МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 июня 2002 г. N 29/2194-6
Направляем для
использования в работе Рекомендации по организации логопедической работы в
специальном (коррекционном) учреждении VIII вида.
Одновременно
разъясняем, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 32 Закона
"Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г.
N 12-ФЗ распределение должностных обязанностей относится к компетенции
образовательного учреждения и в соответствии с пунктом 4 статьи 55 указанного
Закона при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники
имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки
знаний обучающихся, воспитанников. Надеемся, что предлагаемые Рекомендации
могут оказать помощь при организации логопедической работы с обучающимися,
воспитанниками специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII
вида.
Начальник
Управления
специального
образования
Т.В.ВОЛОСОВЕЦ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ VIII ВИДА
Развитие речи
обучающихся специального (коррекционного) учреждения VIII вида характеризуется
целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых
обучающихся типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный
и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения
в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя.
Обучение в
коррекционном учреждении оказывает решающее воздействие на психическое развитие
умственно отсталых детей. Под влиянием его происходит как общее, так и речевое
развитие обучающихся: увеличивается и уточняется
словарь, совершенствуется умение пользоваться уже имеющимися грамматическими
формами и происходит овладение новыми, уточняется звуковой состав слова,
развиваются навыки звукового анализа и синтеза.
Но помимо
особенностей развития речи, характерных для всех умственно отсталых детей, у
значительной части обучающихся коррекционного учреждения имеются те или иные
нарушения речи: неправильное произношение звуков - фонетический дефект,
дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание.
Нарушения устной
речи еще более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности умственно
отсталых обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве
случаев ведут к нарушениям письменной речи.
Коррекция нарушений
речи умственно отсталых обучающихся требует организации специальной
логопедической работы. Поэтому в учебном плане специального (коррекционного)
образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических
занятий, которые проводятся учителем - логопедом, имеющим соответствующее
образование.
Обследование
речи обучающихся
и отбор их для
логопедических занятий
В начале учебного
года должны быть обследованы все вновь принятые обучающиеся (независимо от
класса, в который они зачислены).
Обследованию
подлежат также и обучающиеся, занимавшиеся у логопеда в предыдущем году и
оставленные для продолжения обучения (с целью выявления состояния речи к началу
учебного года).
Обследование речи
должно охватывать произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание,
словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма.
Внешне сходные
проявления нарушения речевой деятельности могут иметь разный характер и
затрагивать различные компоненты речевой деятельности.
Например, нарушения
произношения могут затрагивать только произносительные процессы и выражаться в
нарушениях внятности речи. Другие компоненты устной речи, а также письменная
речь оказываются ненарушенными.
В некоторых случаях
нарушения произношения выступают вместе с нарушениями фонематической системы
языка, что влечет за собой нарушения чтения и письма.
И наконец,
нарушения произношения могут выступать на фоне общего недоразвития речи,
охватывающего фонетико - фонематическую и лексико - грамматическую стороны.
Логопед должен
путем тщательного специального обследования, прежде чем приступить к
коррекционной работе, выяснить характер нарушения речевой деятельности и
потенциальные возможности обучающегося.
Первичное
обследование речи обучающихся может проводиться в
классной обстановке. Каждому обучающемуся предлагается ответить на несколько
вопросов бытового характера, прочесть наизусть стихотворение или повторить за
логопедом одну - две специально подобранные фразы. Изучение состояния письма у
ранее обучавшихся в иных образовательных учреждениях обучающихся проводится при
помощи диктантов, тексты которых должны отвечать условиям логопедической
проверки и соответствовать требованиям программы каждого класса.
Всех обучающихся с
нарушениями речи, обнаруженных в результате первичного обследования, логопед
отмечает в специальном журнале учета (Приложение 1).
Устная и
письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно
изучается логопедом в условиях индивидуального обследования обучающихся
традиционными логопедическими приемами.
Для обследования
произношения могут применяться фонетические альбомы, в которых даются слова
различной слоговой структуры, а проверяемые звуки предлагаются в разных
положениях (в начале, середине, конце слова).
При изучении навыков
звукового анализа проверяется умение обучающихся узнавать и различать на слух
изолированные звуки, звуки в слогах и словах, умение сосчитать количество
звуков в слове, произвести последовательное и выборочное выделение звуков.
Данные
индивидуального обследования записываются в речевую карту, заполняемую на
каждого обучающегося с нарушением речи (Приложение 2).
Обследование речи
обучающихся, занимавшихся у логопеда в предыдущем году, может проводиться не
полностью, а только по тем параметрам, которые были намечены логопедом для
продолжения занятий. Соответственно заполняется и речевая карта.
