ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 декабря 2001 г. N 1756-р
1. Одобрить
подготовленную Минобразованием России с участием заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти Концепцию модернизации российского образования на
период до 2010 года (далее именуется - Концепция).
2. Минобразованию
России:
обеспечить
доведение Концепции до федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных
образовательных учреждений, педагогической общественности;
организовать
разработку комплекса мероприятий по реализации Концепции.
3. Федеральным
органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации учитывать положения Концепции при разработке мер
государственной поддержки образования, а также при реализации федеральных и региональных
программ развития образования.
Председатель
Правительства
Российской
Федерации
М.КАСЬЯНОВ
КОНЦЕПЦИЯ
МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
1. Роль
образования в развитии российского общества
Роль образования на
современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к
демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью
преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и
общественного развития.
В современном мире
значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества
экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого
капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования
передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны
общественности проводимой образовательной политики, восстановление
ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и
всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого
ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
Концепция
развивает основные принципы образовательной политики в России, которые
определены в Законе Российской Федерации "Об образовании",
Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской
Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на
2000 - 2005 годы.
Концепция
взаимосвязана с Основными направлениями социально - экономической политики
Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет
приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее
десятилетие - модернизации образования.
1.1.
Российское образование и тенденции
мирового развития
Образовательная
политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и
предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции
мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в
системе образования:
ускорение темпов
развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора,
что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
переход к
постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение
масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем
особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
возникновение и
рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате
сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования
современного мышления у молодого поколения;
динамичное развитие
экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного
труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие
постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и
переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
возрастание роли
человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70 - 80 процентов
национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное,
опережающее развитие образования как молодежи, так и
взрослого населения.
Отечественная
система образования является важным фактором сохранения места России в ряду
ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким
уровнем культуры, науки, образования.
Особое значение
имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего
образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств,
образовательная поддержка соотечественников за рубежом.
1.2. Новые
социальные требования к системе
российского
образования
Школа - в широком
смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно -
экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные,
предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные
решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к
сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью,
обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
На современном
этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с
наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста,
повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает
его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны,
благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть в полной
мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного
пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных
конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных
культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.
Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле
сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского
самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть
ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого,
динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни,
гражданско - правовой, профессиональной и бытовой культурой.
Надлежит
повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному
образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от
материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и
состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной
защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также
является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее
одаренных, талантливых детей и молодежи.
В условиях
приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования
должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих,
информационных, материальных, финансовых.
1.3. Состояние
российской системы образования
и необходимость ее
модернизации
Государственно -
политические и социально - экономические преобразования конца 80-х - начала
90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив
реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить
многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных
программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного
сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в
Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Однако
произошедший в 90-х годах общесистемный социально - экономический кризис существенно
затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования,
которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере
абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях
образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и
самодостаточности.
Устаревшее и
перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам
общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих
стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая
умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых
социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права).
Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере
решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми
требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники
учреждений профессионального образования не могут найти себе работу,
определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического
расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным
доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.
В
переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие
социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной
и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития,
рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют
государство и общество, предприятия и организации, граждане - все,
заинтересованные в качественном образовании.
В этой связи
предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное
увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования
качества и результативности педагогического труда.
Должна быть
повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы
действующие в образовании организационно - экономические механизмы, что
позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также
кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в
учебные заведения.
В условиях
ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится практически на
одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисистемного маневра
ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки
инновационных школ и других "точек роста" в образовании.
Меры государственной
поддержки образования будут сочетаться с усилением роли органов государственной
власти и управления образованием в обеспечении совместно с общественностью
высокого и современного качества работы образовательных учреждений и
организаций независимо от их организационно - правовых форм, систематическом
анализе перспективных потребностей рынков труда.
1.4. Цели и
основные задачи модернизации образования
Главная задача
российской образовательной политики - обеспечение современного качества
образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия
актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Модернизация
образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не
может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства
в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой
системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития
образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и
образовательного ведомства.
Активными
субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и
родительская общественность, федеральные и региональные институты
государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально -
педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные
институты.
Цель модернизации
образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы
образования.
Для достижения
указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные,
взаимосвязанные задачи:
обеспечение
государственных гарантий доступности и равных возможностей получения
полноценного образования;
достижение нового
современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
формирование в
системе образования нормативно - правовых и организационно - экономических
механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
повышение
социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их
государственной и общественной поддержки;
развитие
образования как открытой государственно - общественной системы на основе
распределения ответственности между субъектами образовательной политики и
повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога,
родителя, образовательного учреждения.
Основой современной
образовательной политики государства является социальная адресность и
сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации
образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия
образовательной системы с представителями национальной экономики, науки,
культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных
организаций, с родителями и работодателями.
