Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской
Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
Номер государственной
регистрации
99 ЕН/СП/1
Вводится
с 1 сентября 2003
года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(уточнения, одобрены Федеральным
советом
по разработке государственных
образовательных
стандартов высшего профессионального образования,
протокол от 18.06.03)
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
013100 - ЭКОЛОГИЯ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ЭКОЛОГ
4. Требования к
обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки
выпускника по специальности 013100 - Экология
Индекс
|
Наименование дисциплин и их основных
разделов
|
Всего
часов
|
ГСЭ
|
Общие
гуманитарные и социально-экономические
дисциплины
|
1800
|
ГСЭ.Ф.00
|
Федеральный
компонент
|
1260
|
ГСЭ.Ф.01
|
Иностранный
язык
|
340
|
ГСЭ.Ф.02
|
Физическая
культура
|
408
|
ГСЭ.Ф.03
|
Отечественная
история
|
|
ГСЭ.Ф.04
|
Культурология
|
|
ГСЭ.Ф.05
|
Политология
|
|
ГСЭ.Ф.06
|
Правоведение
|
|
ГСЭ.Ф.07
|
Психология
и педагогика
|
|
ГСЭ.Ф.08
|
Русский
язык и культура речи
|
|
ГСЭ.Ф.09
|
Социология
|
|
ГСЭ.Ф.10
|
Философия
|
|
ГСЭ.Ф.11
|
Экономика
|
|
4. ТРЕБОВАНИЯ К
ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
013100 - ЭКОЛОГИЯ
┌────────┬─────────────────────────────────────────────────┬─────┐
│
Индекс │ Наименование дисциплин и
их основные разделы
│Всего│
│ │
│часов│
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД │Общепрофессиональные дисциплины
направления │3300 │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Ф.00│Федеральный
компонент
│2550 │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Ф.01│Общая
экология
│200 │
│ │Организмы и среда, лимитирующие
факторы; │ │
│ │динамика популяций, сообщества,
формы │ │
│ │биологических отношений в
сообществах; структура │
│
│ │и функционирование экосистемы;
основные типы │ │
│ │экосистем и их динамика;
биосфера; основные виды │
│
│ │антропогенного воздействия на
экосистемы │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Ф.02│Учение
об атмосфере
│150 │
│ │Радиационный и тепловой режим
атмосферы; │ │
│ │атмосферная циркуляция и
климатообразование; │ │
│ │классификация климатов;
изменение климата │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Ф.03│Учение
о гидросфере
│150 │
│ │Гидросфера; круговорот воды в
природе; химические│ │
│ │и физические свойства природных
вод; гидрология │ │
│ │рек, ледников, озер, океанов и
морей; подземные
│ │
│ │воды
│ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Ф.04│Учение
о биосфере
│200 │
│ │Биосферная концепция В.И.
Вернадского; пределы │ │
│ │биосферы; источники биосферных
представлений; │ │
│ │организованность биосферы;
эволюция биосферы; │ │
│ │биогенный круговорот элементов; биогеохимические │
│
│ │циклы; понятие о ноосфере │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Ф.05│Ландшафтоведение │100 │
│ │Природно-территориальные
комплексы; их структура,│
│
│ │функционирование, динамика и
эволюция; природные │ │
│ │и природно-антропогенные
ландшафты; прикладное
│ │
│ │ландшафтоведение │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Ф.06│Прикладная
экология
│100 │
│ │Инженерные решения экологических
проблем. Эколо- │ │
│ │гические основы рационального
ведения промысла │ │
│ │растений и животных.
Сельскохозяйственная │ │
│ │экология. Медицинская экология.
Рекреационное │ │
│ │воздействие на природу.
Радиоэкология. Создание │ │
│ │искусственных экосистем │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Ф.07│Экология
организмов
│150 │
│ │Особенности взаимодействия
окружающей среды, │ │
│ │растений, животных и
микроорганизмов; жизненные │
│
│ │формы растений; взаимодействие и
взаимовлияние │ │
│ │почв, растений и растительности;
методы исследо- │ │
│ │вания параметров
жизнедеятельности растений;
│ │
│ │совокупное действие абиотических и биотических
│ │
│ │факторов в поведении,
формообразовании, географи-│
│
│ │ческом распространении
животных; морфофизиологи- │
│
│ │ческие и популяционные механизмы
адаптации │ │
│ │животных; влияние антропогенного
фактора на
│ │
│ │фенотипическом
и популяционном уровнях.
