Утверждаю
Заместитель
Министра
образования
Российской
Федерации
Л.С.ГРЕБНЕВ
30 июня 2003 года
Номер государственной
регистрации
604 гум/маг
Вводится
с момента
утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 522900 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР В ОБЛАСТИ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Общая
характеристика направления
522900 -
Международные отношения
1.1. Направление
утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 28.04.2003
N 1882.
1.2.
Степень (квалификация) выпускника - магистр в области международных отношений.
Нормативный срок
освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению
522900 - Международные отношения при очной форме обучения - 6 лет.
Основная
образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки
бакалавра по направлению 522900 - Международные отношения (4 года) и
специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3.
Квалификационная характеристика выпускника.
По
профессиональному предназначению и квалификационной характеристике (степени)
деятельность магистра в области международных отношений направлена на
комплексный анализ системы международных отношений, а также важнейших
международных организаций и объединений, проблем и тенденций развития мировой
политики, вопросов международной и национальной безопасности, внешней политики
Российской Федерации и других государств. Она осуществляется в виде
аналитической обработки внешнеполитической и международной информации,
разработки соответствующих прогнозно-аналитических рекомендаций по вопросам
деятельности государственных органов, участвующих в проведении внешней политики
и реализации международных связей, в том числе дипломатических,
торгово-экономических, научных, образовательно-информационных, культурных и
других современных двусторонних и многосторонних коммуникационных обменов и
отношений.
Профессиональная
деятельность магистра в области международных отношений предусматривает
выполнение функций референта, научного сотрудника, консультанта, эксперта в
данной области, переводчика (переводчика-референта) по соответствующему
иностранному языку (языкам) при работе в государственных органах,
государственных и негосударственных организациях, научных и образовательных
учреждениях Российской Федерации.
Магистр
подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и
профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе, а
при условии освоения соответствующей профессиональной образовательной программы
педагогического профиля - к педагогической деятельности.
1.4. Возможности
продолжения образования выпускника.
Магистр в области
международных отношений подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по
научным специальностям:
07.00.03 - Всеобщая
история (соответствующего периода);
07.00.15 - История
международных отношений и внешней политики;
08.00.14 - Мировая
экономика;
12.00.10 -
Международное право, Европейское право;
23.00.01 - Теория
политики, история и методология политической науки;
23.00.02 -
Политические институты и процессы, политическая конфликтология, политические
технологии;
23.00.04 -
Политические проблемы международных отношений и глобального развития.
1.5. Аннотированный
перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки).
1.5.1. Мировая
политика.
Исследования
мировых политических процессов: тенденции (глобализация, демократизация,
интеграция и регионализация), поиск путей, возможностей и средств воздействия
на изменения в мировой политике.
Проблемы
современной мировой системы в целом: международная безопасность (ее различные
аспекты), окружающая среда, ресурсы современного мира, конфликты и их
урегулирование, национальные отношения и национализм.
Современные
субъекты мировой политики: изменение роли национальных государств в мировой
политике, наднациональные субъекты мировой политики (роль международных
организаций, деятельность неправительственных организаций). Проблема
взаимодействия правительственных и неправительственных организаций при решении
проблем мировой политики.
1.5.2. Теория
международных отношений и внешнеполитический анализ.
Направления
методологических поисков в теории международных отношений. Классические теории
международных отношений. Крупнейшие школы теорий международных отношений (США,
Франция, Великобритания и другие страны). Современное состояние теории международных
отношений и развитие теоретических исследований в отдельных областях
международных отношений: теория принятия решений, теории международной
интеграции, теории международных конфликтов и др.
Проблемы
современных российских исследований по теории международных отношений.
Исследования
внешнеполитического процесса: его структура, основные элементы (разработка
внешнеполитических концепций; доктрины, стратегии; подготовка решений, их
принятие и реализация). Институциональный аспект внешнеполитического процесса;
экономические, внутриполитические, военные, культурные факторы
внешнеполитического процесса. Роль политических лидеров в формировании и
реализации влияния групп интересов на внешнеполитический процесс.
Институциональные и функциональные особенности формирования и реализации
внешней политики ведущих государств современности.
Характеристика
внешнеполитического процесса современной России. Организация и методика
аналитической деятельности, ее основные этапы и элементы. Внешнеполитические
сценарии и прогнозы.
1.5.3. История
международных отношений ХХ столетия.
Эволюция
методологии изучения истории международных отношений. Многофакторная концепция
международных отношений П. Ренувера и Ж.-Б. Дюрозеля.
