и научно - методических проблем
высшей школы, преподаватели специальных дисциплин должны, как правило, иметь
ученую степень и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
Рекомендуются
следующие соотношения преподавателей, имеющих ученую степень и звание:
- преподаватели,
обеспечивающие учебный процесс по блоку общепрофессиональных дисциплин, - не
менее 70% (из них 25% профессоров и докторов наук);
- преподаватели,
обеспечивающие учебный процесс по блоку специальных дисциплин и руководство
педагогической практикой слушателей, - не менее 50% (из них 25% профессоров и
докторов наук).
5.2.2. Требования к
учебно - методическому обеспечению учебного процесса.
Для обеспечения
высокого уровня подготовки будущих преподавателей высшей школы должен быть
обеспечен необходимый уровень лабораторно - практического и информационного
обеспечения учебного процесса. При реализации программы образовательным
учреждением должно быть предусмотрено:
- предоставление
каждому слушателю возможности регулярного пользования персональным компьютером,
имеющим выход в Интернет;
- наличие в библиотечном
фонде монографий и периодических изданий, необходимых для выполнения в полном
объеме настоящих Государственных требований;
- наличие сведений
о других информационных базах (отечественная и зарубежная научно -
педагогическая периодика, архивы данных и т.п.) и доступ к ним по различным
сетевым источникам информации.
Все дисциплины
учебного плана должны быть обеспечены учебно - методической документацией по
всем видам учебных занятий: лекциям, семинарам, практическим занятиям,
лабораторным работам, практике.
5.2.3. Требования к
материально - техническому обеспечению учебного процесса.
Образовательное
учреждение, реализующее программу, должно располагать материально - технической
базой, соответствующей действующим санитарно - техническим нормам и обеспечивающей
проведение всех видов подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом.
6.
Требования к итоговой государственной аттестации
Итоговая
государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы и,
по усмотрению вуза, государственный экзамен.
Итоговые
аттестационные испытания предназначены для определения практической и
теоретической подготовленности преподавателя высшей школы к выполнению
профессиональных задач, установленных настоящими Государственными требованиями.
6.1. Требования к
квалификационной работе
Требования к
содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются
образовательным учреждением на основании методических рекомендаций Научно -
методического совета по проблемам подготовки преподавателей высшей школы,
Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных
заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящих Государственных
требований.
Квалификационная
работа, являясь завершающим этапом образования, должна обеспечивать не только
закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность
методологических представлений и методических навыков работы преподавателя
высшей школы. Вид выпускной квалификационной работы, ее объем
и состав определяются образовательным учреждением.
Выпускная работа
должна представлять собой квалификационную работу исследовательского или научно
- методического характера, посвященную решению актуальной задачи, имеющей
теоретическое или практическое значение для высшего профессионального
образования. По структуре и содержанию работа должна свидетельствовать о личном
вкладе и способности автора проводить самостоятельные исследования или
разработки, используя теоретические знания и практические навыки, полученные за
период обучения.
Работа должна
содержать: обоснование выбора темы исследования, актуальность и научную новизну
решаемой задачи, аналитический обзор состояния проблемы, обоснование выбора
методов исследования, изложение и анализ полученных результатов, выводы, список
использованной литературы и оглавление. По своему содержанию и уровню выпускная
работа должна соответствовать требованиям, предъявляемым к научным публикациям
в реферируемых научных изданиях. Автор должен показать умение кратко и
аргументированно излагать материал в письменной форме. Оформление работы должно
соответствовать требованиям, устанавливаемым образовательным учреждением.
Рекомендуемый объем работы - не более 2 печатных листов, включая таблицы,
рисунки и графики. Работа подлежит публичной защите на заседании
Государственной аттестационной комиссии. В процессе публичной защиты слушатель
должен показать умение четко и уверенно излагать содержание выполненных
исследований, аргументированно отвечать на вопросы и вести научную дискуссию.
6.2. Требования к
государственному экзамену
Порядок проведения
и программа государственного экзамена для присвоения дополнительной
квалификации "Преподаватель высшей школы" определяются вузом на
основании методических рекомендаций Научно - методического совета по проблемам
подготовки преподавателей высшей школы, Положения об итоговой государственной
аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием
России, и настоящих Государственных требований.