МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 мая 2001 г. N 22-06-666
О ШКОЛЬНОЙ ФОРМЕ
С 1970 года в
Уставе средней общеобразовательной школы, одобренном Постановлением Совета
Министров СССР, в общеобразовательных учреждениях устанавливалась форма одежды,
утверждаемая Советом Министров союзной республики. С 1991 года, согласно
разделу 4 Временного положения о государственных общеобразовательных учебных
заведениях в РСФСР, решение об установлении
необходимости и вида ученической формы принимал Совет общеобразовательного
учреждения.
С принятием Закона
Российской Федерации "Об образовании" в 1992 году введение школьной
формы никакими нормативными документами не регламентировано и вопрос о
необходимости ее введения для обучающихся
рассматривается, как показала практика, самостоятельно общеобразовательным
учреждением - органами управления общеобразовательного учреждения (совет школы,
родительский комитет, собрание, общешкольное родительское собрание,
конференция, попечительский совет).
Но, к сожалению,
большинство коллективов и руководителей общеобразовательных учреждений ждут
принятия решения от органов управления образованием, что значительно упрощает
их задачу и избавляет от необходимости решать этот вопрос, но при этом не
учитывается принцип автономности образовательных учреждений.
Минобразование России в этом учебном году по данному вопросу провело социологическое
исследование совместно со средствами массовой информации анкетированием обучающихся, родительской и педагогической общественности, в
котором приняли участие:
1834000
обучающихся;
120000 работников
общеобразовательных учреждений;
950 родителей.
Результаты анализа
полученной информации, предоставленной органами управления образованием из 55
субъектов Российской Федерации, показали, что большинство опрошенных считает -
школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплинирует, дает возможность
осознать себя учеником и единым коллективом.
Однако за введение
школьной формы высказалось (от количества каждой категории участвующих в
анкетировании):
38% обучающихся;
100% руководителей
общеобразовательных учреждений;
91% учителей;
78% родителей.
При этом прежде всего все участники образовательного процесса за
льготное или бесплатное финансирование приобретения школьной формы.
Для большинства
обучающихся важными позициями являются право и свобода выбора, проявление
"своей индивидуальности", и наиболее приемлемым считается вариант
гибкого выбора одежды для школьной формы.
В отдельных
общеобразовательных учреждениях Волгоградской, Саратовской, Ярославской,
Пензенской, Московской, Омской, Ленинградской и многих других областей имеется
опыт введения школьной формы принятием решения органами управления школы.
Конечно, это прежде всего лицеи и гимназии, небольшие
муниципальные школы, начальные школы.
Во многих субъектах
Российской Федерации органы местного самоуправления предлагают возможные
варианты школьной формы и определяют предприятия для производства через
льготную систему налогообложения, органы управления продумывают механизм
финансовых затрат на школьную форму (Оренбургская, Амурская, Сахалинская и
другие области, республики Башкортостан, Татарстан, Чувашия, Ингушетия).
Учитывая
экономический, социальный, нравственно-воспитательный факторы, противоречивость
подходов к вопросу о введении школьной формы, мнение главного участника
образовательного процесса - обучающегося, Минобразование
России:
1. Выражает
признательность активным участникам проведенного социологического исследования.
2. Считает, что
вопрос введения школьной формы относится к компетенции общеобразовательного
учреждения и должен рассматриваться с согласия всех участников образовательного
процесса, оформляться решением органов управления учреждения, учитывать
материально-финансовое положение родителей обучающихся.
3. Рекомендует
органам управления образованием довести до сведения всех участников
образовательного процесса результаты проведенного социологического
исследования.
Первый заместитель
министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