МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПРИКАЗ
от 12 января 2004 г. N 31
 
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2004 - 2007 ГОДЫ
"БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
 
В соответствии с
решением коллегии Минобразования России от 25.12.2003 N 19 "О проекте
программы Минобразования России на 2004 - 2007 годы "Безопасность
образовательного учреждения" приказываю:
1. Утвердить
прилагаемую Программу Минобразования России на 2004 - 2007 годы
"Безопасность образовательного учреждения" (далее - Программа).
2. Управлению
государственного инспектирования и охраны труда (В.И. Грибанову):
2.1. Подготовить и
в установленном порядке внести до 01.04.2004 в Правительство Российской
Федерации предложения о разработке Федеральной целевой программы
"Безопасность образовательного учреждения" на 2005 - 2009 годы.
2.2. Разработать,
согласовать в установленном порядке с МЧС России и ввести в действие в 2004
году:
отраслевые правила
пожарной безопасности для образовательных учреждений всех типов и видов;
отраслевую
отчетность по пожарной безопасности образовательных учреждений.
2.3. Осуществлять
ежеквартально инспектирование органов управления образованием и образовательных
учреждений по исполнению Приказа Минобразования России от 15.04.2003 N 1612
"О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных
учреждениях" и настоящего Приказа в части выполнения комплекса мер по
укреплению пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
3. Управлению
экономики и социального развития (Ю.Н. Фролову) предусмотреть финансирование
мероприятий Программы при реализации бюджета Минобразования России на 2004 год.
4. Руководителям
подведомственных образовательных учреждений обеспечить финансирование
мероприятий, предусмотренных Программой, в 2004 году за счет средств на
приобретение оборудования и капитальный ремонт.
5. Рекомендовать
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключить
соглашения с Минобразованием России по выполнению мероприятий Программы в 2004
году.
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
первого заместителя Министра Г.А. Балыхина.
 
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
 
 
 
 
 
 
Утверждена
Приказом
Минобразования
России
от 12 января 2004
г. N 31
 
ПРОГРАММА
МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2004 - 2007 ГОДЫ
"БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
 
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ
МИНОБРАЗОВАНИЯ
РОССИИ НА 2004 - 2007 ГОДЫ
"БЕЗОПАСНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
 
Наименование
Программы: Программа Минобразования России на 2004 - 2007 годы
"Безопасность образовательного учреждения" (далее по тексту -
Программа).
 
Наименование, дата,
номер документа о принятии решения о разработке Программы:
распоряжение
Министерства образования Российской Федерации от 19.05.2003 N 589-30 "О
разработке Государственной программы на 2004 - 2006 гг. "Безопасность
образовательного учреждения", решение заседания Правительственной комиссии
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности от 29.08.2003 (протокол N 5).
 
Разработчики
Программы:
Минобразование
России, во взаимодействии с МЧС России и Госстроем России; государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Орловский государственный технический университет".
 
Цели и задачи
Программы:
целью
Программы является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников
образовательных учреждений всех типов и видов (далее - образовательные
учреждения) во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения
безопасности их жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической
безопасности зданий, сооружений образовательных учреждений на основе
использования современных достижений науки и техники в этой области и
привлечения отечественной производственной базы.
 
Задача, решаемая в
рамках Программы:
реализация
государственной политики и требований законодательных и иных нормативных
правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений,
направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и
работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров,
аварий и других опасностей.
 
Сроки реализации
Программы:
начало - I квартал
2004 г.;
окончание - IV
квартал 2007 г.
 
Структура Программы
Программа
предусматривает решение вопросов (проблем) двух блоков: I блок -
инвестиционно-производственный, II блок - научно-инновационный.
Инвестиционно-производственный
блок Программы включает следующее направление: "Материально-техническое
обеспечение безопасности образовательных учреждений, оснащение, монтаж и
сервисное обслуживание оборудования и инженерных систем обеспечения
безопасности".
Научно-инновационный
блок Программы включает следующие направления:
Направление 1 -
Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение безопасности
образовательного учреждения;
Направление 2 -
Научно-методическое обеспечение организации обучения, повышения квалификации,
подготовки и профессиональной переподготовки кадров по безопасности
образовательного учреждения;
Направление 3 -
Совершенствование элементов современного оборудования и средств обеспечения
безопасности образовательного учреждения.
 
Ответственные за
исполнение Программы:
Минобразование
России с участием МЧС России, Госстроя России, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, образовательные
учреждения.
 
Источники
финансирования Программы
Бюджет
Минобразования России за счет средств:
а) ФПРО;
б) сметных
назначений на приобретение оборудования и на капитальный ремонт
подведомственных Минобразованию России образовательных учреждений;
в) НТП
"Федерально-региональная политика в науке и образовании".
Бюджеты органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и
внебюджетные средства образовательных учреждений.
 
Ожидаемые конечные
результаты
Повышение
безопасности образовательных учреждений, снижение рисков возникновения пожаров,
аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей, экономия на этой основе
государственных расходов и получение социально-экономического эффекта.
 
