МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 апреля 2003 г. N 139
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В целях обеспечения
профилактики заболеваемости детей в образовательных учреждениях, улучшения
состояния их здоровья приказываю:
Утвердить:
1. Инструкцию по
внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений,
согласованную с Министерством образования Российской Федерации (Приложение N
1).
2. Рекомендуемый
перечень оборудования и методик по внедрению оздоровительных технологий в
деятельность образовательных учреждений, согласованный с Министерством
образования Российской Федерации (Приложение N 2).
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Приложение
N 1
Утверждено
Приказом Минздрава
России
от 4 апреля 2003 г.
N 139
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ВНЕДРЕНИЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
I. Общие положения
Формирование
здоровья ребенка на этапе 7-18 лет в значительной мере зависит от условий
обучения, характера учебного процесса, образа жизни ребенка.
Сегодня к основным
классам болезней, частота которых наиболее интенсивно возрастает в процессе
школьного обучения, относятся заболевания глаза и его придаточного аппарата,
костно-мышечной и соединительной ткани, органов пищеварения, пограничные психические
нарушения.
Кроме того,
значительной медико-социальной проблемой сегодняшнего дня является высокий
травматизм детей как в быту, так и в условиях школы, в
том числе при занятиях физической культурой.
Среди социальных
факторов, влияющих на формирование здоровья детей, 20% составляют факторы внутришкольной среды.
В связи с изложенным, внедрение оздоровительных технологий в
деятельность образовательных учреждений позволит обеспечить профилактику
заболеваний, добиться улучшения состояния здоровья учащихся.
Использование
различных оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений
основывается на результатах профилактических осмотров учащихся, данных о
состоянии здоровья каждого учащегося и результатах динамического наблюдения за
учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Осуществление
оздоровительных технологий в образовательном учреждении предполагает совместную
деятельность администрации образовательных учреждений, педагогов, медицинского
персонала детских амбулаторно-поликлинических учреждений, участие родителей.
Оздоровительная
работа в образовательных учреждениях проводится под методическим руководством
органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения.
II. Основные
принципы внедрения и реализации оздоровительных технологий в деятельность
образовательных учреждений:
- комплексность
использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся,
структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания;
- непрерывность
проведения оздоровительных мероприятий в течение года;
- максимальный
охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;
- интеграция
оздоровительных технологий в образовательный процесс;
- преимущественное
применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование
средств, стимулирующих защитные силы организма;
- использование
простых и доступных технологий;
- формирование
положительной мотивации у учащихся, медицинского
персонала и педагогов к проведению оздоровительных мероприятий;
- реализация в
условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне
мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию обучающихся,
воспитанников, охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей,
имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания;
- обучение всех
участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самокоррекции, самоконтроля;
- повышение
эффективности системы оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в
образовательных учреждениях санитарно-гигиенических норм и правил,
регламентирующих требования к освещению, оборудованию и планировке
образовательных учреждений, режиму учебно-воспитательного процесса и учебной
нагрузке, организации физического воспитания и питания учащихся и др.
Приложение
N 2
Утверждено
Приказом Минздрава
России
от 4 апреля 2003 г.
N 139
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ
ПЕРЕЧЕНЬ
ОБОРУДОВАНИЯ И
МЕТОДИК ПО ВНЕДРЕНИЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1. Для повышения
физической подготовленности детей целесообразно использование тренажерных
устройств:
1.1. Велосипед,
велоэргометр;
1.3. Третбан;
1.3. Степпер;
1.4. Гребной
эргометр;
1.5. Батут тренировочный
малый;
1.6. Перекладина
передвижная (облегченный по величине нагрузки вариант тренажера).
2. Для профилактики
и лечения близорукости, амблиопии, косоглазия,
гиперметропии и др. заболеваний глаз могут использоваться приборы цветоимпульсной терапии, относящиеся к новому направлению
медицины. С целью охраны органа зрения у детей рекомендуется использование офтальмотренажеров.
3. Для профилактики
острых респираторных заболеваний, аллергических болезней, снижения частоты
обострения хронической патологии органов дыхания, повышения иммунологической
резистентности организма, снижения контагиозности в
период подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями рекомендуется
аэроионотерапия, поляризованный полихроматический свет, ультрафиолетовое
излучение - для облучения помещений (классы, спортивный зал, столовая и т.д.).
5. Для санации
верхних и нижних отделов дыхательных путей, профилактики заболеваний органов
дыхания рекомендуется применение ингаляционной терапии.
6. С целью охраны
психического здоровья детей и профилактики психосоматической патологии
целесообразна организация кабинета психологической разгрузки
(видео-аудиоаппаратура, специальная мебель и т.д.).
7. Рекомендуемые
методики для проведения оздоровительной работы в образовательных учреждениях:
7.1. Для повышения
резистентности организма ребенка к внешним воздействиям, в том числе
бактериальным, снижения частоты острых и обострений хронических заболеваний
рекомендуется применение фитотерапии (фиточаев,
сборов, отваров трав).
7.2. Для повышения
сопротивляемости организма, успокаивающего или тонизирующего действия
применяется ароматерапия - ароматизация помещений эфирными маслами
растительного происхождения.
7.3. С целью
повышения резистентности организма и для общеукрепляющего воздействия рекомендуется
проведение профилактической витаминизации детей в течение учебного года,
использование витаминных напитков, адаптогенов растительного происхождения
(элеутерококк, женьшень и др.).
7.4. Для
профилактики возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата, коррекции
нарушенной функции при патологии костно-мышечной системы рекомендуется создание
благоприятного двигательного режима учащихся с учетом возраста и состояния
здоровья, использование на занятиях физической культурой коррегирующей
гимнастики с применением вспомогательных тренажерных средств.
7.5. Для
организации рационального питания учащихся, коррекции функциональных нарушений
органов пищеварения, снижения частоты обострений заболеваний
органов желудочно-кишечного тракта рационально внедрение в
образовательных учреждениях принципа щадящего питания, а также включение в
рацион питания специальных продуктов с повышенной пищевой и биологической
ценностью.
7.6. С целью
профилактики нарушений зрения и оздоровления учащихся с патологией органа
зрения рекомендуется проведение специальной гимнастики для глаз. Особенно эффективна офтальмокоррекция - это
воздействие на зрительный анализатор основных цветов: красного, синего,
оранжевого, зеленого, желтого, фиолетового.