МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 мая 2003 г. N 13-51-109/13
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В
ЭКСПЕРИМЕНТЕ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В 2002 году начался
эксперимент по обучению информатике в начальной школе со второго класса. В 2003
году условия эксперимента в начальной школе значительно изменились в связи с
реализацией программ информатизации образования. В школы страны поставлены
компьютеры, разрабатывается серия электронных учебных материалов, школы
подключаются к Интернет, формируются образовательные
порталы в сети Интернет. В настоящее время созданы условия для активного
применения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в
обучении информатике в начальной школе.
Трехлетний цикл
обучения информатике в начальной школе нацелен на формирование у учащихся
умений применять знания, полученные на уроках информатики
на других предметах с использованием средств ИКТ.
Во втором классе
учащиеся знакомились с видами информационной деятельности: сбор информации,
организация информации, поиск информации, хранение информации, передача
информации. Компьютерная составляющая обучения состояла в первичном знакомстве с
основными внешними устройствами компьютера, ознакомительной работой с
простейшими обучающими программами игрового характера. Учащиеся обучались
элементам клавиатурного письма, графического интерфейса, учились пользоваться
манипулятором "мышь", узнали о видах информационных объектов. При
этом не требовалось регулярное использование средств ИКТ на уроках информатики,
большую часть занятий составляли задания, использующие технические средства
обучения (ТСО), инструменты исследовательской и конструкторской деятельности.
Компьютер можно было использовать по мере необходимости.
Особенностью
обучения информатике в начальной школе является постепенное наращивание
компьютерной составляющей курса. В третьем классе учащиеся готовы к
использованию ТСО и средств ИКТ с поддержкой учителя на уроках информатики и
при обучении другим предметам, так как во втором классе они уже познакомились с
этими средствами обучения на уроках информатики.
В третьем классе
целесообразно продолжить использование ТСО и бескомпьютерных инструментов при
обучении информатике в следующих видах информационной деятельности:
1. Сбор, запись
информации, презентация.
Оборудование:
телевизор, магнитофон или плеер, фотоаппарат, видеокамера, аудиомагнитофон,
диктофон, проекционное оборудование.
Перечисленное
оборудование предназначено для записи информации из окружающего мира и
коммуникации, записи процесса и результата деятельности учащихся.
2. Поиск
информации, организация информации.
Оборудование:
учебные игры (например, лото), энциклопедии, словари, магнитная доска и
карточки, доска для фломастеров, таблицы и схемы, карты и атласы, видеотека,
аудиотека.
Перечисленное
оборудование позволяет организовать информацию, представить ее структурно,
схематично, познакомить учащихся с различными формами представления информации.
3. Исследование и
анализ информации, моделирование и конструирование.
Оборудование:
весы; измерители объема, длины, температуры; микроскоп; датчики; конструкторы,
в том числе ЛЕГО, простейшие чертежные инструменты и материалы для художественного
творчества (пластилин, разнообразные краски и кисти, бумага и сырье для
папье-маше, ножницы и клей, веревки и нити); музыкальные инструменты и
синтезаторы звука.
Обучение в третьем
классе включает бескомпьютерную и компьютерную
составляющие. Бескомпьютерная часть курса реализуется заданиями, направленными
на развитие логического и алгоритмического мышления учащихся, компьютерная - на
формирование умений учащихся работать с информацией с использованием средств
ИКТ.
Основные темы
бескомпьютерной составляющей курса информатики:
- Виды информации.
Знаки. Слова. Предложения. Тексты. Изображения. Иллюстрации. Аудио и видео записи.
- Источники
информации. Наблюдения. Книги, газеты, журналы, радио, телевидение, аудио и
видеозаписи и др.
- Организация
информации. Алфавитный порядок. Составные части книги и их назначение. Каталог.
Справочники.
- Поиск и анализ
информации. Сужение и расширение объема поиска информации. План поиска. Анализ
информации.
- Применение
информации. Создание новых информационных объектов. Обмен информацией.
- Представление
информации. Описание предметов. Описание действий. Алгоритм и его исполнение.
- Схемы. Таблицы.
Графы.
- Алфавит логики.
Рассуждения.
Основные темы
компьютерной составляющей курса информатики:
- Технические
средства приема, передачи, хранения и обработки информации. Аудио-видео и
мультимедиа ресурсы. Радио, телевидение, телефон, компьютер.