I.
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ
ОРИЕНТИРОВАННЫМИ МЕТОДАМИ
 
Безопасность - это
состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и
государства от внутренних и внешних угроз.
К основным объектам
национальной безопасности относятся: личность (ее права, свободы и здоровье);
общество (его материальные и духовные ценности); государство (его
конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность). Основным
субъектом обеспечения национальной безопасности является государство,
осуществляющее функции в этой области через органы законодательной,
исполнительной и судебной властей. Другими субъектами обеспечения безопасности,
обладающими правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности,
являются также граждане, общественные и иные организации и объединения.
Безопасность
достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения
безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и
иного характера.
Законодательные
основы обеспечения безопасности составляют: Конституция Российской Федерации,
Закон Российской Федерации "О безопасности", законодательные и иные
нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в
области безопасности; конституции, законы, иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции в данной
сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные
Российской Федерацией.
Закон Российской
Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" устанавливает
правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства,
определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации
и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора
за законностью их деятельности.
К числу иных
наиболее важных законов, формирующих законодательную базу для обеспечения
безопасности образовательных учреждений, относятся:
Гражданский кодекс
Российской Федерации, в котором сформулированы общие принципы возмещения вреда
пострадавшему причинителем вреда;
Трудовой кодекс
Российской Федерации, в котором сформулированы требования к обеспечению
безопасности работников во время исполнения ими своих трудовых обязанностей;
Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях (КоАП), в котором сформулированы
требования к должностным лицам по соблюдению законодательства об обеспечении
безопасности;
Уголовный кодекс
Российской Федерации, в котором сформулированы положения об уголовной
ответственности за нарушение требований безопасности;
Федеральный закон
"Об основах охраны труда в Российской Федерации";
Закон Российской
Федерации "Об образовании", в котором сформулированы обязанности и
ответственность образовательных учреждений и должностных лиц по соблюдению
требований в части охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и
работников во время образовательного процесса;
Федеральный закон
"О пожарной безопасности", в котором установлены требования к
федеральным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
местного самоуправления, работодателям в области пожарной безопасности;
Федеральный закон
"О техническом регулировании", который устанавливает принципы
технического регулирования на основе требований технических регламентов по
обеспечению безопасности с учетом степени риска, принципы и формы подтверждения
соответствия этим требованиям.
Безопасность
образовательного учреждения - это условие сохранения жизни и здоровья
обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей
образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и
других чрезвычайных ситуаций.
Безопасность
образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в
Законе "О техническом регулировании", и, в первую очередь: пожарную
безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность,
связанную с техническим состоянием среды обитания.
Среди различных
видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются
пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они являются
взаимозависимыми, и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи.
Проблема построения
эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики
образовательных учреждений и вероятности возникновения тех или иных угроз путем
поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными
требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.
Система
безопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующих
мероприятия, направленные на объект угрозы с целью ее снижения, на объект
защиты с целью повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы и
объектом защиты с целью задержания, замедления продвижения, ослабления
последствий реализации угрозы.
Настоящее положение
с материально-техническим оснащением образовательных учреждений характеризуется
высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования
и инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий,
направленных на повышение инженерной безопасности образовательных учреждений,
нарушением правил их эксплуатации, ослаблением контроля со стороны
руководителей и специалистов за поддержанием их в исправном состоянии.
Наиболее
проблемными, требующими вмешательства соответствующих федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления, остаются вопросы, связанные с выполнением
противопожарных мероприятий, требующих вложения значительных финансовых
средств.
Характерными недостатками
по обеспечению пожарной безопасности на объектах образования являются:
слабые знания и
навыки поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случаях
пожаров;
отсутствие или
неисправность систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей при
пожаре;
неукомплектованность
объектов первичными средствами пожаротушения;
эксплуатация с
нарушениями требований норм электроустановок и устаревших электросетей, которые
требуют замены;
невыполнение работ
по противопожарной обработке чердачных перекрытий и сгораемой отделки путей
эвакуации;
отсутствие
источников наружного противопожарного водоснабжения или их неисправность.
Многие субъекты
Российской Федерации и органы местного самоуправления (особенно дотационные) не
могут в полной мере профинансировать мероприятия по обеспечению пожарной
безопасности образовательных учреждений без государственной финансовой
поддержки.
Практическое
отсутствие средств на поддержание систем безопасности образовательных
учреждений на должном уровне приводит к ежегодному увеличению числа несчастных
случаев и пожаров, которые наносят не только материальный ущерб, но и приводят
к гибели людей. Так, по данным Государственной противопожарной службы МЧС
России, в Российской Федерации в 2002 году зарегистрирована
1121 пожар, в которых погибло 28 человек, в том числе 3 детей, материальный
ущерб составил более 70 млн. рублей. В апреле 2003 г. произошли чрезвычайные
происшествия - пожары в здании Чочунской средней школы Республики Саха (Якутия)
и школе-интернате для глухонемых детей в г. Махачкале (Республика Дагестан), в
результате которых погибло 54 обучающихся и воспитанника и 156 человек получили
ожоги и травмы разной степени тяжести. Практически полностью сгорели обе школы.
Всего пожаров и
возгораний за три последних года - 3266. Наибольшее количество пожаров
наблюдалось в Иркутской области - 176, Красноярском крае - 166, Свердловской
области - 151, г. Москве - 101, Республике Татарстан - 100, Республике Саха
(Якутия) - 96, Республике Башкортостан - 95, Мурманской области - 95,
Республике Бурятия - 95, Алтайском крае - 93.
За период с
2000 года по настоящее время в системе образования произошло 358 несчастных
случаев со смертельным исходом во время образовательного процесса, в т.ч.
погибло 256 обучающихся и воспитанников (больше всего в регионах: Республика Саха (Якутия) - 30, Республика Дагестан - 28,
Краснодарский край - 15, г. Москва - 13, Челябинская область - 10) и 102
работника (Свердловская область - 27, Нижегородская область - 9, Пермская
область - 8).
По инициативе
Минобразования России в период летних каникул 2003 года было проанализировано
состояние зданий образовательных учреждений на пригодность к эксплуатации. В
результате проведенного обследования признано аварийными 2518 объектов, из
которых планируется ликвидация 69 и проведение капитального ремонта или нового
строительства 1845 зданий (без вузов и ссузов).
Следует отметить
недостатки в состоянии нормативной базы в области безопасности образовательных
учреждений.
Действующие Правила
пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) не отражают специфику
образовательных учреждений.
СНиП 21-01-97
"Пожарная безопасность зданий и сооружений" приводит
пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений,
строительных конструкций и материалов, устанавливает общие требования
противопожарной защиты помещений зданий на этапах их строительства и
эксплуатации. Однако эти требования не связаны с функциональным назначением
зданий и их помещений. Справочные пособия к СНиП 2.08.02-89 ("Проектирование
учебных комплексов и центров", "Проектирование высших учебных
заведений", "Проектирование профессионально-технических, средних
специальных учебных заведений и комплексов") вообще не содержат требований
к зданиям по оснащению средствами пожарной защиты.
Все это
свидетельствует о необходимости создания отраслевой нормативной базы по
пожарной безопасности для образовательных учреждений различного уровня, которая
должна включать: отраслевые нормы и правила пожарной безопасности, в том числе
правила по пожарной автоматике; специализированные разделы, дополняющие
существующие нормативы.
В системе
образования крайне слабо функционирует обучение и тренинг персонала учебных
заведений, обучающихся по безопасности, не организована подготовка и переподготовка
специалистов в области пожарной безопасности, обучение руководящих кадров и
преподавателей. Этот процесс не обеспечен необходимыми научно-методическими
разработками и материалами и требует широкого привлечения к этой проблеме
ученых и специалистов в области безопасности жизнедеятельности.
Приоритетность
обеспечения безопасности образовательных учреждений очевидна, она является
одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования
и должна подкрепляться надежной финансовой и материально-технической базой.
Решать эту проблему необходимо комплексно с созданием и развитием современных
правовых, организационных, научных и методических основ обеспечения
безопасности и с привлечением интеллектуальных и материальных ресурсов всего государства.
 
II.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
 
Целью Программы
является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников
образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности путем
повышения безопасности их жизнедеятельности: пожарной, электрической и
технической безопасности зданий, сооружений образовательных учреждений на
основе использования современных достижений науки и техники в этой области и
привлечения отечественной производственной базы.
В рамках
настоящей Программы должна быть решена основная задача - реализация
государственной политики и требований законодательных и иных нормативных
правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений,
направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и
работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров,
аварий и других опасностей, включая решение следующих вопросов:
оснащение
образовательных учреждений всех типов и видов современным противопожарным оборудованием,
средствами защиты и пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисного
обслуживания;
создание
региональных центров обеспечения безопасности образовательных учреждений для
организации и проведения всего комплекса работ по реализации Программы,
координации деятельности ее участников и контроля за
выполнением намеченных мероприятий;
обследование
технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных
учреждений, их паспортизация, оценка пожарной, электрической и конструктивной
безопасности и разработка рекомендаций по ее повышению до требований
существующих норм и правил;
анализ состояния и
разработка предложений по развитию и совершенствованию нормативной правовой и
методической документации по обеспечению безопасности образовательных
учреждений;
разработка
требований, норм и регламентов по обеспечению надежной безопасности для всех
вновь проектируемых и реконструируемых образовательных учреждений, утверждение
соответствующих нормативных правовых документов;
активизация научных
исследований по разработке и внедрению новых систем безопасности, технических и
методологических решений, средств измерений и контроля для обеспечения
безопасности образовательных учреждений, основанных на использовании
современных достижений отечественной и зарубежной науки и техники;
создание единой
информационной среды по проблеме безопасности образовательных учреждений;
организация
обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность
образовательных учреждений;
разработка и
внедрение механизмов организационного, правового, методического и
экономического стимулирования исполнителей Программы по обеспечению
безопасности образовательных учреждений.
При проведении
инженерного обследования образовательных учреждений должны осуществляться:
оценка рисков
возникновения аварийных ситуаций;
определение зон
действия основных поражающих факторов при различных сценариях их развития;
оценка
возможных последствий возникновения аварийной ситуации, включая: оценку
величины ущерба; определение числа пострадавших среди обучающихся,
производственного персонала образовательных учреждений и населения прилегающих
районов; разработку мероприятий, снижающих риск возникновения аварийных
ситуаций;
пропаганда
мероприятий по обеспечению безопасности образовательных учреждений в средствах
массовой информации.
 
III. СРОКИ
И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
 
Программа
рассчитана на период 2004 - 2007 гг., и в случае необходимости предполагается
ее дальнейшее развитие.
 
