МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 января 2004 г. N 31
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2004 - 2007 ГОДЫ
"БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
В соответствии с
решением коллегии Минобразования России от 25.12.2003 N 19 "О проекте
программы Минобразования России на 2004 - 2007 годы "Безопасность
образовательного учреждения" приказываю:
1. Утвердить
прилагаемую Программу Минобразования России на 2004 - 2007 годы
"Безопасность образовательного учреждения" (далее - Программа).
2. Управлению
государственного инспектирования и охраны труда (В.И. Грибанову):
2.1. Подготовить и
в установленном порядке внести до 01.04.2004 в Правительство Российской
Федерации предложения о разработке Федеральной целевой программы
"Безопасность образовательного учреждения" на 2005 - 2009 годы.
2.2. Разработать,
согласовать в установленном порядке с МЧС России и ввести в действие в 2004
году:
отраслевые правила
пожарной безопасности для образовательных учреждений всех типов и видов;
отраслевую
отчетность по пожарной безопасности образовательных учреждений.
2.3. Осуществлять
ежеквартально инспектирование органов управления образованием и образовательных
учреждений по исполнению Приказа Минобразования России от 15.04.2003 N 1612
"О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных
учреждениях" и настоящего Приказа в части выполнения комплекса мер по
укреплению пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
3. Управлению
экономики и социального развития (Ю.Н. Фролову) предусмотреть финансирование
мероприятий Программы при реализации бюджета Минобразования России на 2004 год.
4. Руководителям
подведомственных образовательных учреждений обеспечить финансирование
мероприятий, предусмотренных Программой, в 2004 году за счет средств на
приобретение оборудования и капитальный ремонт.
5. Рекомендовать
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключить
соглашения с Минобразованием России по выполнению мероприятий Программы в 2004
году.
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
первого заместителя Министра Г.А. Балыхина.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
Утверждена
Приказом
Минобразования
России
от 12 января 2004
г. N 31
ПРОГРАММА
МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2004 - 2007 ГОДЫ
"БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ
МИНОБРАЗОВАНИЯ
РОССИИ НА 2004 - 2007 ГОДЫ
"БЕЗОПАСНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
Наименование
Программы: Программа Минобразования России на 2004 - 2007 годы
"Безопасность образовательного учреждения" (далее по тексту -
Программа).
Наименование, дата,
номер документа о принятии решения о разработке Программы:
распоряжение
Министерства образования Российской Федерации от 19.05.2003 N 589-30 "О
разработке Государственной программы на 2004 - 2006 гг. "Безопасность
образовательного учреждения", решение заседания Правительственной комиссии
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности от 29.08.2003 (протокол N 5).
Разработчики
Программы:
Минобразование
России, во взаимодействии с МЧС России и Госстроем России; государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Орловский государственный технический университет".
Цели и задачи
Программы:
целью
Программы является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников
образовательных учреждений всех типов и видов (далее - образовательные
учреждения) во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения
безопасности их жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической
безопасности зданий, сооружений образовательных учреждений на основе
использования современных достижений науки и техники в этой области и
привлечения отечественной производственной базы.
Задача, решаемая в
рамках Программы:
реализация
государственной политики и требований законодательных и иных нормативных
правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений,
направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и
работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров,
аварий и других опасностей.
Сроки реализации
Программы:
начало - I квартал
2004 г.;
окончание - IV
квартал 2007 г.
Структура Программы
Программа
предусматривает решение вопросов (проблем) двух блоков: I блок -
инвестиционно-производственный, II блок - научно-инновационный.
Инвестиционно-производственный
блок Программы включает следующее направление: "Материально-техническое
обеспечение безопасности образовательных учреждений, оснащение, монтаж и
сервисное обслуживание оборудования и инженерных систем обеспечения
безопасности".
Научно-инновационный
блок Программы включает следующие направления:
Направление 1 -
Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение безопасности
образовательного учреждения;
Направление 2 -
Научно-методическое обеспечение организации обучения, повышения квалификации,
подготовки и профессиональной переподготовки кадров по безопасности
образовательного учреждения;
Направление 3 -
Совершенствование элементов современного оборудования и средств обеспечения
безопасности образовательного учреждения.
Ответственные за
исполнение Программы:
Минобразование
России с участием МЧС России, Госстроя России, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, образовательные
учреждения.
Источники
финансирования Программы
Бюджет
Минобразования России за счет средств:
а) ФПРО;
б) сметных
назначений на приобретение оборудования и на капитальный ремонт
подведомственных Минобразованию России образовательных учреждений;
в) НТП
"Федерально-региональная политика в науке и образовании".
Бюджеты органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и
внебюджетные средства образовательных учреждений.
Ожидаемые конечные
результаты
Повышение
безопасности образовательных учреждений, снижение рисков возникновения пожаров,
аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей, экономия на этой основе
государственных расходов и получение социально-экономического эффекта.
I.
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ
ОРИЕНТИРОВАННЫМИ МЕТОДАМИ
Безопасность - это
состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и
государства от внутренних и внешних угроз.
К основным объектам
национальной безопасности относятся: личность (ее права, свободы и здоровье);
общество (его материальные и духовные ценности); государство (его
конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность). Основным
субъектом обеспечения национальной безопасности является государство,
осуществляющее функции в этой области через органы законодательной,
исполнительной и судебной властей. Другими субъектами обеспечения безопасности,
обладающими правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности,
являются также граждане, общественные и иные организации и объединения.
Безопасность
достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения
безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и
иного характера.
Законодательные
основы обеспечения безопасности составляют: Конституция Российской Федерации,
Закон Российской Федерации "О безопасности", законодательные и иные
нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в
области безопасности; конституции, законы, иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции в данной
сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные
Российской Федерацией.
Закон Российской
Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" устанавливает
правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства,
определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации
и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора
за законностью их деятельности.
К числу иных
наиболее важных законов, формирующих законодательную базу для обеспечения
безопасности образовательных учреждений, относятся:
Гражданский кодекс
Российской Федерации, в котором сформулированы общие принципы возмещения вреда
пострадавшему причинителем вреда;
Трудовой кодекс
Российской Федерации, в котором сформулированы требования к обеспечению
безопасности работников во время исполнения ими своих трудовых обязанностей;
Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях (КоАП), в котором сформулированы
требования к должностным лицам по соблюдению законодательства об обеспечении
безопасности;
Уголовный кодекс
Российской Федерации, в котором сформулированы положения об уголовной
ответственности за нарушение требований безопасности;
Федеральный закон
"Об основах охраны труда в Российской Федерации";
Закон Российской
Федерации "Об образовании", в котором сформулированы обязанности и
ответственность образовательных учреждений и должностных лиц по соблюдению
требований в части охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и
работников во время образовательного процесса;
Федеральный закон
"О пожарной безопасности", в котором установлены требования к
федеральным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
местного самоуправления, работодателям в области пожарной безопасности;
Федеральный закон
"О техническом регулировании", который устанавливает принципы
технического регулирования на основе требований технических регламентов по
обеспечению безопасности с учетом степени риска, принципы и формы подтверждения
соответствия этим требованиям.
