МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 19 февраля 2003 г. N 593
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ
МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ОТ 26.02.2001 N 631
"О РЕЙТИНГЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ"
В связи с
доработкой Временной методики определения рейтингов специальностей и вузов,
утвержденной Приказом Минобразования России от 26.02.2001 N 631 "О
рейтинге высших учебных заведений", и в соответствии с решением совещания
"Рейтинг вузов Российской Федерации" от 22 мая 2002 г. и письмом ВАК
Минобразования России от 10.04.2002 N 08-52-29 приказываю:
1. Внести во
Временную методику определения рейтингов специальностей и вузов, утвержденную
Приказом Минобразования России от 26.02.2001 N 631 "О рейтинге высших
учебных заведений", изменения и дополнения, изложив ее в новой редакции
согласно Приложению.
2. Отделу баз
данных и документальной связи (И.Е. Быстрову) до 25 февраля 2003 г. довести до
сведения высших учебных заведений и их филиалов порядок получения электронных
программ для сбора исходных данных.
3. Ректорам высших
учебных заведений до 1 апреля 2003 г. направить в министерство исходные данные
для определения рейтингов вузов, филиалов и специальностей.
4. Отделу баз
данных и документальной связи (И.Е. Быстрову) до 1 мая 2003 г. проанализировать
полученные результаты и представить руководству министерства.
5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра Ю.В. Шленова.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
Приложение
к Приказу
Минобразования
России
от 19 февраля 2003
г. N 593
ВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ВУЗОВ
I. МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГА ВУЗА
Основу методики
составляет структура критериев, соответствующая иерархической декомпозиции сложной
глобальной цели системы, содержательно определенной как "Обеспечение
соответствия содержания и качества образования потребностям граждан и комплексу
общественно-государственных требований".
Структура и состав
дерева критериев на содержательном уровне представлены ниже.
Глобальный
критерий
1. Потенциал
1.1.
Интеллектуальный потенциал
1.1.1. Квалификация
профессорско-преподавательского состава
1.1.2.
Перспективность профессорско-преподавательского состава
1.1.3. Связь с
академической наукой
1.2. Материальная и
информационная база
1.2.1.
Обеспеченность учебно-лабораторной базой
1.2.2.
Обеспеченность инструментальной базой
1.2.3.
Обеспеченность компьютерной базой
1.2.4.
Обеспеченность библиотечными фондами
1.3.
Социально-культурная база
1.3.1. Обеспеченность
местами в общежитиях
1.3.2.
Обеспеченность общественным питанием
1.3.3.
Санаторно-профилактическая база
1.3.4. Спортивная
база
2. Активность
2.1. Подготовка
кадров
2.1.1. Подготовка
специалистов
2.1.2. Аспирантура
2.1.3.
Эффективность аспирантуры
2.1.4. Подготовка
кадров высшей квалификации
2.2. Производство и
апробация знаний и технологий
2.2.1. Госзаказ на
научные исследования
2.2.2. Конкурентность прикладной науки
2.2.3. Производство
учебной литературы
2.2.4. Конкурентность учебно-производственной деятельности
Значения критериев,
обеспечивающих оценку степени достижения элементарных целей, определяются по
значениям исходных данных.
Перечень исходных
данных, значения которых используются в методике, приводится ниже.
Исходные
данные
Профессорско-преподавательский
состав
(без совместителей)
Д01 - лица,
имеющие ученую степень доктора наук, чел. <*>
--------------------------------
<*> Данные
Д01 - Д18 имеют смысл численности соответствующей категории по состоянию на
01.10 отчетного года.
Д02 - лица, имеющие
ученое звание профессора (без учета пункта 1), чел.
Д03 - доктора наук
и лица, имеющие ученое звание профессора, в возрасте до 50-ти лет (одно и то же
лицо учитывается один раз), чел.
Д04 - лица, имеющие
ученую степень кандидата наук (без учета пунктов 1 - 3), чел.