IV.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
 
Программа состоит
из двух блоков:
I блок -
инвестиционно-производственный;
II блок -
научно-инновационный.
Инвестиционно-производственный
блок Программы включает следующее направление: "Материально-техническое
обеспечение безопасности образовательных учреждений, оснащение, монтаж и
сервисное обслуживание соответствующего оборудования и инженерных систем
обеспечения безопасности", который связан с практической реализацией задач
по обеспечению безопасности образовательных учреждений, включая решение
следующих вопросов:
оснащение
современным противопожарным оборудованием и техническими средствами,
обеспечивающими безопасность образовательных учреждений; организация их
закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
создание сети региональных центров обеспечения безопасности образовательных
учреждений;
организация работ
по обследованию технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем
всех без исключения образовательных учреждений и их паспортизации с целью
оценки пожарной и конструктивной безопасности;
определение
комплекта оборудования средств защиты по повышению безопасности
образовательного учреждения до требований существующих норм и правил;
апробация
оборудования и технических средств по контролю и обеспечению конструктивной и
пожарной безопасности зданий и сооружений; монтаж, наладка и сервисное
обслуживание систем обеспечения безопасности; организация и проведение
конкурсов на их поставку, монтаж, наладку и сервисное обслуживание.
Научно-инновационный
блок Программы предназначен для научного обеспечения безопасности
образовательных учреждений и состоит из следующих направлений:
Направление 1 -
Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение безопасности
образовательного учреждения.
Это направление
предусматривает научно обоснованную переработку и подготовку отраслевых
нормативных правовых и методических документов в связи с выходом новых
законодательных и иных нормативных правовых актов по безопасности
жизнедеятельности.
В частности
предусматривается:
инвентаризация
существующих нормативных правовых актов по проблеме обеспечения пожарной и
конструктивной безопасности зданий, сооружений и инженерных систем и доведение
их до сведения руководителей образовательных учреждений;
разработка
отраслевых правил пожарной безопасности образовательных учреждений всех типов и
видов, а также методических рекомендаций по обеспечению пожарной, электрической
и инженерной безопасности зданий и сооружений;
анализ существующих
и разработка новых рекомендаций по обследованию и оценке технического состояния
зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений;
разработка
рекомендаций для составления мероприятий по поддержанию в нормальном
эксплуатационном состоянии всех конструктивных элементов зданий и сооружений,
оказывающих влияние на пожарную и конструктивную безопасность.
Направление 2 -
Научно-методическое обеспечение организации обучения, повышения квалификации,
подготовки и профессиональной переподготовки кадров по безопасности
образовательного учреждения:
создание методики и
оптимизация схем эвакуации обучающихся, преподавательского состава и
обслуживающего персонала с учетом реальных условий конкретного объекта
образовательного учреждения;
разработка программ
по повышению квалификации руководителей и лиц, ответственных за безопасность
образовательных учреждений, организация их обучения с выдачей соответствующего
документа государственного образца;
подготовка
комплекта учебных пособий, методических материалов, программ для подготовки и
профессиональной переподготовки специалистов по пожарной безопасности;
разработка
методических рекомендаций для организации профилактической работы по
обеспечению безопасности в образовательных учреждениях с учетом региональных
условий;
проведение
противопожарной пропаганды и распространение передовых достижений по защите от
пожара образовательных учреждений.
Направление 3 -
Совершенствование элементов современного оборудования и средств обеспечения
безопасности образовательного учреждения:
разработка единой
методики обследования объектов образовательных учреждений для оценки их
пожарной и электрической безопасности, мониторинга пожарной нагрузки и оценки
скорости распространения огня по видам объектов образовательных учреждений;
разработка (при
необходимости) рекомендаций по снижению пожарной нагрузки, созданию систем
активной и пассивной пожарной защиты образовательных учреждений;
разработка
рекомендаций по обследованию и реконструкции устаревших систем электрической
защиты в образовательных учреждениях с учетом их замены современными средствами
пожарной и электрической безопасности, включая устройства защитного отключения
(УЗО), автоматического контроля параметров электросетей, сигнализации и
принудительного отключения при возникновении пожароопасных ситуаций;
разработка и создание
типовых комплектов специальных средств пожарной защиты для специальных
коррекционных образовательных учреждений;
разработка методов
и средств повышения огнестойкости конструктивных элементов
зданий образовательных учреждений с учетом их остаточного ресурса и
заданных сроков работоспособности в условиях пожара;
разработка методики
расчета параметров и средств систем автоматического первичного пожаротушения и
оснащения ими помещений в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях и с круглосуточным пребыванием учащихся;
разработка научно
обоснованных схем регулирования потоков и эвакуации учащихся, студентов,
преподавательского состава и обслуживающего персонала для образовательных
учреждений различного назначения.
 
V.
НОРМАТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ
 
Распоряжение
Министерства образования Российской Федерации от 19.05.2003 N 589-30 "О
разработке Государственной программы на 2004 - 2006 гг. "Безопасность
образовательного учреждения".
Решение заседания
Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и обеспечению пожарной безопасности от 29.08.2003 (протокол N 5).
Решение
Координационного совета по обеспечению реализации Концепции модернизации
российского образования на период до 2010 года от 21.10.2003 N 26.
Решение коллегии
Минобразования России от 25.11.2003 N 19.
Соглашение о
сотрудничестве по выполнению Программы "Безопасность образовательного
учреждения" между Минобразованием России, МЧС России и Госстроем России.
Соглашение между
Минобразованием России и органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в рамках реализации Программы Минобразования России на 2004 г.
"Безопасность образовательного учреждения".
Издание приказов
Минобразования России в развитие настоящей Программы об утверждении:
а) совета
Программы;
б) состава рабочей
группы Программы;
в) перечня
региональных центров по обеспечению безопасности образовательных учреждений и
методических рекомендаций о деятельности центра.
Решения
(постановления, распоряжения и т.д.) органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации об утверждении и финансировании региональных программ
"Безопасность образовательного учреждения".
 
VI.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
 
Программа по обеспечению
безопасности образовательных учреждений является инвестиционной с консолидацией
источников финансирования из бюджетов всех уровней.
Объемы и источники
финансирования мероприятий Программы в 2004 году предусматриваются следующие.
 
    Из бюджета
Минобразования России за счет средств:
    ФПРО                                         - 300
млн. руб.
    сметного
назначения на приобретение
   
оборудования и капремонт федерального
   
бюджета                                      - 2889
млн. руб.
    расходов
по НТП "Федерально-региональная
    политика в
науке и образовании"              -
18 млн. руб.
    Из
внебюджетных средств вузов               
- 30 млн. рублей.
 
Финансирование
Программы в 2004 г. предусматривается за счет бюджетов
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления на условиях софинансирования в объеме 230 млн. руб.
В целом
финансирование Программы в 2004 году составит 3,477 млрд. рублей.
Объемы и источники
финансирования мероприятий Программы в 2005 г. предполагаются следующие:
из бюджета
Минобразования России за счет средств ФПРО - 400 млн. рублей;
за счет средств
софинансирования из бюджетов органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления - 600 млн. рублей.
Приобретение
оборудования и средств обеспечения безопасности для образовательных учреждений,
их монтаж, наладка и сервисное обслуживание будут осуществляться на конкурсной
основе среди широкого круга поставщиков, монтажных и наладочных организаций.
Программа
базируется на результатах, полученных в ходе выполнения нескольких
научно-технических межвузовских программ Минобразования России, в том числе:
"Качество и
безопасность технологий, продукции, образовательных услуг и объектов";
"Биологическая
безопасность и лечебно-профилактическое питание" и др.
Распределение
финансирования по Программе:
 
 
  | 
     Наименование блоков (разделов)   
   | 
  
      Объемы финансирования,     
            млн. руб.           
   | 
 
 
  | 
   всего 
   | 
  
         в том числе       
   | 
 
 
  | 
   2004
   
   | 
  
   2005
   
   | 
  
   2006
   
   | 
  
   2007
   
   | 
 
 
  | 
   I
  блок - инвестиционно-            
  производственный                   
   | 
  
