Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

Утверждаю

Заместитель

Министра образования

Российской Федерации

Л.С.ГРЕБНЕВ

16 мая 2003 года

 

Номер государственной

регистрации

595 иск/сп

 

Вводится

с момента утверждения

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 052500 ИСКУССТВО ИНТЕРЬЕРА

 

КВАЛИФИКАЦИИ:

01. ХУДОЖНИК-ПРОЕКТИРОВЩИК

(ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕРЬЕРА)

02. ХУДОЖНИК-ПРОЕКТИРОВЩИК

(ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕБЕЛИ)

03. ХУДОЖНИК-ПРОЕКТИРОВЩИК (ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬ)

 

1. Общая характеристика специальности

052500 Искусство интерьера

 

1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002 N 181.

1.2. Квалификации выпускников по специальности 052500 Искусство интерьера в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин с указанием нормативного срока освоения основной образовательной программы при очной форме обучения:

01. Художник-проектировщик (художественное проектирование интерьера) - 6 лет;

02. Художник-проектировщик (художественное проектирование мебели) - 6 лет;

03. Художник-проектировщик (художественный текстиль) - 6 лет.

Заочная форма обучения, а также экстернат по указанной специальности не предусматриваются.

1.3. Квалификационные характеристики выпускников.

Выпускники по специальности 052500 Искусство интерьера подготовлены к художественному проектированию интерьеров, заключающемуся в формировании облика внутренних пространств жилых, общественных и производственных зданий с учетом особенностей протекающих в них функциональных процессов, а также характеристик их оборудования.

Данный процесс представляет собой творческую деятельность, объединяющую в процессе проектирования достижения различных областей человеческой деятельности - искусства, инженерного конструирования, технологии, экономики, социологии - и направленную на создание эстетически совершенных и высококачественных изделий для интерьеров общественных и жилых зданий.

Объектами деятельности художника-проектировщика являются отдельные помещения, их комплексы и прилегающие к ним открытые пространства, элементы и ансамбли их предметного оборудования, ландшафтных компонентов и декоративного убранства.

1.4. Возможности продолжения образования выпускников с квалификациями 01. Художник-проектировщик (художественное проектирование интерьеров), 02. Художник-проектировщик (художественное проектирование мебели), 03. Художник-проектировщик (художественный текстиль), освоивших основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 052500 Искусство интерьера.

Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

 

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

 

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование, а также владение профессиональными знаниями и навыками по рисунку, живописи и композиции, определяемые в ходе предварительного собеседования и просмотра профессиональной направленности.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или высшем профессиональном образовании.

2.3. При приеме на подготовку по специальности 052500 Искусство интерьера проводятся профессиональные вступительные экзамены по рисунку, живописи и композиции, предшествующие государственным экзаменам по общеобразовательным дисциплинам.

 

3. Общие требования

к основной образовательной программе подготовки выпускника

по специальности 052500 Искусство интерьера

 

3.1. Основная образовательная программа подготовки 01. Художник-проектировщик (художественное проектирование интерьеров), 02. Художник-проектировщик (художественное проектирование мебели), 03. Художник-проектировщик (художественный текстиль) разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки 01. Художника-проектировщика (художественное проектирование интерьеров), 02. Художника-проектировщика (художественное проектирование мебели), 03. Художника-проектировщика (художественный текстиль), к условиям ее реализации и срокам освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки 01. Художника-проектировщика (художественное проектирование интерьеров), 02. Художника-проектировщика (художественное проектирование мебели), 03. Художника-проектировщика (художественный текстиль) состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин.

Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки 01. Художника-проектировщика (художественное проектирование интерьеров), 02. Художника-проектировщика (художественное проектирование мебели), 03. Художника-проектировщика (художественный текстиль) должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

цикл СД - специальные дисциплины;

цикл ДС - дисциплины специализаций;

ФТД - факультативы;

цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины (дисциплины данного цикла стандартом специальности не предусматриваются. Отдельные курсы могут предлагаться студентам в разделе ФТД (факультативы). Необходимый для специалиста уровень знаний закладывается в курсе философии, а также с учетом профиля подготовки специалиста в циклах ОПД и СД).

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки 01. Художника-проектировщика (художественное проектирование интерьеров), 02. Художника-проектировщика (художественное проектирование мебели), 03. Художника-проектировщика (художественный текстиль) должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационными характеристиками, установленными настоящим государственным образовательным стандартом.

 

4. Требования к обязательному минимуму содержания

основной образовательной программы подготовки выпускников

по специальности 052500 Искусство интерьера

 

┌──────────┬────────────────────────────────────────────┬────────┐

  Индекс      Наименование дисциплин и их основные    │ Всего 

                            разделы                   │ часов 

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

    1                          2                         3   

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ГСЭ       │Общие гуманитарные и социально-экономические│1800   

          │дисциплины                                         

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ГСЭ.Ф.00  │Федеральный компонент                       │1260   

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ГСЭ.Ф.01  │Иностранный язык                            │340    

          │Специфика артикуляции звуков, интонации,           

          │акцентуации и ритма нейтральной речи в             

          │изучаемом языке; основные особенности              

          │полного стиля произношения, характерные для │       

          │сферы профессиональной коммуникации.               

          │Лексический минимум в объеме 4000 учебных          

          │лексических единиц общего и                        

          │терминологического характера.                      

          │Понятие дифференциации лексики по сферам           

          │применения (бытовая, терминологическая,            

          │общенаучная, официальная и другая).                

          │Понятие о свободных и устойчивых                   

          │словосочетаниях, фразеологических единицах. │       

          │Понятие об основных способах                       

          │словообразования. Грамматические навыки,           

          │обеспечивающие коммуникацию общего характера│       

          │без искажения смысла при письменном и устном│       

          │общении; основные грамматические явления,          

          │характерные для профессиональной речи.             

          │Понятие об обиходно-литературном,                  

          │официально-деловом, научном стилях, стиле          

          │художественной литературы. Основные                

          │особенности научного стиля.                        

          │Культура и традиции стран изучаемого языка, │        

          │правила речевого этикета.                          

          │Говорение. Диалогическая и монологическая          

          │речь с использованием наиболее                     

          │употребительных и относительно простых             

          │лексико-грамматических средств в основных          

          │коммуникативных ситуациях неофициального и         

          │официального общения. Основы публичной речи │       

          │(устное сообщение, доклад).                        

          │Аудирование. Понимание диалогической и             

          │монологической речи в сфере бытовой и              

          │профессиональной коммуникации.                     

          │Чтение. Виды текстов: несложные                    

          │прагматические тексты и тексты по широкому и│       

          │узкому профилю специальности.                      

