МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 июля 2003 г. N 2946
О РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
ОТ 24.06.2003 N 10/1 "О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ
БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
В соответствии с
решением коллегии от 24.06.2003 N 10/1 "О деятельности органов управления
образованием субъектов Российской Федерации по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних" приказываю:
1. Департаменту
общего образования (А.В. Баранникову):
1.1. Включить в
примерные программы по курсам обществоведения и права вопросы защиты прав
детей, профилактики их безнадзорности и правонарушений (срок - IV квартал 2003
г.).
1.2. Разработать
учебно-методический комплект по факультативному курсу "Защита прав
ребенка" (срок - II квартал 2004 г.).
2. Управлению
региональной образовательной политики и инспектирования (В.И. Грибанову) совместно
с Управлением социально-педагогической поддержки и реабилитации детей (Г.Н. Тростанецкой) провести в 2003/2004 учебном году
инспекционную проверку состояния работы органов управления образованием,
образовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних в ряде субъектов Российской Федерации.
3. Управлению
социально-педагогической поддержки и реабилитации детей (Г.Н. Тростанецкой) подготовить и направить в органы управления
образованием субъектов Российской Федерации:
рекомендации по
вопросам организационно-методического обеспечения деятельности специальных
учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, кадетских школ и
кадетских школ-интернатов, образовательных интернатных
учреждений (срок - I квартал 2004 г.);
комплект
учебно-методических пособий и программ для работников образовательных
учреждений, обучающихся, родителей по организации антинаркотической работы с
несовершеннолетними (срок - I квартал 2004 г.);
методическое письмо
об опыте работы образовательных учреждений высшего профессионального
образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
(срок - IV квартал 2003 г.).
4. Управлению
воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (В.А. Березиной):
4.1. Разработать
программы по организации родительского всеобуча и направить в органы управления
образованием субъектов Российской Федерации рекомендации по их применению в
практической деятельности образовательных учреждений (срок - II квартал 2004
г.).
4.2. Провести в
2003/2004 учебном году обучающий семинар "Психолого-педагогические и
организационно-методические аспекты организации и развития ученического
самоуправления в общеобразовательных учреждениях" с включением блока
гражданского и правового образования и воспитания детей.
5. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации (Е.Н.
Геворкян) подготовить проект приказа Минобразования России о внесении изменений
и дополнений в Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации
образовательных учреждений в части введения в качестве показателя деятельности
образовательных учреждений состояние работы по защите прав обучающихся,
воспитанников, профилактике их безнадзорности и правонарушений (срок - II
квартал 2004 г.).
6. Управлению
начального профессионального образования (Е.Я. Бутко) подготовить и направить в
органы управления образованием субъектов Российской Федерации рекомендации по
организации в образовательных учреждениях начального профессионального
образования профессиональной подготовки несовершеннолетних, не имеющих
основного общего образования (срок - I квартал 2004 г.)
7. Управлению
специального образования (Т.В. Волосовец) подготовить
и направить в органы управления образованием субъектов Российской Федерации
рекомендации по организационно-методическому обеспечению деятельности
образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (срок - II квартал 2004 г.).
8. Департаменту по
молодежной политике (Г.В. Куприяновой) подготовить и направить в органы
управления образованием, органы по делам молодежи субъектов Российской
Федерации рекомендации по реализации социальных профилактических и
реабилитационных программ и методическое письмо об опыте работы по данному
направлению учреждений органов по делам молодежи (срок - II квартал 2004 г.).
9. Управлению
развития и планирования научных исследований (Г.В. Боровскому) предусмотреть на
конкурсной основе при формировании программы "Научно-методическое
обеспечение функционирования и модернизации системы образования" на 2004
год научные проекты, направленные на совершенствование деятельности по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в системе
образования.
10. Управлению
экономики (Ю.Н. Фролову) совместно с заинтересованными структурными
подразделениями Минобразования России продолжить работу по разработке
отраслевой системы оплаты труда работников образования.
11. Структурным
подразделениям Минобразования России в соответствии со своей компетенцией:
11.1. Регулярно
оказывать содействие органам управления образованием субъектов Российской
Федерации в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации
работников органов управления образованием, образовательных учреждений по
вопросам защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и
правонарушений.
11.2. Регулярно
организовывать размещение в средствах массовой информации материалов по
проблемам защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и
правонарушений.
12. Рекомендовать
органам управления образованием субъектов Российской Федерации продолжить
реализацию комплекса мероприятий по обеспечению прав детей на образование,
повышению статуса воспитания и эффективности социально-педагогической,
психолого-педагогической, воспитательной работы в образовательной среде, в том
числе:
12.1. Ввести в
образовательных учреждениях практику обязательного закрепления за конкретными
работниками функций координаторов профилактической работы с обучающимися,
воспитанниками.
12.2. Обеспечить наличие в образовательных учреждениях, в местах,
доступных для обучающихся и их родителей (иных законных представителей),
текстов уставов, правил внутреннего распорядка этих учреждений, а также
информации об органах и учреждениях, осуществляющих контроль и надзор за
соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка, оказывающих психологическую,
медицинскую, педагогическую, социальную, правовую помощь несовершеннолетним с
проблемами в развитии, обучении, поведении, социальной адаптации.
