МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 октября 2002 г. N 13-51-125/13
О ПРОВЕДЕНИИ ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В XI КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2002/2003
УЧЕБНОМ ГОДУ
В 2001/2002 учебном
году Министерством образования Российской Федерации в целях совершенствования
организационной формы проведения государственной (итоговой) аттестации
выпускников XI классов был проведен письменный экзамен по литературе по
открытому перечню тем сочинений, сгруппированных в 35 комплектов. Каждый
комплект имел свой номер и включал 8 тем сочинений, подобранных в соответствии
со структурой экзаменационного пакета. Общеобразовательные учреждения каждого
из 89 субъектов Российской Федерации, имеющие оперативную связь, были
информированы в день экзамена по региональному телевидению о номере комплекта
тем сочинений по литературе.
Минобразование России направило в регионы письмо с просьбой предоставить подробную
информацию по итогам проведения экзамена. Анализ писем, пришедших из органов
управления образованием субъектов Российской Федерации, свидетельствует о том,
что новая форма организации итогового контроля по литературе в целом себя
оправдала. Она содействовала предотвращению утечки информации о содержании
письменных экзаменационных работ, создавала благоприятные условия для
подготовки к экзамену, способствовала снижению у выпускников психологической
нагрузки, связанной с ситуацией экзамена.
С учетом
предложений, поступивших из регионов по дальнейшему совершенствованию формы и
содержания итоговой аттестации, Минобразование России
устанавливает следующий порядок проведения государственной (итоговой)
аттестации выпускников XI классов общеобразовательных учреждений по литературе
в 2002/2003 учебном году.
Новая форма
организации итогового контроля по литературе распространяется на выпускников
школ с русским (родным) языком обучения, на выпускников школ с русским
(неродным) и с родным (нерусским) языком обучения, а также на выпускников
вечерних (сменных) школ, сдающих экзамен в сроки, совпадающие со сроками
дневных общеобразовательных школ.
Экзаменационный
материал для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников XI
классов по литературе будет представлен в двух документах: "Перечень тем
сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней
(полной) школы в 2002/2003 учебном году" и "Комплекты тем сочинений
для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной)
школы в 2002/2003 учебном году". Экзаменационные материалы соответствуют
обязательным минимумам содержания основного общего и среднего (полного) общего
образования (Приказы Минобразования России от 19.05.98 N 1236 и от 30.06.99 N
56).
"Перечень тем
сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней
(полной) школы в 2002/2003 учебном году" включает 500 тем. В указанном
Перечне темы сочинений группируются в четыре раздела: темы по литературе первой
половины XIX века, темы по литературе второй половины XIX века, темы по
литературе XX века, а также дополнительные темы для школ с родным (нерусским)
языком обучения.
"Перечень
тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс
средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году" в третьей декаде марта
2003 года будет направлен электронной почтой в органы управления образованием
субъектов Российской Федерации, а также помещен в "Учительской
газете", в газетах "Первое сентября" и "Литература",
размещен на сайте Минобразования России в Интернете (www.informika.ru). He позднее второй декады апреля каждый
регион обеспечивает общеобразовательные учреждения "Перечнем тем сочинений
для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной)
школы в 2002/2003 учебном году" в количестве не менее одного экземпляра на
образовательное учреждение.
"Комплекты тем
сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней
(полной) школы в 2002/2003 учебном году" включают 70 комплектов. Каждый
комплект будет состоять из пяти экзаменационных тем сочинений, сгруппированных
в соответствии со следующей структурой экзаменационного пакета:
1. Анализ эпизода
из художественного произведения русской литературы XIX - XX века (эпизоды
указаны) или анализ стихотворения поэта XIX или XX века (автор и произведение
указаны).
2. Тема,
сформулированная в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении.
3. Тема, связанная
с творчеством писателя XIX века (автор и произведение указаны).
4. Тема, связанная
с творчеством писателя XX века (автор и произведение указаны).
5. Тема, связанная
с философской, нравственной, социальной проблематикой русской литературы
(указан XIX или XX век; произведение художественной литературы выбирает
учащийся).
При
комплектовании тем учитывается специфика литературного образования в школах с
родным (нерусским) языком обучения: в комплектах могут содержаться темы
сочинений, имеющие специальную помету (*), которая указывает на право
выпускника школы с родным (нерусским) языком обучения заменить эту тему на
другую тему, включенную в комплект с пометой "для школ с родным
(нерусским) языком обучения".
Количество
тем сочинений в "Комплектах тем сочинений для проведения письменного
экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном
году" будет примерно на 15% меньше числа тем, которые войдут в
"Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по
литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году".
"Комплекты тем
сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней
(полной) школы в 2002/2003 учебном году" во второй декаде мая 2003 года
будут помещены в "Учительской газете", в газетах "Первое
сентября" и "Литература", размещены на сайте Минобразования России
в Интернете (www.informika.ru). В день экзамена в прямом эфире с использованием
лототрона (или аналогичного устройства) определяется номер комплекта и
соответствующие ему темы сочинений демонстрируются на телеэкране не менее 5
минут и объявляются по радио.
Каждая школа
Российской Федерации обеспечивается экзаменационными материалами (один комплект
тем сочинений) в традиционном порядке на случай невозможности проведения
экзамена в новой организационной форме по техническим причинам. Экзаменационные материалы будут взяты из "Комплектов тем
сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней
(полной) школы в 2002/2003 учебном году" и направлены в марте - апреле по
линии спецсвязи в органы управления образованием субъектов Российской Федерации
в установленном ранее порядке в соответствии с письмом "О порядке
обеспечения общеобразовательных учреждений экзаменационными материалами".
Традиционный
порядок проведения итоговой аттестации сохраняется для следующих категорий
учащихся: выпускников общеобразовательных школ, не имеющих радио- и
телевизионной связи; выпускников, сдающих экзамен в щадящем режиме, выпускников
вечерних (сменных) школ, сдающих экзамен в сроки, не совпадающие со сроками
дневных общеобразовательных школ. Темы сочинений для всех категорий учащихся
комплектуются из опубликованного "Перечня тем сочинений для подготовки к
письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003
учебном году".
Руководитель
Департамента
общего образования
А.В.БАРАННИКОВ
Приложение
ОБРАЗЦЫ КОМПЛЕКТОВ
ТЕМ СОЧИНЕНИЙ
Комплект N 1
1. Стихотворение
Ф.И. Тютчева "Певучесть есть в морских волнах..." (восприятие,
истолкование, оценка).
2. Что изменилось в
жизни ночлежников в финале пьесы М. Горького "На дне"?
3. Губернский город
и его обитатели в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".
4. Тема
материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой "Реквием" <*>.
--------------------------------
<*> Для школ
с родным (нерусским) языком обучения:
4. Тема родины в
лирике А.А. Ахматовой.
5. Тема воспитания
в одном из произведений русской литературы XVIII - XIX веков.
Комплект N 2
1. Сон Татьяны
(анализ эпизода из 5-й главы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин").
2. "В этом
появлении Христа в конце вьюжной петербургской поэмы нет ничего
неожиданного". Обоснуйте или опровергните высказывание М. Волошина о
финале поэмы А.А. Блока "Двенадцать".
3. Самодуры и самодурство в драме А.Н. Островского
"Гроза".
4. Город и деревня
в лирике С. Есенина.
5. "Без
страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии" (В.Г. Белинский). По 1 - 2
произведениям русской литературы XX века <*>.
--------------------------------
<*> Для школ
с родным (нерусским) языком обучения:
5. "Без
страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии" (В.Г. Белинский). По
произведениям русской и родной литературы XX века.