     
   | 
  
   3459
   
   | 
  
   1000
   
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
 
 
  | 
   II
  блок - научно-инновационный     
   | 
  
     
   | 
  
   18    
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
 
 
  | 
   Итого                              
   | 
  
     
   | 
  
   3,477 
   | 
  
   1000
   
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
 
 
VII.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
 
Распределение
бюджетного финансирования будет производить Минобразование России с учетом
софинансирования и принятых региональных программ субъектов Российской
Федерации.
Отбор исполнителей
проектов при реализации программных мероприятий, финансируемых из средств
федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, будет
осуществляться на конкурсной основе.
Финансирование
проектов при долевом участии внебюджетных средств образовательных учреждений,
бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, при
наличии утвержденных региональных программ по безопасности образовательных
учреждений, будет осуществляться на основе договоров с организациями -
победителями конкурсов.
Приоритетностью
реализации Программы в 2004 году является обеспечение противопожарным
оборудованием, средствами защиты и пожаротушения специальных коррекционных
образовательных учреждений, школ-интернатов общего типа и детских домов.
На региональные
центры безопасности образовательных учреждений в 2004 г. возлагаются следующие
задачи:
проведение обучения
и повышения квалификации кадров по пожарной безопасности, промышленной
безопасности, охране труда, экологической и электробезопасности;
организация
подготовки, профессиональной переподготовки и аттестации кадров по пожарной
безопасности и охране труда;
проведение
аттестации рабочих и учебных мест по условиям труда и обучения сертификации на
безопасность образовательных учреждений региона;
ведение текущего
мониторинга состояния безопасности образовательных учреждений;
подготовка
предложений по переработке и участие в разработке проектов отраслевых
нормативных правовых документов, направленных на улучшение условий и охраны
труда работников, обучающихся и воспитанников образовательных учреждений,
подведомственных Минобразованию России;
изучение, обобщение
и распространение передового опыта работы в области безопасности
образовательных учреждений;
организация и
проведение смотров-конкурсов по безопасности жизнедеятельности в
образовательных учреждениях в регионе;
оказание
практической и методической помощи государственным и местным (муниципальным)
органам управления образованием и образовательным учреждениям в работе по
безопасности жизнедеятельности;
создание
информационной базы данных нормативных правовых документов по охране труда,
учебно-программных и методических материалов по обучению вопросам охраны труда,
экологической, пожарной и электробезопасности.
 
VIII.
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ
ЗА ХОДОМ ЕЕ
ВЫПОЛНЕНИЯ
 
8.1. Организация
управления
Заказчиком
Программы является Министерство образования Российской Федерации. Выполнение
Программы предполагается осуществить во взаимодействии с МЧС России, Госстроем
России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Минобразование
России, МЧС России и Госстрой России заключают между собой рамочное соглашение
о сотрудничестве по выполнению Программы Минобразования России на 2004 - 2007
годы "Безопасность образовательного учреждения".
Для реализации
Программы будут заключаться двухсторонние соглашения между Минобразованием
России и администрациями регионов по согласованию с региональными управлениями
МЧС России и Госстроя России.
Управление
Программой осуществляет Минобразование России во взаимодействии с МЧС России,
Госстроем России и органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации через совет и рабочую группу Программы.
Совет Программы
формируется из представителей Минобразования России, МЧС России, Госстроя России,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и других основных
исполнителей Программы.
Состав совета
Программы утверждается приказом Минобразования России.
Совет Программы
возглавляет председатель - Министр образования Российской Федерации или его
первый заместитель.
Совет Программы:
определяет политику
в области безопасности образовательных учреждений, главные приоритеты и общую
стратегию Программы;
принимает решения
по управлению Программой;
не реже 1 раза в
полугодие рассматривает результаты выполнения Программы и принимает решения по
ее дальнейшему финансированию;
проводит работу по
привлечению дополнительных источников финансирования.
Подготовка
заседаний совета проводится рабочей группой Программы.
Оперативное
управление Программой осуществляет рабочая группа Программы.
Рабочая группа
Программы возглавляется заместителем Министра и включает в свой состав
руководителей структурных подразделений Минобразования России, представителей
федеральных министерств и ведомств, заинтересованных в реализации Программы, и
других основных исполнителей Программы.
Рабочая группа
Программы:
в своей работе
руководствуется решениями совета Программы;
осуществляет
организационное сопровождение Программы в целом;
разрабатывает
совместные предложения Минобразования России и участников (исполнителей)
Программы в рамках соглашений по включению мероприятий, корректировке и
реализации Программы;
обеспечивает
выполнение относящихся к ее компетенции требований настоящей Программы и
решений совета Программы.
Министерство
образования Российской Федерации проводит следующую работу в 2004 году по
реализации Программы:
разрабатывает
конкурсную документацию, организует и проводит конкурсы на закупку и поставку
противопожарного оборудования, средств защиты и пожаротушения для специальных
коррекционных образовательных учреждений в соответствии с нормативами
(перечнями), а также для образовательных учреждений с круглосуточным
пребыванием обучающихся и воспитанников (школ-интернатов общего типа и детских
домов) на условиях софинансирования из бюджетов органов исполнительной власти
Российской Федерации;
заключает договоры
с организациями - победителями конкурса и финансирует их в установленном
порядке за поставку соответствующего оборудования;
разрабатывает
нормативы (спецификации) по оснащению противопожарным оборудованием, средствами
защиты и пожаротушения для специальных коррекционных образовательных
учреждений, школ-интернатов общего типа и детских домов;
разрабатывает
отраслевую нормативную правовую и методическую документацию по пожарной
безопасности;
создает
региональные центры безопасности образовательного учреждения;
организует
обучение, повышение квалификации, подготовку и профессиональную переподготовку
кадров по пожарной безопасности.
Органы
исполнительной власти субъекта Российской Федерации проводят следующую работу в
2004 году по реализации Программы:
разрабатывают и
утверждают региональную программу "Безопасность образовательного
учреждения";
выделяют из бюджета
средства на реализацию региональной программы "Безопасность
образовательного учреждения";
принимают участие в
реализации мероприятий по оснащению противопожарным оборудованием, средствами
защиты и пожаротушения школ-интернатов общего типа и детских домов на условиях
софинансирования (50% на 50%) из регионального бюджета;
участвуют в
реализации мероприятий по оснащению противопожарным оборудованием, средствами
защиты и пожаротушения специальных коррекционных образовательных учреждений за
счет средств Минобразования России;
организуют обучение
в образовательных учреждениях сотрудников, обучающихся и воспитанников по
пожарной безопасности;
проводят
расширенные заседания с участием представителей местных органов Государственной
противопожарной службы МЧС России, органов управления образованием всех уровней
и других организаций о состоянии безопасности образовательных учреждений
региона;
организуют работу
по обследованию технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем
образовательных учреждений региона, их паспортизации и подготовке экспертного
заключения по оценке пожарной, электрической и конструктивной безопасности;
обеспечивают
проектной документацией, согласованной с территориальными органами МЧС России и
Госстроя России, на монтаж в образовательных учреждениях противопожарного
оборудования в соответствии с установленными нормативами;
определяют
организацию для координации работы по поставке и монтажу противопожарного
оборудования в конкретные образовательные учреждения региона;
финансируют и
организуют выполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий,
оконных и дверных проемов и защиты путей эвакуации несгораемой отделкой, а
также замену аварийных электросетей в образовательных учреждениях.
Организации-исполнители
определяются на конкурсной основе. Они обеспечивают:
выполнение работ по
проекту (проектам), финансируемому из средств Программы,
на высоком научно-техническом уровне в установленные сроки и в рамках имеющейся
у них лицензии;
целевое
расходование выделенных средств, осуществляют их учет и финансовую отчетность;
своевременное
направление в Минобразование России и органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации отчетных материалов;
участие в
рекламно-информационной деятельности, проводимой в рамках Программы,
предоставляя необходимую информацию, выставочные экспонаты, а при необходимости
и финансовые средства для рекламы.
 
IX.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МИНОБРАЗОВАНИЯ
РОССИИ НА 2004 - 2007 ГОДЫ
"БЕЗОПАСНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
 
Программа
реализуется как комплекс организационных, научно-методических и технических
мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели, а именно повышение
пожарной, электрической и конструктивной безопасности зданий, сооружений и
инженерных систем образовательных учреждениях всех
типов и видов в Российской Федерации на основе использования современных
достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной
производственной базы.
Мероприятия
Программы определены на основе предварительного анализа состояния пожарной
безопасности в образовательных учреждениях.
Основное внимание
при разработке Программы уделено минимизации затрат на достижение социального и
экономического эффектов при осуществлении программных мероприятий.
 