Безопасность
образовательного учреждения - это условие сохранения жизни и здоровья
обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей
образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и
других чрезвычайных ситуаций.
Безопасность
образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в
Законе "О техническом регулировании", и, в первую очередь: пожарную
безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность,
связанную с техническим состоянием среды обитания.
Среди различных
видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются
пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они являются
взаимозависимыми, и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи.
Проблема построения
эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики
образовательных учреждений и вероятности возникновения тех или иных угроз путем
поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными
требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.
Система
безопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующих
мероприятия, направленные на объект угрозы с целью ее снижения, на объект
защиты с целью повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы и
объектом защиты с целью задержания, замедления продвижения, ослабления
последствий реализации угрозы.
Настоящее положение
с материально-техническим оснащением образовательных учреждений характеризуется
высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования
и инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий,
направленных на повышение инженерной безопасности образовательных учреждений,
нарушением правил их эксплуатации, ослаблением контроля со стороны
руководителей и специалистов за поддержанием их в исправном состоянии.
Наиболее
проблемными, требующими вмешательства соответствующих федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления, остаются вопросы, связанные с выполнением
противопожарных мероприятий, требующих вложения значительных финансовых
средств.
Характерными недостатками
по обеспечению пожарной безопасности на объектах образования являются:
слабые знания и
навыки поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случаях
пожаров;
отсутствие или
неисправность систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей при
пожаре;
неукомплектованность
объектов первичными средствами пожаротушения;
эксплуатация с
нарушениями требований норм электроустановок и устаревших электросетей, которые
требуют замены;
невыполнение работ
по противопожарной обработке чердачных перекрытий и сгораемой отделки путей
эвакуации;
отсутствие
источников наружного противопожарного водоснабжения или их неисправность.
Многие субъекты
Российской Федерации и органы местного самоуправления (особенно дотационные) не
могут в полной мере профинансировать мероприятия по обеспечению пожарной
безопасности образовательных учреждений без государственной финансовой
поддержки.
Практическое
отсутствие средств на поддержание систем безопасности образовательных
учреждений на должном уровне приводит к ежегодному увеличению числа несчастных
случаев и пожаров, которые наносят не только материальный ущерб, но и приводят
к гибели людей. Так, по данным Государственной противопожарной службы МЧС
России, в Российской Федерации в 2002 году зарегистрирована
1121 пожар, в которых погибло 28 человек, в том числе 3 детей, материальный
ущерб составил более 70 млн. рублей. В апреле 2003 г. произошли чрезвычайные
происшествия - пожары в здании Чочунской средней школы Республики Саха (Якутия)
и школе-интернате для глухонемых детей в г. Махачкале (Республика Дагестан), в
результате которых погибло 54 обучающихся и воспитанника и 156 человек получили
ожоги и травмы разной степени тяжести. Практически полностью сгорели обе школы.
Всего пожаров и
возгораний за три последних года - 3266. Наибольшее количество пожаров
наблюдалось в Иркутской области - 176, Красноярском крае - 166, Свердловской
области - 151, г. Москве - 101, Республике Татарстан - 100, Республике Саха
(Якутия) - 96, Республике Башкортостан - 95, Мурманской области - 95,
Республике Бурятия - 95, Алтайском крае - 93.
За период с
2000 года по настоящее время в системе образования произошло 358 несчастных
случаев со смертельным исходом во время образовательного процесса, в т.ч.
погибло 256 обучающихся и воспитанников (больше всего в регионах: Республика Саха (Якутия) - 30, Республика Дагестан - 28,
Краснодарский край - 15, г. Москва - 13, Челябинская область - 10) и 102
работника (Свердловская область - 27, Нижегородская область - 9, Пермская
область - 8).
По инициативе
Минобразования России в период летних каникул 2003 года было проанализировано
состояние зданий образовательных учреждений на пригодность к эксплуатации. В
результате проведенного обследования признано аварийными 2518 объектов, из
которых планируется ликвидация 69 и проведение капитального ремонта или нового
строительства 1845 зданий (без вузов и ссузов).
Следует отметить
недостатки в состоянии нормативной базы в области безопасности образовательных
учреждений.
Действующие Правила
пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) не отражают специфику
образовательных учреждений.
СНиП 21-01-97
"Пожарная безопасность зданий и сооружений" приводит
пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений,
строительных конструкций и материалов, устанавливает общие требования
противопожарной защиты помещений зданий на этапах их строительства и
эксплуатации. Однако эти требования не связаны с функциональным назначением
зданий и их помещений. Справочные пособия к СНиП 2.08.02-89 ("Проектирование
учебных комплексов и центров", "Проектирование высших учебных
заведений", "Проектирование профессионально-технических, средних
специальных учебных заведений и комплексов") вообще не содержат требований
к зданиям по оснащению средствами пожарной защиты.
Все это
свидетельствует о необходимости создания отраслевой нормативной базы по
пожарной безопасности для образовательных учреждений различного уровня, которая
должна включать: отраслевые нормы и правила пожарной безопасности, в том числе
правила по пожарной автоматике; специализированные разделы, дополняющие
существующие нормативы.
В системе
образования крайне слабо функционирует обучение и тренинг персонала учебных
заведений, обучающихся по безопасности, не организована подготовка и переподготовка
специалистов в области пожарной безопасности, обучение руководящих кадров и
преподавателей. Этот процесс не обеспечен необходимыми научно-методическими
разработками и материалами и требует широкого привлечения к этой проблеме
ученых и специалистов в области безопасности жизнедеятельности.
Приоритетность
обеспечения безопасности образовательных учреждений очевидна, она является
одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования
и должна подкрепляться надежной финансовой и материально-технической базой.
Решать эту проблему необходимо комплексно с созданием и развитием современных
правовых, организационных, научных и методических основ обеспечения
безопасности и с привлечением интеллектуальных и материальных ресурсов всего государства.
II.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью Программы
является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников
образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности путем
повышения безопасности их жизнедеятельности: пожарной, электрической и
технической безопасности зданий, сооружений образовательных учреждений на
основе использования современных достижений науки и техники в этой области и
привлечения отечественной производственной базы.
В рамках
настоящей Программы должна быть решена основная задача - реализация
государственной политики и требований законодательных и иных нормативных
правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений,
направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и
работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров,
аварий и других опасностей, включая решение следующих вопросов:
оснащение
образовательных учреждений всех типов и видов современным противопожарным оборудованием,
средствами защиты и пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисного
обслуживания;
создание
региональных центров обеспечения безопасности образовательных учреждений для
организации и проведения всего комплекса работ по реализации Программы,
координации деятельности ее участников и контроля за
выполнением намеченных мероприятий;
обследование
технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных
учреждений, их паспортизация, оценка пожарной, электрической и конструктивной
безопасности и разработка рекомендаций по ее повышению до требований
существующих норм и правил;
анализ состояния и
разработка предложений по развитию и совершенствованию нормативной правовой и
методической документации по обеспечению безопасности образовательных
учреждений;
разработка
требований, норм и регламентов по обеспечению надежной безопасности для всех
вновь проектируемых и реконструируемых образовательных учреждений, утверждение
соответствующих нормативных правовых документов;
активизация научных
исследований по разработке и внедрению новых систем безопасности, технических и
методологических решений, средств измерений и контроля для обеспечения
безопасности образовательных учреждений, основанных на использовании
современных достижений отечественной и зарубежной науки и техники;
создание единой
информационной среды по проблеме безопасности образовательных учреждений;
организация
обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность
образовательных учреждений;
разработка и
внедрение механизмов организационного, правового, методического и
экономического стимулирования исполнителей Программы по обеспечению
безопасности образовательных учреждений.