          │Письмо. Виды речевых произведений:                 

          │аннотация, реферат, тезисы, сообщения,             

          │частное письмо, деловое письмо, биография          

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ГСЭ.Ф.02  │Физическая культура                         │408    

         │Физическая культура в общекультурной и             

          │профессиональной подготовке студентов. Ее          

          │социально-биологические основы. Физическая         

          │культура и спорт как социальные феномены           

          │общества. Законодательство Российской              

          │Федерации о физической культуре и спорте.          

          │Физическая культура личности.                      

          │Основы здорового образа жизни студента.            

          │Особенности использования средств физической│       

          │культуры для оптимизации работоспособности. │       

          │Общая физическая и специальная подготовка в │       

          │системе физического воспитания.                    

          │Спорт. Индивидуальный выбор вида спорта или │       

          │систем физических упражнений.                      

          │Профессионально-прикладная физическая              

          │подготовка студентов. Основы методики              

          │самостоятельных занятий и самоконтроль за          

          │состоянием своего организма                        

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ГСЭ.Ф.03  │Отечественная история                              

          │Сущность, формы, функции исторического             

          │знания. Методы и источники изучения истории.│       

          │Понятие и классификация исторического               

          │источника. Отечественная историография в           

          │прошлом и настоящем: общее и особенное.            

          │Методология и теория исторической науки.           

          │История России - неотъемлемая часть                

          │всемирной истории.                                 

          │Античное наследие в эпоху Великого                 

          │переселения народов. Проблема этногенеза           

          │восточных славян. Основные этапы становления│       

          │государственности. Древняя Русь и кочевники.│       

          │Византийско-древнерусские связи. Особенности│       

          │социального строя Древней Руси.                    

          │Этнокультурные и социально-политические            

          │процессы становления русской                       

          │государственности. Принятие христианства.          

          │Распространение ислама. Эволюция                   

          │восточнославянской государственности в XI - │       

          │XII вв. Социально-политические изменения в         

          │русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: │       

          │проблемы взаимовлияния.                            

          │Россия и средневековые государства Европы и │       

          │Азии. Специфика формирования единого               

          │российского государства. Возвышение Москвы. │       

          │Формирование сословной системы организации          

          │общества. Реформы Петра I. Век Екатерины.          

          │Предпосылки и особенности складывания              

          │российского абсолютизма. Дискуссии о               

          │генезисе самодержавия.                             

          │Особенности и основные этапы экономического │       

          │развития России. Эволюция форм собственности│       

          │на землю. Структура феодального                    

          │землевладения. Крепостное право в России.          

          │Мануфактурно-промышленное производство.            

          │Становление индустриального общества в             

          │России: общее и особенное. Общественная            

          │мысль и особенности общественного движения         

          │России XIX в. Реформы и реформаторы в              

          │России. Русская культура XIX века и ее вклад│       

          │в мировую культуру.                                

          │Роль XX столетия в мировой истории.                

          │Глобализация общественных процессов.               

          │Проблема экономического роста и                    

          │модернизации. Революции и реформы.                 

          │Социальная трансформация общества.                 

          │Столкновение тенденций интернационализма и         

          │национализма, интеграции и сепаратизма,            

          │демократии и авторитаризма.                        

          │Россия в начале XX века. Объективная               

          │потребность индустриальной модернизации            

          │России. Российские реформы в контексте             

          │общемирового развития в начале века.               

          │Политические партии России: генезис,               

          │классификация, программы, тактика.                 

          │Россия в условиях мировой войны и                  

          │общенационального кризиса. Революция 1917          

          │года. Гражданская война и интервенция, их          

          │результаты и последствия. Российская               

          │эмиграция. Социально-экономическое развитие │       

          │страны в 20-е гг. НЭП. Формирование                

          │однопартийного политического режима.               

          │Образование СССР. Культурная жизнь страны в │       

          │20-е гг. Внешняя политика.                         

          │Курс на строительство социализма в одной           

          │стране и его последствия. Социально-               

          │экономические преобразования в 30-е годы.          

          │Усиление режима личной власти Сталина.              

          │Сопротивление сталинизму.                          

          │СССР накануне и в начальный период второй          

          │мировой войны. Великая Отечественная война. │       

          │Социально-экономическое развитие,                  

          │общественно-политическая жизнь, культура,          

          │внешняя политика СССР в послевоенные годы.         

          │Холодная война.                                    

          │Попытки осуществления политических и               

          │экономических реформ.                              

          │НТР и ее влияние на ход общественного              

          │развития.                                          

          │СССР в середине 60 - 80 гг.: нарастание            

          │кризисных явлений. Советский Союз в 1985 -         

          │1991 гг. Перестройка. Попытка                      

          │государственного переворота 1991 г. и ее           

          │провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.│       

          │Октябрьские события 1993 г.                        

          │Становление новой российской                       

          │государственности (1993 - 1999 гг.). Россия │       

          │на пути радикальной социально-экономической │       

          │модернизации. Культура современной России.         

          │Внешнеполитическая деятельность в условиях         

          │новой геополитической ситуации                     

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ГСЭ.Ф.04  │Философия                                          

          │Предмет философии. Место и роль философии в │       

          │культуре. Становление философии. Основные          

          │направления, школы философии и этапы ее            

          │исторического развития. Структура                  

          │философского знания.                               

          │Учение о бытии. Монистические и                    

          │плюралистические концепции бытия,                  

          │самоорганизация бытия. Понятие материального│       

          │и идеального. Пространство, время. Движение │       

          │и развитие, диалектика. Детерминизм и              

          │индетерминизм. Динамические и статистические│       

          │закономерности. Научные, философские и             

          │религиозные картины мира.                          

          │Человек, общество, культура. Человек и             

          │природа. Общество и его структура.                 

          │Гражданское общество и государство. Человек │       

          │в системе социальных связей. Человек и              

          │исторический процесс; личность и массы,            

          │свобода и необходимость. Формационная и            

          │цивилизационная концепции общественного            

          │развития.                                          

          │Смысл человеческого бытия. Насилие и               

          │ненасилие. Свобода и ответственность.              

          │Мораль, справедливость, право. Нравственные │       

          │ценности. Представления о совершенном              

          │человеке в различных культурах. Эстетические│       

          │ценности и их роль в человеческой жизни.           

          │Религиозные ценности и свобода совести.            

          │Сознание и познание. Сознание, самосознание │       

          │и личность. Познание, творчество, практика. │       

          │Вера и знание. Понимание и объяснение.             

          │Рациональное и иррациональное в                    

          │познавательной деятельности. Проблема              

          │истины. Действительность, мышление, логика и│       

          │язык. Научное и вненаучное знание. Критерии │       

          │научности. Структура научного познания, его │       

          │методы и формы. Рост научного знания.              

