МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 октября 2002 г. N 13-51-126/13
О ПРОВЕДЕНИИ ПИСЬМЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ПО АЛГЕБРЕ В IX КЛАССАХ, ПО МАТЕМАТИКЕ, АЛГЕБРЕ
И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА В XI КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 2002/03 УЧЕБНОМ ГОДУ
1. Текст
письменного экзамена по алгебре в IX классах общеобразовательных учреждений,
как и в предыдущем учебном году, составляется органами управления образованием
субъектов Российской Федерации по "Сборнику заданий для проведения
письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс" (авторы
Л.В. Кузнецова и другие, издательство "Дрофа"). Для проведения
экзамена используется последняя редакция указанного сборника (издание 5-е,
переработанное и дополненное, а также последующие издания). Руководители
общеобразовательных учреждений должны обеспечить наличие соответствующего
пособия в библиотечном фонде в количестве, достаточном для проведения экзамена.
Тексты
экзаменационных работ, составленные на основе вышеназванного сборника,
используются во всех IX классах общеобразовательных учреждений, включая классы
компенсирующего обучения. Исключение составляют классы с углубленным изучением
математики, где экзамен проводится по текстам, которые разрабатываются Минобразованием России и направляются в органы управления
образованием субъектов Российской Федерации по линии спецсвязи в соответствии с
поступившей от них заявкой.
Варианты
экзаменационных работ составляются в строгом соответствии с рекомендациями,
приведенными во введении к сборнику. Там же указаны критерии, по которым должны
оцениваться работы учащихся. При проведении экзамена каждый ученик должен быть
обеспечен экземпляром вышеназванного сборника из школьной библиотеки без
пометок, решений и ответов.
Руководители
органов управления образованием субъектов Российской Федерации несут
ответственность за подготовку текстов работ, сохранение секретности,
своевременную передачу материалов в общеобразовательные учреждения.
2. В целях
совершенствования организационной формы проведения государственной (итоговой)
аттестации выпускников средней (полной) общеобразовательной школы в 2001/02
учебном году Министерством образования Российской Федерации письменный экзамен
по алгебре и началам анализа был проведен по открытому перечню экзаменационных
работ. Перечень включал 89 работ, составленных из заданий "Сборника
заданий для проведения письменного экзамена по математике (курс А) и алгебре и
началам анализа (курс В) за курс средней школы. 11 класс" (авторы Г.В. Дорофеев,
Г.К. Муравин, Е.А. Седова, издательство
"Дрофа"). Номер экзаменационной работы определялся в регионах
Российской Федерации с использованием лототрона, и общеобразовательные
учреждения, имеющие оперативную связь, были проинформированы о номере работы по
региональному телевидению или радиовещанию.
Минобразование России направило в органы управления образованием субъектов
Российской Федерации письмо с просьбой о предоставлении подробной информации по
итогам проведения экзамена. В полученных отзывах отмечается, что определение
номера экзаменационной работы и доведение его до школ прошло организованно,
экзаменационные работы не содержали ошибок и опечаток. Опасения, связанные с
использованием на экзамене пособий, содержащих решения заданий экзаменационного
сборника (решебников), оказались необоснованными.
Использование открытых текстов позволило повысить эффективность организации
итогового повторения и улучшить качество подготовки выпускников. Новая форма
проведения экзамена решает проблему утечки информации о содержании
экзаменационных работ, способствует снижению психологической нагрузки
выпускников, связанной с ситуацией экзамена.
Анализ материалов,
направленных в Минобразование России региональными
органами управления образованием, свидетельствует о том, что новая форма
организации итогового контроля в целом себя оправдала.
С учетом
предложений, поступивших из регионов, Минобразование
России сохраняет данную форму проведения итоговой аттестации по алгебре и
началам анализа в 2002/03 учебном году.
В Департаменте
общего образования из заданий "Сборника заданий для проведения письменного
экзамена по математике (курс А) и алгебре и началам анализа (курс В) за курс
средней школы. 11 класс" (авторы Г.В. Дорофеев, Г.К. Муравин,
Е.А. Седова; издание 4-е и последующие) будут составлены 89 экзаменационных
работ. За один месяц до экзамена перечень работ будет опубликован в
"Учительской газете", "Вестнике образования" и размещен на
сайте Минобразования России в Интернете (www.informika.ru). Номер
экзаменационной работы будет определяться в регионе с использованием лототрона и передаваться общеобразовательным учреждениям по
региональному телевидению или радиовещанию.
На случай
невозможности проведения экзамена в данной организационной форме по техническим
причинам каждое общеобразовательное учреждение Российской Федерации
обеспечивается экзаменационными материалами в традиционном порядке.
Номера заданий из
вышеназванного сборника для письменного экзамена по математике (курс А), а
также тексты экзаменационных работ для выпускников вечерних (сменных)
общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением математики,
физико-математических классов будут направлены в органы управления образованием
субъектов Российской Федерации по линии спецсвязи в соответствии с поступившей
от них заявкой.
Проведение итоговой
аттестации в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации,
участвующих в эксперименте по ЕГЭ, регламентируется соответствующими
нормативными правовыми актами Минобразования России и субъектов Российской
Федерации.
После
проведения письменных экзаменов по алгебре в IX классах, по алгебре и началам
анализа в XI классах, но не позднее 15 июня, информация о содержании
экзаменационных работ (номера заданий из сборника для IX классов и номер работы
из перечня для XI классов) должна быть направлена в Департамент общего
образования Министерства образования Российской Федерации по адресу: 101990, г.
Москва, Чистопрудный бульвар, дом 6/19.
Руководитель
Департамента
общего образования
А.В.БАРАННИКОВ