Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Заместитель

Министра образования

Российской Федерации

Л.С.ГРЕБНЕВ

10 апреля 2003 года

 

Номер государственной

регистрации

590 иск/маг

 

Вводится

с момента утверждения

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

НАПРАВЛЕНИЕ: 530500 - ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

 

КВАЛИФИКАЦИЯ/СТЕПЕНЬ: МАГИСТР ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО

ИСКУССТВА

 

1. Общая характеристика направления 530500 -

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

 

1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.

1.2. Квалификация выпускника по направлению 530500 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы - магистр декоративно-прикладного искусства.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 530500 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Областью профессиональной деятельности выпускника является система теоретических, практических и методических знаний в сфере декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, развивающаяся на основе фундаментальных гуманитарных наук (философии, этнологии, искусствознания, педагогики, психологии и других), а также прикладные исследования массового художественного сознания и различных аспектов художественной жизни общества.

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:

- теоретические исследования в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

- организация и научно-методическое обеспечение процессов сохранения и развития традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Выпускник, в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой, может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

- научно-исследовательская;

- научно-методическая;

- педагогическая;

- организационно-управленческая;

- художественно-творческая.

Основными задачами профессиональной деятельности выпускника являются:

- содействие сохранению и развитию традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

- разработка теоретических, научно-методических, организационно-практических и художественно-педагогических основ развития декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

- изучение и обобщение опыта развития традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в России и зарубежных странах;

- подготовка специалистов в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в средних и высших учебных заведениях;

- переподготовка и повышение квалификации специалистов в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

1.4. Возможности продолжения образования.

Магистр подготовлен для продолжения образования в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:

130002 - Теория и методика обучения и воспитания, 240001 -Теория культуры.

1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле подготовки):

530501 - Народное декоративное искусство.

История, теория и практика народного декоративного искусства. Освоение выразительных средств и современных художественных техник. Применение современных компьютерных технологий в художественном творчестве. Углубление знаний в смежных областях художественного творчества. Творческие и педагогические принципы народного искусства. Психология личности и психологические основы народного художественного творчества.

530502 - Декоративное искусство.

История, теория и практика декоративного искусства. Характерные особенности различных декоративных стилей и школ. Задачи создания художественного образа в произведении декоративного искусства. Психологические основы воздействия декоративного искусства на зрителя. Современные взгляды на методику и практику декоративного искусства. Психология личности и психологические основы художественного творчества.

530503 - Искусствоведение.

Методологические, философско-эстетические, историко-теоретические, культурологические аспекты изучения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Взаимодействие искусствоведения и смежных областей научного знания. Основы психологии искусства и социологии, проблемы современной художественной педагогики.

 

2. Требования к уровню подготовки, необходимой

для освоения программы специализированной подготовки

магистра, и условия конкурсного отбора

 

2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.

2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 530500 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.

2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.

 

3. Общие требования к основной образовательной

программе подготовки магистра по направлению 530500 -

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

 

3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных (научно-исследовательской и научно-педагогических) и музейных практик; программы научно-исследовательской работы.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам освоения, определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру.

В соответствии с программой подготовки бакалавра:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины. По специальностям культуры и искусства дисциплины данного цикла стандартом специальности не предусматриваются. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в курсах философии, а также с учетом профиля подготовки специалиста в циклах ОПД и СД;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

ФТД - факультативные дисциплины;

цикл СД - специальные дисциплины;

ИГАБ - итоговая государственная аттестация бакалавра.

В соответствии с программой специализированной подготовки:

цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;

цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;

НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;

ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

 

4. Требования к обязательному минимуму содержания

основной образовательной программы подготовки магистра

по направлению 530500 - Декоративно-прикладное искусство

и народные промыслы

 

Индекс

   Наименование дисциплин и их основные разделы  

Всего
часов

   1  

                         2                       

  3 

 

 Требования к обязательному минимуму содержания  
основной образовательной программы подготовки    
бакалавра по данному направлению определены в    
государственном образовательном стандарте высшего
профессионального образования подготовки бакалавра
по направлению 530500 - Декоративно-прикладное   
искусство и народные промыслы                    

 

 

Итого часов подготовки бакалавра                 

6710

         Требования к обязательному минимуму содержания        
                 специализированной подготовки                 

ДНМ.00

Дисциплины направления                           

1134

ДНМ.00

Федеральный компонент                            

700 

ДНМ.01

Современные проблемы декоративно-прикладного     
искусства и народных промыслов                   

 

ДНМ.02

История и методология декоративно-прикладного    
искусства и народных промыслов                   

 

ДНМ.03

Компьютерные технологии в декоративно-прикладном 
искусстве                                         

 

ДНМ.04

Национально-региональный (вузовский) компонент   

434 

ДНМ.05

Дисциплины по выбору студентов                   

 

СДМ.00

Специальные дисциплины                           

900 

СДМ.01
и т.д.

