ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2001 г. N 483
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ
ЯЗЫК"
НА 2002 - 2005 ГОДЫ
В целях
осуществления целенаправленной политики поддержки русского языка Правительство
Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить
прилагаемую Федеральную целевую программу "Русский язык" на 2002 -
2005 годы (далее именуется - Программа).
2. Утвердить
государственным заказчиком Программы Федеральное агентство по образованию.
3. Министерству
экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству
образования и науки Российской Федерации и Министерству финансов Российской
Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002 - 2005 годы
предусматривать выделение средств на реализацию Программы с ежегодным
уточнением объемов ассигнований.
4. Рекомендовать
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и
утвердить мероприятия по формированию и внедрению социально значимых
направлений поддержки русского языка в регионах.
Председатель
Правительства
Российской
Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Утверждена
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от 27 июня 2001 г.
N 483
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2002 - 2005 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК"
НА 2002 - 2005 ГОДЫ
Наименование
- Федеральная целевая программа
"Русский язык"
Программы
на 2002 - 2005 годы
Основание для
- распоряжение Правительства Российской
разработки
Федерации от 5 января 2001 г. N 12-р
Программы
Государственный
- Федеральное агентство по образованию
заказчик
Основные
- Министерство образования Российской
разработчики
Федерации, Министерство по делам федерации,
Программы
национальной и миграционной политики
Российской Федерации,
Российская академия
наук, Российская академия образования,
Московский государственный университет
имени М.В. Ломоносова
Цель Программы
- сохранение духовного, художественного,
научного и культурного достояния России
Задачи Программы
- развитие и распространение русского языка
как государственного языка Российской
Федерации;
развитие русского языка как
национального
языка русского народа;
укрепление позиций русского языка как
средства межнационального общения народов
России, государств - участников СНГ и
стран Балтии;
расширение влияния русского языка в сфере
международного общения;
обновление содержания и методов обучения
русскому языку;
усиление роли русского языка в сфере
образования;
разработка комплекса мер по пропаганде
русского языка и русской культуры с
помощью средств массовой
информации
Сроки реализации
- 2002 - 2005 годы
Программы
Части и разделы
- часть I. Научно-исследовательские работы
Программы
Разделы:
1. Русский язык как государственный язык
Российской Федерации. Государственная
политика в области русского языка
2. Русский язык как национальный язык
русского народа, основа его художественной
литературы и духовной культуры
3. Русский язык как мировой язык
Часть II. Прочие нужды
Разделы:
1. Подготовка и повышение квалификации
преподавателей русского языка как
иностранного
2. Организация семинаров, конференций,
совещаний, олимпиад
3. Подготовка изданий и просветительская
деятельность в области русского языка и
литературы
4. Пропаганда русского языка в средствах
массовой информации
5. Меры, направленные на сохранение позиций
русского языка в России и за рубежом
6. Организационно-методическое сопровождение
Программы
Объемы и источники
- на 2002 - 2005 годы всего - 165180 тыс.
финансирования
рублей, из них: средства федерального
бюджета - 128140 тыс. рублей, средства
бюджетов субъектов Российской Федерации -
15440 тыс. рублей, внебюджетные средства -
21600 тыс. рублей
в том числе:
выделено в 2002 году 20380 тыс. рублей,
из них:
на научно-исследовательские работы -
7090 тыс. рублей, в том числе средства
федерального бюджета - 1400 тыс. рублей,
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации - 2940 тыс. рублей, внебюджетные
средства - 2750 тыс. рублей;
на прочие нужды - 13290 тыс.
рублей, в том
числе средства федерального бюджета -
10890 тыс. рублей, средства бюджетов
субъектов Российской Федерации - 1000 тыс.
рублей, внебюджетные средства 1400 тыс.
рублей;
предусмотрено на 2003 год 39818 тыс. рублей,
из них:
на научно-исследовательские работы -
7018 тыс. рублей, в том числе
средства
федерального бюджета - 1568 тыс. рублей,
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации - 2700 тыс. рублей, внебюджетные
средства - 2750 тыс. рублей;
на прочие нужды - 32800 тыс. рублей, в том
числе средства федерального бюджета -
30000 тыс. рублей, средства бюджетов
субъектов Российской Федерации - 1400 тыс.
рублей, внебюджетные средства - 1400 тыс.
рублей;
предусмотрено на 2004 - 2005 годы 104982
тыс. рублей, из них:
на научно-исследовательские работы - 13182
тыс. рублей, в том числе средства
федерального бюджета - 4282 тыс. рублей,
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации - 5400 тыс. рублей, внебюджетные
средства - 3500 тыс. рублей;
на прочие нужды - 91800 тыс. рублей, в том
числе средства федерального бюджета - 80000
тыс. рублей, средства бюджетов субъектов
Российской Федерации - 2000 тыс. рублей,
внебюджетные средства - 9800 тыс. рублей
Ожидаемые
- новый свод правил современного русского
результаты
языка;
реализации
разработка словарной и грамматической
Программы
кодификации русского языка;
аналитические доклады по вопросу
функционирования русского языка как
межнационального;
разработка новых технологий обучения
русскому языку, создание нового поколения
учебников;
разработка языковых квалификационных
требований по использованию русского языка
должностными лицами и государственными
служащими;
разработка стандартов в области контроля
качества владения нормами русского
литературного языка, подготовка
типовых
тестовых материалов;
разработка документов по международной
сертификации уровней владения русским
языком в соответствии с требованиями
Совета Европы и ЮНЕСКО;
выпуск нового поколения учебно-методической
литературы;
создание и освоение современных методов
преподавания русского языка в средней и
высшей школе в России и в странах ближнего
и дальнего зарубежья;
получение сведений о реальной языковой
ситуации в России;
составление научного прогноза развития
межъязыковых отношений в стране;
разработка теории языковой политики в
многонациональном государстве;
разработка законодательной базы,
регулирующей функционирование русского
языка как государственного;
издание новых образцов научной,
популярной и справочной литературы по
русскому языку;
подготовка справочников, словарей, текстов
с культурологическим комментарием,
направленных на сохранение русской
духовности в системе образования;
подготовка вузовских программ по
современному русскому языку, его истории,
диалектологии, стилистике, истории
русского литературного языка и культуре
речи;
разработка курсов дистанционного обучения
русскому языку как иностранному;
создание гибких моделей обучения русскому
языку как иностранному;
подготовка нового поколения
программ,
учебников и учебных пособий по русскому
языку как иностранному;
создание цикла передач на телевидении и
радио, пропагандирующих русский язык и
русскую культуру;
разработка региональных программ "Русский
язык", входящих в общую систему мероприятий
Система
- определяется Федеральным агентством
организации
по образованию
контроля за
исполнением
Программы
1.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения
программными методами
Русский язык
является государственным языком Российской Федерации, средством
межнационального общения народов России и государств - участников СНГ, одним из
шести официальных и рабочих языков Организации Объединенных Наций, принадлежит
к самым распространенным в мире языкам. Русский язык играет важную роль в
обеспечении консолидации, единства и культурного развития народов России, в
осуществлении сотрудничества с народами государств - участников СНГ и стран
Балтии, с мировым сообществом в целом.
Основой языковой
политики, включая политику в области образования, является стратегия сохранения
и упрочения сбалансированного национально-русского и русско-национального
двуязычия, при котором обеспечивается знание русского языка как
государственного всем населением Российской Федерации, поощряется изучение
национальных языков населением ее республик и создаются условия для
гармоничного взаимодействия русского языка с другими языками Российской
Федерации.
Русский язык,
выполняя интеграционную функцию, является важным средством укрепления
государственности, обеспечения культурного и хозяйственного развития страны.
В наши дни трудно
не заметить снижения культуры речи в языке художественной литературы и
журналистики, в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, в
бытовом общении. Русская речь страдает от внедрения в нее вульгарных, а иногда
и просто непристойных выражений, она засоряется жаргонными словами и оборотами.
Нормы литературного языка не соблюдаются, слова - паразиты, неоправданные
иноязычные заимствования все чаще встречаются в речи ведущих теле- и радиопередач.
