ПРОФИЛЬ 540307 - РУССКИЙ ЯЗЫК КАК НЕРОДНОЙ И ЛИТЕРАТУРА
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР
ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДПП
Дисциплины
профильной подготовки 540307
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК НЕРОДНОЙ И ЛИТЕРАТУРА
1600
ДПП.01
Современный
русский язык
Фонетика
Звуковые средства языка и аспекты их изучения. Вос-
приятие звуковых единиц. Система фонем русского
языка. Акустические и артикуляционные характеристи-
ки гласных и согласных. Гласные в аспекте фоносема-
нтики. Согласные в аспекте фоносемантики и фоности-
листики. Слог. Фонетический и фонологический слог;
теории слогоделения. Модификации фонем в потоке ре-
чи. Позиционные и комбинаторные варианты фонем.
Ударение словесное и фразовое. Типы ударений и их
функции. Интонация: компоненты, единицы, функции.
Ритмико-интонационная организация речевого потока.
Лексикология
Активные процессы в современной русской лексике.
Лексика как открытая система. Лингвокультурная тра-
диция и современность, внешние и внутренние заимст-
вования, их культурно-речевая оценка и текстовое
назначение. Антропоцентризм и системоцентризм в
изучении лексических явлений. Лексические проявле-
ния языковой личности. Системный характер русской
лексики. Лексическая однозначность и многозначность
как проявление языковой картины мира. Способы лек-
сико-семантического варьирования слова и роль мета-
форы в процессах речемыслительной деятельности.
Лексическое значение слова: проблема определения,
структурный характер, функциональные потенции. Виды
лексической коннотации. Фразеология как проявление
лингвокультурной общности носителей языка и языко-
вой картины мира. Аспекты и приемы лексического
анализа слова и текста.
Словообразование. Морфология
Связь словообразовательной системы русского языка с
лексикой и грамматикой. Структурные типы слов. Ти-
пология основ. Классификация морфем. Изменения в
составе и структуре слова. Морфологическое словооб-
разование. Морфемный анализ. Словообразовательный
анализ. Морфология как грамматическое учение о сло-
ве. Понятие парадигмы. Типы морфологических катего-
рий. Понятие функционально-семантической категории
и функционально-семантического поля. Части речи и
принципы их классификации. Система частей речи. Яв-
ление переходности в системе частей речи. Части ре-
чи в современных школьных учебниках. Характеристика
знаменательных и служебных частей речи русского
языка. Аспекты и приемы морфологического анализа
слова.
Синтаксис
Основные тенденции в развитии синтаксической теории
русского языка на современном уровне. Структурно-
семантический синтаксис и его основные единицы.
Словосочетание и предложение как основные единицы
конструктивного синтаксиса. Предложение и его приз-
наки. Понятие структурной схемы предложения. Учения
о членах предложения. Парадигматический подход к
предложению в современной синтаксической науке. Се-
мантическая структура предложения. Общая типология
простого предложения. Высказывание как коммуникати-
вная единица. Актуальное членение предложения-выс-
казывания. Категории коммуникативного синтаксиса.
Осложненное предложение как специфическая категория
синтаксической системы. Сложное предложение: типо-
логия, спорные вопросы его квалификации. Способы
передачи чужой речи. Сложное синтаксическое целое.
Специфика синтаксиса разговорной речи. Аспекты и
приемы синтаксического анализа предложения и
текста
376
ДПП.02
История
русского языка
История древнерусского языка
Фонетическая система древнерусского языка и ее от-
личие от старославянской. Основные закономерности
звуковой системы древнерусского языка. Основные за-
кономерности звуковой системы древнерусского языка,
связанные со структурой слога. Общая характеристика
морфологического строя языка к моменту появления
первых памятников письменности. Отличие морфологи-
ческой системы древнерусского языка от современной.
Части речи древнерусского языка и их характеристи-
ка; история имен существительных, прилагательных,
местоимений, числительных; глагола. Аспекты и прие-
мы этимологического анализа.
История русского литературного языка
Связь возникновения письменности и литературного
языка. Вопрос о происхождении русского литературно-
го языка: южнославянские и восточнославянские исто-
ки. Нормы древнерусского литературного языка и их
отражение в памятниках древнерусской литературы.
Язык Московского государства: формирование системы
двуязычия; второе южнославянское влияние; особен-
ности стиля "плетение словес". Социокультурные и
языковые изменения в Петровскую эпоху. Роль А.С.
