МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 декабря 2003 г. N 4830
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОЛОВНЫХ НАУЧНЫХ СОВЕТАХ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с
Положением о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 N 258 (с
изменениями и дополнениями), Приказом Минобразования России от 16.10.2002 N
3609 "О головных научных советах Министерства образования Российской
Федерации" и с целью совершенствования организации
научной деятельности системы образования приказываю:
Утвердить Положение
о головных научных советах Министерства образования Российской Федерации
(Приложение).
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
Приложение
к Приказу
Минобразования
России
от 29 декабря 2003
г. N 4830
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОЛОВНЫХ НАУЧНЫХ СОВЕТАХ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие
положения
1.1. Головные
научные советы Министерства образования Российской Федерации (далее - головные
советы) являются постоянно действующими совещательными органами, предназначенными
для выработки рекомендаций по актуальным проблемам формирования и реализации
отраслевой научно-технической политики в системе образования и
совершенствования подготовки научных и научно-педагогических кадров в
Российской Федерации.
1.2. В своей
деятельности головные советы руководствуются Приказами и распоряжениями
Министерства образования Российской Федерации (далее - Министерство) и
настоящим Положением.
1.3. Головные
советы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с профильными структурными
подразделениями Министерства, Научно-техническим советом Министерства, другими
головными советами, экспертными советами Высшей аттестационной комиссии
Министерства, учебно-методическими объединениями вузов Российской Федерации и
научно-методическими советами по дисциплинам.
2. Задачи и
функции головных советов
2.1. Главными
задачами головных советов являются:
- подготовка
предложений и рекомендаций по актуальным проблемам формирования отраслевой
научно-технической политики в системе образования;
-
рассмотрение вопросов эффективности аспирантур и докторантур вузов и научных
организаций, кадрового обеспечения соответствующих профилю головных советов
научных направлений, специальностей высшего профессионального образования,
экспертная оценка эффективности системы подготовки научных и
научно-педагогических кадров для высшего профессионального образования;
- проведение
научно-технической экспертизы научно-исследовательских работ по соответствующим
профилю головных советов научным направлениям в системе образования;
- анализ и
популяризация достижений науки системы образования, российской и мировой науки
по профилю головного совета;
- развитие научных
связей между вузами для решения сложных научных и научно-технических проблем;
- содействие
укреплению связи науки с образованием и использованию научно-технических
достижений в образовательном процессе и учебной литературе;
- содействие
интеграции ученых российских вузов в мировое научное и образовательное
пространство;
- обеспечение
единого инновационного цикла ведения научных разработок от фундаментальных и
прикладных исследований до стадии промышленного использования полученного
научного продукта.
2.2. Головные
советы в соответствии с возложенными на них задачами:
- проводят анализ
состояния и перспектив развития соответствующих
профилю головных советов научных направлений в системе образования, российской
и мировой науке;
- готовят
обоснованные рекомендации по выбору отраслевых приоритетов научных исследований
в системе образования;
- проводят анализ
подготовки кадров в системе высшего и послевузовского профессионального
образования по профилю головных советов, готовят соответствующие рекомендации
Министерству;
- проводят анализ
эффективности подготовки научных и научно-педагогических кадров в системе
послевузовского профессионального образования;
- проводят по
поручению Министерства научно-техническую экспертизу предлагаемых к
финансированию из федерального бюджета, а также завершенных
научно-исследовательских работ, готовят экспертные заключения;
- развивают
сотрудничество с соответствующими координационными советами,
научно-методическими советами по дисциплинам, учебно-методическими
объединениями вузов Российской Федерации с целью интеграции науки и
образования;
- проводят анализ
использования достижений науки в образовательном процессе и учебной литературе,
готовят соответствующие рекомендации Министерству;
- ежегодно проводят
анализ результатов выполненных фундаментальных и прикладных исследований для
оценки их коммерческого потенциала и готовят рекомендации по целевому
финансированию наиболее перспективных из них;
- готовят перечни
законченных высокоэффективных научных работ для их коммерческой реализации;
- анализируют
состояние имеющегося в вузах и научных организациях научного оборудования и
готовят рекомендации по его эффективному использованию, а также развитию
материально-технической базы научных исследований системы образования;
- участвуют в
организации и проведении научных конференций, семинаров, совещаний, школ, в том
числе с международным участием;
- изучают и
обобщают опыт интеграции ученых российских и зарубежных вузов, содействуют
развитию совместных научных исследований;
- формируют базу
данных о проводимых научных исследованиях, научных коллективах и экспертах в
соответствии с профилем головных советов.
3. Состав,
структура и порядок работы головных советов
3.1. Составы
головных советов формируются Министерством, с учетом рекомендаций высших
учебных заведений и научных организаций, из числа ведущих ученых страны и
высококвалифицированных специалистов в соответствующих научных направлениях.
Численность головного совета не должна, как правило, превышать 50 человек.
3.2. Головной совет
возглавляет председатель (сопредседатели), назначаемый Приказом Министерства. В
структуру головных советов могут входить секции.
3.3. Персональный
состав и структура головных советов утверждаются Министром или заместителем
Министра, курирующим научную деятельность, сроком до 3 лет, с последующим
частичным обновлением состава совета.
3.4. Оперативное
руководство головным советом осуществляет его президиум в составе председателя
(сопредседателей), заместителей председателя, ученого секретаря, а также
руководителей секций.
3.5. Секции
образуются из членов головного совета по принципу дальнейшей конкретизации
научного направления в соответствии с Государственным рубрикатором научно-технической
информации. Порядок деятельности секций определяется председателем головного
совета по согласованию с Министерством.
3.6. Заседания
головных советов проводятся под руководством председателя (сопредседателя)
головного совета по мере необходимости, но не реже 2 раз в год.
3.7. Решения
головных советов принимаются открытым голосованием простым большинством
голосов.
3.8. Экспертные
заключения и рекомендации головных советов подписываются председателем
(сопредседателями) головного совета или его заместителями. Руководители
головных советов не вправе проводить экспертизу и подписывать экспертные
заключения, если объектом экспертизы являются научные исследования, выполняемые
организациями, в которых они работают.
3.9. При
необходимости головные советы имеют право по согласованию с Министерством
запрашивать у вузов (организаций) материалы и дополнительную информацию по
научно-исследовательским работам, проводимым в рамках научного направления
головного совета.
3.10. Для решения
поставленных перед ними задач в необходимых случаях головные советы могут
создавать экспертные и рабочие группы, привлекать к своей работе ученых и
специалистов, не являющихся членами головных советов.
3.11. Для
рассмотрения вопросов, находящихся на стыке научных направлений или специальностей
высшего профессионального образования могут проводиться совместные заседания
нескольких головных советов, совместные заседания с координационными советами,
научно-методическими советами по дисциплинам, учебно-методическими
объединениями вузов Российской Федерации.
3.12. Текущая
организационно-техническая деятельность головных советов и их секций
обеспечивается базовыми высшими учебными заведениями.