Обучение русскому
языку и литературе в образовательных учреждениях всех типов и видов решающим
образом влияет на реальную грамотность населения и культуру речи общества в
целом. Однако выпускники школ и даже вузов не обладают самыми необходимыми
знаниями и навыками в орфографии, пунктуации, устной речи.
Преподаватели
русского языка и литературы в школах и вузах (особенно национальных) ощущают
нехватку учебно-методической литературы. Из-за недостатка средств не
обеспечивается необходимый объем научно-методической работы в области русского
языка и словесности. Не хватает словарей и справочников, крайне мало
публикуется памятников русской письменности и культуры, произведений русской
классической литературы. Между тем в условиях нынешней языковой ситуации исключительно
важно осуществить издание академических собраний сочинений классиков русской
литературы, что поможет сохранению и исследованию богатых выразительных
возможностей русского литературного языка.
Распространение
русского языка за рубежом является важным направлением международной политики
Российской Федерации. Но современное положение русского языка в мире, его
функционирование за пределами России вызывают самую серьезную озабоченность.
В странах
Центральной и Восточной Европы русский язык практически исключен из учебных
программ высших и средних учебных заведений. Резко сократилось число учителей и
преподавателей русского языка, прекратили свою деятельность многие
образовательные центры, основной задачей которых являлось оказание
научно-методической помощи зарубежным русистам. Сокращается число российских
преподавателей, направляемых для работы в учебные заведения стран Азии, Африки
и Латинской Америки. Отделения и кафедры русского языка в зарубежных странах
практически не получают методической и материально-технической помощи из
России. Число изучающих русский язык в этих странах существенно уменьшилось. В
ряде государств-участников СНГ и стран Балтии вытеснение русского языка из
государственных учебных программ исключает возможность его организованного
изучения. Свертывание обучения на русском языке усиливает социальную
напряженность. Нельзя забывать о необходимости государственной поддержки со
стороны России стремления многих миллионов русских, проживающих в
государствах-участниках СНГ и странах Балтии, сохранить русскую культуру.
Необходимо также
отметить резкое сокращение теле- и радиовещания на русском языке, ограничение
информационного, образовательного и культурного пространства в связи с
вытеснением русского языка из печатных и электронных средств массовой
информации.
В настоящее время в
большинстве стран ближнего зарубежья использование русского языка как средства
межнационального общения сохраняется в основном за счет созданной в предшествующие
годы базы, которая, не имея внутренней и внешней поддержки, постепенно
разрушается.
Качество
преподавания русского языка в зарубежных учебных заведениях не всегда отвечает
современным требованиям. Существующие формы повышения квалификации не обеспечивают
потребности в национальных кадрах преподавателей русского языка.
На территории
России традиционно сложившейся нормой является двуязычие и многоязычие, что
служило и служит источником взаимного обогащения языков и культур.
Государственная политика России в языковой сфере исходит из основополагающего
принципа равноправия всех языков независимо от их правового статуса, а также
численности и характера расселения носителей языка.
В связи с этим
чрезвычайно важно осознание того, что будучи национальным достоянием общества
язык должен охраняться и поддерживаться государством. Языковая политика как
часть государственной политики должна быть направлена на обеспечение
оптимального функционирования языков во всех сферах общества, их дальнейшего
развития и взаимодействия.
Федеральная целевая
программа "Русский язык" на 2002 - 2005 годы (далее именуется -
Программа) нацелена на обновление языковой политики, на составление
среднесрочных и краткосрочных программ разных уровней (федеральных,
республиканских, местных, межгосударственных).
2. Цель и
задачи реализации Программы
Целью Программы
является сохранение духовного, художественного, научного и культурного
достояния России.
Программа призвана
решать задачи федерального уровня и
государственного значения:
развитие и
распространение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
развитие русского
языка как национального языка русского народа;
укрепление позиций
русского языка как средства межнационального общения народов России, государств
- участников СНГ и стран Балтии;
расширение влияния
русского языка в сфере международного общения;
обновление
содержания и методов обучения русскому языку;
усиление роли
русского языка в сфере образования;
разработка
комплекса мер по пропаганде с помощью средств массовой информации русского
языка и русской культуры;
сохранение единого
культурного пространства.
Предусмотренная
Программой система мероприятий направлена на решение указанных задач.
Опыт реализации
программы по русскому языку в 1996 - 2001 годах показал, что абсолютное
большинство проектов и мероприятий, выполнение которых было начато, дало первые
положительные результаты. В 2002 - 2005 годах необходимо продолжить работу по
созданию предпосылок для бесконфликтного функционирования русского языка в
условиях двуязычия, по обеспечению преподавания русского языка в школах и вузах
на базе новых учебников и новейших образовательных технологий, по содействию
консолидации и культурному развитию народов России, а также по распространению
русского языка за рубежом.
3.
Программные мероприятия
Система программных
мероприятий состоит из двух частей: "Научно-исследовательские работы"
и "Прочие нужды".
Первая часть
"Научно-исследовательские работы" включает три раздела:
русский язык как
государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области
русского языка;
русский язык как
национальный язык русского народа, основа его художественной литературы и
духовной культуры;
русский язык как
мировой язык.
Каждый раздел
содержит тематические подразделы, предусматривающие реализацию
научно-исследовательских проектов.
Первая часть
предусматривает проведение фундаментальных исследований, связанных с
функционированием русского языка в различных сферах жизнедеятельности общества,
в целях создания теоретических и учебно-методических основ развития русского
языка как государственного, как языка межнационального общения, как
иностранного языка.
На основе
проведенных исследований предполагается разработать теоретические основы
языковой политики в России на современном этапе и создать новое поколение
учебной, методической и справочной литературы для разных категорий обучающихся.
Во второй части
"Прочие нужды" предусматриваются повышение квалификации преподавателей
русского языка как иностранного, проведение семинаров, конференций, олимпиад по
проблемам русского языка и литературы, подготовка опытных образцов программ и
учебно-методических пособий по русскому языку и литературе для разных категорий
обучающихся, пропаганда русского языка в средствах массовой информации.
В 2004 - 2005 годах
предусматривается осуществление общественно значимых мероприятий:
проведение
семинаров для преподавателей, работающих в высших учебных заведениях государств
- участников СНГ и стран Балтии, преподавателей русского языка, обучающих детей
соотечественников в Федеративной Республике Германия, российско-французского
семинара по вопросам языковой политики и языковой нормы, международных
конференций по проблемам русского языка и литературы, совещаний преподавателей,
работающих в российских центрах науки и культуры за рубежом;
проведение
международной и ежегодных всероссийских олимпиад школьников, международных
олимпиад школьников государств - участников СНГ и стран Балтии по русскому
языку, конкурсов российских школьников и студентов, изучающих французский язык,
и французских школьников и студентов, изучающих русский язык, на лучшее знание
языка и страны изучаемого языка, а также мероприятий, приуроченных к Пушкинским
дням, международных фестивалей, конкурсов по русскому языку и литературе,
конкурсов "За образцовое владение русским языком в профессиональной
деятельности";
организация
повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного (граждан
Российской Федерации), преподавателей русского языка, работающих за рубежом, с
учетом условий организации образовательного процесса в разных странах, в том
числе на основе дистанционных образовательных технологий;
издание
учебно-методической литературы по русскому языку для обучающихся за рубежом;
создание банков
данных о русском языке, русской литературе и культуре;
подготовка теле- и
радиопередач по проблемам русского языка и литературы;
оказание поддержки
деятельности Международной ассоциации преподавателей русского языка и
литературы и Общества преподавателей русского языка и литературы по проведению
общественно значимых мероприятий общероссийского и международного уровней.
4.
Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование
Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.
Общий объем
ассигнований на финансирование Программы в 2002 - 2005 годах составляет 165180
тыс. рублей, в том числе 128140 тыс. рублей - за счет средств федерального
бюджета, 15440 тыс. рублей - за счет средств бюджетов субъектов Российской
Федерации и 21600 тыс. рублей - за счет внебюджетных средств.
Объемы
финансирования уточняются ежегодно при формировании федерального бюджета.
5. Механизм
реализации Программы
Реализация
Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов
субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.
