МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 июня 2001 г. N 480/30-16
В соответствии с
планом реализации Программы развития воспитания в системе образования России на
1999 - 2001 годы Минобразованием России подготовлены
Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в
общеобразовательных учреждениях.
Телефон для справок
(095) 923-8450, Управление воспитания и дополнительного образования детей и
молодежи.
Заместитель
Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
Приложение
к письму
Минобразования России
от 21 июня 2001 г.
N 480/30-16
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Цели воспитания и
обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области
образования определены Национальной доктриной образования в Российской
Федерации (утверждена Постановлением Правительства
Российской Федерации от 04.10.2000 N 751).
Программа развития
воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 гг. (Приказ Министерства
образования Российской Федерации от 18.10.99 N 574) выделяет воспитание как
важнейшую стратегическую задачу и определяет роль общеобразовательного
учреждения как центрального звена этой системы, фундаментальной социокультурной
базы воспитания и развития детей.
В числе
первоочередных задач выдвигается формирование воспитательной системы, которая
включала бы в себя целостный учебно - воспитательный процесс, интегрирующий
воспитание и обучение.
Воспитательная
система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их
деятельность и общение за пределами общеобразовательного учреждения, призвана обеспечивать возможно более полное всестороннее развитие
личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности,
гражданского становления.
В результате
реформирования образования за последние десятилетия значительно изменился
подход к образованию. В новой экономической и социокультурной ситуации органы
управления образованием, методические службы, педагогические коллективы
общеобразовательных учреждений направляют свои усилия на сохранение единства и
целостности образовательной системы, опираясь на традиции и проверенный
временем педагогический опыт организации учебно - воспитательной работы,
осуществляют качественное обновление содержания, форм и методов образования
детей.
Расширился состав
организаторов воспитательного процесса. В соответствии с
решением коллегии Минобразования России от 28.04.98 N 5/1 "Об опыте
организации внеурочной работы и дополнительного образования детей в
общеобразовательных учреждениях г. Ижевска Удмуртской Республики" органам
управления образованием было рекомендовано вводить в штатное расписание
общеобразовательных учреждений (в том числе детских домов и школ - интернатов
для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) должности
педагогов - психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного
образования, педагогов - организаторов, классных воспитателей.
Воспитательные
функции в общеобразовательном учреждении призваны выполнять все педагогические
работники.
В классном
коллективе учебно - воспитательный процесс в настоящее время организуют:
классный руководитель (дополнительно оплачиваемая работа) - учитель -
предметник (реже - другой педагогический работник), являющийся наставником
учащихся одного класса; классный воспитатель (освобожденный классный
руководитель).
Классный
воспитатель (освобожденный классный руководитель), как правило, необходим в
сложном коллективе, где имеются дезадаптированные
дети с низким уровнем воспитанности, знаний и умений, а также в ситуации перехода
из начальной в среднюю школу. Его
должностные обязанности определены тарифно - квалификационными характеристиками
(требованиями) по должностям работников учреждений образования, согласованными
с Постановлением Минтруда России от 17.08.95 N 46 с учетом изменений, внесенных
Постановлением Минтруда России от 22.11.95 N 65). Однако эффективному
внедрению должности классного воспитателя в общеобразовательных учреждениях
пока препятствует отсутствие финансирования и налаженной системы подготовки
кадров.
Примечание.
Методические рекомендации по организации деятельности классного воспитателя в
общеобразовательном учреждении разрабатываются отдельно. Вместе с тем классные
воспитатели могут руководствоваться отдельными положениями данных Методических
рекомендаций.
Таким образом, в
подавляющем большинстве случаев воспитательную работу с классным коллективом
общеобразовательного учреждения проводит классный руководитель.
Он -
педагог - профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в
освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений
через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива;
создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития
каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных
способностей, защиты интересов детства.
С момента
официального утверждения в России института классных наставников в 1871 г. в их
обязанности входила организаторская деятельность (поддержание порядка на
занятиях, проведение совещаний с учителями, ведение школьной документации), а
также наблюдение за развитием учащихся, их изучение, воспитание уважения к
законам и нравственным принципам.
