МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
N 619
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 2678
ПРИКАЗ
от 12 июля 2002 года
ОБ "ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (НА 2002 - 2005 ГГ. И ДО 2010 ГОДА)"
В целях дальнейшего
совершенствования системы аграрного образования, повышения качества и
эффективности подготовки кадров для АПК приказываем:
1. Утвердить
"Отраслевую программу развития аграрного образования (на 2002 - 2005 гг. и
до 2010 года)".
2. Депобразованию,
другим заинтересованным структурным подразделениям Министерства сельского
хозяйства Российской Федерации, Управлению начального профессионального
образования Министерства образования Российской Федерации совместно с
подведомственными образовательными учреждениями начального, среднего, высшего и
дополнительного профессионального образования осуществить практические меры по
реализации "Отраслевой программы развития аграрного образования (на 2002 -
2005 гг. и до 2010 года)".
3. Рекомендовать
органам государственного управления АПК и образованием субъектов Российской
Федерации совместно с подведомственными образовательными учреждениями
начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования
разработать региональные программы развития аграрного образования с учетом
перспектив развития АПК и местных условий.
4. В целях
координации работы по реализации кадровой политики в АПК, осуществления контроля за исполнением "Отраслевой программы развития
аграрного образования (на 2002 - 2005 гг. и до 2010 года)" создать
Центральный совет по кадровой политике и образованию Министерства сельского
хозяйства Российской Федерации. Депобразованию в месячный срок подготовить
проект Положения о Центральном совете по кадровой политике и образованию
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и предложения о его
составе для утверждения в установленном порядке.
5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации Н.К. Долгушкина и
первого заместителя Министра образования Российской Федерации А.Ф. Киселева.
Министр сельского
хозяйства
Российской
Федерации
А.В.ГОРДЕЕВ
Министр образования
Российской
Федерации
В.М.ФИЛИППОВ
Утверждена
Приказом
Минсельхоза России
и Минобразования
России
от 12 июля 2002 г.
N 619/2678
ОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА 2002 - 2005 ГГ. И ДО 2010 ГОДА)
1. ПАСПОРТ
"ОТРАСЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА 2002 - 2005 ГГ.
И ДО 2010 ГОДА)"
Наименование
Отраслевая программа развития аграрного образования (на
Программы
2002 - 2005 гг. и до 2010 года).
Основание Основные направления
агропродовольственной политики
для Правительства Российской Федерации
на 2001 - 2010 гг.,
разработки Постановление координационного совета и
коллегии
Министерства сельского хозяйства
Российской Федерации
от 14 ноября 2000 г. N 2-12
"О неотложных мерах по
социальному и кадровому
обеспечению АПК", Национальная
доктрина образования Российской
Федерации до 2025 г.,
Концепция модернизации
российского образования на период до
2010 г., Федеральная программа
развития образования на
2000 - 2005 гг.
Заказчик Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации.
Основные Департамент кадровой политики и
образования, Департамент
разработчики науки и технического прогресса, Российский научно-
исследовательский институт по социальным и кадровым
проблемам АПК Минсельхоза
России, Управление начального
профессионального образования,
Институт развития
профессионального образования
Минобразования России,
Россельхозакадемия.
Цель Повышение качества и эффективности
профессиональной
Программы подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров
с целью удовлетворения
современной потребности в них
агропромышленного комплекса.
Задачи - Оптимизация структуры и повышение
уровня подготовки
Программы кадров.
- Создание условий для
получения сельской молодежью
профессионального образования.
- Адаптация системы аграрного образования
к современным
требованиям АПК.
Сроки 2002 - 2010 гг.
реализации
Исполнители Департамент кадровой политики и
образования, Департамент
науки и технического прогресса,
РосНИИкадры Минсельхоза
России, Управление начального
профессионального образования
Минобразования России,
Россельхозакадемия, аграрные
образовательные и научные
учреждения.
Ожидаемые
Повышение уровня кадрового обеспечения агропромышленного
результаты комплекса и реализация непрерывного
образования его
работников.
Система Контроль за
реализацией Программы осуществляет Департамент
контроля
за кадровой политики и образования Минсельхоза России,
исполнением Управление начального профессионального
образования
Программы Минобразования России, Центральный совет
по кадровой
политике и образованию
Минсельхоза России.
Список сокращений
Вузы - высшие
учебные заведения.
ВАКЗО -
Всероссийский аграрный колледж заочного образования.
ГНМЦ - Головной
научно-методический центр.
ГОС -
Государственный образовательный стандарт.
ИПК - институты
повышения квалификации.
ИКС -
информационно-консультационная служба.
ИРПО - Институт развития
профессионального образования.
НИИ РАСХН -
научно-исследовательские институты Российской академии сельскохозяйственных
наук.
НМЦ ФО -
научно-методические центры федеральных округов.
НПО - начальное
профессиональное образование.
СПУ - сельские
профессиональные училища.
РИАМА - Российская
инженерная академия менеджмента и агробизнеса.
РосАКО АПК -
Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса.
РосНИИкадры -
Российский научно-исследовательский институт по социальным и кадровым проблемам
АПК.
СПО - среднее
профессиональное образование.
Ссузы - средние
специальные учебные заведения.
УМО -
учебно-методическое объединение.
УМЦ -
учебно-методический центр.
ЦУМК по СПО -
Центральный учебно-методический кабинет по среднему профессиональному
образованию.
2.
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕЛА
И СОСТОЯНИЕ
КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АПК
Общественно-политические
изменения в стране, происходящие с начала 90-х годов, обусловили множество
социально-экономических проблем, особенно в сельской местности. Снижение
качества, деформация образа жизни сельского населения негативно повлияли на
экономическую стабильность агропромышленного комплекса и демографическую
ситуацию на селе.
В сельской
местности резко снизилась рождаемость, которая не обеспечивает даже простого
воспроизводства населения. Для замещения поколений родителей необходим уровень
рождаемости, измеряемый суммарным коэффициентом 2,15, сегодня же он составляет
на селе 1,26; доминирует однодетная семья, население и трудовые ресурсы
стареют, ухудшается здоровье людей.
Остается высоким
показатель смертности, который в 1,2 раза выше, чем в городе. Заметна тенденция
сокращения продолжительности жизни сельского населения. В послереформенный
период она сократилась на 3,3 года и ныне ниже, чем в городе, на 1,8 года.