Реализация
Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется на основе
государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке
Федеральным агентством по образованию - государственным заказчиком с
исполнителями программных мероприятий.
Отбор проектов в
рамках программных мероприятий осуществляется по конкурсу.
Исполнители
программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом
"О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных нужд".
Финансирование
Программы за счет средств федерального бюджета в соответствии с утвержденными
ассигнованиями на очередной финансовый год осуществляется в установленном
порядке через государственного заказчика.
Реализация
Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации
осуществляется на основе соглашений, заключаемых ежегодно Федеральным
агентством по образованию с каждым участвующим в реализации Программы субъектом
Российской Федерации в соответствии с общим соглашением о сотрудничестве,
заключенным ранее в установленном порядке.
Реализация
Программы за счет внебюджетных средств осуществляется путем использования
собственных средств вузов, участвующих в мероприятиях Программы.
Механизм реализации
Программы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов: плана
проведения конкурсов на исполнение программных мероприятий, государственных
контрактов (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий по
итогам конкурсов.
Федеральное
агентство по образованию отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает
согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий,
целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета,
разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на
ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной
финансовый год, а также подготавливает доклад о ходе реализации Программы за
отчетный год.
Абзац исключен. -
Постановление Правительства РФ от 25.11.2003 N 712.
Государственный
заказчик информирует Министерство финансов Российской Федерации и Министерство
экономического развития и торговли Российской Федерации обо всех заключенных с
исполнителями Программы государственных контрактах (договорах), об их
финансировании из федерального бюджета, внебюджетных источников, бюджетов
субъектов Российской Федерации.
Корректировка
Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление
срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению
государственного заказчика Программы.
6. Управление
реализацией Программы и контроль
за ходом ее
выполнения
Текущее управление
и контроль за исполнением и реализацией Программы осуществляется
государственным заказчиком - Федеральным агентством по образованию.
Руководителем
Программы является Министр образования Российской Федерации, который несет
персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и
эффективное использование выделенных на выполнение Программы финансовых
средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы,
возглавляет научно-координационный совет Программы (далее - совет).
Совет является
коллегиальным совещательным органом, в состав которого включаются представители
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций
и образовательных учреждений, авторитетные ученые. Совет участвует в выборе
научных и научно-методических направлений исследований, формировании
мероприятий Программы, проведении оценки полноты и комплексности исследований и
мероприятий и подготовке рекомендаций о дальнейшем использовании результатов
этих работ.
Ход выполнения
Программы в целом и составляющих ее мероприятий периодически рассматривается на
заседаниях коллегии Федерального агентства по образованию, в подготовке которых
принимают участие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и
представители субъектов Российской Федерации.
Государственный
заказчик Программы совместно с Федеральной службой государственной статистики
организует ведение статистической отчетности по реализации Программы, а также
направляет доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования
финансовых средств в Министерство экономического развития и торговли Российской
Федерации и Министерство промышленности, науки и технологий Российской
Федерации.
С учетом выделяемых
на реализацию Программы финансовых средств Федеральное агентство по образованию
уточняет целевые показатели, в том числе включает (исключает) программные
мероприятия, а также затраты по выполнению мероприятий и механизм реализации
Программы.
7. Оценка
эффективности реализации Программы
В результате
реализации Программы будет:
улучшаться ситуация
в области распространения русского языка, являющегося государственным языком
Российской Федерации, на основе научных данных о функционировании русского
языка как межнационального, данных об уровне и качестве владения русским языком
в многонациональной среде и данных о взаимоотношении русского языка и
национальных языков России;
обеспечено
совершенствование законодательства по вопросам русского языка как
государственного и соответствующих законов субъектов Российской Федерации;
внедрена методика
тестового контроля за уровнем владения русским языком государственными
служащими;
повышена речевая
культура в средствах массовой информации, публичных выступлениях на основе
разработанного нового свода правил русской орфографии, орфоэпии и пунктуации;
создано новое
поколение учебно-методической литературы по русскому языку и программ для
подготовки и переподготовки преподавателей русского языка;
усовершенствован
образовательный процесс в школах и вузах на основе использования нового
поколения учебно-методической литературы по русскому языку, новых технологий,
включая дистанционные;
создана система
подготовки и переподготовки преподавателей русского языка;
возрастать интерес
к русскому языку у учащихся и студентов за счет проведения российских и
международных ежегодных олимпиад, ежегодного общероссийского Праздника русского
языка, литературы и культуры, приуроченного к Пушкинским дням;
разработана научно
- теоретическая база энциклопедии русской словесности;
укреплена позиция
русского языка как средства международного общения народов России, государств -
участников СНГ и стран Балтии за счет регулярного проведения конференций по
проблемам русского языка, разработки программ для преподавателей русского языка
и литературы в школах, преподавание в которых ведется на русском языке, выпуска
соответствующих учебников по обучению русскому языку как иностранному и
выработки требований по аттестации преподавателей русского языка как
иностранного;
активизирована
деятельность средств массовой информации по освещению проблем русского языка и
русской культуры.
МЕРОПРИЯТИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК"
НА 2002 - 2005 ГОДЫ
(тыс. рублей)
┌─────────────────────┬─────────┬──────────────────────────────────┬─────────────────────┐
│ │Источник
│ Объем финансирования │ Ожидаемые результаты│
│ │финанси-
├──────┬───────────────────────────┤ │
│ │рования │2002 -│ в том числе │ │
│ │ │ 2005
├─────┬─────┬───────┬───────┤ │
│ │ │годы -│2002 │2003
│ 2004 │ 2005 │ │
│ │ │всего │ год │ год
│ год │
год │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│
Часть I. Научно-исследовательские работы │
│
│
│ 1. Русский язык как государственный
язык
│
│ Российской Федерации.
│
│ Государственная политика в
области │
│ русского языка
│
│
│
│ Развитие русского языка как
государственного │
│ языка Российской
Федерации
│
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│1.
Разработка норм
│федераль-│
100│ 100│ -
│ - │
- │подготовка новых
пра-│
│грамматической
коди- │ный │ │ │
│ │ │вил русской орфогра- │
│фикации
русского язы-│бюджет │ │ │
│ │ │фии, орфоэпии, пунк- │
│ка.
Совершенствование│ │ │ │
│ │ │туации и рекомендаций│
│правил
русской орфо- │
│ │ │
│ │ │по грамматической ко-│
│графии,
орфоэпии и │ │ │ │
│ │ │дификации русского │
│пунктуации │ │ │ │
│ │ │языка │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│2.
Анализ российского│федераль-│
230│ - │
60│ 75 │
95 │подготовка аналити- │
│и
зарубежного законо-│ный
│ │ │
│ │ │ческих докладов по │
│дательства
по вопро- │бюджет │ │ │
│ │ │вопросам языковой по-│
│сам
языковой полити- │
│ │ │
│ │ │литики, комментариев │
│ки.
Исследование нор-│
│ │ │
│ │ │к законодательным ак-│
│мативных
правовых ак-│ │ │ │
│ │ │там стран Балтии по │
│тов
по вопросам рус- │
│ │ │
│ │ │вопросам русского │
│ского
языка │ │ │ │
│ │ │языка (по странам) │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│3.
Исследование сос- │федераль-│
911│ 265│ 121│
230 │ 295
│составление обзоров
│
│тояния
и функциониро-│ный
│ │ │
│ │ │по вопросам функцио- │
│вания
русского языка │бюджет
│ │ │
│ │ │нирования русского │
│в
субъектах Российс- │
│ │ │
│ │ │языка как межнацио- │
│кой
Федерации. Разра-│
│ │ │
│ │ │нального; подготовка │
│ботка
языковой поли- │
│ │ │
│ │ │информации об уровне │
│тики
в многонацио- │ │ │ │
│ │ │и качестве владения │
│нальном
государстве. │ │ │ │
│ │ │русским языком в мно-│
│Проведение
этносоцио-│ │ │ │
│ │ │гонациональной среде;│
│логических
исследова-│ │ │ │
│ │ │проведение этносоцио-│
│ний
в области функци-│
│ │ │
│ │ │логических исследова-│
│онирования
русского │ │ │ │
│ │ │ний в области взаимо-│
│языка
в условиях мно-│
│ │ │
│ │ │отношений русского │
│гоязычия │ │ │ │
│ │ │языка и национальных │
│ │ │ │
│ │ │ │языков в Российской │
│ │ │ │ │
│ │ │Федерации │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│4.