          │Научные революции и смены типов                    

          │рациональности. Наука и техника.                   

          │Будущее человечества. Глобальные проблемы          

          │современности.                                     

          │Взаимодействие цивилизаций и сценарии              

          │будущего                                           

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ГСЭ.Ф.05  │Культурология                                      

          │Структура и состав современного                    

          │культурологического знания. Культурология и │       

          │философия культуры, социология культуры,           

          │культурная антропология. Культурология и           

          │история культуры. Теоретическая и прикладная│       

          │культурология.                                     

          │Методы культурологических исследований.            

          │Основные понятия культурологии: культура,          

          │цивилизация, морфология культуры, функции          

          │культуры, субъект культуры, культурогенез,         

          │динамика культуры, язык и символы культуры, │       

          │культурные коды, межкультурные коммуникации,│       

          │культурные ценности и нормы, культурные            

          │традиции, культурная картина мира,                 

          │социальные институты культуры, культурная          

          │самоидентичность, культурная модернизация.         

          │Типология культур. Этническая и                    

          │национальная, элитарная и массовая культуры.│       

          │Восточные и западные типы культур. Место и         

          │роль России в мировой культуре. Тенденции          

          │культурной универсализации в мировом               

          │современном процессе.                              

          │Культура и природа. Культура и общество.           

          │Культура и глобальные проблемы                     

          │современности.                                     

          │Культура и личность. Инкультурация и               

          │социализация                                       

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ГСЭ.Ф.06  │Политология                                        

          │Объект, предмет и метод политической науки. │       

          │Функции политологии.                               

          │Политическая жизнь и властные отношения.           

          │Роль и место политики в жизни современных          

          │обществ. Социальные функции политики.              

          │История политических учений. Российская            

          │политическая традиция: истоки,                     

          │социокультурные основания, историческая             

          │динамика. Современные политологические             

          │школы.                                             

          │Гражданское общество, его происхождение и          

          │особенности. Особенности становления               

          │гражданского общества в России.                    

          │Институциональные аспекты политики.                

          │Политическая власть. Политическая система.         

          │Политические режимы, политические партии,          

          │электоральные системы.                             

          │Политические отношения и процессы.                 

          │Политические конфликты и способы их                

          │разрешения. Политические технологии.               

          │Политический менеджмент. Политическая              

          │модернизация.                                      

          │Политические организации и движения.               

          │Политические элиты. Политическое лидерство. │       

          │Социокультурные аспекты политики.                  

          │Мировая политика и международные отношения. │       

          │Особенности мирового политического процесса.│       

          │Национально-государственные интересы. Россия│       

          │в новой геополитической ситуации.                  

          │Методология познания политической                  

          │реальности. Парадигмы политического знания. │       

          │Экспертное политическое знание; политическая│       

          │аналитика и прогностика                            

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ГСЭ.Ф.07  │Правоведение                                       

          │Государство и право. Их роль в жизни               

          │общества.                                          

          │Норма права и нормативно-правовые акты.            

          │Основные правовые системы современности.           

          │Международное право как особая система             

          │права. Источники российского права.                

          │Закон и подзаконные акты.                          

          │Система российского права. Отрасли права.          

          │Правонарушение и юридическая                       

          │ответственность.                                   

          │Значение законности и правопорядка в               

          │современном обществе. Правовое государство. │       

          │Конституция Российской Федерации - основной │       

          │закон государства. Особенности федеративного│       

          │устройства России. Система органов                  

          │государственной власти в Российской                

          │Федерации. Понятие гражданского                    

          │правоотношения. Физические и юридические           

          │лица. Право собственности. Обязательства в         

          │гражданском праве и ответственность за их          

          │нарушение. Наследственное право.                   

          │Брачно-семейные отношения. Взаимные права и │       

          │обязанности супругов, родителей и детей.           

          │Ответственность по семейному праву.                

          │Трудовой договор (контракт). Трудовая              

          │дисциплина и ответственность за ее                 

          │нарушение.                                         

          │Административные правонарушения и                  

          │административная ответственность.                  

          │Понятие преступления. Уголовная                    

          │ответственность за совершение преступлений. │       

          │Экологическое право. Особенности правового         

          │регулирования будущей профессиональной             

          │деятельности.                                      

         │Правовые основы защиты государственной             

          │тайны. Законодательные и нормативно-правовые│       

          │акты в области защиты информации и                 

          │государственной тайны                              

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ГСЭ.Ф.08  │Психология и педагогика                            

          │Психология: предмет, объект и методы               

          │психологии. Место психологии в системе наук.│       

          │История развития психологического знания и         

          │основные направления в психологии. Индивид, │       

          │личность, субъект, индивидуальность.               

          │Психика и организм. Психика, поведение и           

          │деятельность. Основные функции психики.            

          │Развитие психики в процессе онтогенеза и           

          │филогенеза. Мозг и психика.                        

          │Структура психики. Соотношение сознательного│       

          │и бессознательного. Основные психические           

          │процессы. Структура сознания.                      

          │Познавательные процессы. Ощущение.                 

          │Восприятие. Представление. Воображение.            

          │Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. │       

          │Мнемические процессы. Эмоции и чувства.            

          │Психическая регуляция поведения и                   

          │деятельности. Общение и речь. Психология           

          │личности. Межличностные отношения.                 

          │Психология малых групп. Межгрупповые               

          │отношения и взаимодействия.                        

          │Педагогика: объект, предмет, задачи,               

          │функции, методы педагогики. Основные               

          │категории педагогики: образование,                 

          │воспитание, обучение, педагогическая               

          │деятельность, педагогическое взаимодействие,│       

          │педагогическая технология, педагогическая          

          │задача.                                            

          │Образование как общечеловеческая ценность.         

          │Образование как социокультурный феномен и          

          │педагогический процесс. Образовательная            

          │система России. Цели, содержание, структура │       

          │непрерывного образования, единство                 

          │образования и самообразования.                     

          │Педагогический процесс. Образовательная,           

          │воспитательная и развивающая функции               

          │обучения.                                          

          │Воспитание и педагогический процесс.               

          │Общие формы организации учебной                    

          │деятельности. Урок, лекция, семинарские,            

          │практические и лабораторные занятия, диспут,│       

          │конференция, зачет, экзамен, факультативные │       

          │занятия, консультация.                             

          │Методы, приемы, средства организации и             

          │управления педагогическим процессом.               

          │Семья как субъект педагогического                  

          │взаимодействия и социокультурная среда             

          │воспитания и развития личности.                    