В настоящее время
права и обязанности классного руководителя в соответствии с Законом РФ "Об
образовании" определяются уставом общеобразовательного учреждения. В
большинстве органов управления образованием субъектов Российской Федерации
действуют разработанные примерные положения о классном руководителе, которые
определяют основные направления его деятельности, закрепляют права и
обязанности.
Классный
руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом
руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения
педагогического совета.
Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет, как правило,
заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной
работе. Его участие в образовательном процессе, взаимоотношения с другими
организаторами учебно - воспитательной работы определены должностными
обязанностями.
Функции классного
руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка
в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия
разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению,
постижению смысла жизни. Классный руководитель, получая и обрабатывая
информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном
окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного
воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его
нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий;
координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного
коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося,
формирование классного коллектива, развитие творческих способностей
воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.
Анализ практической
деятельности классных руководителей показывает, что они рассматривают воспитание прежде всего как создание условий для развития
внутреннего потенциала ребенка. Все более приоритетной становится
индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического
развития каждого ребенка (41% опрошенных классных руководителей). Происходит
смещение акцентов и в работе с классом в целом. В первую очередь внимание
уделяется эмоциональной поддержке групп внутри класса (53%), созданию в нем
положительного психологического климата (82%), развитию детского самоуправления
(65%), созданию условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношениях
с окружающими (92%), включению учащихся в систему реальных социальных отношений
(79%).
Работа классного руководителя
- целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе
программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей
деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе
личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед
педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе,
межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во
внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия
их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Деятельность
классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует
мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и
индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных
интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает
благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой
культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного
вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе
классного самоуправления.
Одной из важнейших
задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса.
Педагог гуманизирует отношения между детьми в
коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных
ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в
классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность,
систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта,
благоприятные психолого - педагогические условия для развития личности ребенка,
способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа
направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности,
"лица" классного сообщества. В то же время классный руководитель
заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.
Для успешного
решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо
активное взаимодействие всех участников образовательного процесса,
дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином
образовательном пространстве и социокультурной среде. В этой связи
педагогическим советам общеобразовательных учреждений при определении функций
классного руководителя необходимо в первую очередь четко обозначить его права,
обязанности и ответственность, соотнося их с должностными обязанностями других
участников образовательного процесса.
В процессе своей
деятельности классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями
- предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и
подходов к детям в учебно - воспитательном процессе на основе целей
образовательного учреждения; представление интересов своих воспитанников в
педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; включение
обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам:
разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет,
совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и
других мероприятиях.
Совместно с
педагогом - психологом классный руководитель изучает индивидуальность
обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро-
и макросоциум. Классный руководитель координирует
связь педагога - психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую
поддержку. При поддержке педагога - психолога классный руководитель анализирует
развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и
возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей
профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и
групповой учебной и внеклассной деятельности как со
своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.
Большое значение в
деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами
дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все
многообразие системы дополнительного образования детей для расширения
познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их
самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения;
поддерживает допрофессиональную подготовку учащихся.
Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие
объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в
общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного
образования детей.
В организации внеучебной, внешкольной работы классного коллектива,
досуговых и каникулярных мероприятиях классный руководитель активно
взаимодействует с педагогом - организатором. Согласуя
совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению
мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся своего класса в
общешкольных мероприятиях во внеучебное и
каникулярное время. При поддержке педагога - организатора классный руководитель
привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность.
Классный
руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным
быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в
разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии
социального педагога классный руководитель организует социально значимую
деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных
инициатив, реализацию социальных проектов.