- Компьютер и его
составные части. Правила поведения в компьютерном классе и правила работы на компьютере.
Приемы работы с клавиатурой.
- Компьютерный
поиск ключевых слов в текстах. Поиск информации на компакт-дисках.
- Создание на
компьютере информационных объектов (текстов, изображений).
В третьем классе
значительно увеличивается доля практических заданий, учебных проектов с
использованием средств ИКТ. Для осуществления баланса между бескомпьютерной и
компьютерной составляющими обучения информатике рекомендуется в третьем классе
реализовать содержание курса как на уроках информатики (1 раз в неделю), так и
в качестве отдельных блоков содержания курса информатики в других учебных
предметах.
Урок информатики в
третьем класс, представленный как отдельный урок для всего класса без деления
на группы в бескомпьютерном варианте (с возможным использованием одного
компьютера на рабочем месте учителя), может проводиться учителем начальных
классов или учителем информатики.
Рекомендуется
выделить следующие этапы урока: проверка домашнего задания (до 5 минут),
изучение новой темы (примерно 7 минут, с использованием технических средств
обучения, в том числе телевизора, компьютера), закрепление материала (около 7
минут), практическое или проектное задание (примерно 10 минут с использованием
технических средств обучения и инструментов исследовательской и конструкторской
деятельности, с использованием одного компьютера в классе в качестве
электронной доски в режиме эстафеты,
выступления), обсуждение результатов (5 минут). В течение урока необходимо
проводить физкультминутку (1 - 3 минуты).
В случае если
содержание курса информатики изучается отдельными блоками на других предметах,
рекомендуется использовать проектную форму работы. Целесообразно проводить
такие занятия в кабинете, где установлены не менее 3-х компьютеров.
Проектное задание
должно быть связано с содержанием курса учебного предмета, в рамках которого
осуществляется вставка блока содержания курса информатики. Вставки в урок
рекомендуется осуществлять не чаще 2-х раз в неделю. Такой урок рекомендуется
проводить учителю начальных классов, имеющему соответствующую подготовку.
Первую часть такого
занятия учащиеся обучаются всем классом, для чего предусмотрено рабочее
пространство в классе. Для практической работы класс делится на бригады, для
чего предусмотрены рабочие места, оборудованные компьютерами, а также устройствами,
подключаемыми к компьютеру. Рекомендуется в состав бригады, за которой
закрепляется один компьютер, включать не более 3-х человек. Практическая работа
(до 15 минут) в бригаде реализуется сменой бескомпьютерной и компьютерной
деятельности и предназначена для выполнения заданий проекта и обсуждения
результатов. Каждый учащийся должен иметь индивидуальную часть задания как
бескомпьютерную (до 10 минут), так и компьютерную (около 5 минут).
Бескомпьютерная часть задания может включать в себя: работу в тетрадях, с
конструкторским материалом, с инструментами исследовательской деятельности, с
материалами художественного творчества, работу со словарями, энциклопедиями, с
устройствами для записи информации, в том числе дополнительными устройствами,
подключаемыми к компьютеру. Компьютерная часть задания может включать в себя
работу с творческими компьютерными средами, с текстом, графикой, звуком на
компьютере, тренажерами, обучающими играми соответствующей тематики.
В
общеобразовательных учреждениях, имеющих возможность использовать для обучения
информатике в начальной школе компьютерный кабинет, рекомендуется организовать
проведение компьютерной части урока по информатике в таком кабинете. Для этого
класс делится на две группы. Компьютерную часть урока целесообразно проводить
учителю информатики сначала для одной группы детей, а затем для второй (по 15
минут для каждой группы). В это время учитель начальной школы проводит
бескомпьютерную часть урока информатики для одной из групп учащихся. Таким
образом, группы меняют виды учебной деятельности в рамках одного урока.
Проведение таких уроков возможно, если в общеобразовательном учреждении
предусмотрена оплата двух учителей, работающих в рамках одного урока.
Объем домашнего
задания рекомендуется регулировать таким образом, чтобы избегать перегрузки
учащихся. Например, можно в качестве задания предложить учащимся провести
наблюдение во время прогулки, подготовить фрагмент конструкторской работы,
выполнить 1 - 2 задания из рабочей тетради, предусмотренной для самостоятельной
работы ребенка, подобрать какую-либо информацию и пр. Основная цель домашней
работы - использовать полученные знания и умения информационной деятельности
при выполнении заданий по другим предметам (работа с книгой, словарем,
рисунком, подготовка сообщения, поиск и подбор информации).