          │Управление образовательными системами              

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ГСЭ.Ф.09  │Русский язык и культура речи                       

          │Стили современного русского литературного          

          │языка. Языковая норма, ее роль в становлении│       

          │и функционировании литературного языка.            

          │Речевое взаимодействие. Основные единицы           

          │общения. Устная и письменная разновидности         

          │литературного языка. Нормативные,                  

          │коммуникативные, этические аспекты устной и │       

          │письменной речи.                                   

          │Функциональные стили современного русского         

          │языка. Взаимодействие функциональных стилей.│       

          │Научный стиль. Специфика использования             

          │элементов различных языковых уровней и             

          │научной речи. Речевые нормы учебной и              

          │научной речи. Речевые нормы учебной и              

          │научной сфер деятельности.                         

          │Официально-деловой стиль, сфера его                

          │функционирования, жанровое разнообразие.           

          │Языковые формулы официальных документов.           

          │Приемы унификации языка служебных                  

          │документов. Интернациональные свойства             

          │русской официально-деловой письменной речи. │       

          │Язык и стиль распорядительных документов.          

          │Язык и стиль коммерческой корреспонденции.         

          │Язык и стиль инструктивно-методических             

          │документов. Реклама в деловой речи. Правила │       

          │оформления документов. Речевой этикет в            

          │документе.                                         

          │Жанровая дифференциация и отбор языковых           

          │средств в публицистическом стиле.                  

          │Особенности устной публичной речи. Оратор и │       

          │его аудитория, основные виды аргументов.            

          │Подготовка речи: выбор темы, цель речи,            

          │поиск материала, начало, развертывание и           

          │завершение речи. Основные приемы поиска            

          │материала и виды вспомогательных материалов.│       

          │Словесное оформление публичного выступления.│       

          │Понятливость, информативность и                    

          │выразительность публичной речи.                    

          │Разговорная речь в системе функциональных          

          │разновидностей русского литературного языка.│       

          │Условия функционирования разговорной речи,         

          │роль внеязыковых факторов.                         

          │Культура речи. Основные направления                

          │совершенствования навыков грамотного письма │       

          │и говорения                                        

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ГСЭ.Ф.10  │Социология                                         

          │Предыстория и социально-философские                

          │предпосылки социологии как науки.                  

          │Социологический проект О. Конта.                   

          │Классические социологические теории.               

          │Современные социологические теории. Русская │       

          │социологическая мысль.                             

          │Общество и социальные институты. Мировая           

          │система и процессы глобализации.                   

          │Социальные группы и общности. Виды                 

          │общностей. Общность и личность. Малые группы│       

          │и коллективы. Социальная организация.              

          │Социальные движения. Социальное неравенство,│       

          │стратификация и социальная мобильность.            

          │Понятие социального статуса.                       

          │Социальное взаимодействие и социальные             

          │отношения. Общественное мнение как институт │       

          │гражданского общества.                             

          │Культура как фактор социальных изменений.          

          │Взаимодействие экономики, социальных               

          │отношений и культуры.                              

          │Личность как социальный тип. Социальный            

          │контроль и девиация. Личность как деятельный│       

          │субъект.                                           

          │Социальные изменения. Социальные революции и│       

          │реформы. Концепция социального прогресса.          

          │Формирование мировой системы. Место России в│        

          │мировом сообществе. Методы социологического │       

          │исследования                                       

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ГСЭ.Ф.11  │Экономика                                          

          │Введение в экономическую теорию. Блага.            

          │Потребности, ресурсы. Экономический выбор.         

          │Экономические отношения. Экономические             

          │системы. Основные этапы развития                   

          │экономической теории. Методы экономической         

          │теории.                                            

          │Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. │       

          │Потребительские предпочтения и предельная          

          │полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и│       

          │рыночный спрос. Эффект дохода и эффект             

          │замещения. Эластичность. Предложение и его         

          │факторы. Закон убывающей предельной                

          │производительности. Эффект масштаба. Виды          

          │издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип │       

          │максимизации прибыли. Предложение совершенно│       

          │конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность │       

          │конкурентных рынков. Рыночная власть.              

          │Монополия. Монополистическая конкуренция.          

          │Олигополия. Антимонопольное регулирование.         

          │Спрос на факторы производства. Рынок труда. │       

          │Спрос и предложение труда. Заработная плата │       

          │и занятость. Рынок капитала. Процентная            

          │ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента.           

          │Общее равновесие и благосостояние.                 

          │Распределение доходов. Неравенство. Внешние │       

          │эффекты и общественные блага. Роль                 

          │государства.                                       

          │Макроэкономика. Национальная экономика как         

          │целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП │       

          │и способы его измерения. Национальный доход.│       

          │Располагаемый личный доход. Индексы цен.           

          │Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. │       

          │Экономические циклы. Макроэкономическое            

          │равновесие. Совокупный спрос и совокупное          

          │предложение. Стабилизационная политика.            

          │Равновесие на товарном рынке. Потребление и │       

          │сбережения. Инвестиции. Государственные            

          │расходы и налоги. Эффект мультипликатора.          

          │Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их           

          │функции. Равновесие на денежном рынке.             

          │Денежный мультипликатор. Банковская система.│       

          │Денежно-кредитная политика. Экономический          

          │рост и развитие. Международные экономические│       

          │отношения. Внешняя торговля и торговая             

          │политика. Платежный баланс. Валютный курс.         

          │Особенности переходной экономики России.           

          │Приватизация. Формы собственности.                 

          │Предпринимательство. Теневая экономика.            

          │Рынок труда. Распределение и доходы.               

          │Преобразования в социальной сфере.                 

          │Структурные сдвиги в экономике. Формирование│       

          │открытой экономики                                 

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ГСЭ.Р.00  │Национально-региональный (вузовский)        │270    

          │компонент                                          

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ГСЭ.В.00  │Дисциплины и курсы по выбору студента,      │270    

          │устанавливаемые вузом (факультетом)                

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ОПД.00    │Общепрофессиональные дисциплины             │4456   

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ОПД.Ф.00  │Федеральный компонент                       │4356   

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ОПД.Ф.01  │История культуры и искусств                        

          │Культура первобытного общества; история            

          │предметного мира Древнего Египта, античной         

          │Греции и Рима; предметная культура Востока         

          │(Китай, Индия и др.).                              

          │Предметный мир средневековья и эпохи               

          │Возрождения.                                       

          │Новое время; становление научно-технического│       

          │прогресса; предметный мир и промышленное           

          │производство; новые технологии и материалы; │       

          │Европа и Америка, всемирные промышленные           

          │выставки и их влияние на формирование              

          │предметного мира.                                  

          │XX век. Влияние научно-технических                 

          │достижений на развитие предметного мира.           