Широкое
распространение в общеобразовательных учреждениях получают разнообразные
детские общественные объединения, способствующие включению детей и подростков в
новые социальные отношения; их самореализации, проявлению и развитию
гражданской и нравственной позиции, социализации личности. В этом направлении
деятельности классному руководителю важно определиться в сотрудничестве со
старшим вожатым. В частности, совместными усилиями организуется информирование
обучающихся о действующих детских и молодежных общественных организациях и
объединениях.
Сотрудничая
с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся,
способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным
идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности
через освоение классической и современной литературы.
В своей работе
классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников,
используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного
учреждения.
Одним из важнейших
социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя
с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка,
формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка,
его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований,
организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося.
Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе
в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного
климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и
за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию
ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально - бытовых
условиях, психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и
воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. Классный
руководитель также организует работу по повышению педагогической и
психологической культуры родителей через проведение родительских собраний,
совместную деятельность.
Дифференцированный
подход к обязанностям классного руководителя определяется спецификой
общеобразовательного учреждения и его воспитательной системы, уровнем
воспитанности учащихся, их возрастными особенностями, сформированностью
классного коллектива, качеством предшествующей воспитательной деятельности.
Формы работы
классного руководителя определяются исходя из педагогической ситуации,
сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень
педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в
которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество
форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии,
конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно - эстетическая
деятельность, ролевой тренинг и т.д. При этом важнейшей задачей остается
актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей
эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта; формирование
навыков критического отношения к информации и в том числе аудиовизуальной.
Особое место в
деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации
процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого
могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические
проблемы.
Согласно статье 32,
пункту 11, и статье 54, пункту 4, Закона РФ "Об образовании"
образовательное учреждение в пределах имеющихся у него
средств на оплату труда работников данного образовательного учреждения
самостоятельно определяет размеры доплат, надбавок к должностным окладам,
премий и других мер материального стимулирования и закрепляет их в положении,
коллективном договоре (соглашении).
Классное
руководство включено в перечень дополнительно оплачиваемых работ (п. 7.2.1
Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работникам образовательных
учреждений (приложение к письму Минобразования России и Профсоюза работников
народного образования и науки Российской Федерации от 16.01.2001 N
20-58-196/20-5/7)).
В ряде регионов
складывается собственная практика организации деятельности классного
руководителя и оплаты его труда. Так, в Примерном положении о классном
руководителе ряда регионов приоритетными являются его координирующая, коммуникативная
и аналитическая функции. За их выполнение предусмотрены доплаты в размере от 25
до 50% от ставки заработной платы. Размер доплаты определяется сложностью
решаемых задач и уровнем квалификации педагога, владением им специальными
педагогическими, диагностическими методиками. Некоторые примерные положения о
классном руководителе предусматривают доплату в размере 15% к ставке заработной
платы за осуществление педагогическим работником классного руководства в 1 - 4
классах, и 20% - в 5 - 11 классах.
В отдельных случаях
в общеобразовательных учреждениях определен временной норматив работы классного
руководителя. Он равен 4 - 10 часам в неделю. Количество часов дополнительной
педагогической работы, установленное учителю за классное руководство, включается
при определении объема его педагогической работы (объема учебной нагрузки) при
тарификации и подлежит оплате по ставкам, установленным для учителей. Рабочее
время по выполнению этой дополнительной педагогической работы регулируется
уставом общеобразовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка,
расписаниями, планами мероприятий и другими локальными актами.
Кроме того,
существует практика установления доплат и премирования учителей за результаты
работы по классному руководству, участие в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях как самого учителя, так и его воспитанников.
В целях
реализации воспитательных задач администрация общеобразовательного учреждения
обязана создать классному руководителю необходимые условия для работы:
материально - техническое и методическое обеспечение организуемого им
воспитательного процесса, поддержку и помощь в систематическом научно -
теоретическом осмыслении классного руководства как проблемы, повышение
квалификации и профессионального мастерства в стенах общеобразовательного
учреждения и в системе институтов повышения квалификации.
Управление
воспитания
и дополнительного
образования
детей и молодежи
Минобразования
России