1.
Организационное обеспечение реализации Программы
 
 
  | 
    N  
  п/п 
   | 
  
       Мероприятия     
   | 
  
       Финансовые      
  затраты, млн. руб.  
   | 
  
   Источник 
  финанси- 
  рования  
   | 
  
   Сроки
   
  прове- 
  дения  
  работ  
   | 
  
    Исполнитель 
   
   | 
 
 
  | 
   2004 
   | 
  
   2005 
   | 
  
   2006 
   | 
  
   2007 
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
 
 
  | 
    1  
   | 
  
            2          
   | 
  
    3   
   | 
  
    4   
   | 
  
    5   
   | 
  
    6   
   | 
  
      7   
   
   | 
  
     8    
   | 
  
         9      
   
   | 
 
 
  | 
   1.
   
   | 
  
   Заключение
  рамочных 
  соглашений о со-  
   
  трудничестве по     
  выполнению Програм- 
  мы Минобразования   
  России с МЧС России 
  и Госстроем России  
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
     
   | 
  
   I
  кв.  
  2004   
  г.     
   | 
  
   Минобразование 
  России, МЧС    
  России, Гос-   
  строй России   
   | 
 
 
  | 
   2.
   
   | 
  
   Заключение
  двухсто- 
  ронних соглашений   
  между Минобразова-  
  нием России, орга-  
  нами исполнительной 
  власти субъектов    
  Российской Федера-  
  ции и местного са-  
  моуправления по вы- 
  полнению Программы  
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
     
   | 
  
   I
  кв.  
  2004   
  г.     
   | 
  
   Минобразование 
  России, органы 
  исполнительной 
  власти субъек- 
  тов Российской 
  Федерации и    
  местного само- 
  управления     
   | 
 
 
  | 
   3.
   
   | 
  
   Создание
  и оснаще-  
  ние региональных    
  центров по обеспе-  
  чению безопасности  
  на базе образова-   
  тельных учреждений  
  (15 региональных    
  центров в 2004 г.)  
   | 
  
   30   
   | 
  
   20   
   | 
  
   10   
   | 
  
     
   | 
  
   Внебюд-  
  жетные   
  средства 
  вузов    
   | 
  
   2004
  - 
  2007   
  гг.    
   | 
  
   Минобразование 
  России и обра- 
  зовательные    
  учреждения     
   | 
 
 
  | 
   4.
   
   | 
  
   Проведение
  органи-  
  зационных меропри-  
  ятий по определению 
  региональных цент-  
  ров и формированию  
  головных организа-  
  ций и научно-техни- 
  ческих советов по   
  разделам Программы  
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
     
   | 
  
   I
  кв.  
  2004   
  г.     
   | 
  
   Минобразование 
  России         
   | 
 
 
  | 
   5.
   
   | 
  
   Разработка,
  приня-  
  тие и финансирова-  
  ние региональных    
  целевых программ по 
  обеспечению пожар-  
  ной безопасности    
  образовательных уч- 
  реждений субъектов  
  Российской Федера-  
  ции и органов мест- 
  ного самоуправления 
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   Бюджеты
   
  субъек-  
  тов Рос- 
  сийской  
  Федера-  
  ции      
   | 
  
   IV
  кв. 
  2003   
  г.     
   | 
  
   Органы
  испол-  
  нительной      
  власти субъек- 
  тов Российской 
  Федерации и    
  местного само- 
  управления     
   | 
 
 
  | 
   6.
   
   | 
  
   Организация
  работ   
  по обследованию     
  технического состо- 
  яния зданий, соору- 
  жений и инженерных  
  систем образова-    
  тельных учреждений, 
  их паспортизации,   
  оценке пожарной,    
  электрической и     
  конструкционной     
  безопасности и раз- 
  работка рекоменда-  
  ций по ее повышению 
  до требований суще- 
  ствующих норм и     
  правил              
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
     
   | 
  
   2004
  - 
  2007   
  гг.    
   | 
  
   Минобразование 
  России, органы 
  управления     
  образованием   
  субъектов Рос- 
  сийской Феде-  
  рации, терри-  
  ториальные ор- 
  ганы Госстроя  
  России         
   | 
 
 
  | 
   7.
   
   | 
  
   Определение
  на кон- 
  курсной основе ор-  
  ганизаций и пред-   
  приятий по поставке 
  оборудования и      
  средств обеспечения 
  безопасности, их    
  монтажу, наладке и  
  сервисному обслу-   
  живанию             
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
     
   | 
  
   2004
  - 
  2007   
  гг.    
   | 
  
   Минобразование 
  России         
   | 
 
 
  | 
   8.
   
   | 
  
   Проведение
  заседа-  
  ний коллегий Мин-   
  образования России  
  и органов управле-  
  ния образованием    
  субъектов Россий-   
  ской Федерации о    
  состоянии безопас-  
  ности образователь- 
  ных учреждений (по  
  отдельному плану)   
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
     
   | 
  
   Еже-   
  годно  
   | 
  
   Минобразование 
  России, органы 
  управления об- 
  разованием     
  субъектов Рос- 
  сийской Феде-  
  рации          
   | 
 
 
  | 
   9.
   
   | 
  
   Проведение
  регио-   
  нальных совещаний   
  по федеральным ок-  
  ругам по обеспече-  
  нию безопасности    
  образовательных     
  учреждений (по      
  отдельному плану)   
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
     
   | 
  
   2004
  - 
  2007   
  гг.    
   | 
  
   Минобразование 
  России         
   | 
 
 
  | 
   10. 
   | 
  
   Корректировка
  реги- 
  ональных и муници-  
  пальных эвакуаци-   
  онных схем, систем  
  технического резер- 
  ва и транспортного  
  обеспечения на слу- 
  чай возникновения   
  чрезвычайных ситу-  
  аций на объектах    
  образовательных     
  учреждений с учетом 
  их специфики и те-  
  кущего состояния    
  коммуникационных    
  систем              
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
     
   | 
  
   2004
  - 
  2007   
  гг.    
   | 
  
   Органы
  испол-  
  нительной      
  власти субъек- 
  тов Российской 
  Федерации и    
  местного само- 
  управления     
   | 
 
 
2.
Оснащение современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и
пожаротушения образовательных учреждений
 