Осуществление
модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть
изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно
разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально
изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных
учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.
2.
Приоритеты образовательной политики
2.1.
Обеспечение государственных гарантий доступности
качественного
образования
Конституция
Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Однако в
условиях сложной социально - экономической ситуации эти гарантии не всегда
обеспечивались в полной мере. Правительство Российской Федерации осуществит
меры по их реализации, создав правовые и экономические условия для:
бесплатности
полного среднего образования в пределах государственного образовательного
стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных
законодательством Российской Федерации;
равного доступа
всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места
жительства и уровня доходов семьи;
получения
образования в соответствии с установленными государственными образовательными
стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.
Доступность
качественного образования означает также государственные гарантии:
обучения на учебно
- материальной базе с использованием современного учебно - лабораторного
оборудования и учебной литературы;
обучения в
условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном
процессе, его психологическую и физическую безопасность;
социально -
педагогической и психолого - педагогической помощи семье, ранней диагностики
резервов развития ребенка (физических и психологических);
бесплатного
пользования учащимися и студентами фондами государственных, муниципальных и
учебных библиотек.
Обучающиеся должны
иметь информацию о состоянии и реальных потребностях рынков труда, о величине
затрат, осуществляемых государством и обществом на их образование, о
качественном уровне получаемого образования и его соответствии государственным
образовательным стандартам.
Для повышения
объективности итоговой аттестации выпускников общеобразовательной школы и
обеспечения равных возможностей на получение среднего и высшего
профессионального образования предстоит осуществить изменение сложившейся
системы выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях и вступительных
испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения с учетом результатов
эксперимента по введению единого государственного экзамена. При этом в высших
учебных заведениях, осуществляющих подготовку по профессиям, предполагающим
наличие определенных творческих, психологических, физических наклонностей, а
также реализующих учебные программы повышенной сложности, могут быть
установлены дополнительные требования к приему.
Одновременно будет
отрабатываться система специализированной подготовки (профильного обучения) в
старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию
обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей
рынка труда.
Для расширения
доступности образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов
семьи будет разработан и реализован комплекс социально - экономических мер по
обеспечению доступности образования на всех его ступенях. В числе этих мер:
разграничение
полномочий и ответственности между федеральными органами государственной
власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления;
передача оплаты
труда и обеспечения учебного процесса в муниципальных общеобразовательных
школах в ведение субъектов Российской Федерации и придания им статуса
государственных образовательных учреждений;
введение адресных
целевых выплат для малообеспеченных учащихся и создание на региональном и
муниципальном уровнях других механизмов поддержки детей, нуждающихся в особой
социальной защите. Это обеспечит им доступность дополнительных образовательных
услуг и возможность обучения в учреждениях образования, реализующих программы
повышенного уровня;
создание системы
государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения
возможностей детям из малообеспеченных семей получать среднее и высшее
профессиональное образование, предусмотрев различные формы погашения кредита,
субсидии; необходимо также использовать возможности государственного
образовательного кредитования и субсидирования для подготовки студентов по
специальностям, имеющим особо важное значение для
экономического и социального развития государства;
нормативно -
правовое регулирование условий привлечения в сферу образования внебюджетных
средств и их использования, обеспечение защиты прав потребителей платных
образовательных услуг;
последовательное
увеличение суммарной величины академической и социальной стипендии и доведение
ее до уровня прожиточного минимума;
стимулирование
создания для обучающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем.
Для
обеспечения гражданам равных условий получения на конкурсной основе среднего и
высшего профессионального образования будут в установленном законом порядке
рассмотрены предложения о предоставлении на определенных условиях отсрочки
призыва в Вооруженные Силы выпускникам средней (полной) общеобразовательной
школы и выпускникам образовательных учреждений начального и среднего
профессионального образования для реализации ими права на поступление в учебные
заведения соответственно среднего или высшего профессионального образования.
Важной
организационно - педагогической мерой будет восстановление на современной
технической основе учета детей школьного возраста и создание государственно -
общественной системы обеспечения обязательного основного общего образования,
мониторинга его реализации.
Для обеспечения
сельским школьникам равных возможностей в получении качественного общего
образования будут осуществлены специальные меры по поддержке сельской школы, а
также ее реструктуризации.
Дети с
ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико -
психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения
преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии
соответствующих медицинских показаний - в специальных школах и школах -
интернатах.
Дети с проблемами
асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным
психолого - педагогическим сопровождением.
Правительство
Российской Федерации планирует осуществить комплексные меры по борьбе с
беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным
сиротством. В их числе:
создание сети
учебно - воспитательных учреждений по типу суворовских, нахимовских училищ,
кадетских школ и корпусов, казачьих школ, летных, мореходных, речных,
промышленных, сельскохозяйственных и других училищ;
создание
специализированных консультативных подростковых центров, где подростки решали
бы свои психолого - педагогические и медико - социальные
проблемы;
рационализация
порядка и процедур усыновления детей, развитие системы приемных семей и детских
домов семейного типа;
расширение
подготовки специальных кадров - социальных педагогов и психологов - по
профилактике социального сиротства и для работы с детьми группы риска;
подготовка и
переподготовка педагогических кадров, а также проведение родительского всеобуча
по профилактике наркомании и алкоголизма;
введение на
федеральном и региональном уровнях специальных уполномоченных по правам
ребенка.