Показатель продолжительности жизни мужского населения отстает от городского в
большей мере (на 1,8 года), чем женского (на 1,2 года).
Не произошло
улучшения демографической ситуации и в результате миграционного движения. По
данным Федеральной миграционной службы Российской Федерации, за период 1991 -
1999 гг. зарегистрировано 1106,8 тыс. переселенцев и беженцев, из которых в
сельской местности поселилось 453,8 тыс. человек (41%). Расселение мигрантов
проходило стихийно - в основном в регионы с наиболее благоприятными
природно-экономическими условиями и высокой плотностью населения.
Неблагоприятные
демографические процессы оказывают существенное влияние на сельский рынок
труда. Они все сильнее предопределяют структурные сдвиги в кадровом составе
работников сельского хозяйства.
Современная деревня
по сравнению с городом имеет худшую структуру социально активного населения и
соответственно худшую ситуацию на рынке труда. Доля занятых
в общей численности населения в трудоспособном возрасте в сельской местности
равна 66% против 71% в городе, а уровень безработицы составляет 12%.
Снижение рождаемости
и рост смертности населения приводят к уменьшению количественного состава
младших возрастных групп и увеличению состава групп пожилого возраста, что
оказывает негативное влияние на демографическую ситуацию на селе. В процентном
соотношении на долю лиц старше трудоспособного возраста среди сельского
населения приходится 23%. За последние годы в предпенсионный возраст вступила значительная часть работников массовых
профессий, в том числе занятых ручным трудом в растениеводстве, животноводстве
и других сферах деятельности. Освобождаемые ими места непривлекательны для
молодежи. Наличие в этих отраслях тяжелого физического малоквалифицированного
труда усиливает проблемы с кадровым обеспечением.
Из-за ухудшения
состояния основных фондов и сокращения затрат на создание необходимых условий
по охране труда работников АПК из отрасли ежегодно выбывают 60 тыс. работников
с полной или частичной утратой трудоспособности.
За последние 10 лет
в силу различных причин произошло сокращение на 2 млн. человек числа занятых в
сельскохозяйственном производстве, ухудшился качественный состав кадров,
который характеризуется прежде всего снижением уровня
образования.
Сельское
хозяйство является единственной отраслью, в которой удельный вес кадров с
профессиональным образованием за более чем 10-летний период практически не
изменился и составляет 41%. При этом более чем в 2 раза уменьшилась численность
работников с начальным профессиональным образованием, и в связи с этим
произошло существенное ухудшение их качественного состава (наблюдается среди
работников животноводства и сельских механизаторов). За последние 10 лет доля механизаторов I и II
классов в их общей численности сократилась с 67 до 60%, а рабочих
животноводства - с 29 до 22%, среди последних существенно снизилась численность
выпускников профессиональных училищ.
Недооценка проблем
начального профессионального образования негативно сказывается на пополнении
села квалифицированными рабочими кадрами, что отрицательно сказывается на
развитии сельского хозяйства. К 2004 г. ожидается сокращение численности
сельской молодежи в группе 11 - 15 лет, что существенно осложнит комплектование
профессиональных училищ, расположенных в сельской местности.
Неудовлетворительным
остается уровень квалификации специалистов на селе. По данным за 2000 г., из 2
млн. специалистов, занятых в сельском хозяйстве, лишь 438 тыс. имели высшее
образование, остальные 1607 тыс. - неполное высшее или среднее профессиональное
образование, т.е. последних было в 3,6 раза больше. В промышленности подобное
превышение составляло 2 раза.
Низок уровень
закрепляемости молодых специалистов в сельскохозяйственном производстве. В 2001
г. трудоустроено в сельскохозяйственные предприятия 16,6 тыс. выпускников
аграрных вузов и ссузов, или 21% от их общего выпуска. Несмотря
на ежегодную подготовку в аграрных образовательных учреждениях более 100 тыс.
специалистов, их численность в сельхозпредприятиях за последние 10 лет
уменьшилась на 288 тыс. человек, ухудшается качественный состав кадров.
Удельный вес руководителей хозяйств с высшим образованием снизился с 86% в 1991
г. до 70% в 2001-м. В целом по России каждый пятнадцатый руководитель не имеет
соответствующего профессионального образования. Доля главных специалистов
хозяйств с высшим образованием составляет лишь 53%, что на 9% меньше, чем было
в 1991 г. На должностях руководителей среднего звена работает 41 тыс. человек
(34%) без соответствующего специального образования. Среди работников хозяйств,
которые по занимаемой должности должны быть со специальным образованием, 41 тыс.
человек (15%) его не имеет.
Всего в настоящее
время 97 тыс. (16%) должностей руководителей и специалистов хозяйств замещены практиками, а 33 тыс. (5%) остаются вакантными. При
этом более 200 тыс. специалистов, в том числе 26,4 тыс. с высшим образованием, используются
в сельскохозяйственных организациях в качестве рабочих.
3.
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Состояние аграрного
образования. Важная роль в развитии и повышении эффективности агропромышленного
производства принадлежит кадрам.
Квалифицированные
рабочие кадры готовят 1043 профессиональных училища и лицея системы
Минобразования России, 86 учебно-курсовых комбинатов, а также учреждения
среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Минсельхоза
России. Выпуск квалифицированных рабочих за последние годы резко сократился.
Если в 1991 г. для АПК было подготовлено 228 тыс. молодых рабочих, то в 2001 г.
- только 102 тыс. При этом выпуск механизаторских кадров сократился
соответственно с 95 до 24 тыс., а животноводов - с 9,6 до 2,4 тыс. человек.
Остается низкой закрепляемость рабочих кадров на селе: из 78 тыс. выпускников
профессиональных училищ 2001 г. на работу в сельскохозяйственные предприятия
прибыли лишь 16 тыс., или 21%.
Подготовку
специалистов со средним профессиональным образованием ведут 285 средних
специальных учебных заведений Минсельхоза России, расположенных в 72 субъектах
Российской Федерации. В них работают более 12 тыс. высококвалифицированных
преподавателей, около 1,5 тыс. мастеров производственного обучения и учатся 270
тыс. студентов, в том числе свыше 180 тыс. по очной форме.
За последние пять
лет в ссузах введена подготовка по 39 новым специальностям, возрос прием по
всем формам обучения с 74 до 99 тыс. человек, выпуск - с 64 до 69 тыс.