Разработка регио- │средства │
2000│ 500│ 500│
500 │ 500
│создание региональных│
│нальных
программ по │бюджетов │ │ │
│ │ │программ по русскому │
│русскому
языку │субъектов│ │ │
│ │ │языку │
│ │Россий- │
│ │ │ │ │ │
│ │ской Фе-
│ │ │
│ │ │ │
│ │дерации │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│Итого │ │ 3241│
865│ 681│ 805
│ 890 │ │
│в
том числе: │ │ │ │
│ │ │ │
│средства
федерального│ │ 1241│
365│ 181│ 305
│ 390 │ │
│бюджета │ │ │ │
│ │ │ │
│средства
бюджетов │ │ 2000│
500│ 500│ 500
│ 500 │ │
│субъектов
Российской │ │ │ │
│ │ │ │
│Федерации │ │ │ │
│ │ │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ Оценка качества и уровня владения
русским языком
│
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│5.
Разработка языко- │федераль-│
619│ 140│ 139│
150 │ 190
│подготовка требований│
│вых
квалификационных │ный
│ │ │
│ │ │к владению русским │
│требований
по исполь-│бюджет │ │ │
│ │ │языком государствен- │
│зованию
русского язы-│ │ │ │
│ │ │ными служащими и │
│ка
государственными │ │ │ │
│ │ │практикума по культу-│
│служащими │ │ │ │
│ │ │ре речи для государ- │
│ │ │ │ │
│ │ │ственных служащих │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│6.
Разработка стан-
│федераль-│
212│ 110│ 102│
- │ -
│подготовка учебных │
│дартов
в области │ный │ │ │
│ │ │тестовых материалов │
│контроля
качества │бюджет │
│ │ │ │ │по культуре русской │
│владения
русским ли- │ │ │ │
│ │ │речи │
│тературным
языком. │ │ │ │
│ │ │ │
│Подготовка
типовых │ │ │ │
│ │ │ │
│тестовых
материалов │ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│7.
Разработка доку-
│федераль-│
459│ - │ 139│
135 │ 185
│подготовка концепции │
│ментов
по международ-│ный
│ │ │
│ │ │создания уровней тес-│
│ной
сертификации │бюджет │
│ │ │ │ │тирования русского │
│уровней
владения │ │ │ │
│ │ │языка как иностранно-│
│русским
языком в со- │ │ │ │
│ │ │го, лингводидактичес-│
│ответствии
с требова-│ │ │ │
│ │ │кого описания, систе-│
│ниями
Совета Европы и│
│ │ │
│ │ │мы требований и мини-│
│ЮНЕСКО │ │ │ │
│ │ │мумов указанных уров-│
│ │ │ │ │
│ │ │ней │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│Итого │ │1290 │
250│ 380│ 285
│ 375 │ │
│в
том числе средства │
│1290 │ 250│
380│ 285 │
375 │ │
│федерального
бюджета │ │ │ │
│ │ │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ 2.
Русский язык как национальный язык русского народа, │
│ основа его художественной
литературы
│
│ и духовной культуры
│
│
│
│ Исследования в области русского языка и
культуры речи
│
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│8.
Исследования по
│федераль-│
392│ 50│ 92│
110 │ 140
│подготовка научных │
│истории
русского язы-│ный │ │ │
│ │ │публикаций, посвящен-│
│ка,
способствующие │бюджет │
│ │ │ │ │ных различным хроно- │
│развитию
русского на-│ │ │ │
│ │ │логическим периодам │
│ционального
самосоз- │ │ │ │
│ │ │развития русского │
│нания │ │ │ │
│ │ │языка │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│Итого │ │ 392│
50│ 92│ 110
│ 140 │ │
│в
том числе средства │
│ 392│ 50│
92│ 110 │
140 │ │
│федерального
бюджета │ │ │ │
│ │ │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ Исследования в области художественной
литературы │
│ и духовной культуры русского
народа
│
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│9.
Литературовед- │внебюд- │
6000│ 2000│ 2000│ 2000
│ - │подготовка научных │
│ческие
исследования │жетные │
│ │ │ │ │обзоров, статей, мо- │
│в
области класси- │средства
│ │ │
│ │ │нографий по класси- │
│ческой
русской ли- │ │ │
│ │ │ │ческой русской лите- │
│тературы.
Обобщение │ │ │ │
│ │ │ратуре и русской │
│опыта
русской школы │ │ │ │
│ │ │школе художественно- │
│художественного
пе- │ │ │ │
│ │ │го перевода │
│ревода
и дальнейшее │ │ │ │
│ │ │ │
│ее
развитие │ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│10.
Разработка ин-
│федераль-│
778│ 150│ 139│
99 │ 390
│создание банка дан-
│
│формационного
и │ный │ │ │
│ │ │ных о русской лите- │
│программного
обес- │бюджет │
│ │ │ │ │ратуре и культуре │
│печения
для форми- │ │ │ │
│ │ │ │
│рования
базы данных │ │ │ │
│ │ │ │
│по
русской литера- │ │ │ │
│ │ │ │
│туре
и культуре │ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│11.
Разработка
│федераль-│
350│ - │
92│ 70,8│ 187,2│создание историко- │
│культурологических │ный │ │ │
│ │ │культурологических │
│комментариев
к про- │бюджет │
│ │ │ │ │комментариев к произ-│
│изведениям
русской │ │ │ │
│ │ │ведениям русской │
│классической
лите- │ │ │ │
│ │ │классической литера- │
│ратуры │ │ │ │
│ │ │туры для общеобразо- │
│ │ │ │ │
│ │ │вательных учреждений │
│ │ │ │ │
│ │ │Российской Федерации │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│12.
Разработка новых │федераль-│
150│ 150│ -
│ - │
- │формирование новых │
│программ
по современ-│ный │ │ │
│ │ │программ по современ-│
│ному
русскому языку, │бюджет
│ │ │
│ │ │ному русскому языку с│
│его
истории и диалек-│
│ │ │
│ │ │учетом последних дос-│
│тологии,
стилистике, │ │ │ │
│ │ │тижений науки (для │
│истории
русского ли- │ │ │ │
│ │ │языковых факультетов │
│тературного
языка, │ │ │ │
│ │ │высших учебных заве- │
│культуре
речи для │ │ │ │
│ │ │дений) │
│высших
учебных заве- │
│ │ │
│ │ │ │
│дений │ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│Итого │ │ 7278│ 2300│ 2231│
2169,8│ 577,2│ │
│в
том числе: │ │ │ │
│ │ │ │
│средства
федерального│ │ 1278│
300│ 231│ 169,8│
577,2│
│
│бюджета │ │ │ │
│ │ │ │
│внебюджетные
средства│ │ 6000│ 2000│ 2000│ 2000 │
- │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ Русский язык в системе среднего и высшего
образования
│
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│13.
Экспертиза совре-│средства │
840│ 240│ 200│
200 │ 200
│унификация концепций │
│менных
концепций язы-│бюджетов │
│ │ │ │ │языкового образования│
│кового
образования в │субъектов│
│ │ │ │ │в русских и нацио- │
│вузах
и общеобразова-│Россий-
│ │ │
│ │ │нальных общеобразова-│
│тельных
учреждениях в│ской Фе- │
│ │ │ │ │тельных учреждениях │
│соответствии
с требо-│дерации │ │ │
│ │ │Российской Федерации │
│ваниями
государствен-│ │ │ │
│ │ │ │
│ных
образовательных │ │ │ │
│ │ │ │
│стандартов │ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│14.
Экспертиза дейс- │средства │
4000│ 1000│ 1000│ 1000
│ 1000 │подготовка экспери- │
│твующих
и разработка │бюджетов │
│ │ │ │ │ментальных концепций │
│экспериментальных │субъектов│ │ │
│ │ │учебной литературы │
│концепций
учебной ли-│Россий- │ │ │
│ │ │нового поколения для │
│тературы
нового поко-│ской Фе- │
│ │ │ │ │общеобразовательных │
│ления
для общеобразо-│дерации
│ │ │
│ │ │учреждений Российской│
│вательных
учреждений │ │ │ │
│ │ │Федерации (русский │
│Российской
Федерации │ │ │ │
│ │ │язык и литература) │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│15.