Одна из причин,
вызывающих рост асоциального поведения подростков и молодежи, нерациональная
организация досуговой деятельности и каникулярного времени, подлинной проблемой
которого становится детская безнадзорность. Органами государственной власти
всех уровней и местного самоуправления, органами управления образованием и
образовательными учреждениями с привлечением общественности будут приняты меры
по усилению педагогического влияния на детей и подростков в период летних
каникул и повышению их занятости.
2.2.
Создание условий для повышения
качества общего
образования
Базовое звено образования
- общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию
образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и
на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных
знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной
ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие
современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт
российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного
естественно - математического, гуманитарного и художественного образования.
Воспитание как
первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей
педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и
развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской
ответственности и правового самосознания, духовности и культуры,
инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной
социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих
задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования
детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития
склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального
самоопределения детей и молодежи.
Исключительная роль
в решении задач воспитания принадлежит семье.
В целях создания
необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования
планируется:
по итогам
проводимого эксперимента пересмотреть структуру и содержание общего
образования, включая продолжительность обучения на каждой его ступени (решение
о переходе на 11 - 12-летнее школьное образование будет принято по итогам
эксперимента не ранее 2006 - 2007 годов);
разработать и
ввести в действие государственные образовательные стандарты общего образования
и вариативный базисный учебный план, позволяющий учитывать особенности регионов
и возможности общеобразовательных учреждений;
провести
оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в
образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья
обучающихся, в том числе за счет:
а) реальной
разгрузки содержания общего образования;
б) использования
эффективных методов обучения;
в) повышения
удельного веса и качества занятий физической культурой;
г) организации
мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
д)
улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
е) рационализации
досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и
молодежи;
обеспечить
дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных
образовательных стандартов на основе многообразия образовательных учреждений и
вариативности образовательных программ;
более полно
использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и
развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности;
отработать и ввести
гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации
старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего
профессионального образования;
усилить роль
дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся: экономики, истории,
права, русского, родного и иностранных языков, улучшить профессиональную
ориентацию и трудовое обучение, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность;
обеспечить знания
выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум
одного иностранного языка;
предусмотреть
введение обязательного экзамена по иностранному языку за курс средней школы и
обязательного экзамена по информационным технологиям за курс основной школы;
создать в системе
профессиональной ориентации условия для психологической поддержки молодежи,
помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения
реальных возможностей в освоении той или иной профессии;
отработать в
порядке эксперимента в 2002 - 2003 годах различные механизмы реструктуризации
основной и старшей ступени сельской школы (при сохранении и поддержке
малокомплектных школ и обеспечении в каждом населенном пункте условий для
реализации программ дошкольного и начального образования);
организовать на
селе систему "школьных автобусов";
обеспечить в рамках
Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной
информационной среды (2001 - 2005 гг.)" развитие дистанционного
образования и др.;
разработать
нормативно - правовую базу для развития новых типов общеобразовательных
учреждений, в том числе образовательных центров и комплексов, а также
учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечить
государственную поддержку школ для одаренных детей;
создать эффективную
государственно - общественную систему экспертизы и контроля качества учебной
литературы, а также поддержки организации и проведения конкурсов среди авторов
на создание учебников нового поколения;
обеспечить
государственную поддержку образовательным учреждениям, ведущим инновационную
деятельность, как опорным площадкам процесса модернизации образования;
создать независимую
от органов управления образованием государственную систему оценки качества
образования, которая должна стать действенным и надежным инструментом повышения
эффективности образовательной деятельности.
2.3. Создание
условий для повышения качества
профессионального
образования
Государство
возвращается в образование как гарант качества образовательных программ и
услуг, предоставляемых как общеобразовательными, так и профессиональными
образовательными учреждениями, независимо от организационно - правовых форм.
Предстоит
существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования
в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг,
культуры, армии, государственной службы и др.
В качестве
основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы
развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального
и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития.
Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных
потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом
международных тенденций. В соответствии с этими потребностями предстоит
выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности,
реальную многоуровневую структуру высшего образования. Результаты
прогнозирования потребностей рынка труда, а также рейтинги учреждений
профессионального образования должны доводиться до населения через средства массовой
информации.
Планируется
создание эффективной системы содействия
трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки,
формирование у всех выпускников вузов, ссузов и профессиональных училищ
готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию
собственного дела.
В числе
стратегических направлений развития профессионального образования особое место
занимает укрепление и модернизация материально - технической базы и
инфраструктуры образовательных учреждений. Необходимо включение их в глобальную
сеть Интернет и локальные информационные сети, оснащение вузов современным
оборудованием, приборами, материалами, что обеспечит как повышение качества
учебного процесса, так и поддержку вузовской науки.