12.3. При
осуществлении инспектирования образовательных учреждений и проведении
аттестации руководителей образовательных учреждений рассматривать в качестве
одного из критериев результатов их деятельности показатель состояния работы по
защите прав обучающихся, воспитанников, профилактике их безнадзорности и
правонарушений.
12.4. Принять
дополнительные меры:
по обеспечению
доступности дошкольного образования;
по обеспечению
гарантий получения несовершеннолетними обязательного основного общего
образования;
по включению в
штаты образовательных учреждений должностей специалистов (социальных педагогов,
педагогов-психологов, классных воспитателей, педагогов-организаторов, педагогов
дополнительного образования и т.д.), которые могли бы обеспечивать непрерывный,
целенаправленный воспитательный процесс как в
образовательном учреждении, так и по месту жительства обучающихся,
воспитанников, в том числе за счет преобразования ставок педагогических
работников, высвобождающихся при сокращении контингента обучающихся;
по
дальнейшему развитию психологической службы в системе образования, развитию
сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специальных
учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, других
образовательных учреждений для несовершеннолетних с проблемами в развитии,
обучении, поведении и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних,
длительное время не обучавшихся и имеющих значительные пробелы в знаниях;
по развитию
физической культуры и спорта, активного творческого досуга, оздоровления и
занятости несовершеннолетних, обратив особое внимание на:
совершенствование
физического воспитания, введение дополнительных часов на
физкультурно-оздоровительную деятельность в учебное и внеучебное
время во всех образовательных учреждениях;
сохранение
и развитие сети учреждений дополнительного образования детей, объединений
дополнительного образования детей в общеобразовательных и других
образовательных учреждениях; создание условий для проведения внеурочной работы
с детьми и подростками в образовательных учреждениях во второй половине дня, совершенствования
досуговой деятельности по месту жительства; обеспечение доступа детям и
подросткам в спортивные залы всех образовательных учреждений в дневное и
вечернее время;
по организации
информационно-просветительской работы с родителями (иными законными
представителями) несовершеннолетних, оказанию им соответствующей
психолого-педагогической и социально-правовой помощи в воспитании детей, в том
числе посредством организации родительского всеобуча, формирования групп
родительской поддержки;
по приоритетному
развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей (усыновление, опека, приемные семьи, другие формы, предусмотренные
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации);
по разработке и
внедрению в практику работы подведомственных образовательных учреждений
программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения
обучающихся;
по
совершенствованию школьного уклада, разработке и внедрению в практику работы
образовательных учреждений соответствующих этических кодексов, норм и правил поведения обучающихся и педагогических работников, развитию
детского самоуправления, организации в каждом образовательном учреждении
деятельности детских и молодежных объединений;
по развитию и
поддержке волонтерского движения, привлечению подростков и молодежи к решению
проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; организации уличной
социальной работы с детьми; обеспечению педагогической практики студентов
высших и средних специальных учебных заведений в органах и учреждениях системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
повышению
ответственности руководителей и педагогических работников образовательных
учреждений за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников.
12.5. Обеспечить
эффективное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественными и
религиозными объединениями, средствами массовой информации в решении проблем:
разработки и реализации
целевых программ профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
научно-методического
и информационного обеспечения профилактической деятельности образовательных
учреждений, организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации
кадров, осуществляющих деятельность по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
совершенствования
системы выявления и учета несовершеннолетних, находящихся в социально опасном
положении, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным
причинам занятия в образовательных учреждениях, создания банков данных о
несовершеннолетних указанных категорий (на уровне субъекта Российской
Федерации, муниципального образования, образовательного учреждения);
обеспечения
трудоустройства или продолжения обучения в другом образовательном учреждении
обучающихся, исключенных или оставивших в установленном законом порядке
образовательные учреждения, организации индивидуальной профилактической работы
с обучающимися, находящимися в социально опасном положении, имеющими проблемы в
поведении, обучении, развитии и социальной адаптации;
разработки и
реализации системы мер по обеспечению доступности образования для детей из
малообеспеченных семей, семей, находящихся в социально опасном положении,
включая целевую финансовую поддержку семей, в которых дети не имеют возможности
посещать образовательные учреждения по материальным причинам;
совершенствования
профилактической работы с семьями и детьми, нуждающимися в оказании помощи, на
ранних стадиях их социального неблагополучия в целях своевременного выявления,
вмешательства и комплексного социально-психологического сопровождения семьи и
ребенка;
предупреждения и
пресечения правонарушений и антиобщественных действий в образовательных
учреждениях;
разработки и
реализации комплекса мер по обеспечению общественно полезной занятости
несовершеннолетних;
обеспечения защиты
детей и молодежи от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и
духовному развитию;
систематического
обобщения и распространения практического опыта организации профилактической
работы среди обучающихся, воспитанников.
13. Рекомендовать
руководителям образовательных учреждений высшего и среднего профессионального
образования рассмотреть вопрос об увеличении приема обучающихся по
специальностям воспитательного, психолого-педагогического и
социально-педагогического профиля.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