Из числа обучающихся, имеющих нарушения речи, отбираются остро
нуждающиеся в логопедической помощи. Остальные зачисляются кандидатами и
вызываются логопедом на занятия по мере устранения нарушений речи у ранее принятых обучающихся.
Основным критерием
при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение
для успеваемости и общения обучающегося. Первоочередному зачислению на
логопедические занятия подлежат обучающиеся с такими нарушениями произношения,
которые мешают их речевому общению, усвоению чтения и письма, а также
обучающиеся, недостатки речи которых обусловлены
ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, тяжелой формой заикания и некоторыми
другими.
К речевой карте
каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, прилагается план
занятий с ним. План составляется на основании логопедического заключения,
обобщающего все данные обследования.
Организационный
период, предшествующий началу систематических логопедических занятий и
включающий в себя обследование обучающихся, комплектование групп и оформление
первичной логопедической документации, рассчитан на две - три недели учебного
года.
Организация
и проведение логопедических занятий
Логопедические
занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и
утверждаемому в установленном порядке.
На логопедические
занятия отводятся 5-е, 6-е уроки, свободные от классных занятий, и внеклассное
время (в частности, режимные моменты после обеда). По договоренности с
администрацией учреждения и учителями классов логопед может брать обучающихся с
некоторых уроков.
Работа по
исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей,
программы по родному языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.
Логопед проводит
индивидуальные и групповые занятия. Занятия каждой группы и индивидуальные
занятия проводятся 2 - 4 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится,
как правило, 20 минут на каждого обучающегося. На занятия с группой обучающихся
отводится, как правило, 20 - 45 минут.
Как правило,
индивидуальные занятия проводятся с обучающимися,
нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших
нарушение произношения.
Логопед комплектует
группы по признаку однородности речевого нарушения у обучающихся, по
возможности, из обучающихся одного класса или двух параллельных или смежных
классов (например, 2 - 3-х классов). В первых классах группы комплектуются
только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора
особого учебно - дидактического материала.
Рекомендуемая
наполняемость групп для логопедических занятий - 2 - 4 обучающихся.
При необходимости
логопед может производить перераспределение обучающихся
по группам. Так, для закрепления и дифференциации
поставленных на индивидуальных занятиях звуков целесообразно объединить
обучающихся в группы, что значительно повышает эффективность работы. И наоборот, на определенном этапе часть обучающихся группы
может быть выделена для индивидуальной работы.
Логопедические
занятия рекомендуется проводить в логопедическом кабинете. Для логопедического
кабинета отводится изолированное помещение, оснащенное необходимым учебно -
дидактическим материалом (Приложение 3).
Посещение
логопедических занятий обязательно для всех принятых на занятия обучающихся.
Ответственность за посещение обучающимися
логопедических занятий возлагается на логопеда, учителя класса и руководителя
учреждения.
Логопед ведет
журнал учета посещаемости занятий, для которого может использоваться обычный
классный журнал или журнал, изготовленный по типу классного журнала. По
окончании учебного года логопед составляет отчет о проделанной работе
(Приложение 4).
Контакт
логопеда с учителями, воспитателями,
педагогом -
психологом
Логопеду следует
вести работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, которые на уроках,
при подготовке домашних заданий, в быту могут способствовать закреплению
речевых навыков, приобретаемых обучающимися в процессе логопедических занятий.
Контакт логопеда с
учителями может осуществляться на всех этапах логопедической работы, начиная с
первичного обследования, о результатах которого логопеду рекомендуется
поставить в известность учителя и воспитателя данного класса, и кончая выпуском
обучающегося. В случае необходимости учитель и воспитатель должны создать, по
рекомендациям логопеда, определенные условия для обучающегося (индивидуализация
контрольных работ по родному языку в особо тяжелых случаях нарушения письма,
организация речевого режима для заикающихся
обучающихся и т.п.).
Для информации о
состоянии произношения обучающихся, посещающих
логопедические занятия, может использоваться таблица произношения, из которой
видно, какой звук поставлен и что следует требовать от обучающихся в
произношении.
При завершении
логопедических занятий с обучающимся логопед
инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до
полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время.
Логопед может
посещать уроки родного языка, развития речи, чтения и другие с целью проверки
речевых возможностей обучающихся, имеющих нарушения речи (в свободное от
логопедических занятий время). В свою очередь учителя и
воспитатели могут также периодически присутствовать на логопедических занятиях,
чтобы постоянно быть в курсе проводимой работы с обучающимися данного класса.