          │Культура второй половины XX века и                 

          │перспективы развития предметного мира.             

          │Классификация видов искусств. Специфика и          

          │сущность различных видов искусств, место           

          │искусства в жизни. Взаимосвязь всемирной           

          │истории и истории искусств.                        

          │История и развитие искусства от древности до│       

          │наших дней. Общие и уникальные для каждого         

          │региона и страны историко-художественные,          

          │социальные и национальные свойства                 

          │искусства. Уровень развития художественной         

          │жизни различных регионов мира, взаимосвязь и│       

          │совпадение отдельных эпох истории искусств с│       

          │эпохами всемирной истории; история больших         

          │художественных стилей, эпохи их зарождения, │       

          │расцвета и упадка от античности до начала XX│       

          │века.                                              

          │Западноевропейское искусство; изучение             

          │архитектуры, станкового и декоративно-             

          │прикладного искусства средневековья,               

          │Ренессанса, Барокко, Рококо, эпохи Великой         

          │французской революции и Империи, романтизм и│       

          │модерн. Знакомство с творчеством великих           

          │мастеров прошлого. Искусство Востока,              

          │особенности развития искусства в Америке и          

          │Африке. Особенности развития искусства в           

          │различных регионах мира.                           

          │Искусство Древней Руси; русское искусство          

          │XVIII - XIX вв.; искусство XX века в России;│       

          │самобытность русского искусства и его связь │       

          │с развитием Российского государства. История│       

          │Византии как основа формирования русского          

          │искусства. Влияние западноевропейских              

          │тенденций на архитектуру, станковые и              

          │прикладные виды искусства в XVII - XIX вв.         

          │Мировое искусство в конце XIX и начале XX          

          │вв. и факторы, повлиявшие на его                   

          │формирование.                                      

          │Тенденции развития современного мирового           

          │искусства - реализм, модернизм, постмодерн, │       

          │масс-культура; особенности развития культуры│       

          │и искусства во второй половине XX века.            

          │Направления и теории в истории искусств.           

          │Школы современного искусства                       

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ОПД.Ф.02  │Академический рисунок                       │1320   

          │Овладение методами изобразительного языка   │(занятия│

          │академического рисунка на примере гипсовых  │ауди-  

          │слепков, живой натуры, объектов предметной и│торные с│

          │пространственной среды.                     │пре-   

          │Приобретение навыков изображения            │подава- │

          │человеческой фигуры; изучение пластической  │телем) 

          │анатомии и конструктивного рисунка.                

          │Приобретение умения работать в различных           

          │графических техниках                               

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ОПД.Ф.03  │Академическая живопись                      │1320   

          │Овладение методами академической живописи,  │(занятия│

          │знаниями цветоведения и колористики.        │аудитор-│

          │Создание средствами живописи с              │ные с  

          │использованием различных техник живописных  │препода-│

          │композиций различной степени сложности      │вателем)│

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ОПД.Ф.04  │Академическая скульптура и пластическое     │660    

          │моделирование                               │(занятия│

          │Овладение основами академической скульптуры │аудитор-│

          │на примере образцов классической культуры и │ные с   

          │живой природы.                              │препода-│

          │Овладение техникой круглой скульптуры и     │вателем)│

          │рельефа. Приобретение умения работать в            

          │различных пластических материалах с учетом         

          │их специфики для создания пространственных         

          │композиций различной степени сложности             

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ОПД.Ф.05  │Технический рисунок и начертательная               

          │геометрия                                          

          │Изучение основ начертательной геометрии и          

          │теории теней; основы построения                    

          │геометрических предметов; построение               

          │сечений, тел вращения. Воссоздание формы           

          │предмета по чертежу (в трех проекциях) и           

          │изображение ее в изометрических и свободных │       

          │проекциях.                                         

          │Перспектива и тени в перспективе                   

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ОПД.Ф.06  │Компьютерная графика                               

          │Основные понятия информатики; общая                

          │характеристика процессов сбора, передачи,          

          │обработки и накопления информации при              

          │решении задач проектирования, технические и │        

          │программные средства реализации                    

          │информационных процессов, методы решения           

          │функциональных, вычислительных, проектных          

          │задач; языки программирования; базы данных; │       

          │программное обеспечение и технология               

          │программирования. Их роль в практической           

          │деятельности художника-проектировщика.             

          │Введение в компьютерную графику,                   

          │геометрическое моделирование в работах с           

          │геометрическими объектами (2- и 3-мерное           

          │изображение).                                      

          │Решение практических, композиционных и общих│       

          │задач в художественном проектировании              

          │интерьеров                                         

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ОПД.Ф.07  │Теория цвета                                       

          │Предмет цветоведения. Основные                     

          │представители органических красителей и            

          │неорганических пигментов. Их классификация, │       

          │свойства; основные свойства цветов; основы         

          │колориметрии; цветовые явления; определение │       

          │характеристик цветов при помощи ЭВМ;               

          │цветовые ряды; спектральный состав                 

          │излучения и его связь с цветом; физиология         

          │восприятия цвета; строение и работа глаза;         

          │закономерности аддитивного и                       

          │субстрактивного синтеза цветов; смешение           

          │цветов; эмоциональное и физиологическое            

          │воздействие цветов на человека; цветовая           

          │символика; дополнительные цвета; виды              

          │цветового контраста                                

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ОПД.Р.08  │Национально-региональный (вузовский)        │50     

          │компонент                                          

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ОПД.В.09  │Дисциплины и курсы по выбору студента,      │50     

          │устанавливаемые вузом                              

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.00     │Цикл специальных дисциплин                  │3678   

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.01-00  │01 - Художник-проектировщик (художественное │3678   

          │проектирование интерьера)                           

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Ф.01.00│Федеральный компонент                       │3568   

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Ф.01-01│Основы композиции в проектировании                 

          │интерьеров (пропедевтика)                          

          │Понятие о составляющих и эволюции                  

          │предметно-пространственной среды. Основные         

          │профессиональные понятия и проблемы.               

          │Понятия и законы композиции. Типы                  

          │композиций (формальная, объемная, глубинно- │       

          │пространственная). Метр, ритм, пропорции,          

          │масштаб, симметрия, асимметрия, статика,           

          │динамика, контраст, нюанс                          

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Ф.01-02│История и современные проблемы искусства           

          │интерьера                                          

          │Архитектурная, предметно-пространственная          

          │среда интерьеров различных культур и               

          │исторических эпох: Древний мир (интерьеры          

          │Древнего Востока, античного мира, Эгейского │       

          │мира, Древней Греции, Древнего Рима);              

          │средневековье (интерьеры Византии,                 

          │западноевропейские средневековые интерьеры, │       

          │интерьеры мусульманских стран,                     

          │древнерусские интерьеры); Новое время              

          │(интерьеры эпохи Ренессанса в различных            

          │странах); Новейшее время, современная              

          │практика. История отечественного жилого и          

          │общественного интерьера                            

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Ф.01-03│Художественное проектирование интерьера     │1800   

          │Методология проектирования интерьеров жилых │(занятия│

          │и общественных помещений. Объект            │аудитор-│

          │проектирования. Предпроектный анализ.       │ные с  

          │Проектирование интерьеров различного        │препода-│

          │целевого и функционального назначения.      │вателем)│

          │Техника выполнения проектных работ.                

