Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 13 января 2003 г. N 28

 

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПО УЧЕБНОЙ

ТЕХНИКЕ, ПРИБОРАМ И ОБОРУДОВАНИЮ УЧЕБНО-НАУЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В соответствии с Положением о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 258 (с изменениями), а также в целях обеспечения эффективной работы Федерального экспертного совета по учебной технике, приборам и оборудованию учебно-научного назначения Министерства образования Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить Положение о Федеральном экспертном совете по учебной технике, приборам и оборудованию учебно-научного назначения Министерства образования Российской Федерации (Приложение 1).

2. Утвердить Инструкцию о порядке рассмотрения заявок, проведения экспертизы и выдачи рекомендательного знака Минобразования России на учебную технику, приборы и оборудование учебно-научного назначения (Приложение 2).

3. Утвердить бланк удостоверения к рекомендательному знаку Минобразования России на учебную технику, приборы и оборудование учебно-научного назначения (Приложение 3).

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

 

И.о. Министра

Г.А.БАЛЫХИН

 

 

 

 

 

Приложение 1

к Приказу

Минобразования России

от 13 января 2003 г. N 28

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ ПО УЧЕБНОЙ ТЕХНИКЕ,

ПРИБОРАМ И ОБОРУДОВАНИЮ УЧЕБНО-НАУЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Федеральный экспертный совет по учебной технике, приборам и оборудованию учебно-научного назначения Министерства образования Российской Федерации (далее - ФЭС) является научно-методическим органом Министерства образования Российской Федерации.

1.2. В своей деятельности ФЭС руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и решениями коллегии Министерства образования и настоящим Положением.

 

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

 

2.1. Обеспечение надлежащего уровня независимой и объективной технической и учебно-методической экспертизы учебной техники, приборов и оборудования учебно-научного назначения для системы образования Российской Федерации.

2.2. Участие в формировании федеральных комплектов учебного оборудования для общего, начального, среднего и высшего профессионального образования.

2.3. Участие в формировании важнейших направлений развития и разработки учебной техники, приборов и оборудования учебно-научного назначения.

 

3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

 

3.1. Взаимодействие с подразделениями Министерства образования Российской Федерации, научно-методическими советами по дисциплинам и учебно-методическими объединениями по специальностям, научно-исследовательскими институтами РАН и РАО, институтами повышения квалификации работников образования, ассоциациями учителей, методическими и экспертными советами Минобразования России, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, общественными организациями работников образования, предприятиями и организациями различных форм собственности.

3.2. Участие в организации и проведении семинаров, сессий и конференций.

3.3. Участие в разработке перечней учебного оборудования и федеральных комплектов учебного оборудования, поставляемых в государственные учебные заведения.

3.4. Участие в формировании и экспертизе проектов научно-исследовательских и научно-технических программ Минобразования России, связанных с созданием учебной техники, приборов и оборудования учебно-научного назначения.

3.5. Участие в экспертизе проектов оснащения образовательных учреждений учебным оборудованием, техническими и наглядными средствами обучения, а также мебелью.

 

4. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА

 

4.1. В состав ФЭС входят Председатель, заместитель Председателя, ученый секретарь и члены совета.

4.2. Персональный состав ФЭС утверждается приказом Министерства образования Российской Федерации и состоит из ученых, преподавателей, методистов и специалистов в области учебной техники.

4.3. ФЭС собирается на свои пленарные заседания не реже 2 раз в год.

4.4. Для осуществления контроля и руководства за текущей деятельностью по обеспечению надлежащего уровня независимой и объективной технической и учебно-методической экспертизы учебной техники, приборов и оборудования учебно-научного назначения приказом Минобразования России утверждается президиум ФЭС численностью не более 10 человек.

4.5. Президиум руководит работой ФЭС в перерывах между его заседаниями и собирается по мере необходимости, но не реже 2 раз в квартал. Решения президиума подписываются председателем ФЭС.

4.6. Решением президиума ФЭС создаются постоянные или временные предметные секции и/или рабочие группы по текущим направлениям деятельности.