При проведении
инженерного обследования образовательных учреждений должны осуществляться:
оценка рисков
возникновения аварийных ситуаций;
определение зон
действия основных поражающих факторов при различных сценариях их развития;
оценка
возможных последствий возникновения аварийной ситуации, включая: оценку
величины ущерба; определение числа пострадавших среди обучающихся,
производственного персонала образовательных учреждений и населения прилегающих
районов; разработку мероприятий, снижающих риск возникновения аварийных
ситуаций;
пропаганда
мероприятий по обеспечению безопасности образовательных учреждений в средствах
массовой информации.
III. СРОКИ
И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа
рассчитана на период 2004 - 2007 гг., и в случае необходимости предполагается
ее дальнейшее развитие.
IV.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа состоит
из двух блоков:
I блок -
инвестиционно-производственный;
II блок -
научно-инновационный.
Инвестиционно-производственный
блок Программы включает следующее направление: "Материально-техническое
обеспечение безопасности образовательных учреждений, оснащение, монтаж и
сервисное обслуживание соответствующего оборудования и инженерных систем
обеспечения безопасности", который связан с практической реализацией задач
по обеспечению безопасности образовательных учреждений, включая решение
следующих вопросов:
оснащение
современным противопожарным оборудованием и техническими средствами,
обеспечивающими безопасность образовательных учреждений; организация их
закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
создание сети региональных центров обеспечения безопасности образовательных
учреждений;
организация работ
по обследованию технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем
всех без исключения образовательных учреждений и их паспортизации с целью
оценки пожарной и конструктивной безопасности;
определение
комплекта оборудования средств защиты по повышению безопасности
образовательного учреждения до требований существующих норм и правил;
апробация
оборудования и технических средств по контролю и обеспечению конструктивной и
пожарной безопасности зданий и сооружений; монтаж, наладка и сервисное
обслуживание систем обеспечения безопасности; организация и проведение
конкурсов на их поставку, монтаж, наладку и сервисное обслуживание.
Научно-инновационный
блок Программы предназначен для научного обеспечения безопасности
образовательных учреждений и состоит из следующих направлений:
Направление 1 -
Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение безопасности
образовательного учреждения.
Это направление
предусматривает научно обоснованную переработку и подготовку отраслевых
нормативных правовых и методических документов в связи с выходом новых
законодательных и иных нормативных правовых актов по безопасности
жизнедеятельности.
В частности
предусматривается:
инвентаризация
существующих нормативных правовых актов по проблеме обеспечения пожарной и
конструктивной безопасности зданий, сооружений и инженерных систем и доведение
их до сведения руководителей образовательных учреждений;
разработка
отраслевых правил пожарной безопасности образовательных учреждений всех типов и
видов, а также методических рекомендаций по обеспечению пожарной, электрической
и инженерной безопасности зданий и сооружений;
анализ существующих
и разработка новых рекомендаций по обследованию и оценке технического состояния
зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений;
разработка
рекомендаций для составления мероприятий по поддержанию в нормальном
эксплуатационном состоянии всех конструктивных элементов зданий и сооружений,
оказывающих влияние на пожарную и конструктивную безопасность.
Направление 2 -
Научно-методическое обеспечение организации обучения, повышения квалификации,
подготовки и профессиональной переподготовки кадров по безопасности
образовательного учреждения:
создание методики и
оптимизация схем эвакуации обучающихся, преподавательского состава и
обслуживающего персонала с учетом реальных условий конкретного объекта
образовательного учреждения;
разработка программ
по повышению квалификации руководителей и лиц, ответственных за безопасность
образовательных учреждений, организация их обучения с выдачей соответствующего
документа государственного образца;
подготовка
комплекта учебных пособий, методических материалов, программ для подготовки и
профессиональной переподготовки специалистов по пожарной безопасности;
разработка
методических рекомендаций для организации профилактической работы по
обеспечению безопасности в образовательных учреждениях с учетом региональных
условий;
проведение
противопожарной пропаганды и распространение передовых достижений по защите от
пожара образовательных учреждений.
Направление 3 -
Совершенствование элементов современного оборудования и средств обеспечения
безопасности образовательного учреждения:
разработка единой
методики обследования объектов образовательных учреждений для оценки их
пожарной и электрической безопасности, мониторинга пожарной нагрузки и оценки
скорости распространения огня по видам объектов образовательных учреждений;
разработка (при
необходимости) рекомендаций по снижению пожарной нагрузки, созданию систем
активной и пассивной пожарной защиты образовательных учреждений;
разработка
рекомендаций по обследованию и реконструкции устаревших систем электрической
защиты в образовательных учреждениях с учетом их замены современными средствами
пожарной и электрической безопасности, включая устройства защитного отключения
(УЗО), автоматического контроля параметров электросетей, сигнализации и
принудительного отключения при возникновении пожароопасных ситуаций;
разработка и создание
типовых комплектов специальных средств пожарной защиты для специальных
коррекционных образовательных учреждений;
разработка методов
и средств повышения огнестойкости конструктивных элементов
зданий образовательных учреждений с учетом их остаточного ресурса и
заданных сроков работоспособности в условиях пожара;
разработка методики
расчета параметров и средств систем автоматического первичного пожаротушения и
оснащения ими помещений в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях и с круглосуточным пребыванием учащихся;
разработка научно
обоснованных схем регулирования потоков и эвакуации учащихся, студентов,
преподавательского состава и обслуживающего персонала для образовательных
учреждений различного назначения.
V.
НОРМАТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Распоряжение
Министерства образования Российской Федерации от 19.05.2003 N 589-30 "О
разработке Государственной программы на 2004 - 2006 гг. "Безопасность
образовательного учреждения".
Решение заседания
Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и обеспечению пожарной безопасности от 29.08.2003 (протокол N 5).
Решение
Координационного совета по обеспечению реализации Концепции модернизации
российского образования на период до 2010 года от 21.10.2003 N 26.
Решение коллегии
Минобразования России от 25.11.2003 N 19.
Соглашение о
сотрудничестве по выполнению Программы "Безопасность образовательного
учреждения" между Минобразованием России, МЧС России и Госстроем России.
Соглашение между
Минобразованием России и органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в рамках реализации Программы Минобразования России на 2004 г.
"Безопасность образовательного учреждения".
Издание приказов
Минобразования России в развитие настоящей Программы об утверждении:
а) совета
Программы;
б) состава рабочей
группы Программы;
в) перечня
региональных центров по обеспечению безопасности образовательных учреждений и
методических рекомендаций о деятельности центра.