Особое внимание
будет уделено развитию в российской высшей школе научных исследований и
разработок, оказывающих решающее влияние на укрепление кадрового и
технологического уровня народного хозяйства страны.
Наряду с этим уже в
ближайшие годы будет реализован ряд мер, направленных на повышение требований к
качеству профессионального образования, в частности:
переаттестацию всех
образовательных программ в области экономики, права и менеджмента;
переаттестацию и
при необходимости повторное лицензирование филиалов вузов, а также
негосударственных вузов, выдающих дипломы государственного образца. К этим
процедурам должны быть привлечены ведущие вузы России, видные ученые
соответствующих специальностей, органы управления образованием субъектов
Российской Федерации.
Необходимо обеспечить
опережающее развитие начального и среднего профессионального образования,
поскольку на современном этапе возрастает потребность народного хозяйства в
высококвалифицированных работниках начального и среднего звеньев производства.
Надлежит существенно актуализировать содержание и повысить качество
профессиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией ее на
международные стандарты качества, интенсифицировать деятельность по укрупнению,
интеграции профессий, решительно повернуть учреждения начального и среднего
образования к потребностям местного рынка труда. Предусмотреть увеличение их
финансирования, в частности для создания современной учебно - методической и
информационной базы обучения, расширения научно - исследовательских работ,
издания учебной литературы для этих уровней образования. Одновременно предстоит
отработать и провести в жизнь оптимальную концепцию реализации общего среднего
образования в начальных и средних профессиональных учебных заведениях,
обеспечить взаимосвязь их профессиональных образовательных программ,
вертикальную мобильность их учащихся.
Серьезному
реформированию подлежит система управления профессиональным образованием.
Необходимо обеспечить качественное изменение во взаимодействии регионов и
федерального центра в вопросах функционирования и развития профессионального
образования всех уровней. В целях повышения эффективности деятельности
учреждений начального и среднего профессионального образования следует
разделить их на два уровня - федерального и регионального подчинения,
предусмотрев возможность передачи части полномочий в этой сфере на
муниципальный уровень.
Для достижения
нового качества профессионального образования будет осуществляться:
прогнозирование
потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных
образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб
занятости;
устранение
сегментации профессионального образования, неоправданного монополизма и слабой
информированности потребителей, а также диспропорций и излишнего дублирования в
подготовке кадров;
оптимизация
перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка
кадров;
структурная и
институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети
его учреждений, отработка различных моделей интеграции начального и среднего,
среднего и высшего профессионального образования, обеспечение реальной
многоуровневости высшего образования, создание университетских комплексов;
радикальное
улучшение материально - технической базы профессиональных учебных заведений;
информатизация
образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий
открытого образования;
углубление в высшей
школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными
высокими технологиями;
повышение статуса
вузовской науки как одного из основных факторов обеспечения высокого качества
подготовки специалистов, развития производительных сил общества и непрерывного
обновления содержания профессионального образования;
интеграция
университетской, академической и отраслевой науки;
разработка в рамках
Федеральной программы развития образования подпрограммы "Университеты
России";
осуществление
государственной поддержки ведущих научных и творческих школ с определением
порядка и форм такой поддержки;
формирование
условий для непрерывного профессионального роста кадров, привлечение в этих
целях ведущих ученых Российской академии наук, обеспечение преемственности
различных уровней профессионального образования и создание эффективной системы
дополнительного профессионального образования, обеспечивающей психологическую
поддержку населению при смене видов деятельности и карьерном росте;
сосредоточение
переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях
начального и среднего профессионального образования с учетом конкурсного отбора
и наличия центров службы занятости;
обеспечение участия
работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального
образования, в том числе в разработке образовательных стандартов, согласующихся
с современными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами),
в формировании заказа на подготовку специалистов, в контрактной подготовке
кадров и проведении кадровой политики на уровне субъектов Российской Федерации;
организация на базе
гражданских учебных заведений высшего и среднего профессионального образования
общепрофессиональной подготовки офицеров по отдельным специальностям
инженерного, социально - экономического и гуманитарного профилей, создание
межвузовских военных факультетов подготовки офицеров запаса.
Для стимулирования
научно - исследовательской деятельности преподавателей высшей школы будут
расширены масштабы ее финансовой государственной поддержки, в том числе - в
форме грантов на конкурсной основе.
Основная
цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника
соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда,
компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и
ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной
работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному
профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности;
удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.
Решение задачи
коренного улучшения системы профессионального образования, качества подготовки
работников в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки
имеет определяющее значение для будущего страны. Оно предполагает совместные
усилия академического и педагогического сообщества, государства,
предпринимательских кругов.
2.4.
Формирование эффективных экономических
отношений в
образовании
В ходе модернизации
образования, рассматриваемого как приоритетная отрасль национальной экономики,
государство будет последовательно наращивать его финансовую поддержку до
необходимой потребности.