Д05 - кандидаты
наук в возрасте до 30-ти лет (без учета пунктов 1 - 3), чел.
Д06 - члены
Российской академии наук, чел.
Д07 - члены других
государственных академий России, чел. <*>
--------------------------------
<*>
Российская академия образования, Российская академия медицинских наук,
Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия художеств,
Российская академия архитектуры и строительных наук.
Д08 - общее количество
штатных преподавателей, чел.
Профессорско-преподавательский
состав по
совместительству (без учета
внутривузовского совместительства)
Д09 - лица, имеющие
ученую степень доктора наук, чел.
Д10 - лица, имеющие
ученое звание профессора (без учета пункта 9), чел.
Д11 - члены
Российской академии наук, чел.
Д12 - члены других
государственных академий России, чел. <*>
--------------------------------
<*>
Российская академия образования, Российская академия медицинских наук,
Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия художеств,
Российская академия архитектуры и строительных наук.
Д13 - общее
количество преподавателей, работающих по совместительству, чел.
Студенты и
аспиранты
Д14 - студенты
дневной формы обучения, чел.
Д15 - студенты
очно-заочной формы обучения, чел.
Д16 - студенты
заочной формы обучения, чел.
Д17 - аспиранты
дневной формы обучения, чел.
Д18 - аспиранты
заочной формы обучения, чел.
Д19 - все
иностранные граждане, обучавшиеся в отчетном году на контрактной основе, в том
числе и относящиеся к пунктам 14 - 18, чел.
Подготовка научных и научно-педагогических
кадров высшей
квалификации
Д20 -
количество утвержденных ВАК докторских диссертаций, защищенных в советах вуза
за последние три года, един.
Д21 - количество
успешно защищенных в советах вуза за последние три года кандидатских
диссертаций, един.
Д22 - количество
аспирантов вуза, успешно защитивших кандидатские диссертации в отчетном году,
но не позднее одного года после окончания аспирантуры, чел.
Д23 -
количество утвержденных ВАК докторских диссертаций, защищенных сотрудниками
вуза за последние три года вне советов вуза, един.
Д24 - количество
аспирантов и сотрудников вуза, успешно защитивших кандидатские диссертации за
последние три года вне советов вуза, чел.
Объем научных
исследований в отчетном году
Д25 - объем
госбюджетных работ и освоенных грантов на научные исследования, выполненных
собственными силами, тыс. руб.
Д26 - объем
хоздоговорных работ, выполненных собственными силами, тыс. руб.
Издательская
деятельность за последние два года
Д27 - учебники с
грифами Минобразования России и других министерств и ведомств, имеющих
подведомственные вузы, един.
Д28 - учебники с
грифами Учебно-методических объединений вузов и Научно-методических советов
Минобразования России по дисциплинам, един.
Д29 - учебные
пособия с грифами Минобразования России и других министерств и ведомств,
имеющих подведомственные вузы, един.
Д30 - учебные
пособия с грифами Учебно-методических объединений вузов и Научно-методических
советов Минобразования России по дисциплинам, един.
Бюджетные
ассигнования и основные фонды
(пункты 32
- 35 по состоянию на 1 января года,
следующего за отчетным)
Д31 - сумма
бюджетных ассигнований на отчетный год (без учета пункта 25), тыс. руб.
Д32 - общая
стоимость машин и оборудования, тыс. руб.
Д33 - общая площадь
учебно-лабораторной базы, тыс. кв. м
Д34 - общее
количество персональных компьютеров и компьютерных рабочих станций в вузе, един.
Д35 - общее
количество единиц хранения библиотечного фонда, тыс.
Передача денежных
средств
Д36 - внебюджетные
средства, перечисленные вузу в отчетном году физическими и юридическими лицами
(без учета пунктов 26 и 37), включая стоимость переданного оборудования, тыс.
руб.
Д37 - средства,
полученные вузом в отчетном году за подготовку иностранных граждан (включая
стоимость переданного оборудования), тыс. руб.
