МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 апреля 2003 г. N 27/2722-6
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ,
ИМЕЮЩИМИ СЛОЖНЫЙ ДЕФЕКТ
В
соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном
учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в редакции
Постановлений Правительства Российской Федерации от 12.03.97 N 288 и от
10.03.2000 N 212 в коррекционном учреждении могут открываться специальные
классы, группы, группы продленного дня (в том числе для воспитанников, имеющих
сложный дефект). Настоящее письмо
определяет специфику образовательного процесса в специальных классах, группах,
группах продленного дня для обучающихся, воспитанников, имеющих сложный дефект,
специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Сложный дефект -
любое сочетание психических и (или) физических недостатков, подтвержденных в
установленном порядке.
1. Специальные
классы, группы, группы продленного дня для обучающихся, воспитанников со
сложным дефектом создаются в специальном (коррекционном) образовательном
учреждении (далее - коррекционное учреждение) с целью максимально возможной
социальной адаптации, вовлечения в процесс социальной интеграции и личностной
самореализации этих обучающихся, воспитанников (далее - воспитанников).
2. Специальные
классы, группы, группы продленного дня открываются в помещениях, оборудованных
и оформленных с учетом особенностей воспитанников со сложным дефектом.
3. Количество
специальных классов, групп, групп продленного дня в коррекционном учреждении
определяется самим учреждением.
4. В специальный
класс, группу, группу продленного дня коррекционного учреждения принимаются
воспитанники школьного возраста.
5. Направление
детей в специальный класс, группу, группу продленного дня коррекционного
учреждения осуществляется органами управления образованием только с согласия
родителей (законных представителей) на основании заключения
психолого-медико-педагогической комиссии.
6. В специальный
класс, группу, группу продленного дня коррекционного учреждения воспитанники
переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании
заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Специальные классы,
группы, группы продленного дня коррекционного учреждения комплектуются по мере
выявления таких воспитанников в ходе психолого-медико-педагогического
наблюдения в условиях образовательного процесса.
7. Перевод
воспитанников из специального класса, группы, группы продленного дня в класс,
группу, группу продленного дня коррекционного учреждения осуществляется органом
самоуправления учреждения.
8. Предельная
наполняемость специальных классов, групп, групп продленного дня коррекционного
учреждения - 5 человек. При наличии необходимых условий и средств возможно
комплектование классов с меньшей наполняемостью.
В специальном
классе, группе, группе продленного дня коррекционного учреждения должно быть не
менее трех воспитанников, способных самостоятельно передвигаться и частично
обслуживать себя.
9. Содержание
образования в специальном классе, группе, группе продленного дня коррекционного
учреждения определяется образовательной программой (образовательными
программами), разрабатываемой на базе образовательной программы
(образовательных программ) данного учреждения с учетом особенностей
психофизического развития и возможностей воспитанников, принимаемой и
реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно. При разработке
образовательной программы (образовательных программ) специальных классов,
групп, групп продленного дня могут быть использованы образовательные программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников
с иными отклонениями в развитии.
10. Содержание
образования в специальных классах, группах, группах продленного дня
коррекционного учреждения направлено на решение следующих задач:
- формирование
представлений о себе;
- формирование
навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;
- формирование
доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде;
- формирование
коммуникативных умений;
- обучение
предметно-практической и доступной трудовой деятельности;
- обучение
доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую
направленность и соответствующим психофизическим возможностям воспитанников;
- овладение
доступными образовательными уровнями.
11. Организация образовательного процесса в специальных классах,
группах, группах продленного дня коррекционного учреждения регламентируется
учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий,
учитывающими особенности психофизического развития воспитанников со сложными
дефектами и разрабатываемыми и утверждаемыми коррекционным учреждением
самостоятельно.
12. Сроки освоения
образовательной программы (образовательных программ) воспитанниками специальных
классов, групп, групп продленного дня коррекционного учреждения могут быть
увеличены и определены в зависимости от индивидуальных возможностей конкретного
воспитанника и не должны превышать 12 лет.
13. Выпускникам
специальных классов коррекционных учреждений, имеющих государственную
аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного
образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об
окончании этого коррекционного учреждения.
14. Коррекцию
сенсорных и двигательных недостатков воспитанников осуществляет
учитель-дефектолог в тесном сотрудничестве с учителем, воспитателем класса,
группы, группы продленного дня, педагогом-психологом, медицинскими работниками
коррекционного учреждения.
15. Коррекцию
речевых недостатков и формирование речевых средств коммуникации осуществляет
учитель-логопед в тесном сотрудничестве с учителем, воспитателем класса,
группы, группы продленного дня, педагогом-психологом, медицинскими работниками
коррекционного учреждения.
16. Занятия ЛФК,
массаж, физиотерапевтические и другие лечебно-оздоровительные мероприятия
осуществляют работники, имеющие соответствующую квалификацию.
17. Социальную
помощь, связь с родителями (законными представителями), органами социальной
защиты, здравоохранения, занятости населения и другими осуществляет социальный
педагог.
18. В штат
коррекционного учреждения, имеющего в своей структуре специальные классы,
группы, группы продленного дня, вводятся дополнительные ставки воспитателя,
помощника воспитателя для постоянного обеспечения охраны жизни и здоровья
воспитанников, оказания им помощи по обслуживанию себя.
Заместитель
Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