Разработка прог- │внебюд-
│ 800│ 150│
150│ 150 │
350 │формирование учебно-
│
│рамм
преподавания │жетные │
│ │ │ │ │методических программ│
│русского
языка и ли- │средства │
│ │ │ │ │преподавания русского│
│тературы
в школах │ │ │ │
│ │ │языка и литературы в │
│русской
диаспоры │ │ │ │
│ │ │школах русской диас- │
│ │ │ │ │
│ │ │поры │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│16.
Разработка кон- │средства
│ 4000│ 1000│
1000│ 1000 │ 1000 │создание эксперимен- │
│цепций
языкового об- │бюджетов │
│ │ │ │ │тальных программ │
│разования
и подготов-│субъектов│
│ │ │ │ │русского языка для │
│ка
экспериментальных │Россий-
│ │ │
│ │ │национальных общеоб- │
│образовательных
прог-│ской │ │ │
│ │ │разовательных учреж- │
│рамм
русского языка
│Федерации│
│ │ │ │ │дений России │
│для
национальных об- │
│ │ │
│ │ │ │
│щеобразовательных
уч-│ │ │
│ │ │ │ │
│реждений
России │ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│17.
Подготовка обра- │средства │
200│ 200│ -
│ - │
- │формирование новых │
│зовательных
программ │бюджетов │
│ │ │ │ │образовательных прог-│
│по
русскому языку и
│субъектов│
│ │ │ │ │рамм в области рус- │
│литературе
в соот- │Россий- │
│ │ │ │ │ской словесности │
│ветствии
с планируе- │ской Фе- │
│ │ │ │ │ │
│мым
переходом школь- │дерации
│ │ │
│ │ │ │
│ной
образовательной │ │ │ │
│ │ │ │
│системы
на 12-летнее │ │ │ │
│ │ │ │
│обучение │ │ │ │
│ │
│
│
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│18.
Разработка курсов│внебюд-
│ 2200│ 600│
600│ 600 │
400 │создание курсов дис-
│
│дистанционного
обуче-│жетные │ │ │
│ │ │танционного обучения │
│ния
русскому языку, │средства
│ │ │
│ │ │русскому языку, лите-│
│литературе
и культуре│ │ │ │
│ │ │ратуре и культуре │
│России │ │ │ │
│ │ │России │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│Итого │ │ 12040│ 3190│
2950│ 2950 │ 2950 │ │
│в
том числе: │ │ │ │
│ │ │ │
│средства
бюджетов │ │ 9040│ 2440│ 2200│ 2200 │ 2200
│
│
│субъектов
Российской │ │ │ │
│ │ │ │
│Федерации │ │ │ │
│ │ │ │
│внебюджетные
средства│ │ 3000│
750│ 750│ 750
│ 750 │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ Русский язык в средствах массовой
информации
│
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│19.
Научно-методичес-│федераль-│
310│ 50│ 100│
75 │ 85
│разработка научно-ме-│
│кие
рекомендации по │ный │ │ │
│ │ │тодических рекоменда-│
│русскому
языку и │бюджет │
│ │ │ │ │ций по совершенство- │
│культуре
речи для ра-│ │
│ │ │ │ │ванию функционирова- │
│ботников
средств мас-│ │ │ │
│ │ │ния русского языка в │
│совой
информации │ │ │ │
│ │ │средствах массовой │
│ │ │ │ │
│ │ │информации, практику-│
│ │ │ │ │
│ │ │ма по культуре речи │
│ │ │ │ │
│ │ │для работников │
│ │ │ │ │
│ │ │средств массовой ин- │
│ │ │ │ │
│ │ │формации │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│20.
Анализ влияния
│федераль-│
280│ 50│ 70│
75 │ 85
│подготовка научных
│
│средств
массовой ин- │ный │ │ │
│ │ │публикаций по изуче- │
│формации
на процесс │бюджет │
│ │ │ │ │нию тенденций влияния│
│обучения
русскому │ │ │ │
│ │ │языка средств массо- │
│языку │ │ │ │
│ │ │вой информации на │
│ │ │ │
│ │ │ │процесс обучения │
│ │ │ │ │
│ │ │русскому языку │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│21.
Использование
│федераль-│
230│ - │
50│ 75 │
105 │подготовка
аналити- │
│средств
массовой ин- │ный │ │ │
│ │ │ческих обзоров состо-│
│формации
для пропа- │бюджет │
│ │ │ │ │яния русскоязычных │
│ганды
русского языка │
│ │ │
│ │ │средств массовой ин- │
│и
русской культуры за│
│ │ │
│ │ │формации в странах │
│рубежом
в условиях │ │ │ │
│ │ │Балтии (по странам) │
│новой
геополитической│
│ │ │
│ │ │ │
│ситуации │ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │
│
│
│Итого │ │ 820│
100│ 220│ 225
│ 275 │ │
│в
том числе средства │
│ 820│ 100│
220│ 225 │
275 │ │
│федерального
бюджета │ │ │ │
│ │ │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ 3. Русский язык как мировой
язык
│
│ │
│ Исследования в области обучения
русскому
│
│ языку как
иностранному │
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│22.
Исследования в
│федераль-│
450│ 125│ 125│
90 │ 110
│подготовка аналити-
│
│области
функциониро- │ный │ │ │
│ │ │ческих обзоров и мо- │
│вания
русского языка │бюджет
│ │ │
│ │ │нографий по функцио- │
│и
национально-языко- │
│ │ │
│ │ │нированию русского │
│вых
процессов в госу-│
│ │ │
│ │ │языка в государст- │
│дарствах
- участниках│ │ │ │
│ │ │вах - участниках СНГ │
│СНГ
и странах Балтии.│
│ │ │
│ │ │и странах Балтии │
│Русский
язык в кон- │ │ │
│ │ │ │ │
│тексте
интеграционных│
│ │ │
│ │ │ │
│процессов
в государ- │ │ │ │
│ │ │ │
│ствах
- участниках │ │ │ │
│ │ │ │
│СНГ
и странах Балтии │
│ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│23.
Разработка новых │федераль-│
500│ 50│ 60│
165 │ 225
│создание дистанцион- │
│методов
обучения рус-│ный │ │ │
│ │ │ных курсов по обуче- │
│скому
языку как ино- │бюджет
│ │ │
│ │ │нию русскому языку │
│странному,
в том чис-│ │ │ │
│ │ │как иностранному │
│ле
с учетом целей и │ │ │ │
│ │ │ │
│задач
дистанционного │
│ │ │
│ │
│
│
│обучения │ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│Итого │ │ 950│ 175│
185│ 255 │
335 │ │
│в
том числе средства │
│ 950│ 175│
185│ 255 │
335 │ │
│федерального
бюджета │ │ │ │
│ │ │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ Русский язык как средство
ознакомления
│
│ с культурой России
│
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│24.
Изучение социо-
│федераль-│
110│ - │
- │ 50
│ 60 │подготовка научных │
│лингвистического
и │ный │ │ │
│ │ │публикаций по социо- │
│культурологического │бюджет │
│ │ │ │ │лингвистическим и │
│аспектов
функциониро-│ │ │ │
│ │ │культурологическим │
│вания
русского языка │
│ │ │
│ │ │аспектам функциониро-│
│как
языка международ-│
│ │ │
│ │ │вания русского языка │
│ного
общения │ │ │ │
│ │ │как языка международ-│
│ │ │ │ │ │ │ │ного общения (в от- │
│ │ │ │ │
│ │ │дельных государст- │
│ │ │ │ │
│ │ │вах - участниках СНГ)│
│ │ │
│ │ │ │ │ │
│25.
Разработка гибких│федераль-│
100│ 50│ 50│
- │ -
│создание гибких моде-│
│моделей
языкового об-│ный │ │ │
│ │ │лей обучения русскому│
│разования
в соответ- │бюджет │ │ │
│ │ │языку │
│ствии
с требованиями │
│ │ │
│ │ │ │
│мировых
образователь-│ │ │ │
│ │ │ │
│ных
систем │ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│26.