Пушкина как основоположника современного русского
литературного языка, эволюция языка его произведе-
ний и стилистические функции слов в поэтических и
прозаических текстах
196
ДПП.03
Функционально-коммуникативное
описание русского
языка
Функциональная фонетика. Устройство произноситель-
ного аппарата. Слоговая структура односложных слов.
Русская интонационная система при обучении произно-
шению. Понятие "синтагмы". Синтагматическое члене-
ние русской речи в связи с обучением иностранцев
чтению текстов и разговору, основное и дополнитель-
ное членение. Строение и употребление в речи инто-
национных конструкций. Функционально-коммуникатив-
ные особенности спонтанной устной речи.
Функциональная морфология. Место и роль морфологии
в системе русского языка как неродного. Предложно-
падежная система русского языка. Местоимения и
местоименные слова: семантический и функциональный
принципы деления местоимений на разряды. Особеннос-
ти функционирования и специфика презентации класса
прилагательных в иностранной аудитории. Специфика
наречий как неизменяемого класса слов. Русские чис-
лительные в сопоставлении с др. языками. Основные
категории русского глагола в сопоставлении с други-
ми языками. Видо-временная система русского глаго-
ла. Системные и несистемные случаи формообразова-
ния. Глаголы с частицей - СЯ/СЬ. Глаголы движения
как особая группа - значение и функционирование.
Глаголы движения с приставками: значение и функцио-
нирование.
Функциональная лексикология. Функциональная лекси-
кология и преподавание русского языка как иностран-
ного. Функционально-коммуникативные особенности
русской разговорной речи.
Функциональный синтаксис. Функционально-коммуника-
тивный синтаксис. Реализация синтаксических конст-
рукций в разговорной речи
192
ДПП.04
История
русской литературы
Древнерусская литература
Специфика древнерусской литературы как литературы
средневекового типа. Проблемы периодизации истори-
ко-культурного процесса 11 - 17 вв. Понятие о стиле
эпохи. Возникновение и развитие древнейшего лето-
писания. "Повести временных лет": история создания,
редакции, списки. Житийные памятники. "Хождение"
как средневековый литературный жанр. Культура эпохи
Предвозрождения на Руси. "Бунташный" 17 век: кризис
средневекового литературного этикета, усиление ин-
дивидуального начала в литературе, перестройка жан-
ровой системы. "Житие Протопопа Аввакума, им самим
написанное". Возникновение русского барокко. Появ-
ление литературных школ и направлений.
Русская литература XVIII в.
Специфические особенности литературы 18 в. как ли-
тературы "века Просвещения". Рукописная повествова-
тельная литература. Классицизм как направление и
творческий метод в искусстве и литературе. Поэтика
русского классицизма. Поэзия 18 века. Драматургия
18 века. Русская литература 18 века и наша
современность.
Русская литература XIX века.
Мировое значение русской литературы 19 в.
Литературные общества и кружки. Сентиментализм в
России. Русский элегический романтизм. Декабристы в
истории русской культуры. Новаторство драматургии
А.С. Грибоедова. Поэзия пушкинской поры. Основные
направления русской прозы 30-х гг. Творческий путь
классиков первой половины XIX века. Литературно-
общественное движение 40-х гг. 19 в. Возникновение
революционно-демократического направления в литера-
туре. История русской литературы второй половины 19
века и мировой литературный процесс. Картины рус-
ской жизни. Соотношение личности и массы. Формы и
пути психологического анализа. Новые принципы изоб-
ражения народа. Динамика жанрового развития. Ста-
новление новой драматургии. Сознание и подсознание.
Текст и подтекст. Возникновение новых литературных
направлений. Отношения с традицией. Творчество
классиков второй половины XIX века (персоналии).
Русская литература XX века
Развитие и борьба литературных направлений в начале
XX века. Поэтика русского символизма, русского ак-
меизма, футуризма, имажинизма. Творчество русских
писателей и поэтов в контексте начала века и пос-
ледующих десятилетий. Философско-религиозные иска-
ния в русской литературе XX века. Литературная
борьба и литературные группировки и литературная
борьба 1917 - 1925 гг. Конфликт общего и частного в
литературе 20-х гг. Творчество советских писателей.
Конец XX века русской литературы: мотивы созидания
и разрушения в эстетической концепции литературы.
Художественные вершины и масштабные достижения в
творчестве крупнейших писателей XX века
512
ДПП.05
Психолингвистика Психолингвистика как наука. Основные этапы развития
психолингвистики. Внутренняя структура дисциплины.
