МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 июня 2003 г. N 2757
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА-ГРАФИКА МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ВВЕДЕНИЮ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЛАНА-ГРАФИКА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 N 334 "О
проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в
общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного)
общего образования" и в целях координации мероприятий по подготовке и
введению профильного обучения на старшей ступени общего образования приказываю:
1. Утвердить:
1.1. План-график
мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени
общего образования (Приложение 1).
1.2. План-график
повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного
обучения на старшей ступени общего образования (Приложение 2).
2. Управлению
начального профессионального образования (Е.Я. Бутко) привести в соответствие с
планом-графиком мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на
старшей ступени общего образования план-график введения новой структуры и
содержания общеобразовательной подготовки учащихся системы начального
профессионального образования, утвержденный распоряжением Минобразования России
от 11.02.2003 N 130-19.
3. Управлению
среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимову) привести в соответствие
с планом-графиком мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на
старшей ступени общего образования план-график введения профильной
общеобразовательной подготовки в системе среднего профессионального
образования, утвержденный распоряжением Минобразования России от 15.01.2003 N
24-18.
4. Департаменту
общего образования (А.В. Баранникову) обеспечить своевременное выполнение
плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего
образования.
5. Академии
повышения квалификации и переподготовки работников образования (Э.М. Никитину)
обеспечить своевременное проведение мероприятий, связанных с повышением
квалификации педагогических и управленческих кадров всех субъектов Российской
Федерации, для введения профильного обучения на старшей ступени общего
образования.
6. Департаменту общего образования (А.В. Баранникову) совместно с
учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования
(В.Л. Матросовым) и учебно-методическим объединением по направлениям
педагогического образования (Г.А. Бордовским) в I квартале 2004 года
подготовить предложения по внесению изменений в государственные образовательные
стандарты высшего профессионального образования в области педагогического
образования в связи с переходом на профильное обучение на старшей ступени
общего образования.
7. Органам
управления образованием субъектов Российской Федерации разработать, обсудить на
совещаниях с педагогической общественностью и заседаниях коллегий и в 2003 году
утвердить планы мероприятий по обеспечению перехода на профильное обучение.
8. Считать
утратившим силу распоряжение Минобразования России от 30.09.2002 N 970-13
"Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени
общего образования".
9. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
первого заместителя Министра В.А. Болотова.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
Приложение
1
к Приказу
Минобразования
России
от 26 июня 2003 г.
N 2757
ПЛАН-ГРАФИК
МЕРОПРИЯТИЙ ПО
ПОДГОТОВКЕ И ВВЕДЕНИЮ ПРОФИЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ НА СТАРШЕЙ
СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная
записка
При
планировании комплекса мероприятий по введению профильного обучения учитывалось
решение Федерального координационного совета по общему образованию о том, что с
2006/2007 учебного года должен начаться широкий переход на профильное обучение
в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации и,
соответственно, с 2005/2006 учебного года - введение предпрофильной подготовки
в 9-х классах.
Содержательной
основой учебных программ профильного обучения должен стать двухуровневый
государственный стандарт общего образования, разрабатываемый в настоящее время
на базовом и профильном уровнях (для старшей ступени).
Для начала
перехода на профильное обучение в указанные сроки необходимо обеспечить: анализ
существующей учебной литературы и подготовку рекомендаций по работе с
действующими учебниками; разработку и утверждение нового Базисного и примерных
учебных планов, примерных учебных программ; проведение конкурса на создание
новых учебников для профильного обучения; подготовку нормативно-правового и
методического обеспечения перехода на профильное обучение; разработку рекомендаций по организации предпрофильного обучения в 9-х
классах и апробацию моделей профильного обучения в 10 - 11-х классах.