Решения
(постановления, распоряжения и т.д.) органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации об утверждении и финансировании региональных программ
"Безопасность образовательного учреждения".
VI.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа по обеспечению
безопасности образовательных учреждений является инвестиционной с консолидацией
источников финансирования из бюджетов всех уровней.
Объемы и источники
финансирования мероприятий Программы в 2004 году предусматриваются следующие.
Из бюджета
Минобразования России за счет средств:
ФПРО - 300
млн. руб.
сметного
назначения на приобретение
оборудования и капремонт федерального
бюджета - 2889
млн. руб.
расходов
по НТП "Федерально-региональная
политика в
науке и образовании" -
18 млн. руб.
Из
внебюджетных средств вузов
- 30 млн. рублей.
Финансирование
Программы в 2004 г. предусматривается за счет бюджетов
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления на условиях софинансирования в объеме 230 млн. руб.
В целом
финансирование Программы в 2004 году составит 3,477 млрд. рублей.
Объемы и источники
финансирования мероприятий Программы в 2005 г. предполагаются следующие:
из бюджета
Минобразования России за счет средств ФПРО - 400 млн. рублей;
за счет средств
софинансирования из бюджетов органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления - 600 млн. рублей.
Приобретение
оборудования и средств обеспечения безопасности для образовательных учреждений,
их монтаж, наладка и сервисное обслуживание будут осуществляться на конкурсной
основе среди широкого круга поставщиков, монтажных и наладочных организаций.
Программа
базируется на результатах, полученных в ходе выполнения нескольких
научно-технических межвузовских программ Минобразования России, в том числе:
"Качество и
безопасность технологий, продукции, образовательных услуг и объектов";
"Биологическая
безопасность и лечебно-профилактическое питание" и др.
Распределение
финансирования по Программе:
Наименование блоков (разделов)
|
Объемы финансирования,
млн. руб.
|
всего
|
в том числе
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
I
блок - инвестиционно-
производственный
|
|
3459
|
1000
|
|
|
II
блок - научно-инновационный
|
|
18
|
|
|
|
Итого
|
|
3,477
|
1000
|
|
|
VII.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Распределение
бюджетного финансирования будет производить Минобразование России с учетом
софинансирования и принятых региональных программ субъектов Российской
Федерации.
Отбор исполнителей
проектов при реализации программных мероприятий, финансируемых из средств
федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, будет
осуществляться на конкурсной основе.
Финансирование
проектов при долевом участии внебюджетных средств образовательных учреждений,
бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, при
наличии утвержденных региональных программ по безопасности образовательных
учреждений, будет осуществляться на основе договоров с организациями -
победителями конкурсов.
Приоритетностью
реализации Программы в 2004 году является обеспечение противопожарным
оборудованием, средствами защиты и пожаротушения специальных коррекционных
образовательных учреждений, школ-интернатов общего типа и детских домов.
На региональные
центры безопасности образовательных учреждений в 2004 г. возлагаются следующие
задачи:
проведение обучения
и повышения квалификации кадров по пожарной безопасности, промышленной
безопасности, охране труда, экологической и электробезопасности;
организация
подготовки, профессиональной переподготовки и аттестации кадров по пожарной
безопасности и охране труда;
проведение
аттестации рабочих и учебных мест по условиям труда и обучения сертификации на
безопасность образовательных учреждений региона;
ведение текущего
мониторинга состояния безопасности образовательных учреждений;
подготовка
предложений по переработке и участие в разработке проектов отраслевых
нормативных правовых документов, направленных на улучшение условий и охраны
труда работников, обучающихся и воспитанников образовательных учреждений,
подведомственных Минобразованию России;
изучение, обобщение
и распространение передового опыта работы в области безопасности
образовательных учреждений;
организация и
проведение смотров-конкурсов по безопасности жизнедеятельности в
образовательных учреждениях в регионе;
оказание
практической и методической помощи государственным и местным (муниципальным)
органам управления образованием и образовательным учреждениям в работе по
безопасности жизнедеятельности;
создание
информационной базы данных нормативных правовых документов по охране труда,
учебно-программных и методических материалов по обучению вопросам охраны труда,
экологической, пожарной и электробезопасности.
VIII.
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ
ЗА ХОДОМ ЕЕ
ВЫПОЛНЕНИЯ
8.1. Организация
управления
Заказчиком
Программы является Министерство образования Российской Федерации. Выполнение
Программы предполагается осуществить во взаимодействии с МЧС России, Госстроем
России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Минобразование
России, МЧС России и Госстрой России заключают между собой рамочное соглашение
о сотрудничестве по выполнению Программы Минобразования России на 2004 - 2007
годы "Безопасность образовательного учреждения".
Для реализации
Программы будут заключаться двухсторонние соглашения между Минобразованием
России и администрациями регионов по согласованию с региональными управлениями
МЧС России и Госстроя России.
Управление
Программой осуществляет Минобразование России во взаимодействии с МЧС России,
Госстроем России и органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации через совет и рабочую группу Программы.
Совет Программы
формируется из представителей Минобразования России, МЧС России, Госстроя России,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и других основных
исполнителей Программы.
Состав совета
Программы утверждается приказом Минобразования России.
Совет Программы
возглавляет председатель - Министр образования Российской Федерации или его
первый заместитель.
Совет Программы:
определяет политику
в области безопасности образовательных учреждений, главные приоритеты и общую
стратегию Программы;
принимает решения
по управлению Программой;
не реже 1 раза в
полугодие рассматривает результаты выполнения Программы и принимает решения по
ее дальнейшему финансированию;
проводит работу по
привлечению дополнительных источников финансирования.
Подготовка
заседаний совета проводится рабочей группой Программы.
Оперативное
управление Программой осуществляет рабочая группа Программы.
Рабочая группа
Программы возглавляется заместителем Министра и включает в свой состав
руководителей структурных подразделений Минобразования России, представителей
федеральных министерств и ведомств, заинтересованных в реализации Программы, и
других основных исполнителей Программы.
Рабочая группа
Программы:
в своей работе
руководствуется решениями совета Программы;
осуществляет
организационное сопровождение Программы в целом;
разрабатывает
совместные предложения Минобразования России и участников (исполнителей)
Программы в рамках соглашений по включению мероприятий, корректировке и
реализации Программы;
обеспечивает
выполнение относящихся к ее компетенции требований настоящей Программы и
решений совета Программы.
Министерство
образования Российской Федерации проводит следующую работу в 2004 году по
реализации Программы:
разрабатывает
конкурсную документацию, организует и проводит конкурсы на закупку и поставку
противопожарного оборудования, средств защиты и пожаротушения для специальных
коррекционных образовательных учреждений в соответствии с нормативами
(перечнями), а также для образовательных учреждений с круглосуточным
пребыванием обучающихся и воспитанников (школ-интернатов общего типа и детских
домов) на условиях софинансирования из бюджетов органов исполнительной власти
Российской Федерации;
заключает договоры
с организациями - победителями конкурса и финансирует их в установленном
порядке за поставку соответствующего оборудования;
разрабатывает
нормативы (спецификации) по оснащению противопожарным оборудованием, средствами
защиты и пожаротушения для специальных коррекционных образовательных
учреждений, школ-интернатов общего типа и детских домов;
разрабатывает
отраслевую нормативную правовую и методическую документацию по пожарной
безопасности;
создает
региональные центры безопасности образовательного учреждения;
организует
обучение, повышение квалификации, подготовку и профессиональную переподготовку
кадров по пожарной безопасности.