Логопед должен
хорошо ориентироваться в программных требованиях, в методах и приемах обучения
родному языку и учитывать их в своей работе. Эффективность логопедических
занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно
повышается, если логопед использует дидактический материал в соответствии с
темой программы, которая изучается в классе.
В первых и вторых
классах логопед помогает учителям консультациями, соответствующей методической
литературой в организации фронтальных уроков по развитию фонематического
восприятия, формированию звукового анализа; особое внимание на этих уроках
должно уделяться выделению и последующей дифференциации смешиваемых звуков. Для
проведения этих уроков требуется знакомство учителей с основными принципами и
приемами логопедической работы. Поэтому особенно важна помощь логопеда в
случаях, когда учитель не имеет специального образования.
Лучшей
формой работы может являться педагогический семинар, во время которого логопед
проводит занятия как с отдельными обучающимися, так и с группами обучающихся
(того или иного класса или с теми или иными недостатками речи), и детально
разъясняет как демонстрируемые речевые нарушения, так и приемы логопедической
работы. Работа логопеда с учителями и
воспитателями может иметь и другие формы: индивидуальные беседы, открытые
занятия, сообщения на заседаниях методических объединений с демонстрацией
магнитофонных записей речи обучающихся при поступлении и выпуске, сравнение
письменных работ на разных этапах работы.
Логопед должен
помочь и воспитателям в организации речевой работы с обучающимися.
Помимо включения
определенных требований к речи обучающихся во все режимные моменты, воспитателю
рекомендуется проводить так называемые "логопедические минутки",
составляемые логопедом в зависимости от состава класса. В воспитательские часы
могут быть широко включены речевые игры.
Воспитатель
совместно с логопедом, поставив определенную цель (выработка темпа, четкости,
выразительности в речи, закрепления словаря и т.п.), во время игры предъявляет
обучающимся соответствующие требования, используя эмоциональную
заинтересованность детей в игре.
Логопеду следует
работать в тесном контакте с педагогом - психологом, так как занятия педагога -
психолога с обучающимися могут оказывать существенную
помощь в формировании психологической базы речевой деятельности обучающихся.
В конце учебного
года логопед может проводить речевой утренник, на котором обучающиеся,
окончившие логопедические занятия, демонстрируют свои успехи. В речевом
утреннике могут принимать участие все обучающиеся, имеющие нарушения речи и
занимающиеся с логопедом, независимо от этапа работы с ними (кроме
начального). В этих случаях для них подбирается соответствующий материал.
Рекомендуется
практиковать выступления логопеда на педагогических советах с целью пропаганды
логопедических знаний среди учителей.
Контакт
логопеда с врачом
Очень важен деловой
контакт логопеда с врачом учреждения. Логопед должен быть знаком с данными
медицинского обследования для уточнения этиологии и характера речевого нарушения обучающихся с целью нахождения наиболее
правильного и эффективного коррекционного подхода к ним, соответствующего тому
или иному нарушению.
Связь
логопеда с родителями
Работа логопеда с
родителями может осуществляться путем личного контакта с отдельными родителями,
участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с
детьми, в процессе которой предполагается организация правильного отношения к
речи ребенка в домашней обстановке и помощь в выполнении домашних заданий,
даваемых логопедом.
Документация
логопеда
В начале учебного
года логопед планирует работу на год, вводя в план все разделы своей деятельности
(ориентировочно по тем же пунктам, которые указаны в отчете за год).
На основании
материалов обследования обучающихся логопед составляет индивидуальные планы
занятий, а также перспективные планы для каждой группы обучающихся. В плане для
группы отмечается: состав обучающихся с краткой характеристикой имеющихся
нарушений речи, основная последовательность работы и ориентировочные сроки,
учебно - наглядные пособия.
Кроме того,
логопеду рекомендуется иметь планы ежедневных занятий.
Логопед ведет журнал
учета обучающихся с недостатками речи, журнал учета
посещаемости; заполняет на обучающихся, принятых на логопедические занятия,
речевую карту.
В конце учебного
года логопед составляет отчет о работе, проделанной за год.
Приложение 1
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА
ЖУРНАЛА
УЧЕТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С НЕДОСТАТКАМИ РЕЧИ
N
п/п
|
Фамилия,
имя
|
Год
рождения
|
Успевае-
мость по
русскому
(родному)
языку
|
Недоста-
ток речи
|
Дата
зачис-
ления на
логопеди-
ческие за-
нятия
|
Дата
завершения
занятий
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
РЕЧЕВАЯ КАРТА
(заполняется на
каждого обучающегося)
1. Фамилия, имя.
2. Возраст.
3. Класс.
4. Жалобы учителя
или родителей.