Сопоставительный
анализ основных систем международных отношений ХХ века. Демократия и
тоталитаризм в международных отношениях.
Концепции и системы
безопасности в международных отношениях, их эволюция. Роль конфликтов и войн в
истории международных отношений ХХ века.
Основные факторы
развития международных отношений: экономика, идеология. Геополитика,
взаимодействие цивилизаций: сравнение работ Ф. Фукуямы, С. Хантингтона, З.
Бжезинского.
Причины первой
мировой войны в свете новых исследований. Значение и результаты первой мировой
войны. Версальско-Вашингтонская система международных отношений, ее характерные
черты и попытки реформирования.
Внешняя политика
Советской России: ставка на мировую революцию или мирное сосуществование.
Дуализм советской внешней политики и ее эволюция. Особенности внешней политики
тоталитарных режимов: германский нацизм, советский сталинизм. Политика
умиротворения западных держав: ее причины и сущность. Альтернативы 1939 года.
Советско-германский договор о ненападении: новые исследования. Особенности
расстановки политических сил в 1939 - 1941 годах. Антигитлеровская коалиция:
достижения, проблемы, наследие.
Новые явления в
международных отношениях после второй мировой войны. Ялтинско-Потсдамская
система международных отношений: основные характеристики.
Холодная война:
происхождение, основные характеристики и аспекты. Основные этапы холодной
войны. Завершение холодной войны и распад Ялтинско-Потсдамской системы
международных отношений.
Складывание нового
миропорядка. Внешняя политика Российской Федерации: приоритеты и основные
направления.
1.5.4. Дипломатии
Российской Федерации и зарубежных стран.
Исследования
соотношения внешней политики и дипломатии, функций и позиции дипломатии в
современном мире. Теоретические подходы к дипломатии, эволюция дипломатических
методов.
Кардинальные
перемены в мире и дипломатия. Влияние современных средств коммуникации на
развитие дипломатии. Дипломатия в рамках международных организаций,
конференционная дипломатия. Переговоры как основной метод дипломатии.
Переговоры в рамках конфликтных отношений и при осуществлении сотрудничества.
Возрастание роли многосторонних переговоров и переговоров на высшем уровне, их
особенности.
Сравнительный
анализ дипломатической службы России и зарубежных стран: возникновение,
развитие, современная структура и функции. МИД и загранпредставительства.
Основные направления и задачи дипломатической деятельности России на
современном этапе.
1.5.5.
Международные гуманитарные связи.
Международные
гуманитарные связи в системе международных отношений. Методология и методы
исследования международных отношений в гуманитарной сфере. Проблема влияния
гуманитарного прогресса на формирование системы международных отношений:
современное содержание гуманизма как гуманитарной основы международного
сотрудничества. Динамика развития международного гуманитарного права и
особенности его применения. Международное сотрудничество в обеспечении прав
человека.
Теории современного
информационного общества и межкультурных коммуникаций. Роль межцивилизационного
общения в отношениях между народами и формировании современного мирового
порядка (проблемы межэтнического и межконфессионального взаимодействия, решение
проблем отсталости, устойчивого глобального развития, сохранения мирового
культурного наследия). Анализ содержания деятельности ЮНЕСКО, международных
неправительственных организаций и межгосударственного сотрудничества в области
образования, науки и культуры. Международно-правовое обеспечение защиты
интеллектуальной собственности и культурных ценностей.
Внешняя культурная
политика государств: сравнительный анализ. Исследование процессов формирования
ее структуры, целей и задач: взаимодействие законодательной и исполнительной
власти, органов государственного управления и учреждений образования, науки,
культуры, общественных организаций. Культурная дипломатия: формы и методы ее
осуществления. Особенности формирования внешнеполитических стереотипов
массового сознания. Особенности менеджмента в области международных культурных
обменов. Внешняя культурная политика Российской Федерации: общегосударственный
и региональные аспекты.
Научно-исследовательская
составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого
совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские
специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические
школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2.
Требования к уровню подготовки для освоения программы
специализированной
подготовки магистра
и условия
конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие
освоить программу специализированной подготовки магистра в области
международных отношений, должны иметь высшее профессиональное образование,
подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица,
имеющие диплом бакалавра по направлениям "Регионоведение" и
"Международные отношения", зачисляются на специализированную
магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора
определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования, в части подготовки бакалавра по
направлению 522900 - Международные отношения.
2.3. Лица, желающие
освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению
и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п.
2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам,
необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным
государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по направлению
522900 - Международные отношения.
3. Общие
требования к основной образовательной
программе
подготовки магистра по направлению
522900 -
Международные отношения
3.1. Основная
образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании
настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя
учебный план, программы учебных дисциплин, программы практик и программы
научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к
обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки
магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим
государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как
правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная
образовательная программа подготовки магистра состоит из основной
образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной
подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального
компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента,
дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по
выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины,
указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная
образовательная программа подготовки магистра имеет следующую структуру:
- в соответствии с
программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие
гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие
математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общие
профессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные
дисциплины;
цикл ДФД -
дополнительные и факультативные дисциплины;
ИГА - итоговая
государственная аттестация бакалавра;
- в соответствии с
программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ -
дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ -
специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная
(научно-исследовательская, научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая
государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание
национально-регионального компонента основной образовательной программы
подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с
квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным
образовательным стандартом.
4.
Требования к обязательному минимуму содержания
основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению
522900 - Международные отношения
Индекс
|
Наименование дисциплин и их основные
разделы
|
Всего
часов
|
1
|
2
|
3
|
|
Требования
к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки
бакалавра по данному направлению определены в
государственном образовательном стандарте
высшего профессионального образования, в части
подготовки бакалавра по направлению 522800 -
Международные отношения
|
8532
|
Требования к обязательному минимуму
содержания
специализированной
подготовки
|
ДНМ
|
Дисциплины
направления
|
1134
|
ДНМ.Ф.00
|
Федеральный
компонент
|
700
|
ДНМ.01
|
История
и методология исследований
международных отношений и мировой политики
Формирование исследований по международным
отношениям в мире. Развитие международных
исследований в СССР и России.
Междисциплинарность исследований. Основные
методологические подходы и методы. Основные
научные и исследовательские центры в России и
мире, основные профессиональные ассоциации.
Появление мировой политики. Ее
развитие.
Дискуссии по исследованиям мировой политики и
международным отношениям.
Методология и методы изучения.
Количественные
и качественные методы анализа. Проблема
моделирования и прогнозирования. Различные виды
моделирования.
Различия и пересечения предметных
областей
исследований международных отношений и мировой
политики в истории, политологии, экономике,
праве и др.
Методологические основы теории
международных
отношений: крупнейшие школы теории
международных отношений (США, Франция,
Великобритания и другие страны); новейшие
направления методологических поисков в
современной теории международных отношений;
развитие теоретических исследований в отдельных
областях международных отношений (теория
принятия решений, теория международной
интеграции, теории международных конфликтов и
др.); проблемы формирования российской
теоретической науки о международных отношениях
|
136
|
ДНМ.02
|
Современные
проблемы исследований международных
отношений и мировой политики
Проблема кардинальных перемен в конце
ХХ -
начале XXI века (глобализация, демократизация,
интеграция и регионализация) и их осмысление в
исследованиях международных отношений и мировой
политики. Различные подходы к пониманию
тенденций политического развития мира.
Соотношение внешней и внутренней политики.
Структура современной политической
системы:
участники (традиционные и новые), институты,
режимы. Проблема взаимодействия
правительственных и неправительственных
участников при решении проблем мировой
политики.
Изменения международной проблематики. Новая
глобальная повестка дня в различных сферах:
насилие и его предотвращение (безопасность и
контроль над оружием массового уничтожения,
режимы нераспространения, ПРО, обычные
вооружения, терроризм и другие новые угрозы
безопасности); в политико-экономической сфере
(ресурсы, финансовые проблемы), в
демографической; в политико-правовой
(суверенитет и проблема гуманитарного
вмешательства, территориальная целостность и
право нации на самоопределение).
Тенденции и противоречия развития
мировой
политической системы: эволюционное и кризисное
развитие мировой политической системы,
интеграция и регионализация, демократизация и
"третий путь", конфликты и сотрудничество.
Проблемы современного
миропорядка:
монополярность, многополярность современного
мира. Различные подходы.
Россия в современном политическом
мире: ее
роль, воздействие на мировую политическую
систему. Основные направления внешней политики
России
|
136
|
ДНМ.03
|
Иностранный
язык
Язык как средство международного
общения.
Понятийный аппарат исследований международных
отношений и мировой политики в русском языке и
в одном - двух иностранных языках (в частности,
в английском языке).
Анализ зарубежной прессы, научной
литературы,
официальных документов на иностранном языке.
Особенности языка и стиля различных источников.
Проблемы передачи модальности, семантики
некоторых структур, относящихся к лингвистике
текста, модели трансформации предложений при
переводе на русский и иностранный язык.
Специальные курсы изучения иностранных
языков
с целью полного овладения ими, в том числе
свободной подготовки и написания аналитических
и иных материалов по избранной специальности
|
300
|
ДНМ.04
|
Информационные
технологии в прогнозно-
аналитической деятельности
Организация аналитической и
прогностической
деятельности; ее основные этапы и элементы.
Информационно-технологическое, программное
обеспечение прогнозно-аналитической работы.
Современные банки данных, современные
информационные сети и компьютерные технологии,
используемые в политическом, внешнеполитическом
анализе и прогнозировании
|
128
|
ДНМ.Р.00
|
Национально-региональный
(вузовский) компонент
|
434
|
ДНМ.В.00
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом
|
|
СДМ
|
Специальные
дисциплины <*>
|
900
|
СДМ.В.00
|
Дисциплины
и курсы по выбору студента,
устанавливаемые вузом
|
300
|
НИРМ
|
Научно-исследовательская
работа
|
2034
|
НИРМ.01
|
Научно-исследовательская
работа в семестре
|
4
- 6
нед.
|
НИРМ.02
|
Научно-исследовательская
практика
|
4
- 6
нед.
|
НИРМ.03
|
Научно-педагогическая
практика
|
4
- 6
нед.
|
НИРМ.04
|
Подготовка
магистерской диссертации
|
12
- 14
нед.
|
ИГАМ
|
Итоговая
государственная аттестация
|
4
- 6
нед.
|
|
Защита
выпускной квалификационной работы
(магистерской диссертации)
|
|
|
Всего
|
4068
|
--------------------------------
<*>
Состав и содержание специальных дисциплин определяется требованиями
специализации магистра при реализации конкретной магистерской программы.
5. Сроки
освоения основной образовательной
программы
подготовки магистра по направлению
522900 - Международные
отношения
5.1. Срок освоения
основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения
составляет 312 недель:
образовательная программа подготовки
бакалавра - 208
недель,
специализированная программа подготовки
магистра - 104
недели,
в том
числе:
теоретическое обучение, включая научно-
исследовательскую работу в семестре,
практикумы, а также экзаменационные
сессии -
45 недель;
практики - 8 - 16
недель;
подготовка
магистерской диссертации - 12 -
14 недель;
итоговая
государственная аттестация,
включая защиту
выпускной
квалификационной работы - 4 - 6 недель;
каникулы,
включая отпуск
после
окончания вуза - не
менее 20 недель.
5.2. Сроки освоения
основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной
(вечерней) форме обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения
увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного
п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе по
программе бакалавра на один год.
5.3. Максимальный
объем учебной нагрузки студента - 54 часа в неделю, включая все виды его
аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем
аудиторных занятий студента при очной форме обучения в среднем за период теоретического
обучения по основной образовательной программе
подготовки бакалавра - 27 часов в неделю, за период специализированной
подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят
обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам.
5.5. При
очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не
менее 10 часов в неделю.
5.6. Общий объем
каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе
не менее двух недель в зимний период.
6.
Требования к разработке и условиям реализации
основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению
522900 - Международные отношения
6.1. Требования к
разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее
научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее
учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную
образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом, на основе
настоящего государственного образовательного стандарта.
Дисциплины по
выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые
учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для
изучения студентом.
Курсовые работы
(проекты) по дисциплине рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и
выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем
дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения,
должна выставляться итоговая оценка: "отлично", "хорошо",
"удовлетворительно" или "неудовлетворительно",
"зачтено" или "не зачтено".
В период действия
данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен
в установленном порядке.
Требования к научно-исследовательской
части программы:
Программа
специализированной подготовки магистра должна предусматривать формирование у
студента следующих научно-методических навыков и умений:
формулировать
проблему, цель и задачи исследования;
выбирать адекватные
задачам методы исследования;
составлять план
исследования и осуществлять поиск необходимой информации;
вести
информационно-библиографическую работу с привлечением современных технологий;
анализировать
собранную информацию и объяснять полученные результаты;
представлять итоги
проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в
соответствии с современными требованиями.
6.1.2. При
реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет
право:
изменять объем
(количество часов, отводимых на освоение учебного материала) циклов дисциплин -
в пределах 5%, дисциплин циклов - 10% при условии выполнения требований к
содержанию, указанных в настоящем стандарте;
предоставлять
студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2
- 4 часов в неделю;
осуществлять
преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на
основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и
профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин,
определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к
условиям реализации основной образовательной программы подготовки магистра,
включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Обучение в
магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы
студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя
магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий
магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
6.2.2. Требования к
кадровому обеспечению учебного процесса.
Условия реализации
основной образовательной программы подготовки магистра в области международных
отношений, в том числе и по качеству кадрового обеспечения, должны
соответствовать лицензионным нормативам. Необходимым условием реализации
программы является наличие в вузе не менее 50% основного штатного состава
преподавателей по профессиональным и специальным дисциплинам направления. В
отношении профессорско-преподавательского состава выпускающих кафедр и кафедр,
реализующих программы дисциплин направления, циклов ОПД и СД должны выполняться
также следующие требования:
показатель качества
штатного профессорско-преподавательского состава должен составлять не менее
60%, в том числе докторов наук по научным специальностям соответствующего
профиля, профессоров - не менее 25%;
профиль
научно-педагогических кадров, реализующих обязательные профессиональные и
специальные дисциплины, должен соответствовать профилю преподаваемых ими
дисциплин, прежде всего, по специальности их основного высшего
профессионального образования, научной специальности послевузовского
образования (по которой защищена кандидатская или докторская диссертация) и/или
по разработанным ими (в соответствии с программами по этим дисциплинам) учебным
изданиям, как правило, с рекомендательным грифом соответствующего
Учебно-методического совета, УМО или Минобразования России.
6.3. Требования к
ресурсному обеспечению реализации программы подготовки.
Требования
настоящего образовательного стандарта относительно учебно-методического,
информационного, материально-технического и другого ресурсного обеспечения
учебного процесса соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к
государственным образовательным учреждениям высшего профессионального
образования при лицензировании, аттестации и аккредитации.
Перечни учебной и
методической литературы, других источников информационной базы, необходимой для
реализации основной образовательной программы, содержатся в примерных учебных
программах по дисциплинам, в приложениях к примерным учебным планам, которые
разрабатываются и регулярно обновляются и уточняются УМО.
6.4. Требования к
организации практик.
Требования к
организации и проведению практик, предусмотренных настоящим образовательным
стандартом, раскрываются в примерных программах этих практик, разрабатываемых,
обновляемых и уточняемых УМО.
7.
Требования к уровню подготовки магистра по направлению
522900 -
Международные отношения
7.1.
Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие
требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного
раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными
специализированной подготовкой.
Требования к уровню
подготовки бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования, в части подготовки бакалавра
по направлению 522900 - Международные отношения.
7.1.2. Требования,
обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:
владение навыками
самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности,
требующими широкого образования в соответствующем направлении;
умения:
формулировать и
решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической
деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;
выбирать
необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать
новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
обрабатывать
полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся
данных;
вести
библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
представлять итоги
проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в
соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств
редактирования и печати.
Кроме того, магистр
в области международных отношений должен уметь:
анализировать
внешнеполитическую ситуацию;
составлять
аналитические и прогнозные сценарии развития внешнеполитической ситуации;
формулировать
основные подходы к решению внешнеполитических проблем;
определять
проблему, формулировать гипотезу и задачи исследования;
составлять план
исследования;
применять и
модифицировать существующие профессиональные исследовательские методы и
разрабатывать новые методы конкретных исследований.
