Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 4 марта 2004 г. N 19-52-221ин/19-28

 

В связи с введением второго поколения ГОС СПО в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям повышенного уровня Минобразование России направляет Рекомендации по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования повышенного уровня.

Рекомендации, направленные письмом Минобразования России от 20.10.98 N 22-52-189ин/22-23, считать утратившими силу.

 

Первый заместитель Министра

А.Ф.КИСЕЛЕВ

 

 

 

 

 

 

Приложение

к письму Минобразования России

от 4 марта 2004 г. N 19-52-221ин/19-28

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ

 

Общие положения

 

1. В соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 1995 г. N 821, среднее профессиональное образование реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования базового уровня (далее - образовательная программа базового уровня) и по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования повышенного уровня (далее - образовательная программа повышенного уровня).

2. Реализация образовательной программы повышенного уровня позволяет подготовить специалиста среднего звена более высокого уровня квалификации, чем при реализации образовательной программы базового уровня по соответствующей специальности.

Отличительными характеристиками образовательной программы повышенного уровня по сравнению с образовательной программой базового уровня являются:

- углубление профессиональной подготовки;

- усиление гуманитарной и социально-экономической подготовки;

- усиление ориентации на овладение информационно-коммуникационными технологиями в профессиональной деятельности;

- расширение возможностей образовательного учреждения по самостоятельному формированию содержания образовательной программы.

3. Образовательная программа повышенного уровня может формироваться двумя способами:

3.1. Если по специальности утверждены Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников как базового, так и повышенного уровней (далее соответственно - Государственные требования базового уровня и Государственные требования повышенного уровня), то образовательная программа повышенного уровня формируется как совокупность образовательной программы базового уровня по специальности и программы дополнительной подготовки по специальности.

При этом нормативный срок освоения образовательной программы повышенного уровня по специальности при очной форме обучения равен сумме нормативных сроков освоения образовательной программы базового уровня и программы дополнительной подготовки по соответствующей специальности. Нормативный срок освоения программы дополнительной подготовки при очной форме обучения составляет 10 месяцев.

3.2. Если по специальности утверждены только Государственные требования повышенного уровня, то по данной специальности реализуется единая образовательная программа повышенного уровня.

При этом нормативный срок освоения образовательной программы повышенного уровня при очной форме обучения определяется Государственными требованиями повышенного уровня.

4. Программа дополнительной подготовки содержит все компоненты образовательной программы среднего профессионального образования и направлена на углубление общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки специалистов среднего звена базового уровня. Минимум содержания программы дополнительной подготовки определяется Государственными требованиями повышенного уровня.

5. В рамках программы дополнительной подготовки (или единой образовательной программы повышенного уровня) реализуется одно или несколько направлений углубленной подготовки, которые предусматривают:

- освоение новых функций специалиста, связанных с усложнением видов профессиональной деятельности, или освоение новых видов деятельности;

- более детальное освоение функций специалиста, подготовка к которым осуществлялась на базовом уровне;

- освоение новых функций в смежных и иных областях профессиональной деятельности.

6. По завершении образовательной программы повышенного уровня выпускникам присваивается образовательная квалификация (далее - квалификация), отражающая более высокий уровень профессиональной подготовки по сравнению с базовым уровнем.

По каждой специальности выпускникам повышенного уровня присваивается единая квалификация вне зависимости от конкретного направления углубленной подготовки.

По специальностям технического профиля, имеющим квалификацию базового уровня "Техник", на повышенном уровне присваивается квалификация "Старший техник". По другим специальностям квалификация повышенного уровня формируется, как правило, путем добавления к квалификации базового уровня слов "с углубленной подготовкой" (например, "Юрист с углубленной подготовкой", "Бухгалтер с углубленной подготовкой", "Менеджер с углубленной подготовкой", "Диспетчер с углубленной подготовкой").

7. Получение среднего профессионального образования повышенного уровня удостоверяется дипломом о среднем профессиональном образовании повышенного уровня. Квалификация выпускника указывается в дипломе, запись о направлении углубленной подготовки производится в приложении к диплому.

8. Организация образовательного процесса по программе дополнительной подготовки (или по единой образовательной программе повышенного уровня) предполагает применение лекционно-семинарского метода проведения занятий, введение научно-исследовательских элементов в учебную деятельность студентов, расширение возможностей студентов по выбору учебных дисциплин.