Общежития,
столовые, профилактории,
спортивные
сооружения
Д38 -
обеспеченность иногородних студентов общежитием (вузы, не имеющие иногородних
студентов, показывают 100), %
Д39 -
обеспеченность местами в предприятиях общественного питания (в процентах к
нормативу, норматив - 200 мест на 1000 студентов), %
Д40 - количество
мест в санаториях-профилакториях, един.
Д41 - общая
полезная площадь крытых спортивных сооружений, кв. м
Формальные
отношения для локальных критериев определены следующим образом:
bv = Д14 + С1 x Д15 +
С2 x Д16
1. Потенциал
1.1. Интеллектуальный потенциал
К = (Д1 + С16 x Д2 +
С4 x Д4 + С5 x (Д9 + С16 x Д10)) / bv
111
К = (Д3 + С6 x Д5) /
bv
112
К = (Д6 + С7 x Д7 +
С5 x (Д11 + С7 x Д12)) / bv
113
1.2.
Материальная и информационная база
К = Д33 / bv
121
К = Д32 / bv
122
К = Д34 / bv
123
К = Д35 / bv
124
1.3.
Социально-культурная база
К = Д38
131
К = Д39
132
К = Д40 / bv
133
К = Д41 / bv
134
2. Активность
2.1.
Подготовка кадров
К = bv
211
К = (Д17 + С11 x Д18) / bv
212
К = Д22 / bv
213
К = (Д20 + С9 x Д23
+ С10 x (Д21 + С9 x Д24)) / bv
214
2.2.
Производство и апробация знаний и технологий
К = Д25 / bv
221
К = Д26 / bv
222
К = (Д27 + С12 x Д28 + С13 x (Д29 + С12 x
Д30)) / bv
223
К = (Д36 + С3 x Д37) / bv
224
Агрегирование локальных и
интегральных критериев производится
в линейной форме.
Для обеспечения соизмеримости
и соразмерности
локальных критериев в методике предусмотрено
нормирование значений
локальных критериев на
максимальные значения на
множестве
сопоставляемых вузов.
i i
KN = K /
N,
где:
i
KN - нормированное значение
локального критерия для i-ого
вуза;
i
K - абсолютное значение локального критерия для
этого вуза;
N -
нормирующее значение для этого критерия.
i
N = MAX (K ),
i = 1...V,
где V -
количество сопоставляемых вузов.
Далее
осуществляется свертка нормированных
значений критериев
в пределах
каждого частного множества
структуры до получения
значений глобальных критериев.
i m
i
KS
= SUM
V x KN
,
j k=1
k jk
где:
i
KS - значение интегрального критерия j-ого
уровня для i-ого
j
вуза;
V - оценка значимости (вес) k-ой цели;
k
m -
количество целей в частном множестве.
После определения значений критериев по целям 1 и 2 (потенциал
и
активность) вычисляется значение параметра Э
= K / K . Этот
2 1
параметр используется в методике для усиления
влияния продуктивных
целей на итоговую оценку, что достигается
мультипликативным вводом
Э в значение критерия по цели 1.1 -
интеллектуальный потенциал:
K = Э x
K , с последующим
повторением свертки до значения
11 11
глобального критерия.
Полученные значения
глобальных критериев для каждого вуза интерпретируются как метрический рейтинг,
на основе которого определяется субординационный рейтинг - ранг в убывающей
последовательности значений метрических рейтингов.
II.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Структура и состав
дерева критериев для специальности на содержательном уровне имеют вид:
Глобальный
критерий
1. Потенциал
1.1.
Интеллектуальный потенциал
1.1.1. Квалификация
профессорско-преподавательского состава
1.1.2.
Перспективность профессорско-преподавательского состава
1.1.3. Уровень
информатизации
1.2. Материальная и
социально-культурная база
1.2.1.
Обеспеченность учебно-лабораторной базой
1.2.2.