          │Макеты в художественном оформлении                 

          │интерьеров. Макетирование из ватмана,              

          │картона, пенопласта, пластика и др. видов          

          │материалов                                         

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Ф.01-04│Основы архитектуры                                 

          │Принципы и закономерности развития                 

          │архитектуры. Градостроительство и                  

          │архитектура зданий и сооружений.                   

          │Развитие архитектуры в XX веке. Влияние            

          │развития науки и техники на архитектуру.           

          │Основные стили и направления в современной         

          │архитектуре. Типы зданий                           

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Ф.01-05│Основы производственного мастерства         │1320   

          │Разработка фрагмента и детали интерьера.    │(занятия│

          │Знакомство с его выполнением в материале    │аудитор-│

                                                      │ные с  

                                                      │препода-│

                                                      │вателем)│

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Ф.01-06│Основы строительной техники и архитектурные │       

          │конструкции                                        

          │Основы строительной техники, основы                

          │технологий. Основы конструирования объектов │       

          │оборудования интерьера. Выполнение рабочих         

          │чертежей, шаблонов, экспериментальных              

          │образцов, составление спецификаций,                

          │составление пояснительной записки к проекту │       

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Ф.01-07│Отделочные материалы в интерьере                   

          │Основные виды современных отделочных               

          │материалов для жилых и общественных                

          │интерьеров. Основы строительной технологии         

          │в производстве отделочных материалов               

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Ф.01-08│Основы строительной физики                         

          │Основы теории сопротивления материалов,            

          │работы конструкций, расчета нагрузок в             

          │процессе строительства. Акустика.                  

          │Светотехника                                       

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Ф.01-09│Технико-экономические расчеты и сметы              

          │Основы технико-экономического обоснования          

          │проекта, составление проектной документации,│       

          │смет. Основы менеджмента и маркетинга.             

          │Организация рекламы. Основы авторского права│       

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Р.01-10│Национально-региональный (вузовский)        │60     

          │компонент                                          

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.В.01-11│Курсы по выбору студентов, устанавливаемые  │50     

          │вузом (факультетом)                                

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.02.00  │02 - Художник-проектировщик (художественное │3678   

          │проектирование мебели)                             

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СДФ.02.00 │Федеральный компонент                       │3578   

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Ф.02-01│Основы композиции в художественном                 

          │проектировании мебели (пропедевтика)               

          │Специфика методологических подходов в              

          │проектировании мебели.                             

          │Теория композиции (пропедевтика): единство, │       

          │целостность, статичность, динамичность,            

          │тектоничность, пропорциональность,                 

          │масштабность. Особенности восприятия и             

          │образность формы                                   

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Ф.02-02│История мебели                                      

          │Мебель в предметно-пространственной среде          

          │интерьера различных культурных и                   

          │исторических эпох. Древний мир (мебель             

          │Древнего Востока, античного мира, Эгейского │       

          │мира, Древней Греции, Древнего Рима);              

          │средневековье (мебель Византии,                    

          │западноевропейская мебель, древнерусская           

          │мебель). Новое время (мебель эпохи                 

          │Ренессанса); Новейшее время, современная           

          │практика. История отечественной мебели для         

          │жилого и общественного интерьера                   

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Ф.02-03│Основы инженерно-технологического                  

          │обеспечения художественного проектирования         

          │мебели                                             

          │Изготовление изделий в условиях новейшего          

          │современного заводского производства с             

          │применением прогрессивных материалов и             

          │конструкций. Разработка рабочих чертежей с         

          │решением всех конструктивных узлов,                

          │составлением спецификаций, пояснительной           

          │записки                                            

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Ф.02-04│Художественное проектирование мебели        │1800   

          │Комплексное проектирование на основе        │(занятия│

          │изучения натурных, музейных и литературных  │аудитор-│

          │материалов. Создание мебели как процесс     │ные с  

          │объединения эргономических и                │препода-│

          │антропометрических требований в             │вателем)│

          │конструкциях.                                      

          │Выбор отделочных материалов с учетом               

          │архитектурно-художественного решения               

          │интерьера.                                         

          │Современные технологии и оборудование              

          │специализированных мебельных фирм и                

          │предприятий                                        

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Ф.02-05│Основы производственного мастерства         │1320   

          │Макетирование мебели с выходом в решение    │(занятия│

          │конкретных конструктивных узлов и деталей.  │аудитор-│

          │Графическое и объемно-пространственное      │ные с  

          │решение в создании макета мебели. Проблемы  │препода-│

          │тектоники. Основные виды мебельного         │вателем)│

          │оборудования. Разнообразные виды техники в         

          │мебельном производстве. Оборудование               

          │деревообрабатывающей и мебельной                   

          │промышленности. Проблемы сопротивления             

          │материалов в производстве мебели. Основы           

          │технологий в мебельном производстве. Основы │       

          │конструирования корпусной и мягкой мебели          

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Ф.02-06│Эргономика и антропометрия в художественном │       

          │проектировании мебели                              

          │Методы научно-исследовательской                    

          │деятельности в области эргономики и                

          │антропометрии на подготовительной стадии           

          │художественного проектирования мебели.             

          │Нормативные материалы, регламентирующие            

          │проектирование и производство мебели               

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Р.02-07│Национально-региональный (вузовский)        │60     

         │компонент                                          

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.В.02-08│Курсы по выбору студентов, устанавливаемые  │50     

          │вузом (факультетом)                                

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.03.00  │03 - Художник-проектировщик (художественный │3678   

          │текстиль)                                          

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Ф.03.00│Федеральный компонент                       │3568   

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Ф.03-01│Основы композиции в художественном текстиле │       

          │(пропедевтика)                                     

          │Основные художественные средства композиции.│       

          │Художественные средства в проектировании           

          │тканей. Разнообразные формы применения             

          │тканей в зависимости от их функционального         

          │назначения. Образные и формообразующие             

          │проблемы                                           

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СДФ.03-02 │История декоративных тканей                        

          │Художественные и технологические особенности│       

          │тканей на различных этапах развития мирового│       

          │искусства: художественные ткани Древнего            

          │мира, средних веков, эпохи Возрождения,            

          │Нового Времени, современные зарубежные и           

          │отечественные художественные ткани                 

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Ф.03-03│Художественное проектирование в             │1800   

          │художественном текстиле                     │(занятия│

          │Основы проектирования и развитие знаний о   │аудитор-│

          │композиционном строе, о взаимосвязи ткани и │ные с  

          │среды, о содержании и форме, о колорите, о  │препода-│

          │масштабе и масштабности.                    │вателем)│

          │Проектирование единичных видов тканей и            

          │комплектов из нескольких видов тканей для          

          │определенного интерьера.                           

