Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 16 мая 2002 г. N 14-55-353ин/15

 

О МЕТОДИКЕ СОЗДАНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ДЛЯ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

 

Направляем для практического использования в работе Методику создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, разработанную на основе результатов научных исследований, выполненных в рамках подпрограммы "Научное и научно-методическое обеспечение функционирования системы образования" в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов МИСиС под руководством доктора педагогических наук, профессора Ю.Г. Татура.

Министерство информирует, что при разработке оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов по конкретному направлению подготовки или специальности следует руководствоваться также методическими рекомендациями соответствующего УМО по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний.

 

Заместитель Министра

Л.С.ГРЕБНЕВ

 

 

 

 

 

Приложение

к письму Минобразования РФ

от 16 мая 2002 г. N 14-55-353ин/15

 

МЕТОДИКА

СОЗДАНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1. Структура фонда оценочных средств

 

Под фондом оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее - фонд оценочных средств) понимается комплект методических материалов, предназначенный для решения задачи соответствия, т.е. для установления в ходе аттестационных испытаний выпускников, завершивших освоение основной образовательной программы по определенному направлению или специальности, факта соответствия (или несоответствия) уровня их подготовки требованиям соответствующего ГОС ВПО.

В фонд оценочных средств входят:

1) для итогового экзамена:

программа итогового экзамена;

совокупность заданий, предназначенных для предъявления выпускнику на экзамене, и критерии их оценки;

методические материалы, определяющие процедуру проведения экзамена;

2) для выпускной квалификационной работы:

методические материалы, определяющие процедуру и критерии оценки соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО, на базе подготовки, выполнения и защиты им выпускной квалификационной работы.

 

2. Методика создания оценочных средств

 

Создание фонда оценочных средств следует проводить поэтапно:

1. Предварительный этап.

В начале этого этапа устанавливается полный состав требований к выпускнику. С этой целью требования, содержащиеся в конкретных ГОС ВПО, дополняются требованиями, которые вытекают из заявленных вузом целей и академических свобод вузов.

Весь комплекс требований необходимо разделить на два массива. Один из них может стать объектом оценки на итоговых экзаменах (массив "ТЭК"), другой может стать объектом оценки в ходе подготовки, выполнения и защиты выпускником квалификационной работы (массив "ТКР"). При этом допускается наличие в обоих массивах одинаковых элементов-требований, что означает возможность оценки соответствия выпускника этим требованиям на каждом виде итоговой государственной аттестации.

При этом некоторые из сформированных требований, включая содержащиеся в ГОС ВПО, могут не войти ни в массив ТЭК, ни в массив ТКР, поскольку соответствие этим требованиям не подлежит оценке в форме экзаменационных испытаний.

2. Основной этап.

Первая задача основного этапа - формирование содержания оценочных средств для решения задачи соответствия в ходе итогового экзамена.

2.1. Формирование содержания указанных оценочных средств необходимо начать с выделения массива основных учебных модулей (ОУМ). ОУМ - это учебная дисциплина из образовательной программы, ее раздел или тема, непосредственно формирующие в ходе подготовки студентов их способность (готовность) отвечать тем или иным требованиям, предъявляемым к ним из массива ТЭК. Наиболее типичным вариантом будет наличие ряда основных модулей, относящихся к различным дисциплинам, но формирующих одно и то же интегральное знание или умение выпускника, включенное в качестве требования к нему в ТЭК. Причем каждый модуль может быть достаточным для формирования соответствующей способности, а может иметь только статус необходимого, т.е. формирующего данную способность только в совокупности с другими модулями.

2.2. Для каждого выделенного модуля следует сформулировать контрольный вопрос (задачу), по результатам выполнения которого можно судить о степени освоения экзаменуемым учебного материала модуля и, следовательно, о соответствии экзаменуемого тому или иному предъявляемому требованию. (Очевидно, что на базе одного модуля могут быть сформулированы несколько вопросов.) Учитывая наличие основных модулей, относящихся к одному требованию, возможна формулировка вопроса, исходящего одновременно из материалов нескольких модулей. Такой вопрос формулируют, как правило, в виде междисциплинарной (комплексной) задачи, для решения которой необходимо освоение соответствующих основных модулей.

Соотношение моно- и междисциплинарных вопросов (задач) в полученном массиве может быть одним из аргументов при решении вопроса о проведении монодисциплинарного, полидисциплинарного или междисциплинарного итогового экзамена <*>. Возможно, что итоговый экзамен может носить смешанный характер, т.е. выпускнику могут быть одновременно предложены и монодисциплинарные вопросы, и междисциплинарные задания.

--------------------------------

<*> Здесь полидисциплинарный экзамен - это экзамен, где каждый из заданных экзаменующемуся вопросов опирается лишь на одну дисциплину, но среди самих вопросов могут быть относящиеся к различным дисциплинам; а под междисциплинарным понимается экзамен, где ответ на любое задание (вопрос) требует знаний из различных дисциплин.