Важными элементами
формирования эффективных экономических механизмов
модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и
систему финансирования отрасли, должны стать:
введение
нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального
профессионального образования с учетом обеспечения государственных
образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса;
разработка
дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений
(организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования,
отражающих характер реализуемых ими образовательных программ;
создание системы государственного
образовательного кредитования субсидирования граждан из малообеспеченных семей
и отдаленных территорий для получения ими профессионального образования;
выделение средств
на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение
учреждениями образования учебно - лабораторного оборудования и информационно -
вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также
на повышение квалификации преподавателей;
достижение
прозрачности межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения
образования;
развитие механизмов
финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
с учетом требований модернизации образования;
обеспечение
целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов
разных уровней;
стимулирование
соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального
образования; переход к финансированию учреждений профессионального образования
на контрактной основе;
нормативно -
правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования, в
том числе на основе увеличения разнообразия организационно - правовых форм
образовательных учреждений и организаций;
последовательная
реализация принципа экономической автономии учебных заведений при введении
казначейской системы учета внебюджетных средств образовательных учреждений;
обеспечение
прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово
- экономической ответственности;
создание условий
для привлечения дополнительных средств в учреждения образования; систематизация
льгот, в том числе налоговых;
расширение на базе
образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том
числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного
спроса и как внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений,
стимулирования инновационных образовательных процессов;
создание на базе
образовательных учреждений (особенно в сельской местности) культурно -
образовательных, учебно - производственных, медико - оздоровительных центров;
поддержка
профильного учебного производства на базе образовательных учреждений;
предоставление
возможности использовать средства Федеральной программы развития образования
для финансирования программ развития всех типов и видов государственных и
муниципальных образовательных учреждений на условиях софинансирования из
соответствующих бюджетов.
Система образования
должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на
постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные
интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные
потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу
для привлечения дополнительных финансовых и материально - технических ресурсов.
2.5.
Обеспечение системы образования
высококвалифицированными
кадрами, их поддержка
государством и
обществом
Государство
рассматривает улучшение материального положения и повышение социального статуса
работников образования как одну из приоритетных задач образовательной политики.
Повышение
профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса,
соответствующего запросам современной жизни, - необходимое условие модернизации
системы образования России.
В рамках
подпрограммы "Педагогические кадры России" Федеральной программы
развития образования предусматриваются меры по преодолению негативных тенденций
в кадровом обеспечении образования, повышению социального статуса и
профессионализма педагогических работников. Они будут включать в себя следующие
основные направления:
1. Повышение
статуса педагогического работника.
Все педагогические
работники должны получить возможность реализовать право на:
участие посредством
профессиональных педагогических сообществ (ассоциаций, объединений, союзов и
др.) в управлении образованием, в выработке принципов и направлений
образовательной политики;
свободное получение
профессиональной информации, связанной с образованием;
бесплатное
пользование фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек;
льготное
первоочередное обеспечение жилой площадью в пределах социальных норм, в случае
признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Усиление
государственной поддержки и стимулирования труда педагогических и
управленческих работников образования:
введение
финансирования расходов по оплате труда работников общеобразовательных
учреждений из бюджетов субъектов Российской Федерации; при этом за счет
введения нормативного финансирования должен быть зафиксирован обязательный
надтарифный фонд, дающий возможность образовательному учреждению гибко
устанавливать надбавки и доплаты в целях стимулирования качества работы и
привлечения кадров, пользующихся повышенным спросом на рынке труда;
осуществление
на основе модернизации ЕТС перехода на систему оплаты труда педагогических
работников с учетом специфики образовательной отрасли; доведение к 2006 году
средней заработной платы учителей до уровня средней по промышленности;
введение надбавок
молодым специалистам на первые три года педагогической деятельности, надбавок
за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях, а также
надбавок, стимулирующих высокие результаты педагогической деятельности;
решение в
установленном порядке вопроса об отсрочке призыва в ряды Вооруженных Сил для
выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования,
получивших педагогическую специальность, на время их работы на штатных
должностях с полной учебной нагрузкой педагога, воспитателя, мастера
производственного обучения в учреждениях общего и начального профессионального
образования, имеющих государственную аккредитацию, детских домах и интернатах;
совершенствование
системы пенсионного обеспечения различных категорий педагогических работников;
совершенствование
системы медицинского и социального страхования работников образования;
формирование
отраслевой системы ипотечного кредитования приобретения жилья;
закрепление
нормативно - правовыми актами Российской Федерации льгот педагогическим
работникам в области оплаты жилья и коммунальных услуг в сельской местности.