Состав и содержание специальных дисциплин        
определяются требованиями специализации магистра 
при реализации конкретной магистерской программы,
разрабатываемой вузом                            

 

ДВМ.00

Дисциплины по выбору студентов                   

300 

НИРМ.00

Научно-исследовательская и творческая работа     

2034

НИРМ.01

Научно-исследовательская, учебно-методическая и  
творческая работа в семестре                     

734 

НИРМ.02

Научно-исследовательская и творческая практика   

216 

НИРМ.03
НИРМ.04

Подготовка творческой работы или магистерской    
диссертации                                      

1084

ИГАМ  

Итоговая государственная аттестация, в том числе 
защита выпускной квалификационной работы         
(творческая работа или магистерская диссертация) 

2 не-
дели

 

Итого часов специализированной подготовки магистра

4068

 

Всего                                            

10778

 

5. Срок реализации основной образовательной

программы подготовки магистра по направлению 530500 -

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

 

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения составляет 312 недель, в том числе:

- образовательная программа подготовки бакалавра - 208 недель;

- специализированная программа подготовки магистра - 104 недели, из них:

- теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, подготовку выпускной квалификационной работы, а также экзаменационные сессии - 85 недель;

- практики - не менее 4 недель, в т.ч.:

- итоговая государственная аттестация, включая защиту выпускной квалификационной работы, - не менее 2 недель;

- каникулы (включая 4 недели последипломного отпуска) - не менее 13 недель.

5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного в п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студентов при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 38 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

6. Требования к разработке и условиям реализации

основной образовательной программы подготовки магистра

по направлению 530500 - Декоративно-прикладное

искусство и народные промыслы

 

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую и творческую часть.

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.

Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентами.

Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна предусматриваться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено). В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.

Требования к научно-исследовательской части программы.

Научно-исследовательская, учебно-методическая и творческая работа должна учитывать особенности специализированной подготовки магистранта. Магистерские программы специализированной подготовки могут включать по решению вуза педагогическую практику. Научно-исследовательская и творческая практики проводятся в соответствии со специализированной подготовкой магистров.

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%, при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;

- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часов в неделю;

- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.

6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую и творческую часть.

6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и заведующего выпускающей кафедрой с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.

6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, систематически занимающимися научно-исследовательской, научно-методической и творческой (концертно-исполнительской) деятельностью; при этом среди преподавателей, реализующих основную образовательную программу подготовки магистра, должно быть не менее 2/3 специалистов, имеющих ученую степень, ученое звание и (или) почетное звание в области искусства.

6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.

Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь соответствующее учебно-методическое обеспечение. Высшее учебное заведение должно располагать библиотекой с читальным залом, фонд которой включает философскую, психолого-педагогическую, специальную, научную и учебную литературу, в том числе изданную в течение последних 5 лет. Необходимо наличие в высшем учебном заведении информационной базы данных о современных исследованиях в соответствующей научной области. Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий и практик, а обеспеченность учебно-методической литературой должна быть не менее 0,5 экземпляра на 1 студента очного отделения.

Каждому студенту-магистранту должен быть обеспечен доступ к библиотечным фондам, базам данных и информационным сетям, а также к аудио- и видеоматериалам.

6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки магистра, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов подготовки, научно-исследовательской и творческой работы студентов, предусмотренных учебным планом.

6.2.5. Требования к организации практик.

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу магистра, должно иметь стабильные базы научно-исследовательской и творческой практик, основанные на опыте сотрудничества с исследовательскими учреждениями, другими учебными заведениями, творческими организациями.

Научно-исследовательская практика может также осуществляться через участие студентов в выполнении отдельных тем по планам научной работы высшего учебного заведения и кафедр; творческая практика - в процессе участия студентов в художественной деятельности высшего учебного заведения.

 

7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению

530500 - Декоративно-прикладное искусство

и народные промыслы

 

7.1. Требование к профессиональной подготовленности магистра.

7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного стандарта высшего образования бакалавра по направлению 530500 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.

7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:

владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в области декоративно-прикладного искусства;

умения:

- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской, творческой и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

- выбирать необходимые методы исследования и творчества; модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования либо художественного творчества;

- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных и прочих данных;

- вести библиографическую работу с привлечением новых информационных технологий;

- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;

- самостоятельно вести проектную деятельность в соответствующем направлении профессиональной специализации;

- вести управленческую, организационную и экспертную работу в сфере декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, а также смежных с ними областях.

7.1.3. Специальные требования.

Требования к подготовке магистранта по научно-исследовательской и творческой части программы специализированной подготовки определяются вузом.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.

7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), а также государственные экзамены, устанавливаемые вузом в зависимости от квалификационного профиля подготовки магистранта в соответствии с предложениями УМО.

Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен соответствовать требованиям вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям.

Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации выпускников.

При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необходимо руководствоваться следующим:

- основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);

- программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний принимаются Ученым советом вуза на основе примерных программ, разработанных УМО, в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.

Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.

Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации.

При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.

7.2.3. Требования к другим видам аттестационных испытаний выпускников.

Государственные экзамены, являющиеся обязательной составляющей итоговой государственной аттестации выпускников, должны обеспечить возможность глубокой и многосторонней проверки знаний в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, усвоенных магистрантом за все 6 лет теоретического обучения.

В экзаменационных билетах, количество и форма изложения вопросов которых определяются вузом (факультетом), должны содержаться наиболее важные проблемы, имеющие либо междисциплинарный характер, либо находящиеся на стыке таких дисциплин, как "История" и "История искусств", "История искусств" и "История декоративно-прикладного искусства и народных промыслов", "Философия" и "История искусств" и др.

 

Составители:

Учебно-методическое объединение по образованию в области дизайна и изобразительных искусств (базовый вуз - Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова).

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024