4.7. Для осуществления оперативной работы ученый секретарь ФЭС формирует исполнительный орган - секретариат ФЭС, который обеспечивает взаимодействие ФЭС с базовой организацией Министерства образования Российской Федерации и координацию деятельности по проведению научно-технической экспертизы учебной техники, приборов и оборудования учебно-научного назначения.

4.8. Базовая организация, осуществляющая организационно-техническое обеспечение деятельности ФЭС, утверждается приказом Минобразования России.

4.9. Экспертиза учебной техники, приборов и оборудования учебно-научного назначения организуется базовой организацией Министерства образования Российской Федерации в порядке, определенном Инструкцией о порядке рассмотрения заявок, проведения экспертизы и выдачи рекомендательного знака Минобразования России на учебную технику, приборы и оборудование учебно-научного назначения (далее - рекомендательный знак). Стоимость проведения экспертизы, удостоверения к рекомендательному знаку и заявленного количества этикеток к нему, а также дополнительные затраты, связанные с проведением экспертизы, оплачиваются заявителем (разработчиком, производителем, автором учебной техники, приборов и оборудования учебно-научного назначения).

4.10. При положительном заключении экспертизы президиум ФЭС принимает решение о выдаче организации-заявителю рекомендательного знака. Решение президиума ФЭС по конкретному образцу учебной техники, прибора и оборудования учебно-научного назначения является единственным основанием для выдачи рекомендательного знака. Описание рекомендательного знака регламентируется отдельным документом.

4.11. Выдача рекомендательного знака является важнейшим инструментом осуществления защиты образовательных учреждений Минобразования России от некачественной, методически слабой, технически непригодной, небезопасной учебной техники, приборов и оборудования учебно-научного назначения.

4.12. Учебная техника, приборы и оборудование учебно-научного назначения, имеющие рекомендательный знак, получают право на использование в любых образовательных учреждениях независимо от их ведомственной подчиненности.

4.13. Апелляция на решение ФЭС об отказе в выдаче рекомендательного знака рассматривается Управлением развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений Минобразования России в порядке, определенном соответствующей инструкцией; окончательное решение утверждается Министром образования Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Приложение 2

к Приказу

Минобразования России

от 13 января 2003 г. N 28

 

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК, ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

И ВЫДАЧИ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОГО ЗНАКА МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

НА УЧЕБНУЮ ТЕХНИКУ, ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

УЧЕБНО-НАУЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Положением о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 258 (с изменениями), Приказом Минобразования России от 16.12.2002 N 4399 и иными нормативными документами Минобразования России и является основным документом, содержащим определения, понятия и правила государственной научно-технической экспертизы учебной техники, приборов и оборудования учебно-научного назначения.

1.2. Обеспечение независимой и объективной государственной научно-технической экспертизы учебной техники, приборов и оборудования учебно-научного назначения осуществляет Федеральный экспертный совет по учебной технике, приборам и оборудованию учебно-научного назначения Минобразования России (далее - ФЭС), который возглавляется президиумом.

1.3. Свою деятельность ФЭС осуществляет в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Минобразования России от 13.01.2003 N 28.

1.4. Организационно-техническое обеспечение деятельности ФЭС осуществляет базовая организация Министерства образования Российской Федерации. Возложение функций по организационно-техническому обеспечению деятельности ФЭС на базовую организацию оформляется приказом Минобразования России.

1.5. Государственной научно-технической экспертизе подлежит учебная техника, приборы и оборудование учебно-научного назначения, выпускаемые серийно, подготавливаемые к серийному производству и предназначенные для использования в образовательных учреждениях Российской Федерации независимо от их ведомственной подчиненности и уровня образования.