Обеспеченность быта
1.2.3. Спорт и
отдых
2. Активность
2.1. Подготовка
кадров
2.1.1. Подготовка
специалистов
2.1.2. Аспирантура
2.1.3.
Эффективность аспирантуры
2.1.4. Подготовка
кадров высшей квалификации
2.1.5. Оценка
качества выпускников
2.2. Производство и
апробация знаний и технологий
2.2.1. Госзаказ на
научные исследования
2.2.2. Конкурентность прикладной науки
2.2.3. Производство
учебной литературы
Перечень исходных
данных, значения которых используются в методике, приводится ниже.
Исходные
данные
Данные вуза
Профессорско-преподавательской состав
(без совместителей)
Д01 - лица,
имеющие ученую степень доктора наук, чел. <*>
--------------------------------
<*> Данные
Д01 - Д11, Д18 - Д26 и Д30 - Д31 имеют смысл численности соответствующей
категории по состоянию на 01.10 отчетного года.
Д02 - лица, имеющие
ученое звание профессора (без учета пункта 1), чел.
Д03 - доктора наук
и лица, имеющие ученое звание профессора, в возрасте до 50-ти лет (одно и то же
лицо учитывается один раз), чел.
Д04 - лица, имеющие
ученую степень кандидата наук (без учета пунктов 1 - 3), чел.
Профессорско-преподавательский
состав
по совместительству
Д05 - лица, имеющие
ученую степень доктора наук, чел.
Д06 - лица, имеющие
ученое звание профессора (без учета пункта 5), чел.
Студенты и
аспиранты
Д07 - студенты
дневной формы обучения, чел.
Д08 - студенты
очно-заочной формы обучения, чел.
Д09 - студенты
заочной формы обучения, чел.
Д10 - аспиранты
дневной формы обучения, чел.
Д11 - аспиранты
заочной формы обучения, чел.
Материальная и
социально-культурная база
Д12 - общая площадь
учебно-лабораторной базы, тыс. кв. м
Д13 - общее
количество персональных компьютеров и компьютерных рабочих станций в вузе, един.
Д14 -
обеспеченность иногородних студентов общежитием (вузы, не имеющие иногородних
студентов, показывают 100), %
Д15 -
обеспеченность местами в предприятиях общественного питания (в процентах к
нормативу, норматив - 200 мест на 1000 студентов), %
Д16 - количество
мест в санаториях-профилакториях, един.
Д17 - общая
полезная площадь крытых спортивных сооружений, кв. м
Данные выпускающей
кафедры
Профессорско-преподавательский
состав
(без совместителей)
Д18 - лица,
имеющие ученую степень доктора наук, чел.
Д19 - лица, имеющие
ученое звание профессора (без учета пункта 18), чел.
Д20 - доктора наук
и лица, имеющие ученое звание профессора, в возрасте до 50-ти лет (одно и то же
лицо учитывается один раз), чел.
Д21 - лица, имеющие
ученую степень кандидата наук (без учета пунктов 18 - 20)
Д22 - общее
количество штатных преподавателей, чел.
Профессорско-преподавательский
состав
(совместители)
Д23 - лица, имеющие
ученую степень доктора наук, чел.
Д24 - лица, имеющие
ученое звание профессора (без учета пункта 23), чел.
Д25 - лица, имеющие
ученую степень кандидата наук (без учета пунктов 23 - 24), чел.
Д26 - общее
количество преподавателей, чел.
Приведенный
контингент выпускников в отчетном году
Д27 -
бакалавры, успешно закончившие вуз и прекратившие дальнейшее обучение в вузе,
чел.
Д28 -
магистры, чел.
Д29 -
специалисты, чел.
Аспиранты на 1
октября отчетного года
Д30 -
аспиранты дневной формы обучения, чел.
Д31 - аспиранты
заочной формы обучения, чел.
Подготовка научных и научно-педагогических
кадров высшей
квалификации
Д32 -
количество утвержденных ВАК докторских диссертаций, защищенных в советах вуза
за последние три года, един.