          │Создание мебельно-декоративных тканей для          

          │различных техник выполнения их в материале         

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Ф.03-04│Основы художественного производства         │1320   

          │Процесс изготовления из различного сырья    │(занятия│

          │готовых тканей. Технология прядения,        │аудитор-│

          │подготовительные операции к ткачеству и     │ные с  

          │собственно процесс ткачества.               │препода-│

          │Работа на всех основных видах текстильного  │вателем)│

          │оборудования.                                       

          │Освоение разнообразных видов техник                

          │художественного оформления текстильных             

          │изделий.                                           

          │Выполнение проекта в материале как решение         

          │комплекса технологических, функциональных,         

          │эстетических, экономических и социальных           

          │задач.                                             

          │Получение текстильных изделий из различных         

          │волокон. Способы получения и свойства              

          │различных волокнистых материалов,                  

          │используемых для изготовления тканей               

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Ф.03-05│Строение и анализ тканей, теория ткацких           

          │переплетений                                       

          │Конструкции тканей. Различные свойства             

          │текстильных материалов и их взаимодействие         

          │между собой. Ассортимент тканей и                  

          │заправочных расчетов.                              

          │Основные способы изготовления художественных│       

          │тканей методом ремизного и жаккардового            

          │ткачества. Характеристика основных                 

          │технологических процессов в текстильной            

          │промышленности                                     

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Ф.03-06│Химическая технология в художественном             

          │текстиле                                           

          │Подготовительные операции перед крашением и │       

          │печатью. Крашение различными классами              

          │красителей тканей с разными сырьевыми              

          │свойствами. Изготовление рисунков на тканях │       

          │разными способами и видами печати. Процесс         

          │заключительной отделки тканей                      

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Ф.03-07│Технология ковроткачества                          

          │Общие сведения об основных способах                

          │ковроткачества. Изучение базовых техник            

          │переплетений и производные способы в               

          │художественном ковроткачестве                      

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Ф.03-08│Патронирование в художественном                    

          │проектировании текстиля                            

          │Патронирование жаккардовых тканей. Расчеты, │        

          │предшествующие процессу выработки тканей на │       

          │жаккардовом станке                                 

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.Р.03-09│Национально-региональный (вузовский)        │60     

          │компонент                                          

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│СД.В.03-10│Курсы по выбору студентов, устанавливаемые  │50     

          │вузом (факультетом)                                

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ДС.00     │Дисциплины специализаций                    │300    

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ФТД.00    │Факультативы                                │450    

├──────────┼────────────────────────────────────────────┼────────┤

│ФТД.01    │В том числе - "Военная подготовка"          │450    

          │либо "БЖД"                                  │100    

├──────────┴────────────────────────────────────────────┼────────┤

│Всего часов теоретического обучения                    │10684  

└───────────────────────────────────────────────────────┴────────┘

 

5. Сроки освоения

основной образовательной программы выпускников

по специальности 052500 Искусство интерьера

 

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки выпускников с квалификациями 01. Художник-проектировщик (художественное проектирование интерьеров), 02. Художник-проектировщик (художественное проектирование мебели), 03. Художник-проектировщик (художественный текстиль) при очной форме обучения составляет 311 недель, в том числе:

1) теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую и творческую работу студентов, практикумы, а также экзаменационные сессии, - 200 недель;

2) практики - не менее 26 недель;

из них: учебная - не менее 4 недель, музейная - не менее 4 недель, производственная (включая преддипломную) практика - не менее 18 недель;

3) итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту (исполнение) выпускной квалификационной работы, - от 17 до 40 недель в зависимости от объема времени, необходимого для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы;

4) каникулы, включая 8 недель последипломного отпуска, - не менее 45 недель.

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки выпускников с квалификациями 01. Художник-проектировщик (художественное проектирование интерьеров), 02. Художник-проектировщик (художественное проектирование мебели), 03. Художник-проектировщик (художественный текстиль) по очно-заочной (вечерней) форме обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Максимальный объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения не должен превышать 42 часов аудиторных занятий в неделю в среднем за весь период теоретического обучения. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по дисциплине "Физическая культура" и занятия по факультативным дисциплинам.

5.4. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.5. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

 

6. Требования к разработке и условиям реализации

основной образовательной программы подготовки выпускников

по специальности 052500 Искусство интерьера

 

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки выпускников с квалификациями 01. Художник-проектировщик (художественное проектирование интерьеров), 02. Художник-проектировщик (художественное проектирование мебели), 03. Художник-проектировщик (художественный текстиль)

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу для подготовки выпускников по специальности 052500 Искусство интерьера с присвоением квалификаций, указанных в п. 1.2 на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

Специализации предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план вуза, должна выставляться итоговая оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" или "зачтено", "не зачтено").

В течение указанного нормативного срока обучения выпускник получает лишь одну квалификацию из перечисленных в п. 1.2.

6.1.2. При реализации основной образовательной программы вуз имеет право:

изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%;

перераспределять время, рекомендованное для дисциплин примерным учебным планом, утвержденным в Минобразовании России, между отдельными дисциплинами в пределах цикла при условии сохранения общей направленности образовательной деятельности;

определять количество недель, необходимых для проведения итоговой аттестации студентов, в пределах от 17 до 40 недель. При условии успешного прохождения выпускником итоговой государственной аттестации в сроки от 17 до 39 недель вуз имеет право выдавать ему диплом о высшем профессиональном образовании с указанием фактически затраченного на образовательный процесс времени;

формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который включает в качестве обязательных дисциплин "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическую культуру" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественную историю", "Философию". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплина является частью общепрофессиональной или специальной подготовки, выделенные на ее изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла. Содержание дисциплин цикла должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;

предусматривать занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней) форме обучения с учетом пожелания студентов;

осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в соответствии с профилем специальности;

устанавливать наименование специализаций (по согласованию с УМО), перечень дисциплин специализаций, их объем и содержание, а также форму контроля их освоения студентом;

реализовывать основную образовательную программу подготовки выпускников с квалификациями 01. Художник-проектировщик (художественное проектирование интерьеров), 02. Художник-проектировщик (художественное проектирование мебели), 03. Художник-проектировщик (художественный текстиль) в сокращенные сроки для студентов вуза, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса по специальности 052500 Искусство интерьера с присвоением квалификаций, указанных в п. 1.2

Реализация основной образовательной программы по специальности 052500 Искусство интерьера должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися творческой, научной и/или научно-методической деятельностью.