┌───┬───────────────────┬──────────────────────┬─────────┬───────┬───────────────┐
│
N │    Мероприятия    │ Финансовые затраты,  │Источник │Сроки  │ 
Исполнитель  │
│п/п│                  
│      млн. руб.       │финанси- │прове-
│               │
│   │                   │                      │рования  │дения 
│               │
│   │                   │                      │         │работ  │               │
│   │                  
├───────┬────┬────┬────┼─────────┼───────┼───────────────┤
│   │                   │ 2004  │2005│2006│2007│         │       │               │
├───┼───────────────────┼───────┼────┼────┼────┼─────────┼───────┼───────────────┤
│
1 │         2         │   3  
│ 4  │ 5  │ 6 
│    7    │  
8   │       9      
│
├───┼───────────────────┼───────┼────┼────┼────┼─────────┼───────┼───────────────┤
│1.
│Организация работы │      
│    │    │   
│         │2004 -
│Минобразование │
│   │по осуществлению   │      
│    │    │   
│         │2007   │России, органы │
│   │поставок оборудова-│       │    │   
│    │         │гг.    │исполнительной │
│   │ния и средств защи-│       │    │   
│    │         │       │власти субъек- │
│   │ты в соответствии с│       │    │   
│    │         │       │тов
Российской │
│   │установленными про-│       │    │   
│    │         │       │Федерации      │
│   │тивопожарными нор- │       │    │   
│    │         │       │               │
│   │мативами, его мон- │       │    │   
│    │         │       │               │
│   │тажа и наладки:    │       │    │   
│    │         │       │               │
│   │а) в специальных   │70    
│-   │-   │-  
│Средства │      
│               │
│   │коррекционных обра-│       │    │   
│   
│федераль-│      
│               │
│   │зовательных учреж-
│       │    │   
│    │ного бюд-│       │               │
│   │дениях             │       │    │   
│    │жета,
вы-│       │               │
│   │                   │      
│    │    │   
│деляемые │      
│               │
│   │                   │       │    │   
│    │Минобра-
│       │               │
│   │                   │       │    │   
│    │зованию  │      
│               │
│   │                   │       │   
│    │    │России,  │      
│               │
│   │                   │       │    │   
│    │ФПРО     │       │               │
│  
├───────────────────┼───────┼────┼────┼────┼─────────┼───────┼───────────────┤
│   │б) в образователь- │230    │-   │-  
│-   │Средства
│       │Минобразование
│
│   │ных учреждениях с  │      
│    │    │   
│федераль-│       │России, органы │
│   │круглосуточным пре-│       │    │   
│    │ного
бюд-│       │исполнительной
│
│   │быванием обучающих-│       │    │   
│    │жета,
вы-│       │власти субъек-
│
│   │ся и воспитанников │       │    │   
│    │деляемые
│       │тов
Российской │
│   │(школы-интернаты   │      
│    │    │   
│Минобра- │       │Федерации      │
│   │общего типа, дет-  │      
│    │    │   
│зованию  │       │               │
│  
│ские дома)        
│       │    │   
│    │России,  │      
│               │
│   │                   │       │    │   
│    │ФПРО     │       │               │
│   │                   │230    │-  
│-   │-   │Бюджеты  │      
│               │
│   │                   │       │    │   
│   
│субъектов│      
│               │
│   │                   │       │    │   
│    │Россий-  │      
│               │
│   │                   │       │    │   
│    │ской     │    
  │               │
│   │                   │       │    │   
│   
│Федерации│      
│               │
│  
├───────────────────┼───────┼────┼────┼────┼─────────┼───────┼───────────────┤
│   │в) в образователь-
│       │    │   
│    │Средства
│2004 г.│Минобразование │
│   │ных учреждениях,   │      
│    │    │   
│федераль-│       │России, органы │
│   │подведомственных   │      
│    │    │   
│ного бюд-│       │исполнительной │
│   │Минобразованию     │       │    │   
│    │жета, вы-│      
│власти субъек- │
│   │России:            │       │    │   
│    │деляемые
│       │тов
Российской │
│   │школы-интернаты    │0,923  │-  
│-   │-   │Минобра-
│       │Федерации, об-
│
│   │учреждения дополни-│129,51
│-   │-   │-  
│зованию  │       │разовательные  │
│   │тельного образова-
│       │    │   
│    │России   │      
│учреждения     │
│   │ния детей и молоде-│       │    │   
│    │<*>      │       │               │
│   │жи                 │       │    │   
│    │         │       │               │
│   │детские дома       │0,383  │-  
│-   │-   │         │       │               │
│   │образовательные
уч-│969,929│-   │-   │-  
│         │       │               │
│   │реждения:          │       │    │   
│    │         │       │               │
│   │начального профес-
│285,461│-   │-   │-  
│         │       │               │
│   │сионального образо-│       │    │   
│    │         │       │               │
│   │вания              │       │    │   
│    │         │       │               │
│   │среднего профессио-│1279,46│-   │-  
│-   │         │       │               │
│   │нального образова- │       │    │   
│    │         │       │               │
│   │ния                │       │    │   
│    │         │       │               │
│   │высшего профессио- │5      │-  
│-   │-   │         │       │               │
│   │нального образова- │       │    │   
│    │         │       │               │
│   │ния                │       │    │   
│    │         │       │               │
│   │дополнительного    │4,772  │- 
 │-   │-  
│         │       │               │
│   │профессионального  │      
│    │    │   
│         │       │               │
│   │образования        │       │    │   
│    │         │       │               │
│   │прочие             │218,824│-   │-  
│-   │         │       │               │
│  
├───────────────────┼───────┼────┼────┼────┼─────────┼───────┼───────────────┤
│   │г) в школах-интер- │-      │400 │-   │-  
│Средства │2005 г.│Минобразование │
│   │натах, сельских,   │      
│    │    │   
│федераль-│       │России, органы │
│   │поселковых, город-
│       │    │   
│    │ного бюд-│       │исполнительной │
│   │ских школах и до-  │      
│    │    │   
│жета, вы-│      
│власти субъек- │
│   │школьных учреждени-│       │    │   
│    │деляемые │       │тов Российской │
│   │ях органов исполни-│       │    │   
│    │Минобра-
│       │Федерации, об-
│
│   │тельной власти     │       │    │   
│    │зованию  │      
│разовательные  │
│   │субъектов Россий-  │      
│    │    │   
│России   │       │учреждения     │
│   │ской Федерации и   │      
│    │    │   
│         │       │               │
│   │местного самоуправ-│-      │600 │-   │-  
│Бюджеты  │       │               │
│   │ления на условиях  │      
│    │    │   
│органов  │       │               │
│   │софинансирования   │      
│    │    │   
│исполни- │      
│               │
│   │                   │       │    │   
│    │тельной  │      
│               │
│   │                   │       │    │   
│    │власти   │      
│               │
│   │                   │       │    │   
│   
│субъектов│      
│               │
│   │                   │       │    │   
│    │Россий-  │      
│               │
│   │                   │       │    │   
│    │ской Фе-
│       │               │
│
  │                   │       │    │   
│    │дерации
и│       │               │
│   │                   │       │    │   
│    │местного
│       │               │
│   │                   │       │    │   
│    │самоуп-  │      
│               │
│   │   
               │       │    │   
│    │равления
│       │               │
└───┴───────────────────┴───────┴────┴────┴────┴─────────┴───────┴───────────────┘
 
------------------------------------
<*>
40% сметных назначений на приобретение оборудования и капитальный ремонт,
выделяемых Минобразованием России подведомственным образовательным учреждениям,
должны быть направлены на выполнение мероприятий Программы.
 
3.
Обучение, повышение квалификации, подготовка и профессиональная переподготовка
кадров по пожарной безопасности
 
 
  | 
    N  
  п/п 
   | 
  
       Мероприятия     
   | 
  
       Финансовые      
  затраты, млн. руб.  
   | 
  
   Источник 
  финанси- 
  рования  
   | 
  
   Сроки
   
  прове- 
  дения  
  работ  
   | 
  
    Исполнитель 
   
   | 
 
 
  | 
   2004 
   | 
  
   2005 
   | 
  
   2006 
   | 
  
   2007 
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
 
 
  | 
    1  
   | 
  
            2          
   | 
  
    3   
   | 
  
    4   
   | 
  
    5   
   | 
  
    6   
   | 
  
      7   
   
   | 
  
     8    
   | 
  
         9      
   
   | 
 
 
  | 
   1.
   
   | 
  
   Разработка
  пример-  
  ного положения о    
  центре по обучению  
  и проверке знаний   
  требований пожарной 
  безопасности работ- 
  ников образователь- 
  ных учреждений      
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
     
   | 
  
   I
  кв.  
  2004   
  г.     
   | 
  
   Минобразование 
  России         
   | 
 
 
  | 
   2.
   
   | 
  
   Организация
  системы 
  подготовки и про- 
   
  фессиональной пере- 
  подготовки кадров в 
  образовательных уч- 
  реждениях высшего и 
  среднего професси-  
  онального образо-   
  вания               
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
     
   | 
  
   2004
  - 
  2007   
  гг.    
   | 
  
   Минобразование 
  России         
   | 
 
 
  | 
   3.
   
   | 
  
   Организация
  проти-  
  вопожарной пропа-   
  ганды и распростра- 
  нение передовых до- 
  стижений по защите  
  от пожара образова- 
  тельных учреждений  
  через средства мас- 
  совой информации    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
   Минобразование 
  России, МЧС    
  России, органы 
  исполнительной 
  власти субъек- 
  тов Российской 
  Федерации      
   | 
 
 
  | 
   4.
   
   | 
  
   Разработка
  комплек- 
  та учебных пособий  
  и методических ма-  
  териалов для обу-   
  чения работников и  
  обучающихся проти-  
  вопожарной безопас- 
  ности               
   | 
  
