МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 октября 2003 г. N 26/4100-6
О ПРИВЕДЕНИИ В СООТВЕТСТВИЕ
С ДЕЙСТВУЮЩИМИ САНИТАРНЫМИ НОРМАМИ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ
И ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В настоящее время в
России как на государственном уровне, так и в обществе
в целом происходит качественный сдвиг в осознании ценности жизни и здоровья
каждого ребенка.
Развитие
образования в обществе - важнейший элемент социально-культурного и
экономического развития страны. В этом плане на образование как целостную
государственную структуру, обеспечивающую социализацию личности, ложится,
помимо прочих, задача сохранения психического, физического и нравственного
здоровья подрастающего поколения.
В последнее
десятилетие в состоянии здоровья детей сформировались устойчивые негативные
тенденции - увеличение распространенности факторов риска
формирования нарушений здоровья и развития, рост заболеваемости и
инвалидности. Результаты Всероссийской диспансеризации детей 2002 года
констатируют снижение доли здоровых детей (с 45,5% до 33,9%) с одновременным
увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и
инвалидность.
Сложившаяся
ситуация ухудшения здоровья детей и подростков активизировала деятельность
министерства, региональных и муниципальных органов управления образованием,
направленную на поиск новых стратегий, обеспечивающих снижение уровня
заболеваемости и сохранение здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Сегодня мы
пропагандируем школу, которая будет содействовать здоровью, вырабатывая единый
подход к решению проблемы, основанный на научно обоснованном
оздоровительно-образовательном процессе, с учетом психофизиологических,
типологических, половых, возрастных особенностей учащихся, экологической
обстановки, в которой находится образовательное учреждение.
Вопросы
оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся,
обеспечения в образовательных учреждениях условий, способствующих сохранению и
укреплению их здоровья, нашли отражение в Концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года, Национальной доктрине образования,
Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в
образовательной среде, Концепции структуры и содержания общего образования,
Концепции профильного обучения в старших классах. В настоящее время доработан проект ведомственной программы
"Здоровье и образование".
Созданы условия для
развития сети "школ здоровья". В организационно-структурном
оформлении этого направления деятельности значительную роль, по отзывам из
регионов, сыграло Примерное положение о центрах содействия укреплению здоровья
обучающихся, воспитанников образовательного учреждения, утвержденное Приказом
Минобразования России в мае 2000 года.
Формирующаяся
сеть центров содействия укреплению здоровья представлена их различными моделями,
в т.ч. "Школа здоровья" (поддерживается фондом "Школа
здоровья" в рамках Федеральной целевой программы "Дети
Чернобыля"); "Школа укрепления здоровья" (развивается в рамках
международного проекта "TACIS" по модели Европейской сети школ
укрепления здоровья); региональные проекты (Вологодская, Кемеровская,
Нижегородская, Орловская области, Республика Татарстан, г. Москва и др.).
Минобразование
России за счет средств подпрограммы "Здоровый ребенок" Федеральной
целевой программы "Дети России" начало с 2003 года обеспечение
медицинских кабинетов школ, входящих в Ассоциацию школ, содействующих здоровью,
комплектами оздоровительного оборудования.
В течение ряда лет
в общеобразовательные учреждения внедряются профилактические образовательные
программы для детей и подростков:
Федеральная
межведомственная программа "Здоровье" для учащихся с 1 по 11 классы.
Программа предполагает, помимо обеспечения обучающихся необходимой информацией
для формирования собственных стратегий и технологий, сохранение и укрепление
здоровья, создание методологических и технологических оснований для
моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья
в образовательном учреждении, а также на изменение всего уклада школьной жизни
с пользой для здоровья всех участников образовательного процесса. Разработано
учебно-методическое сопровождение Программы - комплект пособий для учителей,
ведущих уроки по программе "Здоровье", руководителей школ по
организации здоровьеразвивающей образовательной среды. В этом году тиражи Программы
и методического комплекта к ней направлены в институты повышения квалификации и
переподготовки кадров работников образования;
образовательная
профилактическая программа "Полезные привычки" (1 - 4 кл.),
"Полезные навыки" (5 - 9 кл.), "Полезный выбор" (10 - 11
кл.) работает на федеральном уровне пять лет. По этой
программе разработаны и изданы общим тиражом 630 тыс. экз. рабочие тетради для
учеников, их родителей, учителей; обучено около 600 преподавателей, психологов
из 63 субъектов РФ; органам управления образованием субъектов РФ предоставлены
типографские диски для тиражирования продукции;
образовательная
профилактическая программа для обучающихся начальных классов "Все цвета кроме черного";
образовательная
программа "Разговор о правильном питании" для начальных классов;
разработана Институтом возрастной физиологии РАО с целью формирования у детей
основ культуры питания. Программа работает шесть лет в общеобразовательных
учреждениях различного типа 26 субъектов Российской Федерации. Регионы, принимающие
участие в ее реализации, обеспечиваются учебно-методическими комплектами
(рабочая тетрадь для ребенка, методическое пособие для педагога, брошюра для
родителей, плакаты).