специалистов. Приоритет при приеме на обучение отдается жителям сельской
местности. В 2001 г. 75% принятых на обучение - выпускники сельских школ, более
17% студентов обучаются на условиях целевой контрактной подготовки.
Содержание обучения
постоянно корректируется с учетом потребностей АПК. Организована подготовка
фермеров, менеджеров, коммерсантов, юристов. Общий прием по этим специальностям
составляет 16 тыс. человек, или 22% от общего приема.
Созданы 92 колледжа
- образовательных учреждений нового типа, которые используют трехступенчатую
систему обучения и готовят рабочих массовых профессий, специалистов с базовым
средним профессиональным образованием и повышенным уровнем образования. Свыше 140
средних специальных учебных заведений также ведут подготовку рабочих кадров.
Подготовку
специалистов с высшим образованием для организаций АПК и педагогические кадры
для образовательных учреждений начального и среднего сельскохозяйственного
образования осуществляют 58 высших учебных заведений Минсельхоза России. В них
работают более 21 тыс. преподавателей, среди которых 56% имеют ученые степени и
звания, 10% - докторов наук, профессоров. Количество обучающихся постоянно
растет и в настоящее время составляет около 380 тыс. человек, в том числе 226
тыс. по очной форме.
Прием в вузы за
счет средств федерального бюджета за последние пять лет не изменился и
составляет около 53 тыс. человек. Однако с учетом приема за счет средств
физических и юридических лиц общий прием постоянно растет и в 2001 г. составил
почти 90 тыс. человек, в том числе 57 тыс. - по очной форме обучения. Выпуск
специалистов за последние пять лет возрос более чем на 15 тыс. человек и в 2001
г. составил 47 тыс. специалистов, в том числе 31 тыс. - по очной форме
обучения.
Для
обеспечения равных возможностей при поступлении в вузы для сельской молодежи
организован целевой прием по договорам с органами
управления АПК. В 2001 г. на этой основе в вузы зачислено около 37% студентов,
более 60% первокурсников являются выпускниками сельских школ. Постоянно растет
количество студентов, обучающихся в рамках целевой контрактной подготовки. В
2001 г. более 30% первокурсников подписали трехсторонние договоры
(студент-вуз-работодатель).
Структура
подготовки специалистов с высшим образованием постоянно корректируется,
открывается подготовка по востребованным в АПК специальностям, изменяются
программы дисциплин в соответствии с требованиями производства. За последние
годы в вузах введена подготовка по 22 новым специальностям, доля приема на
которые составляет около 17%.
Учебно-производственное
обеспечение системы аграрного образования. В систему высшего аграрного
образования входят 68 учебно-опытных хозяйств, лесхозов и 1 учебно-опытный
молочный завод с общей площадью 323,3 тыс. га сельскохозяйственных угодий. В
них работают 17,5 тыс. человек, в том числе 2,3 тыс. руководителей и
специалистов. Эти хозяйства, как правило, являются передовыми по
производственно-экономическим показателям, используют прогрессивные технологии,
имеют высокопродуктивный скот, развитую материально-техническую базу,
высококвалифицированные кадры. Учебно-опытными хозяйствами ежегодно
производится около 200 тыс. т зерна, 100 тыс. т молока, 10 тыс. т мяса, 25 тыс.
т картофеля. Урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность
сельскохозяйственных животных в учхозах в 1,5 - 2 раза выше среднероссийских
показателей. Доля прибыльных учхозов в 2001 г. составила 84%.
Подготовка
научно-педагогических кадров по научным специальностям сельскохозяйственного
профиля ведется через аспирантуры, функционирующие во всех вузах и НИИ
Минсельхоза России и в 99 научно-исследовательских институтах
Россельхозакадемии, в которых обучается около 8 тыс. аспирантов. В 22 вузах
Минсельхоза России и в 24 НИИ РАСХН открыта докторантура, в которой работают
над докторскими диссертациями более 100 человек.
Профессиональная
переподготовка и повышение квалификации руководящих работников и специалистов
ведутся в 76 образовательных учреждениях дополнительного профессионального
образования, 41 вузе, 140 средних специальных учебных заведениях. Активное
включение высших и средних образовательных учреждений в работу по
переподготовке и повышению квалификации кадров для АПК свидетельствует о
важности и востребованности данного вида образовательных услуг.
Ежегодно повышают
свой профессиональный уровень свыше 120 тыс. человек, или около 20% общей
численности руководящих работников и специалистов, занятых в агропромышленном
производстве.
При этом основное
внимание уделяется изучению вопросов рыночной экономики, реформирования
сельскохозяйственных предприятий, кооперации, менеджмента, земельной реформы,
имущественных отношений, правового обеспечения АПК, налогообложения, бизнес-планирования и кредитования, современных
ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, коммерческой,
инновационной и внешнеэкономической деятельности, функционирования оптовых
продовольственных рынков, информационно-консультационной службы и др.
Проблемы аграрного
образования. Наряду с имеющимися положительными результатами работы в последние
годы появилось немало проблем, негативно влияющих на качество профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и
специалистов, кадров массовых профессий, в целом на кадровое обеспечение
агропромышленного комплекса:
- морально устарела
и слабо обновляется учебно-материально-техническая база; в образовательных
учреждениях практически отсутствует учебная литература и технические средства
для использования новых технологий обучения, в том числе дистанционного
обучения; недостаточно обеспечен учебный процесс учебно-методическими
материалами, учебниками и учебными пособиями;
- ослаблены связи
образовательных учреждений с работодателями; профессиональные ассоциации и
союзы не оказывают должного влияния на развитие образовательной системы,
содержание образовательных программ и качество подготовки специалистов; снижена
мотивация руководителей, специалистов и рабочих кадров к повышению
квалификации;
- постоянно
снижается уровень жизни работников образовательных учреждений; их социальная
незащищенность приводит к выбытию из системы молодых высококвалифицированных
ученых, преподавателей и мастеров производственного обучения и росту среднего
возраста научно-педагогических кадров;
- содержание образования
не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым обществом и
сельскохозяйственной отраслью к личности и уровню профессиональной
компетентности выпускников аграрных образовательных учреждений;
- недостаточно
обновляется материально-техническая база учебно-опытных и
учебно-производственных хозяйств, отдельные учхозы не отвечают современным
требованиям, что отрицательно сказывается на качестве практического обучения
студентов и учащихся;
- имеет место
диспропорция в объемах подготовки кадров по уровням образования и регионам
России;
- выпускники
сельских школ не имеют равных возможностей с жителями городов для получения
качественного среднего (полного) общего образования, что затрудняет их
поступление на учебу в аграрные образовательные учреждения;
- недостаточно
финансирование подготовки квалифицированных кадров.
4. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основными
направлениями развития аграрного образования являются обеспечение доступности
аграрного образования для сельской молодежи, подготовка квалифицированных
кадров соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда,
способных обеспечить эффективное ведение агропромышленного комплекса.
Для выполнения
поставленной задачи и достижения более полного удовлетворения запросов
агропромышленного производства в квалифицированных кадрах необходимо:
адаптировать
систему аграрного образования к современным потребностям агропромышленного
производства в современных условиях;
оптимизировать
структуру и объем подготовки кадров по уровням образования и регионам России в
соответствии с запросами отраслей АПК и территориальных рынков труда;
интегрировать часть
средних специальных учебных заведений в состав вузов в качестве их структурных
подразделений;
сохранить прием за
счет средств федерального бюджета в образовательные учреждения среднего и
высшего профессионального образования на уровне 2001 г., одновременно сократив
прием в указанные учреждения по направлениям и специальностям несельскохозяйственного
профиля;
создать систему
мониторинга текущей и перспективной потребности в квалифицированных кадрах в
разрезе профессий и специальностей, совершенствовать на этой основе
формирование государственных заданий учреждениям профессионального образования;
обеспечить
опережающее развитие начального и среднего профессионального образования;
увеличить объемы подготовки рабочих кадров в образовательных учреждениях
среднего, высшего и дополнительного аграрного профессионального образования;
способствовать
созданию профессиональных училищ и их филиалов, отделений,
учебно-консультативных центров в сельских районах с использованием материальной
базы и кадров учебно-курсовых комбинатов, крупных сельских общеобразовательных
школ и других организаций;
увеличить объемы
профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих
работников, специалистов и рабочих кадров в аграрных образовательных
учреждениях всех уровней с учетом периодичности обучения и потребности
агропромышленного комплекса.
Постоянно
совершенствовать содержание и повышать качество образования через:
укрепление и
модернизацию материально-технической базы и инфраструктуры образовательных
учреждений, использование глобальной сети Интернет и других локальных
информационных сетей, оснащение образовательных учреждений современным
оборудованием, приборами, материалами;
повышение
профессионального уровня педагогов; усиление поддержки и стимулирования труда
работников сферы образования; оказание содействия работникам образовательных учреждений
в решении социальных проблем; формирование резерва руководящих кадров
образовательных учреждений; приведение структуры подготовки педагогических
кадров в соответствие с потребностью;
реализацию нового
поколения государственных образовательных стандартов с учетом запросов
производства; разработку необходимых учебных планов и программ, подготовку
учебников и учебных пособий, в том числе на электронных носителях: применение в
учебном процессе современных обучающих технологий;
повышение уровня
экономической, правовой, социологической и языковой подготовки специалистов
всех профилей;
усиление
практической подготовки обучающихся; оптимизацию сети учебных хозяйств и
базовых сельхозпредприятий для прохождения практик; содействие финансовому
оздоровлению и материально-техническому оснащению учебно-опытных и
учебно-производственных хозяйств, внедрению прогрессивных технологий
производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
активизацию системы
профессиональной ориентации сельской молодежи; создание классов профильного
обучения и развитие дополнительной довузовской подготовки учащихся сельских
школ; развитие целевой контрактной подготовки кадров для агропромышленного
комплекса.
Формирование
системы непрерывного аграрного образования на основе:
общности
образовательных программ всех уровней, а также совершенствования
профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих
работников, специалистов и кадров массовых профессий в течение всего периода их
трудовой деятельности;
интеграции
образовательных учреждений всех уровней (сельских школ, гимназий,
профессиональных училищ, лицеев, сельскохозяйственных техникумов, колледжей,
высших учебных заведений, учреждений дополнительного образования), научных,
информационных, технологических, производственных и иных учреждений и
организаций для реализации образовательных программ различных уровней,
повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования
интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов в процессе подготовки
кадров и проведения научных исследований по приоритетным направлениям;
создания
аграрных университетских (академических) комплексов в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 676
"Об университетских комплексах" и совместным Приказом Минсельхоза
России и РАСХН N 36/2 от 25 января 2002 г. "Об аграрных университетских
комплексах" на принципах единства учебного, научного и производственного
процессов во взаимосвязи с экономической и социальной сферой, непрерывность образовательного
процесса на основе общности
образовательных программ различных уровней в целях сокращения сроков их
освоения; эффективного организационного, учебно-методического, научного и
информационного взаимодействия между всеми структурами, входящими в
интеграционное объединение; рационального использования материально-технических
ресурсов, а также научных и педагогических кадров; инновационного характера
деятельности от проведения фундаментальных и прикладных научных исследований до
внедрения результатов в учебный процесс и сельскохозяйственное производство;
поэтапной передачи
образовательных учреждений начального, среднего и дополнительного
профессионального образования, имеющих региональное значение, в ведение
субъектов Российской Федерации при условии сохранения на федеральном уровне
учреждений, осуществляющих межрегиональную подготовку кадров и выполняющих
функции научно-методических центров федеральных округов.
Применение в
аграрном образовании современных образовательных и информационных технологий,
ориентированных на:
подготовку
соответствующего учебно-методического материала на электронных носителях,
помещенного в электронную библиотеку, а также на мотивацию преподавателей и
студентов к использованию высоких информационных технологий;
организацию системы
переподготовки профессорско-педагогических кадров для работы по новым
информационным технологиям, подготовку высококвалифицированных специалистов для
обслуживания и совершенствования федеральных и отраслевых информационных узлов
дистанционного обучения.