ПЛАН-ГРАФИК
МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПОДГОТОВКЕ И
ВВЕДЕНИЮ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сроки
|
Направления работы и
мероприятия
|
год
|
кв.
|
разработка
содержа-
ния образования
|
подготовка
учебников
|
нормативно-правовое
и методическое
обеспечение
|
этапы введения
|
2003
|
III
|
Разработка
нового
Базисного учебного
плана общеобразова-
тельных учреждений
Российской Федерации
и примерных учебных
планов для экспери-
ментальных школ,
осуществляющих про-
фильное обучение
Разработка примерных
программ среднего
(полного) общего об-
разования по учебным
предметам федераль-
ного компонента го-
сударственного стан-
дарта общего образо-
вания
|
Анализ
действу-
ющих учебников
о возможности
их использова-
ния в условиях
профильного
обучения
|
Письмо
Минобразования
России для субъектов
Российской Федерации,
участвующих в экспери-
менте по профильному
обучению "Рекомендации
по новой системе итого-
вой аттестации выпуск-
ников IX классов и по
приему в старшие про-
фильные классы"
Письмо Минобразования
России "Об использова-
нии разработок "ФЦП
РЕОИС (2001 - 2005
гг.)" в подготовке ор-
ганизационно-методиче-
ского обеспечения про-
фильного обучения"
|
Начало
экспери-
мента по пред-
профильной под-
готовке учащихся
9-х классов
|
IV
|
Утверждение
феде-
рального компонента
государственного
стандарта общего
образования
Утверждение нового
Базисного учебного
плана общеобразова-
тельных учреждений
Российской Федерации
и примерных учебных
планов для экспери-
ментальных школ,
осуществляющих про-
фильное обучение
Утверждение пример-
ных программ по
учебным предметам
федерального компо-
нента государствен-
ного стандарта сред-
него (полного) обще-
го образования
|
Разработка
ме-
тодических ре-
комендаций по
использованию
действующих
учебников в ус-
ловиях профиль-
ного обучения
|
Письмо
Минобразования
России "О вариативных
формах реализации про-
фильного обучения и о
построении индивидуаль-
ной образовательной
траектории обучающихся"
Письмо Минобразования
России "Рекомендации по
формированию региональ-
ных программ перехода
на профильное обучение"
|
Эксперимент
по
предпрофильной
подготовке 9-х
классов
Подготовка к
эксперименту по
профильному
обучению в 10-х
классах
|
2004
|
I
|
Разработка
контроль-
но-измерительных ма-
териалов для госу-
дарственной (итого-
вой) аттестации вы-
пускников основной и
средней (полной)
школы
|
Подготовка
учебных матери-
алов для 10 -
11-х классов по
предметам феде-
рального компо-
нента государ-
ственного стан-
дарта общего
образования,
содержание ко-
торых значи-
тельно измени-
лось в связи с
новыми стандар-
тами
Организация и
проведение кон-
курса по созда-
нию базовых и
профильных
учебников, ре-
ализующих стан-
дарт первого
поколения
|
Письмо
Минобразования
России "Об элективных
курсах"
Письмо Минобразования
России "О нормативном и
организационно-методи-
ческом обеспечении ито-
говой аттестации вы-
пускников 9-х классов
общеобразовательных
учреждений в условиях
предпрофильной
подготовки"
|
Эксперимент
по
предпрофильной
подготовке в 9-х
классах
Подготовка к
эксперименту по
профильному
обучению в 10-х
классах
|
II
|
Разработка
контроль-
но-измерительных ма-
териалов для госу-
дарственной (итого-
вой) аттестации вы-
пускников основной
и средней (полной)
школы
|
Подготовка
учебных
материалов для
10 - 11-х клас-
сов по предме-
там федерально-
го компонента
государственно-
го стандарта
общего образо-
вания, содержа-
ние которых
значительно из-
менилось в свя-
зи с новыми
стандартами
Проведение кон-
курса по созда-
нию базовых и
профильных
учебников, ре-
ализующих стан-
дарт первого
поколения
|
Разработка