Материал и методы психолингвистики. Связь психолин-
гвистики с лингвистикой и психологией. Теория рече-
вой деятельности. Порождение и восприятие речи. Ре-
чевые механизмы. Нейролингвистические предпосылки
речевой деятельности. Язык и мозг. Теории овладения
первым языком. Бихевиористская концепция овладения
вторым языком. Теория языкового переноса. Гипотеза
контрастивного анализа. Аудиолингвальный метод обу-
чения второму языку. Кризис бихевиоризма. Когнити-
вный подход к интерпретации процессов овладения
вторым языком. Основные положения когнитивной пси-
хологии. Основные концепции знаний, умений и навы-
ков в области иностранного языка.
Использование результатов психолингвистических ис-
следований в отечественной теории и практике обу-
чения второму языку
70
ДПП.06
Введение
в этнолингвистику
Содержание термина "этнолингвистика", понятийный
аппарат дисциплины, предмет и задачи. История ста-
новления этнолингвистики. Формы существования язы-
ка, типы языковых состояний, языковая ситуация как
объекты этнолигвистических исследований. Националь-
но-культурная семантика слова. Праязык и пракульту-
ра. Этнические аспекты языковой политики. Этногенез
и этническая история как объекты этнолингвистики.
Моделирование знаний и представлений в области
материальной и духовной культуры:
картина мира, модель мира, языковая картина мира.
Способы представления языковой картины мира. Исто-
рическая реконструкция модели народных знаний. Ис-
пользование знаний по этнолингвистике в практике
преподавания русского языка как неродного в области
материальной и духовной культуры
70
ДПП.07
Контрастивная
лингвистика
Сравнительно-сопоставительное изучение языков и со-
поставительный метод. Этапы развития сопоставитель-
ной лингвистики, ее предмет. Понятие языка-эталона.
Структурно-функциональный подход к сопоставляемым
языкам. Принцип сопоставления в теоретических и
лингводидактических целях. Языковое сознание. Кон-
груэнтность в лексике, фразеологии, словообразова-
нии, морфологии, синтаксисе. Понятия изоморфизма и
алломорфизма. Типы языков: флективные, агглютина-
тивные, изолирующие и полисинтетические. Контрас-
тивное изучение языков методом поля. Сопоставите-
льные фонетика и фонология. Понятие трансференции и
интерференции. Виды интерференции: межъязыковая и
внутриязыковая, прямая и косвенная. Основы сопос-
тавительной аспектологии. Номинативные средства
языка. Объем значения слова Контрастивная лингвис-
тика и теория перевода
56
ДПП.08
Социолингвистика
Предмет и задачи социолингвистики. Понятийный аппа-
рат социолингвистики. Социолингвистика и семиотика.
Социолингвистика и коммуникация. Понятие речевого
действия (речевого акта). Структура коммуникативной
ситуации. Модели речевого поведения. Язык и модели-
рование социального взаимодействия. Язык и полити-
ка. Социолингвистика и становление литературных
языков. Языковая среда как социокультурное и мето-
дическое понятие. Методы социолингвистических ис-
следований и сбора социолингвистических данных.
Социолингвистические исследования современного
русского языка и иностранных языков
80
ДПП.09
Лингвострановедение
Лингвострановедение в преподавании русского языка
как неродного. Национальная психология русского
народа в лингвострановедении. Национально-культур-
ная семантика русской лексики. Понятие о лексичес-
ком фоне. Классификация безэквивалентной и фоновой
лексики. Национально-культурная семантика историз-
мов. Национально-культурная семантика слов "старого
быта" и "нового быта". Национально-культурная сема-
нтика ономастической и топонимической лексики. Ди-
алог культур как сопоставление культурных тезауру-
сов, материализующихся в разных совокупностях фоно-
вых значений. Лингвострановедческие словари, спра-
вочники и пособия. Национально-культурная семантика
русской фразеологии. Национально-культурная семан-
тика языковых афоризмов. Лингвострановедческая
семантизация фонов.
Текст в лингвострановедческом рассмотрении.
Лингвострановедческое значение невербальных языков.
Лингвострановедческое значение соматических
речений
48
Составители:
Учебно-методическое
объединение по направлениям педагогического образования.
Дополнение к
государственному образовательному стандарту высшего профессионального
образования одобрено на заседании Учебно-методического совета по направлению
540300 Филологическое образование 14 декабря 2000 г. (протокол N 4).
Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //