МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 сентября 2002 г. N 24-55-236(288)/10
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ ВУЗОВ
В
соответствии с решением коллегии Минобразования России от 03.06.2002 N 2051
"О взаимодействии Минобразования России с органами управления образованием
субъектов Российской Федерации по контролю за соблюдением вузами и филиалами
лицензионных требований и условий", а также в связи с многочисленными
обращениями в министерство различных правоохранительных органов и письмами
граждан о нарушениях законодательства Российской Федерации в организации и
деятельности представительств вузов Минобразование России отмечает следующее.
Согласно п. 1 ст.
55 ч. I Гражданского кодекса Российской Федерации "Представительством
является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места
его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет
их защиту".
Типовое положение
об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем
учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 N 264, определяет функции
представительств вузов. Так, в п. 39 указывается:
"В
целях оказания студентам, обучающимся по заочной форме обучения, помощи в
освоении образовательных программ непосредственно по месту их работы и месту
жительства высшее учебное заведение вправе осуществлять консультации, текущий
контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся путем привлечения
штатных научно - педагогических работников высшего учебного заведения на основе
учебно - материальной базы представительства.
Указанная
деятельность осуществляется с согласия органа управления образованием субъекта
Российской Федерации и органа местного самоуправления, на территории которых
находится представительство".
Практические
рекомендации по организации и деятельности представительств вузов изложены в
Примерном положении о представительстве государственного вуза,
подведомственного Минобразованию России, направленном
в вузы письмом от 02.07.2001 N 17-55-52ин/17-11 (зарегистрировано Минюстом
России 17.08.2001 N 07/8360-ЮД).
В том случае, если
созданный в установленном порядке филиал высшего учебного заведения до
получения им лицензии на право ведения образовательной
деятельности осуществляет функции представительства (п. 2 ст. 55 ч. I
Гражданского кодекса), это должно быть отражено в положении о данном филиале.
На такое обособленное структурное подразделение вуза в полном объеме
распространяется действие законодательства Российской Федерации в области образования как в отношении филиалов, так и в отношении
представительств вузов.
Несмотря на то, что
вопросы создания и функционирования представительств вузов достаточно полно
изложены в нормативных документах, в актах проверок, проводимых министерством
совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, а
также в предписаниях правоохранительных органов и иных проверяющих организаций,
вскрываются многочисленные нарушения в этой сфере.
Среди наиболее
типичных нарушений отмечаются следующие:
1.
Представительства создаются без согласия соответствующих учредителей, органов
исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного
самоуправления по месту нахождения представительства.
2. Сведения о
наличии представительства, его местонахождении, реквизиты документа о его
создании не отражаются в уставе вуза. (Под местонахождением понимается полный
адрес представительства, а не только наименование населенного пункта.)
3. Деятельность представительства,
связанная с оказанием помощи студентам, обучающимся по заочной форме обучения,
осуществляется:
3.1. Без согласия
органа управления образованием субъекта Российской Федерации и органа местного
самоуправления, на территории которого находится представительство.
3.2. Не штатными
научно - педагогическими работниками вуза, создавшего представительство, а
иными лицами, часто не обладающими необходимой квалификацией, профилем
образования и опытом работы в вузах.
3.3. Не только в
виде консультаций, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, а
в большем объеме, вплоть до проведения систематических занятий и итоговой
аттестации.
4. Образовательный
процесс (или его элементы) ведется с обучающимися по очной
и очно - заочной формам обучения.
5. Имеются факты
открытия представительств филиалами вузов.
В связи с
вышеизложенным сообщаю, что приведенные случаи, а также иные нарушения
законодательства Российской Федерации в организации и деятельности представительств
вузов будут рассматриваться министерством как нарушения условий,
предусмотренных лицензией вуза. При выявлении подобных нарушений Минобразование России будет принимать решение о
приостановлении лицензии высшего учебного заведения.
Предлагаю ректорам
высших учебных заведений, имеющих представительства, привести их деятельность в
соответствие с требованиями нормативных документов либо ликвидировать их в
установленном порядке.
Впредь при
организации и в деятельности представительств вузов строго соблюдать
установленные требования.
Министр образования
Российской
Федерации
В.М.ФИЛИППОВ