рекомендаций
по сетевой организации
профильного обучения (в
том числе в сельских
районах)
Разработка рекомендаций
и методического обеспе-
чения по реализации
Концепции профильного
обучения в сельской, в
том числе малокомплект-
ной, школе
|
Подведение
ито-
гов эксперимента
по предпрофиль-
ной подготовке в
9-х классах
Завершение
подготовительных
мероприятий для
начала экспери-
мента по про-
фильному обуче-
нию в 10-х
классах
|
III
|
Разработка
контроль-
но-измерительных ма-
териалов для госу-
дарственной (итого-
вой) аттестации вы-
пускников основной
и средней (полной)
школы
|
Подготовка
учебных пособий
для 9, 10 -
11-х классов по
предметам феде-
рального компо-
нента государ-
ственного стан-
дарта общего
образования,
содержание ко-
торых значи-
тельно измени-
лось в связи
с новыми стан-
дартами
Проведение кон-
курса по созда-
нию базовых и
профильных
учебников, ре-
ализующих стан-
дарт первого
поколения
|
Письмо
Минобразования
России "О предпрофиль-
ной подготовке в 9-х
классах"
|
Подведение
ито-
гов эксперимента
по предпрофиль-
ной подготовке в
9-х классах
Начало экспери-
мента по про-
фильному обуче-
нию в 10-х клас-
сах
Апробация Базис-
ного учебного
плана общеобра-
зовательных уч-
реждений Россий-
ской Федерации,
примерных прог-
рамм и примерных
учебных планов
для эксперимен-
тальных школ,
осуществляющих
профильное обу-
чение
|
IV
|
Разработка
контроль-
но-измерительных ма-
териалов для госу-
дарственной (итого-
вой) аттестации вы-
пускников основной
и средней (полной)
школы
|
Завершение
кон-
курса на созда-
ние базовых и
профильных
учебников, ре-
ализующих стан-
дарт первого
поколения
|
Подготовка
предложений
в Правительство Россий-
ской Федерации о внесе-
нии необходимых измене-
ний в Типовое положение
об общеобразовательном
учреждении
|
Эксперимент
по
профильному обу-
чению в 10-х
классах
Подготовка экс-
перимента по
профильному обу-
чению в 11-х
классах
Апробация Базис-
ного учебного
плана общеобра-
зовательных уч-
реждений Россий-
ской Федерации,
примерных прог-
рамм и примерных
учебных планов
для эксперимен-
тальных школ,
осуществляющих
профильное обу-
чение
|
2005
|
I
|
|
Утверждение
фе-
дерального пе-
речня учебных
изданий, печать
первой серии
учебников для
профильного
обучения (10 -
11-е классы)
|
|
Эксперимент
по
профильному
обучению в 10-х
классах
Подготовка
эксперимента по
профильному
обучению в 11-х
классах
Апробация Базис-
ного учебного
плана общеобра-
зовательных
учреждений Рос-
сийской Федера-
ции, примерных
программ и при-
мерных учебных
планов для
эксперименталь-
ных школ, осу-
ществляющих про-
фильное обучение
|
II
|
|
Издание
учеб-
ников для про-
фильного обуче-
ния (10 - 11-е
классы)
|
Подготовка
предложений
в Правительство Рос-
сийской Федерации об
изменении оплаты труда
работников образования,
работающих в системе
профильного обучения
|
Подведение
ито-
гов эксперимента
по профильному
обучению в 10-х
классах
Завершение
подготовительных
мероприятий для
начала экспери-
мента по про-
фильному обуче-
нию в 11-х
классах
Апробация Базис-
ного учебного
плана общеобра-
зовательных
учреждений Рос-
сийской Федера-
ции, примерных
программ и при-
мерных учебных
планов для
эксперименталь-
ных школ, осу-
ществляющих про-
фильное обучение
|
III
|
|
Издание
учеб-
ников для про-
фильного обуче-
ния (10 - 11-е
классы)
|
|
Подведение
ито-
гов эксперимента
по профильному
обучению в 10-х
классах
Начало перехода
на предпрофиль-
ное обучение в
9-х классах
Начало экспери-
мента по про-
фильному обуче-
нию в 11-х клас-
сах
Апробация Ба-
зисного учебного
плана общеобра-
зовательных
учреждений Рос-
сийской Федера-
ции, примерных
программ и при-
мерных учебных
планов для