 

2.3. Следующий шаг - это формирование конкретных экзаменационных заданий, предъявляемых экзаменующимся (экзаменационных билетов). На этом этапе предстоит сформировать необходимое количество заданий (не менее числа экзаменуемых), в состав каждого из которых входят несколько вопросов (задач) из полученного на предыдущем этапе массива контрольных вопросов. Прежде чем приступить к этой работе, необходимо установить процедуру проведения итогового экзамена (нормативный срок выполнения выпускником задания, предъявляемого на итоговом экзамене, учебно-методические, технические и эргономические условия его проведения и др.).

Основная методическая трудность данного этапа - это необходимость обеспечения во время проведения экзамена высокой значимости каждого задания для решения задачи соответствия. С этих позиций значимость задания определяется тем, насколько ограниченное число вопросов задания позволяет вынести интегральное решение о соответствии выпускника требованиям ГОС. Учитывая, что в массиве ТЭК могут находиться требования, соответствие которым имеет различную значимость (вес) для успешной профессиональной деятельности выпускника, следует стремиться к включению в состав каждого задания таких контрольных вопросов (задач), которые соотносятся с наиболее значимыми требованиями. Процедуру установления значимости (веса) требований рекомендуется проводить с помощью экспертов, причем отдельно для каждого вида профессиональной деятельности специалиста. Одновременно, имея значения веса каждого требования, а следовательно, и представление о весе каждого вопроса, следует формировать задания с равной или близкой суммой весов входящих в него вопросов.

2.4. На заключительной стадии формирования содержания оценочных средств для проведения итогового экзамена необходимо установить критерии (критерий), по которым можно судить о соответствии или несоответствии выпускника требованиям ГОС.

Учитывая, что готовность выпускника к профессиональной деятельности является основной целью образовательной программы, предлагается считать выпускника соответствующим требованиям ГОС ВПО, если он в ходе итогового экзамена демонстрирует комплекс знаний и умений, свидетельствующий о его готовности (способности) решать задачи профессиональной деятельности в типовых ситуациях без погрешностей принципиального характера <*>.

--------------------------------

<*> В педагогической литературе такой уровень освоения часто называют репродуктивным, предусматривающим прямое воспроизведение усвоенного алгоритма решения типовой задачи и действий на том же элементе, на котором было осуществлено обучение.

 

Ниже данного порогового значения, которое в действующей балльной системе оценок соответствует оценке в 3 балла, лежит область несоответствия уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО, что влечет за собой неприсвоение ему квалификации, соответствующей данной образовательной программе. Над этим значением уровень подготовки выпускника может быть оценен баллами 4 или 5. Для повышения уровня объективности при принятии жизненно важного для выпускника решения о присвоении ему квалификации специалиста с высшим образованием (бакалавр, специалист, магистр) можно с большей конкретностью установить пороговое значение для оценки как задания в целом, так и каждого входящего в задание вопроса (задачи). С этой целью возможно, например, описать принципиально значимые элементы ответа, отсутствие которых есть "погрешность принципиального характера".

3. Вторая задача основного этапа - формирование оценочных средств для решения задачи соответствия по итогам выпускной квалификационной работы.

3.1. Начать формирование указанных оценочных средств для конкретного направления или специальности необходимо с четкого соотнесения тем предлагаемых выпускникам дипломных работ (проектов) с видами и задачами профессиональной деятельности, указанными для специалиста соответствующего профиля в ГОС. Это позволит уже на этой стадии организации выпускной квалификационной работы уточнить основание оценки каждого выпускника на ГАК.

Затем следует сопоставить структуру квалификационной работы с требованиями, составляющими массив ТКР. Необходимо, чтобы поставленные перед выпускником в задании на выпускную квалификационную работу цели и задачи в максимально возможной степени отражали формулировки этих требований.

3.2. Следующий шаг при решении второй задачи основного этапа - это разработка методических документов для каждого из субъектов, имеющих право, согласно "Положению об итоговой государственной аттестации выпускников вузов Российской Федерации", оценивать выполнение выпускником квалификационной работы. К ним относятся:

- руководитель студента, выполнявшего выпускную квалификационную работу;

- рецензент;

- члены ГАК, участвующие в процедуре защиты выпускником квалификационной работы.

Методические документы для руководителя должны включать форму отзыва и, по необходимости, методические указания к ее заполнению. Основная структура отзыва - это упорядоченное перечисление качеств выпускника, выявленных в ходе его работы над заданием. Особое внимание руководителя следует обратить на необходимость оценить соответствие выпускника требованиям к его личностным характеристикам типа "самостоятельность", "ответственность", "умение организовать свой труд" и т.п. (если они зафиксированы в ГОС) <*>.

--------------------------------

<*> В ряде случаев, когда руководитель дипломника являлся ранее и руководителем преддипломной практики, целесообразно разработать форму задания и форму отзыва о прохождении практики исходя из тех же положений, что сформулированы для форм задания и отзыва, касающихся выполнения квалификационной работы.