   1,2
   
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   Средства 
  феде-    
  рального 
  бюджета, 
  выделя-  
  емые     
  Минобра- 
  зованию  
  России,  
  НТП      
  "Феде-   
  рально-  
  регио-   
  нальная  
  политика 
  в науке  
  и обра-  
  зовании" 
   | 
  
   2004   
  г.     
   | 
  
   Организация-   
  исполнитель на 
  конкурсной     
  основе         
   | 
 
 
  | 
   5.
   
   | 
  
   Разработка
  научно-  
  методических мате-  
  риалов по органи-   
  зации тренинга ра-  
  ботников и обучаю-  
  щихся при возникно- 
  вении пожара в об-  
  разовательных уч-   
  реждениях           
   | 
  
   0,3
   
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -"-      
   | 
  
   2004   
  г.     
   | 
  
   -"-            
   | 
 
 
  | 
   6.
   
   | 
  
   Разработка
  учебных  
  пособий и методи- 
   
  ческих материалов   
  по подготовке и     
  профессиональной    
  переподготовке кад- 
  ров по пожарной бе- 
  зопасности          
   | 
  
   1,6
   
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -"-      
   | 
  
   2004   
  г.     
   | 
  
   -"-            
   | 
 
 
4.
Нормативное правовое и методическое обеспечение противопожарной безопасности
 
┌───┬───────────────────┬───────────────────┬────────┬──────┬──────────────┐
│
N │    Мероприятия    │   
Финансовые    
│Источник│Сроки │ Исполнитель  │
│п/п│               
   │затраты, млн. руб.
│финанси-│прове-│             
│
│   │                   │                   │рования │дения
│              │
│   │                   │                   │        │работ │              │
│   │                  
├────┬────┬────┬────┼────────┼──────┼──────────────┤
│   │                  
│2004│2005│2006│2007│        │      │              │
├───┼───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────────┼──────┼──────────────┤
│
1 │         2         │ 3  │ 4 
│ 5  │ 6  │  
7    │  8  
│      9       │
├───┼───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────────┼──────┼──────────────┤
│1.
│Разработка правил  │1,6
│-   │-   │-  
│Средства│2004 
│Минобразование│
│   │пожарной безопас-  │   
│    │    │   
│феде-   │г.    │России, орга- │
│   │ности для образова-│    │   
│    │    │рального│      │низация-испол-│
│   │тельных учреждений │    │   
│    │    │бюджета,│      │нитель на кон-│
│   │всех типов и видов │    │   
│    │    │выделя-
│      │курсной основе│
│   │с учетом требований│    │   
│    │    │емые    │     
│              │
│   │Федерального закона│    │   
│    │    │Минобра-│      │              │
│   │от 27.12.2002 N    │   
│    │    │   
│зованию │     
│              │
│   │184-ФЗ "О техничес-│   
│    │    │   
│России, │     
│              │
│   │ком регулировании"
│    │    │   
│    │НТП     │      │              │
│   │                   │    │   
│    │    │"Феде-  │     
│              │
│   │                   │    │   
│    │    │рально- │      │              │
│   │                   │    │   
│    │    │регио-  │     
│              │
│   │                   │    │   
│    │    │нальная │      │              │
│   │                   │    │   
│    │    │политика│      │              │
│   │                   │    │   
│    │    │в науке │      │              │
│   │                   │    │   
│    │    │и обра- │      │              │
│   │                   │    │   
│    │    │зовании"│      │              │
├───┼───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────────┼──────┼──────────────┤
│2.
│Разработка общего  │0,8
│-   │-   │-  
│-"-    
│2004  │-"-           │
│   │технического регла-│    │   
│    │    │        │г.    │              │
│   │мента, устанавли-  │   
│    │    │   
│        │      │              │
│   │вающего обязатель- │    │   
│    │    │        │      │              │
│   │ные требования к   │   
│    │    │   
│        │      │              │
│   │эксплуатации обра- │    │   
│    │    │        │      │              │
│   │зовательных учреж- │    │   
│    │    │        │      │              │
│   │дений в соответс-  │   
│    │    │   
│        │      │              │
│   │твии с Федеральным │    │   
│    │    │        │      │              │
│   │законом от         │    │   
│    │    │        │      │   
          │
│   │27.12.2002 N 184-ФЗ│    │   
│    │    │        │      │              │
│   │"О техническом     │   
│    │    │   
│        │      │              │
│   │регулировании"     │   
│    │    │   
│        │      │              │
├───┼───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────────┼──────┼──────────────┤
│3.
│Разработка системы │1,1 │-  
│-   │-   │-"-     │2004  │-"-           │
│   │мониторинга обеспе-│    │   
│    │    │        │г.    │              │
│   │ченности состояния │    │   
│    │   
│        │      │              │
│   │противопожарной    │   
│    │    │   
│        │      │              │
│   │защиты образова-   │   
│    │    │   
│        │      │              │
│   │тельных учреждений │    │   
│    │    │        │      │ 
            │
│   │на базе геоинформа-│    │   
│    │    │        │      │              │
│   │ционных технологий │    │   
│    │    │        │      │              │
│   │и создание единой  │   
│    │    │   
│        │      │              │
│   │информационной     │   
│    │    │   
│        │      │              │
│   │среды              │    │   
│    │    │        │      │              │
├───┼───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────────┼──────┼──────────────┤
│4.
│Разработка и согла-│0,95│-  
│-   │-   │-"-     │2004  │-"-           │
│   │сование нормативных│    │   
│    │    │        │г.    │              │
│   │правовых документов│    │   
│    │    │        │      │              │
│   │и методического    │   
│    │    │   
│        │      │              │
│   │обеспечения по
ох- │    │    │   
│    │        │      │              │
│   │ране труда, пожар- │    │   
│    │    │        │      │              │
│   │ной безопасности и │    │   
│    │    │        │      │              │
│   │обеспечению безо-  │   
│    │    │   
│        │      │              │
│   │пасности образова- │    │   
│    │    │        │      │              │
│   │тельного процесса в│    │   
│    │    │        │      │              │
│   │образовательных    │   
│    │    │   
│        │      │              │
│   │учреждениях,
в том │    │    │   
│    │        │      │              │
│   │числе:             │    │   
│    │    │        │      │              │
│   │а) разработка и    │0,25│-   │-  
│-   │        │      │              │
│   │введение с 2004 го-│    │   
│    │    │        │      │              │
│   │да отраслевой от-  │   
│    │    │   
│        │      │              │
│   │четности о
состоя- │    │    │   
│    │        │      │              │
│   │нии пожарной безо- │    │   
│    │    │       
│      │              │
│   │пасности в образо- │    │   
│    │    │        │      │              │
│   │вательных учрежде- │    │   
│    │    │        │      │              │
│   │ниях               │    │ 
  │    │   
│        │      │              │
│   │б) разработка мето-│    │   
│    │    │        │      │              │
│   │дических рекомен-  │   
│    │    │   
│        │      │              │
│   │даций о деятельнос-│    │   
│    │    │        │      │              │
│   │ти:                │    │   
│    │    │        │      │              │
│   │регионального
цен- │0,20│-   │-   │-  
│        │      │              │
│   │тра безопасности   │   
│    │    │   
│        │      │              │
│   │жизнедеятельности  │   
│    │    │   
│        │      │              │
│   │центра по обучению
│0,25│-   │-   │-  
│        │      │              │
│   │и проверке знаний  │   
│    │    │   
│        │      │              │
│   │требований пожарной│    │   
│    │    │        │      │              │
│   │безопасности работ-│    │   
│    │    │        │      │              │
│   │ников образователь-│    │   
│    │    │        │      │              │
│   │ных учреждений     │   
│    │    │   
│        │      │              │
│   │в) разработка пра-
│0,25│-   │-   │-  
│        │      │              │
│   │вового и экономи-  │   
│    │    │   
│        │      │              │
│   │ческого механизма  │   
│    │    │   
│        │      │              │
│   │стимулирования ис- │    │   
│    │    │        │      │              │
│   │полнителей Програм-│    │   
│    │    │        │      │              │
│   │мы и участников    │   
│    │    │   
│        │      │              │
│   │работ по обеспече- │    │   
│    │    │        │      │              │
│   │нию пожарной безо- │    │   
│    │    │        │      │              │
│   │пасности           │    │   
│    │    │        │      │              │
├───┼───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────────┼──────┼──────────────┤
│5.
│Разработка правил и│0,4 │-  
│-   │-   │-"-     │2004  │-"-           │
│   │методов оперативной│    │   
│    │    │        │г.    │              │
│   │деятельности работ-│    │   
│    │    │        │      │              │
│   │ников на основе мо-│    │   
│    │    │        │      │              │
│   │делирования процес-│    │   
│    │    │        │      │              │
│   │са развития пожара │    │   
│    │    │        │      │              │
│   │в здании образова- │    │   
│    │    │        │      │              │
│   │тельного учреждения│    │   
│    │    │        │      │              │
├───┼───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────────┼──────┼──────────────┤
│6.
│Разработка методики│0,6 │-  
│-   │-   │-"-     │2004 
│-"-           │
│   │и рекомендаций по  │   
│    │    │   
│        │г.    │              │
│   │эвакуации людей из
│    │    │   
│    │        │      │              │
│   │образовательных уч-│    │   
│    │    │        │      │              │
│   │реждений различных │    │   
│    │    │        │      │              │
│   │типов и видов при  │   
│    │    │   
│        │      │              │
│   │чрезвычайных ситуа-│    │   
│    │    │        │      │              │
│   │циях, вызванных по-│    │   
│    │    │        │      │              │
│   │жаром              │    │   
│    │    │        │      │              │
├───┼───────────────────┼────┼────┼────┼────┼────────┼──────┼──────────────┤
│7.
│Разработка методи- │0,85│-  
│-   │-   │-"-     │2004 
│-"-           │
│   │ческих рекомендаций│    │   
│    │    │        │г.    │              │
│   │по пожарной профи- │    │   
│    │    │        │      │              │
│   │лактике и типовых  │   
│    │    │   
│        │      │              │
│   │наглядных средств  │   
│    │    │   
│        │      │              │
│   │(плакатов) для
об- │    │    │   
│    │        │      │              │
│   │разовательных уч-  │   
│    │    │   
│        │      │              │
│   │реждений           │   
│    │    │   
│        │      │              │
└───┴───────────────────┴────┴────┴────┴────┴────────┴──────┴──────────────┘
 