9. Наличие образовательной программы повышенного уровня по каждой специальности среднего профессионального образования устанавливается Минобразованием России по предложениям министерств (ведомств) - разработчиков ГОС СПО по закрепленным специальностям, государственных органов управления образованием, профессиональных сообществ и других социальных партнеров.

10. Перечень направлений углубленной подготовки по каждой специальности устанавливается Государственными требованиями повышенного уровня.

Перечень направлений углубленной подготовки по каждой специальности является открытым и может быть дополнен министерством (ведомством), за которым закреплена специальность, при согласовании с Минобразованием России.

При необходимости введения нового направления углубленной подготовки по специальности (как правило, при наличии ходатайства предприятия (организации) - потребителя кадров) образовательные учреждения могут обращаться в министерство (ведомство), являющееся разработчиком ГОС СПО по данной специальности.

 

Технологии реализации образовательных программ

повышенного уровня

 

1. Организация образовательного процесса по образовательной программе повышенного уровня может осуществляться по следующим схемам:

- последовательная схема;

- последовательно-параллельная схема;

- интегрированная (целостная) схема.

2. Выбор схем организации образовательного процесса осуществляется образовательным учреждением самостоятельно.

3. При организации образовательного процесса по последовательной схеме реализация образовательной программы базового уровня завершается итоговой государственной аттестацией и выдачей диплома о среднем профессиональном образовании базового уровня. Выпускник базового уровня среднего профессионального образования может поступить на обучение по образовательной программе повышенного уровня. После завершения обучения на повышенном уровне и прохождения итоговой государственной аттестации по образовательной программе повышенного уровня выпускник получает второй диплом - диплом о среднем профессиональном образовании повышенного уровня.

4. При организации образовательного процесса по последовательно-параллельной схеме студент переходит на повышенный уровень в период обучения на базовом уровне и проходит итоговую государственную аттестацию один раз после завершения образовательной программы повышенного уровня с получением одного диплома - диплома о среднем профессиональном образовании повышенного уровня.

5. При организации образовательного процесса по интегрированной схеме осуществляется объединение образовательной программы базового уровня и программы дополнительной подготовки в единую образовательную программу. После завершения образовательной программы повышенного уровня выпускник получает диплом о среднем профессиональном образовании повышенного уровня.

 

Прием и перевод на обучение

по образовательным программам повышенного уровня

 

1. При организации образовательного процесса по последовательной схеме контингент студентов повышенного уровня формируется путем приема на повышенный уровень лиц, имеющих среднее профессиональное образование базового уровня. Прием на повышенный уровень осуществляется по личному заявлению поступающих на конкурсной основе в соответствии с результатами вступительных испытаний. Порядок проведения конкурса должен обеспечивать зачисление лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ повышенного уровня, если иные условия не оговорены законодательством Российской Федерации. Правила приема на повышенный уровень устанавливаются образовательным учреждением.

2. При организации образовательного процесса по последовательно-параллельной схеме контингент студентов повышенного уровня формируется путем перевода студентов, обучающихся по образовательной программе базового уровня. Перевод студентов на повышенный уровень осуществляется, как правило, на последнем или предпоследнем курсе освоения образовательной программы базового уровня. Перевод студентов на повышенный уровень осуществляется по их личному заявлению на конкурсной основе. Правила перевода устанавливаются образовательным учреждением на основе результатов текущей и промежуточной аттестации, дополнительных испытаний и т.д. Проведение конкурса должно обеспечивать перевод наиболее способных и подготовленных студентов.

При приеме на базовый уровень образовательное учреждение обязано ознакомить абитуриентов с порядком перевода на повышенный уровень.

3. При организации образовательного процесса по интегрированной схеме прием на обучение осуществляется в соответствии с порядком приема в образовательные учреждения среднего профессионального образования. При этом в заявлении о поступлении абитуриент указывает, что он поступает на повышенный уровень.

4. Получение среднего профессионального образования повышенного уровня лицами, имеющими среднее профессиональное образование базового уровня, не рассматривается как получение второго среднего профессионального образования, если среднее профессиональное образование повышенного уровня получается впервые.

 

Формирование и реализация

образовательных программ повышенного уровня

 

Особенности организации образовательного процесса по последовательно-параллельной или интегрированной схеме

1. При организации образовательного процесса по последовательно-параллельной или интегрированной схеме срок обучения в неделях по образовательной программе повышенного уровня складывается из следующих составляющих:

- срок обучения по образовательной программе базового уровня;

- срок обучения по программе дополнительной подготовки;

- длительность каникул в летний период на предпоследнем курсе обучения (после последнего курса освоения образовательной программы базового уровня).