Лингвокультуроло-│федераль-│
240│ 50│ 50│
70 │ 70
│формирование лингво- │
│гическое
описание │ный │ │ │
│ │ │культурологического │
│русского
языка │бюджет │
│ │ │ │ │тезауруса русского │
│ │ │ │ │
│ │ │языка │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│Итого │ │ 450│
100│ 100│ 120
│ 130 │ │
│в
том числе средства │
│ 450│ 100│
100│ 120 │
130 │ │
│федерального
бюджета │ │ │ │
│ │ │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ Русский язык в системе образования
иностранных граждан
│
│ и соотечественников, живущих за
рубежом
│
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│27.
Подготовка учеб- │федераль-│
829│ 60│ 179│
255 │ 335
│создание учебно-мето-│
│но-методических
мате-│ный │ │ │
│ │ │дических материалов │
│риалов
по русскому │бюджет │
│ │ │ │ │по русскому языку для│
│языку
для обучающихся│
│ │ │
│ │ │детей соотечественни-│
│за
рубежом │ │ │ │
│ │ │ков, проживающих за │
│ │ │ │ │
│ │ │рубежом, учебников по│
│ │ │ │ │
│ │ │русскому языку для │
│ │ │ │ │
│ │ │школ Эстонской Рес- │
│ │ │ │
│ │ │ │публики (с эстонским │
│ │ │ │ │
│ │ │языком обучения) │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│Итого │ │
829│ 60│ 179│
255 │ 335
│
│
│в
том числе средства │
│ 829│ 60│
179│ 255 │
335 │ │
│федерального
бюджета │ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│Всего
по части I "На-│
│ 27290│ 7090│ 7018│ 7174,8│
6007,2│ │
│учно-исследователь- │ │ │ │
│ │ │ │
│ские
работы" │ │ │ │
│ │ │ │
│в
том числе: │ │ │ │
│ │ │ │
│средства
федерального│ │ 7250│ 1400│ 1568│
1724,8│ 2557,2│
│
│бюджета │ │ │ │
│ │ │ │
│средства
бюджетов │ │ 11040│ 2940│
2700│ 2700 │ 2700 │ │
│субъектов
Российской │ │ │ │
│ │ │ │
│Федерации │ │ │ │
│ │ │ │
│внебюджетные
средства│ │ 9000│ 2750│ 2750│ 2750 │
750 │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ Часть II. Прочие
нужды
│
│
│
│
1. Повышение квалификации преподавателей русского │
│ языка как
иностранного
│
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│28.
Разработка эффек-│федераль-│
1050│ 400│ 650│
- │ -
│создание и внедрение │
│тивных
стратегий и │ный │ │ │
│ │ │инновационных форм │
│технологий
для форми-│бюджет │ │ │ │ │ │повышения квалифика- │
│рования
профессио- │ │ │ │
│ │ │ции преподавателей │
│нально-педагогической│ │ │ │
│ │ │русского языка как │
│культуры
преподавате-│ │
│ │ │ │ │иностранного │
│лей
русского языка │ │ │ │
│ │ │ │
│как
иностранного │ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│29.
Разработка инно- │федераль-│
1024│ 400│ 624│
- │ -
│создание комплекса
│
│вационных
технологий │ный │ │ │
│ │ │программ по русскому │
│в
обучении русскому │бюджет │
│ │ │ │ │языку как иностранно-│
│языку
как иностранно-│
│ │ │
│ │ │му для различных ка- │
│му │ │ │ │
│ │ │тегорий обучающихся │
│ │ │ │ │
│ │ │на основе инновацион-│
│ │ │ │ │
│ │ │ных технологий обуче-│
│ │ │ │ │
│ │ │ния │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│30.
Разработка гибких│федераль-│
1500│ 500│
1000│ - │
- │создание
комплектов │
│моделей
обучения рус-│ный │ │
│ │ │ │учебно-методических и│
│скому
языку как ино- │бюджет
│ │ │
│ │ │дидактических матери-│
│странному
в разных │ │ │ │
│ │ │алов с учетом конк- │
│странах
с учетом кон-│ │ │ │
│ │ │ретных условий орга- │
│кретных
условий орга-│ │ │ │
│ │ │низации процесса обу-│
│низации
учебного про-│ │ │ │
│ │ │чения русскому языку │
│цесса │ │ │ │
│ │ │как иностранному │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│31.
Повышение квали- │федераль-│
7850│ 600│ 250│ 3500 │ 3500
│организация курсов
│
│фикации
преподавате- │ный │ │ │
│ │ │повышения квалифика- │
│лей
русского языка │бюджет │
│ │ │ │ │ции для преподавате- │
│как
иностранного │ │ │ │
│ │ │лей русского языка │
│(граждан
Российской │ │ │ │
│ │ │как иностранного │
│Федерации) │ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│32.
Повышение квали- │федераль-│
7500│ 200│ 300│ 3500 │ 3500
│организация курсов
│
│фикации
преподавате- │ный │ │ │
│ │ │повышения квалифика- │
│лей
русского языка, │бюджет │
│ │ │ │ │ции для преподавате- │
│работающих
за рубе- │ │ │ │
│ │ │лей русского языка, │
│жом,
с учетом условий│
│ │ │
│ │ │работающих за рубежом│
│организации
образова-│ │ │ │
│ │ │ │
│тельного
процесса в │ │ │ │
│ │ │ │
│разных
странах │ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│33.
Организация кур- │федераль-│
8000│ - │
- │ 4000 │ 4000
│организация курсов
│
│сов
повышения квали- │ный
│ │ │
│ │ │повышения квалифика- │
│фикации
преподавате- │бюджет │ │ │
│ │ │ции преподавателей │
│лей
русского языка │ │ │ │
│ │ │русского языка как │
│как
иностранного на │ │ │ │
│ │ │иностранного на осно-│
│основе
дистанционных │
│ │ │
│ │ │ве дистанционных об- │
│образовательных
тех- │ │ │ │
│ │ │разовательных техно- │
│нологий │ │
│ │ │ │ │логий и их програм- │
│ │ │ │ │
│ │ │мно-методическое соп-│
│ │ │ │ │
│ │ │ровождение; │
│ │ │ │ │
│ │ │создание нового учеб-│
│ │ │ │ │
│ │ │но-методического │
│ │ │ │ │
│ │ │комплекса по русскому│
│ │ │ │ │
│ │ │языку для 5 - 6 и 10 │
│ │ │ │ │
│ │ │- 11 классов общеоб- │
│ │ │ │ │
│ │ │разовательных учреж- │
│ │ │ │ │
│ │ │дений (электронная │
│ │ │ │ │
│ │ │версия) │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│Итого │ │ 26924│ 2100│
2824│11000 │11000 │ │
│в
том числе средства │
│ 26924│ 2100│ 2824│11000 │11000
│
│
│федерального
бюджета │ │ │
│ │ │ │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│
2. Организация семинаров, конференций, │
│ совещаний, олимпиад
│
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│34.
Проведение между-│федераль-│
5426│ 300│
1526│ 1800 │ 1800 │проведение семинаров │
│народных
семинаров и │ный │ │ │
│ │ │для преподавателей, │
│совещаний
преподава- │бюджет │ │ │
│ │ │работающих в высших │
│телей
русского языка │
│ │ │
│ │ │учебных заведениях │
│и
литературы, работа-│
│ │ │
│ │ │государств - участни-│
│ющих
за рубежом │ │ │ │
│ │ │ков СНГ и стран Бал- │
│ │ │ │ │
│ │ │тии; │
│ │ │ │ │
│ │ │проведение семинара │
│ │ │ │ │
│ │ │для преподавателей │
│ │ │
│ │ │ │ │русского языка, обу- │
│ │ │ │ │
│ │ │чающих детей сооте- │
│ │ │ │ │
│ │ │чественников в Феде- │
│ │ │ │ │
│ │ │ративной Республике │
│ │ │ │ │
│ │ │Германия; │
│ │ │ │ │
│ │ │проведение совещаний │
│ │ │ │ │
│ │ │преподавателей, рабо-│
│ │ │ │ │
│ │ │тающих в российских │
│ │ │ │ │
│ │ │центрах науки и куль-│
│ │ │ │ │
│ │ │туры за рубежом │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│35.