│ │
│ │Таксономия и
эколого-физиологические особенности │
│
│ │микроорганизмов, распределение в
среде обитания, │ │
│ │классификация по типам питания;
методы исследо- │ │
│ │вания экологических функций
микроорганизмов │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Ф.8
│Биогеография
│100 │
│ │Среда жизни и ее подразделения;
биоценоз и его │ │
│ │свойства; представления об
ареале; структура │ │
│ │живого покрова суши, флористическое и фаунисти-
│ │
│ │ческое районирование материков,
основные биомы │ │
│ │суши; биогеография океана,
пресных вод, островов;│ │
│ │география и проблемы сохранения
биологического │ │
│ │разнообразия │
│
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Ф.9
│Экология человека │100 │
│ │Экология и здоровье человека; физиологические
│ │
│ │основы адаптации; факторы экологического
риска; │ │
│ │эндемические заболевания;
приспособленность │ │
│ │человека для жизни в разных
средах; демография │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Ф.10│Экономика
природопользования
│100 │
│ │Экономические принципы
эффективного использования│
│
│ │природных ресурсов; эколого-экономическая
│ │
│ │сбалансированность регионов; экономическое
│ │
│ │стимулирование природоохранной
деятельности; │ │
│ │управление природопользованием;
экономическое │ │
│ │планирование и принятие решений;
экономический
│ │
│ │ущерб от загрязнения природной
среды; система │ │
│ │экономических нормативов и платежей;
службы │ │
│ │контроля в сфере
природопользования
│ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Ф.11│Основы
природопользования
│100 │
│ │Изменение природной среды и
эволюция человечест- │ │
│ │ва; природно-ресурсный
потенциал; возобновляемые │ │
│ │и невозобновляемые природные
ресурсы, принципы │ │
│ │и методы их рационального
использования и вос- │ │
│ │производства; размещение
производства; проблема │ │
│ │отходов; экологическое
регулирование, прогнози- │ │
│ │рование и последствия
природопользования; охра- │ │
│ │няемые природные территории;
экономика природных │ │
│ │ресурсов; сохранение
биологического разнообразия;│
│
│ │концепция устойчивого
развития │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Ф.12│Экологическая
токсикология
│100 │
│ │Источники появления потенциально
токсичных
│ │
│ │веществ в окружающей среде.
Основные классы │ │
│ │токсичных веществ. Ксенобиотики.
Превращения │ │
│ │токсичных веществ в окружающей
среде. Поступления│ │
│ │токсичных веществ в организмы.
Влияние факторов │ │
│ │среды и свойств организма на
степень токсического│ │
│ │эффекта. Понятия: дозы;
концентрации; времени │ │
│ │действия; токсического эффекта.
Адаптация к
│ │
│ │воздействию. Токсикологическое
нормирование. │ │
│ │
50 │ │
│ │Понятия: предельно допустимой
концентрации, LD .│ │
│ │Процедура нормирования в разных
странах │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Ф.13│Устойчивое
развитие человечества
│100 │
│ │Исторические предпосылки
появления концепции │ │
│ │устойчивого развития и ее
социальная миссия; │ │
│ │основные положения и общенаучные
основы устойчи- │ │
│ │вого развития; геоэкологические,
экономико- │ │
│ │географические, социально-географические
и │ │
│ │политико-географические аспекты устойчивого
│ │
│ │развития; глобализация и
регионализация; │ │
│ │пространственный базис
устойчивого развития; │ │
│ │географические проблемы перехода
России │ │
│ │к устойчивому развитию │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Ф.14│Правовые
основы природопользования и охраны
│100 │
│ │окружающей среды │ │
│ │Концепция взаимодействия
общества и природы; │ │
│ │экологическое законодательство;
право природо- │ │
│ │пользования и правовой механизм
охраны окружающей│ │
│ │среды; юридическая
ответственность за экологичес-│
│
│ │кие
правонарушения; национальное законодательство│ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Ф.15│Техногенные
системы и экологический риск │150 │
│ │Техногенные системы, их
взаимодействие с окру- │ │
│ │жающей средой; оценка
экологического риска; тех- │
│
│ │нические аварии и катастрофы;
меры по ликвидации │ │
│ │их последствий │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Ф.16│Экологический
мониторинг
│100 │
│ │Назначение мониторинга и
классификация видов │ │
│ │мониторинга; система методов
наблюдения и назем- │ │
│ │ного обеспечения; обратные связи
и управление; │ │
│ │методы контроля; биомониторинг в
оценке качества │ │
│ │окружающей среды; мониторинг
состояния водных
│ │
│ │ресурсов, лесного фонда,
сельскохозяйственных │ │
│ │земель, геологической среды,
биологических │ │
│ │ресурсов
│ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Ф.17│Экологическая
экспертиза
│100 │
│ │Методы и принципы оценки
воздействия на окружаю- │ │
│ │щую среду (ОВОС); государственная экологическая │
│
│ │экспертиза, ее статус, уровни;
методы проведения │ │
│ │экспертиз
│ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Ф.18│Радиационная
экология
│100 │
│ │Виды ионизирующего излучения.