3. Повышение
профессионализма педагогических кадров:
разработка и
экспериментальная апробация моделей реформирования системы подготовки
педагогических кадров - ее организации, структуры, содержания, принципов
взаимосвязи с образовательной практикой и инновационными процессами в образовании;
увеличение объема и повышение качества подготовки педагогических кадров для
системы начального и среднего профессионального образования;
реорганизация системы учреждений повышения квалификации работников
образования, перевод их финансирования на конкурсную основу и введение
персонифицированного финансирования повышения квалификации педагога на основе
его собственного выбора места дополнительного профессионального образования;
оплачиваемое
государством повышение квалификации или переподготовку в установленных
государством объемах не реже чем один раз в пять лет;
организация и
проведение всеобуча по информационным технологиям для управленческих и
педагогических кадров;
реорганизация
методической службы органов управления образованием; построение ее деятельности
на принципах сетевой организации и маркетинга;
создание
эффективной системы подготовки, повышения квалификации и аттестации
руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений,
введение единого порядка замещения ими руководящих должностей.
Основной задачей
является модернизация системы научно - методического обеспечения образования,
предусматривающая:
качественное
обновление педагогической науки, преодоление неоправданного дублирования
ведомственных институтов и научных учреждений Российской академии образования,
оторванности их от запросов современной образовательной практики;
возрождение
практико - ориентированных научных школ и построение принципиально новых
моделей прикладных исследований, способствующих развитию педагогической науки и
распространению образовательных инноваций;
целевое
финансирование перспективных прикладных исследований и социально -
образовательных проектов.
2.6.
Управление развитием образования на основе
распределения ответственности
между субъектами
образовательной
политики
В процессе
модернизации образования предстоит обеспечить, во-первых, открытость
образования как государственно - общественной системы и, во-вторых, переход от
патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к
усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия.
Необходимо
расширить участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и
управленческих решений в образовании. Этот процесс должен обеспечиваться как
соответствующей нормативно - правовой базой, так и реальными механизмами
действенного общественного участия в развитии образования.
Планируется в
установленном порядке закрепить правовой статус попечительского совета
образовательного учреждения, обеспечивающий участие совета в формировании
перечня платных образовательных услуг, оказываемых учреждением сверх
соответствующих образовательных программ и государственных образовательных
стандартов, определении направлений профориентационной деятельности, решении
кадровых вопросов, организации общественного контроля за
расходованием внебюджетных средств учреждения и др.
Важнейшая задача и
одно из приоритетных направлений модернизации системы образования -
модернизация самой модели управления этой системой. В современных условиях
управление образованием - это прежде всего управление
процессом его развития. Необходимо создать отсутствующую до настоящего времени
единую систему образовательной статистики и показателей качества образования,
сопоставимую с мировой практикой, а также систему мониторинга образования.
Ближайшая цель -
формирование оптимальной модели управления, в которой будут четко распределены
и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех
субъектов образовательной политики, прежде всего образовательных учреждений и
органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих
структур. Должна быть обеспечена гласность и прозрачность обсуждения и принятия
управленческих решений.
В современных
условиях значительную и всевозрастающую часть информации учащиеся получают
самостоятельно и, в первую очередь, через средства массовой информации. В этой
связи планируется разработать и осуществить меры активизации роли средств
массовой информации в формировании культуры, воспитании гражданских качеств,
повышении ответственности за демонстрацию и пропаганду насилия, порнографии,
расовой и национальной розни, религиозной нетерпимости. Будет увеличено число и
повышено качество образовательных программ на государственных радио- и
телеканалах, расширены возможности свободного и оперативного получения
информации, в частности через создание общедоступных электронных библиотек в
рамках Федеральных целевых программ "Электронная Россия" и
"Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005
годы)".
Предполагается
осуществить следующие меры, направленные на развитие образования как открытой и
единой государственно - общественной системы:
введение
государственных минимальных требований нормативной обеспеченности образовательных
учреждений (методической, кадровой, информационной, материально - технической),
за исполнение которых несут ответственность учредители и несоблюдение которых
может служить основанием для прекращения деятельности соответствующих
учреждений;
создание нормативно
- правовой базы для обеспечения широкого развития многообразных договорных
отношений в сфере образования (между гражданами и образовательным учреждением;
между образовательным учреждением и его учредителями; между соучредителями
образовательного учреждения; между образовательными учреждениями и
работодателями);
отработка правовых
и экономических механизмов соучредительства и
софинансирования образовательных учреждений органами государственной власти
федерального и регионального уровня и органами местного самоуправления;
расширение
публичности деятельности образовательных учреждений и органов управления
образованием, в том числе и в части использования
бюджетных и внебюджетных средств;
поддержка
инновационной деятельности образовательных учреждений путем финансирования и
софинансирования наиболее значимых образовательных проектов;
развитие
негосударственных образовательных организаций (учреждений) при одновременном
усилении контроля за качеством реализации ими
образовательных программ;
осуществление в
системе дошкольного образования постепенного перехода к долевому финансированию
дошкольных образовательных учреждений со стороны государства, учредителя и
родителей, при одновременной адресной социальной поддержке малообеспеченных
семей;
упорядочение форм
оплаты дополнительных образовательных услуг сверх государственного
образовательного стандарта в общем и профессиональном
образовании и усиление контроля за использованием полученных средств со стороны
попечительских и родительских советов;
введение
персональных счетов для детей - инвалидов с целью аккумулирования
государственных, корпоративных, спонсорских и родительских средств на
образование и оздоровление каждого ребенка;
повышение
ответственности образовательного учреждения за невыполнение своих функций,
определенных уставом, нормативных условий образовательного процесса,
государственного образовательного стандарта.