Значительное место
в системе мер по охране здоровья детей и молодежи занимает работа по
профилактике злоупотребления наркотическими средствами, психотропными и иными
одурманивающими веществами.
Приоритетной
задачей борьбы с наркотизацией подростков и молодежи является организация
профилактической работы, направленной на формирование у молодого поколения
ориентации на здоровый образ жизни. Такая работа предполагает комплексный
подход к решению проблем предупреждения наркомании во всех основных сферах
жизнедеятельности детей, подростков и молодежи. Решение многих задач по
профилактике находится в сфере компетенции органов управления образованием и
образовательных учреждений, так как через воспитательное воздействие этой
системы проходит практически все молодое поколение страны.
Плодотворные
отношения сложились у Минобразования России с Министерством здравоохранения
Российской Федерации на всех уровнях межведомственных контактов по целому блоку
проблем, касающихся оздоровительных мероприятий в общеобразовательных учреждениях.
Совместно реализуются две Федеральные целевые программы -
"Здоровый ребенок", "Анти-ВИЧ/СПИД"; взят курс на раннее
выявление отклонений в здоровье и развитии, а значит - на раннюю помощь,
лечение, коррекцию; проводилась Всероссийская диспансеризация детей 2002 года,
реализуется утвержденный совместным Приказом План неотложных мер по улучшению
охраны здоровья детей в Российской Федерации на 2002 - 2003 гг.
В сентябре
2003 года проведено заседание коллегии Минобразования России с участием
Минздрава России по вопросу "О состоянии работы органов управления
образованием и общеобразовательных учреждений по соблюдению
санитарно-эпидемиологического режима в общеобразовательных учреждениях",
на котором было отмечено, что первые шаги, предпринятые в направлении решения
проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся, еще не дали серьезных
результатов в фактическом улучшении здоровья детей, существует много проблем, которые должны решаться совместно с субъектами Российской
Федерации.
Так, по данным
Минздрава России, только в половине общеобразовательных учреждений
материально-техническая база соответствует по всем параметрам
санитарно-гигиеническим требованиям.
Актуальной остается
проблема переуплотненности школ. В Калининградской области во вторую и третью
смены занимается почти 31 тыс. учащихся, что составляет 26% от их общего числа;
в Курской области во вторую смену занимается 16% учащихся. В ряде районов
Республики Мордовия большинство школ проводят занятия в две смены, при этом для
перевода обучающихся на односменные занятия только в г. Саранске необходимо
построить 15 школ.
Неблагополучной
остается и ситуация с оснащением школ ученической мебелью. Например, в
Республиках Калмыкия, Северная Осетия - Алания, Карачаево-Черкесской
Республике, Еврейской автономной области 80% ученической мебели не
соответствует гигиеническим требованиям. Критическая ситуация сложилась в
Камчатской области: новая мебель не поступала в общеобразовательные учреждения
этого региона последние 10 - 15 лет. В образовательных учреждениях Ставропольского
края свыше 40% ученической мебели не соответствует росто-возрастным
особенностям детей.
Наибольшее число
учреждений, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам по параметрам
микроклимата, было отмечено в Сахалинской области (62%), Республике Саха
(Якутия) (45%), Ханты-Мансийском автономном округе (43%), Приморском крае
(42%), Ивановской области (40%), Республике Бурятия (39%). В этих регионах
число таких неблагополучных учреждений превышает общероссийские показатели в 2
и более раза.
В 40% учреждений,
расположенных в районах с суровыми климатическими условиями, отсутствует
центральное отопление (Читинская область и Таймырский автономный округ). В
Усть-Ордынском Бурятском автономном округе нет центрального отопления в 66%
учреждений, что является худшим показателем по Российской Федерации.
Перебои в
энергоснабжении в ряде субъектов Российской Федерации (Приморский край,
Камчатская область) и недостаточное обеспечение общеобразовательных учреждений
осветительными приборами приводят к низкому уровню освещенности рабочих мест
обучающихся.