Проведение между-│федераль-│
2100│ 100│ -
│ 1000 │ 1000 │проведение междуна- │
│народных
конференций,│ный │ │ │
│ │ │родных конференций по│
│семинаров
по пробле- │бюджет │ │ │
│ │ │проблемам русского │
│мам
русского языка и │
│ │
│ │ │ │языка и литературы; │
│литературы │ │ │ │
│ │ │проведение российско-│
│ │ │ │ │
│ │ │французского семинара│
│ │ │ │ │
│ │ │по вопросам языковой │
│ │ │ │ │
│ │ │политики и языковой │
│ │ │ │ │
│ │ │нормы │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│36.
Проведение между-│средства │
400│ - │
400│ - │
- │обобщение
зарубежного│
│народного
семинара │бюджетов │ │ │
│ │ │опыта в создании пра-│
│(симпозиума)
по проб-│субъектов│
│ │ │ │ │вовой базы для приме-│
│лемам
правового обес-│Россий-
│ │ │
│ │ │нения официальных │
│печения
статуса госу-│ской Фе- │
│ │ │ │ │языков во внутригосу-│
│дарственных
и офици- │дерации │ │ │
│ │ │дарственных и межго- │
│альных
языков │ │ │ │
│ │ │сударственных отноше-│
│ │ │ │
│ │ │ │ниях │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│37.
Организация еже- │внебюд-
│ 200│ 50│
50│ 50 │
50 │проведение конферен-
│
│годных
конференций по│жетные
│ │ │
│ │ │ций по проблемам язы-│
│проблемам
языковой │средства │ │ │
│ │ │ковой ситуации, пуб- │
│ситуации
в зарубежных│ │ │ │
│ │ │ликации по итогам │
│странах
│ │ │ │
│ │ │конференции │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│38.
Проведение еже- │федераль-│
29500│ - │ 6000│12000 │11500
│проведение междуна-
│
│годных
всероссийских │ный
│ │ │
│ │ │родных олимпиад │
│и
международных олим-│бюджет
│ │ │
│ │ │школьников по русско-│
│пиад
и конкурсов │ │ │ │
│ │ │му языку; │
│школьников
и студен- │внебюд- │ 200│
50│ 50│ 50
│ 50 │проведение всероссий-│
│тов
по русскому языку│жетные
│ │ │
│ │ │ских олимпиад школь- │
│ │средства
│ │ │
│ │ │ников по русскому │
│ │ │ │ │
│ │ │языку; │
│ │ │ │ │
│ │ │проведение олимпиад │
│ │ │ │ │
│ │ │школьников государств│
│ │ │ │ │
│ │ │- участников СНГ и │
│ │ │ │ │
│ │ │стран Балтии по русс-│
│ │ │ │ │
│ │ │кому языку; проведе- │
│ │ │ │ │
│ │ │ние конкурсов рос- │
│ │ │ │ │
│ │ │сийских школьников и │
│ │ │ │ │
│ │ │студентов, изучающих │
│ │ │ │ │
│ │ │французский язык, и │
│ │ │ │ │
│ │ │французских школьни- │
│ │ │ │ │
│ │ │ков и студентов, изу-│
│ │ │ │ │
│ │ │чающих русский язык, │
│ │ │ │ │
│ │ │на лучшее знание язы-│
│ │ │ │ │
│ │ │ка и страны изучаемо-│
│ │ │ │ │
│ │ │го языка │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│39.
Проведение еже-
│федераль-│
4465│ 650│ 915│ 1700 │ 1200
│проведение междуна-
│
│годных
всероссийских │ный
│ │ │
│ │ │родных и всероссийс- │
│и
международных меро-│бюджет
│ │ │
│ │ │ких мероприятий, при-│
│приятий
по русскому │ │ │ │
│ │ │уроченных к Пушкин- │
│языку,
литературе и │ │ │ │
│ │ │ским дням │
│культуре,
приурочен- │ │ │ │
│ │ │ │
│ных
к Пушкинским дням│
│ │ │
│ │ │ │
│(6
июня и 19 октября)│
│ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│40.
Проведение кон-
│федераль-│
2000│ - │
- │ 1000 │ 1000
│проведение конкурсов │
│курсов
"За образцовое│ный
│ │ │
│ │ │"За образцовое владе-│
│владение
русским язы-│бюджет │ │ │
│ │ │ние русским языком в │
│ком
в профессиональ- │
│ │ │
│ │ │профессиональной дея-│
│ной
деятельности" │ │ │
│ │ │ │тельности" │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│Итого │ │ 44291│ 1150│
8941│17600 │16600 │ │
│в
том числе: │ │ │ │
│ │ │ │
│средства
федерального│ │
43491│ 1050│ 8441│17500
│16500 │ │
│бюджета │ │ │ │
│ │ │ │
│средства
бюджетов │ │ 400│
- │ 400│
- │ -
│
│
│субъектов
Российской │ │ │ │
│ │ │ │
│Федерации │ │ │ │
│ │ │ │
│внебюджетные
средства│ │ 400│
100│ 100│ 100
│ 100 │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ 3.
Подготовка изданий и просветительская деятельность │
│ в области русского языка и
литературы
│
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│41.
Создание банков
│федераль-│ 7150│ 600│
950│ 2800 │ 2800 │формирование банка │
│данных
о русском язы-│ный
│ │ │
│ │ │данных о русском язы-│
│ке │бюджет │
│ │ │ │ │ке, его истории и │
│ │
│ │ │
│ │ │современном состоя- │
│ │ │ │ │
│ │ │нии; │
│ │ │ │ │
│ │ │формирование банка │
│ │ │ │ │
│ │ │данных о функциониро-│
│ │ │ │ │
│ │ │вании русского языка │
│ │ │ │ │
│ │ │в субъектах Россий- │
│ │ │ │ │
│ │ │ской Федерации и за │
│ │ │ │ │
│ │ │рубежом, в том числе │
│ │ │ │ │
│ │ │в государствах - │
│ │ │ │ │
│ │ │участниках СНГ и в │
│ │ │ │ │
│ │ │странах Балтии │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│42.
Издание словарей │федераль-│
3965│ 1235│ 2730│
- │ -
│издание и переиздание│
│русского
языка │ный │ │ │
│ │ │словарей русского │
│ │бюджет │
│ │ │ │ │языка │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │внебюд- │
5000│ - │
- │ 2500 │ 2500
│
│
│ │жетные │
│ │ │ │ │ │
│ │средства
│ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│43.
Издание двуязыч- │средства │
2000│ 500│ 500│
500 │ 500
│издание двуязычных
│
│ных
словарей (русско-│бюджетов │
│ │ │ │ │словарей (русско-на- │
│национальных,
нацио- │субъектов│
│ │ │ │ │циональных, нацио- │
│нально-русских) │Россий- │
│ │ │ │ │нально-русских) │
│ │ской Фе-
│ │ │
│ │ │ │
│ │дерации │
│ │ │
│ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│44.
Издание словаря │внебюд- │
4000│ 1000│ 1000│ 1000
│ 1000 │издание
словаря языка│
│языка
А.С. Пушкина │жетные │
│ │ │ │ │А.С. Пушкина (в 4 то-│
│(в
4 томах) │средства
│ │ │
│ │ │мах) │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│45.
Популяризация
│федераль-│
1200│ 190│
1010│ - │
- │издание классических
│
│классических
работ по│ный │ │ │
│ │ │работ по проблемам │
│проблемам
русистики │бюджет │
│ │ │ │ │русистики │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │внебюд- │
2000│ - │
- │ 1000 │ 1000
│
│
│ │жетные │
│ │ │ │ │ │
│ │средства
│ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│46.