Система образования
является сферой взаимодействия интересов государства и общества в лице их
институтов и граждан. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен
иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но
вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых
для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций.
3. Основные
направления, этапы и меры реализации
образовательной
политики
Модернизация
образования - это масштабная программа государства, осуществляемая при активном
содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества
российского образования, которое определяется прежде
всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни
страны.
На первом этапе, в
2001 - 2003 годах, предстоит в полном объеме восстановить ответственность
государства в сфере образования. Государство обеспечивает запуск процесса
модернизации образовательной отрасли, создавая при этом необходимые условия для
широкого участия общества в этом процессе. Модернизация образования
разворачивается и происходит в контексте общего современного процесса
реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими
реформами, одновременно являясь для них источником обеспечения необходимого
кадрового ресурса.
На этом этапе
модернизация образовательной системы тесно связана с процессом ее стабилизации,
с выходом на минимальные необходимые бюджетные нормативы, решением социально
значимых проблем.
Основные
направления и первоочередные меры образовательной политики этого этапа
составляют:
1. Передача оплаты
труда работников общеобразовательных учреждений и обеспечение учебного процесса
на уровень субъектов Российской Федерации и придание муниципальным учреждениям
общего образования статуса государственного образовательного учреждения, а
также:
осуществление мер
по постепенному переходу к долевому финансированию дошкольных образовательных
учреждений и передачу в ведение субъектов Российской Федерации финансирования и
реализации программ дошкольного образования;
разработка
нормативно - правовой базы для соучредительства образовательных учреждений
субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе
образовательных комплексов "школа - детский сад".
2. Обновление
содержания образования и совершенствование механизмов контроля
за его качеством:
принятие
государственных стандартов общего образования;
организация
экспериментальной апробации нового содержания общего образования, его
разгрузка, ориентация на потребности личности и современной жизни страны;
создание условий
для введения профильного обучения в старшей ступени общеобразовательной школы;
формирование и
приведение в действие независимой от органов управления образованием
государственной системы аттестации и контроля качества образования;
экспериментальная
отработка форм единого государственного экзамена.
3.
Совершенствование структуры и увеличение бюджетного финансирования образования:
обеспечение
бюджетного финансирования образования в приоритетном порядке. Ежегодное
увеличение доли бюджетных средств, в том числе в рамках федеральных целевых
программ, направляемых на развитие образования в части приобретения
оборудования и информационных ресурсов, повышения квалификации преподавателей,
капитальных вложений, финансирования экспериментальных инновационных площадок;
нормативное
финансирование образовательных учреждений после экспериментальной отработки его
моделей и других организационно - экономических механизмов,
обеспечивающих эффективное использование средств, направляемых в образование;
ликвидация
задолженностей образовательных учреждений, накопившихся в результате
неисполнения бюджетных обязательств и недофинансирования обязательств по
платежам за коммунальные услуги.
4. Усиление
социальной направленности системы образования:
принятие
комплексных мер по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и
молодежи, социальным сиротством;
обеспечение
адресной социальной поддержки обучающихся из малообеспеченных семей, из числа
инвалидов, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание системы
государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения
возможностей получения детьми из малодоходных семей среднего и высшего
профессионального образования;
расширение
доступности дошкольного образования с адресной поддержкой малообеспеченных
семей;
разработка и
реализация в рамках Федеральной целевой программы "Молодежь России"
подпрограммы "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и
молодежи в Российской Федерации (2002 - 2005 гг.)".
5. Всесторонняя
поддержка сельских и поселковых школ, их приоритетная информатизация и
обеспечение учебным оборудованием, совершенствование их образовательного
процесса и материально - технической базы.
6. Структурная и институциональная перестройка профессионального
образования, усиление его ориентации на федеральный и местные рынки труда:
обеспечение
приоритетной государственной поддержки ведущих вузов, научных и творческих
школ, обеспечение интеграции академической, вузовской и отраслевой науки;
совершенствование
структуры и сети учреждений начального и среднего профессионального
образования, развитие системы профессиональных колледжей, актуализация
содержания и повышение качества профессиональной подготовки, ее ориентации на
потребности местных рынков труда;
развитие системы
образования взрослых и непрерывного профессионального образования, концентрация
переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях
начального и среднего профессионального образования;
введение системы
мер, обеспечивающих реализацию государственных приоритетов в профессиональном
образовании (государственное задание, целевые возвратные субсидии);
создание системы
прогнозирования перспективной потребности в квалифицированных кадрах в разрезе
профессий и специальностей, совершенствование на этой основе формирования
государственных заданий учреждениям профессионального образования.