Органы
исполнительной власти субъекта Российской Федерации проводят следующую работу в
2004 году по реализации Программы:
разрабатывают и
утверждают региональную программу "Безопасность образовательного
учреждения";
выделяют из бюджета
средства на реализацию региональной программы "Безопасность
образовательного учреждения";
принимают участие в
реализации мероприятий по оснащению противопожарным оборудованием, средствами
защиты и пожаротушения школ-интернатов общего типа и детских домов на условиях
софинансирования (50% на 50%) из регионального бюджета;
участвуют в
реализации мероприятий по оснащению противопожарным оборудованием, средствами
защиты и пожаротушения специальных коррекционных образовательных учреждений за
счет средств Минобразования России;
организуют обучение
в образовательных учреждениях сотрудников, обучающихся и воспитанников по
пожарной безопасности;
проводят
расширенные заседания с участием представителей местных органов Государственной
противопожарной службы МЧС России, органов управления образованием всех уровней
и других организаций о состоянии безопасности образовательных учреждений
региона;
организуют работу
по обследованию технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем
образовательных учреждений региона, их паспортизации и подготовке экспертного
заключения по оценке пожарной, электрической и конструктивной безопасности;
обеспечивают
проектной документацией, согласованной с территориальными органами МЧС России и
Госстроя России, на монтаж в образовательных учреждениях противопожарного
оборудования в соответствии с установленными нормативами;
определяют
организацию для координации работы по поставке и монтажу противопожарного
оборудования в конкретные образовательные учреждения региона;
финансируют и
организуют выполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий,
оконных и дверных проемов и защиты путей эвакуации несгораемой отделкой, а
также замену аварийных электросетей в образовательных учреждениях.
Организации-исполнители
определяются на конкурсной основе. Они обеспечивают:
выполнение работ по
проекту (проектам), финансируемому из средств Программы,
на высоком научно-техническом уровне в установленные сроки и в рамках имеющейся
у них лицензии;
целевое
расходование выделенных средств, осуществляют их учет и финансовую отчетность;
своевременное
направление в Минобразование России и органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации отчетных материалов;
участие в
рекламно-информационной деятельности, проводимой в рамках Программы,
предоставляя необходимую информацию, выставочные экспонаты, а при необходимости
и финансовые средства для рекламы.
IX.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МИНОБРАЗОВАНИЯ
РОССИИ НА 2004 - 2007 ГОДЫ
"БЕЗОПАСНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
Программа
реализуется как комплекс организационных, научно-методических и технических
мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели, а именно повышение
пожарной, электрической и конструктивной безопасности зданий, сооружений и
инженерных систем образовательных учреждениях всех
типов и видов в Российской Федерации на основе использования современных
достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной
производственной базы.
Мероприятия
Программы определены на основе предварительного анализа состояния пожарной
безопасности в образовательных учреждениях.
Основное внимание
при разработке Программы уделено минимизации затрат на достижение социального и
экономического эффектов при осуществлении программных мероприятий.
1.
Организационное обеспечение реализации Программы
N
п/п
|
Мероприятия
|
Финансовые
затраты, млн. руб.
|
Источник
финанси-
рования
|
Сроки
прове-
дения
работ
|
Исполнитель
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1.
|
Заключение
рамочных
соглашений о со-
трудничестве по
выполнению Програм-
мы Минобразования
России с МЧС России
и Госстроем России
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
I
кв.
2004
г.
|
Минобразование
России, МЧС
России, Гос-
строй России
|
2.
|
Заключение
двухсто-
ронних соглашений
между Минобразова-
нием России, орга-
нами исполнительной
власти субъектов
Российской Федера-
ции и местного са-
моуправления по вы-
полнению Программы
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
I
кв.
2004
г.
|
Минобразование
России, органы
исполнительной
власти субъек-
тов Российской
Федерации и
местного само-
управления
|
3.
|
Создание
и оснаще-
ние региональных
центров по обеспе-
чению безопасности
на базе образова-
тельных учреждений
(15 региональных
центров в 2004 г.)
|
30
|
20
|
10
|
|
Внебюд-
жетные
средства
вузов
|
2004
-
2007
гг.
|
Минобразование
России и обра-
зовательные
учреждения
|
4.
|
Проведение
органи-
зационных меропри-
ятий по определению
региональных цент-
ров и формированию
головных организа-
ций и научно-техни-
ческих советов по
разделам Программы
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
I
кв.
2004
г.
|
Минобразование
России
|
5.
|
Разработка,
приня-
тие и финансирова-
ние региональных
целевых программ по
обеспечению пожар-
ной безопасности
образовательных уч-
реждений субъектов
Российской Федера-
ции и органов мест-
ного самоуправления
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Бюджеты
субъек-
тов Рос-
сийской
Федера-
ции
|
IV
кв.
2003
г.
|
Органы
испол-
нительной
власти субъек-
тов Российской
Федерации и
местного само-
управления
|
6.
|
Организация
работ
по обследованию
технического состо-
яния зданий, соору-
жений и инженерных
систем образова-
тельных учреждений,
их паспортизации,
оценке пожарной,
электрической и
конструкционной
безопасности и раз-
работка рекоменда-
ций по ее повышению
до требований суще-
ствующих норм и
правил
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
2004
-
2007
гг.
|
Минобразование
России, органы
управления
образованием
субъектов Рос-
сийской Феде-
рации, терри-
ториальные ор-
ганы Госстроя
России
|
7.
|
Определение
на кон-
курсной основе ор-
ганизаций и пред-
приятий по поставке
оборудования и
средств обеспечения
безопасности, их
монтажу, наладке и
сервисному обслу-
живанию
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
2004
-
2007
гг.
|
Минобразование
России
|
8.
|
Проведение
заседа-
ний коллегий Мин-
образования России
и органов управле-
ния образованием
субъектов Россий-
ской Федерации о
состоянии безопас-
ности образователь-
ных учреждений (по
отдельному плану)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Еже-
годно
|
Минобразование
России, органы
управления об-
разованием
субъектов Рос-
сийской Феде-
рации
|
9.
|
Проведение
регио-
нальных совещаний
по федеральным ок-
ругам по обеспече-
нию безопасности
образовательных
учреждений (по
отдельному плану)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
2004
-
2007
гг.
|
Минобразование
России
|
10.
|
Корректировка
реги-
ональных и муници-
пальных эвакуаци-
онных схем, систем
технического резер-
ва и транспортного
обеспечения на слу-
чай возникновения
чрезвычайных ситу-
аций на объектах
образовательных
учреждений с учетом
их специфики и те-
кущего состояния
коммуникационных
систем
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
2004
-
2007
гг.
|
Органы
испол-
нительной
власти субъек-
тов Российской
Федерации и
местного само-
управления
|
2.