Развитие
информационно-консультационной службы как составной части системы непрерывного
образования, направленной на:
формирование единой
Федеральной сети информационно-консультационной службы с Федеральным центром
сельскохозяйственного консультирования, осуществляющей координацию деятельности
региональных служб, их информационное, методологическое и методическое
обеспечение, организацию подготовки и переподготовки кадров для
ИКС, разработку проектов законодательных актов,
нормативно-правовой и методической документации, реализацию программ по
пропаганде деятельности ИКС;
разработку и
реализацию широкомасштабной государственной программы обучения сотрудников
информационно-консультационным технологиям; создание и функционирование службы
ИКС с обязательным изучением зарубежного и отечественного передового опыта их
работы;
открытие в ведущих
аграрных вузах страны целевой подготовки профессиональных консультантов и
специалистов ИКС в рамках магистерских и других программ.
Интеграция
аграрного образования в мировую образовательную систему, предусматривающая:
развитие
международного сотрудничества в области аграрного образования;
совершенствование программ и учебных планов с учетом мирового опыта; разработку
учебных пособий и учебников по проблемам мировой экономики, ИКС, новых
информационных технологий и систем устойчивого развития сельской местности,
мировых экономических и производственных технологий; осуществление технического
переоснащения образовательного процесса с одновременным применением новых
образовательных технологий;
организацию стажировок и обучение российских студентов и аспирантов за рубежом,
повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в зарубежных
вузах и на сельскохозяйственных предприятиях в странах с развитым
агропромышленным производством;
организацию
практического обучения и переподготовку российских фермеров, специалистов в
сфере агробизнеса, маркетинга, менеджмента, современных технологий производства
и переработки сельскохозяйственной продукции, сервисного обслуживания хозяйств,
а также бизнес-школ и учебно-выставочных центров;
создание условий
выпускникам средних и высших профессиональных учебных заведений для овладения
иностранным языком;
организацию
прохождения стажировки, обучения и повышения квалификации иностранных граждан в
вузах и на сельскохозяйственных предприятиях России в рамках квот, определенных
Минобразованием России, и на контрактной основе;
реализацию
совместных проектов, направленных на повышение эффективности
сельскохозяйственного производства в учебно-опытных, учебно-производственных и
базовых хозяйствах;
осуществление
продвижения образовательных, консультационных услуг и научно-технических
разработок на международный рынок; подготовку рекламно-информационных
материалов, учебных и научных публикаций, участие в выставках и ярмарках;
поддержку предпринимательской деятельности российских агрообразовательных
учреждений в области международного образовательного и научно-технического
сотрудничества; осуществление информационной и технической поддержки научной и
образовательной деятельности сотрудников и преподавателей российских аграрных
образовательных учреждений.
Повышение
эффективности и востребованности научно-исследовательской работы вузов за счет:
развития
фундаментальных и приоритетных прикладных исследований; усиления координации
научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений и научных
организаций системы Минсельхоза России и Россельхозакадемии; развития
научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы в высших учебных
заведениях на принципах единства научного и образовательного процессов;
поддержки ведущих ученых и научных школ, способных обеспечить опережающий
уровень научных исследований и образования; применения новых эффективных технологий, инновационных механизмов;
пропаганды научных знаний и открытий; поддержки предпринимательской
деятельности и научно-технической сферы;
участия ученых
системы аграрного образования в федеральных целевых, отраслевых,
научно-технических, инновационных и других программах, конкурсах, объявляемых
Минсельхозом России и другими министерствами и ведомствами, государственными и
международными научными фондами;
использования
научного потенциала аграрных вузов и научно-исследовательских организаций в
совершенствовании послевузовского профессионального образования, развитии новых
подходов и инициатив в обучении естественным и техническим наукам; постоянного
роста квалификации кадров;
расширения
образовательных функций аспирантуры и докторантуры, опережающего развития
послевузовского профессионального образования в высших учебных заведениях,
имеющих научные школы.
Усиление воспитательных
функций системы образования путем:
повышения
роли патриотического и нравственного воспитания обучающихся, направленного на
сохранение исторической преемственности поколений, развития национальной
культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию
народов России, формирования духовно-нравственных качеств личности, воспитания
патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих
права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость;
привития культуры
межэтнических отношений, разностороннего развития и формирования творческих
способностей молодежи, создания условий для самореализации личности, воспитания
у молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения,
формирования основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни,
формирования трудовой мотивации, обучения основным принципам построения
профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
использования
средств массовой информации для освещения достижений коллективов
образовательных учреждений в подготовке кадров для АПК.
5.
ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Поддержание и
развитие материально-технической базы образовательных учреждений - одно из
важнейших условий качественной подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров. Следует отметить, что начиная с 1992 г. имела место
тенденция к снижению расходов на образование в общих расходах федерального
бюджета. Так, если в 1992 г. доля расходов на образование к общим расходам
составляла 5,85%, то к 1998 г. - только 3,45%. И лишь начиная с 1999 г.
ситуация начала меняться в лучшую сторону как в целом по образовательной сфере,
так и по аграрному образованию в частности.
Финансирование
подведомственных Минсельхозу России образовательных учреждений в последние три
года осуществлялось строго в соответствии с утвержденным бюджетом. В 2001 г.
образовательные учреждения профинансированы в полном объеме в соответствии с
утвержденными лимитами бюджетных обязательств.
За последние три
года объем средств федерального бюджета на аграрное образование возрос в 3,6
раза, что позволило в определенной мере решить ряд важных проблем:
увеличить
работникам образовательных учреждений заработную плату в среднем в 2,8 раза,
ежемесячные доплаты за ученые степени доктора и кандидата наук, размер
стипендий студентам;
увеличить расходы
на выплату компенсаций за приобретение книгоиздательской продукции;
погасить
кредиторскую задолженность прошлых лет за коммунальные услуги и с учетом
привлечения средств, полученных образовательными учреждениями от
предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, полностью оплачивать
коммунальные услуги и потребление электроэнергии;
вести капитальный
ремонт зданий и сооружений;
предусмотреть
финансирование ряда расходов, необходимых для обеспечения составляющих учебного
процесса, таких как пополнение библиотечного фонда, приобретение оргтехники и
другого оборудования.
В федеральном
бюджете на 2002 г. предусмотрено увеличение ассигнований на аграрное
образование в 1,6 раза, в том числе на повышение заработной платы работникам
образовательных учреждений, организацию учебных и производственных практик,
оздоровительные мероприятия студентов.