 

2. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

2.1. Государственная научно-техническая экспертиза учебной техники, приборов и оборудования учебно-научного назначения - это регламентированный, установленными Минобразованием России правилами, процесс исследования экспертами технического решения, научной, методической, познавательной, педагогической ценности представленного образца учебной техники, прибора, оборудования учебно-научного назначения в сопоставлении с другими аналогичными и альтернативными образцами учебной техники, приборов, оборудования учебно-научного назначения; анализа технической документации, завершающийся итоговым заключением о соответствии представленных документов или образцов нормативным и современным требованиям системы образования и основанием для выдачи рекомендательного знака Минобразования России на учебную технику, приборы и оборудование учебно-научного назначения (далее - рекомендательный знак).

2.2. Учебная техника - технические и наглядные средства обучения, применяемые в учебном процессе при проведении занятий по определенной тематике, группе дисциплин, отдельной дисциплине или ее части. Учебная техника включает в себя технические средства обучения и контроля знаний, демонстрационную учебную технику, средства автоматизации учебной техники, лабораторную учебную технику и оборудование для практикума, учебные тренажеры, развивающие игровые средства (в том числе электронные), наглядные средства обучения и пособия, сервисное оборудование и учебную технику общего назначения.

2.3. Технические средства обучения и контроля знаний - часть учебной техники, представляющая собой совокупность предметов и устройств, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую или контролирующую функции в процессе обучения.

2.4. Демонстрационная учебная техника - часть учебной техники, предназначенная для демонстрации изучаемого объекта или явления одновременно группе обучаемых и обладающая свойствами, которые позволяют видеть предмет и/или демонстрируемые явления.

2.5. Средства автоматизации учебной техники - часть учебной техники, использующая для большей эффективности процесса обучения и устранения рутинных операций обучаемого, компьютерные и микропроцессорные средства сбора и обработки информации.

2.6. Учебные тренажеры - часть учебной техники, применяемая в процессе обучения для отработки профессиональных навыков.

2.7. Лабораторная учебная техника - часть учебной техники, применяемой при проведении лабораторных и практических занятий.

2.8. Развивающие игровые средства (в том числе электронные) - часть учебной техники, предназначенная для развивающей познавательной деятельности детей.

2.9. Наглядные средства обучения и пособия - часть учебной техники, представляющая собой экранно-звуковые средства, печатные пособия, натурные объекты, модели, муляжи и т.п., передающие содержание через изображение, звук, анимацию и кинестику.

2.10. Сервисное оборудование - вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для удобства применения и эксплуатации учебной техники и/или преподавания.

2.11. Учебная техника общего назначения - технические и компьютерные средства (в том числе контрольно-измерительная аппаратура и оборудование общелабораторного назначения), учебная специализированная мебель.

 

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОЙ ТЕХНИКЕ, ПРИБОРАМ,

ОБОРУДОВАНИЮ УЧЕБНО-НАУЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ

НА ЭКСПЕРТИЗУ

 

3.1. Для дошкольного образования; начального, основного, среднего общего образования; начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования должны осуществляться разработка, производство и использование учебной техники, приборов, оборудования учебно-научного назначения, обеспечивающих цели и задачи учебного процесса в соответствии с государственными образовательными стандартами, учебными программами и планами, содержанием курса или предмета, для которого они предназначены.

3.2. Учебная техника, приборы, оборудование учебно-научного назначения должны отличаться высоким научно-техническим уровнем, качеством исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, безопасностью в применении, наглядностью.

3.3. Учебная техника, приборы, оборудование учебно-научного назначения должны соответствовать современным методическим, техническим и психолого-педагогическим требованиям, а также нормам безопасности, обеспечивать творческое и активное овладение обучаемыми знаниями, умениями и навыками в соответствующей области.

3.4. При необходимости учебная техника, приборы, оборудование учебно-научного назначения должны использовать современные информационные технологии для упрощения сбора и обработки экспериментальных результатов для более наглядного представления и предъявления информации, иметь возможность доступа к внешним информационным ресурсам.

3.5. Вся учебная техника, приборы, оборудование учебно-научного назначения должны быть снабжены эксплуатационной документацией (технической инструкцией и паспортом), а также методическими указаниями по применению в образовательном процессе.