По
профессиональному предназначению и в соответствии с квалификацией (степенью)
магистр в области международных отношений отвечает следующим требованиям:
имеет представления
о природе, типах и уровнях научного познания; об исторических типах науки и
значении научной рациональности; о предметной, мировоззренческой,
методологической специфике гуманитарных, естественных, технических наук, о
тенденциях к интеграции современного научного познания; понимает взаимосвязи
творческих компонентов научной деятельности, типов научной рациональности,
этические аспекты оценки результатов научного творчества; понимает проблемы
человека, его бытия и истории в контексте различных мировоззренческих
направлений современной социальной философии, роль насилия и ненасилия в
истории и в поведении человека, связь свободы и ответственности как свойств
развитой личности;
имеет
представления о месте и роли компьютерных технологий в науке и современном
образовании; об основных методах использования компьютеров в гуманитарных
исследованиях, о смене фундаментальных парадигм в истории естественнонаучного
знания; о новом образе научного мышления в контексте
эволюционно-синергетической парадигмы; о месте человека и социума в
эволюционной картине мира, о специфике профессионально-ориентированных методов
исследования; владеет
современными методами статистического анализа и математического моделирования в
профессионально-ориентированных исследованиях;
обладает
фундаментальной подготовкой по избранному направлению и специализации, а также
в областях пограничных, смежных проблем;
обладает твердыми
навыками анализа и прогнозирования внутриполитических и внешнеполитических
процессов, международных ситуаций, в том числе с применением новейших
формализованных информационных методик и компьютерных программ;
способен вычленять, формулировать и разрешать профессионально-ориентированную
научную проблему, проводить исследования в соответствующей отрасли науки;
способен вести самостоятельную научную, научно-аналитическую работу в вузах,
исследовательских институтах и государственных учреждениях по международной и
внешнеполитической проблематике;
владеет
профессиональными практическими умениями и навыками обучения
по специальности в вузе (других типах учебных заведений);
владеет
иностранными языками;
готов к решению
наиболее сложных дискуссионных вопросов методологии современных социальных
наук, теоретических проблем мировой политики, глобальных и региональных международных
политических процессов, а также политики России в современном меняющемся мире.
7.1.3. Специальные
требования.
Магистр в области
международных отношений должен быть широко эрудирован в основных областях
гуманитарного знания, обладать фундаментальной научной базой, позволяющей
ориентироваться в комплексе мировоззренческих проблем современной науки в
целом, глобальных проблем современной цивилизации; владеть
методологией научного творчества, различать концептуальные подходы к
использованию современных информационных технологий и владеть стратегиями
выбора адекватных методов получения, обработки и использования научной
информации, быть готовым к аналитической, научно-исследовательской
деятельности, к самостоятельному выдвижению проблем, соответствующих основным
тенденциям развития научной мысли и социальным потребностям; к творческой
разработке методик их исследования с учетом междисциплинарных связей в научной
деятельности; в научно-педагогической деятельности быть готовым к
определению целей и содержания учебных курсов, исходя из требований различных
категорий слушателей, учитывая новейшие методики обучения.
Требования к
подготовке магистранта по научно-исследовательской части программы
специализированной подготовки определяются вузом.
УМО может дополнительно
рекомендовать требования, соответствие которым обеспечивает выпускнику
возможность заниматься определенными видами профессиональной деятельности,
отражающими содержание специализированной подготовки.
7.2. Требования к
итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Итоговая
государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной
работы (магистерской диссертации) и должна включать государственные экзамены,
устанавливаемые в соответствии с предложениями УМО.
Уровень требований,
предъявляемых на государственных экзаменах, должен обеспечивать возможность
засчитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по
соответствующим научным направлениям.
Высшее учебное
заведение вправе дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав
итоговой государственной аттестации выпускников.
При выборе итоговых
государственных испытаний выпускников необходимо руководствоваться следующим:
основным
обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является
защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);
программа и порядок
проведения государственных аттестационных испытаний принимаются Ученым советом
вуза на основе примерных программ, разработанных УМО, в соответствии с Положением
о государственной итоговой аттестации.
7.2.2. Требования к
выпускной квалификационной работе магистра.
Магистерская
диссертация должна обеспечивать не только закрепление академической культуры,
но и необходимую совокупность методологических представлений и методических
навыков в избранной области профессиональной деятельности.
Вид выпускной
квалификационной работы, ее объем и структура
определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной
аттестации.
При экспертизе
выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется
привлечение внешних рецензентов.
7.2.3.
Государственные экзамены представляют собой итоговые экзамены по иностранному
языку (языкам) и профессионально ориентированный междисциплинарный экзамен, которые
устанавливают соответствие подготовленности выпускника требованиям настоящего
образовательного стандарта, в части требований п. п. 1.2, 1.3, 7.1.
Проект
государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования рассмотрен на заседании Совета Учебно-методического объединения
вузов Российской Федерации по образованию в области международных отношений от
22.12.1999 (Протокол N 5/1999). Дополнения и изменения внесены решением Совета
УМО вузов Российской Федерации по образованию в области международных отношений
от 17.12.2002 (Протокол N 2(8)/2002).
Составители:
Учебно-методическое
объединение вузов Российской Федерации по образованию в области международных
отношений.