МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 мая 2003 г. N 27/2881-6
О ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ
К НАИМЕНОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАССОВ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И КЛАССОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Мониторинговое
исследование, проведенное Министерством образования Российской Федерации в
2002/2003 учебном году, выявило наличие в общеобразовательных учреждениях
Российской Федерации классов различных наименований (коррекционно-развивающего
обучения, адаптации, здоровья, педагогической поддержки, выравнивания,
интенсивного развития, повышенного внимания и др.). Данный факт был подтвержден
мнением участников всероссийской конференции по проблеме "Компенсирующее и
коррекционно-развивающее обучение: задачи и перспективы развития",
состоявшейся в феврале 2003 года, зафиксированным в резолюции конференции,
доведенной до сведения органов управления образованием субъектов Российской
Федерации информационным письмом от 18.04.2003 N 27/2756-6.
В связи с
поступающими запросами об организации деятельности этих классов министерство
считает необходимым разъяснить следующее.
Типовым положением
об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196, предусмотрено открытие в
общеобразовательных учреждениях Российской Федерации классов компенсирующего
обучения и специальных (коррекционных) классов для
обучающихся с отклонениями в развитии. Функционирование в общеобразовательных
учреждениях классов иных наименований Типовым положением не предусмотрено.
Одновременно
разъясняем, что деятельность классов компенсирующего обучения в настоящее время
регламентируется Положением о классах компенсирующего обучения, утвержденным
Приказом Минобразования России от 08.09.92 N 333.
При организации
работы специальных (коррекционных) классов общеобразовательное учреждение
должно руководствоваться Типовым положением о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии в редакциях Постановлений Правительства Российской Федерации от
12.03.97 N 288, 10.03.2000 N 212.
В указанном
Типовом положении перечисляются категории детей, для которых могут создаваться
специальные (коррекционные) учреждения и, соответственно, специальные
(коррекционные) классы общеобразовательных учреждений, а именно глухих,
слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших
детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других
детей с отклонениями в развитии.
Разъясняем, что
наименование этих классов должно соответствовать пункту 30 Типового положения
об общеобразовательном учреждении. При этом в наименовании специального
(коррекционного) класса может указываться его вид в зависимости от отклонений в
развитии обучающихся, воспитанников, обозначаемый следующим образом: "I вид" - для глухих, "II вид" - для
слабослышащих, "III вид" - для слепых, "IV вид" - для
слабовидящих, "V вид" - для детей с тяжелыми нарушениями речи,
"VI вид" - для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
"VII вид" - для детей с задержкой психического развития, "VIII
вид" - для умственно отсталых. Считаем
целесообразным при организации деятельности этих классов использовать инструктивное
письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации
от 04.09.97 N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных)
образовательных учреждений I - VIII видов" и Приказ Минобразования России
от 10.04.2002 N 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии".
Наиболее часто в
общеобразовательных учреждениях открываются классы для обучающихся с задержкой
психического развития, в которых обучается более 195 тысяч детей. При организации работы специальных (коррекционных) классов VII вида
можно использовать пакет документов об обучении в общеобразовательном
учреждении детей с задержкой психического развития, разработанный Московским
департаментом образования, одобренный III Всероссийской конференцией
"Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение: опыт, проблемы, пути
решения", состоявшейся в феврале 2000 года, и доведенный до сведения
органов управления образованием субъектов Российской Федерации информационным
письмом Минобразования России от 28.06.2000 N 27/1012-6,
и письмо Министерства просвещения РСФСР N 10-136-6 от 03.06.1988 "О
специальных классах выравнивания для детей с задержкой психического
развития" в части, не противоречащей действующим Типовым положениям об
общеобразовательном и специальном (коррекционном) общеобразовательных
учреждениях, инструктивному письму Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации от 04.09.97 N 48 "О специфике
деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII
видов" и Приказу Минобразования России от 10.04.2002 N 29/2065-п
"Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии".
Начальник
Управления
специального
образования
Т.В.ВОЛОСОВЕЦ