5. Научное
обеспечение безопасности образовательных учреждений
 
 
  | 
    N  
  п/п 
   | 
  
       Мероприятия     
   | 
  
       Финансовые      
  затраты, млн. руб.  
   | 
  
   Источник 
  финанси- 
  рования  
   | 
  
   Сроки
   
  прове- 
  дения  
  работ  
   | 
  
   Испол- 
  нитель 
   | 
 
 
  | 
   2004 
   | 
  
   2005 
   | 
  
   2006 
   | 
  
   2007 
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
  
     
   | 
 
 
  | 
    1  
   | 
  
            2          
   | 
  
    3   
   | 
  
    4   
   | 
  
    5   
   | 
  
    6   
   | 
  
      7   
   
   | 
  
     8    
   | 
  
     9    
   | 
 
 
  | 
   1.
   
   | 
  
   Создание
  комплек-   
  сной системы безо-  
  пасности тепло-,    
  электро-, газоснаб- 
  жения объектов об-  
  разования на основе 
  компьютеризирован-  
  ных программно-ап-  
  паратных комплексов 
   | 
  
   0,8
   
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -"-      
   | 
  
   2004   
  г.     
   | 
  
   -"-    
   | 
 
 
  | 
   2.
   
   | 
  
   Определение
  и апро- 
  бирование принципи- 
  ально новых ус-     
  тройств автомати-   
  ческого контроля    
  параметров электро- 
  сетей, сигнализации 
  и принудительного   
  отключения при воз- 
  никновении пожаро-  
  опасных ситуаций    
   | 
  
   0,35 
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -"-      
   | 
  
   2004   
  г.     
   | 
  
   -"-    
   | 
 
 
  | 
   3.
   
   | 
  
   Разработка
  методики 
  расчета допустимых  
  электрических на- 
   
  грузок на действу-  
  ющие и проектиру-   
  емые электросети с  
  учетом требований   
  пожарной безопас-   
  ности               
   | 
  
   0,5
   
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -"-      
   | 
  
   2004   
  г.     
   | 
  
   -"-    
   | 
 
 
  | 
   4.
   
   | 
  
   Разработка
  ус-      
  тройств автомати-   
  ческого контроля    
  параметров электро- 
  сетей, сигнализаций 
  и принудительного   
  отключения при воз- 
  никновении пожарной 
  ситуации            
   | 
  
   0,8
   
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -"-      
   | 
  
   2004   
  г.     
   | 
  
   -"-    
   | 
 
 
  | 
   5.
   
   | 
  
   Разработка
  методики 
  проведения теплови- 
  зорного экспресс-   
  обследования элек-  
  тросетей и распре-  
  делительного обору- 
  дования образова-   
  тельных учреждений  
   | 
  
   0,7
   
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -"-      
   | 
  
   2004   
  г.     
   | 
  
   -"-    
   | 
 
 
  | 
   6.
   
   | 
  
   Разработка
  типового 
  учебного стенда-  
   
  имитатора "Охранно- 
  пожарная сигнализа- 
  ция"                
   | 
  
   0,75 
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -"-      
   | 
  
   2004   
  г.     
   | 
  
   -"-    
   | 
 
 
  | 
   7.
   
   | 
  
   Исследование
  и раз- 
  работка эффективных 
  огнезащитных покры- 
  тий и методов их    
  нанесения на дере-  
  вянные и металли-   
  ческие поверхности  
  строительных конс-  
  трукций образова-   
  тельного учреждения 
   | 
  
   0,8
   
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -"-      
   | 
  
   2004   
  г.     
   | 
  
   -"-    
   | 
 
 
  | 
   8.
   
   | 
  
   Разработка
  методики 
  расчета параметров  
  и средств системы   
  автоматического по- 
  жаротушения оснаще- 
  ния замкнутых поме- 
  щений в образова-   
  тельных учреждениях 
   | 
  
   0,6
   
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -"-      
   | 
  
   2004   
  г.     
   | 
  
   -"-    
   | 
 
 
  | 
   9.
   
   | 
  
   Разработка
  типовых  
  комплектов малога-  
  баритного автомати- 
  зированного проти-  
  вопожарного обору-  
  дования для отда-   
  ленных сельских     
  школ                
   | 
  
   0,8
   
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -"-      
   | 
  
   2004   
  г.     
   | 
  
   -"-    
   | 
 
 
  | 
   10. 
   | 
  
   Разработка
  нормати- 
  вов и создание ти-  
  повых комплектов    
  специальных средств 
  пожарной защиты для 
  специальных коррек- 
  ционных образова-   
  тельных учреждений  
   | 
  
   1,2
   
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -"-      
   | 
  
   2004   
  г.     
   | 
  
   -"-    
   | 
 
 
  | 
   11. 
   | 
  
   Создание
  новых мо-  
  дифицированных сор- 
  бентов - специали-  
  зированных агентов  
  фильтрующих проти-  
  вогазов, адаптиро-  
  ванных для безопас- 
  ного использования  
  в образовательных   
  учреждениях по ра-  
  боте с детьми с ог- 
  раниченными возмож- 
  ностями здоровья    
   | 
  
   0,7
   
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -"-      
   | 
  
   2004   
  г.     
   | 
  
   -"-    
   | 
 
 
  | 
   12. 
   | 
  
   Разработка
  системы  
  персонального       
  (пейджингового)     
  оповещения людей (в 
  том числе слабослы- 
  шащих и глухих) о   
  чрезвычайных ситуа- 
  циях в здании обра- 
  зовательного учреж- 
  дения               
   | 
  
   0,6
   
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -    
   | 
  
   -"-      
   | 
  
   2004   
  г.     
   | 
  
   -"-    
   |