Наряду с
федеральными бюджетными средствами источниками формирования имущества и
финансирования деятельности аграрных образовательных учреждений являются:
имущество,
переданное ему собственником в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
средства,
получаемые от осуществления платной образовательной, предпринимательской и иной
приносящей доход деятельности, предусмотренной законодательством Российской
Федерации;
добровольные
пожертвования, спонсорские, благотворительные и другие целевые взносы
юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
средства других
источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Важными элементами
формирования экономических механизмов развития
аграрного образования, обеспечивающих новые принципы и систему его
финансирования, должны стать:
выделение средств
на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на
приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и
информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных
ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;
обеспечение
целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из федерального
бюджета, и средств, получаемых образовательными учреждениями от
предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
обеспечение
прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их
финансово-экономической ответственности;
создание условий
для привлечения дополнительных средств в аграрные образовательные учреждения, в
том числе за счет расширения дополнительных платных образовательных услуг;
создание на базе
образовательных учреждений культурно-образовательных, учебно-производственных,
медицинско-оздоровительных центров;
поддержка
профильного учебного производства образовательных учреждений.
Система аграрного
образования должна быть ориентирована не только на госзаказ по подготовке
кадров, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на
конкретные интересы людей, профессиональных сообществ, предприятий. Именно
ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных
услуг создает основу для привлечения дополнительных финансовых и
материально-технических ресурсов.
6.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Начальное
профессиональное образование
┌───┬─────────────────────────────────────┬───────────┬───────────────────┐
│
N │ Содержание
мероприятия │ Срок
│ Ответственные │
│п/п│
│исполнения,│
исполнители │
│ │ │ годы
│ │
├───┼─────────────────────────────────────┼───────────┼───────────────────┤
│
1 │ 2 │ 3
│ 4 │
├───┼─────────────────────────────────────┼───────────┼───────────────────┤
│1 │Продолжить
разработку и утверждение │2002 -
2003│Управление │
│ │государственных образовательных │ │начального │
│ │стандартов по профессиям │ │профессионального │
│ │агропромышленного производства в │ │образования (НПО) │
│ │соответствии с действующим
Перечнем │ │Минобразования Рос-│
│ │профессий начального │ │сии, Депобразования│
│ │профессионального образования │ │Минсельхоза России │
│2 │Разработать
примерные учебные планы и│2002 - 2005│Управление НПО │
│ │программы по профессиям АПК в │ │Минобразования Рос-│
│ │соответствии с государственными │ │сии, Депобразования│
│ │образовательными стандартами │ │Минсельхоза России │
│3 │Обобщить опыт
работы по организации │2002 │Управление НПО │
│ │практического обучения и производ- │ │Минобразования │
│ │ственной практики учащихся сельских │ │России, │
│ │профтехучилищ в
новых экономических │ │Депобразования │
│ │условиях и
разработать предложения по│
│Минсельхоза России │
│ │ее совершенствованию │ │ │
│4 │Разработать и
осуществить мероприятия│2002 - 2003│Депобразования │
│ │по повышению квалификации
рабочих │ │Минсельхоза России,│
│ │кадров на базе аграрных образователь-│
│Управление НПО │
│ │ных учреждений среднего, высшего
и │ │Минобразования │
│ │дополнительного
профессионального │ │России │
│ │образования, расширению подготовки,
а│ │ │
│ │также использованию их в производстве│ │ │
│5 │Подготовить
предложения о бюджетном │2002 │Депобразования, │
│ │финансировании
подготовки рабочих │ │Депэкономики │
│ │кадров, осуществляемой в учебно- │ │Минсельхоза России │
│ │курсовых комбинатах,
образовательных │
│ │
│ │учреждениях
среднего, высшего и │ │ │
│ │дополнительного
профессионального │ │ │
│ │образования Минсельхоза России │ │ │
│6 │Провести
мониторинг трудоустройства │2002 -
2003│Депобразования, │
│ │выпускников образовательных │ │РосНИИкадры │
│ │учреждений начального профессиональ- │ │Минсельхоза России,│
│ │ного образования и разработать │ │Управление НПО │
│ │предложения по закреплению
молодых │ │Минобразования │
│ │рабочих кадров на производстве │ │России │
│7 │Разработать
предложения и механизм │2002 │Управление НПО │
│ │взаимодействия сельских │ │Минобразования │
│ │профессиональных училищ, органов │ │России, │
│ │государственного управления АПК
и │ │Депобразования │
│ │образовательных учреждений субъектов
│ │Минсельхоза
России │
│ │Российской Федерации и работодателей
│ │ │
│ │по укреплению учебно-материальной │ │ │
│ │базы, улучшению качественного
состава│ │ │
│ │преподавателей и мастеров │ │ │
│ │производственного обучения СПУ │ │ │
│8 │Создать сеть
учебных центров для │2002 │Управление НПО │
│ │систематического повышения │ │Минобразования │
│ │квалификации преподавателей и │ │России, │
│ │мастеров производственного обучения │ │Депобразования │
│ │сельских профессиональных училищ
и │ │Минсельхоза России │
│ │учебно-курсовых комбинатов │ │ │
│9 │Разработать
предложения по │2002 -
2005│Управление НПО │
│ │взаимовыгодному сотрудничеству │ │Минобразования │
│ │образовательных учреждений начального│
│России, │
│ │профессионального образования, │ │Депобразования │
│ │профессиональных ассоциаций и
союзов,│