Издание учебно-
│федераль-│
4000│ 250│ 750│ 1500 │ 1500
│издание учебно-мето- │
│методической
литера- │ный │ │ │
│ │ │дической литературы │
│туры
по русскому язы-│бюджет
│ │ │
│ │ │по русскому языку для│
│ку
для обучающихся за│
│ │ │
│ │ │детей соотечественни-│
│рубежом │ │ │ │
│ │ │ков, обучающихся за │
│ │ │ │ │
│ │ │рубежом (для различ- │
│ │ │ │ │
│ │ │ных ступеней и форм │
│ │ │ │ │
│ │ │обучения) │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│47.
Издание справоч- │внебюд-
│ 800│ 200│
200│ 200 │
200 │издание
справочных │
│ных
пособий, слова- │жетные │
│ │ │ │ │пособий, словарей, │
│рей,
научно-популяр- │средства │
│ │ │ │ │научно-популярных │
│ных
брошюр для работ-│
│ │ │
│ │ │брошюр для работников│
│ников
средств массо- │
│ │ │
│ │ │средств массовой ин- │
│вой
информации │ │ │ │
│ │ │формации │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│Итого │ │ 30115│ 3975│
7140│ 9500 │ 9500 │ │
│в
том числе: │ │ │ │
│ │ │ │
│средства
федерального│ │
16315│ 2275│ 5440│ 4300
│ 4300 │ │
│бюджета │ │ │ │
│ │ │ │
│средства
бюджетов │ │
2000│ 500│ 500│
500 │ 500
│
│
│субъектов
Российской │ │ │ │
│ │ │ │
│Федерации │ │ │ │
│ │ │ │
│внебюджетные
средства│ │
11800│ 1200│ 1200│ 4700
│ 4700 │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│
4. Пропаганда русского языка в средствах │
│ массовой информации
│
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│48.
Подготовка теле- │федераль-│
8995│ 1000│ 2595│ 2200
│ 3200 │создание
теле- и ра- │
│и
радиопередач по │ный │ │ │
│ │ │диопередач по пробле-│
│проблемам
русского │бюджет │
│ │ │ │ │мам русского языка и │
│языка
и литературы │ │ │ │
│ │ │литературы │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│Итого │ │ 8995│ 1000│ 2595│ 2200 │ 3200
│
│
│в
том числе средства │
│ 8995│ 1000│
2595│ 2200 │ 3200 │ │
│федерального
бюджета │ │ │ │
│ │ │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│
5. Меры, направленные на укрепление позиций русского │
│ языка в России и за
рубежом
│
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│49.
Поддержка дея- │федераль-│
21365│ 4465│10400│ 3250
│ 3250 │проведение
междуна- │
│тельности
Международ-│ный │ │ │
│ │ │родных и общероссий- │
│ной
ассоциации препо-│бюджет
│ │ │
│ │ │ских конференций, се-│
│давателей
русского │ │ │ │
│ │ │минаров, совещаний, │
│языка
и литературы и │
│ │ │
│ │ │чтений по линии Меж- │
│Общества
преподавате-│ │ │ │
│ │ │дународной ассоциации│
│лей
русского языка и │
│ │ │
│ │ │преподавателей рус- │
│литературы
по прове- │ │ │ │
│ │ │ского языка и литера-│
│дению
общественно │ │ │ │
│ │ │туры и Общества пре- │
│значимых
мероприятий │ │ │ │
│ │ │подавателей русского │
│общероссийского
и │ │ │ │
│ │ │языка и литературы; │
│международного
уров- │ │ │ │
│ │ │организационно-техни-│
│ней │ │ │ │
│ │ │ческое и информацион-│
│ │ │ │ │
│ │ │ное обеспечение их │
│ │ │ │ │
│ │ │деятельности │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│50.
Разработка систе-│внебюд-
│ 400│ 100│
100│ 100 │
100 │создание единого об-
│
│мы
некоммерческого │жетные │
│ │ │ │ │разовательного прост-│
│распространения
в го-│средства │
│ │ │ │ │ранства Российской │
│сударствах
- участни-│ │ │ │
│ │ │Федерации, государств│
│ках
СНГ и странах │ │ │ │
│ │ │- участников СНГ и │
│Балтии
учебно-методи-│
│ │ │
│ │ │стран Балтии │
│ческой
литературы по │
│ │ │
│ │ │ │
│русскому
языку и пе- │ │ │ │
│ │ │ │
│дагогических
периоди-│ │ │ │
│ │ │ │
│ческих
изданий │ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│51.
Командирование │средства
│ 2000│ 500│
500│ 500 │
500 │подготовка отчетов, │
│членов
научно-коорди-│бюджетов │
│ │ │ │ │аналитических справок│
│национного
совета по │субъектов│
│ │ │ │ │ │
│Федеральной
целевой │Россий- │
│ │ │ │
│ │
│программе
"Русский │ской │ │ │
│ │ │ │
│язык"
в регионы Рос- │Федерации│
│ │ │ │ │ │
│сии │ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│Итого │ │ 23765│
5065│11000│ 3850 │
3850 │ │
│в
том числе: │ │
│ │ │ │ │ │
│средства
федерального│ │
21365│ 4465│10400│ 3250
│ 3250 │ │
│бюджета │ │ │ │
│ │ │ │
│средства
бюджетов │ │ 2000│
500│ 500│ 500
│ 500 │ │
│субъектов
Российской │ │ │ │
│ │ │ │
│Федерации │ │ │ │
│ │ │ │
│внебюджетные
средства│ │ 400│
100│ 100│ 100
│ 100 │ │
├─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┤
│ 6.
Организационно-методическое сопровождение Программы │
├─────────────────────┬─────────┬──────┬─────┬─────┬───────┬───────┬─────────────────────┤
│52.
Организационно-
│федераль-│
3800│ - │
300│ 1750 │ 1750 │формирование банка │
│методическое
сопро- │ный │ │ │
│ │ │данных по результатам│
│вождение,
техническое│бюджет │ │ │
│ │ │реализации Программы,│
│и
информационное │ │ │ │
│ │ │региональным програм-│
│обеспечение
деятель- │ │ │ │
│ │ │мам по русскому язы- │
│ности
по реализации │ │ │ │
│ │ │ку, мероприятиям по │
│Программы │ │ │ │
│ │ │русскому языку и ли- │
│ │ │ │ │
│ │ │тературе, проводимым │
│ │ │ │ │
│ │ │федеральными органами│
│ │ │ │ │
│ │ │исполнительной власти│
│ │ │ │ │
│ │ │и организациями; │
│ │ │ │ │
│ │ │издание ежегодных ка-│
│ │ │ │ │
│ │ │талогов и информаци- │
│ │ │ │ │
│ │ │онных бюллетеней по │
│ │ │ │ │
│ │ │Программе │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│Итого │ │ 3800│
- │ 300│ 1750 │ 1750
│
│
│в
том числе средства │
│ 3800│ -
│ 300│ 1750 │ 1750
│
│
│федерального
бюджета │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│Всего
по части II │
│137890│13290│32800│45900 │45900
│
│
│"Прочие
нужды" │ │ │ │
│ │ │ │
│в
том числе: │ │ │ │
│ │ │ │
│средства
федерального│
│120890│10890│30000│40000 │40000
│ │
│бюджета │ │ │ │
│ │ │ │
│средства
бюджетов │ │ 4400│ 1000│ 1400│ 1000 │ 1000
│
│
│субъектов
Российской │ │ │ │
│ │ │ │
│Федерации │ │ │ │
│ │ │ │
│внебюджетные
средства│ │
12600│ 1400│ 1400│ 4900
│ 4900 │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│Всего
по Программе на│
│165180│20380│39818│53074,8│51907,2│ │
│2002
- 2005 годы │ │ │ │
│ │ │ │
│в
том числе: │ │ │
│ │ │ │ │
│средства
федерального│
│128140│12290│31568│41724,8│42557,2│ │
│бюджета │ │ │ │
│ │ │ │
│средства
бюджетов │ │ 15440│ 3940│
4100│ 3700 │ 3700 │ │
│субъектов
Российской │ │ │ │
│ │ │ │
│Федерации │ │ │ │
│ │ │ │
│внебюджетные
средства│ │
21600│ 4150│ 4150│ 7650
│ 5650 │ │
└─────────────────────┴─────────┴──────┴─────┴─────┴───────┴───────┴─────────────────────┘