2. При организации образовательного процесса по интегрированной схеме формируется единый (интегрированный) учебный план (на основе Государственных требований базового и повышенного уровней) на весь срок обучения по образовательной программе повышенного уровня.

При организации образовательного процесса по последовательно-параллельной схеме учебный план имеет частично интегрированный характер: осуществляется объединение завершающей части образовательной программы базового уровня (как правило, последний курс обучения на базовом уровне) и программы дополнительной подготовки.

Если Государственными требованиями предусмотрено, что в образовательной программе базового уровня и в программе дополнительной подготовки реализуется одна и та же дисциплина (например, "Математика"), то в рамках интегрированного учебного плана эта дисциплина может быть реализована как раздельно для базового и повышенного уровней, так и целостно (в форме единого непрерывного учебного курса).

3. При организации образовательного процесса по последовательно-параллельной или интегрированной схеме в состав итоговой государственной аттестации выпускников по образовательной программе повышенного уровня включаются один из видов итоговой государственной аттестации, предусмотренных для базового уровня (кроме защиты выпускной квалификационной работы), и защита выпускной квалификационной работы, предусмотренная для повышенного уровня.

Итоговая государственная аттестация выпускников, объединяющая эти виды аттестационных испытаний, проводится по завершении всего срока теоретического и практического обучения. На подготовку и проведение итоговой государственной аттестации отводится суммарный объем времени, предусмотренный Государственными требованиями базового и повышенного уровней.

4. Если выпускник, закончивший обучение по образовательной программе повышенного уровня, не прошел итоговую государственную аттестацию на повышенном уровне, но выдержал аттестационные испытания итоговой государственной аттестации, предусмотренные для базового уровня, то ему может быть выдан диплом о среднем профессиональном образовании базового уровня.

Особенности реализации направлений углубленной подготовки

1. В соответствии с Государственными требованиями повышенного уровня цикл специальных дисциплин программы дополнительной подготовки (или единой образовательной программы повышенного уровня) включает в себя одно или несколько направлений углубленной подготовки.

2. Каждое направление углубленной подготовки представляет собой содержательно целостный учебный модуль.

3. В рамках направления углубленной подготовки выделяются разделы, которые описывают относительно самостоятельные дидактические области.

4. Разделы, выделяемые в рамках направления углубленной подготовки, могут характеризоваться различной степенью единства содержания обучения. В зависимости от степени единства содержания обучения разделы, выделяемые в рамках направления углубленной подготовки, могут рассматриваться (интерпретироваться) либо как разделы одной дисциплины, либо как самостоятельные дисциплины. В рамках одного направления углубленной подготовки возможна смешанная интерпретация разделов.

Например, в направлении углубленной подготовки "Организация управления производством" разделы "Организация управления", "Организация подготовки производства" и "Организация труда" могут рассматриваться как разделы одной дисциплины, а раздел "Информационное обеспечение управленческой деятельности" как самостоятельная дисциплина.

5. Независимо от способа интерпретации разделов освоение направления углубленной подготовки рассматривается как реализация целостного учебного модуля с проведением промежуточной аттестации в форме единого аттестационного испытания.

6. Если направление углубленной подготовки обладает высокой степенью единства содержания обучения и интерпретируется как одна дисциплина, целесообразно проводить промежуточную аттестацию в форме экзамена по отдельной дисциплине. При этом внесение сведений о промежуточной аттестации по направлению углубленной подготовки в экзаменационную ведомость и зачетную книжку осуществляется следующим образом.

В графе "Наименование учебной дисциплины" указываются слова "Направление углубленной подготовки" и наименование направления углубленной подготовки в кавычках, например:

Направление углубленной подготовки "Организация управления производством".

В графе "Общее количество часов" указывается суммарный объем учебного времени, отведенного на освоение направления углубленной подготовки.

7. Если направление углубленной подготовки включает в себя разделы, имеющие достаточно разнообразное содержание, и интерпретируется как несколько самостоятельных дисциплин, целесообразно проводить промежуточную аттестацию в форме комплексного экзамена по нескольким дисциплинам. При этом внесение сведений о промежуточной аттестации по направлению углубленной подготовки в экзаменационную ведомость и зачетную книжку осуществляется следующим образом.

В графе "Наименование учебной дисциплины" указываются слова "Комплексный экзамен по направлению углубленной подготовки" и наименование направления углубленной подготовки в кавычках, например:

Комплексный экзамен по направлению углубленной подготовки "Организация управления производством".