 

4. ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВКИ НА ВЫДАЧУ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОГО ЗНАКА

 

4.1. Для решения вопроса о присвоении учебной технике, приборам, оборудованию учебно-научного назначения рекомендательного знака разработчик, производитель или автор (далее - заявитель) направляют материалы и документы в адрес ФЭС.

4.2. На рассмотрение представляются следующие материалы и документы:

заявление на имя председателя ФЭС;

сопроводительное письмо от заявителя за подписью руководителя организации, где дается краткая аннотация, указываются назначение и область применения учебной техники, приборов, оборудования учебно-научного назначения, их место в учебном процессе, соответствие учебным планам и отведенному учебному времени для их использования, а также технические характеристики, дидактические особенности, данные о педагогической, методической и технической новизне;

цветная фотография представляемого образца размером 11 x 17 см;

сведения о предполагаемом внедрении в производство и учебный процесс, а также предполагаемая программа выпуска на ближайшие три - пять лет.

образец изделия в упаковке для конечного потребителя (по дополнительному запросу ФЭС);

комплект сопроводительной, пользовательской документации, а именно: техническое задание, технические условия, паспорт изделия, программно-методическое обеспечение (по дополнительному запросу ФЭС).

Заявление на выдачу рекомендательного знака представляется в трех экземплярах. Первый экземпляр регистрируется секретариатом ФЭС путем присвоения кода базы данных, регистрационного номера и даты поступления. Второй экземпляр заявления с приложением представленных заявителем материалов передается секретариатом в уполномоченную организацию. Третий экземпляр зарегистрированного заявления возвращается заявителю в качестве справки о приеме заявления к рассмотрению.

4.3. ФЭС и его исполнительный орган (секретариат) имеют право запросить дополнительную информацию для проведения более объективной экспертизы.

 

5. КРИТЕРИИ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

Государственная научно-техническая экспертиза учебной техники, приборов, оборудования учебно-научного назначения проводится с целью определить:

соответствие учебной техники, приборов, оборудования учебно-научного назначения, виду проведения занятий, учебной дисциплине или ее части;

соответствие образовательным стандартам общего среднего, начального, среднего, высшего профессионального или дополнительного образования;

качество методической проработанности, качество технического исполнения, наглядность и физичность представления явления, простота понимания обучаемым и т.д.;

техническое совершенство образца, соответствие его заявленным техническим, эргономическим и педагогическим требованиям, а также требованиям безопасности, экологии и возрастной физиологии.

 

6. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

6.1. Проведение экспертизы организуется базовой организацией в два этапа.

На первом этапе проводится методическая (содержательная) экспертиза конкретного образца учебной техники, прибора, оборудования учебно-научного назначения, составляется экспертное заключение N 1, в котором дается анализ методической (содержательной) ценности рассматриваемого образца, соответствие его государственным образовательным стандартам, целесообразность использования его в тех или иных образовательных учреждениях.

Методическая (содержательная) экспертиза конкретного образца учебной техники, прибора, оборудования учебно-научного назначения, проводится экспертами, привлеченными на договорной основе.

Экспертное заключение N 1 рассматривается и утверждается президиумом ФЭС.

6.2. При наличии положительного экспертного заключения N 1 по первому этапу экспертизы секретариат ФЭС совместно с базовой организацией осуществляет техническую экспертизу с привлечением специализированных испытательных лабораторий (организаций).

6.3. Техническая экспертиза заключается в проведении следующих видов контрольных испытаний представленного образца учебной техники, прибора, оборудования учебно-научного назначения:

функциональные испытания на соответствие техническому заданию и техническим условиям по представляемой заявителем программе и методике испытаний;

испытания на безопасность по ГОСТ 28139-89 "Оборудование школьное. Общие требования безопасности", ГОСТ 22046-89 "Мебель для учебных заведений. Технические условия", ГОСТ 27570.0-91 (МЭК 335-1-94) "Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Общие требования и методы испытаний", а также по ряду других ГОСТов, регламентирующих безопасность учебной техники.