Оснащение современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и
пожаротушения образовательных учреждений
┌───┬───────────────────┬──────────────────────┬─────────┬───────┬───────────────┐
│
N │ Мероприятия │ Финансовые затраты, │Источник │Сроки │
Исполнитель │
│п/п│
│ млн. руб. │финанси- │прове-
│ │
│ │ │ │рования │дения
│ │
│ │ │ │ │работ │ │
│ │
├───────┬────┬────┬────┼─────────┼───────┼───────────────┤
│ │ │ 2004 │2005│2006│2007│ │ │ │
├───┼───────────────────┼───────┼────┼────┼────┼─────────┼───────┼───────────────┤
│
1 │ 2 │ 3
│ 4 │ 5 │ 6
│ 7 │
8 │ 9
│
├───┼───────────────────┼───────┼────┼────┼────┼─────────┼───────┼───────────────┤
│1.
│Организация работы │
│ │ │
│ │2004 -
│Минобразование │
│ │по осуществлению │
│ │ │
│ │2007 │России, органы │
│ │поставок оборудова-│ │ │
│ │ │гг. │исполнительной │
│ │ния и средств защи-│ │ │
│ │ │ │власти субъек- │
│ │ты в соответствии с│ │ │
│ │ │ │тов
Российской │
│ │установленными про-│ │ │
│ │ │ │Федерации │
│ │тивопожарными нор- │ │ │
│ │ │ │ │
│ │мативами, его мон- │ │ │
│ │ │ │ │
│ │тажа и наладки: │ │ │
│ │ │ │ │
│ │а) в специальных │70
│- │- │-
│Средства │
│ │
│ │коррекционных обра-│ │ │
│
│федераль-│
│ │
│ │зовательных учреж-
│ │ │
│ │ного бюд-│ │ │
│ │дениях │ │ │
│ │жета,
вы-│ │ │
│ │ │
│ │ │
│деляемые │
│ │
│ │ │ │ │
│ │Минобра-
│ │ │
│ │ │ │ │
│ │зованию │
│ │
│ │ │ │
│ │ │России, │
│ │
│ │ │ │ │
│ │ФПРО │ │ │
│
├───────────────────┼───────┼────┼────┼────┼─────────┼───────┼───────────────┤
│ │б) в образователь- │230 │- │-
│- │Средства
│ │Минобразование
│
│ │ных учреждениях с │
│ │ │
│федераль-│ │России, органы │
│ │круглосуточным пре-│ │ │
│ │ного
бюд-│ │исполнительной
│
│ │быванием обучающих-│ │ │
│ │жета,
вы-│ │власти субъек-
│
│ │ся и воспитанников │ │ │
│ │деляемые
│ │тов
Российской │
│ │(школы-интернаты │
│ │ │
│Минобра- │ │Федерации │
│ │общего типа, дет- │
│ │ │
│зованию │ │ │
│
│ские дома)
│ │ │
│ │России, │
│ │
│ │ │ │ │
│ │ФПРО │ │ │
│ │ │230 │-
│- │- │Бюджеты │
│ │
│ │ │ │ │
│
│субъектов│
│ │
│ │ │ │ │
│ │Россий- │
│ │
│ │ │ │ │
│ │ской │
│ │
│ │ │ │ │
│
│Федерации│
│ │
│
├───────────────────┼───────┼────┼────┼────┼─────────┼───────┼───────────────┤
│ │в) в образователь-
│ │ │
│ │Средства
│2004 г.│Минобразование │
│ │ных учреждениях, │
│ │ │
│федераль-│ │России, органы │
│ │подведомственных │
│ │ │
│ного бюд-│ │исполнительной │
│ │Минобразованию │ │ │
│ │жета, вы-│
│власти субъек- │
│ │России: │ │ │
│ │деляемые
│ │тов
Российской │
│ │школы-интернаты │0,923 │-
│- │- │Минобра-
│ │Федерации, об-
│
│ │учреждения дополни-│129,51
│- │- │-
│зованию │ │разовательные │
│ │тельного образова-
│ │ │
│ │России │
│учреждения │
│ │ния детей и молоде-│ │ │
│ │<*> │ │ │
│ │жи │ │ │
│ │ │ │ │
│ │детские дома │0,383 │-
│- │- │ │ │ │
│ │образовательные
уч-│969,929│- │- │-
│ │ │ │
│ │реждения: │ │ │
│ │ │ │ │
│ │начального профес-
│285,461│- │- │-
│ │ │ │
│ │сионального образо-│ │ │
│ │ │ │ │
│ │вания │ │ │
│ │ │ │ │
│ │среднего профессио-│1279,46│- │-
│- │ │ │ │
│ │нального образова- │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ния │ │ │
│ │ │ │ │
│ │высшего профессио- │5 │-
│- │- │ │ │ │
│ │нального образова- │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ния │ │ │
│ │ │ │ │
│ │дополнительного │4,772 │-
│- │-
│ │ │ │
│ │профессионального │
│ │ │
│ │ │ │
│ │образования │ │ │
│ │ │ │ │
│ │прочие │218,824│- │-
│- │ │ │ │
│
├───────────────────┼───────┼────┼────┼────┼─────────┼───────┼───────────────┤
│ │г) в школах-интер- │- │400 │- │-
│Средства │2005 г.│Минобразование │
│ │натах, сельских, │
│ │ │
│федераль-│ │России, органы │
│ │поселковых, город-
│ │ │
│ │ного бюд-│ │исполнительной │
│ │ских школах и до- │
│ │ │
│жета, вы-│
│власти субъек- │
│ │школьных учреждени-│ │ │
│ │деляемые │ │тов Российской │
│ │ях органов исполни-│ │ │
│ │Минобра-
│ │Федерации, об-
│
│ │тельной власти │ │ │
│ │зованию │
│разовательные │
│ │субъектов Россий- │
│ │ │
│России │ │учреждения │
│ │ской Федерации и │
│ │ │
│ │ │ │
│ │местного самоуправ-│- │600 │- │-
│Бюджеты │ │ │
│ │ления на условиях │
│ │ │
│органов │ │ │
│ │софинансирования │
│ │ │
│исполни- │
│ │
│ │ │ │ │
│ │тельной │
│ │
│ │ │ │ │
│ │власти │
│ │
│ │ │ │ │
│
│субъектов│
│ │
│ │ │ │ │
│ │Россий- │
│ │
│ │ │ │ │
│ │ской Фе-
│ │ │
│
│ │ │ │
│ │дерации
и│ │ │
│ │ │ │ │
│ │местного
│ │ │
│ │ │ │ │
│ │самоуп- │
│ │
│ │
│ │ │
│ │равления
│ │ │
└───┴───────────────────┴───────┴────┴────┴────┴─────────┴───────┴───────────────┘
------------------------------------
<*>
40% сметных назначений на приобретение оборудования и капитальный ремонт,
выделяемых Минобразованием России подведомственным образовательным учреждениям,
должны быть направлены на выполнение мероприятий Программы.
3.