Наименование направления углубленной подготовки указывается без выделения входящих в него разделов.

В графе "Общее количество часов" указывается суммарный объем учебного времени, отведенного на освоение направления углубленной подготовки; в графе "Оценка" - единая оценка по направлению углубленной подготовки.

8. Внесение сведений об изучении направления углубленной подготовки в приложение к диплому о среднем профессиональном образовании повышенного уровня осуществляется следующим образом.

В разделе "За время обучения сдал зачеты, промежуточные и итоговые экзамены по следующим дисциплинам" в графе "Наименование учебной дисциплины" указываются слова "Направление углубленной подготовки" и наименование направления углубленной подготовки в кавычках, например:

Направление углубленной подготовки "Организация управления производством".

В графе "Общее количество часов" указывается суммарный объем учебного времени, отведенного на освоение направления углубленной подготовки; в графе "Итоговая оценка" - единая оценка по направлению углубленной подготовки.

Академические свободы образовательного учреждения

1. Образовательное учреждение имеет право:

- уменьшать в пределах 10% объем времени, отведенного Государственными требованиями повышенного уровня на циклы дисциплин в программе дополнительной подготовки;

- использовать до 15% времени, отведенного на дисциплину федерального компонента, на самостоятельное проектирование дополнительного содержания при условии выполнения минимума содержания дисциплины, указанного в Государственных требованиях повышенного уровня;

- использовать до 20% времени, отведенного на направление углубленной подготовки, на самостоятельное проектирование дополнительного содержания при условии выполнения минимума содержания направления, указанного в Государственных требованиях повышенного уровня.

2. Образовательное учреждение имеет право выбирать одно или несколько направлений углубленной подготовки из перечня, указанного к Государственных требованиях повышенного уровня. При подготовке за счет бюджетных средств студенты одной учебной группы могут обучаться не более чем по двум направлениям углубленной подготовки. При обучении студентов одной учебной группы по двум направлениям углубленной подготовки группа разделяется на две подгруппы.

3. В Государственных требованиях повышенного уровня выделяется резерв учебного времени в рамках цикла специальных дисциплин программы дополнительной подготовки. Образовательное учреждение имеет право использовать этот резерв на увеличение объема времени, отводимого на инвариантную специальную дисциплину, и (или) на направление углубленной подготовки, и (или) на формирование дополнительных специальных дисциплин.

4. В Государственных требованиях повышенного уровня время, отводимое на дисциплины по выбору программы дополнительной подготовки, дается единым блоком без распределения по циклам дисциплин. Образовательное учреждение формирует дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением, и самостоятельно распределяет их по циклам дисциплин.

5. Образовательное учреждение самостоятельно определяет перечень и содержание факультативных дисциплин.

6. В случае самостоятельного формирования содержания регионального (национально-регионального) компонента образовательное учреждение имеет право использовать отведенное на него время:

- на дисциплины регионального (национально-регионального) компонента;

- на увеличение времени дисциплин федерального компонента;

- на введение дополнительных дисциплин.

Особенности организации курсового проектирования (выполнения курсовой работы) по специальным дисциплинам программы дополнительной подготовки:

1. Образовательное учреждение может запланировать выполнение курсового проекта (курсовой работы) либо по инвариантной специальной дисциплине, либо по направлению углубленной подготовки.

2. Если выполнение курсового проекта (курсовой работы) осуществляется по направлению углубленной подготовки, то курсовой проект (курсовая работа) должен охватывать направление углубленной подготовки в целом, а не отдельные разделы. При внесении сведений о защите курсового проекта (курсовой работы) в приложение к диплому о среднем профессиональном образовании повышенного уровня в разделе "Курсовые проекты (работы)" указывается наименование направления углубленной подготовки.

 

Открытие образовательных программ повышенного уровня

 

1. Открытие образовательных программ повышенного уровня осуществляется в соответствии с кадровой потребностью в специалистах со средним профессиональным образованием повышенного уровня, определяемой на основе заявок предприятий (организаций) - потребителей кадров, государственных органов исполнительной власти, служб занятости населения.

2. Основным видом образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы повышенного уровня, является колледж. Открытие образовательных программ повышенного уровня в колледже осуществляется в установленном порядке на основании результатов лицензирования.

3. Открытие образовательных программ повышенного уровня в техникуме (училище) может осуществляться по согласованию с учредителем, как правило, по 1 - 2 специальностям.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024