Д33 - количество
успешно защищенных в советах вуза за последние три года кандидатских
диссертаций, един.
Д34 - количество
аспирантов кафедры, успешно защитивших кандидатские диссертации в отчетном
году, но не позднее одного года после окончания аспирантуры, чел.
Д35 -
количество утвержденных ВАК докторских диссертаций, защищенных сотрудниками
кафедры за последние три года вне советов вуза, един.
Д36 - количество
аспирантов и сотрудников кафедры, успешно защитивших кандидатские диссертации
за последние три года вне советов вуза, чел.
Объем научных
исследований в отчетном году
Д37 - объем
госбюджетных работ и освоенных грантов на научные исследования, выполненных
собственными силами, тыс. руб.
Д38 - объем
хоздоговорных работ, выполненных собственными силами, тыс. руб.
Издательская
деятельность за последние два года
Д39 - объем
монографий, учебников и учебных пособий, изданных кафедрой за последние два
года, печ. л.
Основные фонды
(пункты 40
- 41 по состоянию на 1 января года,
следующего за отчетным)
Д40 - общая
стоимость машин и оборудования, тыс. руб.
Д41 - общее
количество персональных компьютеров и компьютерных рабочих станций, един.
Оценка качества
выпуска
Д42 - процент
хороших и отличных оценок на госэкзаменах, %
Д43 - процент
дипломных работ и (или) проектов, оцененных ГЭК на "отлично"
Д44 - процент
выпускников с гарантированным трудоустройством
Примечания. 1.
Данные по пунктам 1 - 17 берутся из сведений для определения рейтинга вуза и
вводятся министерством.
2. Единицы
измерения исходных данных должны точно соответствовать указанным.
3. Если по данной
специальности выпускающими являются несколько кафедр, то в исходных данных
представляется суммарная информация этих кафедр по всем пунктам.
4. Если кафедра
осуществляет выпуск по нескольким специальностям (направлениям), то в п. п. 27,
28, 29 указывается суммарный контингент выпускников по всем этим специальностям
(направлениям).
Локальные критерии:
Приведенный
контингент выпускников по специальности
bs = Д27 + С9 x Д28 +
С10 x Д29
Приведенный контингент студентов вуза на один курс
bvk = (Д07 + С1 x Д08 + С2 x Д09)
/ 5
1
< w
< 2 -
коэффициент влияния данных вуза на значения
критериев по специальности
1.
Потенциал
1.1.
Интеллектуальный потенциал
К = (Д1 + С3 x Д2 +
С4 x Д4 + С5 x Д5 + С3 x Д6)) x (bs) /
111
w
(bvk) + (Д18 + С3 x Д19 + С4
x Д21) / bs
w
К = Д3 x bs / (bvk) + Д20 / bs
112
w
К = Д13 x (bs) / (bvk) + Д41 / bs
113
1.2.
Материальная и социально-культурная база
w
К = Д12 x (bs) / (bvk) + С6 x Д40 / bs
121
К = Д14 + С7 x Д15
122
К = (Д16 + С8 x Д17) / bvk
123
2.
Активность
2.1.
Подготовка кадров
К = bs
211
К = (Д30 + С12 x Д31) / bs
212
К = Д34 / bs
213
К = (Д32 + С14 x Д33 + С15 x (Д35 + С14 x
Д36)) / bs
214
К = Д42 + С16 x Д43 + С17 x Д44
215
2.2.
Производство и апробация знаний и технологий
К = Д37 / bs
221
К = Д38 / bs
222
К = Д39 / bs
223
Как следует из
приведенных выражений для локальных критериев, в методике определения рейтинга
специальности используется в качестве базы приведенный контингент выпускников.
Значения данных Д01 - Д17 извлекаются из базы данных, содержащей сведения о
вузах. Все процедуры нормирования и свертки наследуются из методики определения
рейтинга вуза.