 

Методические документы для рецензента должны включать структуру (или форму) отзыва и, по необходимости, пояснения к заданной структуре, а также принятые критерии оценки соответствия. При этом рецензент должен сосредоточить внимание на качестве выполненной работы. В связи с этим необходимо предложить рецензенту дать прямую оценку выполненной выпускником работы требованиям ГОС. Учитывая возможную недостаточную компетентность рецензента в сфере содержания ГОС, целесообразно в специальной памятке рецензенту привести требования, составляющие массив ТКР.

Методические документы для членов ГАК, участвующих в процедуре защиты квалификационной работы, включая ее председателя, могут содержать рекомендуемую форму оценочного листа и необходимые пояснения к ней (для каждого члена ГАК), а также полный текст ГОС ВПО по соответствующему направлению или специальности (один на комиссию). Структура формы оценочного листа должна содержать поле требований к выпускнику, которые могут быть проверены в ходе защиты выпускной работы. В пояснении необходимо привести критерий оценки соответствия <*>.

--------------------------------

<*> Во всех случаях, когда субъектам оценки предлагается критерий оценки соответствия, он должен быть одним и тем же.

 

Целесообразно установить его тождественным или максимально близким к критерию, принятому на госэкзамене. Главная причина, определяющая эту близость - единство основания оценки - способность (готовность) к профессиональной деятельности.

С целью дальнейшего совершенствования заявляемых вузом целей сформированных оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта целесообразно использовать:

- опросные листы выпускников предыдущих лет для получения оценки с их стороны качества полученной подготовки с позиций соответствия требованиям ГОС ВПО;

- опросные листы и механизм проведения и обработки материалов (в том числе с использованием современных информационных технологий) для руководителей организаций и учреждений, где работают молодые специалисты, об уровне их подготовки, позволяющие судить о "внешней" оценке соответствия этого уровня требованиям к нему, изложенным в основной образовательной программе вуза.

 

БЛОК-СХЕМА

ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ

ГОС ВПО

 

         ┌──────────────────────────────────────────────┐

             Полный состав требований к выпускнику    

         │(требования ГОС ВПО, дополнительные требования│

         │ вуза с учетом квалификационных характеристик)│

         └──────┬──────────────────────────────┬────────┘

                                             

                \/                             \/

 ┌──────────────┴─────────────┐    ┌───────────┴────────────────┐

   Требования, проверяемые          Требования, проверяемые 

 │на государственном экзамене │      на выпускной квал. работе │

 ├────────────────────────────┤    ├────────────────────────────┤

             ТЭК                              ТКР           

 └───┬────────┬─────┬─────┬───┘    └────┬─────┬─────┬─────┬─────┘

     \/       \/         \/                          

 ┌───┴──┐  ┌──┴───┐ │  ┌──┴───┐                       

 │ ОУМ 1│  │ ОУМ 2│ \/ │ОУМ n │                       

 └─┬────┴──┴──────┴─┴──┴────┬─┘                       

   │Основные учебные модули │                         

   │(учебные дисциплины, их │                         

      разделы или темы)                              └──────┐

   ├────────────────────────┤                                

             ОУМ                                └────────┐  

   └────────────────────────┘                                

                                                             

                                                             

                                        \/    └───────────┐    

┌───────────────────────────────────────┴─────────────┐       

│Методические рекомендации по подготовке тем выпускных│       

                работ. Форма задания                        

└─────────────────────────────────────────────────────┘       

┌───────────────────────────────────────────────────────┐ │    

   Методические документы (в том числе форма отзыва)   ├<┘    

                  для руководителя                           

└───────────────────────────────────────────────────────┘      

┌───────────────────────────────────────────────────────┐      

   Методические документы (в том числе форма отзыва)   ├<───┘  

                  для рецензента                              

└───────────────────────────────────────────────────────┘       

┌───────────────────────────────────────────────────────┐       

   Методические документы для членов Государственной   ├<───────┘

               аттестационной комиссии                

└───────────────────────────────────────────────────────┘

 

┌───────────────────────────────┐ ┌───────────────────────────────┐

   Монодисциплинарные задачи   │ │    Междисциплинарные задачи  

      (контрольные вопросы)    │ │      (контрольные вопросы)   

├─────┬─────┬─────────────┬─────┤ ├─────┬─────┬─────────────┬─────┤

  1    2       ...       m  │ │  1    2       ...       n 

└─────┴─────┴─────────┬───┴─────┘ └─────┴───┬─┴─────────────┴─────┘

                                          

                      \/                    \/

               ┌──────┴─────────────────────┴─────┐

                     Экзаменационные билеты     

                                                

               └───────────────┬──────────────────┘

                              

                               \/

         ┌─────────────────────┴───────────────────────┐

         │Критерии оценки соответствия (несоответствия)│

                выпускника требованиям ГОС ВПО       

         └─────────────────────────────────────────────┘

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024