Нельзя считать
удовлетворительными и имеющиеся в ряде школ условия для занятий физической
культурой. Например, в Калининградской области 30% сельских школ не имеют
спортивных залов, поэтому для занятий физкультурой используются плохо
приспособленные помещения.
Несмотря на активно
проводящуюся работу, имеются серьезные трудности в организации школьного
питания. Кардинальные изменения в системе общественного питания в сочетании с
прогрессивным ростом цен на продукты привели к сокращению числа школьников,
получающих в школе горячее питание, в особенности старших классов (их число не
превышает 10 - 20%).
По данным
пилотажных исследований, лишь 23% учащихся получают горячую пищу 2 - 3 раза в
день. Число детей, пользующихся школьными столовыми, сократилось примерно на
30%.
Происходит замена
горячего питания буфетной продукцией.
В целом питание
школьников характеризуется не только снижением энергетической ценности пищи, но
и резким обеднением ее микроэлементами, особенно витаминами, дефицит которых
отражается на росте и развитии детей. Степень дефицита витаминов часто
достигает 80% от возрастных норм.
Снижение числа
обучающихся, получающих горячее питание, отмечено в Ивановской и
Калининградской областях, имела место замена горячего
питания буфетной продукцией в Ульяновской области, которую получают 35%
обучающихся. Рациональное горячее школьное питание отсутствует в Брянской
области.
Невыполнение норм
питания по калорийности и полноте вложения продуктов было выявлено в 32 - 40%
исследований в Мурманской области, Коми-Пермяцком, Чукотском автономных
округах, Хабаровском крае и ряде других регионов.
По данным центров
госсанэпиднадзора, охват детей горячим питанием увеличился в 2001/2002 учебном
году лишь в Приморском крае,
Новосибирской, Тюменской, Курской, Рязанской, Ульяновской областях, Чувашской
Республике. В этой связи следует высоко оценить инициативу ряда регионов
(Татарстан, Башкортостан и др.), где обеспечивается 100% горячее питание всех
школьников, включая старшеклассников.
Следует отметить,
что большинство из обозначенных проблем, а именно: улучшение
материально-технической базы общеобразовательных учреждений, ремонт зданий,
организация горячего питания, оздоровление обучающихся - требуют решения на
уровне учредителя. Для их решения с учетом природно-климатических условий
региона, социально-экономических условий жизни семей необходима помощь
региональных органов исполнительной власти.
В целях улучшения
работы органов управления образованием и общеобразовательных учреждений по
соблюдению санитарно-эпидемиологического режима Минобразование России
рекомендует:
1. Проанализировать
материально-техническое состояние образовательных учреждений, разработать по
согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора планы мероприятий,
направленных на соблюдение в них требований санитарных правил и норм.
2. Предусмотреть
разработку и реализацию региональных программ развития образования,
направленных на реконструкцию и строительство образовательных учреждений,
обеспечение их необходимой мебелью, техникой, спортивным инвентарем и
оборудованием для проведения оздоровительной работы.
3. Предусматривать
обеспечение в первоочередном порядке образовательных учреждений для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, медицинским оборудованием и
лекарственными препаратами.
4. Провести
выборочный анализ обеспеченности общеобразовательных учреждений медицинским
оборудованием, медперсоналом и разработать систему мер по его улучшению.
5. Разработать на
основе анализа питания детей в образовательных учреждениях комплекс мер по его
улучшению, в том числе в части, касающейся обеспечения образовательных
учреждений йодированной солью и пищевыми продуктами, обогащенными
микронутриентами.
6. Изыскать
финансовые возможности для включения в штаты образовательных учреждений
должностей специалистов, которые могли бы обеспечивать целенаправленную работу
по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников. Ввести в
образовательных учреждениях практику обязательного закрепления за конкретными
работниками функций координаторов оздоровительной работы с обучающимися,
воспитанниками.
7. Обеспечить
создание в образовательных учреждениях условий, содействующих сохранению и
укреплению физического и психического здоровья обучающихся, воспитанников
средствами физической культуры.
8. Продолжить
внедрение в образовательный процесс специализированных учебных программ
профилактической направленности, включающих антинаркотическое просвещение,
правовое просвещение, повышение общей культуры субъектов образовательного
процесса (детей, родителей, педагогических работников), обучение детей
жизненным навыкам, безопасному поведению, формирование у них здорового образа
жизни, сознательного отношения к семейной жизни.
9. Предусматривать
при проведении аттестации образовательных учреждений показатели состояния
работы по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа
жизни, профилактике наркомании и правонарушений среди обучающихся,
воспитанников.
Заместитель
Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