7. Обеспечение
экономической самостоятельности и разнообразия форм образовательных учреждений
(организаций), инвестиционной привлекательности системы образования путем
внесения поправок в законодательство Российской Федерации и другие нормативные
акты, стимулирование таким образом юридических лиц и
граждан, инвестирующих в образование или оказывающих ему безвозмездную
поддержку.
8. Повышение
социального статуса, государственной поддержки и профессионального уровня
работников образования:
введение надбавок,
стимулирующих высокие результаты педагогической работы, за продолжительность
непрерывной работы в образовательных учреждениях, а также надбавок молодым
специалистам;
на основе
модернизации ЕТС подготовка к осуществлению перехода на систему оплаты труда
педагогических работников с учетом специфики образовательной отрасли;
совершенствование
системы пенсионного обеспечения различных категорий педагогических работников,
их медицинского и социального страхования;
решение вопроса о
предоставлении отсрочки от призыва на действительную военную службу молодым
специалистам и педагогам на время их работы в учреждениях общего образования, в
том числе в детских домах и школах - интернатах, и начального профессионального
образования, имеющих государственную аккредитацию;
разработка и
реализация в рамках Федеральной программы развития образования приоритетного
направления "Педагогические кадры России";
повышение
квалификации и переподготовка педагогических и управленческих кадров по
направлениям модернизации образования за счет средств бюджетов.
9. Принципиальное
обновление системы научно - методического обеспечения образования, перестройка
организации педагогической науки, преодоление ее оторванности от запросов
современного общества и передовой образовательной практики, повышение ее роли в
поддержке, проектировании, экспертизе образовательных инноваций, в обеспечении
непрерывности процессов обновления образования.
10. Приведение
нормативно - правовой базы сферы образования в соответствие с задачами ее
модернизации.
На втором этапе, в
2004 - 2005 годах, предстоит в полном масштабе реализовать изложенные ранее
меры, в частности те, которые проходили экспериментальную проверку на первом
этапе и после оценки результатов получили поддержку, развернуть новые модели
содержания образования, его организации и финансирования. Все это должно быть
основано на детальном анализе регионального опыта и специфики местных условий,
должно обеспечивать достижение основных задач модернизации образования, в
первую очередь - современное качество образования и его реальную доступность
для населения.
Проведенные ранее
эксперименты позволят четко определить социальные риски новых форм и выработать
соответствующие компенсирующие механизмы. В ходе второго этапа будет проведено
последовательное расширение ресурсного обеспечения образования, в первую
очередь со стороны бюджетов всех уровней.
Особое значение на
этом этапе приобретает разработка механизмов управления инновационными
проектами, выстроенными с целью реализации новых моделей в образовании. Эти
модели будут разрабатываться и внедряться с учетом
региональной специфики.
Вместе с тем, на
данном этапе значительно более важную роль в развитии образования должно играть
общество: предприятия, семьи, местное самоуправление, общественные организации.
Это будет обеспечиваться двумя факторами. Во-первых, доходы семей и предприятий
(и прямо зависящие от них возможности местных бюджетов) позволят существенно
увеличить платежеспособный спрос на образование, в первую очередь -
профессиональное, и расширить поддержку образовательных организаций
как в форме бюджетного финансирования, так и в виде спонсорской помощи.
Во-вторых, формирование прозрачных механизмов управления образованием и
образовательными учреждениями сделает более эффективными различные формы
общественной поддержки и контроля.
В целом образование
будет более ориентировано на рынок труда и требования социально -
экономического развития страны. Контракты с конечными потребителями частично
вытеснят форму государственного задания (особенно в начальном и среднем профессиональном
образовании). Это позволит снизить темпы роста бюджетного финансирования
профессионального образования. В то же время бюджетное финансирование общего
образования из региональных и местных бюджетов должно сохранять высокие темпы
роста до конца десятилетия.
Во второй половине
десятилетия, в 2006 - 2010 годах, должны четко обозначиться первые результаты
модернизации образования:
рост его
ресурсообеспеченности в результате эффективного перенаправления сложившихся
финансовых потоков (при этом частные средства, поступающие в образование, могут
возрасти с 1,3% до 2,5% ВВП);
реальное повышение
качества общего и профессионального образования, выход общеобразовательной
школы на уровень современных требований и профессиональной школы на
международный уровень; на этой основе экспорт образовательных услуг России
может составить от 2 до 3 млрд. долларов США;
снижение социальной
напряженности в обществе, локализация очагов социального неблагополучия в виде
детской беспризорности и преступности;
на основе повышения
заработной платы работников образования будут обеспечены рост социального
статуса и улучшение качественного состава педагогического корпуса, в частности,
его омоложение;
повышение
конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности профессионального
образования в результате опережающего обновления материально - технической базы
начального и среднего профессионального образования, их адаптации к рынкам
труда.
Одобряя данную
Концепцию, Правительство Российской Федерации считает, что уже в ближайшие
месяцы, в течение которых необходимо завершить разработку обновленной
образовательной политики и механизма запуска модернизации образования,
государственные и общественные институты страны должны продемонстрировать
решимость и последовательность в реализации планов модернизации российского
образования на период до 2010 года.