Обучение, повышение квалификации, подготовка и профессиональная переподготовка
кадров по пожарной безопасности
N
п/п
|
Мероприятия
|
Финансовые
затраты, млн. руб.
|
Источник
финанси-
рования
|
Сроки
прове-
дения
работ
|
Исполнитель
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1.
|
Разработка
пример-
ного положения о
центре по обучению
и проверке знаний
требований пожарной
безопасности работ-
ников образователь-
ных учреждений
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
I
кв.
2004
г.
|
Минобразование
России
|
2.
|
Организация
системы
подготовки и про-
фессиональной пере-
подготовки кадров в
образовательных уч-
реждениях высшего и
среднего професси-
онального образо-
вания
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
2004
-
2007
гг.
|
Минобразование
России
|
3.
|
Организация
проти-
вопожарной пропа-
ганды и распростра-
нение передовых до-
стижений по защите
от пожара образова-
тельных учреждений
через средства мас-
совой информации
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
|
Минобразование
России, МЧС
России, органы
исполнительной
власти субъек-
тов Российской
Федерации
|
4.
|
Разработка
комплек-
та учебных пособий
и методических ма-
териалов для обу-
чения работников и
обучающихся проти-
вопожарной безопас-
ности
|
1,2
|
-
|
-
|
-
|
Средства
феде-
рального
бюджета,
выделя-
емые
Минобра-
зованию
России,
НТП
"Феде-
рально-
регио-
нальная
политика
в науке
и обра-
зовании"
|
2004
г.
|
Организация-
исполнитель на
конкурсной
основе
|
5.
|
Разработка
научно-
методических мате-
риалов по органи-
зации тренинга ра-
ботников и обучаю-
щихся при возникно-
вении пожара в об-
разовательных уч-
реждениях
|
0,3
|
-
|
-
|
-
|
-"-
|
2004
г.
|
-"-
|
6.
|
Разработка
учебных
пособий и методи-
ческих материалов
по подготовке и
профессиональной
переподготовке кад-
ров по пожарной бе-
зопасности
|
1,6
|
-
|
-
|
-
|
-"-
|
2004
г.
|
-"-
|
4.
Нормативное правовое и методическое обеспечение противопожарной безопасности
┌───┬───────────────────┬───────────────────┬────────┬──────┬──────────────┐
│
N │ Мероприятия │
Финансовые
│Источник│Сроки │ Исполнитель │
│п/п│
│затраты, млн. руб.
│финанси-│прове-│
│
│ │ │ │рования │дения
│ │
│ │ │ │ │работ │ │
│ │
├────┬────┬────┬────┼────────┼──────┼──────────────┤
│ │
│2004│2005│2006│2007│ │ │ │
├───┼───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────────┼──────┼──────────────┤
│
1 │ 2 │ 3 │ 4
│ 5 │ 6 │
7 │ 8
│ 9 │
├───┼───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────────┼──────┼──────────────┤
│1.
│Разработка правил │1,6
│- │- │-
│Средства│2004
│Минобразование│
│ │пожарной безопас- │
│ │ │
│феде- │г. │России, орга- │
│ │ности для образова-│ │
│ │ │рального│ │низация-испол-│
│ │тельных учреждений │ │
│ │ │бюджета,│ │нитель на кон-│
│ │всех типов и видов │ │
│ │ │выделя-
│ │курсной основе│
│ │с учетом требований│ │
│ │ │емые │
│ │
│ │Федерального закона│ │
│ │ │Минобра-│ │ │
│ │от 27.12.2002 N │
│ │ │
│зованию │
│ │
│ │184-ФЗ "О техничес-│
│ │ │
│России, │
│ │
│ │ком регулировании"
│ │ │
│ │НТП │ │ │
│ │ │ │
│ │ │"Феде- │
│ │
│ │ │ │
│ │ │рально- │ │ │
│ │ │ │
│ │ │регио- │
│ │
│ │ │ │
│ │ │нальная │ │ │
│ │ │ │
│ │ │политика│ │ │
│ │ │ │
│ │ │в науке │ │ │
│ │ │ │
│ │ │и обра- │ │ │
│ │ │ │
│ │ │зовании"│ │ │
├───┼───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────────┼──────┼──────────────┤
│2.
│Разработка общего │0,8
│- │- │-
│-"-
│2004 │-"- │
│ │технического регла-│ │
│ │ │ │г. │ │
│ │мента, устанавли- │
│ │ │
│ │ │ │
│ │вающего обязатель- │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ные требования к │
│ │ │
│ │ │ │
│ │эксплуатации обра- │ │
│ │ │ │ │ │
│ │зовательных учреж- │ │
│ │ │ │ │ │
│ │дений в соответс- │
│ │ │
│ │ │ │
│ │твии с Федеральным │ │
│ │ │ │ │ │
│ │законом от │ │
│ │ │ │ │
│
│ │27.12.2002 N 184-ФЗ│ │
│ │ │ │ │ │
│ │"О техническом │
│ │ │
│ │ │ │
│ │регулировании" │
│ │ │
│ │ │ │
├───┼───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────────┼──────┼──────────────┤
│3.
│Разработка системы │1,1 │-
│- │- │-"- │2004 │-"- │
│ │мониторинга обеспе-│ │
│ │ │ │г. │ │
│ │ченности состояния │ │
│ │
│ │ │ │
│ │противопожарной │
│ │ │
│ │ │ │
│ │защиты образова- │
│ │ │
│ │ │ │
│ │тельных учреждений │ │
│ │ │ │ │
│
│ │на базе геоинформа-│ │
│ │ │ │ │ │
│ │ционных технологий │ │
│ │ │ │ │ │
│ │и создание единой │
│ │ │
│ │ │ │
│ │информационной │
│ │ │
│ │ │ │
│ │среды │ │
│ │ │ │ │ │
├───┼───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────────┼──────┼──────────────┤
│4.