Не менее тридцати процентов от общего состава преподавателей специальных дисциплин, как правило, должны иметь либо ученую степень кандидата или доктора соответствующих наук, либо ученое звание доцента или профессора, либо почетное звание работника искусств и архитектуры, либо являться членом Союза художников России или Союза дизайнеров России, а также других творческих союзов соответствующего профиля.

6.3. Требования к учебно-методическому и организационному обеспечению учебного процесса по специальности 052500 Искусство интерьера с присвоением квалификаций, указанных в п. 1.2

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста по специальности 052500 Искусство интерьера должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, к методическим пособиям, фондам учебной литературы, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.

Перечень профессионально важной учебной, методической, научной и периодической литературы указывается в утверждаемых в Минобразовании России примерных учебных программах по дисциплинам, зафиксированным в настоящем ГОС.

Необходимое количество общепрофессиональной и специальной, а также учебной и учебно-методической литературы по дисциплинам общего гуманитарного и социально-экономического цикла должно определяться соотношением 0,5 издания на 1 студента.

Информация о новых наименованиях обязательной и дополнительной литературы содержится в УМО по дизайну и изобразительным искусствам (базовый вуз - МГХПУ им. С.Г. Строганова).

При определении педагогической нагрузки преподавателя специальных дисциплин, осуществляющего руководство дипломной работой студента, необходимо руководствоваться решением ученого совета вуза. Минимальный объем часов, рекомендуемых УМО на данный вид работы, исчисляется в объеме не менее 6 часов в неделю на одного дипломника. При этом количество студентов, прикрепленных к преподавателю, не должно превышать 3 (трех) человек.

При формировании учебных групп и определении нагрузки преподавателей по общепрофессиональным и специальным дисциплинам исходить из нормативов, зафиксированных в федеральных нормативных документах. УМО рекомендует формировать учебные группы в среднем по 7 - 10 человек; количество студентов, приходящихся на одного преподавателя специальных дисциплин (за исключением теоретических), в среднем должно быть равно 5.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса по специальности 052500 Искусство интерьера с присвоением квалификаций, указанных в п. 1.2

Вуз, реализующий основную образовательную программу подготовки выпускников по специальности 052500 Искусство интерьера, должен располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, научно-исследовательской и творческой работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза.

При расчете предельного контингента обучающихся по специальности 052500 Искусство интерьера вуз должен исходить из минимального количества площади, определяемого нормативными документами Минобразования России, а именно: не менее 15 кв. м на одного студента.

6.5. Требования к организации практик

Как правило, практика проводится в летний период после завершения теоретического обучения и сдачи экзаменационной сессии. Практика направлена как на углубление навыков в области изобразительных искусств, так и на ознакомление с профильными музеями.

После 1 курса целесообразно проводить рисовальную практику, после второго курса - музейную практику.

Главная задача практики в данном случае - обеспечение возможности применения полученных в течение учебного года знаний в практической деятельности.

После 3 и 4 курсов, как правило, проводится производственная практика, связанная с будущей профессиональной деятельностью. После 5 курса, как правило, проводится преддипломная практика. По итогам практики проводится зачет (экзамен), форма которого (выставка, конференция и др.) определяется ученым советом вуза (факультета).

 

7. Требования к уровню подготовки выпускника

по специальности 052500 Искусство интерьера

 

7.1. Требования к итоговой аттестации выпускников

7.1.1. Итоговая государственная аттестация выпускников с квалификациями 01. Художник-проектировщик (художественное проектирование интерьеров), 02. Художник-проектировщик (художественное проектирование мебели), 03. Художник-проектировщик (художественный текстиль) включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

7.1.2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста.

Выпускная квалификационная работа обучающихся по специальности 052500 Искусство интерьера представляет собой законченную разработку (исполнение), в которой систематизируются, закрепляются и расширяются полученные во время теоретического и практического обучения знания и умения по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, а также дисциплинам специализации. В дипломной работе должно быть продемонстрировано применение этих знаний и умений при решении разрабатываемых вопросов и проблем.

Дипломная работа направлена на выяснение степени подготовленности студента к выполнению самостоятельной практической работы.

Дипломная работа выполняется по материалам, собранным в период преддипломной практики.

Дипломная работа выполняется в форме дипломного проекта.

Каждому студенту-дипломнику назначается руководитель проекта, как правило, из числа преподавателей вуза.

Тематика дипломной работы утверждается на заседании ученого совета факультета (либо иного подразделения вуза) не позднее окончания теоретического обучения 5 курса.

7.1.3. Требования к государственному экзамену.

Государственный экзамен должен обеспечить возможность глубокой и многосторонней проверки знаний в области искусства интерьера, усвоенных студентом во время обучения.

Экзаменационные билеты должны включать наиболее важные вопросы, имеющие либо междисциплинарный характер, либо находящиеся на стыке таких дисциплин, как "История" и "История искусств", "История искусств" и "История интерьера (с учетом изучаемых специальных дисциплин, необходимых для получения указанных в п. 1.2 квалификаций)", "Философия" и "История искусств" и др.

7.2. Требования к профессиональной подготовленности выпускника

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта:

в области гуманитарного и социально-экономического знания:

- выпускник должен обладать знаниями, полученными при изучении гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также уметь применять их в своей профессиональной деятельности;

по общепрофессиональным дисциплинам:

- ориентироваться в специальной литературе как по профилю своего вида искусства, так и смежных областях художественного творчества;

- обладать знаниями основных закономерностей развития искусства;

- понимать специфику выразительных средств различных видов искусства;

- владеть практическими навыками различных видов изобразительного искусства;

по специальным дисциплинам:

- обладать теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми художнику-проектировщику;

- уметь анализировать произведения в различных видах интерьера;

- обладать знаниями методов организации творческого процесса художников-проектировщиков;

- иметь опыт реализации художественного замысла в практической деятельности художника-проектировщика;

- иметь реальные представления о процессе художественно-промышленного производства;

- иметь навыки научно-исследовательской деятельности в области художественно-промышленного искусства.

 

Составители:

Учебно-методическое объединение по образованию в области дизайна и изобразительных искусств (базовый вуз - Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова).

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического объединения по специальности.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024