5. Краткая
характеристика обучающегося по данным педагогических наблюдений (устойчивость
внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, отношение обучающегося
к своему речевому нарушению).
6. Заключение
психолого - медико - педагогической комиссии.
7. Данные о ходе
развития речи.
8. Состояние слуха,
зрения.
9. Состояние
артикуляционного аппарата (строение, подвижность).
10. Общая
характеристика речи (запись беседы, самостоятельной речи):
а) словарный запас
(охарактеризовать и привести примеры: словарь в пределах обихода, шире и т.д.;
правильно ли используются слова по назначению, какие имеются замены слов; какие
части речи преимущественно употребляются);
б) грамматический
строй (указать возможности формообразования, построения предложений, типы употребляемых
предложений);
в) произношение и
различение звуков: 1) произношение звуков (отсутствие, замена, искажение
отдельных звуков); 2) различение звуков на слух; 3) произношение слов с
различным слоговым составом;
г) темп и
плавность.
11. Понимание речи.
12. Письмо (образцы диктантов первичного обследования, а у обучающихся,
имевших недостатки письма, и при завершении логопедической работы):
а) успеваемость по
письму к моменту поступления на логопедические занятия;
б) навыки анализа и
синтеза звукового состава слов;
в) указать, имеются
ли характерные для дисграфии замены букв.
13. Чтение: а)
успеваемость по чтению в начале логопедических занятий; б) характеристика
овладения техникой чтения; в) ошибки при чтении; г) понимание прочитанного.
14. Заключение логопеда.
В конце учебного
года к речевой карте прилагается описание результатов работы с обучающимся за истекший учебный год.
Приложение 3
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК
ОБОРУДОВАНИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО
КАБИНЕТА
┌─────┬──────────────────────────────────────────────────────────┐
│N
п/п│ Наименование оборудования │
├─────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│1. │Парты
│
│2. │Стол канцелярский │
│3. │Стул
│
│4. │Шкаф для пособий
│
│5. │Классная доска
│
│6. │Настенное зеркало для логопедических
занятий 50 x 100 │
│7. │Настольное зеркало размером 60 x
80 │
│8. │Зеркало для индивидуальной работы 9 x
12 (10 шт.) │
│9. │Стенные часы
│
│10. │Настольная лампа
│
│11. │Халат
│
│12. │Магнитофон, телевизор,
видеомагнитофон, компьютер
│
│
│(в зависимости от возможностей образовательного │
│ │учреждения)
│
│13. │Умывальник, мыло, полотенце │
│14. │Логопедические зонды, шпатели, спирт,
вата <*> │
│15. │Разрезные азбуки и кассы к ним │
│16. │Альбом с картинками для исследования
произношения звуков │
│17. │Наборы картинок, картинное лото,
предназначенные для │
│ │работы над речевым материалом на
различные группы звуков │
│18. │Книги - пособия с речевым материалом
для закрепления │
│ │произношения разных звуков │
│19. │Наглядный материал
по развитию речи (предметные, сюжетные,│
│ │серийные картинки и т.д.) │
│20. │Настольные игры (различные
лото, кубики, мозаика, │
│ │специальные лото и др.) и игрушки
(мебель, посуда, │
│ │животные, птицы; игрушки,
предназначенные для развития │
│ │дыхания и т.д.)
│
│21. │Учебники по русскому (родному) языку,
книги с материалом │
│ │для чтения, рассчитанные на обучающихся разных классов │
│ │учреждения, методические и учебные
пособия │
└─────┴──────────────────────────────────────────────────────────┘
--------------------------------
<*>
Логопедические зонды и шпатели должны быть индивидуальными. При невозможности
иметь индивидуальные зонды логопед должен иметь возможность подвергать зонды
кипячению после каждого использования.
Примечание. Над
стенным зеркалом должно быть электрическое освещение.
Приложение 4
СХЕМА ОТЧЕТА О
РАБОТЕ ЛОГОПЕДА ЗА ГОД <*>
--------------------------------
<*> Данная
схема является примерной.
1. Фамилия, имя,
отчество.
2. Наименование
учреждения.
3. Общее количество
обучающихся, страдающих недостатками речи по
учреждению (с указанием дефекта).
4. Количество обучающихся, принятых в истекшем учебном году на
логопедические занятия (с указанием дефекта).
5. Количество обучающихся, поставленных на очередь.
6. Количество обучающихся, выпущенных с хорошей речью.
7. Количество
обучающихся, оставленных для продолжения занятий (указать, сколько из них
получили улучшения в речи и в чем они выражаются).
8. Работа логопеда
с учителями, воспитателями, родителями.
9. Повышение
квалификации логопеда (посещение курсов, занятий при методическом кабинете и
др.).