│Минсельхоза России │
│ │работодателей в целях улучшения │ │ │
│ │качества подготовки молодых рабочих
и│ │ │
│ │закрепления их на производстве, │ │ │
│ │адаптации начального
профессиональ- │ │ │
│ │ного образования к условиям рыночной │
│ │
│ │экономики │ │ │
│10 │Организовать разработку и издание │2002 - 2010│Управление
НПО │
│ │учебной литературы для
подготовки, │ │Минобразования Рос-│
│ │переподготовки и повышения │ │сии, Депобразования│
│ │квалификации рабочих кадров │ │Минсельхоза России │
│11 │Активизировать работу по │Ежегодно │Управление НПО │
│ │профессиональной ориентации и │ │Минобразования │
│ │трудовому обучению учащихся сельских
│ │России, │
│ │общеобразовательных школ в ученичес- │
│Депобразования │
│ │ких производственных бригадах и фер- │
│Минсельхоза России │
│ │мах, содействовать проведению слетов
│ │ │
│ │и других форм коллективного
общения │ │ │
└───┴─────────────────────────────────────┴───────────┴───────────────────┘
Среднее,
высшее, послевузовское и дополнительное
профессиональное
образование
┌───┬─────────────────────────────────────┬───────────┬───────────────────┐
│
N │ Содержание
мероприятия │ Срок
│ Ответственные │
│п/п│
│исполнения,│
исполнители │
│ │
│ годы │ │
├───┼─────────────────────────────────────┼───────────┼───────────────────┤
│
1 │ 2 │ 3
│ 4 │
├───┴─────────────────────────────────────┴───────────┴───────────────────┤
│ Адаптация к потребностям
АПК │
│
│
│1 │Разработать
методику определения │2003 │Депобразования, │
│ │текущей и перспективной потребностей
│ │Депнауки, │
│ │АПК в квалифицированных
кадрах, │ │РосНИИкадры │
│ │проведения мониторинга их использо- │ │Минсельхоза России │
│ │вания и закрепления на
производстве │ │ │
│2 │Оптимизировать
структуру и объемы │2004 -
2005│Депобразования │
│ │подготовки специалистов для АПК
с │ │Минсельхоза России │
│ │высшим и средним специальным │ │ │
│ │образованием с учетом
потребностей │ │ │
│ │агропромышленного производства │ │ │
│3 │Развить
целевую контрактную форму
│Постоянно
│Руководители │
│ │подготовки специалистов,
проводить │ │аграрных │
│ │работу по профориентации
сельской │ │образовательных │
│ │молодежи │ │учреждений │
│4 │Пересмотреть
перечень ранее введенных│2002 - 2003│Депобразования, УМЦ│
│ │специализаций по закрепленным
за │ │и ЦУМК по СПО, │
│ │Минсельхозом России специальностям с
│ │ВАКЗО
Минсельхоза │
│ │учетом национально-региональных │ │России │
│ │компонентов ГОС СПО и Классификатора
│ │ │
│ │специальностей │ │ │
│5 │Создать
отраслевой и региональные │2002
- 2003│Депобразования, │
│ │центры оценки персонала
организаций │ │РосНИИкадры │
│ │агропромышленного комплекса; │ │Минсельхоза России │
│ │обеспечить органы управления АПК │ │ │
│ │субъектов РФ и региональные
центры │ │ │
│ │соответствующими методическими │ │ │
│ │разработками по организации и │ │ │
│ │проведению оценки кадров │ │ │
│ │
│ Повышение качества подготовки
специалистов │
│
│
│6 │Провести
анализ обеспеченности │2002 -
2003│Депобразования, │
│ │образовательных учреждений научно- │ │Депнауки │
│ │педагогическими кадрами и
разработать│
│Минсельхоза России,│
│ │программу оптимизации подготовки │ │Россельхозакадемия,│
│ │кадров высшей квалификации через │ │руководители │
│ │аспирантуру и докторантуру │ │образовательных
и │
│ │
│ │научных
учреждений │
│7 │Разработать
программу и механизм │2002 - 2003│Депобразования │
│ │формирования резерва руководящих
│
│Минсельхоза России │
│ │кадров аграрных учебных
заведений │ │ │
│8 │Расширить
подготовку кадров для
│Постоянно
│Депобразования │
│ │подведомственных
средних специальных │
│Минсельхоза России,│
│
│учебных заведений на педагогических │ │ректоры вузов (по │
│ │факультетах
ведущих аграрных вузов │ │списку) │
│9 │Организовать
систематическое
│Постоянно
│Депобразования, │
│ │повышение квалификации и профперепод-│
│руководители │
│ │готовку научно-педагогических кадров
│
│образовательных │
│ │аграрных учебных заведений │ │учреждений │
│ │
│
│Минсельхоза России │
│10 │Разработать концепцию и механизм │2003 │Депобразования, │
│ │функционирования системы инспектиро- │
│Депправа │
│ │вания образовательных учреждений
с │ │Минсельхоза России │
│ │целью обеспечения контроля за │ │ │
│ │качеством подготовки
специалистов, │ │ │
│ │исполнением федерального
законода- │ │ │
│ │тельства в области образования, │ │ │
│ │соответствия образовательного │ │ │
│ │процесса государственным
образова- │ │ │
│ │тельным стандартам, соблюдением │ │ │
│ │бюджетной и финансовой
дисциплины │ │ │
│11 │Провести анализ действующих │2002 -
2003│Депобразования, УМО│
│ │государственных образовательных │ │вузов, ЦУМК по СПО │
│ │стандартов высшего и среднего │ │Минсельхоза России │
│ │профессионального образования по │ │ │
│ │специальностям сельскохозяйственного
│ │ │
│ │профиля и разработать методические
│ │ │
│ │рекомендации по реализации ГОС │ │ │
│12 │Разработать и ввести в установленном │2002 -
2003│Депобразования, │
│ │порядке
новое поколение │ │ЦУМК по СПО, ВАКЗО │
│ │государственных
образовательных │ │Минсельхоза России │
│ │стандартов среднего
профессионального│
│ │
│ │образования по закрепленным
за │ │ │
│ │Минсельхозом России
специальностям │ │ │
│ │базового и повышенного уровней │ │ │
│13 │Создать централизованный автоматизи- │2002 -
2005│Депобразования, │
│ │рованный фонд государственных │ │ЦУМК и УМЦ по СПО, │
│ │образовательных стандартов среднего
и│ │ВАКЗО
Минсельхоза │
│ │высшего
профессионального │ │России │
│ │образования, учебно-программного
и │ │ │
│ │учебно-методического их
обеспечения │ │ │
│14 │Разработать перечень рекомендуемой │2002 - 2005│Депобразования,
УМО│
│ │литературы и программу ее издания в │ │вузов, ЦУМК по СПО │
│ │соответствии
с новым поколением │ │Минсельхоза России │