По результатам испытаний составляется протокол контрольных испытаний.

6.4. На основании протокола контрольных испытаний, а также экспертного заключения N 1 составляется обобщенное экспертное заключение N 2.

6.5. Экспертное заключение N 2 с приложением протокола контрольных испытаний представляется на рассмотрение президиума ФЭС для подготовки итогового заключения для выдачи рекомендательного знака. На основании положительного решения президиума ФЭС выдается рекомендательный знак о возможности использования данного вида учебной техники, приборов, оборудования учебно-научного назначения в образовательных учреждениях России.

 

7. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

7.1. На проведение первого этапа (методическая экспертиза) отводится полуторамесячный срок, по истечении которого:

заявителю предлагается прислать необходимые материалы для проведения второго этапа экспертизы (технической экспертизы);

заявителю направляется мотивированный отказ на основании отрицательного заключения экспертизы;

заявителю посылается запрос по существу представленного образца учебной техники, прибора, оборудования учебно-научного назначения или сопроводительных документов;

заявителя уведомляют о решении дополнительно затребовать рецензию специалиста сторонней организации.

7.2. На проведение второго этапа (техническая экспертиза) отводится также полуторамесячный срок, по истечении которого заявителю сообщается о решении ФЭС о представлении к выдаче рекомендательного знака или мотивированный отказ о его выдаче.

 

8. ВЫДАЧА РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОГО ЗНАКА

 

8.1. Для образцов, имеющих положительные результаты итогового заключения ФЭС, выдается рекомендательный знак.

8.2. Выдача заявителю рекомендательного знака и соответствующего удостоверения к нему осуществляется на основании приказа Минобразования России по представлению ФЭС.

8.3. Заявитель получает удостоверение к рекомендательному знаку, в котором указывается наименование конкретного образца учебной техники, прибора, оборудования учебно-научного назначения, организация-разработчик или авторы, организация-производитель, а также срок действия рекомендательного знака.

8.4. К удостоверению прилагается определенное количество этикеток рекомендательного знака. Количество этикеток зависит от заявляемого тиража данного вида учебной техники, приборов, оборудования учебно-научного назначения и установленного ФЭС срока действия рекомендательного знака.

8.5. Срок действия рекомендательного знака составляет, как правило, 5 лет. На отдельные виды учебной техники, приборов и оборудования учебно-научного назначения срок действия может быть уменьшен до 3 лет. Продление срока действия рекомендательного знака производится в порядке, установленном для его получения.

8.6. В паспорте изделия, имеющего рекомендательный знак, изготовитель имеет право сделать запись "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации к использованию в учебном процессе".

8.7. На все изделия, образец которого имеет рекомендательный знак, наклеиваются этикетки с изображением рекомендательного знака.

8.8. Решение ФЭС может быть обжаловано в двухмесячный срок с момента принятия решения в Управлении развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений Минобразования России. Окончательное решение утверждается Министром образования Российской Федерации. Решение Министра по данному вопросу является окончательным.

8.9. Выдача рекомендательного знака является основным условием для защиты образовательных учреждений от некачественной, методически слабой, технически непригодной, небезопасной учебной техники, приборов, оборудования учебно-научного назначения.

8.10. Учебная техника, приборы, оборудование учебно-научного назначения, имеющие рекомендательный знак, получают право на использование в учебном процессе любых образовательных учреждений России независимо от их ведомственной подчиненности.

 

 

 

 

 

Приложение 3

к Приказу

Минобразования России

от 13 января 2003 г. N 28

 

          Министерство образования Российской Федерации

 

                          Удостоверение

    к рекомендательному знаку Минобразования России на учебную

    технику, приборы, оборудование учебно-научного назначения

 

ИЗДЕЛИЕ __________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Предприятие-изготовитель _________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Рекомендовано  Минобразованием России  для  применения  в  учебном

процессе в образовательных учреждениях.

 

Срок действия с               200_ г. по         200_ г.

 

Председатель Федерального экспертного совета

по учебной технике

_______________________________

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024