Для использования
средств ИКТ в обучении информатике рекомендуется заранее выбрать такую
организацию обучения информатике, которая наиболее подходит для
образовательного учреждения в соответствии с комплектацией школы средствами
ИКТ.
Урок в классной
комнате.
В ней целесообразно
установить один компьютер с возможностью подключения к нему переносного
мультимедийного проектора или телевизора.
Желательно
оборудовать компьютерное рабочее место принтером, графическим планшетом,
звуковыми колонками.
Использование на
занятиях цифрового фотоаппарата, видеокамеры позволит расширить возможности
использования наглядности в обучении: создание компьютерных видео-коллекций
детских работ, фрагментов занятий, школьной жизни, позволит создавать коллекции
по ознакомлению окружающему миру.
Урок в читальном
зале библиотеки.
В нем можно
организовать проектное обучение информатике и занятия по обучению различным
предметам с компьютерной поддержкой, если снабдить читальный зал 3 - 5
компьютерами, в том числе объединенными в локальную сеть школы.
Наличие телевизора
с видеомагнитофоном, возможность подключения к телевизору компьютера или
подключения к компьютеру мультимедийного проектора позволит организовать
лектории, обсуждение коллективных проектов учащихся, их индивидуальных
сообщений. При этом необходимо предусмотреть в помещении наличие рабочих
столов, позволяющих учащимся, не занятым в данный момент работой за
компьютером, выполнять бескомпьютерную часть задания, проводить групповое
обсуждение учебных проблем с учителем.
В читальном зале
целесообразно предусмотреть размещение школьной медиатеки, видеоматериалов, в
том числе созданных педагогическим коллективом школы.
Читальный зал
библиотеки при таком оснащении становится и методическим кабинетом для
учителей, что позволяет организовать регулярные консультации по вопросам
использования ИКТ в обучении, применения медиатеки и видеотеки школы в учебном
процессе.
Желательно снабдить
компьютеры, размещенные в читальном зале школьной библиотеки, выходом в
Интернет для ознакомления с простейшими формами телекоммуникационной
деятельности - электронной почтой. В рамках проектных работ на уроке возможно организовать переписку учащихся между
городами, выход на образовательные и познавательные сайты.
Урок в актовом зале
школы.
При наличии
актового зала в школе или видеозала целесообразно оборудовать его как
компьютерный лекторий (компьютер, звуковая система, переносной или стационарно
установленный мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон) для
проведения учебных занятий: видео и компьютерных путешествий, зрелищных
мероприятий и занятий воспитательного характера.
Урок в компьютерном
кабинете.
Для проведения
уроков информатики и занятий по другим предметам в компьютерном кабинете возможно привлекать дополнительное оборудование:
- мультимедийный
проектор;
- цветной струйный
принтер;
- сканер;
- колонки
компьютерные;
- графический
планшет для рисования;
- цифровой
фотоаппарат или видеокамера;
- музыкальная
клавиатура с возможностью компьютерного ввода и преобразования мелодий.
Желательно иметь
инструменты для создания и редактирования текстов:
- магнитные
карточки, доски и другие системы набора;
- штампы,
трафареты;
- ручки,
фломастеры;
- текстовые
компьютерные редакторы с программой проверки правописания;
- клавиатурные
тренажеры.
Обучение
информатике в третьем классе подготовит учащихся к самостоятельному использованию
в учебной деятельности информационных источников, в том числе ресурсов школьной
библиотеки и медиатеки, сформирует элементарные умения работы на компьютере,
подготовит к работе с информацией с использованием средств коммуникаций,
расширит круг понятий и кругозор учащихся в области ИКТ. Важно, что
практические задания и проекты, которые учащиеся выполняют в третьем классе по
курсу информатики, позволят им получить опыт учебной деятельности с
использованием ТСО и средств ИКТ и применить его в четвертом классе при
выполнении подобных заданий по другим предметам. Это способствует вхождению
учащихся в информационное образовательное пространство.
Руководитель
Департамента
общего образования
А.В.БАРАННИКОВ