│ │государственных образовательных │ │ │
│ │стандартов, примерных учебных │ │ │
│ │программ, а также спецификацию │ │ │
│ │учебного оборудования │ │ │
│15 │Разработать систему обеспечения │2002 -
2010│Депобразования, │
│ │аграрных образовательных
учреждений │ │УМО вузов, ЦУМК по │
│ │необходимой учебной и
методической │ │СПО, УМЦ, ВАКЗО, │
│ │литературой по общепрофессиональным
и│ │Ассоциация │
│ │специальным дисциплинам │
│"Агрообразование"
│
│ │
│
│Минсельхоза России │
│16 │Разработать программу совершенство- │2002 - 2003│Депобразования,
УМО│
│ │вания материально-технической
базы │ │вузов, Ассоциация │
│ │учебно-опытных и учебно-
│
│"Агрообразование"
│
│ │производственных хозяйств в условиях
│ │Минсельхоза
России │
│ │эффективного их использования для │ │ │
│ │практического обучения студентов │ │ │
│17 │Провести эксперимент по реализации │2003 - 2010│Депобразования │
│ │интегрированной образовательной │ │Минсельхоза России,│
│ │программы последовательного получения│ │Управление НПО │
│ │начального, среднего и высшего │ │Минобразования │
│ │профессионального образования с │ │России │
│ │сокращенными сроками обучения │ │ │
│18 │Разработать рекомендации по созданию
│2002
│Депобразования, │
│ │аграрных университетских │ │Депнауки Минсель- │
│ │(академических) комплексов │ │хоза России, РАСХН │
│19 │Обобщить опыт работы вузов по под- │2002 -
2003│Депобразования, │
│ │готовке кадров для АПК,
реализующих │ │ректоры вузов │
│ │образовательные программы разных
│
│Минсельхоза России │
│ │уровней подготовки, разработать │ │ │
│ │предложения по их
совершенствованию │ │ │
│20
│Организовать в базовых образователь-
│Постоянно
│Депобразования, │
│ │ных учреждениях
(подразделениях) │ │Депнауки, │
│ │дополнительного
профессионального │ │РосНИИкадры │
│ │образования проведение прикладных
│
│Минсельхоза России │
│ │исследований по проблемам педагогики
│ │ │
│ │и психологии образования
взрослых; │ │ │
│ │обеспечить эффективное использование
│ │ │
│ │результатов научно-исследовательских
│ │ │
│ │работ в деятельности образовательных
│ │ │
│ │учреждений │ │ │
│21 │Организовать проведение зарубежных │Постоянно │Депобразования, │
│ │стажировок руководителей и │ │Депвнешсвязей │
│ │преподавателей учреждений
аграрного │ │Минсельхоза России,│
│ │профессионального образования │ │руководители аграр-│
│ │
│ │ных
образовательных│
│ │ │ │учреждений │
│22 │Разработать систему мер, │2002 -
2003│Депобразования │
│ │обеспечивающих
овладение выпускниками│
│Минсельхоза России,│
│ │аграрных вузов и техникумов │ │руководители аграр-│
│ │разговорным иностранным языком │ │ных вузов, техни- │
│ │
│ │кумов и колледжей
│
│23 │Разработать комплексные перспективные│2002 -
2005│Руководители аграр-│
│ │программы воспитания студентов
высших│ │ных
образовательных│
│ │и средних специальных учебных │ │учреждений высшего
│
│ │заведений на весь период
обучения │ │и среднего │
│ │ │ │профессионального │
│ │
│
│образования │
│24 │Разработать новые экономические │2002 -
2003│Депобразования, │
│ │модели деятельности образовательных
│
│Депэкономики │
│ │учреждений (подразделений) │ │Минсельхоза России │
│ │дополнительного
профессионального │ │ │
│ │образования в современных
условиях │ │ │
│ │
│ Развитие базы практического
обучения │
│
│
│25 │Предусмотреть приоритетное выделение │Ежегодно
│Депэкономики, │
│ │образовательным учреждениям и учебно-│
│Депмехэлектро, │
│ │опытным хозяйствам средств из │ │Депживотноводплем, │
│ │федерального бюджета для
приобретения│
│Депобразования, │
│ │на условиях лизинга │ │РИАМА Минсельхоза │
│ │машиностроительной продукции │ │России │
│26 │Предусматривать финансирование │Ежегодно │Депрастениеводства,│
│ │расходов на субсидирование закладки
и│
│Депэкономики, │
│ │ухода за плодовыми,
ягодными │ │Депобразования │
│ │(кустарниковыми) насаждениями и │ │Минсельхоза России │
│ │виноградниками до начала периода
их │ │ │
│ │товарного плодоношения │ │ │
│27 │Включать в приоритетном порядке │Ежегодно │Депживотноводплем, │
│ │учебно-опытные хозяйства,
имеющие │ │Депэкономики, │
│ │федеральные лицензии, в перечень │ │Депобразования │
│ │племенных и генофондных
хозяйств, │ │Минсельхоза России │
│ │дотируемых
из федерального бюджета │ │ │
│28 │Выделять учебно-опытным хозяйствам │Ежегодно │Депсоцразвитие, │
│ │бюджетные средства на
строительство │ │Депобразования │
│ │внутрихозяйственных газовых
сетей │ │Минсельхоза России │
│29 │Учитывать в первоочередном порядке │Ежегодно │Депэкономики, │
│ │потребность учебно-опытных хозяйств
в│
│Депрастениеводства,│
│ │ассигнованиях,
выделяемых из │ │Депживотноводплем, │
│ │федерального бюджета на
поддержку │ │Депмелиоводхоз, │
│ │сельхозтоваропроизводителей │ │Депобразования │
│ │
│
│Минсельхоза России │
│30 │Принять меры по улучшению │Постоянно │Депобразования │
│ │производственно-экономической │ │Минсельхоза России,│
│ │деятельности учебно-опытных
хозяйств,│ │Межрегиональная
│
│ │обеспечить разработку перспективных
│
│ассоциация "Агро-
│
│ │планов их развития и установить │ │образование",
Совет│
│ │контроль за
их выполнением │ │директоров учхозов,│
│ │
│
│учебно-опытные │
│ │
│
│хозяйства, вузы │
│31 │Организовать систематическое │Постоянно │Депобразования, │
│ │повышение квалификации директоров
и │ │Упргоссобствен- │
│ │специалистов учхозов и их аттестацию
│ │ность
Минсельхоза │
│ │в установленном порядке │ │России, Межрегио- │
│ │
│ │нальная
ассоциация │
│ │
│
│"Агрообразование"
│
│32 │Активизировать работу по включению │Постоянно │Депобразования, │
│ │учхозов в международные проекты
и │ │Депвнешсвязей │
│ │программы; способствовать расширению
│ │Минсельхоза
России │
│ │их прямых связей с зарубежными │ │ │
│ │партнерами │ │ │
└───┴─────────────────────────────────────┴───────────┴───────────────────┘