│Разработка и согла-│0,95│-
│- │- │-"- │2004 │-"- │
│ │сование нормативных│ │
│ │ │ │г. │ │
│ │правовых документов│ │
│ │ │ │ │ │
│ │и методического │
│ │ │
│ │ │ │
│ │обеспечения по
ох- │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ране труда, пожар- │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ной безопасности и │ │
│ │ │ │ │ │
│ │обеспечению безо- │
│ │ │
│ │ │ │
│ │пасности образова- │ │
│ │ │ │ │ │
│ │тельного процесса в│ │
│ │ │ │ │ │
│ │образовательных │
│ │ │
│ │ │ │
│ │учреждениях,
в том │ │ │
│ │ │ │ │
│ │числе: │ │
│ │ │ │ │ │
│ │а) разработка и │0,25│- │-
│- │ │ │ │
│ │введение с 2004 го-│ │
│ │ │ │ │ │
│ │да отраслевой от- │
│ │ │
│ │ │ │
│ │четности о
состоя- │ │ │
│ │ │ │ │
│ │нии пожарной безо- │ │
│ │ │
│ │ │
│ │пасности в образо- │ │
│ │ │ │ │ │
│ │вательных учрежде- │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ниях │ │
│ │
│ │ │ │
│ │б) разработка мето-│ │
│ │ │ │ │ │
│ │дических рекомен- │
│ │ │
│ │ │ │
│ │даций о деятельнос-│ │
│ │ │ │ │ │
│ │ти: │ │
│ │ │ │ │ │
│ │регионального
цен- │0,20│- │- │-
│ │ │ │
│ │тра безопасности │
│ │ │
│ │ │ │
│ │жизнедеятельности │
│ │ │
│ │ │ │
│ │центра по обучению
│0,25│- │- │-
│ │ │ │
│ │и проверке знаний │
│ │ │
│ │ │ │
│ │требований пожарной│ │
│ │ │ │ │ │
│ │безопасности работ-│ │
│ │ │ │ │ │
│ │ников образователь-│ │
│ │ │ │ │ │
│ │ных учреждений │
│ │ │
│ │ │ │
│ │в) разработка пра-
│0,25│- │- │-
│ │ │ │
│ │вового и экономи- │
│ │ │
│ │ │ │
│ │ческого механизма │
│ │ │
│ │ │ │
│ │стимулирования ис- │ │
│ │ │ │ │ │
│ │полнителей Програм-│ │
│ │ │ │ │ │
│ │мы и участников │
│ │ │
│ │ │ │
│ │работ по обеспече- │ │
│ │ │ │ │ │
│ │нию пожарной безо- │ │
│ │ │ │ │ │
│ │пасности │ │
│ │ │ │ │ │
├───┼───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────────┼──────┼──────────────┤
│5.
│Разработка правил и│0,4 │-
│- │- │-"- │2004 │-"- │
│ │методов оперативной│ │
│ │ │ │г. │ │
│ │деятельности работ-│ │
│ │ │ │ │ │
│ │ников на основе мо-│ │
│ │ │ │ │ │
│ │делирования процес-│ │
│ │ │ │ │ │
│ │са развития пожара │ │
│ │ │ │ │ │
│ │в здании образова- │ │
│ │ │ │ │ │
│ │тельного учреждения│ │
│ │ │ │ │ │
├───┼───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────────┼──────┼──────────────┤
│6.
│Разработка методики│0,6 │-
│- │- │-"- │2004
│-"- │
│ │и рекомендаций по │
│ │ │
│ │г. │ │
│ │эвакуации людей из
│ │ │
│ │ │ │ │
│ │образовательных уч-│ │
│ │ │ │ │ │
│ │реждений различных │ │
│ │ │ │ │ │
│ │типов и видов при │
│ │ │
│ │ │ │
│ │чрезвычайных ситуа-│ │
│ │ │ │ │ │
│ │циях, вызванных по-│ │
│ │ │ │ │ │
│ │жаром │ │
│ │ │ │ │ │
├───┼───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────────┼──────┼──────────────┤
│7.
│Разработка методи- │0,85│-
│- │- │-"- │2004
│-"- │
│ │ческих рекомендаций│ │
│ │ │ │г. │ │
│ │по пожарной профи- │ │
│ │ │ │ │ │
│ │лактике и типовых │
│ │ │
│ │ │ │
│ │наглядных средств │
│ │ │
│ │ │ │
│ │(плакатов) для
об- │ │ │
│ │ │ │ │
│ │разовательных уч- │
│ │ │
│ │ │ │
│ │реждений │
│ │ │
│ │ │ │
└───┴───────────────────┴────┴────┴────┴────┴────────┴──────┴──────────────┘
5. Научное
обеспечение безопасности образовательных учреждений
N
п/п
|
Мероприятия
|
Финансовые
затраты, млн. руб.
|
Источник
финанси-
рования
|
Сроки
прове-
дения
работ
|
Испол-
нитель
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1.
|
Создание
комплек-
сной системы безо-
пасности тепло-,
электро-, газоснаб-
жения объектов об-
разования на основе
компьютеризирован-
ных программно-ап-
паратных комплексов
|
0,8
|
-
|
-
|
-
|
-"-
|
2004
г.
|
-"-
|
2.
|
Определение
и апро-
бирование принципи-
ально новых ус-
тройств автомати-
ческого контроля
параметров электро-
сетей, сигнализации
и принудительного
отключения при воз-
никновении пожаро-
опасных ситуаций
|
0,35
|
-
|
-
|
-
|
-"-
|
2004
г.
|
-"-
|
3.
|
Разработка
методики
расчета допустимых
электрических на-
грузок на действу-
ющие и проектиру-
емые электросети с
учетом требований
пожарной безопас-
ности
|
0,5
|
-
|
-
|
-
|
-"-
|
2004
г.
|
-"-
|
4.
|
Разработка
ус-
тройств автомати-
ческого контроля
параметров электро-
сетей, сигнализаций
и принудительного
отключения при воз-
никновении пожарной
ситуации
|
0,8
|
-
|
-
|
-
|
-"-
|
2004
г.
|
-"-
|
5.
|
Разработка
методики
проведения теплови-
зорного экспресс-
обследования элек-
тросетей и распре-
делительного обору-
дования образова-
тельных учреждений
|
0,7
|
-
|
-
|
-
|
-"-
|
2004
г.
|
-"-
|
6.
|
Разработка
типового
учебного стенда-
имитатора "Охранно-
пожарная сигнализа-
ция"
|
0,75
|
-
|
-
|
-
|
-"-
|
2004
г.
|
-"-
|
7.
|
Исследование
и раз-
работка эффективных
огнезащитных покры-
тий и методов их
нанесения на дере-
вянные и металли-
ческие поверхности
строительных конс-
трукций образова-
тельного учреждения
|
0,8
|
-
|
-
|
-
|
-"-
|
2004
г.
|
-"-
|
8.
|
Разработка
методики
расчета параметров
и средств системы
автоматического по-
жаротушения оснаще-
ния замкнутых поме-
щений в образова-
тельных учреждениях
|
0,6
|
-
|
-
|
-
|
-"-
|
2004
г.
|
-"-
|
9.
|
Разработка
типовых
комплектов малога-
баритного автомати-
зированного проти-
вопожарного обору-
дования для отда-
ленных сельских
школ
|
0,8
|
-
|
-
|
-
|
-"-
|
2004
г.
|
-"-
|
10.
|
Разработка
нормати-
вов и создание ти-
повых комплектов
специальных средств
пожарной защиты для
специальных коррек-
ционных образова-
тельных учреждений
|
1,2
|
-
|
-
|
-
|
-"-
|
2004
г.
|
-"-
|
11.
|
Создание
новых мо-
дифицированных сор-
бентов - специали-
зированных агентов
фильтрующих проти-
вогазов, адаптиро-
ванных для безопас-
ного использования
в образовательных
учреждениях по ра-
боте с детьми с ог-
раниченными возмож-
ностями здоровья
|
0,7
|
-
|
-
|
-
|
-"-
|
2004
г.
|
-"-
|
12.
|
Разработка
системы
персонального
(пейджингового)
оповещения людей (в
том числе слабослы-
шащих и глухих) о
чрезвычайных ситуа-
циях в здании обра-
зовательного учреж-
дения
|
0,6
|
-
|
-
|
-
|
-"-
|
2004
г.
|
-"-
|