Поглощение и │ │
│ │рассеивание излучения.
Нормирование облучения. │ │
│ │Индивидуальные и коллективные
дозовые пределы │ │
│ │облучения. Расчет индивидуальных
доз облучения. │ │
│ │Санитарные правила работы с радиоактивными ве-
│ │
│ │ществами. Методы радиационного
контроля. Радио- │ │
│ │экологические проблемы ядерной
энергетики. Типы │ │
│ │ядерных энергетических
реакторов. Добыча и пере- │ │
│ │работка ядерного топлива.
Переработка и захоро- │ │
│ │нение ядерных отходов. Снятие
АЭС с эксплуатации │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Ф.19│Экологический
менеджмент
│100 │
│ │Виды современного менеджмента в
экологии; │ │
│ │экономическая, финансовая,
нормативно-правовая, │ │
│ │организационно-управленческая,
отчетно-статис- │ │
│ │тическая основы современного экологического ме- │
│
│ │неджмента и маркетинга;
формирование и развитие │ │
│ │рынка экологических работ,
товаров, услуг, при-
│ │
│ │родных и производственных
объектов; международный│ │
│ │и российский опыт для развития
менеджмента │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Ф.20│Экологическая
эпидемиология
│100 │
│ │Становление санитарной
эпидемиологии. Понятие │ │
│ │эпидемии и пандемии. Инфекционные
заболевания. │ │
│ │Пути передачи инфекционных
заболеваний. │ │
│ │Организмы - переносчики
возбудителей заболеваний.│
│
│ │Очаг инфекционного заболевания.
Меры борьбы с
│ │
│ │эпидемиями. Экологические
заболевания. Методы │ │
│ │оценки воздействия загрязнения
окружающей среды │ │
│ │на здоровье населения.
Биомониторинг. Основные │ │
│ │химические вещества, влияющие на
здоровье │ │
│ │человека. Тяжелые металлы и
стойкие органические │ │
│ │растворители. Диоксины. Понятия:
риск для
│ │
│ │здоровья и экологический риск.
Управление риском.│ │
│ │Международные и национальные
программы в области │ │
│ │экологической эпидемиологии │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Ф.21│Геоинформационные
системы
│150 │
│ │Представление пространственной
экологической │ │
│ │информации в ЭВМ; векторное и растровое │ │
│ │представление объектов, слои,
легенда карты; │ │
│ │пространственная и описательная
(атрибутивная) │ │
│ │информация об объектах;
представление моделей │ │
│ │поверхностей; способы ввода
информации в ПЭВМ; │ │
│ │электронные карты и атласы,
автоматизация созда- │ │
│ │ния тематических карт; поиск
информации с учетом │ │
│ │пространственной компоненты;
геоинформационные │ │
│ │средства анализа и прогноза │ │
├────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────┤
│ОПД.Р.00│Региональный
компонент, включая дисциплины по
│750 │
│ │выбору студента, устанавливаемые вузом │ │
└────────┴─────────────────────────────────────────────────┴─────┘
Представлено:
Учебно-методическим
объединением вузов Российской Федерации по классическому университетскому
образованию.