эксперименталь-
ных школ, осу-
ществляющих про-
фильное обучение
|
IV
|
|
Издание
учеб-
ников для про-
фильного обуче-
ния (10 - 11-е
классы)
|
|
Продолжение
эксперимента по
профильному обу-
чению в 11-х
классах
Апробация Ба-
зисного учебного
плана общеобра-
зовательных
учреждений Рос-
сийской Федера-
ции, примерных
программ и при-
мерных учебных
планов для
эксперименталь-
ных школ, осу-
ществляющих про-
фильное обучение
|
2006
|
I
|
|
Издание
учеб-
ников для про-
фильного обуче-
ния (10 - 11-е
классы)
|
Корректировка
норма-
тивных документов по
итогам эксперимента по
введению профильного
обучения
|
Продолжение
эксперимента по
профильному
обучению в 11-х
классах
|
II
|
Корректировка
Базис-
ного учебного плана
общеобразовательных
учреждений Россий-
ской Федерации, при-
мерных программ и
примерных учебных
планов для экспери-
ментальных школ,
осуществляющих про-
фильное обучение
|
Поставка
изда-
тельствами но-
вых учебников
в органы управ-
ления образова-
нием субъектов
Российской
Федерации
|
Приказ
Минобразования
России "О нормативном
и организационно-мето-
дическом обеспечении
профильного обучения в
10 - 11-х классах"
|
Подведение
ито-
гов эксперимента
по организации
профильного обу-
чения в общеоб-
разовательных
учреждениях
|
III
|
|
Начало
работы
по новым учеб-
никам
|
|
Начало
массового
перехода на про-
фильное обучение
в 10-х классах
|
Приложение
2
к Приказу
Минобразования
России
от 26 июня 2003 г.
N 2757
ПЛАН-ГРАФИК
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАНИЯ В
УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная
записка
Повышение
квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения на
старшей ступени общего образования планируется проводить по двухуровневой
схеме. На федеральном уровне осуществляется обучение тьютеров, которые на
региональном уровне будут обучать педагогические и управленческие кадры
общеобразовательных учреждений и муниципалитетов.
Профессорско-преподавательским составом Академии повышения квалификации и
переподготовки работников образования разрабатывается образовательная программа
повышения квалификации тьютеров, обучающихся на федеральном уровне,
учебно-программные, дидактические и методические материалы для обучения
учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, специалистов
муниципальных органов управления образованием. Материалы для тьютеров тиражируются
на электронных и бумажных носителях.
ПЛАН-ГРАФИК
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАНИЯ В
УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
┌───┬───────────────────────┬──────────────┬─────────────────────┐
│
N │Содержание мероприятий │
Сроки │ Исполнители │
│п/п│ │ │ │
├───┼───────────────────────┼──────────────┼─────────────────────┤
│1.
│Семинары для региональ-│ │Академия повышения │
│ │ных и муниципальных │ │квалификации и пере-
│
│ │координаторов экспери- │
│подготовки работников│
│ │мента, руководителей │ │образования │
│ │экспериментальных │ │Государственный │
│ │общеобразовательных │ │университет - Высшая
│
│ │учреждений 10 субъектов│ │школа экономики │
│ │Российской Федерации │ │ │
│ │(3 группы, 80 человек) │ │ │
│ │- сессия │24.09.2003 - │ │
│ │ │26.09.2003 │ │
│ │- сессия │26.11.2003 - │ │
│ │ │28.11.2003 │ │
├───┼───────────────────────┼──────────────┼─────────────────────┤
│2.
│Разработка учебно- │II -
III кв. │Академия повышения │
│ │программных,
дидакти- │2003 │квалификации и пере- │
│ │ческих и методических │ │подготовки
работников│
│ │материалов для тьютеров│ │образования │
│ │по предпрофильному │ │ │
│ │обучению в 9-х классах │ │ │
├───┼───────────────────────┼──────────────┼─────────────────────┤
│3.
│Повышение квалификации │II кв. 2003 │Академия повышения │
│ │заведующих кафедрами и │ │квалификации и пере-
│
│ │кабинетами, педагогов, │ │подготовки работников│
│ │преподавательского │ │образования │
│ │состава и руководителей│ │ │
│ │учреждений дополнитель-│ │ │
│ │ного педагогического │ │ │
│ │образования по │ │ │
│ │предпрофильному │ │ │
│ │обучению для 10 │ │ │
│ │субъектов Российской │
│ │
│ │Федерации, включенных │ │ │
│ │в эксперимент │ │ │
│ │(2 группы, 70 человек) │ │ │
├───┼───────────────────────┼──────────────┼─────────────────────┤
│4.
│Повышение квалификации │05.09.2003 - │Академия повышения │
│ │заведующих кафедрами и
│20.09.2003 │квалификации
и пере- │
│ │кабинетами, педагогов,
│06.09.2003 - │подготовки
работников│
│ │преподавательского │11.10.2003 │образования │
│ │состава и
руководителей│27.10.2003 -
│
│
│ │учреждений
дополнитель-│01.11.2003
│
│
│ │ного педагогического │ │ │
│ │образования по предпро-│ │ │
│ │фильному обучению │ │ │
│ │(18 групп, 540 человек)│ │ │
├───┼───────────────────────┼──────────────┼─────────────────────┤
│5.
│Организация повышения │III
кв. │Учреждения повышения
│
│ │квалификации по пред- │2003 г. - II │квалификации работни-│
│ │профильному обучению │кв. 2005 г. │ков образования │
│ │учителей, руководителей│ │субъектов Российской
│
│ │образовательных учреж- │
│Федерации
│
│ │дений, специалистов му-│ │ │
│ │ниципальных органов уп-│ │ │
│ │равления образованием │ │ │
├───┼───────────────────────┼──────────────┼─────────────────────┤
│6.
│Разработка учебно-про- │IV кв. 2003 - │Академия
повышения │
│ │граммных, дидактических│I
кв. 2004 │квалификации и пере-
│
│ │и методических матери- │
│подготовки работников│
│ │алов для тьютеров по │ │образования │
│ │профильному обучению │ │ │
│ │учащихся 10 - 11 │ │ │
│ │классов │ │ │
├───┼───────────────────────┼──────────────┼─────────────────────┤
│7.
│Повышение квалификации │I - IV кв. │Академия повышения │
│ │педагогов и преподава-
│2004 │квалификации
и пере- │
│ │тельского состава ин- │ │подготовки
работников│
│ │ститутов повышения ква-│
│образования
│
│ │лификации, институтов │ │ │
│ │усовершенствования учи-│ │ │
│ │телей, институтов раз- │ │ │
│ │вития образования и ме-│ │ │
│ │тодистов муниципальной │ │ │
│ │службы на федеральном │
│ │
│
│уровне (обучение 2800
│ │ │
│
│тьютеров) по профильно-│ │ │
│ │му обучению в 10 - 11 │ │ │
│
│классах (18 потоков по │ │ │
│
│150 человек)
│ │ │
├───┼───────────────────────┼──────────────┼─────────────────────┤
│8.
│Организация повышения │II
кв. 2004 - │Учреждения повышения │
│ │квалификации по про- │II кв. 2006 │квалификации работни-│
│ │фильному обучению уча- │
│ков образования
│
│ │щихся 10 - 11 классов │ │субъектов Российской │
│ │для учителей и руково- │
│Федерации
│
│ │дителей общеобразова- │ │ │
│ │тельных учреждений, │ │ │
│ │специалистов муници- │ │ │
│ │пальных органов упра- │ │ │
│ │вления образованием на │
│
│
│ │региональном уровне │ │ │
└───┴───────────────────────┴──────────────┴─────────────────────┘